Всякий раз, когда выходит статистика  по госдолг, у меня портится настроение. Что не удивительно. Судите сами.

Минэкономразвития сообщает нам, что общий объем госдолга на 1 мая 2013 года составил почти 6,46 трлн. рублей. (Источник — http://bonds.finam.ru/news/item28F24/)         

Произведя несложные подсчеты, можно понять, что за 2013 год государству (при условии сохранения существующих ставок денежного рынка и обменного курса) придется заплатить по этому долгу 260,8 млрд. рублей процентов. Подробности в табличке:

показатели

объем госдолга млрд. руб.

проценты (оценка)

% уплаченные в млрд. руб. ежегодно (оценка)

всего госдолг

на 1 мая 2013 года

6 466,90

 

260,80

в т.ч. рублевый

1 557,71

6,50%

101,25

валютный

4 909,19

3,25%

159,55

 

Одновременно с этим, Минфин порадовал нас данным о размещении средств фонда национального благосостояния (ФНБ) и резервного фонда (РезФ) за первые 4 месяца 2013 года, каковые на ту же дату составили почти 5,4 трлн. рублей. И мы даже получили за январь апрель доход в общем объеме 19,3 млрд. рублей (Источник — http://bonds.finam.ru/news/item28BD9/default.asp)

Но если постараться вникнуть какова же доходность размещения средств, то результат превзойдет все ожидания. См. еще табличку.

показатели

объем млрд. руб.

Доходы от размещения фактически полученные за январь-апрель 2013 года

Фактически полученные доходы в пересчете на % годовые

условная сумма % в целом за 2013 год

всего ФНБ и РезФ на конец апреля

5 380,73

19,34

 

77,36

в т.ч. Резервный фонд (РезФ)

2 652,94

5,73

0,86%

22,92

Фонд национального благосостояния (ФНБ)

2 727,79

13,61

2,00%

54,44

Иными словами, занимаем средства под 3-6% а размещаем их меньше 1%. В результате получаем следующий весьма примечательный результат.

Опять табличка, суммирующая две предыдущие:

 

Масштаб бедствия по 2013 году

Млрд. рублей

проценты полученные, оценка

77,36

проценты уплаченные оценка

260,80

разность

— 183,44

 

 

Вполне понятно, что заняли мы больше, чем размещаем. И учитывая существующую на рынке разницу ставок, в плюс выйти при таких условиях никак не получится. Но вопрос состоит в другом: нужно ли при такой ситуации (которая, кстати, сложилась не сегодня и не вчера – а 20 лет почти не меняется) гонять себе в убыток именно 6,5 трлн. рублей. Может быть, исходя из соображений здравого смысла, погасить триллиона 4 или даже 5, сдуть долговой пузырь и сэкономить при этом ежегодно миллиардов 150-160.

Что кстати составит ни много ни мало – 25-30% утвержденного бюджетного дефицита на 2013 год, который составляет 521 млрд. рублей (источник http://www.vestifinance.ru/articles/26428).

Вот собственно о здравом смысле и хочется поговорить в этой связи.

Если бы в данной ситуации речь шла о бюджете коммерческой организации, то вывод был бы очевиден – за такую финансовую политику надо выгонять к чертям собачьим всех финансистов. А ещё дать поручение службе безопасности проверить их на предмет личной заинтересованности. Ну так, на всякий случай.

Но речь идет, к сожалению, о госфинансах, где еще и не такое встретишь. При всем при том, я почти уверен, что ни грамма коррупции тут нет. Просто потому что Правительство в целом и Минфин в частности тоже ведут себя рационально, и пишут законы так, чтобы было удобно работать. А с законами ведь как – один писали поручению президента,  другой — в рамках очередной политической компании, третий — при царе Горохе и уже никто не помнит зачем. У каждого закона в разное время были свои лоббисты, которые, разумеется, преследовали свои локальные цели. Многих из них уже и на госслужбе нет. А последствия есть. И стоимость их видна невооруженным глазом.    

Найдутся, конечно, конспирологи, которые со знанием дела скажут: ну это всё не просто так, мировая закулиса манипулирует правительством и заставляет так себя вести. Получается, что-то вроде дани Золотой Орде в переложении на современные реалии.  Я, грешным делом, и сам раньше так думал. Но теперь мне отчего-то кажется, что закулиса еще в бой и не вступала: мы сами в последние 20 лет обнаружили немалые таланты по созданию нерациональных финансовых схем и глупых управленческих решений. Как говорится, при таких друзьях и врагов не надо.

Надо признать, что это не самая большая беда наших госфинансов, но она очень характерная и хорошо наблюдаемая. Потому что, чтобы ликвидировать сложившийся перекос в долговой и инвестиционной политике нужно не просто аннулировать пару депозитов и купить/продать облигации. Нужно перестроить и оздоровить систему гос. управления в целом, а это сегодня крайне тяжело. Но зато у избирателя есть четкий критерий – пока с государственными долгами и депозитами ситуация сохраняется «как есть» — значит «все по-прежнему». И отдельные улучшения системы гос. регулирования экономики, рекламируемые по телевизору, не стоит принимать уж слишком всерьез.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире