13:04 , 30 декабря 2015

Представление физическими лицами отчетности о движении денежных средств в зарубежных банках

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с 1 января 2015 года обязал физических лиц, являющихся валютными резидентами, предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств по счетам и вкладам в зарубежных кредитных учреждениях. Однако, несмотря на то, что такая обязанность была закреплена еще год, в действительности эта норма на практике не работала, так как отсутствовал разработанный порядок предоставления такой отчетности. Устраняя указанный пробел законодательства, Правительство Российской Федерации 12 декабря 2015 года утвердило Постановление № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее — Правила). При этом необходимо отметить, что до 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах предоставляли в налоговые органы исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели. Ранее физические лица-резиденты обязаны были лишь уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в иностранных банках. Учет и контроль за предоставлением отчётности физическими лицами-резидентами Правительство Российской Федерации возложило на Федеральную налоговую службу.

Для того чтобы понять вновь утвержденный порядок предоставления отчетности, необходимо в первую очередь понять — каких физических лиц действующее валютное законодательство называет резидентами. Так, согласно ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с Правилами физические лица — резиденты должны предоставлять в налоговые органы в одном экземпляре отчет о движении денежных средств в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно. Правила устанавливают три способа предоставления отчёта о движении денежных средств в налоговый орган. Первый — это предоставление такого отсчёта в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В таком случае отчет должен быть подписан усиленной неквалифицированной электронной подписью. Второй — предоставление отчета о движении денежных средств на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем непосредственно в налоговый орган. На одном из экземпляров, который физическое лицо-резидент оставляет у себя, налоговым органом делается соответствующая пометка о его принятии. Отчет также может быть направлен в налоговый орган заказным письмом с уведомлением о вручении.

Порядок особенно оговаривает случаи истребования налоговым органом дополнительных документов. Так, в соответствии со ст. 8 в целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица — резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление). Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения. Обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

Анализируя вышеуказанный порядок, возникает закономерный вопрос — существует ли какая-либо ответственность за непредставление отчета о движении денежных средств физическим лицом-резидентом в налоговые органы? Так, с 1 января 2016 в отношении граждан-физических лиц будет действовать административная ответственность в виде штрафа за несоблюдение порядка и сроков представления отчётности по валютным операциям, а также отчетов о движении денежных средств за границей. Так, например, за несоблюдение порядка представления отчётности грозит штраф размером 3 000 рублей, а за повторное нарушение порядка — 20 000 рублей. при этом необходимо отметить, что действующее сегодня законодательство не предусматривает уголовной ответственности.

Таким образом, в 2015 году в области налогового законодательства произошли значительные изменения для физических лиц. Если еще год назад граждане могли беспрепятственно открывать банковские счета за границей, откладывая деньги на ведение бизнеса или даже на обучение в иностранном вузе, то сегодня произошли значительные изменения. Отныне физические лица обязаны представлять в налоговые органы отчет о движении денежных средств за границей, что призвано решить проблему налогообложения их доходов за рубежом. В противном случае, они могут быть привлечены к административной ответственности. Такие правила появились не на пустом месте. Правительство Российской Федерации время от времени проявляет пристальное внимание к активам наших граждан, находящихся за границей. Действительно, сегодня сложилась непростая ситуация. С одной стороны, отечественные банки не всегда могут получить софинансирование своей деятельности из-за рубежа. С другой стороны, международные обязательства Российской Федерации составляют миллиарды долларов США. Выходом из такой непростой финансовой и экономической ситуации является ограничение оттоков финансов и инвестиций в зарубежные страны. Безусловно, такое нововведение в первую очередь затронет интересы состоятельных граждан.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире