Оригинал — Adme.ru

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире. AdMe.ru удивлен его особенностями.

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

  • Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

  • Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
  • транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

  • 1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

  • 3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

  • 7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

  • Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Автор: Наталья Киреева

Смотрите также:
Школа без компьютеров
Когда учитель — мастер своего дела

Оригинал

Комментарии

418

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

andrey_jurist 23 января 2015 | 01:09

О, боже... Уважаемая Финляндия, вы возьмете моего пацана на время учебы?.. А то у нас ему уже скучно (9 лет), говорит, что всё тупо...


myxamop 23 января 2015 | 01:45

andrey_jurist: да, те финские студенты которые у меня работали были весьма неплохи в плане сообразительности... либеральненькая система, но как то работает


melnikov_ivan_85 23 января 2015 | 01:53

andrey_jurist: Советую Школу-интернат им. А.Н. Колмогорова. По качеству физ-мат образования Вы не найдете даже близко ни в Финляндии, ни в Европе. Учеба и проживание в общежитии бесплатные. Поступать в него можно вроде с 7 класса. Экзамены очень сложные. Если сейчас начнете готовить, то к 7 классу есть шанс поступить.


vantok66 23 января 2015 | 02:02

melnikov_ivan_85: Вы ещё в детский сад экзамены введите и в роддом, за одно. Сами то не понимаете идиотизм экзамена для ребёнка в 12-13 лет только для того, что бы учиться в 7-м классе?


melnikov_ivan_85 23 января 2015 | 02:12

vantok66: Нет, не понимаю. Объясните мне. Преподавателей мирового уровня на всех 10 млн. школьников не хватает. К ним очередь как бе...


vantok66 23 января 2015 | 05:00

melnikov_ivan_85: Как в Японии не знаю, но в США, АНглии и Германии эти школы НЕГОСУДРСТВНННЫЕ!!! И сами решают на входе, что м нужно, кроме оплаты учёбы. В государственной школе в этих странах никакого экзаменана входе быть не может. В России в государственную и муниципальную школу, где учёба уже оплачена налогоплательщиком, Вы поддерживаете абсолютно коррупционную схему проведения экзаменов, ни как не связанную со стандартной школьной программой. А внутри лучших школ в упонмянутых Вами странах больше всё идёт похожим на Финляндию образом, а не на казарменный советский стиль. Я заканчивал физико-математическую школу в самом начале 80-х годов и знаю, о чём говорю


katz_feldkurat 23 января 2015 | 11:07

vantok66:
При чём тут налогоплательщики? В таких школах, по усложнённой программе могут учиться далеко не все, для того и сдают экзамены, чтобы выявить кто эту программу потянет, а, если не потянет, то не нужно насиловать ребёнка, а также зря расходовать "деньги налогоплательщиков". Бывает, что родители ради своих амбиций устраивают детей в «престижные» школы, используя свои возможности, но если дети не тянут, то ничем хорошим это не кончается ни для самих детей, ни для тех, чьи места они занимают. Дети, занимающие призовые места на респбликанских и международных Олимпиадах – это настоящая интеллектуальная элита, и не надо стесняться создавать им особые условия, я имею в виду, конечно, специальные программы, специализированные школы, но не понты в смысле: вот мы тута белая кость, а остальные – быдло. Средний уровень образования, конечно, имеет значение. Важно не противопоставлять эти два вида образования друг другу. Лобачевских вообще мало в природе, но быть просто хорошим инженером или токарем – не позор.


vantok66 25 января 2015 | 04:56

katz_feldkurat: А кто запрещает, тольк сейчас директоров таких школ почему то сажают, а преподавателям вузов запрещают в таких школах работать, т.к. у них непедагогическое образование. Не с той стороны смотрите.


vantok66 26 января 2015 | 01:09

katz_feldkurat: Школе нужна не усложнённая программа, а умение научить массового среднего ученика уровню компетенций, которые позволят ему быть самостоятельным в дальнейшей учёбе и жизни. И абсолютно невеликая заслуга хорошо учить более сложным, чем средние, вещам, тех детей, которые учится хотят и могут и для того собрались в разных там ФМШ. Это не достижение и не заслуга. Я там и учился и работал. Поступление туда - это отдельная и смешная и трагическая тема, но это точно дурацкий процесс. А настоящие гении - учителя точно не там, а в школах, где извернуться надо, что бы детям умудриться что то вложить. Места на олимпиадах - это не показатель качества образования. Покказатель качества системы образования - это результаты постоянных исследований в масовом секторе образования, которые у нашей страны , к сожалению - неблестящие.


melnikov_ivan_85 23 января 2015 | 11:25

vantok66: Даже не собираюсь комментировать этот бред про коррупционную схему и деньги налогоплательщиков.


vantok66 25 января 2015 | 04:54

melnikov_ivan_85: Вот теперь бред у Вас. Во всех перечисленных вами странах на отсутствии коррупции и прозрачности финансирования и держится система образования. Именно из неё и вытекает невозможность дополнительных экзаменов, да ещё и сверх программы только для того, что бы учиться в государственной или муниципальной школе. В частном секторе, финансирование кторого не всегда осуществляется только за счёт средств, какие угодно можно проводить экзамены (если законодательство не утверждает обратного), что и делается. В нашей же стране это не экзамены, а кормушка для принимающих и посредников. По иному эты выгладит только для некомментирующих, но далёких от работы внутри самой системы образования. Еще раз напомню, ФМШ я и заканчивал и работал в ней. Не надо мне со стороны вешать лапшу на уши о том, что теоретически у Вас в голове.


melnikov_ivan_85 23 января 2015 | 02:14

vantok66: И, кстати, в лучшие школы США, Англии, Германии и Японии школьникам тоже нужно сдавать вступительные экзамены. Вот такие они все "идиоты".


andrey_jurist 23 января 2015 | 22:05

melnikov_ivan_85: спасибо! А как готовить? Репетитора по математике брать?


melnikov_ivan_85 23 января 2015 | 02:21

Рейтинг от TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), Бостон, по оценке качества математического и естественнонаучного образования по странам.
Результаты учащихся 8 класса по математике (2011 год):
1. Республика Корея Южная Корея 613 (2,9)
2. Сингапур 611 (3,8)
3. Республика Тайвань 609 (3,2)
4. Гонконг 586 (3,8)
5. Япония 570 (2,6)
6. Россия 539 (3,6)
7. Израиль 516 (4,1)
8. Финляндия 514 (2,5)
9. США 509 (2,6)
10. Англия 507 (5,5)
ru.wikipedia.org/wiki/TIMSS
Еще учтите, что нам эту статистику портит Северный Кавказ. Чечня находится на последнем месте среди всех субъектов РФ по качеству математического образования. Дагестан и Ингушетия тоже традиционно далеко в конце.


vik_meister 23 января 2015 | 05:18

melnikov_ivan_85:
Вас стало что то слишком много. Вся лента пестрит, только ваше мнение в разных вариациях и под разным соусом.

- А можно вопрос? Вот он выучился математике человек в России, (хотя тема касается не математики, вашей любимой и столь же вами любимой России, а ВСЕОБЩЕГО школьного образования в Финляндии) Ну да ладно.

Так вот выучился он математике и что? Мне трудно судить, как то перестал понимать немного русского человека. ОК, возможно он даже на приличном уровне специалист и что ему делать? Что в России есть научные центры, фундаментальная и отраслевая наука? Кто его кормить будет зарплату платить, лаборатории и прочее создавать? И вообще, специалисту по высшей математике разве есть в стране работа? Нефтью торговать, или в банке сидеть, или где?
То есть он уедет за границу? А языковая проблема, ментальная, другие стандарты и условия жизни? И потом ему же никто просто так условий для работы не создаст, человеку самому нужно будет проявить чудеса в вживления в другую среду. А ведь он просто хочет делать любимое дело и всё. Не проще ему тогда учиться сразу математике в Европе? И диплом, соответствует стандарту и с языком проблем нет и возможности для работы и жизни в любом конце мира, по желанию? ( мой ребенок закончил универ Германии по высшей математике со званием Мастер)

Или он должен изначально учиться в России, с ориентацией не отвал? Вот стану классным спецом и свалю из России в другую страну работать, достижения достигать и деньги зарабатывать. Так что ли?


erast_fandorin 23 января 2015 | 06:44

Что тут говорить, другая планета! Даже нет никакой надежды, что в обозримом будущем наши Фурсенки-Ливановы начнут двигать образование в правильном направлении...


alex53 23 января 2015 | 11:09

Зато финны точно не знают, как считать коэффициенты "качества знаний" и "обученности"..
Как бы закрыть наши роно и Академию пед наук..


swetby 24 января 2015 | 07:52

В очередной раз можно согласиться с Леонидом Парфеновым, что для России проклятый не вопрос не "Кто виноват?" и "Что делать?", а "Почему мы не Финляндия?".


mamuka_sachinava 24 января 2015 | 10:52

.что-то невероятное! Хочу чтобы мои дети вот так именно и обучались.


odegla Лидия Одегова 26 января 2015 | 15:07

В Финляндии образование слегка эволюционировало с момента обретения ею независимости. А до того оно не отличалось от российского. Если бы не наши ррреволюционные пертрубации и погоня за показухой - было бы и у нас образование не хуже финского. Главное - уважение учительскому труду. В России учителя обслуживала кухарка, а сейчас за мытьё подъездов платят больше,чем за учительский труд. Воюем за территории, заселим их неучами, они и сегодня преобладают.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире