13:31 , 17 декабря 2017

Почему не развивается промышленное производство в России? (продолжение 1)


Продолжаю статью, опубликованную в моем блоге 16.12.17. В связи с некоторыми критическими замечаниями читателей предлагаю несколько аксиом, которые объяснят мою позицию и с которыми, надеюсь, согласятся мои критики:

— если продукцию никто не покупает, то производство хиреет. Главное условие экономического роста – наличие платежеспособного спроса населения;

— рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Если в торговле, в охране, в сфере услуг, в  добывающих и других отраслях работать выгодней, чем на производстве, производство постепенно исчезнет;

— бытие определяет сознание. Если можно быть уверенным, что налоговый инспектор тебя не  спросит «Откуда дровишки?» и не попросит доказать соответствие расходов доходам, коррупция и криминал неизбежны;

— если существующие условия не позволяют заработать на жизнь честным путем, криминал и  коррупция также неизбежны;

— чем меньше хлеба, тем выше бдительность. Если у честных людей, находящихся во власти, экономика не растет и народ высказывает недовольство их правлением, они забывают о своих принципах, на выборах предлагают «голосовать сердцем» и  мухлюют при подсчете голосов.

Итак, продолжаю.

Борьба с  бедностью и экономическим неравенством – важнейшее направление налоговой политики

Несколько международных аналитических центров объявили, что именно Россия лидирует в  списке самых неравных экономик в мире.[1] Консалтинговая компания New World Wealth ранее подсчитала, что в РФ почти две трети (62%) благосостояния находится в распоряжении долларовых миллионеров, более четверти (26%) – у миллиардеров. И по экспертным оценкам, это худший результат среди основных экономик мира.

Специалисты Credit Suisse тоже присудили России первое место в рейтинге наиболее неравномерных экономик мира. По их подсчетам, 1% населения РФ владеет 74,5% благосостояния страны. На втором месте была Индия, где в руках 1% жителей находилось 58,4% богатства страны, на третьем Таиланд – 58%.

Однако вне зависимости от того, как оценивать положение России в глобальных рейтингах, сама тенденция в стране пока негативная. Если брать продолжительный промежуток времени, то видно, что в России нарастает социальное неравенство. Так, в 2000-м коэффициент Джини в РФ был на уровне 0,395, а в 2015-м уже 0,412 по Росстату.

Растет и  коэффициент фондов, который указывает на соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Если в 2000 году разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составлял в России 13,9 раза, то в 2015-м уже 15,6 раза.

Россия – одна из немногих стран с «плоской» шкалой подоходного налога (13%) и отсутствием необлагаемого налогом минимального дохода. Между тем, расчеты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности[2]. Объяснение – очень простое. Если у большинства населения нет денег, то  нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые хранят свои средства за  рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует российскому производству и росту ВВП.

Именно прогрессивная шкала позволяет перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и за счет собранных налогов обеспечивать достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Например, в США подоходный доход составляет почти половину бюджета, а у нас – около 10%. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше 400 тыс. долл. Заметим, что с 1951 по 1964 год максимальная ставка налога с доходов в  США была равна 91%.

Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России) применяют прогрессивную шкалу.

Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Применяют ее и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в  развитых странах. Например, необлагаемый налогом доход одиночки в Германии составлял в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., в США – 45 тыс. руб./мес., во Франции – 32 тыс. руб./мес., в Китае – 35 тыс. руб./мес. По  данным ВЦИОМ в 2016 г. медианная зарплата на руки в России составляла 26,5 тыс. руб., т.е. половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская или китайская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы  немецкая или США – 70-80%.

Единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% установлена гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. До этого действовали три ставки, которые применялись в зависимости от размера совокупного дохода. Ставка 13% действует и в настоящее время, и что-то менять правительство не собирается. Например, 13 января 2017 г. глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин на Гайдаровском форуме заявил: «Серьезного изменения налогообложения для физических лиц не предполагается. Прогрессивная шкала НДФЛ в министерстве не обсуждается».

Сторонники «плоской» шкалы утверждают, что ее введение дало положительный эффект для бюджета. Но есть и другие мнения.

Мнение Счетной палаты РФ: «Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в  результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и  регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов. Так, с 2001 г. по  2003 г. поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились в 1,8 раза. Денежные доходы населения в этот период возросли в 1,8 раза, начисленная среднемесячная заработная плата на  одного работника – в 1,9 раза… Целесообразно вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, установить ставки подоходного налога, возлагающие повышенную налоговую нагрузку на крупные доходы»[3].

Мнение Всероссийского центра уровня жизни: «При введении в 2001 г. одного из  самых низких в мире уровней налогообложения личных доходов по ставке, не  зависимой от их размеров, высказывались доводы об ожидаемом расширении налогооблагаемой базы за счет вытаскивания на «свет» денежных доходов состоятельных и богатых налогоплательщиков и, как следствие этого, увеличении доходов казны. Оказалось, что эти доводы не выдерживают испытания практикой. Абсолютный прирост сумм налога произошел, но не в связи с принятием единой ставки. Он обусловлен введением в этот период налогообложения доходов военных, сотрудников милиции и ряда других категорий населения. Что же касается влияния плоской шкалы на легализацию «черных» доходов, то этого не происходит. Те, кто не платил по ставке 60% в 1992 г., 35% в 1997 – 1998 гг., 20 – 30% в  1999 – 2000 гг., не платят со всех сумм доходов и по ставке 13%. Между тем в  других странах состоятельные граждане сполна платят и по более высоким ставкам, достигающим 70%...»[4].

Совершенствование подоходного налога и связанная с ним реформа оплаты труда — одно из  обязательных направлений промышленной политики. При этом, по мнению ученых Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, «необходимой предпосылкой является осознание того, что рыночная реформа заработной платы и  сопутствующие ей изменения – это не борьба с бедностью, а борьба за  эффективность производства»[5].

Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу со следующими ставками (см. табл.):

     Годовой доход, руб.

Ставка налога

до 240.000 (20 тыс. руб./мес.)

0%

свыше 240.000 до 3.000.000 (250 тыс. руб./мес.)

13%

свыше 3.000.000 до 12.000.000 (1 млн. руб./мес.)

30%

свыше 12.000.000 млн. руб.

50%

   

Предлагаемая шкала не  затронет средний класс. При этом половина населения будет освобождена от уплаты налога. Увеличение налоговой нагрузки почувствуют 2-3% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить эффективное администрирование этого налога и навести элементарный порядок с  оценкой труда служащих предприятий с государственным участием. Например, можно принять закон, согласно которому доход руководителей предприятия не может превышать средний доход по предприятию больше, чем в 5-10 раз.

Вместе с тем следует согласиться, что администрирование налогообложения при плоской шкале намного проще, чем при прогрессивной шкале.

В качестве альтернативного варианта, который следует рассматривать лишь как первый этап к  переходу на прогрессивную шкалу, можно предложить «плоскую» шкалу подоходного налога (НДФЛ) со ставкой, например, 20% с одновременным введением не облагаемого налогом дохода 20 тыс. руб. в месяц. При такой «плоской» шкале доля налога в доходе не превысит 13% при зарплате до 57 142 руб. в месяц, а при 27 000 (средняя зарплата в России в 2016 г.) – доля налога в зарплате составит 5,2%. При этом уменьшение налоговой нагрузки и рост доходов почувствует более 90% населения России.

Недостатком предлагаемого варианта может стать существенное снижение налоговых поступлений в бюджеты местных властей бедных регионов, для которых именно подоходный налог является бюджетообразующим и формируется в основном за счет налогов с  низкооплачиваемых граждан.

Одним из  способов решения проблемы могла бы стать передача местным бюджетам части поступлений налога на добавленную стоимость. Помимо того, что эта мера помогла бы компенсировать потери, связанные с предлагаемым реформированием подоходного налога, она повысила бы заинтересованность местных властей в увеличении добавленной стоимости в регионе и в соответствующем росте производства.

С  подробностями и обоснованиями можно ознакомиться на сайте ЭАЦ «Модернизация», раздел «Наши труды».

Продолжение следует.



[1] Россия признана страной неравных возможностей, Независимая газета, 17.01.2017

[2] А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009

[3] Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2004. N 8(80).

[4] Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Канаев И.М., Поспелова Е.Б. Налогообложение семейного дохода на основе потребительских бюджетов. — М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2006.

[5] Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007 — 2030 гг. — М.: Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, 2007.

Комментарии

11

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


saamov Григорий Сомов 17 декабря 2017 | 14:04

Как же так?! В телевизоре мы всех догнали и перегнали...


shmi 17 декабря 2017 | 14:57

Автор глупости пишет.
Всего НДФЛ по России - 3 триллиона. Предлагает еще 2 триллиона собрать за счет тех у кого зарплата от 1 млн в месяц.
Сколько их таких??? При том что 90% это заплаты ниже 30 000 в месяц.
И при том что высокие официальные зарплаты в основном существуют в госсекторе (чиновники и госкомпании)
Причины проблем нашей экономики совсем в другом!!!!!!!!
И прогрессивной шкалой НДФЛ их не решить. Да и сама прогрессивная шкала нужна только когда под нее не 0,1% зарплат попадет (как сейчас), а хотя бы 20-30% зарплат.


ihor_syvoryj 17 декабря 2017 | 18:05

saamov: Догнать - то ладно! Главное - не перегнать.
Голый зад, а там - Европа...


apels 17 декабря 2017 | 14:26

Только изменение шкалы никак не изменит картины. Этот 1% находится у власти и найдет способ избавить себя от неприятностей. Увеличение нагрузки на администратирование это как - повышать количество налоговых и охранительных систем? Их как раз необходимо сокращать и сильно. Без изменения системы финансирования регионов эта мера принесет существенный вред - ибо это в Москве рост появиться а в регионах денег станет значительно меньше.
Вывод - мера правильная, но применима при структурных изменениях. А продолжение Путина как раз консервирует существующее состояне.


rampa 17 декабря 2017 | 14:59

одной из причин, почему люди стараются всеми способами "уйти" от уплаты налогов является, по-моему, то, люди не видят результатов от уплаты налога. Кто знает, куда уходят их налоги? Может на обогащение чиновников. Если бы бюджет города, области, страны был "прозрачным", если бы люди видели, что на их налоги реально построены новы больницы, дороги и т.п., то и собираемость налогов была бы выше.


patriot1980 17 декабря 2017 | 15:37

Рецепты "врачей" только тогда приносят положительную динамику в состояние больного, когда больной испытывает желание "вылечиться".
Пока "больного" все устраивает:
и плоская шкала налогов (зачем платить больше, если можно вообще не платить);
и апатия налоговых служб
и отсутствие условий для развития промышленного производства.
И, вообще, отстаньте от "больного"-может ему не долго и жить то осталось.
Дайте ему спокойно умереть, в конце то концов!


mouravi13 17 декабря 2017 | 15:45

Почему не развивается промышленность России?
Да потому, что в стране нет правосудия и путинские пацаны могут отобрать у любого бизнесмена понравившийся им бизнес!!
Да потому, что страна под санкциями из за агрессии и оккупации чужих территории!!
Да потому, что имперская вертикаль власти, виде чиновничества и силовиков, душить на корню любую инициативу предпринимателей , занимаясь рекетом и вымогательством!!
И, Т, Д, И Т, П!!


kosmos1 17 декабря 2017 | 16:02

Иногда, читая или слушая умные слова от всяких начитанных и грамотных, с точки зрения грамматики, людей, я задумываюсь насколько же они лишены способности элементарно думать и анализировать те вещи, о которых они пишут. В условиях имперского общественного устройства, когда у служащего совесть просыпается только перед начальником, когда фактически в обществе только законы , которые работают по принципу "Ты начальник , я дурак. Я начальник, ты дурак!!", не может работать рыночная экономика. Для рыночной экономике необходима свобода мысли, творчества, действия и ясные правила, где нарушитель этих правил будет пресечён государством.. Экономические проекты всяких известных экономистов, при наших условиях, обречены на пробуксовку.


doctorsvet 17 декабря 2017 | 16:20

Ну вот опять--- если уж не можем обеспечить развитие страны и экономики, то давайте ещё больше отнимать !!! Да если прекратить воровство в стране, то налоги с физических лиц можно будет вообще отменить!!!


volandvovan 17 декабря 2017 | 16:32

Когда нечему развиваться -ничего и не развивается


wowagera 17 декабря 2017 | 16:48

Согласен..Но кто ж в России на это пойдет?Чтоб Ротенберги отдавали половину прибыли налоговой? Лучше они двадцать процентов президенту отдадут..

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире