09 января 2016
Z Военный совет Все выпуски

Особенности организации набора и обучения, научной работы в Военной академии РВСН имени Петра Великого


Время выхода в эфир: 09 января 2016, 12:05

А. Дурново Добрый день, «Военный совет» как всегда на своем месте, меня зовут Алексей Дурново. С большим удовольствием представляю своего гостя: Олег Усатенко, заместитель начальника Военной академии РВСН по учебной и научной работе, генерал-майор. Олег Владимирович, добрый день.

О. Усатенко Добрый день.

А. Дурново Ну вот, об академии РВСН мы сегодня и поговорим. Олег Владимирович, давайте с общих вопросов начнем: что собой вообще представляет академия?

О. Усатенко Академия является политехническим военным ВУЗом, занимается подготовкой специалистов для ракетных войск стратегического назначения, для 12–го главного управления Минобороны. Это специалисты ядерно-технического обеспечения, ну а так же для других федеральных органов исполнительной власти. Сегодня академия включает в себя 3 факультета, 24 кафедры, 18 научно-исследовательских лабораторий. Филиал в городе Серпухове Московской области. Так же учебные базы в городе Балабаново Калужской области, и Ногинском районе. 7 декабря этого года академии исполнилось 195 лет. Все началось тогда еще в 1820 году, 25 ноября при учебной артиллеристской бригаде в Санкт-Петербурге были открыты курсы. Офицерское отделение на базе училища, наряду с офицерскими классами морского кадетского корпуса, и главного училища инженерного корпуса в то время заложили основу военного академического образования в России. Почти полтора столетия Михайловское, а затем имени Дзержинского академия готовила командиров и инженеров, преимущественно для артиллерии. Научно-(неразборчиво) школы для фактически были единственным отечественным центром по развитию теории оружия, основам проектирования, и производства средств поражения огнестрельных ракетных бомб, и минно-взрывных устройств. Наши школы оказали решающее формирование, влияние на формирование, и становление почти двух десятков военных ВУЗов. На базе этих школ впоследствии были созданы такие знаменитые ВУЗы, как Ленинградский военно-механический институт, военно-химическая академия, академия механизации и (неразборчиво) рабоче-крестьянской красной армии. Военно-электротехническая академия, военно-артиллеристская командная академия, военная академия войск ПВО сухопутных войск, факультеты вооружения военно-морской, и военно-воздушных академий. Перед войной, и в годы войны было особенно много сделано для укрепления связи артиллеристской академии имени Дзержинского с научными и конструкторскими испытательными центрами страны. С этой целью в конце 30-х годов академия была передислоцирована из Ленинграда в Москву, в здание бывшего императорского воспитательного дома, где фактически до этого года мы размещались. Особое место в образовательной и научной проблематике всегда занимало реактивное вооружение. Первым управляющим артиллеристским училищем генерал-майор Александр Дмитриевич Засятко, было первым конструктором отечественных ракетных… боевых ракет. В 1943 году в академии организуется фундаментальная инженерная подготовка по ракетной технике. В августе 44-го создается кафедра вооружения гвардейских минометов, открывается специальность по ракетному вооружению. Осенью 45-го года в академии создается первый в стране… В какой-стране? В мире факультет ракетного вооружения, и в то же время начинается подготовка профессиональных ракетчиков. В 60-м году прошлого столетия, академия включается в состав ракетных войск стратегического назначения. Войдя в состав РВСН, академия готовила офицерские кадры практически по всем специальностям для ракетно-ядерных, и ракетно-космических частей. Учитывая техническую сложность ракетного вооружения, его постоянное совершенствование, и специфику поддержания боевой готовности, в академии неустанно боролись за расширение фундаментальных и прикладных знаний слушателей курсантов. Фактически дальнейшим шагом в развитии высшего ракетного образования, стала подготовка с 1967 года руководящих командных, и инженерных кадров с высшим военным образованием, для полкового, дивизионного, и армейских звеньев управлений.

А. Дурново Скажите пожалуйста, я ведь так понимаю, что академия имени Петра Великого, почему именно Петра Великого?

О. Усатенко В различные годы академия носила много наименований. Наиболее знаменитое из них – это Артиллеристская академия рабоче-крестьянской Красной армии имени Дзержинского, все что связано с именем Феликса Эдмундовича Дзержинского. И фактически до 1997 года, когда указом президента для увековечения традиций Петра, в создании регулярной армии России, было присвоено звание Петра Великого.

А. Дурново Скажите пожалуйста, ну я так понимаю, что недавно академия переехала в Балашиху, так?

О. Усатенко Да, действительно.

А. Дурново С чем это связано?

О. Усатенко С сентября этого года, мы ведем непосредственно образовательный процесс в Балашихе. Причина одна – это необходимость дальнейшего развития. Развития академии по всем направлениям. Что касается непосредственно учебно-научной базы, касается инфраструктуры нашего образовательного учреждения. Значение ракетных войск, стратегического назначения, в состав которых я напомню мы вошли с 1962 года, велико по-прежнему. (Неразборчиво) будущем оно нисколько не снизится, так что у ракетных войск только одна перспектива: это развитие, которое позволит обеспечить неотвратимое возмездие любому агрессору. Прогресс в отечественном боевом (неразборчиво) строении не только останавливается, он наоборот стимулируется государством. Ракетные войска активно перевооружаются на новейшие комплексы как мобильного, так и стационарного базирования. В этом году, в боевой состав ракетных войск стратегического назначения, существенно усилился. На боевое дежурство заступили 6 ракетных полков, на вооружении которых самые современные комплексы подвижного стационарного базирования «Ярс». Сегодня доля современных ракетных комплексов стратегического назначения, составляет уже 56%. К 2022 году, в соответствии с решением верховного главнокомандующего, эта доля будет составлять 100%.

А. Дурново А простите, как это все-таки связано с переездом в Балашиху? Это как-то подстегнуло развитие?

О. Усатенко Безусловно. В таких условиях от военной академии ракетных войск стратегического назначения, требуется принципиально иные подходы в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров, способных эксплуатировать новую технику. Основанные на современной учебно-материальной базе, с использованием перспективных образцов ракетной техники и технических средств обучения. Во всех отношениях, сегодня современный ВУЗ должен опережать войска. Фонды академии, которые были расположены в историческом здании (неразборчиво) проезде, не в полной мере отвечали указанным требованиям. Большинство объектов требовали серьезной модернизации, реконструкции, и капитального ремонта. При этом введение в эксплуатацию современных элементов учебно-материальной базы было затруднено, по причине отсутствия площадей для новой застройки, так как размеры земельного участка в историческом центре Москвы, они не имели перспектив к расширению, и дальнейшему развитию. Поэтому в рамках деятельности Минобороны до 2020 года, принята так же программа развития нашей академии.

А. Дурново А скажите пожалуйста, я правильно понимаю, что переезжаете вы частично в военно-технический университет Минобороны, который по-моему тоже в Балашихе? Или это две совершенно разных истории?

О. Усатенко Нет, мы действительно переехали на фонды военно-технического университета. При этом руководство Минобороны понимает, что фонды Военно-технического университета на сегодняшний день не достаточны для размещения существующей, и перспективной инфраструктуры академии. В связи с этим Департамент имущественных отношений (неразборчиво) договоренность, и согласованы вопросы о выделении под перспективную застройку принадлежащих земельных участков, площадью более 40 гектаров в городе Балашиха.

А. Дурново А давайте о учебно-материальной базе поговорим. Вот что она представляет собой на сегодняшний момент?

О. Усатенко На сегодняшний момент, как я уже сказал, наша учебная материальная база сосредоточена на фондах бывшего военно-технического университета. Это три учебных корпуса, две казармы, столовая, строевой плац, места для размещения учебно-тренировочных средств. Как я уже сказал, это не совсем достаточно для развития академии, поэтому предусмотрен перспективный план строительства именно в городе Балашиха, при этом, этим планом будет предусмотрено строительство четырехэтажного учебного корпуса, ориентировочной площадью 42 тысячи квадратных метров. В нем планируется разместить профессорско-преподавательский научный состав академии, специализированные классы с учебно-(неразборчиво) изделиями современных и перспективных образцов ракетных комплексов, связанные между собой в единую систему через центр игровых форм обучения, с выходом на сеть учебных командных пунктов уровня ракетный полк, дивизия, ракетные объединения. Здесь же будет расположена академическая библиотека с современной электронной системой доступа, и специализированные павильоны с вооружением, и военной техникой. С возможностью отработки отдельных элементов по предназначению. Будет построен отдельно административный корпус, универсальный спортивный комплекс с тремя залами, бассейном, и ледовым катком, ориентировочной площадью более 10 тысяч квадратных метров. Спланировано строительство благоустроенного общежития, для курсантов емкостью 600 человек, так же для гостиниц, для профессорско-преподавательского состава.

А. Дурново Это у вас получается фактически университетский городок, да? Это то, о чем многие ВУЗы даже мечтать не могут.

О. Усатенко Да, безусловно. Мы будем отвечать самым последним современным требованиям.

А. Дурново Ну давайте тогда поговорим… От предметов к людям перейдем. Ваши курсанты, ваши слушатели – это люди, приходящие из школ, или люди, которые приходят уже отслужив в армии?

О. Усатенко На сегодняшний день система подготовки, после передислокации академии, она в принципе мало, чем изменилась. В количественном плане академия продолжает вести образовательную деятельность по более, чем 20 специальностям и специализациям подготовки. Среди них применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения, проектирование производства эксплуатации ракет, и ракетно-космических комплексов, испытание летательных аппаратов, применение и эксплуатация средств специального мониторинга, и многие другие специальности. В академии и в филиале готовят специалистам по программам специалитета со сроком обучения 5 лет, это что касается курсантов. Ну, более подробно остановлюсь. Вот курсанты, они обучаются первые 2 года – это 4 семестра, практически по типовой программе. Программа у них аналогична и схожа со специальностями по гражданским техническим учебным заведениям. Далее они проходят боевую эксплуатационную практику, в течение трех семестров, где они учатся выполнять обязанности инженера, номера расчета по всему прямому предназначению. Следующие 2 семестра уже формируются как начальник расчета. И непосредственно перед тем, как идти в войска, курсанты проходят войсковую стажировку, а затем государственную итоговую аттестацию. Таким образом мы постепенно подводим их за эти 5 лет обучения к тому, чем им придется столкнуться непосредственно войскам. Это скажем первичное образование. Кроме того, академия готовит офицеров для замещения воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Мы обучение их проводим в течение 2-х лет по программам магистратур непосредственно. Таких специальностей на сегодняшний день в академии 8, офицеры обучаются уже имея некоторый войсковой опыт, и осваивают следующую ступеньку в своем профессиональном развитии.

А. Дурново То есть повышение квалификации, или не совсем?

О. Усатенко Нет, нет, это не повышение квалификации, это второй уровень высшего образования. Так же наряду, как специалитет. Первый уровень – бакалавриат, второй уровень специалитет и магистратура. Ну, академия учит и по третьему уровню высшего образования, это подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, которая осуществляется в адъюнктуре, и докторантуре. Для комплектования должностей научно-педагогического и научного состава академии. С этой целью в академии сформированы и функционируют 6 докторских диссертационных советов по 17 научным специальностям подготовки. А что касается повышения квалификации, то академия вместе с филиалом реализуют более 150 дополнительных профессиональных программ переподготовки повышения квалификации. Причем по этим программам приходит обучения как действующие военнослужащие, гражданский персонал вооруженных сил, так же увольняемые военнослужащие по одной из гражданских специальностей.

А. Дурново Тогда знаете, сам собой возникает вопрос о преподавателях. Кто преподает у вас, расскажите.

О. Усатенко Ну, на сегодняшний день в академии более 500 преподавателей, фактически их кадровый научный потенциал таков, что порядка 100 докторов и профессоров, и порядка 400 кандидатов наук и доцентов. То есть, практически мы полностью на сегодняшний день укомплектованы, хотя безусловно при передислокации были определенные кадровые потери. Но проведенная работа с профессорско-преподавательским составом военно-технического университета, на фонды которого перешла академия, а так же других учебных заведений на сегодняшний день позволили нам обеспечить укомплектованность, которая отвечает требованию (неразборчиво).

А. Дурново Ну у вас преподаватели больше военные, или все-таки гражданские тоже среди них?

О. Усатенко Есть и гражданские. У нас практически на сегодняшний день 50% военных, 50 гражданских. Практически в равной степени распределены.

А. Дурново Вот вы говорили в начале нашего разговора, что будет корпус отдельный для преподавателей построен. То есть, у вас преподаватели как и курсанты будут жить на территории академии?

О. Усатенко Да, они и сейчас живут на территории академии, просто с учетом перспективного строительства, при строительстве нового корпуса мы сможем разместить и преподавателей и курсантов, в более комфортных условиях обеспечивающих современный образовательный процесс.

А. Дурново Ну как вообще вот переезд для учебного заведения? Это как и для всех серьезное испытание, это вот какие-то проблемы с (неразборчиво) именно в плане что называется научно-педагогической деятельности?

О. Усатенко Как я уже говорил, на сегодняшний день мы компенсируем те потери, возможные потери, которые были при передислокации. Здесь в большей степени конечно же играет и моральная, и финансовая сторона вопроса. Причем при передислокации не произошло серьезного снижения заработной планы наших научно-педагогических работников, из числа гражданского персонала. (Неразборчиво) принятым руководством Минобороны решением о дополнительных стимулированиях, и организации соответствующих выплат научно-педагогическогму составу академии. Все это конечно же компенсирует те возможные потери, и мы надеемся, что в дальнейшем это положение бел будет стабилизировано.

А. Дурново Совсем немного у нас времени остается до перерыва, я хотел у вас спросить, какие требования предъявляют к потенциальным курсантам поступающим?

О. Усатенко В военную академию (неразборчиво) Петра Великого, и ее филиал в следующем году, в 2016 году планируется поступление более 1000 абитуриентов из числа как гражданского (неразборчиво), так и военнослужащих проходящих, либо прошедших службу. Вступительные испытания состоят из оценки общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам единого государственного экзамена, это по трем предметам: физика, математика, русский язык. И оценки уровня физической подготовленности кандидатов. Это бег на 3 километра, 100 метров, подтягивание на перекладине. Кандидаты проходят профессиональный отбор, включающий в себя определение годности кандидатов поступления в академию по состоянию здоровья, и профессиональная пригодность на основе социально-психологического изучения, психологического и  (неразборчиво) обследования. Кроме того, в филиале академии, который расположен в Серпухове Московской области, мы наберем ребят еще и на среднее профессиональное образование. Они по выпуску становятся не офицерами, а прапорщиками, у них так же есть свои профессиональные тесты на профпригодность. Зачисление на среднее профессиональное образование осуществляется по правилам, которые в принципе определяет непосредственно сама образовательная организация. При этом, мы с самого начала не делали никаких ограничений для этих ребят, или ставим перед ними выбор: хочешь идти на среднее образование? Иди на среднее образование. Хочешь на высшее? Пожалуйста, поступай на высшее. Это твой выбор. Смотришь, где больше конкурс, там и определяешься. Мы беседуем с каждым, мы заинтересованы, чтобы все поступили в ВУЗ, как наиболее достойные, которые проходят соответствующий отбор. Если парень делает свой выбор и говорит: да, я пойду на среднее профессиональное образование, то он будет находиться в принципе в тех же условиях, что и который поступил на высшее образование. Будут обеспечиваться в принципе тем же довольствием, и обучаться теми же преподавателями, которые обучают на высшее образование. Но в принципе ничего не мешает им в ходе обучения сделать выбор, если он чувствует себя достаточно подготовленным, в течение после года обучения, другого года обучения, перейти на высшее образование, сдав те же вступительные испытания, что и сдают курсанты, поступая на высшее образование.

А. Дурново То есть, такая возможность есть?

О. Усатенко Да, безусловно.

А. Дурново Мы сейчас прервемся ненадолго, у нас краткие новости и реклама впереди. Пожалуйста, никуда не уходите, потому что продолжится «Военный совет», и о военной академии РВСН мы еще почти полчаса будем говорить. Сейчас новости и реклама на «Эхе Москвы».

НОВОСТИ.

А. Дурново «Военный совет» продолжается на «Эхе Москвы», Алексей Дурново по-прежнему в студии, в студии мой гость Олег Усатенко, заместитель начальника Военной академии РВСН имени Петра Великого по учебной и научной работе, генерал-майор. Олег Владимирович, во-первых еще раз здравствуйте, во-вторых мы много говорили с вами вот в первой половине нашего разговора о передислокации академии в Балашиху, да? О том, чем это вызвано, и что все-таки это академии дает, да? Какие перспективы открываются в связи с этим перед вами.

О. Усатенко Перед нами открываются прежде всего перспективы дальнейшего развития. Перспективным планам академии предусмотрено строительство новых объектов учебно-материальной базы, которая будет отвечать самым современным требованиям. Это прежде всего четырехэтажный учебный корпус, ориентировочный площадью 42 тысячи квадратных метров, в нем планируется разместить профессорско-преподавательский состав, и научный состав академии. Специализированные классы, с учебно-разрезными изделиями современных и перспективных образцов ракетных комплексов, с учебно-тренировочными средствами, и тренажерами, связанными между собой в единую систему через центр игровых форм обучения, с выходом на сеть учебных компактных пунктов, уровня ракетный дивизион, полк, соединение, объединение. Здесь же будет расположена академическая библиотека, современной электронной системой доступа, и специализированные павильоны и вооружениями военной техникой. Кроме того, будет построен трехэтажный административный корпус, а так же универсальный спортивный комплекс со скрытой ледовой площадкой, бассейном, и ориентировочной площадью более 10 тысяч квадратных метров. Спланировано строительство отдельного общежития для курсантов, емкостью 600 человек, так же отдельных гостиниц для профессорско-преподавательского состава.

А. Дурново В общем, богатейшая инфраструктура, как теперь говорят.

О. Усатенко Да.

А. Дурново А давайте поговорим, снова возвращаясь к вашим выпускникам. Куда они идут служить после окончания академии?

О. Усатенко Мы готовим офицеров для ракетных войск стратегического назначения, частей и соединений ракетно-технического обеспечения. Это наши основные заказчики офицерских кадров. Оценивают качество их подготовки государственная экзаменационная комиссия. К моменту своего выпуска офицер уже знает куда он идет, на какую должность. Мы исходим из кадровых потребностей войск, мы знаем, сколько у нас офицеров служит сегодня, по каким специальностям. Мы знаем естественную убыль офицерского состава, мы четко рассчитываем и просчитываем, когда набираем людей, и распределяем их непосредственно по должностям. То есть, у нас все находятся на своих должностях. По приходу в войска, лейтенанты проходят входной контроль, где как бы осуществляется контроль подготовки непосредственно в ВУЗе. Далее организуется подготовка, и сдача на допуск к самостоятельной работе, и заступление на боевое дежурство. Результаты эти анализируются в войсках, и доводятся до нас. Затем через год на каждого выпускника составляется уже более подробный отзыв, и направляется уже непосредственно в академию. Там мы его анализируем, анализируем, что необходимо нам изменить в системе подготовки для того, чтобы учесть все требования ВУЗа. В  году, в академии завершили обучение более 80 офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, которые прошли обучение по программам магистратур. Учебные заведения закончили семь офицеров с золотой медалью, диплом с отличием получили 25 военнослужащих. Выпускники нашего ВУЗа получили распределение во все виды вооруженных сил, так же другие силовые министерства и ведомства. Но большинство из них пошли служить в ракетные войска стратегического назначения.

А. Дурново А вот кстати, любимый вопрос наших слушателей, они бы нам его обязательно задали, если бы мы работали в прямом эфире. Скажите пожалуйста, а девушек вы набираете, или только молодых людей?

О. Усатенко На сегодняшний день мы готовим подготовку только юношей. Все зависит от непосредственно кадрового заказа Минобороны. Мы имели опыт подготовки девушек, набирали их в течение… Три выпуска по отдельных специалистам подготовки, но с изменением структуры вооруженных сил, когда те специальности, которые комплектовались военнослужащими женского пола, в ракетных войсках стало меньше, поэтому мы эту подготовку на сегодняшний день не видим.

А. Дурново То есть не девушки были плохие, а просто обстоятельства изменились.

О. Усатенко Да, просто изменилась структура вооруженных сил.

А. Дурново Ну вот смотрите, сейчас вы говорили об отзывах, которые вам приходят по итогам работ выпускников. А скажите пожалуйста, вы сами выпускников отслеживаете своих как-то мониторите их? Вообще, контакты с ними поддерживаете?

О. Усатенко У нас осуществляется непрерывная связь с выпускниками академии. Как я уже говорил, академия готовит несколько уровней образования. Сначала комплектуются первичные офицерские должности, пройдя непосредственно службу в войсках через некоторое время, они имеют возможность поступить опять в академию, но уже на другой уровень образования, пройти подготовку по программе магистратуры. И либо по подготовке научно-педагогических кадров. Для того, чтобы качественно скомплектовать соответствующие наборы подготовки, мы безусловно отслеживаем своих выпускников, и наиболее достойные поступают к нам обучаться уже соответственно на второй, третий уровень высшего образования.

А. Дурново В общем, они возвращаются.

О. Усатенко В какой-то степени – да.

А. Дурново Расскажите пожалуйста, а как у вас осуществляется взаимодействие с другими военными ВУЗами, может быть с другими ВУЗами Москвы? Вот есть что-то такое, какое-то такое направление вашей работы?

О. Усатенко То, что мы длительное время находились непосредственно в столице, а сейчас находимся в Балашихе, продолжает давать нам большие преимущества по взаимовыгодному сотрудничеству в области обмена опытом, и специалистами с ведущими ВУЗами нашей страны. Среди них такие известные образовательные организации, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Московский физико-технический институт, Государственный университет МФТИ, Московский авиационный институт, Московский автомобильно-дорожный институт, и многие, многие другие. То же самое относится и к профильным учреждениям российской академии наук, ведущим предприятиям ракетно-космической кооперации оборонно-промышленного комплекса. Очень важно и то, что в образовательной научной деятельности академия будет продолжать использование инфраструктуры ракетных войск, прежде всего органов военного управления ракетных войск, а так же национального центра управления обороны РФ. Что безусловно скажется для качественной подготовки наших выпускников.

А. Дурново Ну смотрите, ведь я правильно понимаю, вы не просто военный ВУЗ, вы крупный научный центра, да? Не просто вооруженных сил, а вообще РФ. Как у вас обстоит дело с научными исследованиями, как у вас реализуется изобретательская деятельность, что у вас… Я знаю, что у некоторых ваших коллег иногда даже проблемы с этим возникают, с патентами и лицензиями.

О. Усатенко Проводимые в академии на сегодняшний день научные исследования, весьма и весьма актуальные, и позволяют нам на практике осуществлять научные обоснования, прежде всего развития ракетных войск стратегического назначения. Формирование и реализацию требований к перспективным образцам вооружения, решать такие сложные задачи, как обоснование форм и способов перспективного развития ракетных войск стратегического назначения. Кроме того, результаты научно-исследовательской работы реализованы в предложениях командования ракетных войск стратегического назначения. В проект государственного оборонного заказа, на соответствующий программный период. А так же, в издаваемых в академии теоретических трудах. Учебниках, учебных пособиях, так же монографиях. В последние 4 года мы отмечаем устойчивую динамику роста в области технического творчества. Плановые задания по изобретательской (неразборчиво) работе в академии ежегодно росли в сторону увеличения а фактический ход выполнения плана патентования новых изобретений и регистрации заявлений на (неразборчиво) предложения, на порядок превосходил запланированное. Два года подряд министр обороны отмечал академию, как один из лучших ВУЗов по изобретательской и рационализаторской патентно-лицензионной работе в Минобороны. Изобретения академии демонстрируются на различных выставках, и мероприятиях международного значения. Такие, как например Московский международный салон изобретений и инноваций технологий «Архимед», Международный салон изобретений, Международный форум по интеллектуальной собственности «Эксприорити». Всесоюзная выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ, Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех», а так же мероприятиях дней инновации Минобороны, которое в пошлом году проходило практически дважды. «Армия 2015», и отдельно день инноваций Минобороны РФ. Ежегодно академия экспонирует на данных выставках более 20 новых разработок, имеющих патентную защиту. Количество наград, за последние 4 года неуклонно росло. Так например в 2012 году их было 9, а уже в этом году 26. В основе каждого экспоната лежит изобретение. И что особенно важно, изобретение сделанное непосредственно в академии за последний год. То есть, каждый год что-то новое. Так же к участию в выставках широко привлекаются молодые ученые, адъюнкты, которые проходят обучение в академии. Практически в разработке каждого изобретения представляемого на выставках, принимал участие либо слушатель, либо курсант, либо адъюнкт академии. При этом тенденция роста активности постоянно (неразборчиво) работе отчасти вызвано еще и тем, что в стенах академии ежегодно проводятся смотры, конкурсы на лучшее изобретение года, и лучшее (неразборчиво). Буквально на днях мы провели награждение сотрудников академии премией, стипендией благотворительного фонда поддержки социальных программ (неразборчиво) капитал.

А. Дурново Ну, можете какой-то пример привести, вот что конкретно изобрели в стенах академии? Или это военная тайна?

О. Усатенко Ну, скажем так, изобретений очень много по большому счету. Есть у нас лазерный пистолет, есть способ измерений угловых скоростей движения земли. Есть достаточно много разработок, но большинство их них прежде всего конечно связано с закрытой тематикой.

А. Дурново А если не секрет, как оцениваете потенциал, вот вы узнаете о некоторой разработке. Можно ли оценить ее потенциал, с точки зрения будущего развития, да? Понять, насколько она перспективна.

О. Усатенко Ну, востребованность разработки конечно же определяется некоей экспертизой, которая проводится на любой выставке, и в результате экспертизы выносится заключение о возможности использования той или иной разработке в дальнейшем. Мы такую экспертизу каждый раз проводим, делаем заключение, и судя по тем наградам, которые получают наши экспонаты академии, они действительно востребованы.

А. Дурново А давайте вернемся к… Вот мы начали, а потом прервались, ушли. Давайте вот вернемся на тему поступления к вам. Я вот понимаю, что у вас должен быть огромный конкурс при поступлении. Вот сколько человек на место у вас?

О. Усатенко У нас конкурс составляет более 2 человек на место — по программам среднего профессионального образования, по программам высшего образования – до 4 человек на место.

А. Дурново А что нужно сделать желающему скажем так в военкомате, чтобы к вам попасть? Как ему своим личным делом распорядиться, какие шаги ему нужно предпринять, чтобы у вас оказаться?

О. Усатенко Ну, во-первых вся информация об академии размещена на сайте в сети интернет, адрес (неразборчиво) собака мейл точка ру. Там есть вся справочная информация по набору, телефоны, когда, где что мы осуществляем набор, выкладывается расписание непосредственно (неразборчиво) отбора, так же когда необходимо прибыть, и пройти мероприятия профессионального отбора. Для того, чтобы поступить в академию, нужно начинать прежде всего с подачи заявлений в военкомат по месту жительства. При этом нужно иметь ввиду, что заявления надо подать до 1 апреля (неразборчиво) поступления, то есть до 1 апреля 16-го года необходимо подать заявление. С чем это связано? Это связано прежде всего с тем, что военкомат будет оформлять на допуск для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Это довольно-таки продолжительное время по… Мероприятие по времени занимает минимум месяца, поэтому затягивать с подачей заявления не стоит. Потом определиться с подачей заявления для сдачи на единый государственный экзамен. Как я уже говорил, мы принимаем по трем общеобразовательным предметам. Это физика, математика, русский язык. Военкомат оформляет личное дело, и с личным делом милости просим к нам. С 1 июля мы начинаем принимать и регистрировать (неразборчиво) кандидатов. Более точная информация будет направлена в военкомат в виде вызова, где будет указано конкретное время для прибытия того или иного кандидата в академию.

А. Дурново Многие ваши коллеги рассказывают, что они ходят в школу, да? Рассказывают и о ВУЗе, и о том, чем он привлекателен для молодого поколения. У вас есть какие-то такие программы? Ходите в школы, или амии приходят люди?

О. Усатенко Нет, у нас организована большая (неразборчиво) работа, фактически мы ведем эту работу во всех субъектах РФ. Это касается не только общеобразовательных школ, это касается и войск, это касается и суворовских, кадетских училищ. Офицеры получают отдельное задание, вот сейчас курсанты будут убывать в зимний каникулярный отпуск, практически каждый из них получит непосредственно поручение прибыть в школу, непосредственно которую он заканчивал, рассказать об академии, рассказать о тех преимуществах, которые он получает, обучаясь в академии, тем самым сагитировав своих товарищей, которые будут заканчивать в этом году ВУЗ для того, чтобы они попробовали силы, и поступили к нам.

А. Дурново А давайте немножко… У нас остается примерно 4 минуты, 4-5 минут… Я знаю, это сложная тема, для многих очень болезненная, социальный аспект. Можете рассказать, ваши курсанты социально защищены? Есть ли для них какие-то социальные гарантии?

О. Усатенко Хочу сказать сразу, курсанты по сравнению со студентами, на мой взгляд, защищены более качественно. Это не реклама. Для того, чтобы… Приведу несколько примеров. До заключения контракта, в течение первого года обучения, курсант получает около 2 тысяч рублей. Заключение первого контракта – это на втором курсе фактически, его денежное содержание увеличивается свыше 12 тысяч рублей, и будет зависеть от его успехов в учебе, службе, физической подготовке. 2 раза в год курсанту предоставляется отпуск: 2 недели зимой, и месяц летом. Курсанту, успевающему на хорошо и отлично, фактически за год выплачивается денежное содержание, в размере не менее 150 тысяч рублей. Это по сравнению со студентами, значительная сумма денег на сегодняшний день. Ну а что касается системы вещевого обеспечения довольствия, то здесь вообще сравнивать нельзя. Фактически армия обувает, кормит, готовит своих будущих защитников полностью на государственном обеспечении.

А. Дурново Ну плюс вы им можете гарантировать трудоустройство, что да, далеко не все могут такие гарантии дать. А скажите пожалуйста, я правильно понимаю, что многие ваши выпускники, может быть даже курсанты, не выездные? Или не совсем так?

О. Усатенко С оформлением допуска на работу (неразборчиво) государственная тайна, это безусловно накладывает определенные ограничения. Потому, что в ходе обучения они знакомятся с соответствующими сведениями. И давай подписку о невыезде, на наших выпускников в большинстве случаев распространяется ограничение на выезд за границу. Вместе с тем существует программа, по которой каждый военнослужащий, в зависимости от уровня сведений, с которыми он был знаком в ходе службы, имеет возможность так же на выезд за рубеж, с разрешения соответствующих органов.

А. Дурново Я так понимаю, что это на 5 лет в основном, да?

О. Усатенко Да, в основном это ограничение на 5 лет.

А. Дурново А это кого-то отпугивает, или в целом нет?

О. Усатенко Я думаю, для молодого человека, который связывает свою службу родине, связывает свою службу с вооруженными силами, с ракетными войсками (неразборчиво) значения, это не должно отпугивать. Если он выбрал основной целью своей жизни служение – это не то ограничение, которое должно вызывать сомнение.

А. Дурново Последний вопрос. Скажите пожалуйста, опять-таки вот возвращаясь к опыту общения с вашими коллегами, они очень хвалят молодых людей, которые к ним приходят поступать с документами, очень довольны нынешним молодым поколением. А вы?

О. Усатенко Я хочу сказать, что я тоже доволен теми курсантами, которые на сегодняшний день избрали своей будущей профессией служение в ракетных войсках стратегического назначения. Потому, как служить ракетным войскам – это ответственно, почетно. Это накладывает определенный опечаток на всю службу, деятельность, но это в конченом итоге стиль нашей жизни, наше отношение к порученному нам делу.

А. Дурново Ну что же, спасибо вам большое. К сожалению подошло к концу время нашего разговора. Олег Усатенко, заместитель начальника Военной академии РВСН имени Петра Великого по учебной и научной работе, генерал-майор. Меня зовут Алексей Дурново, ровно через неделю снова «Военный совет» на «Эхе Москвы», пожалуйста не пропустите. Всего доброго!

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


bizon8 10 января 2016 | 15:59

о популярности программы говорит шквал комментариев.
Весь год просто шквал))))


andrew111 11 января 2016 | 14:37

Наши высокопоставленные вояки, как за ними обычно водится, любят проводить исключительно занимательные экскурсы в историю…

В данном конкретном случае изумляешься не столько тем, что Военная академия РСВН носит имя не имевшего никакого отношения к становлению ракетных войск Петра Великого (к тому же весьма поверхностного государственного деятеля, но всё же худо-бедно осознававшего важность и необходимость науки и насильно насаждавшего в сермяжно-невежественной России культ учения), сколько тем, что одно время в её официальном наименовании употреблялась фамилия Дзержинского – шляхтича-недоучки, бросившего гимназию и не внимавшего уговорам своих близких родных продолжить обучение, бездарного ВО ВСЕХ отношениях лютого врага учения, одержимого воинствующей апологией ненависти ко всякой науке и любому просветительству.


andrew111 11 января 2016 | 14:56

Впрочем, в своё время частенько общаясь с окончившими тот или иной отечественный военный ВУЗ с техническим уклоном и вроде бы имеющими высшее техническое образование, вдруг обнаруживаешь, что подавляющее большинство из них не способны брать простейшие неопределённые интегралы, имеют чрезвычайно смутные представления о численных методах и являют собой абсолютный нуль, когда речь, к примеру, заходит о преобразовании Лапласа…

Так что Дзержинский в официальном названии какой-нибудь отечественной военной академии – вполне к месту…

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире