19:40 , 25 июня 2014

Налоговая система – угроза национальной безопасности России

Российская налоговая система противоречит требованиям науки, мировому опыту и интересам России, а Налоговый Кодекс требует коренной переработки.

Именно существующая налоговая система является главным тормозом экономического развития нашей страны и причиной разрушения российской промышленности.

Такие выводы содержатся в Рекомендациях Московского экономического форума, состоявшегося 26-27 марта с. г. в Москве.

Об отсутствии перспектив в решении налоговых проблем говорили 15 мая с. г. на думских слушаниях «Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы», представленных Минфином, председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, председатель Счетной Палаты РФ Т.А. Голикова, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам А.М. Макаров и др.

То, что в России производить невыгодно я уже давно писал в своих постах на «Эхе Москвы».

Теперь об этом же говорит и Уполномоченный представитель президента России по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов в своем докладе В.В. Путину (май 2014 г): «проблема уже не только в институциональном и коррупционном давлении на бизнес или в неэффективности судебной системы, а в экономической нецелесообразности инвестиций. В России сегодня стало невыгодно производить».

Главная причина проблем – неэффективная налоговая система, подвластная Минфину. Но Минфин за эффективность экономики не отвечает. Развитием экономики безуспешно пытаются заниматься Минэкономразвития и Минпромторг. Минфин решает фискальные задачи. Но и их он решает неудовлетворительно – народ от уплаты налогов успешно уклоняется.

Рассмотрим собираемость подоходного налога (НДФЛ), страховых социальных сборов (ССС) и НДС. Именно эти налоги составляют основную часть налогового бремени предприятий.

В 2012 году в России собрали 2,26 трлн. руб. НДФЛ, 4,1 трлн. руб. ССС и 3,5 трлн. руб. НДС. НДФЛ и ССС имеют общую налогооблагаемую базу – доход населения. Ее можно определить, зная сумму собранного НДФЛ и его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, при номинале 13%, благодаря льготам и вычетам, равна 10,79%. Это соответствует доходу населения 2,26:0,1079 = 21,0 трлн. руб.  

Чтобы оценить собираемость НДФЛ и ССС нужно сопоставить вышеуказанный расчетный доход населения и указанный Росстатом объем потребительских расходов (они же – бывшие  доходы) населения, который в 2012 году составил около 45,0 трлн. руб. Таким образом, собираемость НДФЛ и ССС составила 21,0:45,0х100% = 46,7%. На самом деле, собираемость намного ниже, так как значительную часть своих расходов наши граждане несут за рубежом.

Еще хуже обстоит дело с собираемостью НДС. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. («Ведомости», 24 июля 2013 г.). При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.

Если бы злоупотребления в 2012 году сохранилось на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте был украден 901 млрд. руб. (1335-434). И это – минимум, т.к. незаконные возмещения процветали и до 2000 года. Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 1,5 трлн. руб.

Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составляли 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство должно было израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Вы не поверите, но для решения проблемы с воровством бороться не нужно (это и нереально) – достаточно лишь чуть-чуть изменить методику расчета НДС.

Сегодня сложность администрирования НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано  не меньше, чем в прошлый раз. Для этого для каждого региона установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть по ссылке: http://www.glavbukh.ru/vychet#ixzz2y7oqayf3.

Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%.

В России собираемость НДС не превышает 50%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 22,4%.

Кстати, в 2012 году в России был собран НДС в сумме 3,5 трлн. руб., в т. ч. 1,9 трлн. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России. Некоторые предлагают заменить НДС налогом с продаж (НСП). Чтобы собрать те же 3,5 трлн. руб., ставка НСП должна быть не менее 15%, т.е. настолько вырастут розничные цены. На такой «подвиг» вряд ли кто-то пойдет. Да и проблемы собираемости НСП не исключаются. По данным ФНС собираемость НСП в 2002 году (тогда НСП был равен 5%) не превышала 30%

Таким образом, наша налоговая система, с одной стороны, не дает развиваться производству, а с другой – плохо выполняет фискальные функции. Ее надо срочно менять. Дальнейшее промедление угрожает безопасности России.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире