'Вопросы к интервью
18 марта 2017
Z Военный совет Все выпуски

111 лет подводным силам России. Роль, задачи и перспективы развития подводных сил военно-морского флота


Время выхода в эфир: 18 марта 2017, 12:05

А. Дурново Так и есть все, 12.06 в Москве, меня зовут Алексей Дурново, это программа «Военный совет». Я один сейчас в студии, если не считать нашего звукорежиссера Сергея Кузнецова, который уже наладил связь с городом-героем Санкт-Петербургом, где в нашей студии, в северной столице находится наш гость Виктор Кочемазов, начальник управления боевой подготовки ВМФ, контр-адмирал. Виктор Николаевич здравствуйте, слышите ли вы нас?

В. Кочемазов Да, добрый день Алексей, добрый день уважаемые радиослушатели, Санкт-Петербург слышит вас, принимает, готовы к работе.

В. Дегало Алексей, как связь? Это Виктор Дегало, мы в студии в Гельвеции, традиционно в Санкт-Петербурге, и как раз кульминация празднования дня подводника, который завтра… Завтра основная дата 111 лет, ее уже ряд мероприятий больших прошло, и идут, продолжаются. Вот вчера, возле памятника «Подводный удар» в Санкт-Петербурге, совместно с адмиралтейскими верфями был проведен такой митинг, на флотах подводники уже празднуют, не снижая боевой готовности. Как связь, Алексей?

А. Дурново Связь замечательная, приветствую нашего друга Игоря Дегало, приветствую дорогую каждому эховцу гостиницу Гельвеция, и напоминаю нашим слушателям, что если вдруг возникнут вопросы, можно присылать их на номер+7-985-970-45-45 в виде СМС, а так же можно для этих целей воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере. Ну, собственно говоря, во-первых я вас поздравляю с наступающим, или наступившим уже праздником, раз уже отмечаете. 111 лет – дата не круглая, но красивая. Поэтому Виктор Николаевич, давайте может мы с этого и начнем. Для вас вообще вот день моряка-подводника, сама вот эта дата, какое имеет значение вот личного плана?

В. Кочемазов Ну, в личном плане, вот у нас у всех есть многие профессиональные праздники, ври даже по роду своей деятельности. Каждый офицер ВМФ, каждый военнослужащий получая первичное военное образование по своей специальности, является специалистом. Вот я закончил Каспийское училище, являюсь штурманом, и у нас есть день штурмана. Это тоже особый праздник, но подразделения всех военнослужащих ВМФ на ту родовую составляющую, к которой они относятся, вот я начал свою службу с атомных подводных лодок. И те, кто пришли на атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, эти люди с самого начала обращаются в религию подводника, это их вера. И с этой верой они до конца идут по своей жизни, беспредельно преданный той составляющей ВМФ, на которой они начали службу. Поэтому для меня подводные лодки – это моя жизнь, это моя судьба, с которой я связал свою службу.

А. Дурново Ну давайте, вот у нас так тема сформулирована, что мы говорим о перспективах развития подводных сил, и о задачах. Раз уж упомянули, может быть с этого и начнем? Как сегодня развиваются, да? Вот здесь две составляющих есть: атомные, и не атомные. Как они развиваются сегодня?

В. Кочемазов Главным командованием ВМФ развитию подводных сил ВМФ уделяется самое пристальное внимание. Вот если начинать с неатомных подводных лодок, только в этом году у нас в состав Черноморского флота была введена целая бригада дизельных подводных лодок 636-го проекта. Это полноценное соединение, которое базируется в Новороссийске, оснащенное высокоточным оружием, и имеющее превосходные характеристики и по маневренности, и по скрытности. В этом году, в 2017 мы приступаем к строительству подводных лодок уже для Тихоокеанского флота, закладываем серию из 6 единиц. В ближайшие полгода будут заложены первые две подводные лодки, из них это Можайск, и Петропавловск-Камчатский. Ну и составляющая атомных подводных лодок, она несомненно развивается, ей уделяется самое пристальное внимание, и руководством Минобороны, и главным командованием ВМФ. В текущем году на предприятии «Севмаш», предприятии в городе Северодвинске будет выведено из (неразборчиво) многоцелевая атомная подводная лодка «Казань», проекта «Ясень» И заложена еще одна такая же подводная лодка. Так же Северная машина строительное предприятие спустит ан воду и ракетный подводный крейсер «Князь Владимир. Это крейсер типа (неразборчиво), и в группировке стратегических ракетоносцев 4-го поколения, он станет уже четвертым по счету. Наряду со строительством подводных лодок 4-го поколения ведутся работы и над созданием подводных лодок пятого поколения. Так как строительство флота продолжается непрерывно, не терпит пауз, и процесс развития его всех составляющих синхронизировано с развитием научно-технического прогресса.

А. Дурново А вот скажите пожалуйста, вот четвертое поколение, пятое поколение… Вот подводные лодки новых поколений, в чем их преимущество основное, над более старыми подводными лодками? Ну помимо того что они новее, это понятно.

В. Кочемазов Подводная лодка, самое главное ее свойство – это скрытность. Поэтому, вот над этой составляющей тактических свойств каждой подводной лодки, в основном и работают все конструкторские бюро, чтобы минимизировать уровень всех шумовых полей корабля, начиная от уровня его шума от работающих механизмов, электрических полей, магнитных полей, акустических полей, то есть всего спектра составляющих. И чем более малошумная подводная лодка получается в результате, тем более качественно решена задача по ее строительству. Это вот по аспекту технических средств, обеспечивающих движение, и тактическое свойство скрытности подводной лодки. Второй фактор немаловажный – это каким оружием будет оснащен этот корабль. Для стратегических крейсеров с баллистическими ракетами – это соответственно новейшие ракеты, которые способны на максимальном удалении поражать объекты, и выполнять поставленные задачи. Для многоцелевых подводных лодок это наличие на борту современного оружия с крылатыми ракетами большой дальности для поражения так же наземных объектов, морских объектов, ну и соответственно торпедного оружия. То есть, развитие подводной лодки – это усовершенствование ее и технических средств как носителя оружия, и соответственно образцов оружия на ней установленных.

А. Дурново Давайте тогда может быть мы немножко поговорим вот о лодках предыдущих поколений, которые все еще находятся в составе ВМФ. Какова их судьба? Вот появятся новые лодки новых поколений, а что будет со старыми, и есть ли там какие-нибудь ремонтные, модернизационные работы? Вот что с предыдущими поколениями сейчас?

В. Кочемазов Исходя из того, что подводная лодка прежде всего – это сложнейший и дорогостоящий механизм, поэтому соответственно к этим кораблям и отношение в Минобороны, в главном командовании ВМФ соответственно. Мы делаем все для того, чтобы максимальный коэффициент полезного действия получить от каждого корабля. Есть такой термин понятия оперативные напряженности использования кораблей, и вот максимальное значение этого критерия как раз и есть показатель эффективности использования той или иной подводной лодки. Наши корабли, которые были построены в предыдущем десятилетии, те, которые отработали по иным, или другим показателям свои технические возможности, выработали ресурсные данные, имеют колоссальный резерв для проведения модернизационных работ. В отдельных случаях мы ограничиваемся заменой только отдельных образцов вооружения, соответственно меняя или только тот комплекс ракетного или торпедного вооружения, позволяющий поставить новые образцы оружия. Или проводится более глубокая модернизация с заменой систем движения, жизнеобеспечения, энергетических установок. Спектр для проведения модернизационных работ, он очень широкий. Сейчас у нас на (неразборчиво) заводе Севмашпредприятия Северодвинска проходит модернизацию атомные подводные лодки 971, 949 проектов. Завод в Большом камне в Приморье тоже выполняют работы по проведению модернизации. Поэтому любой корабль, каждая подводная лодка, они на единичном учете, и под самым пристальным вниманием до максимального использования и получения коэффициента полезного действия используется. Так у нас в этом году только в 17-м состав подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности будет возвращен ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула», это 667-й (неразборчиво) проект, и атомная целевая подводная лодка «Ориел», проекта 949-го ас. И дизель электрическая подводная лодка «Дмитров», проекта 877.

А. Дурново А насколько вот длительный процесс модернизации? Я понимаю, что разные бывают случаи, но так вот если не знаю там, в среднем или минимальные, максимальные сроки обозначить?

В. Кочемазов Ну, где-то в любом случае это минимум до 2-х лет, при таком сокращенном варианте проведения модернизационных работ. Если более глубокая модернизация, то уже (неразборчиво) до пятилетнего срока проведения модернизации с полной заменой всех систем и механизмов. Это когда практически от подводной лодки остается только прочный корпус, а вся остальная внутренняя начинка от средств движения и технического вооружения подлежит замене.

А. Дурново Я напомню, что в гостях у нас из Петербурга Виктор Кочемазов, начальник управления боевой подготовки ВМФ России, контр-адмирал. Виктор Николаевич, как развивается инфраструктура базирования подводных лодок?

В. Кочемазов На эту тему можно говорить долго, и рассказывать про удачи и успехи наших подводников, особенно вот в этой составляющей. И в прошлом году, уже будучи вот на этой же передаче я рассказывал, что сейчас заезжать в гарнизоны подводников, у нас это практически одно удовольствие. Вот я когда служил начальником штаба подводных сил Тихоокеанского флота, с гордостью рассказываю, что гарнизон, который построен у Велючинске на полуострове Рыбачий на Камчатке, это наверное самый вот образец гарнизона, где заложено все, начиная от инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности подводных крейсеров. Все, что необходимо для организации служебной деятельности, и соответственно социальная составляющая является над всем этим превалирующей. Те жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, которые построены в гарнизоне, начиная от аквапарков, ледовых катков, матросских клубов, домов офицеров, они создают все необходимые условия для того, чтобы подводники занимались своей служебной деятельностью без оглядки на то, достаточно ли уверенно чувствуют их тылы, чувствуют их семьи, жены и дети.

В. Дегало Лучше выглядит, чем Петропавловск-Камчатский.

В. Кочемазов Намного.

В. Дегало Намного современней, намного (неразборчиво).

В. Кочемазов Колоссальные работы проводятся и на северном флоте в гарнизонах подводников, в Гаджиево, где идут тоже большие объекты по строительству и объектов инфраструктуры, и социальных объектов. Самое пристальное внимание уделяется этим вопросам, и подводники находятся на самых передовых рубежах вот по обеспеченности, и в вопросах и технической инфраструктуры, и социальной.

А. Дурново Ну раз уж рассказали вы про Тихоокеанский Северный, может быть про Балтийский и Черный тоже пару слов скажете, а как там с этим дело обстоит?

В. Кочемазов Ну, там ничуть не хуже. Для Черноморского флота как я уже говорил, для той бригады подводных лодок, которая базируется в Новороссийске, строительные работы так же уже на завершающем этапе, там объекты инфраструктуры для бригады подводных лодок построены. Вот те казарменные помещения, которые уже сданы, и в которых размещены подводники, это абсолютно современные и комфортабельные помещения, в которых размещается все от группы командования, экипажей подводных лодок. И вся составляющая, которая находится рядом, она так же обеспечивает полную жизнедеятельность этой бригады. Новая столовая, новые причалы, новые объекты учебно-материальной базы, строится все, что необходимо. И на Балтийском флоте соответственно тоже объекты и в Балтийске строятся, и в Кронштадте, для развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности подводных сил.

А. Дурново А сколько человек вот такие гарнизоны могут вместить, если не секрет?

В. Кочемазов Ну, сейчас вот после проведенных всех оптимизаций по штатной численности и ВМФ, и вооруженных сил, у нас резерв каждого гарнизона после тех составляющих, которые были во времена Советского Союза настолько обширен, что в любом случае при необходимости увеличения штатов, или добавления каких-либо оргштатных составляющих по инфраструктуре, любой гарнизон способен на данный момент увеличить численность приема ну минимум в два раза. Потому что там, где у нас раньше базировалось до трех дивизий подводных лодок минимум, сейчас в целом в этом гарнизоне базируется одно соединение. Поэтому в 2-3 раза где-то способность каждого гарнизона по увеличению численности приема подводников.

А. Дурново Виктор Николаевич, давайте вот к нашей любимой теме перейдем. А кто кадры готовит для подводных сил ВМФ?

В. Кочемазов По вопросам подготовки кадров для ВМФ – это целая система. Офицеры, которые продолжают службу уже в офицерских должностях, естественно проходят подготовку как курсанты и слушатели военно-учебных институтов военно-морских, в системе военного учебного научного центра, под структурой нашей военно-морской академии. Они получают начальное базовое образование, назначаются на должность, и приходят в экипажи подводных лодок. Если офицер попадает уже в перволинейный экипаж подводной лодки, после этого он проходит по индивидуальной подготовке и по индивидуальной программе, дополнительную подготовку в учебных центрах. По подготовке в целом экипажей подводных лодок, система их подготовки, она была сформирована еще во времена Советского Союза, с созданием первых атомных подводных лодок. Она настолько эффективна, она настолько себя оправдала, что мы фундаментально используем ее и в настоящее время, естественно модернизируя и дорабатывая уже с учетом тенденции современности, но в целом она позволяет обеспечивать подготовку подводников. То есть, первоначально это академия, и потом подготовка в составе экипажей в учебных центрах, которые нас в полной мере позволяет обеспечить подготовку. Вот за этот год мы подготовили более 50 экипажей подводных лодок как атомных, так и дизельных, по всем вопросам подготовки.

А. Дурново А вот Виктор Николаевич, если хочет молодой человек, да? вот старшеклассник стать в будущем моряком-подводником. Вот ему какие действия нужно предпринимать что ему делать, чтобы через там столько-то лет подводником стать. Куда идти, и так далее.

В. Кочемазов Ну самое первое – это закончить школу, и сдать ЕГЭ с тем баллом, который обеспечит ему поступление в высшее учебное заведение.

В. Дегало Если он горит желанием.

В. Кочемазов Да, если он горит желанием. Стремление и желание закончить школу, иметь хороший уровень физической подготовленности. Потому, что это сейчас тоже одно из важнейших требований. Здоровье, позволяющее служить в вооруженных силах, и исходя из этого, при уже наличии всех этих составляющих, в соответствующее время подать заявление в военный комиссариат по месту жительства, и прибыть для сдачи вступительных экзаменов. Но соответственно мечта так просто не осуществляется, конкурс на поступление в наше высшее учебное заведение с каждым годом растет. А для того, чтобы попасть на подводные лодки, это уже потом решается по рейтингу уровня подготовленности в составе военно-учебного заведения. Могу сказать, что вот на данный момент у нас только по оценке военно-политехнического института нашего 6 человек, желающих на одну должность служить на атомных или дизельных подводных лодках. Поэтому это не просто, это сложнейший отбор, это высочайший уровень и базовой, и технической подготовки, это отличное здоровье, высочайший уровень физической подготовки.

А. Дурново А скажите пожалуйста, вот ему на какие предметы в школе налечь особенно? Вы какие результаты ЕГЭ, по каким предметам смотрите в первую очередь?

В. Кочемазов В обязательном порядке это физика, математика, русский язык. То есть, те основополагающие базовые дисциплины, без которых невозможно получать техническую подготовку для обслуживания того сложнейшего оборудования, которое установлено на подводных лодках в настоящее время.

А. Дурново Тогда вот еще какой вопрос. Ну, вот поступил, да, молодой человек в академию. Какие требования вы предъявляете именно к будущим подводникам? Чем отличается… Чем будущий подводник отличается от будущего надводника?

В. Кочемазов В целом при поступлении, разделение какого-то сейчас вот на подводников/надводников нет. Все курсанты занимаются и готовятся на первоначальном этапе до 3 курса по базовой подготовке, и только уже в дальнейшем с пониманием перспектив и дальнейшего его использования офицера, и дальнейшей его службы проводится уже первичный профессиональный отбор. После этого курсанты направляются соответственно в соответствии с программами обучения на практике и стажировке на флоты, где сами смотрят что такое служба на подводной лодке, что такое служба на надводном корабле. И те, кто полны решимости и желания служить на подводных лодках, а как я сказал, что таких больше, чем мы можем даже предоставить возможности служить на кораблях. Идут самые лучшие, лучшие из лучших служат на атомных подводных лодках. И даже вот эта тенденция, она сохраняется и с предыдущих времен, во времена и Советского Союза. Вот когда я заканчивал свое Каспийское краснознаменное училище, у нас выпуск штурманов был 200 человек, на атомные подводные лодки из этих 200-т служить попало только 4. Все с красными дипломами, и с высшим баллом по окончанию военно-морского учебного заведения.

А. Дурново Вы знаете, нам пришел довольно интересный вопрос от Владимира из Пензы. Он пишет: несколько лет назад моему племяннику сказали, что хорошо плавать при поступлении не обязательно, если что – научат в академии. Вот скажите пожалуйста, нужно ли будущему подводнику хорошо плавать уметь? Или действительно научат в процессе обучения?

В. Кочемазов Ну, плавать должен уметь на мой взгляд каждый юноша. Сейчас в нынешний условиях не уметь плавать – это наверное как-то вот не совсем правильно. Можно конечно понимать, что есть регионы, где нет водоемов, в которых можно хотя бы вот постичь малейшие основы, как человеку держаться на воде, как плыть. Но если, вот если есть ситуации, когда молодой человек по всем другим показателям покажет полную свою подготовку, естественно и приемные комиссии рассматривают все индивидуально и персонально. И я думаю, что в этом случае вопрос можно решить. Потому, что помню даже по себе, вот результаты, которые я сдавал, когда поступал в 83-м году далеком в училище, ни далеко отличались от того, что было уже при выпуске из училища, и в настоящее время.

А. Дурново А кстати, сдают…

В. Кочемазов Возможность есть.

А. Дурново Сдают плавание при поступлении?

В. Кочемазов Одним из элементов в обязательном порядке является физическая подготовка. И вот как раз один из критериев – да, является плавание на 50-100 метров, в зависимости от уровня подготовленности.

А. Дурново У нас буквально минута до перерыва, мы там уже во втором тайме затронем вопрос о боевой подготовке и так далее. А ну вот сейчас у нас есть такой традиционный вопрос, служат ли женщины? Вот Виктор спрашивает: служат ли женщины на подводных лодках, и когда могут начать служить?

В. Кочемазов Этот вопрос наиболее такой интересный в последнее время. Он не только для нашего ВМФ, это вопрос проблемный для всех флотов, и всех военно-морских сил государств. В нашем флоте военно-морском женщин на подводных лодках нет, и я думаю, что в ближайшей перспективе их там не будет. Можно говорить о всех остальных вопросах, но я пройдя всю эту службу на подводных лодках могу сказать что в вооруженных силах есть много других специальностей, где женщины могут применить себя по назначению, нежели в прочном корпусе подводной лодки. Вопросы службы, это есть и в военно-морских силах в США. Чем заканчивается это мы все слышим из СМИ, это массовые скандалы кругом по различиям половых признаков, и нам это не нужно. У нас достаточно высоко подготовленных мужчин, которые готовы исполнять свои обязанности.

В. Дегало Мы бережем своих женщин, хотел сказать (неразборчиво).

А. Дурново (Неразборчиво) говорили в одном известном фильме. Мы сейчас прервемся на короткие новости и рекламу, и ровно через 5 минут вернемся. Напомню, у нас в гостях Виктор Кочемазов, начальник управления боевой подготовки ВМФ, контр-адмирал. Ровно через 5 минут вернется «Военный совет».

НОВОСТИ.

А. Дурново Продолжается «Военный совет», по-прежнему в студии Алексей Дурново, а на том конце скажем так провода, в Петербурге наш гость Виктор Николаевич Кочемазов, начальник управления боевой подготовки ВМФ, контр-адмирал. Еще раз здравствуйте. Виктор Николаевич, еще раз приветствую Игоря Дегало, добрый день вам еще раз.

И. Дегало Добрый.

А. Дурново И еще раз напоминаю нашим слушателям, что вопросы можно присылать в виде СМС на номер +7-985-970-45-45, а также можно воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере. Виктор Николаевич, вот перед тем, как перейдем к боевой подготовке, хочу задать два вопроса, которые за время перерыва пришли от слушателей. Пишет нам человек, который подписался как Усталый, спрашивает: пару раз в жизни слышал, но не уверен, не миф ли это? Правда ли, что подводники не курят?

В. Кочемазов Ну, кончено миф. На подводных лодках, вот те, которые большие, даже официально есть специальное помещение с локальными узлами очистки, на которых разрешается курить.

И. Дегало Но всех сразу не отучить, ну борются.

В. Кочемазов Да, всех сразу не отучить, это на больших и современных кораблях. Те корабли, которые вот многоцелевые, поменьше, там это категорически запрещено, и не приемлемо. И я вот сам, как не курящий человек, категорически против того, чтобы это на подводных лодках где-то в какой-то степени даже планировалось, и конструктивно размещалось. На новых кораблях это тоже уде все исключается, на кораблях вот второго поколения, которые раньше были в составе ВМФ, предусматривалось. Но уже командиры кораблей на свое решение обычно это помещение использовали в других целях, и в лучшем случае в те минуты, когда есть возможность, нескольким подводникам разрешалось подняться на мостик подводной лодки, перекурить тихонько, и дальше уже работать по выполнению своих задач по предназначению.

А. Дурново И еще Алекс спрашивает, правда ли, что в подводных лодках США нет холодильников для пищевых продуктов, а в наших подводных лодках они есть?

В. Кочемазов На счет подводных лодок США… Я не был на подводных лодках США, не могу точно сказать есть они или нет, а на наших подводных лодках, на каждом корабле предусмотрена морозильная камера, как одна из составных составляющих, в обязательном порядке запасы продовольствия хранятся. Есть несколько вариантов поддержания температурного режима, в зависимости от запасов хранимого продовольствия. Одни глубокой заморозки, другие более мягкой заморозки, на наших кораблях это все предусмотрено в обязательном порядке.

А. Дурново Ну Виктор Николаевич, я уже несколько раз обещал, и вот наконец выполняю свое обещание. Переходим к теме боевой подготовки, которая в вашем ведении находится. Расскажите пожалуйста, как проходит сейчас боевая подготовка подводников, ну и если про том прошлый год наверное говорить, то расскажите пожалуйста в общих чертах, какие у вас были там учения, мероприятия в том году?

В. Кочемазов Вот то, что касается боевой подготовки, это наверное краеугольный камень всей нашей служебной деятельности. Во всех руководящих документах у нас везде отмечено, что боевая подготовка является основой повседневной деятельности любого командира, любого начальника. И оттого, как организован процесс боевой подготовки, и зависит конечный результат, получаемый по результатам отработки и сдачи и курсовых задач, и проведения всех подготовительных и зачетных тактических учений, в которых участвую подводные лодки. Работа в этом направлении проводится командованиями всех подводных сил и Северного флота, и Тихоокеанского флота, Черноморский, Балтийский флот. Можно сказать, что результаты достигнуты очень высокие, профессионализм подводников всех экипажей позволяет в кротчайшие сроки готовить экипажи даже к внезапно поставленным задачам. Как я уже ранее отмечал, что у нас в составе всех экипажей подводных лодок только профессиональные специалисты, матросы контрактной службы, высоко подготовленные офицеры, что соответственно накладывает особый отпечаток на эту категорию людей, которые готовы даже вот я говорю, по любым внезапным вводным отрабатывать те или иные мероприятия. Так за прошедший год у нас было проведено более 300 мероприятий боевой подготовки, в которых приняли участие подводники всех флотов. Они и по своей направленности проводили специальные учения, и принимали участие в составе разновидных группировок сил всех флотов, при выполнении тех или иных задач.

А. Дурново А скажите пожалуйста, вот я хотел поговорить отдельно о подготовке экипажей для подводных лодок. Вот по каким критериям оценивается выучка подводников?

В. Кочемазов Самый главный критерий – это готовность к выполнению поставленной задачи. Вот как лучше сформулировать? То, что экипаж отработал все задачи боевой подготовки, полностью укомплектован, вооружение и техника на корабле исправны. В этом случае экипаж содержится в категории сил определенной назначенной степени готовности, и соответственно готов в любое время с получением задачи выполнить и отработать те задачи, которые перед ним будут поставлены. Про систему подготовки мы уже ранее чуть останавливались, в первой половине нашего эфира. Я рассказал, что вся сеть и учебных центров, и существующая система подготовки и офицеров и матросов, она позволяет качественно их готовить к тому, чтобы в полном объеме справляться с выполнением тех задач, которые на них возложены.

А. Дурново А вот есть ли какое-то различие в подготовке экипажей для атомных подводных лодок, и для не атомных подводных лодок?

В. Кочемазов Конечно, есть. Это прежде всего начинается с той энергетической установки, которая установлена на корабле. Это абсолютно другая система подготовки, но в вопросах только технической подготовки, в вопросах ядерной и радиационной безопасности. Потому, что вот те корабли, которые с энергетической установкой, они накладываются отдельным вопросом, вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые требуют определенной подготовки. Это уже абсолютно другой уровень подготовки операторов, обслуживающих главную энергетическую установку. На ней, на пультах сидят только офицеры, только высокоспециализированные, высококлассно подготовленные специалисты. С уровнем подготовки, обеспечивающим эксплуатацию ядерных энергетических установок. На дизель электрических подводных лодках, это несколько попроще, это составляющая на них исключена, но в то же время важность уровня подготовки личного состава остается одной из наиболее важных составляющих, и естественно этому тоже уделяется большое значение. При этом, вот мы в одном учебном центре организуем подготовку и подводных лодок с ядерными энергетическими установками, и дизель-электрических. Так как учебно-тренировочная база, и комплексы установленные в этом учебном центре позволяют готовить и тех, и тех, без каких-либо ограничений.

А. Дурново Вот сейчас будет моя любимая рубрика – дилетантский вопрос. Виктор Николаевич, а правда, что вот личному составу экипажей атомных подводных лодок ежедневно выдается сухое вино.

В. Кочемазов Кончено, правда. И не только атомных, и дизельных тоже. Это норма довольствия, определенная приказом министра обороны, она утверждена, и в обязательном порядке всем членам экипажей подводных лодок выдается положенное ему по норме довольствия сухое вино.

А. Дурново Я просто…

В. Кочемазов Вопросов для чего оно выдается, там много звучало. Но прежде всего, как первичная версия, по которой оно давалось – это выведение радионуклидов из организма подводников, которые раньше вот обывательская версия, которая существовала в предыдущие годы. Но вот я скажу, что по большому счету все это дается только для улучшения пищеварения организма подводника, движение которого ограничено, так как корпус подводной лодки, и длина его не позволяет активно функционировать, а в какой-то степени вот небольшие объемы вот этого сухого вина, они позволяют улучшить пищеварение. И ни коем образом не сказываются на состоянии общего состояния военнослужащих.

А. Дурново А скажите пожалуйста, да? Зачастую плавание на подводной ложке занимает длительное время. А как подводники вот досуг проводят на подводной лодке, есть для этого какие-то возможности?

В. Кочемазов Кончено, есть. Сейчас подводная лодка, особенно вот атомная подводная лодка – это огромное техническое сооружение. Вот если взять обычную лодку многоцелевую, это пятиэтажный дом в полном формате. Крейсера, которые побольше, есть у нас отдельно, это до девятиэтажного дома. Внутри этого технического сооружения есть все для того, чтобы организовать и досуг подводников, и проведение времени. Вот на подводных лодках «Тайфун» нашего класса «Акула», они были оснащены всем, что было необходимо. Есть и спортивные залы, есть и спортивные залы, есть и бассейн, сауна, есть зоны отдыха комфортные. Они практически предусмотрены сейчас на всех кораблях, ну это вот с точки зрения технического оснащения корабля для того, чтобы организовать досуг подводников. А так, это забота любого командира, с выходом на подготовку в море, или уже на мероприятие решения задачи в дальнюю океанскую зону. Работа организуется очень тщательная кропотливая, чтобы каждый подводник не был обделен вниманием. Это и ежедневная работа и вахтинг-офицеров, которые занимаются своими боевыми сменами. Очень популярны в поре проведение состязательных мероприятий между сменами. Это и подготовка корабельных боевых расчетов в составе боевых смен подводных лодок, и к концу завершения боевой службы, вот я даже по своему опыту еще будучи командиром корабля и командиром дивизии могу сказать, что офицеров с погонами старшего лейтенанта, и в должности командира боевой части становится после детальной тщательной подготовки, выполнять торпедные и ракетные атаки на уровне командира подводной лодки. Вот до такого совершенства оттачивается уровень подготовки офицеров и всего экипажа. Поэтому состязание на лучший корабельный боевой расчет боевой смены подводной лодки – это один из самых наверное престижных призов во время боевой службы, и решения задачи в дальноокеанской зоне. Проводятся и определенные мероприятия, которые позволяют определить лучших опять же подводников в военно-прикладных видах, приемлемых для подводной лодки. Составляются тематические эстафеты, с элементами отработки борьбы за живучесть, использование тех или иных технических средств корабля, средств связи. В общем все, что может показать мастерство и высокий профессионализм подводником. Использоваться как элементы состязательной и наверное развлекательной базы на корабле. Остальное все – это уже естественно просмотры всевозможных тематических фильмов, проведение собраний, утренников, радио газеты, весь спектр нашей вот работы общественной на корабле, он в море используется. Но самое главное, еще раз говорю, это работа по военно-прикладным и состязательным видам спорта, которая людей просто заставляет жить этим, чтобы вот отточить свое мастерство к завершению решения задач до совершенства.

А. Дурново Вот кстати же, есть такая традиция у космонавтов, да? Они перед тем, как отправиться в космос, смотрят «Белое солнце пустыни». А у подводников есть какой-то такой вот свой фильм, который смотрят перед уходом в море?

В. Кочемазов Ну, самый классический фильм для подводников, мы его все знаем, это фильм «Командир счастливые щеки». Знаете, да, его?

А. Дурново Да.

В. Кочемазов Это фильм времен Великой отечественной войны, который есть на каждой подводной лодке, подводники смотрят его как реликтовый фильм для всех подводных сил. Ну, а из развлекательных, вот как «Белое солнце пустыни», на каждом корабле есть еще и своя небольшая традиция, поэтому подводных лодок у нас в ВМФ много, и здесь вот для каждого корабля наверное я бы сказал, может быть какая-то своя маленькая, не большая традиция, тоже существует и присутствует.

А. Дурново Виктор Николаевич, немножко мы там вот в первой части нашего разговора эту тему затронули. Но вот если возможно, чуть-чуть поподробнее расскажите о новом вооружении, котором вот сейчас оснащаются российские подводные лодки?

В. Кочемазов Да, мы с вами уже говорили, что строительство подводных лодок и их модернизация не стоит на месте, и как один из элементов, это как раз и есть модернизирование и совершенствование нашей базы на подводных лодках. Вот все наши подводные лодки 636-го проекта, которые вошли в состав Новороссийской бригады подводных лодок, они оснащены новыми ракетными комплексами «Калибр». Этим же ракетным комплексом будут подлежать и модернизации подводные лодки 971-го проекта, находящиеся на (неразборчиво) Севмашпредприятия. Ну и можно уже отметить, что у нас есть образец, есть факт применения этого современного высокоточного орудия ракетного комплекса «Калибр», нашей подводной лодкой состава Черноморской бригады. По объектам, запрещенным в РФ, террористической группировки Исламское государство в ходе проведения операции российских вооруженных сил в республике Сирия.

А. Дурново Виктор Николаевич, а вот скажите пожалуйста, вас спрашивает Семен, наш слушатель: а призывники сейчас служат на подводных лодках?

В. Кочемазов Нет, я уже об этом говорил, что подводные силы, это были как раз первая составляющая ВМФ, которая полностью перешла на контрактную службу.

А. Дурново А чем вот вообще сегодня привлекательна служба на подводных лодках? В чем преимущество службы на подводной ложке, от службы на надводном корабле, например?

В. Кочемазов Чем привлекательна? Ну, мы уже говорили по этому поводу, что вот это особая категория офицеров ВМФ. Офицер, попадающих в экипаж подводной ложки, или мичман, матрос контрактной службы, попадает в ту среду, которая в полной мере позволяет ему реализоваться и как члену экипажа, как члену семьи, как подводнику-профессионалу. Это тот коллектив, в котором никто никогда не остается забытым. Экипажи подводных лодок. Они все-таки по своему количественному составу и численному составу позволяют командиру корабля знать каждого члена экипажа настолько детально и настолько тщательно, что проблемы каждого моряка до матроса контрактной службы включительно, являются заботой командира по всем его составляющим. Это вот я хотел бы сказать, наверное одна из важнейших составляющих, и даже вот наш знаменитый подводник Магомед Иманудилович Гаджиев, да? Говорил в своей крылатой фразе, что этот коллектив (неразборчиво) одним, что он или остается единым целым, или он в этом же коллективе навсегда уходит при выполнении задач, там на решение их. Что престижно на подводных лодках – это прежде всего те социальные гарантии, которые даются нашим государством. Денежное содержание подводников, оно значительно по сравнению и с составляющими надводных кораблей, и составляющей береговой структуры, и сейчас вот даже там, где у нас на северном флоте, на тихоокеанском флоте должностей, вакантных на подводных ложках нет. Они все укомплектованы желающими, конкурс очень высокий. Про объекты социальной инфраструктуры мы уже говорили, что все городки и социальные объекты любого гарнизона подводников позволяют в полной мере реализовываться всем составляющим для жизни, и существования не только самих подводников, но и членов их семей. Поэтому в государстве сделано все для того, чтобы служба на подводных силах была самой престижной

А. Дурново У нас не так много времени остается. Виктор Николаевич, вот как развивается тренажерная база для подготовки подводников?

В. Кочемазов По развитию учебно-материальной базы, как я уже и говорил, что у нас во всех учебных центрах установлены самые новейшие образцы. Одновременно с разработкой образца вооружения, создается и учебно-тренировочное средство для его изучения. Перед поставкой корабля или подводной лодки, соответственно состав соединения ВМФ, этот образец устанавливается в учебном центре, и экипаж, который перед тем, как прибыть на завод принимать корабль, проходит подготовку уже в учебном центре по установленному там учебно-тренировочному средству. Поэтому у нас на все разработанные и существующие в составе ВМФ подводные лодки, существуют целые комплексные тренажеры, и по подготовке специалистов кораблей как по вопросам специальности, так и целые тактические тренажеры, которые позволяют готовить и корабельные боевые расчеты, и штабы соединений и объединений вопросов применения подводных сил.

И. Дегало Самый свежий пример, только вчера открыли (неразборчиво) аудиторию в военно-морском институте по известным подводникам (неразборчиво), и там будет установлена новая навигационная система, которая используется на лодках, где будут учиться (неразборчиво).

А. Дурново Спасибо. Вот наверное предпоследний вопрос, вот есть же да, каждое лето насколько я знаю, проводятся военные игры. Скажите пожалуйста, да? Там есть такие известные дисциплины танковый биатлон, аэродартц. Вот для подводников есть какая-то вот своя игра аналогичная?

В. Кочемазов Вы знаете, вот такие вопросы, они поступают очень часто. И вот по роду своей деятельности, мне тоже приходится рассматривать обращение граждан нашей страны, по вопросу организации этих игр. И вот знаете, иногда поступают вопросы особенно от тех, кто вот переживает за состояние уровня подготовленности подводников. Особенно примечательно было недавно обращение с организацией конкурса между подводниками. Вот неравнодушный гражданин пишет: давайте мы вот раскидаем по всему мировому океану буйки… В Атлантический океан, в Тихий океан, Средиземное море, а потом подводники пусть идут, найдут их, соберут все, и та подводная ложка, которая найдет все буйки и соберет, она будет лучшей. Ну предложение интересное, но не реализуемое в нынешних условиях.

И. Дегало (Неразборчиво) будет конкурс в мире по времени, по продолжительности.

В. Кочемазов Поэтому вот понимая специфику организации подводных конкурсов, и что это наверное все-таки как бы оно ни было, является наиболее охраняемой составляющей каждого государства, и каждого ВМФ военно-морских сил. Мы проводим свои конкурсы между подводниками в обязательном порядке, на флотах они отрабатывают это все в составе своих корабельных расчетов, кораблей соединений. После этого мы их решением главнокомандующего ВМФ собираем в городе Санкт-Петербург, и на базе военного учебного научного центра проводим состязательное соревнование между всеми флотами, всеми корабельными боевыми расчетами. Более чем в 30 номинациях по всем вопросам применения оружия, тактических действий, специальной подготовки с определением лучших. Поэтому конкурс, он существует, мы его проводим ежегодно, и ежегодно приказом главнокомандующего определяются победители во всех номинациях.

А. Дурново Игорь Николаевич, минута у нас остается, я вас поздравляю со 111-летием подводных сил России. Если хотите поздравить коллег вот с помощью радио, у вас вот есть такая возможность.

В. Кочемазов Обязательно, обязательно я воспользуюсь этой возможностью, и хочу поздравить всех, кто от имени главнокомандующего ВМФ адмирала Королева Владимира Ивановича, передать поздравление всему личному составу подводных сил Северного, Тихоокеанского флотов, подводникам Черноморского флота, Балтийского, ветеранам, судостроителям, кораблестроителям. Все кто связали свою судьбу с этой стихией, те, кто преданы подводному флоту и жизни, связанной с  подводными лодками, от души поздравляю с этим праздником, всего самого наилучшего, и как говорится, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий

А. Дурново Спасибо большое, Виктор Кочемазов, начальник управления боевой подготовки ВМФ, контр-адмирал Игорь Дегало, гостиница Гельвеция Санкт-Петербург, благодарю вас. Алексей Дурново, «Военный совет», до встречи в следующую субботу.

Комментарии

27

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


mumaras 18 марта 2017 | 12:17

Какая же несвязная речь!!! Выключил...


andrewm 18 марта 2017 | 12:23

mumaras: Интересуюсь, зачислили ли в состав подводного флота России те два современных истребителя утопленных Кузей у берегов Сирии ?


oldpartizan 18 марта 2017 | 12:58

подводники?
это те кто на подводах?)))
хотелось бы хоть раз услышать хоть про одну героическую победу российского флота,
после победы над морально и технически устаревшим турецким флотом во времена царя-гороха.


vngn 18 марта 2017 | 13:28

oldpartizan: На Балтике, к примеру , неплохо немцам вломили. Да и на Севере тоже.


marat65 25 марта 2017 | 12:50

oldpartizan: Раскошелись на флот - будут и рассказы о победах. Нет флота - нет побед.


oldpartizan 18 марта 2017 | 13:05

andrewm: они в подводно-космических силах вместе с фобос-грунтом)))


vadimp 18 марта 2017 | 12:48

" ... задачи и перспективы развития подводных сил военно-морского флота ..."

Задачи? "насрать" как следует, а потом хоть трава не расти. Вот и все задачи. :(


post_v 18 марта 2017 | 13:06

дыгало не тонет

Многие помнят, как И.Дыгало рассказывал всей стране, что "…воздух на подлодку "Курск" подается и связь с экипажем имеется…".
Именно с тех пор пошли гулять фразы "...врет как Дыгало", "...врет как десять Дыгало"

"Врать плохо. Плохо врать еще хуже" (© Мария Захарова, директор Департамента информации и печати МИД России)


andrew111 18 марта 2017 | 14:17

Согласно сказанному приглашённым гостем, сегодня у российского подплава популярен советский художественный фильм "Командир счастливой "Щуки", снятый в 1972 году. Ничего не скажешь, сей чёрно-юмористический по содержанию фильм весьма актуален для современного российского подводного флота, учитывая его техническую отсталость, малоресурсность, низкую боеготовность и высокую аварийность.

Сюжет сего юмористического фильма весьма прост… Идёт Великая Отечественная война, Заполярье, Северный флот… Авантюрно настроенный, полоумный командир средней подводной лодки Щ-721 (в реальности подводных лодок с такими большими числовыми бортовыми номерами в советском ВМФ времён войны 1941-1945 годов не было) по фамилии Строгов (актёр Вельяминов) пытается всеми доступными ему способами утопить вверенную ему подводную лодку с самим собой и всем её экипажем. Но, к его глубокому сожалению, ничего из этого не выходит… то обстоятельства складываются, как назло, неблагоприятно для коллективного самоубийства, то глупый и бестолковый противник никак не сообразит, что ему подставляются, и ничего не предпринимает. После долгих и безрезультатных усилий сюжетная цель, наконец, достигнута, но лишь частично… гибнет сам Строгов.


marat65 25 марта 2017 | 12:53

andrew111: Наш пострел везде поспел. Он и авиатор, он и подводник. В какой области еще специалист? Явно не в финансовой.


andrew111 31 марта 2017 | 14:19

marat65: Ну, уж в финансовой области разбираюсь получше вашего Путина... Когда в августе 2008 года в США разразился ипотечный кризис, сразу стало ясно, что американский доллар быстрыми темпами полезет вверх по отношению к рублю, ибо механизм функционирования единственной в мире резервной валюты (американского доллара) был хорошо известен. Поэтому я, каждый раз получая свою скудную зарплату, тут же бежал в обменный пункт за долларами, которые в течение осенних месяцев становились всё более дорогими и дефицитными.

А Путин никак не мог врубиться в происходящее, недоумевая (что отчётливо было видно по его телевизионным выступлениям), как же так – кризис в Америке, а вместо доллара катастрофически падает рубль, а доллар, наоборот, растёт в цене по всему миру. Прежние путинские упования на дорогущую нефть и на свою Россию в качестве "тихой гавани в бушующем финансовом мире" очень быстро испарились – мировая конъюнктура (и положение России тоже) целиком и полностью зависела от американской экономики, в том числе напрямую зависели и мировые цены на углеводороды. Когда до путинских мозгов наконец дошли реалии устройства жизни (а это произошло лишь в конце ноября), время было безвозвратно потеряно. Пытаясь оживить российскую экономику, Путин распорядился ссудить валютой российские коммерческие банки, надеясь, как он наивно полагал, что валюта сыграет роль смазки экономики, подобно моторному маслу в двигателях внутреннего сгорания. Так и произошло бы, если бы у нас был настоящий капитализм, настоящие банки и настоящий президент, бездарно не терявший бы время... А получилось по-черномырдински – "как всегда". Банки деньги получили и тут же перевели их за границу, в частности – в ту же кризисную Америку. Экономика России в те осенне-зимние месяцы 2008 года потеряла больше, чем любой другой страны в окружавшем её мире. И только быстро вышедшая из кризиса Америка вытащила Россию и разверзшейся под ней ямы… однако, последствия того кризиса до сих пор у нас не преодолены.


andrew111 31 марта 2017 | 14:22

marat65: А вот что касается искусства уворовывания у своей страны денег и акций, мне, действительно, с Кремлём никак не сравниться… и тут я, действительно, не специалист.


andrew111 18 марта 2017 | 15:58

111-летие российского-советского-российского подводного флота, по-видимому, исчисляется с момента утверждения Николаем Вторым прошения на учреждение Учебного отряда подводного плавания, что произошло 27 марта 1906 года.

Однако первая отечественная подводная лодка с бензиновым и электрическим двигателями ("Дельфин"), построенная с помощью германской фирмы "Даймлер", совершила свой первый выход в море (в Финский залив) 6 июня 1903 года. Но 16 июня 1904 года она затонула прямо у стенки Балтийского завода в результате конструктивного недостатка, когда до последнего момента ухода под воду входной люк подлодки нужно было держать открытым. Погибли 25 человек, 14 человек спаслись.

Первой, 21 августа 1904 года, на театр военных действий между Россией и Японией была отправлена по Транссибирской железнодорожной магистрали подводная лодка "Форель" (построенная на заводе Круппа "Германия" и подаренная России, то есть доставшаяся даром), и уже в середине сентября 1904 года она была готова к выходу из Владивостока в море (радиус действия около 20 морских миль). Затем туда же отправили четыре подводные лодки русской постройки типа "Касатка" (усовершенствованный "Дельфин"), американские подводные лодки С.Лэка и Д.Голланда и поднятый со дна русский "Дельфин".


andrew111 18 марта 2017 | 16:01

К началу 1906 года в составе Балтфлота находились пять американских подводных лодок Лэка и пять американских подводных лодок Голланда (все собраны по лицензии на русских заводах в Либаве и Петербурге). В Германии заканчивалось строительство для России трёх подводных лодок Круппа. На Балтийском заводе строились подводные лодки Беклемишева ("Окунь") и Бубнова ("Макрель").


marat65 25 марта 2017 | 12:58

andrew111: Как можно собрать по лицензии? Наверное построены, хотя в данном случае случае собраны из готовых деталей (отверточная сборка).


andrew111 31 марта 2017 | 14:25

marat65: Судя по Вашим репликам, Вы не только в армии не служили, но и в промышленности никогда не работали. А посему всерьёз полагаете, что с "русской отвёрткой" можно запросто подступиться к "заграничным болтам и винтам" и, получив от какой-либо западной фирмы агрегаты, узлы и детали, собирать из них готовое изделие на своё усмотрение, не заботясь о заключении с данной фирмой разрешительно-лицензионного соглашения и не растрачиваясь на соответствующее оснащение сборочного цеха.


andrew111 18 марта 2017 | 16:06

В первую половину Первой Мировой войны Балтийский и Черноморский флоты укомплектовывались отечественными подводными лодками типов "Морж", "Нарвал", "Барс", "Лебедь" (часть из них имела дизели американской фирмы "Нью-Лондон" и итальянской фирмы "Фиат Сан-Джорджио") и отечественными подводными минными заградителями "Краб", "Ёрш" и "Форель". Однако все эти отечественные подводные аппараты вступали в строй уже изрядно устаревшими и, в общем-то, конструкционно неудачными по меркам тогдашнего мирового подводного кораблестроения.

В 1916-1917 годах в Америке на фирме "Электрик боут компании" для России были построены два с половиной десятка подводных лодок типа АГ ("Американский Голланд"). Они оказались самыми совершенными в российском флоте в период Первой Мировой войны.

Ярко выраженная техническая отсталость русских подводных лодок и слабая выучка их экипажей заставили обратиться к англичанам, которые послали свои подводные лодки на Балтику. В 1915-1916 годах именно английские подводные лодки с английскими экипажами стали главной ударной силой русского Балтфлота.


andrew111 08 апреля 2017 | 14:19

К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ подошёл с весьма устаревшей подводной составляющей, включавшей не только подводные лодки типа АГ, сохранившиеся со времён Первой Мировой войны (пять единиц на Чёрном море), но и построенные в 1938-1941 годах. Да и достроенные уже в ходе войны по своему техническому оснащению находились на уровне английских подводных лодок конца Первой Мировой войны.

Даже при беглом сравнении самых общих элементов советских подводных лодок с их аналогами по типу и назначению во флотах передовых стран периода Второй Мировой войны заметно отставание в дальности подводного плавания, в глубине погружения, в скорости погружения…

Если начать разбираться дальше, то окажется, что на совершенство и качество подводных лодок огромное влияние оказывают не те элементы, которые фигурируют в наших справочниках и обычно подлежат сравнению (как правило, даже глубина погружения и скорость погружения у нас в справочниках не указываются), а другие, напрямую связанные с новыми технологиями. К ним можно отнести шумность, ударостойкость приборов и механизмов, способность обнаруживать и атаковывать противника в условиях плохой видимости и ночью, скрытность и точность применения торпедного оружия и ряд других.


andrew111 09 апреля 2017 | 21:00

Советские подводные лодки к началу войны не имели современной радионавигационной аппаратуры, радиоэлектронных средств обнаружения, автоматов торпедной стрельбы, дистанционной режимной перенастройки торпед непосредственно в торпедных аппаратах, устройств беспузырного выпуска торпед, стабилизаторов глубины, радиопеленгаторов, активных гидроакустических станций-сонаров, амортизаторов приборов и механизмов, но зато отличались большой шумностью и весьма посредственной оптикой перископов.


(комментарий скрыт)

andrew111 18 марта 2017 | 18:31

Интенсивность использования советских подводных лодок в ходе войны была невысока, а результативность ниже некуда… даже на тех театрах военных действий, которые были открыты в мировой океан и где плотность морских целей была довольно высока.

К примеру, 4 августа 1941 года в советскую базу Полярное прибыла английская подводная лодка "Тайгрис", а затем "Трайдент". В начале ноября 1941 года их сменили две другие английские подводные лодки – "Сивулф" и "Силайен". В общей сложности до 21 декабря 1941 года эти четыре подводные лодки совершили 10 боевых походов, уничтожив 8 морских целей. За тот же период 19 советских подводных лодок Северного флота в 82 боевых походах потопили всего 3 морские цели.


andrew111 09 апреля 2017 | 21:03

Многие командиры советских подводных лодок завышали свои победы, а то и вовсе "высасывали из пальца".

Подлогами и прямым враньём "прославились" такие безрезультатные командиры на Чёрном море, как сплошные Герои Советского Союза А.Н.Кесаев, Я.К.Иосселиани, Н.И.Малышев, М.И.Хомяков (последний, правда, повредил одно судно), на Северном флоте выдумками отличились многократно завышавшие свои успехи Герои Советского Союза В.Г.Стариков и И.И.Фисанович, на Балтике в число наиболее злостных врунов попали Герой Советского Союза И.В.Травкин и не получивший этого звания П.Д.Грищенко.

Были и честные командиры… Самым объективным из них оказался Н.К.Мохов (4 достоверно потопленные цели общим тоннажем 6080 брт и одна повреждена, затрачено 9 суток похода на поражение одной цели). Все заявленные им победы впоследствии подтвердились документами противника, но он погиб, так и не получив Героя...


andrew111 09 апреля 2017 | 21:17

Впоследствии выяснилось, что по числу потопленных нашими подводными лодками транспортных судов противника советские официальные данные завышены почти в три раза, а по их тоннажу – почти в пять раз. Примерно то же самое наблюдалось и по будто бы потопленным боевым кораблям противника.

В частности, официальные результаты действий советских подводных лодок отражены в опубликованной в 1957 году советской секретной книге "Справочник потерь военно-морского и торгового флотов Германии и её союзников, нанесённых ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Согласно этому справочнику, советскими подводными лодками в общей сложности было потоплено 322 транспортных судна противника общей вместимостью 938313 брт (брутто-регистровых тонн) и были повреждены ещё 33 транспортных судна общей вместимостью 112359 брт. Кроме транспортов, жертвами атак советских подводных лодок стали боевые корабли противника, из которых потоплены 4 эскадренных миноносца, 25 сторожевых кораблей, 2 подводные лодки, 2 минных заградителя,
22 тральщика, 24 десантных корабля, 1 плавбаза и повреждены 1 крейсер,
2 эскадренных миноносца, 1 сторожевой корабль, 3 тральщика, 2 десантных корабля.

В реальности советские подводные лодки за время Великой Отечественной войны сумели потопить 115 транспортных судов противника общей вместимостью немногим более 200000 брт (брутто-регистровых тонн),
13 сторожевых кораблей, 2 подводные лодки, 2 тральщика, 7 десантных кораблей и повредить 25 транспортных судов, 1 сторожевой корабль и
1 тральщик.


(комментарий скрыт)

andrew111 18 марта 2017 | 19:32

После Второй Мировой войны мало что изменилось… Советский подводный флот продолжал сохранять дистанцию по техническому отставанию от передовых "капиталистических" флотов мира.

С 1950-х годов американцы уже не делали двухкорпусных подводных лодок – у них только однокорпусные. У нас продолжают строить двухкорпусные, а, значит, с заведомо повышенной шумностью (ибо двухкорпусная конструкция иного не позволяет из-за реверберации и резонансных явлений, а в самые славные советские времена – в 1970-е годы и до середины 1980-х годов – вообще раз в десять шумнее, чем у американцев). Запас плавучести у наших подводных лодок явно завышен, что ведёт к ряду тактических "неудобств".


andrew111 18 марта 2017 | 19:42

С ракетным вооружением – тоже много нелепого и смешного… Если баллистические ракеты на борту, то по большей части были с жидкостными двигателями, а если с твёрдотопливными двигателями, то более громоздкие, чем аналогичные по назначению американские твёрдотопливные ракеты. Со всеми вытекающими отсюда последствиями при вооружении подводных лодок жидкостными ракетами – ненадёжность при хранении и сотрясениях, малый межобслуживаемый и межремонтный ресурс, большая трудоёмкость при эксплуатации, агрессивность к конструкционному металлу, повышенная опасность при погрузке-выгрузке и масса других мелких и не очень неприятностей… (Американцам и в голову не пришла жуткая мысль запихнуть жидкостные ракеты в подводную лодку. Это сугубо наше "достижение"… происходящее исключительно от скудости ума и "крюкости" рук.)


andrew111 18 марта 2017 | 19:54

В 1986 году – на исходе пика развития уже утопавшего в системном кризисе Советского Союза – у нас было 60 ракетных атомных подводных лодок стратегического назначения с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и 132 многоцелевые и торпедные атомные подводные лодки. У Америки – 38 ракетных атомных подводных лодок стратегического назначения с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и 97 многоцелевых атомных подводных лодок.

Вроде бы в данном вопросе мы гораздо сильнее Америки и по всем статьям превзошли её?!

Ничего подобного… Ибо коэффициент оперативного напряжения (о котором упомянул приглашённый гость, но озвучивать в числовом изложении и сравнивать с потенциальным противником не стал) у американских ПЛАРБ в 2,5 раза выше, чем у наших ПЛАРБ. У американцев на боевой службе в морях-океанах одновременно было от 16 до 19 ПЛАРБ, а у нас более 12 ПЛАРБ никогда и не выходило. И назначенный ресурс у американских подлодок втрое больше, и по модернизационному потенциалу они наших намного превосходят, и однотипность у них соблюдается, и на новое поколение в Америке переходят на десяток-полтора десятка лет раньше…

Зато мы первые по аварийности – тут уж американцам нас никогда не догнать и даже к нам не приблизиться.


andrew111 09 апреля 2017 | 21:30

Всегда привожу наглядный пример…

Первая американская стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) "Джордж Вашингтон" (классика конструкции, которую старались повторить во всех атомных подводных флотах, включая и советский) в течение первых 54 месяцев после принятия её в строй (с 30 декабря 1959 года) провела в общей сложности в морях-океанах 34 месяца в подводном положении (сделав 15 выходов на боевое патрулирование). Недостижимый результат для бывших советских и нынешних российских ПЛАРБ.


(комментарий скрыт)

zavdiy 18 марта 2017 | 21:20

Кому нужен флот без командиров и на сто такой флот способен?

А офицерского состава нету!
Нету, потому что "офицеры", жен которых обозвали шлюхами, это не офицеры, а дерьмо!
Кто обозвал?
Гордость России, ее прошлое, настоящее и будущее!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире