'Вопросы к интервью
03 января 2016
Z Точка Все выпуски

Конференция со слушателями «Зачем вам нужны торренты?


Время выхода в эфир: 03 января 2016, 22:05

А. Плющев Московское время 22 часа 10 минут, здравствуйте, в студии Александр Плющев. Это программа «Точка», первая в этом году, в этом сезоне. Сегодня еще и Сергей Оселедько у нас по-прежнему в отпуске находится, и так не особенно-то вытянешь гостей. Но не только поэтому на самом деле я решил сегодня устроить конференцию со слушателями, с вами. У нас есть свободное от гостей время, когда мы можем с вами спокойно совершенно поговорить.

Немножко чувствую я себя в качестве, в роли ведущего «Один» ночной. Почему? Потому что начинаю с письма. Один слушатель еще, наверное, месяц назад мне предложил, причем чтобы я сделал это в рамках программы «Один», о том, чтобы слушатели рассказывали, что полезного они находят на торрентах, ну, кроме, разумеется, пиратских фильмов, которые там, чего уж греха таить, находят практически все. Ну, находят для себя, в том смысле, что ими пользуются. Ну, все – не все, но многие. Вот Татьяна Фельгенгауэр, знаю, у нас принципиально не пользуется торрентами. Я тоже до какого-то времени принципиально ими не пользовался, а потом как-то запользовался. Ну, мало ли что там можно найти. У вас, я думаю, есть собственное мнение на этот счет. Тем более что до начала этой программы поступили от вас тоже письма, сообщения и так далее.

Так вот, вернусь к этому письму. Наш слушатель предлагал, чтобы вот где-то в программе «Один», как там часто бывает, всякие разные рассказы слушателей, чтобы они поделились какими-то такими полезными, может быть, неочевидными вещами, которые можно найти на торрент-файлах. Но на прошлой неделе, еще вот до Нового года, Роскомнадзор у нас спросил через Твиттер, так в игривой своей манере, как они обычно это делают, спросил: а зачем вам вообще торренты? Ну, вы знаете, что происходит с RuTracker, то, что собираются его блокировать. RuTracker отказался идти на сотрудничество, отказался убирать кучу каких-то раздач, после чего теперь каждую минуту его могут заблокировать на территории России. И так можно понять из заявлений представителей Роскомнадзора, что остальные торрент-трекеры, в принципе, ждет та же судьба, остальные сервисы подобного рода, которые на территории России действуют. Ну, не только, в смысле, в интернете, которые на территории России популярны, скажем так. Был опубликован список из ста сайтов – многие занесли тут же его в избранное – которые вот, возможно, подвергнутся блокировке, которые считаются пиратскими и так далее.

Ну вот, я сегодня решил ответить на вопрос, который нам задал Роскомнадзор в Твиттере: а зачем вам вообще торренты? Типа того. Ну, что, вот мы их закроем – и ладно. Я-то бы ответил, ну, в свойственной данной радиостанции манере вопросом на вопрос Роскомнадзору: зачем вам вообще интернет? Или зачем нам вообще Роскомнадзор? Но это не конструктивно, как мы с вами понимаем. То есть, это эмоционально, может быть, даже красиво, может быть, даже как-то… ну, не знаю, в общем, может быть, как-то, может быть, имеет право на существование, но это не конструктивно, пользы от этого вопроса нам с вами лично никакой.

Но, во-первых, мы с вами совершенствуем методы обхода блокировок, в смысле, совершенствуем навыки обхода блокировок. Методы совершенствуют другие люди, программисты и всякие разные специалисты, а мы их осваиваем. И нам, в общем, блокировки с вами, я так понимаю, не очень страшны, пусть блокируют что хотят. Другое дело, что не всегда те ресурсы, которые мы считаем очевидно пиратскими, даже те, кто ими пользуются… ну, понятно, что они пиратские. Мы можем по-разному относиться к пиратству, говорить, что это плохо, что это хорошо, что это нужно, что это не нужно. Неважно, в данном случае неважно. На мой взгляд, торренты являются не только источником пиратского контента. В основном – это правда, в основном, конечно же, основной потребитель – это тот, кто хочет смотреть лицензионный контент бесплатно. Это безусловно. Тем не менее, мы можем предположить, что есть там кое-что, возможно, даже лицензионное, но мы можем найти реальные причины, кроме того, что это где-то дорого стоит или это трудно достать, мы можем найти реальные причины, для того чтобы подумать как-то над тем, что, может быть, торренты не так уж и однозначно плохи, как это пытается (как я, во всяком случае, понял) сказать нам Роскомнадзор.

И вот я сегодня решил с вами поговорить, чтобы вы мне ответили на вопрос, вот целых сорок минут у нас с вами есть, для того чтобы вы мне ответили на вопрос: что вы находите на торрентах, кроме очевидно пиратского контента? И вот я получил мало того что письмо перед нашим эфиром, еще и некоторые радиослушатели ответили на нашем сайте, где обычно задают вопросы к эфиру, а там, соответственно, прозвучали ответы. Я очень благодарен и я хотел бы их зачитать, перемежая со звонками, чтобы нам повеселее с вами было.

И, естественно, смс работает тоже, смс у нас +7-985-970-45-45. Также работает веб-форма на нашем сайте. Что-то у нас случилось с Твиттером, уже который день я не вижу сообщений, из Твиттера приходящих, нету у нас здесь. Наверное, не работает. Присылайте. И также телефон +7 (495) 363-36-59. Не так уж часто мы устраиваем здесь конференции со слушателями. Вот последний раз с Сергеем Оселедько мы с вами обсуждали разные кошеринговые сервисы, а теперь давайте обсудим торренты. Что вы находите на них, кроме, собственно, пиратских фильмов, кроме той однозначной вещи, против которой Роскомнадзор выступил?

Роман спрашивает: «Роскомнадзор после блокировки RuTracker не обяжет вас при упоминании RuTracker произносить мантру «запрещенный в РФ»?». Знаете, я не знаю, это не такой уж забавный вопрос, как кажется, поскольку последнее время, как видится, все возможно, может быть. Но мне, например, нравится, мне ужасно нравится в связи с этим… ведь все имеет обратную сторону. Мне в связи с этим очень нравится, когда мы сопровождаем мантрой «запрещенная в Российской Федерации» упоминание группировки ИГИЛ, мне в этом смысле очень нравится группировка Хезболла, которая не запрещена в Российской Федерации, можно говорить «Хезболла, террористическая организация, разрешенная в Российской Федерации». По-моему, прекрасно. То есть, ее, может, и не признал кто-нибудь, но мне-то она кажется террористической, я могу ее так назвать: террористическая группировка, разрешенная в Российской Федерации.

Так что, все имеет обратную сторону, и здесь, я уверен, она тоже есть. Я думаю, вы сами ее, если мы с вами поднапряжемся, без труда найдем. Но речь не о формулировках, а о том, что вы находите.

Вот какое письмо я получил, начну с него, пока вы набираете +7 (495) 363… да вы уже набрали все! Ну, ладно, я все равно прочитаю пока, повисите на линии немного.

«Добрый день, Александр! Отвечаю, зачем они мне нужны и довольно многочисленным группам моих соратников. Мы фансаберы». Вы когда-нибудь слышали это, «фансаберы»? Я понял уже, прочтя письмо, можно понять. Это фанаты субтитров, фильмов с субтитрами. Subs – субтитры. Фансаберы. «Таких совсем немало, можно даже сказать, что много. А уж зрителей наших проектов и вовсе не счесть. Мы делаем фильмы исключительно с сабами. Это не подпадает под запрет, так как софтсабы не изменяют видеофайл. Некоторые делают сабы под озвучку, но это уже совсем другая история, как остроконечники и тупоконечники у Свифта».

Ну, то есть, имеется в виду, я так понимаю, вы делаете субтитры для оригинальной озвучки, например, на английском языке – соответственно, субтитры русские. Или, когда есть озвучка русская, к ней субтитры английские. Может быть, я так это понимаю. Но неважно.

Ну так вот. «Мы конкретно смотрим и переводим исключительно азиатское кино, а с этими странами у нас, как мне известно, нет договоров о поддержке авторских прав. Мы скачиваем видео с азиатских трекеров, сами делаем рипы под довольно жесткие требования RuTracker: иногда из DVD, иногда из тяжелых Blu-ray – что попадется. Чаще переводим с ансаба. Из нас минимум знают китайский, японский, корейских. После перевода субтитры, в идеале, должен вычитать носитель или человек, владеющий этим языком, хотя это бывает далеко не всегда, конечно, особенно на сериалах.

Хобби это имеет широкий круг приверженцев. Иногда переводят конкретные специалисты, японисты, китаисты и прочие, иногда люди выучивают язык с нуля. Я лично знаю два случая, когда человек совершенно другого рода занятий освоил японский и делал прекрасные переводы фильмов, спектаклей, что было неоднократно подтверждено специалистами. Это хобби, и среди тех, кого я знаю, это чистый альтруизм. Я никогда ни копейки не получила за свои пару десятков переводов, — пишет нам Ольга, — и в жизни об этом не думала. При некондиционном видео в сети для старых фильмов или при отсутствии какого-то фильма вообще мы часто заказываем диски на азиатских сайтах. Я лично купила четыре диска для своих раздач, чтобы обеспечить видео нужного качества.

Ну, и, конечно, форум, переписка, обмен мнениями на RuTracker тоже никто не отменял. Это целый пласт жизни, такое вот хобби. Я органически не выношу подмены голосов азиатских актеров при озвучке, голос здесь для меня критичен. Более 50% восприятия напрочь пропадает. Со временем это распространилось и на весь кинематограф, теперь и западные фильмы на всех языках стараюсь найти только с субтитрами. Постепенно в нас проникают языки тех фильмов, над которыми мы работаем. За эти несколько лет у меня в активе несколько сотен японских слов и выражений и сотня-другая корейских. Я понимаю всю относительность и часто ущербность переводов азиатских фильмов с ансаба, но эти фильмы никогда не попадут ни в наш прокат, ни на наши телеэкраны, а очень много людей среди моих сетевых знакомых уже просто не представляют себе без этого жизни. Отнимут у нас это, как Египет, Турцию, продукты, лекарства – мы уйдем, конечно, на свои закрытые сайта. Но кто от этого выиграет? Вопрос риторический. Всегда воспринимала свою эту работу как плату за пиратство. Ты – мне, я – тебе. Если хотите, круговорот инфы, в том числе и культуры, в природе. Такие дела».

Спасибо, Ольга, за подробное письмо, рассказ о той стороне жизни, которую действительно я, например, не знал. +7 (495) 363-36-59. Что вы еще находите на торрентах такого, что не подпадает под категорию «пиратский лицензионный продукт»? Да, добрый вечер, здравствуйте. Алло, говорите. Что-то не получилось. Давайте сейчас попробуем. Да, здравствуйте.

Слушатель1 Доброй ночи.

А. Плющев Здравствуйте, добрый вечер.

Слушатель1 Скорее доброй ночи. На торрентах можно найти все, в принципе, надо знать только, какой торрент-клиент у вас установлен. И потом, значит, RuTracker.org или RuTracker.ru – это самый слабый ресурс. Его могут заблокировать, но сам принцип обмена, его невозможно, он для этого и был сделан. Он работает во всем мире. Почему только в России это дело придумывают? Им до этого какое дело, чем мы обмениваемся?

А. Плющев Кстати, не только в России и блокировали, и сносили, и арестовывали создателей Pirate Bay – что только не делали с ним вообще.

Слушатель1 Во всем цивилизованном мире все это работает. Это наше дело, это не дело какой-то там организации… как она называется?

А. Плющев Роскомнадзор.

Слушатель1 Роскомнадзор. Это не их, извините, свинячье дело, это наше дело.

А. Плющев Нет, ну, как? Я не хочу защищать Роскомнадзор и выступать адвоката дьявола в данном случае, но…

Слушатель1 Мне кто-то дает раздачу, я ему свою раздачу даю, понимаете? Пусть он докажет. У нас принцип презумпции невиновности в России пока еще никто не отменял.

А. Плющев Это, безусловно, так, но постойте, секундочку. Если вы не покупаете контент, не у правообладателя его забираете… я вообще не хотел бы здесь…

Слушатель1 Почему вы считаете, что у правообладателя? Я беру его у другого человека, который купил уже, за это заплатил деньги.

А. Плющев Ну, и что?

Слушатель1 … я купил.

А. Плющев Ну, и что?

Слушатель1 Ну, и что? А почему вы считаете, что я ему отдаю, значит, на раздачу даю ему то, что я где-то украл? Я купил его в магазине. Изначально я ни в чем не виноват, и он, тот, который мне дает, тоже не виноват.

А. Плющев Нет-нет-нет, секундочку. Потому что…

Слушатель1 Здесь речи быть не может о пиратстве каком-то, понимаете? Изначально у нас принцип презумпции невиновности.

А. Плющев Прошу прощения, не я выключил, что-то само отключилось. Нет, друзья, я не хотел бы вот говорить сейчас… тема программы другая была объявлена, как раз о том, что вы находите еще на трекерах. Вот этот разговор, он сейчас абсолютно в пользу Роскомнадзора, к сожалению. Почему? Потому что вот эти отмазки, типа: у нас презумпция невиновности, раздача, не раздача, вы докажите, мы друг другу даем посмотреть, а если я дал диск, это пиратство, не пиратство – это все в пользу, на мельницу Роскомнадзору, который говорит нам… Что нам хочет сказать Роскомнадзор? Как я его понимаю, как я его перевожу вам. И я думаю, вы его точно так же понимаете. Он говорит нам: там одно пиратство, там сплошное воровство, — говорит нам Роскомнадзор. Я даже не хочу сейчас вот на эту тему спорить, потому что я уверен, что это не так. Но разговором «нет, это не пиратство» вы подтверждаете правоту Роскомнадзора именно в его собственных глазах. Он начинает говорить: ага, они юлят. Что там еще может быть? Только пиратская продукция. Сколько у нас просят закрыть раздачи? Сколько правообладателей обращаются к нам? Сколько сами торренты раздачи закрывали? Сколько RuTracker закрывал тех же раздач? Он поступал, получается, по-вашему, противозаконно, ведь это не пиратство, да? Не хочу продолжать эту дискуссию сейчас. Почему? Потому, что не хочу лить воду на мельницу Роскомнадзора, абсолютно. И буду прерывать дискуссию такого рода дальше. Интересно, чем вы еще там занимаетесь, что еще.

Вот, возможно, с точки зрения Роскомнадзора, то, чем занимается Ольга – тоже пиратство. Но эти фильмы никогда к нам не попадут, их невозможно купить у нас, невозможно абсолютно. Они взяты с уже азиатских трекеров. То есть, там уже такая степень выхолощенности присутствует… Есть люди, которые интересуются таким кино – почему им не дать такую возможность? Сама по себе технология торрентов, которая позволяет кусочками скачивать файл у многих раздатчиков, она ничем никакого закона вообще не нарушает, абсолютно. Другое дело… все дело только в том, какой файл раздается и у кого на него авторские права. О чем мы сегодня спорить не будем, десять раз уже об этом говорили.

Так, значит, Михаил спрашивает: «Александр, правда ваш хороший знакомый Клименко, которого вы неоднократно приглашали, теперь грозится закрыть всех и вся?». Во-первых, вы можете просто найти в интернете, что говорил в последнее время Клименко, и не спрашивать через третьи руки, то есть через меня. А во-вторых, я разговаривал с ним сегодня, и он мог бы оказаться здесь в этой студии сегодня, но мы решили не отменять программу про торренты, а встретиться с Германом в феврале, и вы сами у него сможете спросить, будет он что-нибудь закрывать, не будет и так далее.

Так, Роман пишет: «На ЛитРесе многие аудиокниги снимаются с продажи, и найти их потом можно только на трекерах. Также много любительских начиток. Или, например, вышла коллекционная аудиокнига «Война и мир» тиражом всего 500 экземпляров – и все, больше ее нигде нет», – пишет Роман.

Виталий пишет, что платить за контент в интернете немодно и архаично. Очень спорный вопрос, сильно спорный. Ну, дело даже сейчас абсолютно не в этом.

Добрый вечер, здравствуйте. Алло.

Слушатель2 Здравствуйте. Меня зовут Малафья, я вот недавно…

А. Плющев Извините, что-то прервалось.

Слушатель2 … по вашей, Александр…

А. Плющев О как. Здорово. Так вот – раз, туда-сюда, обратно, и мне привет. Здравствуйте, алло.

Слушатель3 Здравствуйте. Михаил, Москва.

А. Плющев Да, Михаил.

Слушатель3 Вот смотрите, еще во времена, когда я DVD диски покупал (сейчас больше Blu-ray), была такая ситуация, что на них отсутствовала оригинальная дорожка. То есть, например, была только русская. И тогда я просто, так как я заплатил за этот диск, а потом мог через те же торренты выкачать оригинальное какое-нибудь издание, на которое пираты наложили русскую дорожку, субтитры. То есть, более как бы полный вариант. То есть, я не знаю, насколько это легально, но так, с моей точки зрения, это морально по крайней мере оправданно. Потому что нам предлагают за достаточно большие деньги, в общем-то, не совсем качественный продукт.

А. Плющев Это правда, потому что даже на той же Amediateka, насколько я себе представляю, несколько раз туда заглядывал и кое-что даже там смотрел, но, насколько я понимаю, даже там, например, что-то найти в оригинальной озвучке с субтитрами не всегда можно, далеко не всегда можно, к сожалению.

Слушатель3 Не всегда, но часто это как бы получается. Потому что люди берут, например, какой-нибудь американский релиз, просто берут банально и накладывают дорожку, синхронизуют ее с нашего DVD – и вот, все, полнофункциональный вариант. Вот.

Например, дополнительные материалы когда на тех же американских дисках. Например, в России выходит версия на одном диске, в Америке – на двух. Так что… Иногда, кстати, бывала такая ситуация – по-моему, с первыми «Голодными играми» — что там даже не то чтобы разрешение было меньше, там просто черные полосы были справа, слева, сверху, снизу, то есть картинка объективно была хуже, чем на тех же американских дисках. Так что, вот такой вариант.

А. Плющев Понятно. Спасибо большое. Серж пишет нам: «Качать с трекеров – это же статья. Помню, кому-то дали срок. Не помню, реальный или условный». В России это не наказуемо. То есть, пользователи пока не подвергаются преследованию. В разных странах разное законодательство на этот счет. Кого-то там лишали доступа к интернету где-то во Франции, была история какая-то. Где как. В России раздача, раздача может быть наказуема. Но дело в том, что технология торрента такова, что если ты качаешь, ты и раздаешь. Сразу же, как только ты начал качать, ты и раздаешь. То есть, теоретически ты можешь подпасть. Но на самом деле доказать это крайне трудно. Я понимаю, что у нас определенное судопроизводство, но все равно, здесь хоть какая-то доказательная база должна быть, хоть что-то. И поэтому, вот если вам лично не принадлежит никакой ресурс, где лежит хоть какая-нибудь ссылка, на торрент и так далее, неважно, то… Короче, за качающими пока не пришли до сих пор. Не уверен, что когда-нибудь придут, потому что это, в общем, довольно трудная история. То есть, надо IP, смотреть, сколько прокачано, что именно прошло и так далее. В общем, это дело муторное и тягомотное. Поэтому пока, Серж, могу в этом смысле вас успокоить. Все качающие находятся где-то в серой зоне. Продолжим, вы звоните — +7 (495) 363-36-59. Я через две минуты буду снимать трубки. Вижу от вас все смс тоже, почитаю.

РЕКЛАМА

А. Плющев Да, итак, мы продолжаем программу «Точка», сегодня обсуждаем, что еще вы находите на торрентах, кроме, собственно, фильмов и музыки, которые раздаются очевидно пиратским образом. Не спорим сегодня насчет пиратства – не пиратства, что хорошо, что плохо. Об этом уже было немало передач, да и будет еще. Мне интересны какие-то, скажем так, нетривиальные применения торрентов. Хотя вот то письмо, которое я зачитал, оно тоже было скорее о пиратском, но, на мой взгляд, абсолютно оправданном пиратском в данном случае. Одно дело, когда вы обходите, чтобы не платить, когда этот контент доступен. Другое дело, когда контент недоступен, и тогда вы пользуетесь как единственной практически возможностью торрентами в данном случае, чтобы найти тот или иной контент, музыку или фильм, неважно.

Добрый вечер, здравствуйте.

Слушатель4 Здравствуйте. Я вот хочу сказать в защиту торрентов.

А. Плющев Давайте.

Слушатель4 Есть такая серия книг, которая была начитана еще в 90-е года, если не ошибаюсь, на Украине, называется она «Нигде не купишь». И вот, собственно говоря, люди оцифровывают все эти вещи еще с аудиокасет, судя по качеству, да? Ну, там авторы, конечно, такой сомнительной художественной ценности, но, тем не менее, вот (неразб.) того же Незнанского или Тополя можно послушать с удовольствием, а больше этого нигде не найти.

А. Плющев А как, интересно, к этому собственно авторы относятся?

Слушатель4 Кто относится, простите?

А. Плющев Авторы, собственно авторы: Незнанский, Тополь.

Слушатель4 Ну, это, наверное, надо у них спросить. Дело все в том, поймите, что вот сейчас RuTracker тот же, вот он уйдет в Tor. И если на данный момент времени более-менее все как-то прозрачно и систематизировано, и по требованию правообладателя можно что-то удалить, если он уйдет совсем в Tor, то, в общем, прощайте, до свидания. Пользоваться можно будет так же элементарно, но все правообладатели будут кусать локти.

А. Плющев Я не думаю, что тут проблема ухода в темный интернет, в глубокий интернет. Проблема того, что он просто будет заблокирован в России. Ведь у нас не отключают серверы и не конфискуют серверы, у нас блокируют. Тем более что сервер, как правило, находится за пределами Российской Федерации, их невозможно просто изъять. У нас блокируют доступ – это другая история немножко.

Спасибо большое, в любом случае. Ну да, есть такая возможность, скажем так, что уже никто ничего не снесет. Сейчас хоть как-то можно об этом говорить, а сейчас никакие раздачи закрываться не будут. Так что, может быть, это и к лучшему, это, может быть, хорошая новость для тех, кто умеет обходить блокировки. С другой стороны, для них изначально плохая новость в том, что, обходя блокировки через VPN или какие-то другие способы, конечно же, скорость скачивания замедляется, конечно же, часто в разы. Бывает, что и нет, но, как правило, путь-то длиннее становится. Возможно, есть какие-то варианты, которых я не предусматриваю сейчас. Может быть, можно без потери качества, не знаю.

Post_v пишет нам на сайт: «Так вот, торренты – это замечательно. Например, на торрентах есть оцифрованные справочники и газеты, издававшиеся как при царском режиме, так и при советской власти. Именно в таких справочниках и газетах 19 века я нашел много интересных сведений о своих предках в Вологде, Рязани и Санкт-Петербурге. Такие справочники и газеты есть только в Ленинке или в крупных областных библиотеках, но не ехать же каждому человеку в Москву, если можно просто скачать те же данные, абсолютно не подпадающие под авторское право. Вы хотите почитать недавно изданную книгу, которая была выпущена тиражом тысяча, или восемьсот, или даже триста экземпляров? Купить через интернет-магазин невозможно – книги там просто нет. Это раньше в Ленинку высылали обязательные два экземпляра, теперь, получается, вся надежда на торренты – вдруг там окажется такая книга. Да, в этом случае может возникнуть вопрос с авторским правом.

С торрента можно скачать и ознакомиться со свободно распространяемыми записями, не платя непонятные деньги странным организациям типа «авторского общества», «союза правообладателей» или «союза меча и орала». Да, это правда.

«Можно скачать и посмотреть интересные документальные и художественные фильмы, концерты, музыкальные передачи или оперные постановки, которые были показаны по общественным открытым каналам, типа ARTE, Medichi, Phoenics (финансируемый государством совместный канал общественных немецких телевещателей ARD и ZDF), которые не показывали в России (а могут и никогда не показать).

А ведь есть еще, например, и личные видеозаписи, которыми я хочу поделиться с друзьями, и которые им долго скачивать с облака или с Яндекс-диска, особенно при частых сбоях у провайдера. Какое отношение в этом случае может иметь Роскомнадзор к моим видеосъемкам, даже если я назову файлы «Вокруг света за 80 дней», «Месяц в деревне» или «Идиот».

Спрашивают меня: «Вы, Александр, никогда не пытались отправить DVD с собственными видеозаписями (например, путешествие по Оке на байдарке или съемку своих детей, играющих с котом) через Почту России в другую страну – хоть в Белоруссию, хоть в Люксембург? Тот, кто сталкивался с этим, тот подтвердит пользу торрентов как вариант файлообменника». Я как-то не помню, кстати, пытался я или нет, не помню. Мне кажется, пытался, и вроде бы – может быть, это давно было – вроде никаких проблем не было, какие-то DVD посылал. Может быть, сейчас есть какая-то трудность, я не знаю.

«Нахожу советские фильмы о тренировках в различных видах спорта – нигде больше нет», — пишет Максим из Санкт-Петербурга. Мне казалось, такого контента на Ютьюбе полно, но, может быть, я не понимаю чего-то.

«Здравствуйте. Изучаю иностранные языки и качаю с торрентов передачи американского, британского, французского ТВ, выпуски новостей, телевикторины, ток-шок – этот контент больше нигде не найти», — пишет Михаил. Кстати, интересное соображение. Мне казалось, что можно найти, может быть, на сайтах этих телекомпаний какие-нибудь архивы, нет? Например.

Петр из Перми: «Недавно качал торрентом архив программы «Братья по оружию» известной радиостанции, на сайте которой, кстати, этих подкастов нет. Может, это и пиратство, но альтернативы-то нет», — пишет Петр из Перми, как я уже сказал. Да, кстати, кое-чего и нет на сайте «Эхо Москвы», это правда, абсолютно. Особенно, может быть, это касается раннего периода вещания. Но часто находится в интернете, в том числе на торрентах бывает.

Давайте еще звонок примем. +7 (495) 363-36-59. Здравствуйте.

Слушатель5 Алло, добрый день. Денис, Москва.

А. Плющев Да, Денис.

Слушатель5 Вы знаете, тут ведь очень интересна тема торрентов еще и вот почему. Давайте взглянем на вопрос чисто технически. Вот смотрите, например, фирма Майкрософт, вместо того чтобы бороться с торрентами, включила технологию торрента непосредственно в схему распространения Windows 10. Реально она работает по технологии чисто торрента, она позволяет расшарить кусочки своего нехилого дистрибутива прямо среди компьютеров локальной сети, что позволяет всем этим компьютерам обновляться до десятки с фантастической скоростью, недостижимой при единой точке раздачи, да?

А. Плющев Это правда. При этом Майкрософт – один из самых главных борцов с пиратством, как известно.

Слушатель5 Да. Но, вот мне кажется, что…

А. Плющев Но не с технологией.

Слушатель5 Да. То есть, тут можно бороться с ветряными мельницами, а можно как бы возглавить движение. Майкрософт пошла, на мой взгляд, правильным путем, она взяла просто лучшее из того мира, с которым раньше боролась. Сейчас, кстати говоря, там у них все, мне кажется, утихло, эта борьба, все меньше.

И, что касается контента, на самом деле вот дебаты ведь по поводу того, что авторское право, оно, мягко выражаясь, устарело в век цифровых технологий, и очень много не только в нашей стране, но и за рубежом юристы ломают копья над тем, что пора уже с этим что-то делать. Потому что ведь это же затрагивает не только интересы правообладателей, но в том числе и потребителей. Потому что ведь это же известная тема, когда художник, писатель помер давным-давно, его ожлобевшие родственники в течение каких-то сумасшедших лет получают лицензионные отчисления непонятно за что. А технологические возможности, они таковы, что просто бесполезно, нельзя удержать песок в руках. Не надо бороться с тем, с чем бесполезно бороться. Надо просто изменить свое отношение к окружающей действительности, и, может быть, тогда всем будет проще. Ну, как-то так.

А. Плющев Хорошо, спасибо вам большое, да, отлично. Вот на самом деле, как ни не хотел я возвращаться к дискуссии, пиратское – не пиратское и так далее, я могу понять, часто могу понять правообладателя, потому что я сам часто им являюсь. Ну, как часто? У меня книжка была, которую тоже тут же распиратили, а я, соответственно, получал процент с ее продажи. Ну да бог с ним, там это на самом деле такие копейки, что я в этом смысле не страдаю.

Но вот, например, возможно, некоторые слушатели этой программы знают, что я еще участвую в интернет-передаче под названием «Star’цы live». Не так давно, год назад, эту передачу сделали платной, доступ к ней сделали платным, потому что это единственное, благодаря чему компания Games-TV может выжить. Реклама уже не даем интернет-телевидению возможности выжить. Ну, и, кстати, телекомпания «Дождь», например, идет тем же путем, и многие другие потихоньку закрывают свой контент. Вот передача «Star’цы live», в которой я участвую, она тут же попадает на торренты, моментально. И компания Games-TV, разумеется, с этим борется. Не с торрентами с самими, а с попаданием туда программы «Star’цы live». Я в этом ее понимаю, потому что это вопрос ее выживания и вопрос нашей программы, нашей передачи. И те, кто закидывают этот контент на торренты, те, кто качают, соответственно… там и плата-то небольшая, но да бог с ним, не об этом речь.

Я говорю, что я могу часто понять правообладателя. В данном случае вообще не происходит ничего, мы не накладываем никаких дорожек, не изменяем ничего, не вставляем рекламу или еще что-нибудь в этом духе. Поэтому далеко не всегда вопрос упирается в то, что правообладатели всегда плохие, они всегда ужасные, и поэтому… Мне кажется, часто это такая отмазка, для того чтобы не платить деньги.

Тем не менее, сегодня мы говорим о другом. Сегодня мы говорим о том, что еще, помимо фильмов, музыки, вот которые мы можем купить на DVD, сходить в сервис Amediateka или какой-нибудь другой и там купить – IVI, например, или что-нибудь еще в этом духе, TVzavr. Может быть, кто-то пользуется через американские каналы, Netflix или еще. Говорят, Netflix скоро в Россию приходит, кстати. Вот. Или еще какими-нибудь подобными сервисами. И платят за них или не платят, я не знаю, как. Они не пользуются пиратской продукцией, кто-то пользуется.

Что еще, помимо того, что есть, то, что нам доступно, но мы предпочитаем не платить, что еще? Андрей Бархатов пишет: «Я вот на том же RuTracker раздал кучу своих съемочных архивов, то, что я наснимал для своих телепрограмм в 90-х, из того, что сохранилось. Рабочий материал с Фарадой, Хмельницким, Немоляевой и Лазаревым, Куравлевым, Райкиным и другими. На все авторские права у меня, и материалы уникальные, они должны жить и быть доступны людям.

Кстати, на том же RuTracker я нашел работы молодого режиссера Михаила Морскова, он сам их выкладывал и издал их официально в серии «Молодое кино России». Не только его, много авторов нашел там», — добавляет нам Андрей Бархатов.

«Через торренты скачиваю специфическое программное обеспечение, которое зачастую сам производитель или правообладатель предоставить не может либо запрашивает неадекватные и нереальные для российского региона суммы». Вот известная песня такая. «Также бывает, что сроки предоставления выходят за рамки актуальности».

Нереальные для российского региона суммы, хорошо. То есть, реальность суммы покупатель определяет. Приходишь в магазин, так смотришь машину, например: это нереально для российского региона как-то, вы что, такие суммы! И так раз ее – и подрезал, например. Я не осуждаю, нет, нормально. Просто, мне кажется, принцип немножко неправильный, в том смысле, что ты считаешь, реально это для российского региона или нереально.

Так, что еще мне написали на сайт? «Торренты дают возможность найти множество учебной литературы, которую невозможно купить. Мой опыт и опыт моих близких показывает, что прочитав книгу (не художественную) в электронном виде, если оказалась нужной, пытаешься купить в бумажном виде. Худший вариант – печатаешь на принтере.

Теперь о фильмах. Из-за рекламы телевизор не смотрим уже 7 лет. Поэтому некоторые сериалы смотрим либо на диске, либо скачанные с торрента. Не считаю это неправильным. Если фильм показан по ТВ, то его можно записать и смотреть позже. А уж записан с телевизора или скачан с торрента – не принципиально.

Об авторском праве. Считаю, что 10 лет никакое художественное произведение не должно появляться в сети без разрешения автора (не правообладателя, а автора), кроме показанных по телевизору или проигранных по радио, а дальше уже никаких отчислений. Мы ведь не платим бесконечно крестьянину за выращенный один раз хлеб. Вырастил, продал – расти следующий. И артисту в театре платим только за сыгранный спектакль. С уважением ded100».

Нет, с авторским право надо что-то делать абсолютно точно, так и есть, тут не о чем спорить совершенно. Мне кажется, что тот, кто считает, что нынешнее авторское право, в его нынешнем виде, что в России, что в Соединенных Штатах, где бы то ни было, что оно предел совершенство, мне кажется, этот человек – жулик. Вот есть у меня такое особое мнение. Если человек отстаивает авторское право в нынешнем виде, не считая, что это нужно реформировать, в цифровую эпоху, как принято расшифровывать один из американских законов об авторском праве, мне кажется, что он жулик, потому что на этом сильно наживается.

«Торренты позволяют использовать полную скорость ПК, выше тарифа провайдера». Ну, возможно. Я, возможно, не столь хорошо технически подкован, как вы. Возможно, это так. Не знаю, не пробовал.

«Моя свекровь скачивала трофейные фильмы, устраивала просмотры своим подругам, позволяла им вернуться в годы их послевоенной юности», — пишет Люба из Санкт-Петербурга.

Что еще? Давайте звонок я приму и посмотрю, что вы пишете мне. Алло.

Слушатель6 Алло, Александр, приветствую.

А. Плющев Да, здравствуйте.

Слушатель6 Это Антон (неразб.).

А. Плющев Да, здравствуйте, Антон.

Слушатель6 Да, приветствую. Вот, знаете, по сути сегодняшнего вопроса, не вдаваясь в авторские права, потому что я тоже выступал в свое время и в роли правообладателя тоже, то есть вас понимаю здесь. Вот почему-то и вы тоже не упоминаете одной элементарной вещи, как удобство. Вот я, например, я имею подписку на Amediateka, но, вы знаете, мне она бедна. Плюс мне далеко не всегда хватает качества. Да, у меня большой телевизор, полтинник, грубо говоря, тоже требует качества определенного, там семьсот точек не очень хорошо смотрится. И вот те же учебные передачи, допустим, смотрю, которые не везде найдешь. Ладно. Но если бы существовал великий такой вот архив под названием «Найдется все удобно и быстро»... А я ценю свое время, я не могу вот бегать искать, где это может лежать, потом думать, как находить, проходить какие-то мифические регистрации. Я готов платить за эти фильмы по 150-200 рублей. Я предпочитаю не ходить в кино, я не смотрю телевизор практически. Я хочу видеть то, что мне нужно, в то время, которое мне нужно, и в том качестве, в котором я хочу. Иметь три варианта: хочу 720 фильм посмотреть, хочу 1080 посмотреть. Хочу с таким саундтреком посмотреть, хочу – с дубляжом. Мой знакомый – достаточно известный переводчик, который дубляжи делает – я, может, хочу с его переводом посмотреть. То есть, это время, которое затрачивается на поиск – для меня это тоже материальный актив. Если мне предложат каталог, который будет, условно говоря, содержать все, что мне нужно – ради бога, я буду платить сто рублей, двести за этот фильм. Но такого же каталога нет, у всех же ограничены авторские права.

А. Плющев Это правда. И вот поэтому, в том числе, с авторскими правами надо что-то делать. Потому что ни один источник никогда из-за вот этих ограничений… Ну, помните историю с Beatles и iTunes.

Слушатель6 Да, и, кстати, вам персональное спасибо за «Коня БоДжека». Посмотрел по вашему совету, в восторге просто.

А. Плющев Пиратский наверняка! Я не знаю, как его найти легально.

Слушатель6 Саша, он не пиратский, он со встроенной рекламой. Значит, по идее, это уже априори. Там же в начале каждый раз мы видим…

А. Плющев Ой, да ладно. Нет, стойте, если кто-то, пираты, еще и под это дело рекламу вам продают, они вовсе не легализуют свой продукт, Антон.

Слушатель6 Это второй вопрос. Возможно, там только за перевод, да. Но идея понятна. То есть, пожалуйста, ребят, дайте мне архив…

А. Плющев Помните AllOfMp3.com? Они продавали дешево свои файлы, в десять раз дешевле, чем iTunes. От этого они не становились не пиратами.

Слушатель6 Да, я, правда, честно говоря, я апологет другой веры, я самсунгист, не айфонщик, поэтому я Google Play больше…

А. Плющев Нет, AllOfMp3.com – это было просто скачивание с веба.

Слушатель6 Ну, да-да-да.

А. Плющев Еще тогда не было Айфонов вообще, в принципе.

Слушатель6 Мой ответ на вот ключевой вопрос сегодняшней передачи таков: я ищу удобство сервиса.

А. Плющев Спасибо, спасибо большое. Это понятно, что нам бы всем хотелось, чтобы дешево, удобно, все везде было в одной базе и так далее. Именно для этого, конечно, и надо пересматривать авторское законодательство. Но об этом речь… вот сколько я веду программу «Точка»? Кстати, надо посмотреть, сколько она выходит. Лет восемь, наверно. Восемь лет об одном и том же абсолютно. И воз, надо сказать, и ныне там, и еще долго будет, потому что слишком большое у правообладателей лоббистское лобби. Лоббистское лобби. Ох, вот я сказал, да? Заговорился с вами под конец часа, а еще впереди одна программа.

Очень хорошая смска. К сожалению, не подписана, но хорошая. «Александр, не понимаю, почему нет речи о том, что торренты – лишь механизм, который мало в чем виноват». Я бы даже сказал, вообще ни в чем не виноват. «Отберите все бензопилы в стране, чтобы остановить несанкционированный лесоповал. У нас в стране все решается по принципу «гильотина – лучшее средство от перхоти».

К сожалению, как мне кажется, далеко не только в нашей стране. Мне бы хотелось верить в то, что у нас самые глупые чиновники в мире, самые ужасные, самые алчные правообладатели, но опыт убеждает меня, что это не совсем так, что они ничем не лучше и не хуже тех, что бывают за границей или где-то там еще, не только в нашей стране.

«Хотела посмотреть кино «Кэрол». На первом выскочившем сайте включила, даже не начала просмотр, отвлеклась на короткое время. Когда вернулась к компьютеру, появилось новое окно с кучей слов, и, главное, о том, что мой IP попал в какой-то реестр РФ, и надо в течение 12 часов перевести деньги, иначе административное наказание. Извините за много слов. Что это, подскажите, пожалуйста. Спасибо. С уважением, Виоя». Значит, Виоя (так написано), дорогая, это вы стали жертвой жуликов. Обычная история совершенно. Долго по радио рассказывать. Зайдите с любого другого компьютера или с телефона и посмотрите, что делать, если… ну, вот ключевые слова из своего сообщения наберите: «IP», «реестр», «перевести деньги», «административное наказание» — вы найдете, как лечить это, довольно легко. Это вам через браузер попала неприятная штука на компьютер.

«А софт, Александр? При чем здесь пиратство? О чем передача: о торрентах или о пиратстве? Вас не поймешь». Бывает. Если не поняли, уже не объясню, одна минута осталась.

«Винил на торрент можно скачать или нет?» — пишет Виталий из Санкт-Петербурга. Если рип с винила сделан – наверное, можно. Почему нет? Весь вопрос, на что вы его будете, на винил обратно записывать или на что-нибудь?

Спасибо большое, много интересного мне сегодня рассказали. Я буду давать ссылку в следующий раз на этот эфир Роскомнадзору, когда он спросит, зачем вам торренты. Я специально для этого организовывал сегодняшнюю программу. Встретимся в программе под названием «Эходром» через несколько минут.

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


(комментарий скрыт)

reraflurred 05 января 2016 | 12:39

В продолжение Библиотеки, Музея, Информатория.
Если я хочу почитать книгу, авторское право на которую истекло, я могу пойти в государственную библиотеку взять её и читать бесплатно это общественное достояние.
Время идёт авторское прав распространяется не только на книги, но и на фото, аудио и видео материалы.
Если я хочу посмотреть старый сериал (Санта-Барбару, Просто Марию или любой другой) или передачу, например, поле чудес за сентябрь 96 года, куда мне идти где это хранится, наверно на эти объекты авторского права ещё не истёк скрок, но есть же уже то на что истёк срок, где я могу с этим ознакомиться?
Нужен портал где все цифровые объекты авторского права хранятся и предоставляются за плату выбранную автором или бесплатно, если срок авторского права истёк. Это и есть современная "Библиотека". У нас в стране такого нет. На рутрекере, например, есть Санта-Барбара, что-то я сомневаюсь что её можно достать легально, в любом миллионнике.


lena4873726 05 января 2016 | 14:53

Михалков же с каждого носителя информации берет себе процент и раздает авторам. Причем берет процент не со стоимости самого носителя информации (карты памяти), а со стоимости гаджета полностью (телефона, фотокамеры, компьютера и т.д.). И так как, похоже, Михалков не возвращает часть денег создателям гаджетов за их патенты, денежек у него гораздо больше, чем должно быть.

И какие еще могут быть претензии к контенту с торрентов? Если Михалков не донес до авторов, то к нему должны быть претензии, а не к торрентам. Или там что-то изменилось и % нам вернут?


hagar 06 января 2016 | 12:12

Я просто в шоке насколько не квалифицированная позиция слушателей была представлена. Если роскомнадзор опирается на такое то не удивлюсь что скоро технологию битторрент запретят.

1) Битторрент - это технология передачи информации, у неё есть несомненные плюсы это высокая скорость передачи данных, это низкая нагрузка на источник раздачи, это гарантия без ошибочной доставки, это возможность немного докачать, а не всё заново, если часть информации была обновлена. Это возможность выбора части информации, когда, например, передаётся много вариантов одного и того же.

2) Запрещать топор потому что им можно убить человека глупо, потому что он нужен чтобы, нарубить мясо, например, или срубить дерево.

3) Лично я использую технологию торрент для синхронизации личного фотоархива между компьютерами родственников. Это позволяет быстро обмениваться свежими фотографими, каждый всегда может их посмотреть, и плюсом является резервная копия у каждого даже, если один компьютер сгорит все фотографии останутся у других после чего их можно будет скопировать снова. И быть спокойным что эти фотографии никто не украдёт с облака и будет как-то их редактировать и использовать.

4) Сама технология торрентов широко используется легально. Приведу лишь не большую часть в качестве примеров, которые сразу пришли в голову:
- Многие, если не все, дистрибутивы Linux официально распространяются в том числе и через торрент.
- Официально распространяется офисный пакет LibreOffice через торрент на собственном сайте.
- На том же рутрэкере официально правообладателями распространялись некоторые музыкальные альбомы, мне известны также раздачи ПО авторами там же на рутрекере. Там же есть раздачи аудиокниг начитаные авторами и раздающися сами авторами или же начитаные другими людьми с разрешения авторов распространяются там.
- Многие игры официально распространяются через технологию торрент, например, это все игры через Steam, это игры компании Wargaming такие как World of Tanks, World of Warplanes, World of Warships. Это игры компании Blizzard: World of Warcraft, StarCraft 2 и другие. Это далеко не полный список производителей игр которые используют торрент.

5) В стране нужен интернет ресурс в котором, как в библиотеках, в своё время, или как в музеях, хранятся различные данные, которые сейчас просто теряются. Авторские права заканчиваются, а этих данных уже нигде нет, а так бы была копия в руках специальной организации и она бы предоставляла доступ, за плату (возможно и 0), которую выбирает автор, пока он имеет на неё права или же бесплатно, когда авторские права закончились.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире