19:32 , 07 мая 2014

Закон о приравнивании блогеров к СМИ


Совет Федерации решил улучшить закон о приравнивании блогеров к СМИ.

Насколько данный законопроект соответствует Конституции РФ?  И применим ли будет закон на практике?

     Согласно законопроекту № 428884-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (далее по тексту – Закон о блогерах), блогеры, у которых на персональном сайте или странице в социальных сетях зафиксированы более 3000 посещений в сутки, вносятся в определенный реестр и приравниваются к СМИ. Таким образом, владелец блога будет обязан проверять достоверность размещаемой информации, выполнять правила предвыборной агитации, не распространять сведения о частной жизни граждан и экстремистские материалы, а также указывать возрастные ограничения для пользователей.

     Принятый законопроект также обязывает физических и юридических лиц уведомлять Роскомнадзор о начале передачи информации в интернете и в течение полугода хранить в сети данные о передаче информации. Данные правила не касаются тех, кто является организатором распространения информации в интернете, но использует сайты в личных, домашних и семейных целях.

Однако возлагая на блогера ответственность за проверку достоверности общедоступной информации до ее размещения и требуя от него соблюдения законодательства, регулирующего порядок распространения массовой информации, закон, тем не менее, не предоставляет и не может предоставить блогерам права, аналогичные правам журналистов. В частности, право на предоставление информации, право на псевдоним, право на нераскрытие источника информации.

     Фактически блогер по ряду позиций приравнивается к СМИ, что также не совсем правильно. СМИ выполняет, в частности, функцию формирования общественного мнения, а интернет является в первую очередь средством общения и коммуникации.

     Необходимо также отметить, что Закон о блогерах ограничивает их право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), а также конституционную свободу искать, получать, передавать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). При этом неясно, для защиты каких конституционно значимых ценностей, вводятся подобные ограничения. В то же время, нормы Закона расширяют поле для недобросовестных действий должностных лиц государственных органов в отношении граждан и юридических лиц, чьим правам и законным интересам может быть нанесен серьезный ущерб.

     Проблема состоит в том, что Закон о блогерах содержит определенные неточности. В частности, под блогером в данном Законе понимается владелец любого сайта или страницы сайта в сети интернет, если этот сайт посещают три тысячи и более посетителей в день. При этом содержание страницы или сайта не имеет значения, его владелец автоматически становится блогером. Это означает, что сайт Государственной Думы РФ, магазина игрушек или автомобильных запчастей, также является блогом при посещении его более чем тремя тысячами пользователей. Становится очевидным, что понятие блогер является недостаточно определенным и нечетко сформулированным.

     Еще одной проблемой является то, что в соответствии с данным Законом блогеров обязывают хранить большое количество информации, к тому же за свой счет. Однако в этом случае при взломе сайта можно будет получить доступ к огромному количеству личных данных, что нарушает Конституцию РФ, а также законодательство РФ о защите персональных данных.

    Закон о блогерах имеет серьезные дефекты, нарушает конституционные права и свободы граждан. Исходя из этого недопустимо принятие данного Закона в том виде, в котором он существует на данный момент.

 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире