'Вопросы к интервью
28 января 2016
Z Будем здоровы Все выпуски

Как уберечься от сезонных болезней?


Время выхода в эфир: 28 января 2016, 20:07

И. Воробьева 20.07 в столице. Здравствуйте. Это программа «Будем здоровы». Мы, конечно, как всегда вдвоем с Геннадием Онищенко. Здравствуйте.

Г. Онищенко Добрый вечер.

И. Воробьева Больше всего сейчас пугает слово «грипп», поскольку везде закрывают школы, объявляют карантины. И уже чуть ли ни эпидемию объявили. Так ли это?

Г. Онищенко Как всегда…

И. Воробьева Некорректно.

Г. Онищенко Из сезонного эпидемического подъема делаете информационный террор. Террор вы знаете как переводится на русский язык слово с греческого. Это «ужас». Поэтому на самом деле наша с вами задача, сегодня мы будем решать две задачи. Первое – мы дадим объективную оценку тому, что происходит, она будет лишь базой для того, чтобы еще раз сказать нашим согражданам, что им нужно делать, чтобы минимизировать возможные последствия заболевания. То есть на две части разделим нашу программу. Но главная задача будет еще раз сказать, что нужно делать каждому из нас и всем нам вместе для того, чтобы пройти спокойно, уверенно через сезонный подъем заболеваемости гриппом и ОРЗ. А все, что сегодня творится в эфирах, не только в вашем, но и других, к сожалению, государственные СМИ по моим оценкам здесь приударяют больше, чем все остальные. И этому надо найти объяснение. То по моим оценкам, причем достаточно спокойным и объективным вреда сегодня больше от способов, акцентов, которые расставляются в эфирах. От самих эфиров, нежели от реальной ситуации, которая складывается сегодня в стране.

И. Воробьева Тогда давайте по реальной ситуации. Какова она?

Г. Онищенко Реальная ситуация сегодня состоит в том, что во-первых, мы говорим, что грипп никогда не замыкается в рамках одной страны, что в глобальном плане сегодня по оценкам ВОЗ в северном полушарии зима, сезон приходится на осень-зиму. Развивается умеренный эпидемический подъем сезонный, причем заболеваемости гриппом и ОРЗ. Умеренный. Это официальная оценка ВОЗ, которая приходится на 15 января этого года. Сегодня у нас с вами 28 января. Это первое. Что касается нашей страны. В нашей стране сегодня также идет сезонный эпидемический подъем заболеваемости гриппом и ОРЗ по умеренному типу. Какие для этого существуют признаки. Первое – позднее начало. Когда идет пандемический и эпидемический подъем, то рост заболеваемости начинается ноябрь, декабрь предыдущего года, проявляется пауза со школьными каникулами первой декады января и потом начинается подъем на втором дыхании уже всей эпидемии. В любом регионе если начинается подъем, он, как правило, если он не абортирует, протекает 5-7 недель. На сегодняшний день у нас в России есть регионы, где эпидемический порог превышен по заболеваемости. Это первый признак умеренности. Ну, умеренность еще определяется количеством заболевших. Второй признак объективный умеренности то, что сегодня пейзаж достаточно скудный.

И. Воробьева Это в смысле количество регионов?

Г.Онищенко: Из сезонного эпидемического подъема СМИ делает информационный террор

Г. Онищенко Пейзаж это количество возбудителей типов, штаммов, которые в данном случае в данном сезоне активничают. Это второе. И умеренность этого пейзажа объясняется, в том числе и тем, что в первую декаду января как водилось последние 10 лет наши сограждане меньше ездили по Египтам, по всяким Турциям. По Карибам кстати. У нас много на Карибы улетало. И это хорошо, если бы они туда много летали в этом году, то лихорадка Зика сегодня у нас уже была бы здесь.

И. Воробьева Мы поговорим про нее позже.

Г. Онищенко Не перебивайте старших. Итак, пейзаж у нас очень умеренный. У нас мало высевается других штаммов. Что касается штамма H1N1 2009 года, который так возлюбили СМИ, как всегда, аггравируя ситуацию, они присваивают ему даже несвойственные ему функции. Я могу сказать одно. Впервые мы с ним познакомились в 2009 году, поэтому у нее и стоит в конце слово «2009» и с тех пор каждый год он был практически включен в актуальные штаммы. Равно как и на сезон 2015-16 года этот штамм тоже был актуальным. И более того национальная вакцина, которая была сделана у нас, она тоже включала именно этот штамм. Так что ничего неожиданного, сверхъестественного в нем нет. Кроме того, совершенно корректные научные данные говорят о том, что тот штамм, который сегодня выделяется, он не содержит признаков резкого изменения своих свойств по отношению к 2009 году. Что усугубляет ситуацию. Конкретно для России, для нашей европейской части России. Усугубляет то, что наши ближайшие соседи и по совершенно научным данным братья и представители единого этноса, народа, проживающие на территории нынешней Украины, в силу бездействия, инфантилизма, а может быть даже преступной халатности своих правителей вообще не прививались. Сегодня в Европе нет ни одной страны, где бы в той или иной мере государство не ставило перед собой задачу привить свое население. Там этого даже не думали делать. Надо было ракеты, видимо, покупать, оружие. Еще на что-то потратиться. И поэтому получилось так, что в Европе создался вакуум. Почти 50–миллионный народ никак не защищен от гриппа. И конечно там естественно, не по вине этого народа развилось более интенсивное проявление сезонного подъема заболеваемости. Поэтому все те страшилки, которые мы слышим на наших каналах, ничто иное или непреднамеренное, а еще хуже ангажированное утрирование устрашения ситуации.

И. Воробьева Кому же это выгодно?

Г. Онищенко Первое, кому выгодно – фармацевтическим компаниям. Они же бедолажки в постели ворочаются, ну как же не продать римантадин, который никому не нужен или еще что-то. Допустим, на сегодняшний день на вторник в Кызыле столице Тывы небольшой городок, там превышен эпидемический порог, несмотря на то, что там температура ниже 30 градусов в минус. Недостаточно богатый регион. По платежеспособному населению. Самый расхожий препарат стоит от 800 до 1600 рублей одна упаковка. Вот откуда берутся эти цены. И народ, к сожалению, покупает. Потому что он напуган. Еще один аспект присутствует. Нужно говорить о летальных исходах, о тяжелых случаях. Но нужно говорить в своей корпоративной среде. Как только мы это выносим на обсуждение и делаем на этом акценты, мы не приносим пользу народу.

И. Воробьева То есть когда Минздрав говорит, что у нас от осложнения гриппа погибло уже более 100 человек, они не правы?

Г. Онищенко Знаете, что я вам скажу. Во-первых, это некорректные цифры.

И. Воробьева Почему?

Г. Онищенко Самая слабенькая эпидемия в нашей стране гриппа по году дает тысячу. У американцев дает 32 тысячи, потому что американцы честнее считают просто. Ну хорошо, мы можем вот это показать…

И. Воробьева Зачем мне это показывать?

Г. Онищенко А вот спрашивается, зачем вам это показывать. Вот это грипп.

И. Воробьева Это почки.

Г. Онищенко Это больного гриппом. Это нужно знать человеку для того, чтобы предохранить себя от гриппа. Вот это нужно показывать? Это данные 2009 года, это я был в Чите. Это документ наш российский. Так вот если это мы сейчас покажем, чем это кончится.

И. Воробьева Чем?

Г. Онищенко Это будет больше смертей от этого, нежели, понимаете, неслучайно за всю свою многотысячелетнюю историю сознательной жизни человечество сформулировало некие понятия. Причем в правовом цивилизованном поле доступа к информации. Есть понятие врачебной тайны, врачебной этики. Равно как и журналистской этики. Если мы сейчас это выставим в Интернете, это тоже грипп.

И. Воробьева Я уверена, что это в Интернете уже есть. Не конкретно вот это, но есть.

Г. Онищенко Послушайте меня…

Г.Онищенко: В нашей стране идет сезонный эпидемический подъем заболеваемости гриппом и ОРЗ по умеренному типу

И. Воробьева Подождите. А в чем тогда разница, когда на пачках сигарет публикуют фотографии вот этих легких, которые все…

Г. Онищенко Умничка. Потому что это именно вам лично адресовано. Фотография нарисована вам, и она вам просто напоминает, что вы, госпожа Воробьева добровольно себя доводите до этого состояния. А когда человек не знает, не видит, и когда он может просто пассивно заболеть, ему нужно, что сделать. Без всякой потери эффективности объяснить, а что же нужно делать.

И. Воробьева То есть этих пугать можно, этих нельзя.

Г. Онищенко Правильно. Так же как и алкоголикам надо рисовать эту церрозированную печень. Тоже надо делать. Но зачем это показывать. Вот я сегодня говорю, что сегодня я официально, и мы не вдвоем беседуем, я надеюсь, нас еще несколько человек слышит. Я заявляю, что сегодня от действий СМИ в том числе и государственных СМИ и наверное, прежде всего, государственных СМИ урон популяционному здоровью россиян наносится больший, нежели от самого гриппа как такового. Так в чем мы должны, соблюдая врачебную этику, тайну, в том числе и журналистскую этику, вы в какой-то мере с нами…

И. Воробьева В какой-то мере.

Г. Онищенко Сотоварищи и братья. Мы должны людям объяснить, что каждому из нас нужно делать для того, чтобы не заболеть гриппом. И вот давайте начнем это рассказывать.

И. Воробьева Сейчас через паузу.

Г. Онищенко Не будет никаких пауз.

И. Воробьева Нет, будет. Объясните, люди ориентируются на сообщения Роспотребнадзора, который говорит о том, что в 47 субъектах РФ превышен эпидемический порог. За неделю. Дальше сообщения о том, что ряд регионов ввел карантин в  школах, детсадах, больницах. И?

Г. Онищенко Вот карантин в школах…

И. Воробьева А вы считаете…

Г. Онищенко Обождите.

И. Воробьева… не должно пугать.

Г. Онищенко Это как раз не должно пугать. И я сейчас буду объяснять, почему его ввели. А когда я слышу, что энный академик сказал, что в этом году в России переболеет 8 миллионов человек, я считаю, что некоторые наши органы, которые отвечают, упустили ситуацию. С точки зрения правильной информационной политики. Вот мы сейчас это откладываем и начинаем говорить, что нужно делать. Меры делятся на три уровня. Первый уровень – сугубо профилактический, где полностью несет ответственность государство. Это вакцинация. Подготовка медицинских учреждений и сети лечебных учреждений к предстоящему подъему. Это все отвечает государство и регионы. Что в этом году сделало государство. В этом году государство получило актуальные штаммы, кстати, мы последние 10-15 лет каждый год бьем в десятку. Когда мы начинали вакцинацию в 70-е годы, мы один раз в пять лет попадали в актуальные штаммы. Сегодня благодаря глобальному мониторингу, частью которого является Россия, это великое достижение медиков всех стран, под эгидой ВОЗ, когда ведется глобальный мониторинг, в котором мы тоже участвуем. И свои штаммы туда передаем, определяются актуальные штаммы, вот сейчас формируются актуальные штаммы для южного полушария, который приступит позже. А потом наоборот. Готовятся актуальные штаммы, передаются национальным здравоохранениям и наше национальное здравоохранение, получив в апреле прошлого года эти штаммы, масштабировало и создало боле 40 миллионов актуальной вакцины. И привило 40 миллионов. Вы помните, какая была экономика в прошлом году, тем не менее, ни одну дозу государство меньше не изготовило и не оплатило. Мы создали мощный популяционный иммунитет. Прежде всего, низкий поклон нашим фельдшерам, врачам, участковой сети поликлиник, больниц и так далее. До самого верха. Это первое. Это мощная специфическая профилактика, которая проведена. Второй этап. Примерно с 2000 года под эгидой ВОЗ готовятся национальные планы к каждому сезону. Там что расписано. А) примерно 7-8 медицинских препаратов, для каждого региона России рассчитывается норма неснижаемого запаса. Условно говоря, мы должны иметь 3 тысячи упаковок чего-то, они постоянно расходуются и постоянно пополняются.

И. Воробьева Они всегда есть.

Г.Онищенко: В ЕС нет страны, где государство не ставило задачу привить население. На Украине об этом даже не думали

Г. Онищенко Да. Условно говоря. Эта линейка препаратов она хранится, создается, на нее резервируются деньги. Наша промышленность готова закупить или изготовить. Следующее. Аппаратура. Это дыхательная аппаратура, пульсоксиметры и так далее. Резервируются при необходимости. Резервный коечный фонд. Это когда нужно, условно говоря, терапевтическое отделение перепрофилировать под инфекционное и так далее. Это тоже резервируется, под него готовится. Вот это планы национальные, которые готовятся и оплачиваются региональными бюджетами.

И. Воробьева Туда входят маски медицинские?

Г. Онищенко Конечно. И маски, и разовая одежда для врачей, все. Это резерв. За которым следят, за который, мягко говоря, снимают три шкуры.

И. Воробьева То есть я имела в виду маски, которые могут граждане купить.

Г. Онищенко Конечно. И граждане, и медицинский персонал. Это ответственность государства. Теперь начинаем опускаться ниже. Хорошим достижением является то, что лет 5-7 назад мы утвердили инструкцию, которая дает право классному руководителю и директору школы самим принять решение. При достижении определенного индикативного показателя. Официальный документ. Что если в класс, который состоит из 25 детей, не пришло до 20%, они принимают решение распустить класс, дав задание на неделю, они сами решают. Не нужно никакого предписания РОНО, решения партии и правительства. Они сами это решают. И когда мы эти классы вырываем, в которых начала гнездиться инфекция, то в большинстве случаев школы не нужно закрывать. Теперь что касается школы. Тот же самый принцип. Если в школе 20% не доходит, иногда принимается решение, когда уровень настолько переходит эпидпорог, примерно в два раза, в 80%, тогда принимается решение закрыть школы, допустим, в каком-то городе на неделю. Вот сейчас в Якутии так приняли.

И. Воробьева Да уже много городов.

Г. Онищенко Обождите. Тут не путать с другим. Например, в том же Кызыле температура 30 градусов дает право запретить ходить в школу детям до 8-го класса. Выше ходят. У нас в Москве если 30, то вся Москва будет дома сидеть. А там ничего.

И. Воробьева Там и влажность другая.

Г. Онищенко Не влажность, там народ поздоровее нашего. Так вот, еще и это наслаивается. И сегодня школ меньше закрыто, чем… То есть на том же уровне закрываются с профилактической целью. Или, допустим, задерживают каникулы. Или наоборот раньше уходят на каникулы. А сейчас дискретный подход к каникулярному времени. Когда учителя могут принимать не только как мы с вами ходили с 1 по 10 ноября, с 1 по 10 января и так далее, сейчас они могут свои программы индивидуальные делать и еще и такие разорванные, не всеобщие каникулы устраивать. Это тоже можно делать. И это, слава богу, дает очень большой эффект. Больницы, торговая сеть и так далее. Торговлю не закроешь, людям надо кушать. Значит что, масочный режим для персонала обязательный. И персоналу и медицинскому, медицинский это знает, и торговому. Маска не на целый день, ее надо или проглаживать, или иметь несколько масок, которые нужно менять. Потому что через 3-4 часа при дыхании она перестает действовать.

И. Воробьева Даже хуже становится.

Г. Онищенко Да, слава богу, тут я где-то поерничал насчет того, что побегали там без юбок и без брюк мужчины в метро московском. Так я им предложил, ребята, оставьте брюки на месте. Юбки пусть тоже останутся там. Но наденьте маски и проедьте. Вы какой эффект сделаете. Сегодня смотрю, есть такая программа «Что делается в твиттере» на каком-то из каналов. Боже ж ты мой, щипаю себя. Там молодые люди в масках в метро спускаются. Ну, добили все-таки. Добили.

И. Воробьева Мы сейчас продолжим буквально через несколько минут после новостей. И про маски еще поговорим тут кстати много вопросов. Но мы будем следовать нашему плану.

НОВОСТИ

И. Воробьева Продолжается программа «Будем здоровы». Мы говорим о том, как уберечься от сезонных болезней. Сейчас это грипп. Тут спрашивают про медицинские маски. Маски нужны заболевшим, здоровым?

Г. Онищенко Хороший вопрос. Первое, маски нужны в первую очередь определенным профессиональным группам. Работникам торговли, медицины и так далее. Лицам, которые работают при большом скоплении людей. Работникам метрополитена, через которых проходят. Вторая группа – больным или здоровым. Прежде всего здоровым. Вот я здоровый человек, еду на  работу. Я надел маску и я в какой-то мере в значительной мере защищен, чем тот, кто не надел. При этом я еще и привит. Когда нужно надевать больным маску. Я живу в семье. У меня есть маленькие дети, есть старшие возрастные группы. Детей я никогда не заставлю носить маску. Значит, я ее надеваю и ухожу. Если ребенок больной, мы ему тоже не наденем маску. Значит мы должны здоровые надеть маску. Маска не панацея и не на весь сезон, ее надо менять или проглаживать, если она марлевая. Но она защищает, какие бы вам тут умничанья ни раздавались относительно вирус мелкий, проходит. Все это проверено, известно и действует. Причем дешевая мера профилактики. Итак, мы договорились, что государство системно, глобально, целенаправленно ведет работу. Оно прививает, создает запасы, формирует и обучает персонал. Кстати, новым особенностям. Вот там нужно показывать все. Там каждый случай летального исхода должен быть разобран быть до косточки в профессиональной среде. Среди врачей. А если мы вынесем врачебную конференцию по разбору этого случая в эфир прямой, и будем говорить…

Г.Онищенко: Устрашения ситуации выгодно фармацевтическим компаниям

И. Воробьева А что не так будет, все посмотрят.

Г. Онищенко Я вам приведу один пример. Делался медицинский доклад на сессии академии наук. Я сидел в зале. Достаточно взрослые люди. И показывают операцию на открытом сердце. Сейчас же технологии позволяют. Когда мне показывают медику, это моя профессия. Я увидел, вдруг один человек поднимается и выходит из зала. Через 15 минут я узнал, что он вышел и умер. Человек, простой человек…

И. Воробьева Как это умер?

Г. Онищенко Просто умер. От вида, когда показывают открытую грудную клетку, работающую сердечную мышцу. Скальпель хирурга. Это не каждому дано. Когда это твоя профессия, когда ты к этому привыкал с первого курса медицинского института, потому что первое занятие, они начинают с анатомички обычно. Потом начинается пижонство, кушание на столе, это детство. Но люди к этому готовятся. А тут человек увидел это, пожилой человек, вышел и умер. А когда еще на всю страну можно показать. Можно конечно показать. Вот я фотографии показал.

И. Воробьева Вот мне показали, меня не пожалели, Геннадий Григорьевич. Совсем не пожалели.

Г. Онищенко Так вот смотрите, государство привило, создало прослойку. Государство на случай если пойдет по непрогнозируемому пути, такое не исключено и поэтому оно делает запасы, готовит кадры. Теперь по школам мы тоже сказали, по медицинским учреждениям. Теперь приходим в семью. К каждому из нас. Что мы должны знать. Мы не больные. Но вокруг начинается подъем. Умеренный. Если я говорю умеренный сезонный подъем, это вовсе не значит, что ничего не надо делать. В любом случае самый умеренный сезонный подъем заболеваемости гриппом и ОРЗ это самое тяжелое испытание для популяции любой страны. Потому что, во-первых, масштаб заболевших, во-вторых, коварство болезни. Особенно для людей среднего возраста. Вроде здоровый молодой человек, что я буду в постели лежать, подумаешь немножко температура. Идет ринорея…

И. Воробьева В смысле сопли.

Г. Онищенко Есть такое не литературное определение. Слезотечение, чихание, кашель. Ну подумаешь, поеду. Во-первых, урон своему здоровью, а второй – урон людям, с которыми ты едешь на работу, твоим сослуживцам. Это признак самой низкой культуры, даже если при этом человек будет читать Шекспира в подлиннике. Пижониться так сказать. Но он демонстрирует свое полное бескультурье.

И. Воробьева То есть больным никуда не ходить.

Г. Онищенко Мы пока не заболели еще. Мы одеваемся по сезону, мы ходим на прогулки, проветриваем помещение, едим витамины. Мы не едим мусорную пищу, о которой так много говорили. Мы ведем здоровый образ жизни. Мы боже упаси не то, что не курим, мысли не допускаем.

И. Воробьева Даже не можем подумать об этом.

Г. Онищенко Потому что сама мысль она в депрессию вгоняет.

И. Воробьева Однозначно совершенно.

Г. Онищенко Мы в прошлый раз говорили, встречая новый год, что этот год особенный. Мы говорим, я хотел бы, чтобы мои близкие не болели. Мы не так говорим. Мы говорим, что мои близкие не болеют, я здоров, я соблюдаю все заповеди медиков, я веду здоровый образ жизни, и я при этом привит. Итак, это спасает нас. Произошло непредвиденное. Пришел внук, ребенок со школы, с детсада, у него признаки заболевания. Наверное, нужно сказать, что это такое. Это головная боль, сухость в носовой глотке, озноб, мышечная боль, кашель, слезотечение, снижение или полное отсутствие аппетита. Свидетельство интоксикации. Першение в горле, светобоязнь, боль за грудиной, слабость во всем теле, ломота в суставах.

И. Воробьева Все вместе должно быть?

Г. Онищенко Нет, может один-два, а может вообще один быть. А иногда бывает и такого нет. Просто температура и все. Но я думаю, это сейчас любой школьник скажет. Кого мы должны, прежде всего, защищать. Детей. Дошкольного и школьного возраста. У них еще не сформировалась иммунная система. И лиц старшего возраста. Потому что она у них уже потрепалась за жизнь. Особенно если они курили.

И. Воробьева Вы каждый раз будете про курение. Еще про алкоголь забыли сказать.

Г.Онищенко: От действий СМИ урон популяционному здоровью россиян наносится больший, нежели от самого гриппа

Г. Онищенко Да, и с алкоголем. Если у них жизненная мотивация другая. Если они не едят нормально.

И. Воробьева Не едят нормально, не гуляют и витамины не едят.

Г. Онищенко Теперь кого мы защищаем. Людей с системными заболеваниями. Прежде всего, эндокринная система. Прежде всего диабетики. Людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. После каждого эпидемического подъема гриппом и ОРЗ начинается эпидемический подъем сердечно-сосудистых заболеваний. Это закономерность. Мы их защищаем. Мы их заранее привили и сейчас мы им говорим: слушай, тебе как раз и не нужно было бы. Даже поехать лишний раз на работу. Это тоже очень эффективно. Но если они заболевают, мы прежде всего обращаем на них внимание. Мы к ним вызываем врача для того, чтобы он скорректировал их постоянный прием лекарств. У диабетиков понятно что. У людей с сердцем тоже свой набор препаратов, который они профилактически принимают, чтобы обеспечить нормальную работу сердца. Все это корректируется. Плюс назначается дополнение. Все медикаменты должны быть только с подачи врача. Это святое. Самолечение не должно быть. У нас сегодня все врачи.

И. Воробьева Тем более антибиотиками.

Г. Онищенко Да. И более того, у нас ведь главным индикативным показателем является, сколько горстей таблеток ты сегодня проглотил. Не штук. Это мы любим. Прививаться мы не хотим, это нам вредно, а съесть горсть таблеток на голодный желудок, ну, пожалуйста.

И. Воробьева Те, которые отрекламированы, конечно.

Г. Онищенко Все. Значит масочный режим. В квартире мы делаем влажную уборку, но с применением дезинфицирующих средств. Для больного выделяем отдельную посуду. Потому что через посуду всегда очень много передается. Мы влажную уборку с добавлением, посуду тоже с добавлением моющих дезинфицирующих средств. Питание. Обильное питье и постельный режим.

И. Воробьева Это мы уже заболели.

Г. Онищенко Да. Почему обильное питье. Вымывает интоксикацию, токсины, способствует работе почек, потоотделение. Это все очень хорошо. Не просто вода. Морсы клюквенные, малиновый, все, что бабушка нам завещала и заготовила, загодя с лета, все идет в немереном количестве без всяких ограничений. Как правило, жажда мучает. Это очень хорошее средство. Меньше движений. Особенно детям. Сядет на клапаны сердца инфекция, будет потом сердечная недостаточность. Все, лежачий режим Никаких походов на работу, мы уже договорились, что это преступление против собственного здоровья, еще больше против своих близких, неуважение и так далее. Это если мы заболели. Если ребенок, тут сложнее. Тут все надевают маски, он лежит, обязательно врач. Потому что здесь любая огреха в нашей методике выздоровления она аукнется и очень болезненно. Это вторая сторона вопроса. О лекарствах мы сейчас говорить не будем, называть не будем. Вот на кого мы еще обращаем внимание, особенно H1N1. Сезонный грипп. С 2009 года у нас каждый…

И. Воробьева Можно сказать, что у нас нет эпидемии.

Г. Онищенко Беременные это, прежде всего, именно при этом гриппе. То, что я вам показывал по 2009 году, когда он только появился, когда наша иммунная система его не знала, это данные по Чите. Это наше Забайкалье. Читинская область. Это самое главное. Беременных в любом случае мы бережем. Какой бы грипп ни был. Но здесь тоже надо обратить внимание. Чуть что, госпитализация, вообще их изолировать, прогулки на воздухе пожалуйста. Что мы еще делаем. Мы отменяем все мероприятия, глумления над здравым смыслом. Например, Татьянин день.

И. Воробьева А что вам не нравится?

Г. Онищенко В период сезонного подъема заболеваемости гриппом…

И. Воробьева Видимо, вам не нравится, что люди его отмечают.

Г. Онищенко Нет, мне не нравится то, что люди интенсивно обмениваются слюной. Путем лобызания.

И. Воробьева Это называется поцелуй, Геннадий Григорьевич.

Г. Онищенко А я уточняю. Применительно к теме. Обмен слюной.

И. Воробьева Сопли применительно к теме было странное слово. А поцелуй мы заменяем на лобызание. Хорошо.

Г.Онищенко: Маски нужны в первую очередь определенным профессиональным группам

Г. Онищенко Поцелуй это литературное определение. А здесь идет интенсивный обмен секретом ротовой полости, который называется слюна, которая является квинтэссенцией, это по существу бульон из вирусов.

И. Воробьева Ну как вы умудрились сейчас в эфире, мне даже сейчас неприятно думать о том, что люди называют поцелуем. И считают самым романтичным практически на свете. Какая гадость.

Г. Онищенко Романтика в подъем сезонный отменяется. На сцену выходит прагматизм.

И. Воробьева Меня сейчас стошнит, кошмар. Фу.

Г. Онищенко А прагматизм состоит, ну наденьте маски и…

И. Воробьева И целуйтесь. Отличная идея. Классная.

Г. Онищенко Так, все закончили. Это та манипуляция, без которой человек, воздержавшись определенное время, может обойтись, но зато потом радость восприятия будет гораздо больше, поверьте мне. Я человек с жизненным опытом.

И. Воробьева Вообще до свадьбы нельзя, мы знаем.

Г. Онищенко Договорились. Глумление закончили. Отменили всякие ненужные сборища.

И. Воробьева Вообще места скопления людей кроме транспорта.

Г. Онищенко Транспорт мы едем на работу. Ну можно воздержаться от похода в кино. Можно. Можно воздержаться от похода на дискотеку. Я бы, например, закрыл все бутики.

И. Воробьева Там не так много народу, Геннадий Григорьевич. У нас в стране кризис. А вот дискотеки да.

Г. Онищенко Бутики я бы закрыл. Потому что любая женщина, купив в бутике платье в пол, даже если в Москве будет лютовать моровая болезнь, косящая всех напропалую, она обязательно придумает себе повод выгулять это платье.

И. Воробьева Конечно, это же женщина. Вы сейчас замахиваетесь на святое. После поцелуя прям перегибаете.

Г. Онищенко Давайте мы не дадим ей этого раздражителя, чтобы она потом не искала себе поводов, где выгулять свое платье.

И. Воробьева Согласна.

Г. Онищенко Если мы исходим из того, что женщина одевает наряд не для того, чтобы понравиться мужчинам, мужчину она вообще в расчет не берет.

И. Воробьева Конечно нет. Это повод просто выгулять платье. Причем тут мужчины.

Г. Онищенко Она платье надевает для того, чтобы как минимум 5-6 своих подруг съела жаба.

И. Воробьева И опять же… а жаба жрет только тех, кто ей подвержен.

Г. Онищенко Но это экзотика. Итак, соблюдая все это, мы с вами пройдем через этот эпидемический подъем заболеваемости и решим все свои вопросы во благо и во имя. Во имя, прежде всего, самого святого, что нам дали – право жить, право любить, право создавать свою семью. В этом сезоне актуальными являются H1N1, H3N2 вирус B Ямагата. Из него сделаны вакцины.

И. Воробьева Вопрос наших слушателей. Мы договорились не называть препараты. Тем не менее, спрашивают, как разобраться в них, одни рекламируются, другие нет.

Г. Онищенко Реклама это, конечно же, мракобесие. Препаратов не может быть рекламы. Можно сосиски рекламировать, можно еду. Но никак не препараты. Потому что каждому из нас один и тот же препарат может навредить, а другого спасти. Поэтому это только удел профессионалов, врачей. Отдайте это им. И надо принимать законодательство. Даже не применительно к этой ситуации. Какие препараты должны быть. Группы. Жаропонижающие. Противовирусные, они не всегда работают как этиологические препараты, то есть убивающие вирус. Применяются антибиотики, но это которые профилактируют возможные осложнения бактериального происхождения. Бактериальную пневмонию и так далее. Там какие-то осложнения на почки и так далее. То есть антибиотики. Для сердечников врач им назначит кардиологические препараты. Вот если говорить примерно так. Витамины обязательно. Это я разрешаю покупать и круглый год принимать. В соответствии с той инструкцией, которая написана. Потому что у нас авитаминоз по определению есть. Вот примерный набор групп тех препаратов, которые в данном случае должны работать.

И. Воробьева Хорошо.

Г. Онищенко Зика. Что это такое. Это двоюродный брат Чикунгуньи. Это известной вам желтой лихорадки. Лихорадки Западного Нила, Сент-Луиса и так далее. Кто ей болеет. Она известна с 1948 года как и Эбола. Кстати очень интересное явление. Эбола проявилась за последние 2,5 года в такой яркой форме с такими трагическими последствиями, если раньше она была тысячу, полторы, сотня больных в Западной Африке. Зика посложнее. Что такое Зика. Ее переносчиком является комар. Albopictus комар. Кусака белопятнистый.

И. Воробьева У нас он не водится?

Г. Онищенко Почему лихорадка Зика, это лес Зика, который находится в Уганде. Оттуда и название. Как река Эбола. Просто все. Вот этот аедес начал завоевывать, уходить из Южной Америки, и он сейчас есть в Африке, в Европе. Природу его вытеснения других аедесов. Aegypti он передает в основном и у нас были вспышки наши лихорадки Западного Нила, так он даже выталкивает aegypti, этот кусака белопятнистый. Тигриный еще называют. Это общеизвестно, что кусаются только самки. Самцы они питаются нектаром и вообще, по-моему, если есть комариный язык, то он читают…

И. Воробьева Шекспира в подлиннике. Вообще как в жизни все.

Г. Онищенко Так вот комар начал вытеснять. А поскольку он носитель, он эту группу инфекций несет. Что касается России, у нас этого аедеса нет, но последнее время он начал появляться. Потому что он был на западе Италии, на юге Европы. Сейчас завозы были в Скандинавию. Но это завозы. Для у нас сейчас поставлена задача, у нас он начал появляться в Абхазии.
И. Воробьева Уже недалеко.

Г. Онищенко А это практически один климатический регион. Поэтому сегодня перед нашими энтомологами стоит задача – до начала сезона примерно июнь. Как он попал к нам. Он может попасть и в самолете. Летит самолет, в кабину залетел. Или даже в технический где колеса. Была версия, что его ввозят тягачи, которые перевозят шины. Чуть водички, он там спокойно живет. То есть он идет на север. Адаптируется хорошо. Поэтому сейчас поставлена задача изучить ареал распространения. Крым нам пока неизвестен, его надо изучить, поскольку 25 лет мы там не были. Не знаем ситуацию. Это все будет сделано. Энтомологи противочумной системы, наших институтов, в частности Центрального института, Института паразитологии этим занимаются. И тогда будет составлен прогноз, дезинфекция, истребление этого комара и изучение, почему же он все-таки так агрессивен, своих собратьев вытесняет.

И. Воробьева Все, к сожалению.

Г. Онищенко Отменяем…

И. Воробьева На полминуты уже вылетели. Не могу, к сожалению.

Г. Онищенко Поэтому нам с вами нужно быть бдительными. Инфекция достаточно серьезная. Но мы все сделаем для того, чтобы вас она не огорчила.

И. Воробьева Но мы еще поговорим об этом подробнее. Спасибо большое. Это была программа «Будем здоровы». До встречи и будьте здоровы.

Комментарии

28

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


s_perzew 28 января 2016 | 20:10

Мне понравилось - по моим оценкам, спокойным и объективным...
Не грозит этому пареньку смерть от самоуверенности, не грозит. Впрочем, ему вообще мало чего грозит по причине отсутствия совести и чести.


vraki 28 января 2016 | 20:13

"Как уберечься от сезонных болезней?"
- Не слушать Онищенко .


vdemchenko Владимир Демченко 28 января 2016 | 20:51

Всё что важно знать россиянам: как уберечься от советов онищенко?


antiboh 28 января 2016 | 21:18

vdemchenko: И не говори..
Кто ему академика присвоил? и за что? За должности,что он занимал начиная с института? В конце посоветовал всем пить витамины.Так и сказал -разрешаю. Придурок .


a_tas 28 января 2016 | 21:34

antiboh:

Кто ему академика присвоил? и за что?)))

А как искусно запрещал укроп, петрушку или там кружевные трусы....?


antiboh 28 января 2016 | 21:51

a_tas: А о вреде Боржома?
Тута и нобелефку не жалко гаду..


a_tas 29 января 2016 | 06:17

antiboh:

Тута и нобелефку не жалко гаду..)))

В номинации: - "За художественный вымысел".


patajhara 29 января 2016 | 19:18

vraki: У нас ВСЁ население разбирается в медицине, в воспитании детей, в футболе и в управлении государством! отсюда и такие комментарии


ars_eres 29 января 2016 | 13:14

s_perzew: Доктор Комаровский против врача-вредителя Онищенко:
Тактика ваших действий совершенно не зависит от того, как называется вирус. Это грипп сезонный, свиной, слоновий, пандемический, это вообще не грипп - это не важно.

Важно лишь то, что это вирус, что он передается воздушно-капельным путем, и что он поражает органы дыхания.

Вот простейшая инструкция борьбы с сезонными заболеваниями.

ПРОФИЛАКТИКА

Если вы (ваш ребенок) встретитесь с вирусом, а у вас нет в крови защитных антител, вы заболеете.

Антитела появятся в одном из двух случаев: либо вы переболеете, либо вы привьетесь. Привившись, вы защитите себя не от вирусов вообще, а только от вируса гриппа.

1. Если имеете материальную возможность привиться (привить дитя) и смогли достать вакцину - прививайтесь, но при условии, что для вакцинации не надо будет сидеть в сопливой толпе в поликлинике. Имеющиеся вакцины защищают от всех актуальных в этом году вариантов вируса гриппа.

2. Никаких лекарств и "народных средств" с доказанной профилактической эффективностью не существует. Т.е. никакой лук, никакой чеснок, никакая горилка и никакие глотаемые вами или засовываемые в дитя таблетки не способны защитить ни от какого респираторного вируса вообще, ни от вируса гриппа в частности.

Все, за чем вы убиваетесь в аптеках, все эти якобы противовирусные средства, якобы стимуляторы интерферонообразования, стимуляторы иммунитета и жутко полезные витамины - все это лекарства с недоказанной эффективностью, лекарства, удовлетворяющие главную ментальную потребность украинца – "треба щось робити" - и россиянина – "надо что-то делать".

Основная польза всех этих лекарств - психотерапия. Вы верите, вам помогает - я рад за вас, только не надо штурмовать аптеки - оно того не стоит.

3. Источник вируса - человек и только человек. Чем меньше людей, тем меньше шансов заболеть. Пройтись остановку пешком, не пойти лишний раз в супермаркет - мудро!

4. Маска. Полезная штука, но не панацея. Желательно видеть маску на больном, если рядом здоровые: вирус она не задержит, но остановит капельки слюны, особо богатые вирусом. Здоровому не нужна.

5. Руки больного - источник вируса не менее значимый, чем рот и нос. Больной касается лица, вирус попадает на руки, больной хватает все вокруг, вы касаетесь этого всего рукой, - здравствуй, ОРВИ.

Не трогайте своего лица. Мойте руки, часто, много, постоянно носите с собой влажные дезинфицирующие гигиенические салфетки. Мойте, трите, не ленитесь!

Учитесь сами и учите детей, если уж нет платка, кашлять-чихать не в ладошку, а в локоть.

Начальники! Официальным приказом введите в подчиненных вам коллективах запрет на рукопожатия.

Пользуйтесь кредитными карточками. Бумажные деньги - источник распространения вирусов.

6. Воздух. Вирусные частицы часами сохраняют свою активность в сухом теплом и неподвижном воздухе, но почти мгновенно разрушаются в воздухе прохладном, влажном и движущемся.

Гулять можно сколько угодно. Подцепить вирус во время прогулки практически нереально. В этом аспекте, если уж вы вышли погулять, так не надо показушного хождения в маске по улицам. Уж лучше подышите свежим воздухом.

Оптимальные параметры воздуха в помещении - температура около 20°С, влажность 50-70%. Обязательно частое и интенсивное сквозное проветривание помещений. Любая система отопления сушит воздух.

Мойте пол. Включайте увлажнители воздуха. Настоятельно требуйте увлажнения воздуха и проветривания помещений в детских коллективах.

Лучше теплее оденьтесь, но не включайте дополнительных обогревателей.

7. Состояние слизистых оболочек. В верхних дыхательных путях постоянно образуется слизь. Слизь обеспечивает функционирование т.н. местного иммунитета - защиты слизистых оболочек. Если слизь и слизистые оболочки пересыхают - работа местного иммунитета нарушается, вирусы, соответственно, с легкостью преодолевают защитный барьер ослабленного местного иммунитета, и человек заболевает при контакте с вирусом с многократно большей степенью вероятности.

Главный враг местного иммунитета - сухой воздух, а также лекарства, способные высушивать слизистые оболочки. Поскольку вы не знаете, какие это лекарства (а это некоторые противоаллергические и почти все т.н. "комбинированные противопростудные средства") так лучше не экспериментировать в принципе.

Увлажняйте слизистые оболочки. Элементарно: 1 чайная ложка обычной поваренной соли на 1 литр кипяченой воды. Заливаете в любой флакон-пшикалку (например, из-под сосудосуживающих капель) и регулярно пшикаете в нос (чем суше, чем больше народу вокруг - тем чаще, хоть каждые 10 минут).

Для той же цели можно купить в аптеке физиологический раствор или готовые солевые растворы для введения в носовые ходы - Салин, Аква марис, Хумер, Маример, Носоль и т.д. Главное - не жалейте! Капайте, пшикайте, особенно тогда, когда из дома (из сухого помещения) вы идете туда, где много людей, особенно если вы сидите в коридоре поликлиники. Вышеупомянутым солевым раствором регулярно полощите рот

ЛЕЧЕНИЕ

Фактически единственным препаратом, способным разрушить вирус гриппа, является Озельтамивир, коммерческое имя - Тамифлю.

Теоретически есть еще одно лекарство - Занамивир, - но оно используется лишь ингаляционно, да и шансов увидеть его в нашей стране немного.


Тамифлю реально разрушает вирус, блокируя белок нейраминидазу (ту самую N в названии H1N1).

Тамифлю не едят все подряд при любом чихе. Это и недешево, и побочных явлений много, да и смысла не имеет. Его используют тогда, когда болезнь протекает тяжело, или когда, даже легко, заболевает человек из группы риска - старики, астматики, диабетики и др.

Суть: если показано Тамифлю, то показано как минимум наблюдение врача и, как правило, - госпитализация. Неудивительно, что с максимально возможной вероятностью Тамифлю, поступающий в нашу страну, будет распределяться по стационарам, а не по аптекам.

Эффективность при ОРВИ и гриппе других противовирусных средств весьма сомнительна (это самое дипломатическое из доступных определений).

Лечение ОРВИ вообще, и гриппа в частности, - это не глотание таблеток. Это создание таких условий, чтоб организм легко с вирусом справился.

ПРАВИЛА ЛЕЧЕНИЯ

1. Тепло одеться, но в комнате прохладно и влажно. Температура 18-20 °С (лучше 16 чем 22), влажность 50-70% (лучше 80, чем 30). Мыть полы, увлажнять, проветривать.

2. Категорически не заставлять есть. Если просит (если хочется) - легкое, углеводное, жидкое.

3. Пить (поить). Пить (поить). Пить (поить).

Температура жидкости равна температуре тела. Пить много. Компоты, морсы, чай (в чай мелко порезать яблочко), отвары изюма, кураги. Если дитя перебирает - это буду, а это нет - пусть пьет что угодно, лишь бы пил. Идеально для питья - готовые растворы для пероральной регидратации. Продаются в аптеках и должны там быть: регидрон, хумана электролит, гастролит, нормогидрон и т.д. Покупайте, разводите по инструкции, поите.

4. В нос часто солевые растворы.

5. Все "отвлекающие процедуры" (банки, горчичники, размазывание по телу жира несчастных животных – коз, барсуков и т.д.) - классический совковый садизм и опять-таки психотерапия ("надо что-то делать").

Парить детям ноги (доливая кипяток в тазик), делать паровые ингаляции над чайником или кастрюлькой, растирать детей спиртосодержащими жидкостями - безумный родительский бандитизм.

6. Если надумали бороться с высокой температурой - только парацетамол или ибупрофен. Категорически нельзя аспирин.

Главная беда в том, что тепло одеть, увлажнить, проветрить, не пихать еду и напоить - это по-нашему называется "не лечить", а "лечить" - это послать папу в аптеку...

7. При поражении верхних дыхательных путей (нос, горло, гортань) никакие отхаркивающие средства не нужны - они только усилят кашель.

Поражение нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии) вообще не имеют к самолечению никакого отношения.

Такие лекарства, которые угнетают кашель (в инструкции написано "противокашлевое действие"), нельзя категорически.

8. Противоаллергические средства не имеют к лечению ОРВИ никакого отношения.

9. Вирусные инфекции не лечатся антибиотиками. Антибиотики не уменьшают, а увеличивают риск осложнений.

10. Все интерфероны для местного применения и для глотания внутрь - лекарства с недоказанной эффективностью или "лекарства" с доказанной неэффективностью.

11. Гомеопатия - это не лечение травами, а лечение заряженной водой. Безопасно. Психотерапия ("надо что-то делать").

СИТУАЦИИ, КОГДА ВРАЧ НУЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО

• отсутствие улучшений на четвертый день болезни;

• повышенная температура тела на седьмой день болезни;

• ухудшение после улучшения;

• выраженная тяжесть состояния при умеренных симптомах ОРВИ;

• появление изолированно или в сочетании: бледности кожи; жажды, одышки, интенсивной боли, гнойных выделений;

• усиление кашля, снижение его продуктивности; глубокий вдох приводит к приступу кашля;

• при повышении температуры тела не помогают, практически не помогают или очень ненадолго помогают парацетамол и ибупрофен.

ВРАЧ НУЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО И СРОЧНО:

• потеря сознания;

• судороги;

• признаки дыхательной недостаточности (затрудненное дыхание, одышка, ощущение нехватки воздуха);

• интенсивная боль где угодно;

• даже умеренная боль в горле при отсутствии насморка (боль в горле + сухой нос – это зачастую симптом ангины, которая требует врача и антибиотика);

• даже умеренная головная боль в сочетании с рвотой;

• отечность шеи;

• сыпь, которая не исчезает при надавливании на нее;

• температура тела выше 39 °С, которая не начинает снижаться через 30 минут после применения жаропонижающих средств;

• любое повышение температуры тела в сочетании с ознобом и бледностью кожи.


runo 27 февраля 2016 | 19:34

ars_eres: С благодарностью Вам за упоминание
о враче по зову Сердца - Е.О.Комаровского!,
и за первую фразу Вашей публикации советов....!
Правда, спустя почти месяц...
Но на Эхе о Е.О.Комаровском - т и ш и н а....


retim 28 января 2016 | 20:29

Генератор депрессии какой-то.


fufels 28 января 2016 | 20:32

И сколько теперь запах нафталина будет выветриваться?


sten 28 января 2016 | 20:43

Пить Боржоми и держаться подальше от онищенко,гнусный тип


galinapet 28 января 2016 | 21:45

чем меньше будем слушать "умеренного" пустослова онанищенко, тем здоровее будем...))


diamonds 28 января 2016 | 21:45

Слушая выступления этого человека, у меня всегда возникает мысль, за какие такие "заслуг" он получил звание академика РАН и почему его до сих пор не привлекли к строгой ответственности за его грубые нарушения действующего законодательства и прав граждан в его бытность главным государственным санитарным врачом РФ. Мне кажется, что он человек малограмотный, лицемерный и невежественный.


chomja 28 января 2016 | 21:55

diamonds: Да не кажется Вам это,он на самом деле не перегружен интеллектом. К сожалению,академики опустили РАН настолько,что членство в ней должно быть просто противным. Онищенко,Кадыров,Глазьев...


killed_by_a_trash_bin 29 января 2016 | 02:39

chomja: Надо отдать должное - Кадыров это все-таки на РАН, а РАЕН. Это совсем параша для петриков и грабовых. Насчет Глазьева - не в курсе.


michalich 28 января 2016 | 22:05

Хронический лжец вещает о здоровье


galinapet 28 января 2016 | 22:10

как же у ведущей хватило терпения слушать лабуду старого маразматика...


chernyij 29 января 2016 | 03:36

Странно, по первому каналу в передаче "Таблетка" говорили, что маски должны надевать больные, и ни в коем случае здоровые. Онисченко советует наоборот.


faktorial57 29 января 2016 | 15:48

chernyij: телевизором лечитесь?
Пусть Вам 1 канал и больничный выписывает.


chernyij 29 января 2016 | 19:50

faktorial57: Я согласен, чтобы больничный выписывал Садальский. Он лучше, чем Онсченко.


bobrspb 29 января 2016 | 10:54

Редкостное словоблудие и какое-то запредельно пафосное изложение банальностей...косноязычность жуткая....и вот эти все..."Милая моя..."..."А теперь послушайте меня...." Какая-то самолюбивая пустота..


miloman 29 января 2016 | 11:47

Странный он какой-то! Больше слушать не буду.


muslimovich 29 января 2016 | 12:47

Не ругайте Онищенко - он приносит много веселья.


krylov2 29 января 2016 | 13:23

В передаче ЭМ слышал, что маска бесполезна, как защита от заболевания, она нужна тем, кто болен и защищает окружающих от себя любимого. Большие сомнения теперь, видимо никто ничего не знает.


krylov2 29 января 2016 | 13:31

krylov2: Всё расписано в комментарии
ars_eres


tamariskk 29 января 2016 | 17:11

Перестала слушать после слов об Украине, мол, такое сякое правительство тратит деньги на вооружение, а не на вакцинацию населения. Кабинет министров в Украине действительно нужно менять, но на вооружение тратиться страна вынуждена... из-за "доброжелательнго" соседа - России.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире