'Вопросы к интервью
04 декабря 2008
Z Разворот Все выпуски

Новые правила проведения Единого Государственного Экзамена


Время выхода в эфир: 04 декабря 2008, 16:08

А. ПЛЮЩЕВ: 16:05 в Москве. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». Ирина Меркулова и Александр Плющев с вами. Мы сейчас будем общаться с Любовью Глебовой, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Добрый день.

Л. ГЛЕБОВА: Добрый день.

А. ПЛЮЩЕВ: Вопросов поступило большое количество. Говорить будем в основном по ЕГЭ, но есть и другие вопросы. Насколько я понимаю, есть новые правила сдачи ЕГЭ, в 2009 году по-другому его будут сдавать. Это система, вызывающая много вопросов. Поэтому давайте сначала расскажем, каким образом будут сдавать ЕГЭ в 2009 году.

Л. ГЛЕБОВА: Я бы начала с того, что никаких новых правил в 2009 году нет, потому, что ЕГЭ, как форма итоговой аттестации по закона вступает в силу с 1 января 2009 года. Поэтому всё то, что с 1 января 2009 года – это собственно правила.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, сдавали же уже ЕГЭ.

Л. ГЛЕБОВА: Мы апробировали эту сдачу в течение 8 лет предыдущих в добровольном порядке в разном количестве регионов, по разному количеству предметов, в разном количестве ВУЗов принимали это или не принимали. Тем не менее, все элементы той системы, которые легли в основу того, что мы называем новыми правилами, они все были в течение предыдущего срока апробированы. Поэтому то, что Вы называете – это правила проведения государственной итоговой аттестации по итогам полного общего образования и правила приёма в ВУЗы.

Раньше это было две разные процедуры, две разные стадии, а теперь эти две процедуры совмещены в одной, которую и называют ЕГЭ. Он и единый с той точки зрения, что одновременно является формой итоговой аттестации в школе, и формой вступительных экзаменов в ВУЗе.

И. МЕРКУЛОВА: Денис из Москвы спрашивает о нормативно-правовых документах, которые обеспечивают проведение ЕГЭ. Говорили, что они будут приняты до декабря. И я сразу спрошу про список из 24 ВУЗов, которые получили право проводить дополнительные вступительные испытания.

Л. ГЛЕБОВА: Учитель Денис задаёт очень правильный вопрос. Оформлено всё. Те документы, которые ясно и понятно излагают: перечень вопросов, время проведения и решение этих вопросов. Отвечаю Денису: да, такая нормативно-правовая база подготовлена. Главными из этой базы являются три документа – положение о государственной итоговой аттестации, второй документ – это правила приёма в ВУЗы и третий документ – положение о проведении ЕГЭ.

И. МЕРКУЛОВА: Они опубликованы?

Л. ГЛЕБОВА: Первый документ подписан Министром и в данный момент находится на согласовании в Минюсте. Второй документ абсолютно согласован и находится на выходе из Министерства в Минюст. И положение об ЕГЭ тоже полностью согласовано, прошло все необходимые собеседования и в ближайшее время будет направлено в Минюст. Дальше, чтобы понятно было – в Минюсте обычно документ проходит согласование 1-2 недели. Как правило, по содержанию того, что изложено в документе, в Минюсте не бывает проблем, они бывают с точки зрения правового и юридико-технического оформления их.

Поэтому мы ожидаем, как мы и обещали, к концу декабря необходимые нормативно-правовые документы, которые обеспечивают режим проведения ЕГЭ в 2009 году будут приняты. Поэтому мы готовы говорить об их содержании.

И. МЕРКУЛОВА: Все-таки, давайте ответим про ВУЗы.

Л. ГЛЕБОВА: Пока никто такого права не получил. Ни 24, ни 4. Потому, что это право предоставляется постановлением Правительства. Подготовлен проект этого постановления и он находится на рассмотрении в Правительстве. По тому проекту, который мы представили в Министерство, действительно, предлагается такое право дать 24 ВУЗам. Но как будет это решение принято – это уже Правительство решит.

И. МЕРКУЛОВА: Но уже наверняка же известно, какие ВУЗы?

Л. ГЛЕБОВА: Там нет никакой по этому поводу тайны. Ведь смысл в чём? Мы немножко преувеличиваем значение этих дополнительных испытаний. Что это такой?

И. МЕРКУЛОВА: Действительно, что это такое?

Л. ГЛЕБОВА: Давайте на пальцах попробуем объяснить. Например, МГУ получает право проведения дополнительных испытаний по такой-то специальности. Это не означает, что МГУ по всем предметам, по всем специальностям проводит дополнительные экзамены. Ничего такого не происходит. У нас ВУЗы подавали свои заявки на дополнительные испытания далеко не по полному объёму специальностей, которые они в своём ВУЗе объявляют, по которому набор. Было от одной программы до 21 программы. Самое большое количество программ по специальностям, где есть дополнительные испытания заявил Санкт-Петербургский Университет.

Там три региональных ВУЗа предложены по одной специальности. Это такие специальности, по которым конкурс изначально очень большой. Как, например, определялся будет дополнительное испытание или нет? Если в прошлом году в ВУЗе на такую-то специальность был конкурс отличников в два раза превышающий количество итогового набора, то один критерий этот ВУЗ уже прошёл. И там есть второй критерий, который говорит о том, сколько у нас стобалльников и отличников по итогам зачисления оказались на этой специальности. И если это соотношение таковое, что этот конкурс отличников и стобалльников без дополнительных испытаний развести нельзя.

Это означает, что по тому же самому предмету, по которому принимает ВУЗ результаты ЕГЭ, но обязательно по профильному. Например, есть предмет «Мировая экономика», по нему профильный предмет – это математика. И только по этому предмету ВУЗ и получает право установить дополнительное испытание. Что это? Это может быть собеседование. Сначала баллы по ЕГЭ и плюс к ним ещё дополнительные баллы.

И. МЕРКУЛОВА: Но это в виде собеседования?

Л. ГЛЕБОВА: Это как хотят ВУЗы. Четыре формы есть: устный, письменный экзамен, тестирование и собеседование.

И. МЕРКУЛОВА: Если можно, коротко ответьте. Всё равно все до единого российские ВУЗы признают результаты ЕГЭ?

Л. ГЛЕБОВА: Безусловно. Никаких ограничений нет. И признают и принимают.

И. МЕРКУЛОВА: Давайте мы уточним в связи с ВУЗами, которыми признают ЕГЭ, но некоторые будут проводить вступительные экзамены.

Л. ГЛЕБОВА: ВУЗы все принимают результаты ЕГЭ, но не все категории сдающих обязаны только ЕГЭ сдавать. У нас дано право выбора, в какой форме сдаёт выпускник. У всех детей с ограниченными возможностями, дети-инвалиды. Сейчас рассматривается вопрос, и он будет решён положительно, поскольку все одобрения получили о том, что категории – иностранные граждане, которые поступают в ВУЗы не сдают ЕГЭ, лица, которые получают высшее образование на основе первого высшего образования.

Что очень сильно страшило? Если я имею одно высшее образование и захотел пойти, а мне уже 30 лет, я давно сдавал ЕГЭ. Не будете сдавать! Пойдёте на второе высшее, сдавая экзамен в традиционной форме. Третья категория – есть ребята, которые окончили техникумы, среднее профтехобразование, которое тоже даёт возможность поступать в ВУЗы без ЕГЭ. Это те ребята, которые идут на ВУЗ по сокращённой программе. Думаю, что далее особенностями ещё обладают те, кто идёт по итогам олимпиад, они зачисляются по особым правилам. И есть ещё особенность по ВУЗам творческой направленности.

Они принимают частично. Если ВУЗы, я думаю, что мы готовы поговорить об этом, какой это порядок, в обязательном порядке у нас 4 вступительных экзамена, из них один обязательный, русский язык, один профильный по специальности, и два по тому выбору, который мы установим. А в творческий ВУЗ будет только три. А вот следующие будут уже ВУЗы устанавливать. Если физкультурный ВУЗ, ему нужно понять, на какую высоту прыгает ребёнок, никто его не заставит в высоту прыгать по правилам ЕГЭ. Иностранцы – отдельная категория, которые не сдают ЕГЭ.

А. ПЛЮЩЕВ: Я хотел вернуться к школе. Я говорил с учителями школы, они как раз о реализации ЕГЭ мне много рассказывали. Слышал я такой рассказ. В последнем классе мало того, что проходит обычную программу, у него есть ещё отдельное натаскивание на ЕГЭ, на тесты. Это фактически отдельное мероприятие. Потому, что программа не очень совпадает с тестами. Почему так получается?

И. МЕРКУЛОВА: С одной стороны хотели разгрузить детей, а получается, что нагрузили.

А. ПЛЮЩЕВ: Если это так. Так ли это?

Л. ГЛЕБОВА: Я категорически заявляю, что никакой разницы между вопросами, которые содержатся в школьной образовательной программе в соответствие со стандартом, который определен, и теми вопросами, которые содержатся в экзаменационных материалах ЕГЭ, не существует. Я заявляю об этом совершенно официально. Это первый подход. Второй подход. То, чему нужно учить с точки зрения того, как сдавать ЕГЭ. Раньше вы писали ручкой по листу, вас учили каллиграфии, потом получился компьютер, и вас стали учить печатать. Вам нужно время для того, чтобы научиться печатать? Разумеется. Вот это то же самое.

Для тог, чтобы правильно заполнить формы экзаменационных листов по ЕГЭ нужно потратить какое-то время для того, чтобы ребята понимали, что такое форма ЕГЭ. Вот что это значит часть а, что такое часть б? Это технические вещи, которые связаны с тем, как будут расположены вопросы, для того, чтобы облегчить ребятам возможность ответить на те вопросы, которые они всегда видели в своих задачниках по математике, в своих учебниках русского языка. Никаких других вопросов, выходящих за рамки образовательной программе в ЕГЭ не присутствует.

И третья часть вопроса. Видимо кому-то очень надо создавать такую иллюзию необходимости какого-то страшного-страшного разрешения чего-то. Надо же какие-то дополнительные знания по поводу чего-то дать. Раньше это были подготовительные курсы по приёму в ВУЗ. Теперь в ВУЗ не к чему готовить. Не за что брать деньги.

И. МЕРКУЛОВА: Любовь Николаевна, но ведь результаты ЕГЭ, мягко говоря, может быть не те, которые ожидали, по крайней мере по итогам этого года. И в Минобразовании это признают.

Л. ГЛЕБОВА: Те, которые не ожидал кто?

И. МЕРКУЛОВА: Я не знаю? Вы рассчитывали, что было столько двоек, которые потом превращаются в тройки в аттестатах?

Л. ГЛЕБОВА: На самом деле здесь нет вопроса, здесь скорее есть рассуждение. Первое. Когда ЕГЭ живёт в проектном режиме, нельзя считать его результаты репрезентативными. Потому, что это неполный охват.

И. МЕРКУЛОВА: Но о тенденции можно судить?

Л. ГЛЕБОВА: Нет. Смотрите. Математику сдавали все. Половина из них листы чистые сдавали, потому, что им всё равно плюс один балл в аттестат поставят. А им всё равно как тройку получать. Не имело никакого значения и не должна была решать такую задачу. Это не итоговая аттестация, это выборочная проверка. Может ли повториться 23%? Я думаю, что по статистике этого повториться не может, потому, что не будет действовать правило плюс один балл. Поэтому люди будут относиться к этому ответственно, а не безответственно.

И поэтому уйдут оттуда те, из этого общего числа. Это первое. Второе. Насколько ожидаема… Я бы сказала так. Замечательно, что мы все задумываемся над этим вопросом, потому, что у себя в душе каждый родитель и учитель содержит свою оценку сегодняшнего образования. И вы знаете, не все они формулируют позитивно. Раньше учили хорошо, а сейчас учат плохо. А теперь, когда мы показали, что учат плохо – не понравилось.

И. МЕРКУЛОВА: А может быть тесты очень сложные?

Л. ГЛЕБОВА: А может быть результат не устраивает? Знаете, такая фраза, которая была – а на зеркало нечего пенять. В этом смысле ЕГЭ – это сам по себе не идеологический, он технический инструмент. Гарантируют только одно, то, что обязан гарантировать Рособрнадзор – государственный экзамен как инструментарий совершенно объективен при оценке тех знаний. И не выходит за рамки государственного образовательного стандарта. Но содержит все элементы знаний по всей программе. В этом смысле тяжелее он или легче, это немножко другое. Но то, что он гарантирует большую объективность, чем текущая школьная аттестация – это правда.

И. МЕРКУЛОВА: Очень много всяких анекдотичных ситуаций. ЕГЭ по истории или по литературе. Это будет продолжаться?

Л. ГЛЕБОВА: ЕГЭ по истории и литературе будет продолжаться. Вы хотите задать вопрос будут ли контрольно-измерительные материалы, которые использованы такими же, какими они были в эксперименте. Вообще все контрольно-измерительные материалы, с моей точки зрения, как уже проведшей очень большие дискуссии по этому поводу, все требуют совершенствования. И это правильно. Потому, что как бы ни был любой продукт, всегда хочется, чтобы он был лучше. Возьмите те же самые по литературе. В 2008 году они отличались от тех Кимов, которые были в 2007 году.

И. МЕРКУЛОВА: Они были лучше?

Л. ГЛЕБОВА: Нельзя сказать лучше или хуже. В них отсутствовала часть А. Они были труднее, но тогда и шкала переводов была другая. Всё компенсируется, не может быть что-то лучше, что-то хуже. Я бы сказала, что очень важно что знать. Может быть, я предваряю какой-то вопрос. Когда вопрос касался объективность или необъективность Кимов, все очень критиковали, как из этой стобалльной системы переводить в пятибалльную. Это правильная критика, мы её учли, и в положении об итоговой государственной аттестации первое, что точно должны знать родители, ученики, потому, что учителя это уже знают.

Никакого перевода из стобалльной системы в пятибалльную сертификат ЕГЭ в 2009 году не будет. Мы не будем говорить, какому уровню школьной пятибалльной оценки соответствует та или иная оценка в сертификате ЕГЭ. Первый вопрос был задан правильно. Конечно, 2009 год для ребят и для учителей, для школ и ВУЗов будет отличаться от предыдущего. Первое, что у нас есть – дети, мы всё детьми называем тех, кто в 11 классе заканчивает школу, проходят сначала. Как всегда было, школьную итоговую аттестацию. И в этой школьной итоговой аттестации выставляется в аттестат оценка в пятибалльной системе по итогам 10-11 класса.

Как правило, идёт средняя арифметическая. Что нового вводится? Мы рекомендуем на этапе школьной итоговой аттестации вводить сочинение или контрольную по математике. Вводить или нет – это школа решать будет. Но мы в своей инструкции рекомендуем. Мы считаем очень правильной дискуссию, которая состоялась в ходе ЕГЭ, что нельзя ребёнку терять навыки, которые развивают творческие способности, способности излагать. И этого, действительно, нельзя проверить в форме ЕГЭ.

И. МЕРКУЛОВА: Отец абитуриента интересуется, по какой программе и примерным темам будут эти сочинения?

Л. ГЛЕБОВА: По школьной программе.

И. МЕРКУЛОВА: От Фонвизина до Солженицына.

Л. ГЛЕБОВА: Это школьная аттестация. Я напомню, что по закону государственная итоговая аттестация и школьная аттестация – это разные вещи. Итак, две оценочки – 10 и 11 классы. Дальше школа может принять решение, проводит она ещё дополнительное. И это не означает, что это будет третья оценка, которая пойдёт, как мне говорили, что будет, если он сочинение не напишет, ему что, аттестат не выдадут? Ну не все же сочинения с 1 по 11 класс мы писали на четыре и пять! Были и двойки. Но, несмотря на это, аттестат нам выдавали.

И. МЕРКУЛОВА: А в аттестате это будет как-то отражаться?

Л. ГЛЕБОВА: А это как школа решит.

А. ПЛЮЩЕВ: Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки была у нас эфире.

И. МЕРКУЛОВА: Мы надеемся, что мы ещё увидимся, потому, что невозможно за 20 минут… Это разговор на долгие часы.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо Вам.

Комментарии

12

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


04 декабря 2008 | 18:06

Г-жа Глебова заявила, что вопросы ЕГЭ полностью соответствуют школьной программе. Тогда почему тексты этих тестов не публикуются ПОСЛЕ проведения ЕГЭ? Ответ ясен - чтобы нельзя было уличить чиновника. Ведь обман такого масштаба может вести только к его отставке. А в отсутствие публикации учителю зададут вопрос: Откуда у него такие сведения? И виноват уже он, при его АБСОЛЮТНОЙ правоте - ЕГЭ не соответствует школьной программе!


04 декабря 2008 | 21:27

Ужасно грустно слышать эти гладкие, обтекаемые, такие удобные фразочки вместо реальных ответов на огромное количество РЕАЛЬНЫХ вопросов.
Легко и непринужденно госпожа Глебова не ответила на вопросы по существу. Оказывается учителя там чего-то хотят себе, дополнительно занимаясь с детьми! ПРОГРАММЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГЭ! это, увы, правда! Они нигде не рассматривают проблемы, к примеру русского языка, системно. Учебники так далеко стоят, даже лучшие, от того реального ребенка, который должен к ЕГЭ подготовиться. Это можно сделать только с репетитором! О литературе и вовсе смешно говорить: экзамен через полгода, а материалов, которые ОНИ где-то как-то изменили - НЕТ! И все скатываеся с госпожи ответственной, и она тихонечко просто сруливает на обочину.


04 декабря 2008 | 22:08

Потому что вся эта реформа образования от лукавого.Фурсенко или Путин это затеяли? НЕ Фурсенко один.Это точно.До него был Филиппов.Где он сейчас с его идеей 12-летнего образования? У нас так же идут и другие реформы:в ЖКХ, в здравоохранении и т.д.А народу вешают лапшу на уши.


05 декабря 2008 | 00:28

Не должно быть так,что за 5 месяцев до ЕГ не известно какие экзамены нужно сдавать на конкретный факультет.Почему закон не был принят к сентябрю,чтобы школьники могли спокойно готовиться.Это непрофессионально и безответственно.
И ,конечно,поразила речь Л.Глебовой.Катострофические ошибки в произношении слов(нужно-удрение на о,облегчить-ударение на е)Казалось бы ерунда.Но этот человек надзирает над сферой образования и науки! Таков уровень!И ,к сожалению, на этом уровне проходят процессы изменений в сфере образования.
"Создаются все условия для психологического комфорта выпускников 2009 года"


05 декабря 2008 | 11:45

бодрое законотворчество в сфере образования как-то маниакально опережает глубинное понимание сути вопросов, которые не решены и продолжают не решаются ни одним актом и постановлением.
Большая просьба к журналистам, которые будут вести следующее (мы надеемся оно случится скоро)интервью с госпожой Глебовой, - выстроить иерархию вопросов и стараться очень настойчиво удерживать высокого чиновника в формате непременных ответов на них, просто "не отпускать" без прямых ответов на самые острые и довольно простые вопросы. А они были в прежних комментариях.
вот один из них
1. Почему новые правила вступают в силу в разгар учебного года? Какова причина такой поспешности, понимает ли отвечающая, что дети не успеют подготовиться и даже сориентироваться в них. Почему не приняли решение начать "играть" по-новому в новом учебном году и рассматривали ли вообще такой вариант. Автора спешки на сцену, иными словами!


alberto 05 декабря 2008 | 18:29

А какая разница, когда новые правила вступают в силу: в середине года, в начале года или в конце? Есть программы, есть учебники - учите.

http://no.fiziks.org.ua/


alberto 05 декабря 2008 | 19:21

Я вот чего ещё не понял.
Любовь Глебова говорит о какой-то школьной аттестации, контрольной по математике, сочинении...
Это что же получается? ЕДИНЫЙ государственный экзамен перестал быть выпускным, а остался только вступительным, раз никакого отношения к оценкам в аттестате не имеет?
Получился обман? Или я не понял?

http://no.fiziks.org.ua/


nn 08 декабря 2008 | 03:16

Мне очень понравилось. Два варианта - либо умным детям поступать в ПТУ, чтобы рабочего класса прибавилось, либо уезжать учиться заграницу. Потому, что в европейских странах, с которых мы это скопировали, абитуриенты знают, что они сдают. А г-жа Глебова сама далеко не МГУ заканчивала....


luda 15 декабря 2008 | 19:03

Неужели народ не понимает, что ЕГЭ - способ хорошо заработать, просто бизнес... вот только бизнес на наших детях, на их судьбах. Будьте вы прокляты, реформаторы-бизнесмены


shania 28 декабря 2008 | 22:26

Конечно, вопросы ЕГЭ "соответствуют" программе. Только Уважаемая Госпожа не сказала, какой именно программе. Потому что у нас есть отдельные программы для профильных классов, а есть - для общеобразовательных (базовый курс). И если мой ребенок учился не в профильном информационно-технологическом классе, где информатики 4 часа в неделю плюс столько же часов элективных курсов по профилю, а в гуманитарном или общеобразовательном классе, где информатики всего лишь ЖАЛКИЙ 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ - конечно, ребенок ВЫНУЖДЕН будет специально и дополнительно готовиться к ЕГЭ, изучая те вопросы, которые подробно рассматриваются в профильном курсе и бегло (а то и вовсе не рассматриваются) - в базовом. К примеру, двумерные массивы. Где, в какой программе, Уважаемая Госпожа, написано, что ученик должен знать/уметь, как с ними работать? А в заданиях ЕГЭ они есть.


phamarel 01 февраля 2009 | 23:33

То что это ЕГЭ - идиотский шаблон и разговора нет. Нормальные люди это уже давно поняли. Ну а госпожа Глебова, конечно, юмористка: "объективные знания". О да. Я с классом сдавал ЕГЭ В 07 году и итоги показли ни то, что не объективные, а диаметрально противоположные объективным результаты. Вот без шуток юмора: некоторые ну просто дуб дубом мои одноклассники, у которых sinx + sinx = sin2x сдали этот "экзамен" (в данном случае ЕГЭ по математике) лучше чем ребята с явно выраженым техническим складом ума и которые соображают явно получше. Они мыслили. Уж проучившись с ними вместе 11 лет, это я вам точно могу сказать.


Вот на закуску, цитаты госпажи Глебовой:

"Любовь Глебова заявила, что никоим образом не связывает напрямую учительский профессионализм с тем, может он или нет ответить на вопросы госэкзамена, сообщает РИА "Новости". "Я сама учитель русского языка и литературы, и если мне сегодня предложат сдать ЕГЭ по русскому - и пытаться не буду. Задания экзамена разработаны именно для выпускника школы, у которого, так скажем, знания еще свежие, ..."

Как говорится, no comments.


goshanoob 23 мая 2009 | 17:32

Ну то, что не приветствуется - это хорошо, но я знаю, что ранее на егэ попадались задания, например по математике, не входящие в курс изучения общеобразовательных школ (например уравнение с применением теоремы Безу). Но не знаю, как будет в этом году.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире