15:10 , 14 января 2021

Рекомендации РАН по обеспечению роста экономики России

В статье «Россия без будущего: провал стратегии развития» аудитор Счетной Палаты РФ Ю.М. Воронин пишет: доля России в мировом ВВП сократилась с 9% в 1990 году до сегодняшних 2%. По его мнению, в экономическом развитии мы безнадежно отстали. И процесс отставания продолжается.

В этой связи представляются актуальными «Рекомендации Российской Академии наук по обеспечению роста экономики России», проект которых недавно опубликован на сайте академика Нигматулина Р.И.

Рекомендации разработаны Рабочей группой при «Научно-координационном совете РАН по проблемам прогнозирования и стратегического планирования по обеспечению роста экономики России». Руководитель Рабочей группы – Р.И. Нигматулин, я – ее секретарь. Рекомендации включают в себя 8 разделов. Ниже даны выдержки из разделов о налогах и таможне, о природной ренте и об оффшорах. Надеюсь, эта информация будет интересна и полезна читателям «Эха Москвы».

Налоговая система России нуждается в совершенствовании

Главная причина отсутствия экономического роста состоит в том, что в России производить невыгодно из-за высоких налогов с предприятий и, как следствие, отсутствия инвестиций. Это бремя необходимо уменьшать, перемещая его на сверхдоходы физических лиц и их дорогую собственность.

Показательно сравнение налоговой нагрузки на рабочую силу и предприятия в России и США. У них прогрессивная шкала подоходного налога ранжируется от 0% до 37%, при этом зарплата работников менее 1 тыс. долл. месяц налогом не облагается. У них социальные сборы составляют 13%, а у нас 30%. У них налог с продаж в разных штатах от 6 до 9%, а у нас НДС – 20%. У них нет налога на имущество предприятий, а у нас он – 2,2%. У них расходы до 2 млн. долл. в год на приобретение оборудования уменьшают налоговую базу прибыли, у нас – нет. В результате налоговая нагрузка на предприятия у нас 3 раза тяжелее, чем в США…

…Прогрессивная шкала налогообложения доходов и имущества – обязательное условие роста рыночной экономики. Она позволяет сбалансировать экономику, поддерживая покупательский спрос и инвестиционный потенциал, смягчая аномальное экономическое неравенство. Об этом свидетельствует опыт всех развитых и развивающихся стран.

Расчеты ученых РАН показывают, что если бы в России в последние 20 лет была такая же прогрессивная шкала налогообложения, как в среднем в ЕС, то за счет повышения спроса ВВП России стал бы более чем на 30% выше существующего».

Огромные потери несет Россия из-за «дыр» на таможне

…Данные Федеральной таможенной службы об экспорте и импорте России отличаются от данных стран-партнеров соответственно об их импорте из России и их экспорте в Россию в 2 раза и более. Например, в 2019 году Россия поставила в США товары 27 группы (нефть, газ и др.) на сумму 6,9 млрд. долл., а США получили эти же товары из России на 13,8 млрд. долл., т.е. в два раза больше.

Потери бюджета из-за недополученных таможенных пошлин, акцизов и НДС при экспорте и импорте исчисляются десятками миллиардов долларов.

Необходимо обязать Федеральную таможенную службу выявлять разницу своих данных и данных, предоставляемых странами-партнерами. При наличии существенных расхождений – принимать соответствующие меры.


Необходимо повысить эффективность изъятия природной ренты.

В разные годы доля нефтегазовых доходов в Федеральном бюджете варьировалась от 36 до 51%, а по итогам 2018 года составила 46%, а именно – 9 трлн. руб., в том числе НДПИ на углеводороды – 6 трлн. руб. и таможенные пошлины – 3 трлн. руб.

Расчеты показывают, что если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении в 2018 году осталось бы 17 трлн. руб, т.е. почти в два раза больше, чем при нынешнем положении. Таким образом, доходы Федерального бюджета-2018 могли бы быть больше на 8 трлн. руб., т.е. на 43%. А консолидированный бюджет вырос бы на 20%.

Взаимоотношения государства и добывающих компаний должны строиться на основании сервисных контрактов, которыми предполагается, что добытые природные ресурсы, в том числе нефть и газ, право на добычу которых предоставляется компаниям по конкурсу, должны оставаться в собственности государства. А компании должны получать плату за единицу разведанного и добываемого сырья. На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны.

…Необходимо существенно снизить цены на бензин, мазут, газ, электроэнергию, удобрения на внутреннем рынке за счет вывода из этих цен паразитических издержек, потерь от неэффективного менеджмента и избыточных налогов. Это повысит конкурентоспособность российской экономики и благосостояние населения.

О проблеме деофшоризации.

Есть указание Президента России: срочно пересмотреть все имеющиеся налоговые соглашения России с другими странами и самые невыгодные из них – переделать или вообще расторгнуть. И вот уже переделано соглашение с Кипром. На очереди – соглашение с Мальтой. Сообщено о намерении расторгнуть наше соглашение с Нидерландами.

Офшорные юрисдикции из мирового финансового оборота стремительно выпадают. Необходимое пояснение: оффшорными эти страны и территории считались потому, что они отказывались обмениваться налоговой информацией – относительно иностранных граждан, складирующих в них свои капиталы и доходы – со странами, откуда происходят эти граждане. Теперь такие страны как Панама, Швейцария, Кипр, Мальта, острова Джерси и Гернси, остров Мэн, Бермуды и Багамы уже не оффшоры. Теперь все они вынужденно заключают со всеми развитыми странами специальные соглашения об обмене налоговой информацией. И по этим соглашениям они становятся «прозрачными» для налоговых органов этих стран.

Среди развитых стран, интересующихся налоговым контролем в отношении своих граждан и заключающих с этой целью соглашения с этими бывшими оффшорными юрисдикциями, отсутствует Россия. Дело в том, что во всех международных соглашениях подобного рода есть одна существенная оговорка: ни одна страна не может требовать от другой страны предоставления сведений, которые не являются обязательными по законодательству страны, запрашивающей такую информацию. Так вот – чтобы запросить такую информацию из другого государства, надо, чтобы закон требовал ее предоставления в своем государстве. А у нас закон этого совсем не требует!

Для России эти страны по-прежнему остаются офшорами – т.е. необходимой информации от них мы получить не можем.

Между тем, Россия находится на четвёртом месте в рейтинге стран по доле ВВП в офшорах – у нас там находится 46% ВВП. Впереди нас Объединённые Арабские Эмираты, Венесуэла ВВП и Саудовская Аравия.

Иностранцам принадлежит не менее 65% крупной российской собственности, в том числе в энергетическом машиностроении – 95%; в цветной металлургии – 76%; в чёрной металлургии – 67%; в железнодорожном машиностроении – 75%; в химической промышленности – 50% и т.д. Добыча почти всех полезных ископаемых, в том числе нефти и газа – также управляется в основном из офшоров.

Крупнейшие сельхозпроизводители (такие как «Мираторг», «Продимпекс», «Русагро» и др.) и почти все торговые сети зарегистрированы в иностранной юрисдикции.

Российские предприятия надо переводить под российскую юрисдикцию. График такого перевода может быть разработан в течение полугода. И в течение 1–2 лет этот график должен быть выполнен.

Реализация этой меры позволит существенно увеличить инвестиционный потенциал и увеличить доходы госбюджета на 5 – 6 трлн руб. ежегодно.

Решению проблемы могли бы способствовать совершенствование системы подоходного налогообложения и ратификация Статьи 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции». Конвенцию Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20.

Многие предлагаемые меры по совершенствованию налоговой и таможенной систем, повышению эффективности природной ренты несут риски, и их следует реализовывать поэтапно и с коррекцией в течение нескольких лет с привлечением к руководству специалистов. Но только это позволит кардинально улучшить предпринимательский и инвестиционный климат России, в 2 раза снизив налоги на предприятия. Только так повысится платежеспособный спрос, а госбюджет получит дополнительные доходы в размере до 8 трлн руб. в год. Это позволит удвоить расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и поддержку наименее защищенных групп населения, что, помимо решения социальных проблем, будет также повышать покупательский спрос.

 





Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире