'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 05 февраля 2016, 17:08

К. Ларина Добрый вечер. Программа «Особое мнение». В студии Николай Сванидзе как обычно в это время и в этот день недели. Коля, приветствую. Здравствуй.

Н. Сванидзе Добрый вечер.

К. Ларина Судя по тому, что происходит, мир активно готовится к войне. Причем во всех смыслах, похоже, что даже не гибридной, а по-моему уже к третьей мировой. Поскольку на фоне событий в Сирии уже возникают новые участники, новые миротворцы, поскольку со своими инициативами выступает Саудовская Аравия, которая не прочь в Сирии повоевать. По сведениям России, Кремля собирается Турция там активно принимать участие в коалиции. И на фоне этих событий выходит достаточно скандальный документальный или псевдодокументальный фильм, антиутопия на Би-Би-Си под названием «Третья мировая». Где в качестве поджигателя войны выступает Россия. Современная путинская Россия. Чем ты объясняешь эту круговерть? Это все случайно или на самом деле до такой степени уже мир настолько распух от противоречий и конфликтов, что он готов включиться в войну по-настоящему.

Н.Сванидзе: Соседи по Восточной Европе воспринимают нас конечно как источник непредсказуемости и агрессии

Н. Сванидзе На мой взгляд, все это спрессовала вместе, получилось все интересно. И так апокалиптично. На самом деле я такого ужаса не вижу. Честно говоря. Это все можно разложить на составляющие, каждая по-своему не так уж страшна. Саудовская Аравия, возможно, действительно развернет там какие-то свои силы, наконец-то, если это произойдет, наконец-то развернет сухопутные силы против ИГИЛа. Ничего страшного в этом не будет. Для нас, наши комментарии здесь негативные, потому что мы с Саудовской Аравией, так же как и с Турцией вроде бы как по одну сторону баррикад, когда речь идет об ИГИЛе, но на самом деле там совершенно разные интересы. Не говоря уже о Турции. А естественно если Турция там собирается чего-то делать, мы точно это рекламировать не будем. А рекламировать будем только с обратным знаком. Потому что с Турцией у нас понятно, какие отношения. Единственное, что здесь мне представляется действительно угрожающим и жестким, это очередное обострение наших отношений с Турцией. Вот это действительно грозно. На мой взгляд, из всего, что ты перечислила. Все остальное — я здесь никаких угроз не вижу. В том числе в фильме, сделанном Би-Би-Си о начале третьей мировой войны, мы здесь можем сколько угодно возмущаться и говорить, что он некачественный, непрофессиональный.

К. Ларина Ты смотрел?

Н. Сванидзе Нет.

К. Ларина Кстати, есть в сети. Его можно увидеть.

Н. Сванидзе Содержание мне подробно известно. Я его посмотрю, пока некогда было. Не вдаваясь в какие-то профессиональные оценки, которые я себе не могу позволить, потому что я его не видел, может быть и Дмитрий Песков прав, когда говорит, что он не очень хорошо сделан. Возможно. Но дело не в этом. Не имеет никакого значения. Они же пошли, судя по содержанию, они пошли по очень простому пути. Они взяли ситуацию на юго-востоке Украины, в Донбассе и Луганске и просто, не мудрствуя лукаво, ее перенесли в Латвию. Тоже какие-то сепаратисты, с помощью Кремля захватывают территорию, десяток городов. Но разница между Латвией и Украиной одна, но очень существенная. Украина не член НАТО. А Латвия член НАТО. И таким образом натовцы сразу же думают, как помочь, потому что фактически они это воспринимают и Латвия по этому фильму это воспринимает как иностранное вторжение со стороны России. НАТО помогает войсками, Россия готовится нанести ядерный удар локальный. По натовскому флоту. Но это тоже тысячи жертв, начинается третья мировая война. Вот фильм. На самом деле я считаю, что такие фильмы еще будут выходить, и документальные и художественные. Потому что то, что произошло на Украине, а еще до этого в Крыму в 2014 году, конечно, вдохновит и воспламенит и режиссеров документалистов и режиссеров игрового кино многочисленных во всем мире на разные такие произведения. Естественно, потому что это угроза, потому что в значительной части мира это было воспринято как первая после Второй мировой войны попытка, успешная причем попытка аннексии чужой территории. И потом эта гибридная война, действительно если бы Украина была членом НАТО, то это было бы чревато третьей мировой войной. Но в самом по себе этом фильме ничего нет. Это предупреждение. Это такой расклад того, что возможно в будущем.

Н.Сванидзе: Приятнее воевать пусть виртуально, но с Америкой, чем с фанатичными племенами. Но угроза идет оттуда

К. Ларина На самом деле удивляться тут нечему, мы сами свой образ слепили. Согласись. То, что сегодня представляет Россия в мире. Именно тот самый образ разносчика всякой заразы. Я имею в виду, прежде всего, агрессивной.

Н. Сванидзе Я бы сказал так…

К. Ларина Непредсказуемой.

Н. Сванидзе Совершенно верно, очень многие страны мира и в частности наши соседи по Восточной Европе воспринимают нас конечно как источник непредсказуемости и агрессии. Разумеется.

К. Ларина Про Турцию ты сам заговорил. Я не владею информацией, но по ощущениям есть такое предчувствие чего-то нехорошего. Что там партия войны, условно говоря, не знаю, кто ее сегодня представляет в Кремле около имперского главного царского уха, но кто-то явно очень хочет, чтобы здесь было все всерьез и надолго. Всерьез показать Турции ее место.

Н. Сванидзе Проблема в том, что нашла коса на камень. Потому что когда такие отношения возникают, условно говоря, с США, то разные режимы, совершенно разные, разная структура принятия последних решений критических и всегда найдется человек или институт, а это более надежное начало политическое, чем человек. Потому что человек может сэмоционировать, где-то поддаться нервам, какому-то настроению, институт все-таки более рационален. И как это произошло во время Карибского кризиса в 62-м году. И дали задний ход. И был мир на грани третьей мировой войны. Ее не произошло. А когда речь идет о Турции, которая очень нам родственна по характеру принятия решений, там у власти один человек. Очень авторитарный.

К. Ларина Похоже с нашим президентом.

Н. Сванидзе Очень жесткий. Со склонностью к самолюбованию. И не любящий давать задний ход.

К. Ларина И обидчивый очень.

Н. Сванидзе И  в их отношениях много личного, чего не должно быть на уровне международных и межгосударственных отношений. Вроде бы как дружили, он сюда приезжал мечеть открывать, мы так вам верили, товарищ Сталин, как может быть, не верили себе. Ближайший был фактически приятель, доверенное лицо.

К. Ларина Как Тито. Помнишь, сначала прям брат родной был.

Н. Сванидзе Ну после войны уже не было.

К. Ларина А потом предатель.

Н. Сванидзе Клика подлых предателей и убийц. Банда Тито-Ранковича подлая шайка предателей и убийц. Его же убить хотел Сталин даже. Покушение на него готовил. И вот здесь такая обида, потому что были действительно кореша, и тут чего же ты предал. И поэтому сейчас Путин отказывается с ним встречаться. Все же такие мужики, такие мачо. Никто же задний ход не дает, никто вообще не умеет заднюю скорость включать. И поэтому здесь есть очень серьезная угроза, тем более что Турция это страна в военном отношении вполне себе серьезная.

РЕКЛАМА

К. Ларина Мы говорим о том, как мир готовится к войне, о том, что сегодня толкает в этот котел вполне себе мирных граждан самых разных стран. И вот скажи мне, пожалуйста, та самая историческая встреча, о которой сегодня объявлено на Кубе между патриархом и Папой Римским, это лишний раз подтверждает серьезность настоящей угрозы миру. Мне кажется, это событие в этом ряду тоже стоит. Ведь впервые за сколько, за тысячелетие.

Н.Сванидзе: Когда основные западные силы ушли из Афганистана, оттуда просто веет опасный ветер

Н. Сванидзе Никогда, по-моему, не встречались.

К. Ларина Как ты себе объясняешь…

Н. Сванидзе Был Карибский или кубинский кризис, это будет Карибский или кубинский альянс.

К. Ларина А почему на Кубе. В аэропорту.

Н. Сванидзе Куба в этом плане подходящая страна. Потому что Куба с одной стороны наша подружка, остров свободы — смешное довольно название. Которое воспринималось как адекватное при советской власти, а сейчас называть Кубу островом свободы, откуда бежали люди сотнями и тысячами в Штаты, на лодках плыли с угрозой утонуть. Тонули. С этого острова свободы.

К. Ларина Так это историческое событие?

Н. Сванидзе Конечно. Я, рассуждая сам, пытаюсь понять, почему на Кубе. Удобное место. Потому что с одной стороны очень большой и многолетний с 59-го года с революции наш союзник, а с другой стороны католическая страна. Латинская католическая страна и поэтому удобное место, площадка для разговора и для объятий, не знаю, как они там будут здороваться друг с другом, двух первых лиц христианского мира. Это конечно, очень удобно. А что касается последствий, в любом случае главное последствие это сам факт встречи.

К. Ларина То, что останется в истории. И наш патриарх Кирилл с этим уже вошел в историю. Если все произойдет так, как они планируют. И мне очень понравилась мотивация, которую озвучил владыка Илларион — именно угроза для христианского мира. И забыть все наши внутренние противоречия во имя действительно мира во всем мире. Это как раз тот самый случай, то, о чем говорят и в мире большой политики. О взаимоотношениях России и Запада, еще даже конкретнее — России и Америки, Путина и Обамы, что они тоже по идее должны забыть обо всем. И сесть и подумать, чего делать дальше.

Н. Сванидзе Там необязательно Путин с Обамой, потому что там Обама уже уходящая натура. Неважно. Можно было бы конечно. Я думаю, что это, в конце концов, будет происходить. Потому что я повторяю, у меня нет здесь такого ощущения страшной мировой угрозы. Угроза идет совершенно с другой стороны. Я не знаю, что об этом думают наши военные…

К. Ларина Про ИГИЛ ты говоришь.

Н. Сванидзе Не только, вообще про угрозу из Афганистана. От талибана, который фактически смыкается с ИГИЛом. Конечно, угроза идет оттуда. Со стороны Азии. Потому что неужели всерьез кто-то из наших политиков или военных… Озвучивать это приятно, потому что приятнее воевать пусть виртуально, но с Америкой, чем с какими-то дикими племенами фанатичными. Но реально угроза идет именно оттуда, что Запад сытый, с очень высоким уровнем жизни будет нападать что ли на кого-то. Там если в сухом остатке. Нет, разумеется. Все, что он делает, он делает из своих чисто эгоистических соображений. Для того чтобы стабилизировать международную ситуацию. Кроме этого ему ничего не нужно. Чтобы ситуация была стабильная, это позволяло бы им дальше спокойно, сыто жить и развиваться. Вот чего они хотят. Как всякая сытая страна, сытая семья, которой не нужна по соседству никакая агрессия, непредсказуемость. Никакой пьяница, который бегает с топором по лестнице. Это не нужно. Поэтому если предпринимаются какие-то действия по изоляции этого человека, то просто для того, чтобы дети спали спокойно. А с другой стороны конечно, здесь очевидная угроза. Сейчас, когда основные силы западные американские в частности ушли из Афганистана, оттуда просто веет очень опасный ветер. И, возвращаясь к теме встречи двух христианских первых лиц, конечно, тема правильная абсолютно. И здесь при всем желании никакого негатива обнаружить невозможно. Вот сам факт этой встречи это сплошной позитив.

Н.Сванидзе: Назовем отношения с Польшей сложными, хотя на самом деле они плохие

К. Ларина У Владимира Путина сейчас жизнь тяжелая, поскольку каждый день какие-то неприятности со всех сторон. То в коррупции обвинят, то кино покажут.

Н. Сванидзе Я смотрю, ты сочувственно относишься.

К. Ларина А вот теперь про Польшу. Шесть лет в этом году будет с момента трагического события, когда рухнул под Смоленском польский самолет с президентом. На шестом году вдруг силовики польские обнаруживают, что расследование шло не так, что была масса фактов от них скрыта и что в итоге есть у них подозрение, что самолет развалился в воздухе еще до того, как зацепился за деревья. Что свидетельствует о том, что что-то было на борту не так. И в итоге они теперь инициируют новое расследование самостоятельное. По сути, в этом безусловно содержится опять некое обвинение в адрес российской стороны. Это случайно или тоже в этом ряду претензий к России.

Н. Сванидзе Отношения с Польшей очень плохие.

К. Ларина Сложные.

Н. Сванидзе Назовем их сложными, хотя на самом деле они плохие. Но я пока не могу понять, как коррелирует эта информация о том, что самолет развалился в воздухе с претензиями в адрес России. Потому что если он развалился в воздухе, самолет-то летел из Польши. И что это намек на то, что его подбили ракетой земля-воздух.

К. Ларина Что-то скрывает российская сторона. Вот главный месседж этого.

Н. Сванидзе Да. В общем, что недорасследовано по мнению инициаторов нового расследования, а это, между прочим, польское министерство обороны. Недорасследовано под влиянием российской стороны. Которые придавили польскую сторону и настояли на своей версии. А на самом деле все было по-другому. На самом деле все нужно расследовать заново. Так или иначе, ничего хорошего для российско-польских отношений это не содержит. В любом случае. Поскольку оно начато, инициировано, очевидно, с желанием все проверить от и до и проверить, честна ли была российская сторона. Если именно с таким настроением инициируется новое расследование, то понятно, к чему оно может привести.

К. Ларина А почему раньше молчали? Шесть лет почти прошло. Почему доклад по Литвиненко был сейчас. Что держали все эти карты за пазухой.

Н. Сванидзе Вот я тебе именно это хотел сказать. А почему сейчас про Литвиненко, а почему сейчас фильм по Би-Би-Си про третью мировую войну.

К. Ларина Так достал Владимир Владимирович всех?

Н. Сванидзе Потому что существенно изменился международный расклад за эти годы. И если шесть лет назад Россия была да, немножко enfant terrible чуть-чуть, но, в общем, в основном свой член международного сообщества. И очень мощный и заметный, с которым нужна да, некая игра, некая цыганочка с выходом, очень с ними сложно работать. Но все-таки они в основном свои. То теперь не свои. Теперь Россия воспринимается как источник стратегической угрозы и перечисляется уже второй год наряду с главными другими международными угрозами. Причем перечисляется мировыми лидерами первого ряда, в частности американским президентом. Наряду со страшными заболеваниями, с ИГИЛ.

К. Ларина Такое ощущение, что ИГИЛом меньше занимаются.

Н. Сванидзе Как огромная стратегическая угроза. Потому что у ИГИЛа нет ядерного оружия. И поэтому конечно отношение другое. По всем линиям, по всем пунктам другое отношение. То, что раньше бы простили или закрыли на это глаза или сгладили бы, сказали: ну ладно, ну бог с ними, ну зачем же так, нам же с ними жить. То теперь приходят к выводу, что жизнь все равно совместная плохая и все достают из сундуков. Все скелеты из шкафов они теперь предстанут общественному взору.

Н.Сванидзе: Ничего хорошего для российско-польских отношений это не содержит

К. Ларина Опасный это путь, путь, когда человека в угол загоняют со всех сторон…

Н. Сванидзе В нем абсолютно ничего хорошего нет.

К. Ларина У нас сейчас перерыв, вернемся через несколько минут.

НОВОСТИ

К. Ларина Возвращаемся в программу «Особое мнение». А что же Путин. А Путин объявляет патриотизм национальной идеей. Если мы говорим о внутренней политике в этой части нашего разговора. Тут пишет нам Борис на sms: дорогой Николай, вы один можете напомнить Путину, патриотизм как нацидею первым объявил Дуче. Это действительно так?

Н. Сванидзе Да, действительно так, но это еще не делает патриотизм плохим понятием. Мало ли, а если бы Дуче сказал, что лучше выходить в дверь, а не в окно. Мы стали бы в окно вылезать. Мало ли что Дуче говорил. Тут есть некоторое сходство режимов действительно. С режимом Дуче. Есть определенные черты сходства. Но как раз то, что касается патриотизма, я не считаю, что это плохо. Ну а что объявлять национальной идеей. Я считаю, что вообще необязательно что-то заявлять в качестве национальной идеи. Но если заявлять, ничего кроме патриотизма и не найти. Вопрос в том, что понимать под патриотизмом.

К. Ларина Ты же понимаешь, какой патриотизм объявил Владимир Путин.

Н. Сванидзе Но он сейчас об этом ничего не сказал.

К. Ларина Ну все же понимают, что он объявил государственный патриотизм. Военный.

Н. Сванидзе Вопрос — что понимать под патриотизмом. Если патриотизм это любовь к родному государству, это любовь к начальству, это любовь к каждой наличествующей на данный момент власти, в этом ничего хорошего нет. Если патриотизм это действительно любовь к стране, это желание, чтобы страна была лучше, это всегда готовность ее критиковать. Вот Солженицын, по-моему, говорил о том, что есть патриотизм государственный. Если действительно предлагается патриотизм государственный, официозный, — в этом абсолютно ничего хорошего нет.

К. Ларина Ты не сказал главного, ты перечислил все правильные приметы сегодняшнего модного в этом сезоне патриотизма. Но, однако, главное все-таки это сплотиться перед страшной угрозой родине. Мы здесь все ощетинились этими боеголовками и встали вдоль границы, взявшись за руки. Враг не пройдет.

Н. Сванидзе Если говорить о моде, то последние два сезона носят именно так. Сплочение вокруг вождя, вокруг родной власти. Потому что враг у ворот, а внутри пятая колонна, которая суть агенты этого врага. Это старая, старая песня. Но само по себе провозглашение патриотизма национальной идеей это нейтральный тезис.

К. Ларина Ну где это было, расскажи нам. Кроме как у Дуче в Италии.

Н. Сванидзе Всякая власть…

К. Ларина В Германии.

Н. Сванидзе …она вообще говорит о патриотизме.

К. Ларина Но не так.

Н. Сванидзе В США патриотизм тоже он не провозглашается национальной идеей, но о нем говорится много. И, между прочим, очень искренне и они все там очень большие патриоты. Просто у них это не выливается в ощетинивание против внешнего врага, у них вообще другая ментальность, другое восприятие себя в мире. Они очень самодостаточны. У них врагов никаких, по сути, нет внешних. И нет, потому что они так расположены и нет, потому что их просто нет. Все враги далеко, они им не угрожают. И это мощнейшая держава в мире. Но любовь к Америке, превознесение Америки как самой успешной страны в мире, как лучшего места в мире для проживания, гордость флагом это в обязательном порядке.

К. Ларина Там уровень жизни все-таки другой.

Н.Сванидзе: Россия уже второй год перечисляется наряду с главными другими международными угрозами

Н. Сванидзе Это связано не с уровнем жизни. Потому что уровень жизни, нет же людей, которые были бы довольны своим уровнем жизни.

К. Ларина Понятно. Там работает судебная система. Ну что я буду сейчас перечислять все преимущества. Демократическая страна, в конце концов.

Н. Сванидзе Я сейчас вовсе не склонен сравнивать.

К. Ларина Там выборы другие. Вот сейчас дебаты идут, заслушаешься.

Н. Сванидзе Потому что может быть выше уровень патриотизма в Северной Корее, чем в США. При правильности того, что ты сейчас сказала. Поэтому сам по себе патриотизм, любовь к родине – в нем ничего плохого нет. Повторяю, если это превращается в запрет на критику…

К. Ларина И в расправу с инакомыслящими.

Н. Сванидзе Потому что есть два варианта патриота. Один патриот говорит, что его страна лучше всех в принципе. Точка. Другой человек хочет, чтобы его страна была хорошей. Разница огромная. Потому что второй критикует, второй болеет, второй может бороться против действующей власти. Первый никогда этого не будет делать. Для него власть всегда сакральна. Конечно, на сегодня для нашей нынешней власти этот вариант он единственно возможный.

К. Ларина Как ты думаешь, эти шутки главы Чечни в Инстаграме они приятны Кремлю? Этот прицел, в котором твои враги мирно беседуют с твоими другими врагами. Это приятно Кремлю, что рядом с ним на его защиту встанет этот пехотинец.

Н. Сванидзе Здесь есть разные точки зрения. Я считаю, что неприятно.

К. Ларина А чего они молчат? А чего они делают вид, что ничего не происходит.

Н. Сванидзе Я считаю, я это уже неоднократно говорил, что они не могут его поставить на место. У них для этого нет сил. Потому что сделать ему просто замечание – нет, этого мало. Замечание должно принимать форму какого-то конкретного действия. Какого-то административного наказания.

К. Ларина А если завтра на мосту убьют Касьянова?

Н. Сванидзе Зачем такие вещи…

К. Ларина А почему нет. Или еще кого-то. Голову врага у нас очень модно приносить своему императору на блюде. Непонятно, кто это сделал. Но кто-то.

Н. Сванидзе Это очень плохие шутки, я с тобой согласен. Я больше скажу, это не шутки. Угроза не может выдаваться за шутку. А это реальная угроза, угроза грубая. Но ты меня спросила о реакции власти нашей. Реакции Кремля. На мой взгляд, сил поставить Кадырова на место у Кремля сейчас нет. Это первое. Второе. Есть такая позиция, с которой может быть стоит согласиться, что Путин как человек, который все-таки понимает, будучи очень опытным политиком, что нельзя все яйца складывать в одну корзину, это очень опасно. Что нужна система сдержек и противовесов, если не институциональная, у нас институты не работают категорически, то хотя бы на уровне ведомств. И на личном уровне и он противопоставляет друг другу, он разводит Кадырова и своих силовиков. Потому что и те и другие нуждаются в противовесе. Вот таким образом он пытается как-то сыграть. Поэтому мне кажется это правдоподобным. На мой взгляд, здесь есть несколько составляющих. Конечно ему, в общем, мило, я говорю о Путине, мило то, что Кадыров все время дергает эту оппозицию. Хотя это смешно, потому что оппозиция это полтора пожилых человека. И угрожать им всей мощью кадыровской гвардии это было бы смешно, если бы не убийство Бориса Немцова. А в контексте убийства Бориса Немцова это выглядит зловеще. Но помимо прочего, возвращаясь к Кадырову, мне кажется, что он заигрался. Потому что он уже не вполне себе представляет, а что делать дальше. Потому что ведь нужно каждый раз следующий ход.

К. Ларина Так он его делает. Он на этом настаивает.

Н. Сванидзе Следующий ход должен быть более сильным, жестким, чем предыдущий. Что дальше, вот что теперь дальше. На мой взгляд, дальше будет тишина. На мой взгляд дальше все это будет микшироваться. Потому что дальше он уже идти не может.

К. Ларина Кто-то пойдет за него. О чем ты говоришь. Есть же целые специальные люди, которые когда смотрят на это, они воспринимают это как руководство к действию. Чем мы делаем вид, что это не так. Это же так.

Н. Сванидзе Это так. Но поэтому мне не нравится это гадание с употреблением фамилии конкретных людей. Это слишком серьезная ситуация. Потому что у нас действительно атмосфера угрожающая, она несет в себе угрозу. И поэтому я бы не хотел быть таким плохим прогнозистом. Тем более что я надеюсь, что ничего плохого не произойдет.

К. Ларина Теперь по поводу полтора пожилых человека. Я все-таки не соглашусь с тобой. Есть люди мыслящие и смелые люди, которые все-таки еще верят в свой народ и свою страну. И это не полтора пожилых человека, а можно назвать и фамилии те, которые на слуху… Тот же Касьянов, и Кара-Мурза, и Лев Шлосберг.

Н. Сванидзе Полтора десятка, предположим.

К. Ларина Хорошо. Алексей Навальный.

Н. Сванидзе Но согласись, что эти полтора десятка мирных гражданских, ничем физически не защищенных людей, когда я сказал «полтора человека», — в этом вовсе не было никакого пренебрежения этими людьми. Эти люди делают свое дело. Они выступают против огромного мощного государственного монстра. Рискуя очень многим. Они бесстрашные люди. Потому что в России оппозиционер всегда бесстрашен. Иначе он пошел бы во власть. И был бы лоялен. А он выбрал другую стезю, значит, он бесстрашен. Но причем в своем бесстрашии эти люди абсолютно беззащитны и физически бессильны. Они далеки от рычагов власти. Они далеки от возможностей использования каких-то военных или военизированных структур. Они беззащитны и поэтому все эти угрозы им со стороны такого мощнейшего центра силы, каким является чеченское руководство, физической силой, военной силой. Я повторяю, что это просто абсолютно неадекватно.

К. Ларина Они делают ставку на выборы, продолжая верить в то, что возможно в нашей выборной избирательной системе так выйти из ниоткуда, из облака и сказать, что я знаю как надо и тебя изберут. Конечно, в этом есть изрядная доля такой наивной романтики. Но с другой стороны мы знаем такие прецеденты, у нас тот же Лев Шлосберг побеждал. Другой вопрос, что его потом оттуда выдавили. У нас и Борис Немцов побеждал, другой вопрос, что его потом расстреляли в Москве.

Н. Сванидзе На каком уровне они там побеждали. Господи.

К. Ларина Выборы это возможность или нет?

Н. Сванидзе Выборы — в любом случае в них участвовать надо. Даже не потому, что это возможность. Возможность, я бы ее не переоценивал. Но, тем не менее, участвовать в выборах обязательно нужно. Это из серии – делай, что следует и пусть будет, что будет.

К. Ларина Ну что же, на этом мы завершим наш сегодняшний разговор. Спасибо. Николай Сванидзе, Ксения Ларина и программа «Особое мнение».

Комментарии

119

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


volk_ 06 февраля 2016 | 17:30

Товарищ, верь
Пройдем она и демократия и гласность
И вот тогда госбезопасность
Припомнит ваши имена.


(комментарий скрыт)

avomix 06 февраля 2016 | 21:22

ничтожество...


Александр Гончаренко 06 февраля 2016 | 22:08

Никак не могу понять, чьё это особое мнение транслируется? Ведущей Ксении Лариной или все же мнение гостя студии Николая Сванидзе? Если судить по количеству и длительности реплик - то это особое мнение К. Лариной. И еще. Было бы, наверное, скромнее оставить на каждой руке по одному кольцу или перстню. Или наоборот, показать все что имеет, вставив одно дополнительное кольцо в нос.


(комментарий скрыт)

boeing_0747 07 февраля 2016 | 02:14

в России оппозиционер всегда бесстрашен..
-------------------------------
Может быть.., но он также почему-то всегда действует в интересах других государств, считающих Россию своим врагом. Может это и не оппозиционер вовсе?


irinaapril 07 февраля 2016 | 17:18

boeing_0747: у вас паранойя?


juruyivanovich 07 февраля 2016 | 21:21

irinaapril: То, что "Болотная" нЕчисть действует не в направлении позитивного развития России, а в направлении уничтожения ЛЮБОЙ Российской государственности в интересах США - это очевидный факт.


irinaapril 08 февраля 2016 | 05:56

juruyivanovich: juruyivanovich: голубчик, вы конкретные доказательства в защиту своей точки зрения приведите, а не пустые лозунги.


dastur 07 февраля 2016 | 04:19

Пусть эти "бесстрашные" к Кадырову съездят в Чечню и скажут в лицо всё то ,что пишут о нём в интернете. Легко быть бесстрашным,когда за слова отвечать не надо. Но я уверен эпоха демократии и либерализма в России движется к закату и тогда начнут думать ,прежде чем открывать свой поганый рот.


asartur 07 февраля 2016 | 19:19

dastur: Сказать в лицо Кадырову можно,но сложно попробуй доберись до его лица сначала.Правда бессмысленно говорить ему что-либо,он как и его кумир слышит только лизоблюдов вроде тебя.


dastur 07 февраля 2016 | 19:54

asartur: Человек вылизывающий чёрную задницу Обамы называет меня лизоблюдом.Где логика?...Хотя да забыл проскакал ты свою логику.


puzirki 07 февраля 2016 | 09:37

Все таки г.Сванидзе, я бы не стал оценивать оппозицию в полтора человека. Этим вы оскорбляете всех людей имеющих собственное, отличное от государственной, точку зрения. Эти люди выходят на многотысячные митинги, идут за свои убеждения в тюрьму. Думаю, как раз Кадыров понимает кто стоит за спинами Навального, Касьянова и др (а там стоит вся думающая Россия ), и именно этим людям он посылает свои угрозы.


avatar70 07 февраля 2016 | 10:48

"Всегда не страшен" особенно если ставка гражданство и регулярное бабло на пропитание в "Арагви"


shura1 07 февраля 2016 | 11:21

ой ... Турция и Саудовская Аравия будут воевать против ИГЛ..

Смешно....

Фильм BBC... ну это не столько про большую войну... сколько...

Про усиление оправдания репрессий в Прибалтике , против любых сил, кто будет выступать против , так называемого

западного выбора... думаю зачистка будет по полной...

Ну, а если любые выступления против так называемого западного выбора, это вроде как путь в ядерной войне....

То в подавлении любые средства хороши...

националистов в Прибалтике будут и дальше пествовать....


luganchanin 07 февраля 2016 | 13:21

«…та самая историческая встреча, о которой сегодня объявлено на Кубе между патриархом и Папой Римским, это лишний раз подтверждает серьезность настоящей угрозы миру?»
__________________________________________________________________________________
Предоставление мною человечеству безграничной свободы с одновременным введением в действие Закона Божественного равновесия и справедливости, избавит мир от первородного греха, основанного на добре и зле, на котором зиждется религия. Таким образом, религия прикажет долго жить, а её слуги в сутанах вынуждены будут идти по миру с сумой.
Эта смертельная угроза не на шутку встревожила иерархов двух христиано-сатанинских церквей, и им экстренно понадобилась встреча для выработки мер по совместной борьбе с Господом Богом и Его Помазанником.
Так сбывается пророчество: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его: "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".
Но их усилия пусты, ибо Живущий на Небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их Жезлом Железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» Псалом 2.


buddha 07 февраля 2016 | 15:53

Мать вашу, учитесь у Ленина Родину любить.


viborg 07 февраля 2016 | 18:15

......"...в России оппозиционер всегда продажен...." так точнее, если смотреть на реальные дела и поступки этих борцов за счастье народа и России - все были на самом верху и Касьянов со своей гоп компанией и тот же Немцов(сами грохнули как жертву режима из-за того что отошел от активной борьбы) -ободрали страну (строго по гайдаровскому плану) а сейчас бьются в истерике и блажат....Путин виноват...экономика в разрухе...а пусть Ларина спросит у Касьянова что тот делал с 2000 г. по 2004 год " Миша 2%" Да и остальные оппозиционеры дерутся только за кормушку и всё...


avto136 07 февраля 2016 | 18:51

в России оппозиционер всегда бесстрашен..
------------------------------------
Потому что обдолбан и проплачен


ewlada 07 февраля 2016 | 21:36

А чего бояться, когда бояться уже нечего.

Оштрафуют? Веселуха будет, как штраф будут взыскивать из мизерных доходов.
Посадят? Отдохнуть давно пора, к тому же жильём обеспечат.
Убьют? Хобби убийц, ничего не попишешь, все когда-нибудь умрём.
Безысходность рождает неуязвимость.
И поняв эту неуязвимость убийцы сдохнут от расстройства от невозможности уязвить.


juruyivanovich 07 февраля 2016 | 22:09

Два клоуна.


(комментарий скрыт)

xxoldman 08 февраля 2016 | 19:14

Строго по эфиру, взял бы и сказал, что польский самолёт рухнул по вине россии, ведущая бы и похвалила, сундуки вскроют .....


luganchanin 10 февраля 2016 | 01:24

«…та самая историческая встреча, о которой сегодня объявлено на Кубе между патриархом и Папой Римским, это лишний раз подтверждает серьезность настоящей угрозы миру?»
__________________________________________________________________________________________

Предоставление мною человечеству безграничной свободы с одновременным введением в действие Закона Божественного равновесия и справедливости, избавит мир от первородного греха, основанного на добре и зле, на котором зиждется религия. Таким образом, религия погибнет, а её слуги в сутанах пойдут по миру с сумой.
Эта смертельная угроза не на шутку встревожила иерархов двух христиано-сатанинских церквей, и им экстренно понадобилась встреча для выработки мер по совместной борьбе с Господом Богом и Его Помазанником.
Так сбывается пророчество: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его: "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".
Но их усилия пусты, ибо Живущий на Небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их Жезлом Железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» Псалом 2.


luganchanin 10 февраля 2016 | 01:28

В предыдущий аналогичный комментарий вкралась неточность, потому его целесообразно удалить.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире