'Вопросы к интервью
О. Бычкова Добрый вечер. Это программа «Особое мнение». С особым мнением сегодня у нас депутат ГД Дмитрий Гудков. Добрый день.

Д. Гудков Здравствуйте.

О. Бычкова Давайте мы начнем вот с чего. 27 февраля, через неделю годовщина убийства Бориса Немцова. Здесь много вопросов через год возникает. Это и марш, который намечен на 27 февраля, это ситуация и вокруг Немцова моста в Москве. Где все это произошло и где существует стихийный мемориал. То существует, то разгоняется, то снова возникает. Это и ход расследования. Поскольку вы в курсе всех историй, давайте мы начнем одну за другой обсуждать. С марша, наверное, начнем. Что будет?

Д. Гудков Я готов войти в оргкомитет, я знаю, что он сейчас создается. Безусловно, должна быть серьезная акция. Массовая акция, на которой люди должны выказать свое отношение и к расследованию и вообще к этому убийству. И почтить память Бориса Немцова. Поэтому я очень надеюсь, что и власти Москвы пойдут навстречу организаторам, что мы не будем, как это было в прошлый раз согласовывать по десять раз все эти маршруты. Я думаю, что надо пройтись тем же самым маршрутом, что и год назад. Но это мое мнение. В любом случае я готов буду согласиться с любым вариантом, который предложит оргкомитет. Готов его поддерживать, лично сам участвовать, обязательно приду и всех призываю.

О. Бычкова Да, это важно. Что происходит с мемориалом? Там все время какие-то новости, то он сохраняется, то не сохраняется. То там кого-то арестовывают, то все зачищают и возвращают потом обратно. Как вы думаете, что будет на этом месте и что должно быть?

Д. Гудков Я думаю, что рано или поздно там как минимум появится мемориальная табличка.

О. Бычкова А она появится?

Д. Гудков Сто процентов. Вопрос времени.

О. Бычкова А откуда уверенность такая?

Д. Гудков Потому что произошло политическое убийство, это теракт, убили человека, который занимал высокий пост. Убили действующего депутата Ярославской думы. Убили человека, которого поддерживают миллионы. Более того, еще больше людей, которые возмущаются этим политическим убийством. И я думаю, что мы обязательно добьемся, что рано или поздно появится мемориальная табличка или будет улица названа в честь Бориса Немцова. Мы за это будем бороться. Мы не остановимся.

О. Бычкова А почему год спустя бы ей уже ни появиться. Почему все время что-то такое происходит вокруг этого мемориала. И вокруг этого места и вообще вокруг идеи памяти. Как будто не нужна она там.

Д. Гудков Ну во-первых, вы же видите, что происходит с расследованием. И власть, безусловно, не заинтересована в том, чтобы появилось какое-то символическое место. Которое регулярно бы власти напоминало о том, что не только все исполнители не найдены, заказчики даже не названы. То есть мы же видим прекрасно, что власть замалчивает это расследование и не хочет называть нам фамилии настоящих заказчиков. Это совершенно очевидно.

Д.Гудков: Власть замалчивает это расследование и не хочет называть нам фамилии настоящих заказчиков

О. Бычкова А сегодня уже было сказано, что расследование завершено.

Д. Гудков Ну и где? И что? Во-первых, оно не завершено. Я думаю, что появится какая-то новая информация. Новые вбросы в ближайшее время. Я считаю, что вот эта вся истерика, которую мы наблюдаем со стороны Рамзана Кадырова и его окружения, это все говорит о том, что он не уверен в том, что расследование закончилось. Я думаю, что он демонстрирует сегодня активно лояльность, то есть все его обращения адресованы не оппозиции на самом деле, они адресованы российской власти. Он демонстрирует, что он очень влиятельный губернатор. Что его поддерживают в Чеченской республике, поэтому он собирает митинг. Он демонстрирует свою силу и свое влияние уже в других регионах страны. Таким образом он показывает, что в общем, продолжать расследование и, по крайней мере, намекает, не стоит. Потому что может быть какая-то обратная реакция. Я думаю, что все те вещи взаимосвязаны. И я не исключаю, что на каком-то этапе, если будет принято политическое решение все-таки расследовать это убийство до конца, наши силовики в этом заинтересованы, они обязательно назовут имя настоящего заказчика. Не только исполнителя.

О. Бычкова Объясните мне историю, я не до конца все-таки понимаю. Наши силовики говорите вы и не только вы, действительно заинтересованы в том, чтобы реально раскрыть это преступление. А вроде как наши власти проявляют какие-то другие тут интересы. Почему так?

Д. Гудков Надо понимать, почему они не хотят расследовать убийство до конца. Дело тут даже не в Борисе Немцове. Хотя и в нем тоже. Дело в том, что была нарушена монополия на насилие. Монополия на насилие должна принадлежать власти, силовикам. И никто не смеет ни в одной стране мира покушаться на эту монополию. И в данном случае как раз в расследовании силовики заинтересованы для того, чтобы всем продемонстрировать, что никто не имеет право на эту монополию покушаться.

О. Бычкова Ну хорошо.

Д. Гудков Но при этом вы видите, что все следы ведут в Чечню и совершенно очевидно, что Путин не заинтересован в том, чтобы у него начались еще какие-то проблемы на Кавказе.

Д.Гудков: Все следы ведут в Чечню и Путин не заинтересован в том, чтобы у него начались проблемы на Кавказе

О. Бычкова Мы не знаем, ведут они в Чечню, не ведут.

Д. Гудков Я так думаю.

О. Бычкова Но, по крайней мере, такие вопросы возникают. Они должны быть выяснены.

Д. Гудков Безусловно.

О. Бычкова И они не выясняются.

Д. Гудков По крайней мере, все те вбросы информации, которые мы наблюдали последний год говорят о  том, что туда именно и ведут следы. И об этом многие уже говорят в открытую. И вспомните, когда следователи не могли допросить многих людей, которые находились на территории Чечни, много всего было.

О. Бычкова И до сих пор.

Д. Гудков Поэтому я думаю, что, во-первых, никто не хочет каких-то проблем на Кавказе. Я думаю, что именно с этим и связано отсутствие этой политической воли расследовать до конца.

О. Бычкова То есть вы хотите сказать, что высшее руководство, кто бы оно ни было, оно конечно…

Д. Гудков Я думаю, высшее руководство это президент Владимир Путин.

О. Бычкова Я хотела сказать, что может быть и не только президент Путин.

Д. Гудков По крайней мере, такие разговоры в думе слышу, что силовые структуры, начиная от ФСБ, заканчивая Следственным комитетом, заинтересованы были в том, чтобы расследовать это убийство. Более того, все уже прекрасно знают наверху, кто организатор, кто исполнитель. Как это все происходило, но, к сожалению, они не хотят этим поделиться с общественностью.

О. Бычкова Вот я поэтому вас и спрашиваю. Высшее руководство поставлено перед выбором: либо Кадыров, либо силовики. И делает, в общем, выбор в сторону Кадырова. Получается так.

Д. Гудков На этом этапе – да. Сейчас – да.

О. Бычкова А что может измениться?

Д. Гудков Может измениться конъюнктура. Там же тоже идет внутриэлитная борьба. Там тоже с переменным успехом она ведется. Поэтому я не исключаю, что видимо, силовики стали набирать в последнее время в этой борьбе, в связи с чем Рамзан Кадыров нам демонстрирует вот эти все …

О. Бычкова Нервы.

Д. Гудков Свою лояльность президенту, со всеми заявлениями, вот для этого проводятся митинги, все эти акции, связанные с борьбой с пятой колонной, еще с кем-то. Это все является следствием борьбы внутриэлитной между силовиками и руководством Чеченской республики. Здесь не надо оппозиции чего-то демонстрировать Кадырову. Мы все прекрасно понимаем, какие у него возможности и какие у всех риски. Для этого не нужно делать такие заявления. Эти заявления адресованы не оппозиции. Они адресованы верховной власти.

О. Бычкова Мне тут говорят, что 27 февраля это не через неделю, а через месяц. Да, действительно так. Я оговорилась, конечно. Давайте мы сейчас перейдем к одной из центральных сегодняшних тем. Это конечно то, что происходит на валютных рынках, с рублем. Очередной рекорд. Евро сегодня был до 93 рублей. При этом Дмитрий Песков из Кремля сказал, что это совершенно не обвал рубля. Курс действительно меняется и курс волатилен. И не надо паниковать. Считает наш руководитель. Вы считаете это обвал или нет?

Д. Гудков Давайте сравнивать все-таки не за один день, давайте сравнивать хотя бы за несколько лет.

О. Бычкова Каждый день жутковато выглядит.

Д. Гудков Конечно, обвал. В 2,5 раза обвалился рубль за последние два года. Но даже не самая страшная новость, есть новость пострашнее сегодня для российской экономики. Обвал прямых инвестиций в Россию. То есть в 2013 году было порядка, разные данные, есть данные ООН, есть данные ЦБ, прямые инвестиции в Россию составляли 79, там разные цифры. В районе 70 миллиардов долларов. В 2014 году эта сумма была 17, а в 2015 они упали на 92%, то есть у нас прямые инвестиции составляют 1,7 миллиарда долларов. То есть это катастрофа. Для сравнения первое место занимают в этом рейтинге США. В которые проинвестировали в 2015 году — вдумайтесь – 384 млрд. долларов. Это почти два российских бюджета. У нас 1,7. Разница в 220 с лишним раз. Это так мы хотим бороться якобы с США.

О. Бычкова Нет, это мы такая супердержава.

Д. Гудков Вот эти цифры пострашнее. При этом за два года отток капитала составил 210 млрд. долларов, это данные ЦБ. Просто посчитайте разницу в тех деньгах, которые приходят в Россию и которые уходят из России, это означает, что не будет инвестпроектов, не будут создаваться рабочие места. Не будет развиваться экономика. Это страшно. И заканчиваются резервы. Их хватит в лучшем случае на 2-2,5 года. Кто как считает.

Д.Гудков: Просто посчитайте разницу в тех деньгах, которые приходят в Россию и которые уходят из России

О. Бычкова Некоторые говорят даже на полгода.

Д. Гудков Я думаю, что будут просто ослаблять рубль, обесценивать рубль, для того чтобы это время растянуть. Объективно конечно на 2016 год денег хватит. Скорее всего, хватит и на 2017 год. В зависимости от того, как тратить.

О. Бычкова А когда вы говорите, что хватит – на что хватит?

Д. Гудков Хватит на то, чтобы поддерживать текущий бюджет. Балансировать бюджет. У нас бюджет же дефицитный. Для того чтобы хоть как-то нам выполнять даже эти параметры, заложенные этим бюджетом, необходимы деньги из Резервного фонда. То есть я просто хочу сказать, что даже этот бюджет урезанный, он балансируется при цене на нефть 82 доллара за баррель. Или 84. А сейчас извините 27 это Брент, а Юралс я думаю еще на 10% ниже.

О. Бычкова Его конечно пересматривают. Но тем не менее. Хорошо, и дальше что? Вот вы лично как депутат, политик и человек вы к чему готовитесь?

Д. Гудков Если мы не будем проводить никакие реформы, то я готовлюсь к тому, что жизненный уровень россиян снизится в разы. Просто в разы на протяжении 5-7 лет и мы будем потихонечку на 10-20% терять в доходах. Это все почувствуют. То есть, грубо говоря, ослабление рубля на 10% как считают экономисты, дает инфляцию 1%. Так что вот считайте. У нас прошлый год официально инфляция 12%, а если мы возьмем товары первой необходимости и того больше. Я думаю, что все, особенно средний класс сейчас почувствовал уже на себе последствия кризиса. Кризис серьезный, он не похож ни на что. Это не 2008 год, это даже не 1998 год. И, к сожалению, это не кризис возможностей. Потому что кризис всегда говорят, в кризис появляются новые возможности. Здесь с такой экономикой коррумпированной, неэффективной, нет никаких возможностей. Более того, будет на протяжении 10 лет падать потребление нефти и газа, у нас больше нет ничего, что мы можем предложить. Без реформ мы теряем конкурентоспособность во всех сферах. Никакого импортозамещения не может быть в таких условиях. Потому что импортозамещение может быть тогда, когда есть дешевый кредитный ресурс. А мы сейчас находимся вообще под санкциями, у нас нет доступа к дешевым западным кредитным ресурсам. В итоге экономика и встала. Ну конечно не только из-за санкций, но все вместе. Цены на нефть повлияли, неэффективная наша экономика, отсутствие реформ. И, безусловно, санкции, которые ввели после присоединения Крыма.

О. Бычкова То есть вы хотите сказать, что в ближайшие 5-7 лет такое снижение уровня жизни неуклонное это неизбежная история.

Д. Гудков С этой властью, которая не готова проводить никакие реформы это неизбежно.

О. Бычкова Но, предположим, приходит завтра совершенно другая власть, не знаю, как, почему и не знаю, каким способом. Допустим, и что? Обстоятельства все очень плохие.

Д. Гудков Подождите, если приходит другая власть, если другая власть прекращает все эти геополитические авантюры военные всякие, если другая власть начинает восстанавливать отношения с Западом, если мы выходим из-под санкций, если мы проводим нормальные экономические и политические реформы, если мы привлекаем инвестиции, то появляется шанс.

О. Бычкова Но зависимость рубля от нефти никакая другая власть так одномоментно не изменит. Какая бы она прекрасная прогрессивная умная ни была.

Д. Гудков Если мы проведем серьезные реформы, результат будет через 5 лет. Не раньше. А может быть и после.

О. Бычкова Все равно 5 лет.

Д. Гудков Безусловно, чудес не бывает. То есть нефтяное благополучие нулевых связано с реформами 90-х.

Д.Гудков: Если мы проведем серьезные реформы, результат будет через 5 лет

О. Бычкова Вас спрашивает Виталий: падение рубля приведет к реформам или закручиванию гаек?

Д. Гудков Пока мы видим, что это ведет к закручиванию гаек. К сожалению.

О. Бычкова А какие гайки сейчас закручивают?

Д. Гудков Надо понимать, что такое реформа. Об этом сказал Греф, и я с ним согласен. Не может быть никаких сейчас экономических реформ без политических. Почему? Что такое экономические реформы. Это привлечение инвестиций. Это развитие бизнеса. Не может бизнес развиваться в условиях, когда нет например независимых судов. Когда ты не можешь защитить свою собственность частную. Поэтому, почему отсюда бизнес бежит. Да потому что здесь опасно вести какие-то дела в нашей стране. У тебя могут забрать в любой момент бизнес. Ты не сможешь выиграть суд. Ты не можешь защитить свою собственность. Поэтому инвестиции уходят. А независимая судебная система это уже политические реформы. А политические реформы означают, что президент должен поделиться властью. С кем? С парламентом, с судом. С регионами и так далее.

О. Бычкова Это понятно.

Д. Гудков Вот готова власть наша потерять этот контроль, создать независимые институты, создать нормальные условия для политической конкуренции. Вот если она готова, то у нее есть шанс.

О. Бычкова Так вас и спрашивает слушатель: вот жареный петух уже клюнул до такой степени, что она уже будет готова на все или нет даже такого петуха.

Д. Гудков Нет такого петуха, к сожалению. Потому что в авторитарной стране, авторитарном государстве лидер всегда живет своей собственной жизнью и своими представлениями и своей картиной мира. Я думаю, что Путин уверен, что в экономике нет серьезных проблем, денег хватит на все. Хватит, как я уже сказал на три года и даже знаю все экономические расчеты, как будет тратиться резервный фонд, как будут закрываться разные дыры. Я знаю такую позицию…

О. Бычкова Три же года тоже закончатся через три года.

Д. Гудков Но там живут верой в то, что цены на нефть отскочат обратно вверх. И все будет замечательно.

О. Бычкова То есть надо просто немножко перекантоваться.

Д. Гудков Потом я не думаю, что даже системные либералы всю правду говорят президенту. Потому что ему не нравится слушать плохие новости.

О. Бычкова Неужели не говорят?

Д. Гудков Конечно.

О. Бычкова То есть президент не смотрит, как мы такими широко раскрытыми от ужаса глазами на эти новости.

Д. Гудков Царю не нравятся люди, которые приносят дурные вести.

О. Бычкова Он смотрит широко закрытыми глазами на это.

Д. Гудков Я думаю, что ему рассказывают, что все в принципе хорошо. Да, конечно, есть такие-то проблемы, но они закрываются так-то и так-то. Примерно иногда что-то может сказать Греф, иногда может что-то сказать публично Кудрин. Но находится масса других околокремлевских экономистов, которые говорят, что нет, на самом деле все у нас не так плохо.

О. Бычкова Давайте прервемся. Это Дмитрий Гудков, депутат ГД в программе «Особое мнение».

НОВОСТИ

О. Бычкова Мы продолжаем программу «Особое мнение». Итак, мы слышали только что теперь уже ПАСЕ может провести слушания и как-то постараться вникнуть в ситуацию с расследованием убийства Бориса Немцова.

Д. Гудков Да, я считаю, что вообще это очень полезные слушания. Потому что в любом случае Россия участник различных международных организаций. Есть сотрудничество на уровне спецслужб, есть сотрудничество между разными институтами. И любое международное расследование это дополнительный механизм влияния на многие процессы здесь в стране. Поэтому если еще будет давление со стороны организации, членом которой является Россия…

О. Бычкова Никуда мы не поедем.

Д. Гудков Это большая глупость, что мы туда не поехали. Я бы с удовольствием поехал. Потому что не нужно еще самим уходить в изоляцию. Одно дело, когда кто-то вводит санкции, а другое дело, когда мы сами уходим в самоизоляцию. Не используем эту площадку для отстаивания своей точки зрения. Или хотя бы для того, чтобы выступить, найти каких-то союзников. Объясниться и так далее. То есть дружить и общаться в любом случае надо, даже когда ваши позиции не совпадают. Мягко говоря.

О. Бычкова А это что такое. Это такая обидчивость? Это очень тонкая политика. Смысла которой мы не понимаем до конца. Это желание, в конце концов, двинуться в направлении выхода из всех международных организаций. Это почему так?

Д. Гудков Это просто плохая дипломатия. Очень плохая. Я выпускник дипломатической академии МИД. Как раз Министерство иностранных дел еще в начале нулевых нам объясняло, для чего нужна дипломатия, для чего нужна геополитика. Все очень просто. Геополитика нужна для того, чтобы отстаивать наши национальные интересы и наше влияние в мире чтобы росло. А дипломатия нужна для того, чтобы дружить тоже в интересах страны. А наши интересы это наш экономический потенциал страны.

О. Бычкова То есть это высокий профессионализм.

Д. Гудков Конечно. Именно поэтому цивилизованные страны они давно уже занимаются так называемой дипломатией мягкой силы. Это развитие институтов, это создание притягательного образа жизни то есть, грубо говоря, Голливуд, как бы кто к нему ни относился, это является таким очень важным институтом, который продвигает определенные ценности.

Д.Гудков: У нас все кричат, что мы не любим Америку а при этом пользуются телефонами

О. Бычкова Это все про нас. Это мы знаем.

Д. Гудков Так же как Бигмак. То есть грубо говоря, у нас все кричат, что мы не любим Америку, а при этом пользуются телефонами, Интернетом и так далее, технологиями, созданными там. И это является этой мягкой силой. Поэтому жесткая сила давно не работает. Вот то, что мы делаем сейчас, это какой-то детский сад. Мы на всех обижаемся, мы ни с кем не сотрудничаем. Мы  вводим какие-то ответные санкции, которые по нам бьют в первую очередь, а не по Западу. У меня уже лежит в ГД полтора года законопроект, который мы  сейчас Зубовым внесли о том, чтобы отменить контрсанкции продуктовые. Потому что они в первую очередь ударили по российскому потребителю. Российский потребитель оплачивает эту прихоть, этот каприз из своего кармана. Потому что цены выросли на продовольствие. Это первое. А второе, мы же потеряли в качестве. У нас теперь некачественные продукты. Это все уже заметили.

О. Бычкова Зато приобрели в цене. Цена стала больше, лучше и красивее.

Д. Гудков Вы готовы платить за все это удовольствие.

О. Бычкова Я нет конечно.

Д. Гудков Я думаю, что миллионы россиян тоже не хотят платить за все это удовольствие.

О. Бычкова Хорошо, а как реагировать на историю с расследованием смерти Александра Литвиненко. Обнародован доклад сегодня, сказали, что Патрушев с Путиным могли каким-то образом иметь к этому отношение. Или санкционировать или быть в курсе. Есть уже реакция о том, что все это абсурдно, что все это преступно и так далее.

Д. Гудков Я не знаю, как они будут реагировать. Вернее я знаю.

О. Бычкова Они – это кто?

Д. Гудков Герои, упомянутые в этом докладе.

О. Бычкова Так они уже не все, конечно, но уже сказали, что все это не так.

Д. Гудков Но просто совершенно очевидно, что наша власть должна задуматься. Потому что это серьезное обвинение и более того, его сформулировали не журналисты и блогеры. А судья. То есть это фактически судебное решение. И если мы на это никак не будем реагировать, а я, честно говоря, не понимаю, как власть может вообще на это отреагировать, то будет очередная изоляция.

О. Бычкова Она сказала, что расследование перешло из уголовной в политическую плоскость. Сказал, например, Следственный комитет.

Д. Гудков Это означает, что у нас будет новый дипломатический скандал, что у нас будут ухудшаться отношения не только с Великобританией, это будет мировой скандал.

Д.Гудков: Это означает, что у нас будет новый дипломатический скандал

О. Бычкова С Великобританией уже у нас все плохо.

Д. Гудков Но не только с Великобританией, и с другими странами будут обостряться отношения. Потому что одно дело…

О. Бычкова Куда уже.

Д. Гудков Куда угодно могут обостряться отношения. Может быть новая волна санкций. Это ведь влияет и на инвестиционную привлекательность нашей страны. Потому что если у страны имидж террориста, который направляет куда-то убийц для выяснения отношения, за пределы государства, то с такой страной просто никто не будет иметь дело, в том числе бизнес не будет иметь дело. Ну какой бизнесмен начнет вкладывать деньги в страну…

О. Бычкова Вы только что сказали, что не имеют дело, что этот жалкий миллиард, это действительно смешно.

Д. Гудков Но мы же должны о будущем думать. Сейчас такая ситуация. Но ее можно исправить. Но чем дальше мы будем уходить в изоляцию, тем сложнее и дольше мы будем из этой изоляции выходить. Мы все равно будем выходить из этой изоляции, потому что Китай никакой альтернативой Западу не является. А без западных инвестиций, технологий просто мы не выживем. Надо понимать.

О. Бычкова Да, но просто тут целый день сегодня новости на эту тему, которые говорят, что конечно, это уже началась просто какая-то дипломатическая война. Потому что Дмитрий Песков сказал, что расследование, которое ведется в Великобритании это не тема, которая интересна для нас. Но правда, сказал, что ознакомится с материалами. Уже вызывают посла. Уже МИД говорит, что это политически ангажированный доклад. Ну то есть видимо, уже вся тяжелая артиллерия пошла что ли в дело.

Д. Гудков Это пустые заявления, которые вообще никакой роли не играют. Мы же прекрасно понимаем. Это заявления для российской прессы, для российской аудитории. Мы ни в чем не виноваты, нас обвиняют, нам объявлена война. Вот смотрите, они даже обвиняют президента чуть ли ни в организации убийства. Это понятно, это реакция, которая рассчитана на нашу аудиторию. А здесь важно, какая будет реакция по дипломатическим каналам. Гораздо интереснее.

О. Бычкова Вызывают российского посла в Лондон в британский МИД.

Д. Гудков Надо посмотреть, что будет дальше. Какая будет реакция на дипломатическом уровне, на уровне каких-то санкций. Будем ли мы вызывать посла, будем ли мы разрывать какие-то дипломатические отношения. То есть…

О. Бычкова Вы думаете, может даже до такого дойти?

Д. Гудков Думаю, нет, конечно. Но я сейчас просто перечислил набор опций. Я думаю, что до этого не дойдет, конечно. Но какая-то обратная реакция, наверное, будет.

О. Бычкова Я вас просто спрашиваю, чтобы понять, что вы думаете, насколько в принципе то, что сейчас происходит вокруг дела об убийстве Литвиненко, насколько это в первую очередь опасно.

Д. Гудков Для кого?

О. Бычкова Для страны, для того положения, в котором мы все находимся.

Д. Гудков В долгосрочной перспективе это очень сильно влияет на имидж нашей страны, репутацию и конечно будет влиять и на инвестиции, на инвестиционную привлекательность, на экономику, и в конечном счете на благополучие граждан. То есть здесь нет такой прямой зависимости, но все, что происходит с нашей дипломатией, все, что происходит в нашей внешней политике, это влияет долгосрочно на привлекательность России. Безусловно.

О. Бычкова Перед тем как мы сейчас пошли в этот эфир, пришла новость про Путина и Ленина. Путин высказался очень резко негативно о результатах деятельности и идеях Владимира Ленина, которые привели к разрушению России. Была дискуссия с руководителем Курчатовского института Михаилом Ковальчуком. Про идеи. И он сказал: «В конечном счете, эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей, таких как автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россия. Она и рванула потом. А мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там», — сказал Владимир Путин на президентском совете. Как-то внезапно он так высказался о роли Ленина. Не доходили еще руки у президента, по-моему. Значит ли это, что опять начнут выносить из мавзолея?

Д. Гудков Я думаю, до этого не дойдет.

О. Бычкова Опять не дойдет?

Д. Гудков Потому что такая фраза, ну не вырванная из контекста, я думаю, что это была просто реакция на вопрос. Но поскольку я успел ознакомиться, это был ответ на вопрос. Я разделяю оценки негативные Владимира Ленина, его роли и так далее, но только он перепутал причины и следствие. Нельзя революцию организовать. Для революции должны созреть определенные условия.

О. Бычкова Вот это вопрос дискуссионный. Ответили бы вам в Кремле.

Д. Гудков У них своя паранойя. Но во всех революциях виноваты власти, которые доводят ситуацию до взрыва. Если мы берем ситуацию в Киеве, — Янукович виноват, а не те, кто вышел. Не надо создавать поводов для того, чтобы люди выходили на улицы. Надо проводить вовремя реформы, то есть это царь виноват по большому счету.

Д.Гудков: Если мы берем ситуацию в Киеве, — Янукович виноват, а не те, кто вышел

О. Бычкова А Ленин хороший. Ага.

Д. Гудков Дело не в том, что он хороший. Мог бы быть кто-то другой, все равно это как стихия, ее нельзя организовать, нельзя остановить. Совершенно очевидно, что отсутствие реформ, справедливости, нормальной жизни приводит к тому, что люди выходят на улицу.

О. Бычкова Он так и будет лежать там на Красной площади, как вы думаете или сейчас столько у нас действительно других проблем, все перечисленные в этом эфире и не только они, что даже не надо сейчас об этом заикаться.

Д. Гудков Реформаторы, если к власти придут люди, которые захотят строить новую Россию, правовое государство, демократическую Россию, конечно, они избавятся от старых символов. Нынешняя власть не хочет никаких реформ. Нынешняя власть это политические консервы. Поэтому все старые символы останутся. Я не думаю, что нынешняя власть будет посягать на эти символы. А вот следующая обязательно это сделает.

О. Бычкова Потому что боится, потому что неинтересно, потому что что?

Д. Гудков Потому что вполне комфортно они живут с этими символами. Они сами консерваторы. Они не хотят никаких перемен и мы это видим. А избавление от символа, от Ленина это фактически означает, что происходят какие-то перемены.

Д.Гудков: Избавление от символа, от Ленина это фактически означает, что происходят какие-то перемены

О. Бычкова То есть слова словами, а мавзолей мавзолеями.

Д. Гудков Конечно.

О. Бычкова Спасибо большое. Дмитрий Гудков в программе «Особое мнение».

Комментарии

84

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


vdemchenko Владимир Демченко 21 января 2016 | 17:09

Похоже, что высокий суд Лондона послал Окурка а нокаут.


vdemchenko Владимир Демченко 21 января 2016 | 17:10

Даже мёртвого Бориса Немцова, который называл Путина лжецом и вором, власти боятся. Боятся за смелость и правду. Эту правду уже не убьёшь.
БОРИСЬ!


saraza30 21 января 2016 | 17:14

Сон про семитов http://muzynet.blogspot.ru/


artist77 21 января 2016 | 17:17

Гудков должен смело сказать- Путин приказал, чеченцы убили. Вот наберет очки перед хозяевами!


artist77 21 января 2016 | 17:20

Сейчас Гудков из юриста превратится в экономиста и даст исчерпывающий ответ, почему падает рубль!


vdemchenko Владимир Демченко 21 января 2016 | 17:22

Это не "обвал". Это "облом".


vdemchenko Владимир Демченко 21 января 2016 | 17:22

//Курс евро на Московской бирже вчера превысил 90 рублей//
Члены властной ОПГ счастливы. Всё наворованное они держат в валюте и каждый день становятся богаче.


hryunmorzgov 21 января 2016 | 20:34

vdemchenko: //Курс евро ...90 рублей//
Члены властной ОПГ счастливы....они...каждый день становятся богаче.
===================================
А если посчитать в белорусских ""зайчиках, они там все триллионеры как минимум.

Тут вспоминается Паниковский, тащивший золотые пудовые гири и переводивший пуды в килограммы, далее в старозаветные золотники, так у него каждый раз получалась такая соблазнительная сумма, что он подпрыгивал от нетерпения:
- Шура, отпилим по кусочку и отнесём знакомому зубному технику - тока он даст настоящую цену...

Тока, в отличие от бедного сына лейтенанта Шмидта, у этих богатство не два пуда железа, а настоящее, и украли они его не у жулика Корейко, а у всей страны...


zemljanka 21 января 2016 | 17:47

у кремля - своя паранойя (с)


blin4 21 января 2016 | 18:08

zemljanka: Полный "стабилизец" наметился на всех направлениях работы вертикали власти
Недееспособность управления экономикой в отсутствии шальных нефте-газовых доходов усугубляется дальнейшей потерей международного престижа.
Суд по Литвиненко, по Боингу и возможное международное расследование обстоятельств убийства Немцова, это все вместе серъезный удар по помидорам гаранта всего происходящего в России.


shtirlitz77 22 января 2016 | 00:19

blin4: В чем радость-то? Если бы это касалось только "вертикали власти", а также помидоров "гаранта", то черт бы с ним и его прихлебателями. Но ведь "стабилизец" коснется эту публику, как всегда" по касательной", а расхлебывать последствия всех этих авантюр будем мы. Поэтому-то у этой всей камарильи голова ни о чем не болит. Лепят всякую ерунду. "Это не обвал рубля" - ну,как не поверить такому авторитетному экономисту, как Песков.


vdemchenko Владимир Демченко 22 января 2016 | 00:58

Избавление от символа, от Ленина это фактически означает, что происходят какие-то перемены…//


На самом деле, это означает только, что пришла пора отжать мавзолей у вождя мирового пролетариата.


sjuzanna 22 января 2016 | 09:24

vdemchenko: Послушайте, а может на мавзолей покупатель нашелся? И дает не хило??


vvmihalich 22 января 2016 | 08:53

blin4: А ещё суд по отжатому имуществу в Крыму.


hryunmorzgov 21 января 2016 | 20:23

vdemchenko: Это не "обвал". Это "облом".
==================================
Это и то, и другое, по-моему...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

puzirki 22 января 2016 | 07:58

koloradskiy_vatnik: Ну вы бы с этим поаккуратней, а то так, глядишь, и всей думе и правительству надо отдавать свои мандаты. Вы это к чему призываете, а? Вы, батенька, опасный карбонарий, Как бы на дом не заявились, с Тарзаном познакомить.


sjuzanna 22 января 2016 | 09:35

koloradskiy_vatnik: Из Лондона лучше наблюдать за действиями лондонского суда и вести список приезжающих из России.


topotushkin_1_ 21 января 2016 | 17:38

cottoncandy2: Не исключено, порою уж придется Вам поверить на слово, как самому глубокому, знающему и непревзойденному эксперту с богатейшим личным опытом в недееспособных умственно отсталых идиотах, да вот только с объектом своих разоблачений Вы, любезный-болезный, малех попутамшись. Именно Захват Крыма, авантюры с Украиной, Сирией и Турцией, ожесточенные сражения не на жизнь, а на смерть с этими коварными турецкими помидорами, персиками и тряпьем, украинской каменной солью и кетчупами, грузинской минеральной водой, абхазскими мандаринами, белорусской молочкой, молдавскими винами, и всем прочим, рассчитанные на обрушение ведущих экономик мира российские добровольные массированные контр-санкции и ответные само-эмбарго в ответ на точечные западные санкции и еще тысячи и тысячи прочих вздорных и бессмысленных акций - еще не признак безумия и неадекватности? Цивилизованные страны умеют цивилизованно давить и вести всякие самые ожесточенные торговые войны методом "мягкой силы", без грубостей, без цензуры Инета со сжиганием учебников, не порча при этом межгосударственные дружественные отношения и не вымещая свои идиотские детские обиды и комплексы в столь дикарской и босяцкой форме...


(комментарий скрыт)

alex_top13 21 января 2016 | 17:54

cottoncandy2: Ну, и чо? Не нравится, не кушайте, Ваше дело. Люди прочитают, с интересом, дело нужное...


(комментарий скрыт)

liz1310 21 января 2016 | 18:20

cottoncandy2: Да уж,вы как тот чукча из анекдота,который сказал,что он не читатель ,а писатель.


(комментарий скрыт)

fedor_v_glaz 22 января 2016 | 01:19

cottoncandy2: "Тургеньева"?! Болезный "грамотей" - загляни хотя бы в Яндекс, как пишется фамилия писателя.


hryunmorzgov 21 января 2016 | 20:41

cottoncandy2: ...думаешь я такой длинный комментарий буду читать? Научись излагать в 140 символов.
============================================
IQ много ниже сотни? Сочувствую, Джек... :))


(комментарий скрыт)

hryunmorzgov 21 января 2016 | 20:38

topotushkin_1_: Цивилизованные страны умеют цивилизованно давить и вести всякие самые ожесточенные торговые войны методом "мягкой силы"...
=========================================
Полностью согласен, браво, Топотушкин!


(комментарий скрыт)

sjuzanna 22 января 2016 | 09:40

kalitin: \\cottoncandy2: Ну ты то у нас Спиноза.\\
А ты, Калитин, конечно, "не какой-нибудь Спиноза!"


hryunmorzgov 22 января 2016 | 10:56

sjuzanna: ..."не какой-нибудь Спиноза!"
================================
...чтобы ногами разные кренделя выделывать!... (С)

Браво, Сюзи, АнтонПалыча на них нет!


sjuzanna 22 января 2016 | 11:03

hryunmorzgov: \\Браво, Сюзи, \\
Мерси, Хрюньчик!!!))))))))


hryunmorzgov 22 января 2016 | 19:57

sjuzanna: ...юнЬчик...
========================
Сюзи! Чередование ЧН/НЧ, вай-вай!

Это не пассивный залог преподавать мне... :))


sjuzanna 23 января 2016 | 02:54

hryunmorzgov: Наконец-то поняла послание.
Это перевод с английского с его же транскрипцией. Здесь Н - мягкое, нежное.
На злопамятных воду возят.


hryunmorzgov 23 января 2016 | 09:32

sjuzanna: ... мягкое, нежное....
==================================
А-а-а, если нежное, другое дело... ))


sjuzanna 23 января 2016 | 13:33

hryunmorzgov: -)));


sjuzanna 22 января 2016 | 09:32

cottoncandy2: А мне рассуждения Дмитрия понравились и созвучны с моими во многом. Ольга меня расстраивает - постоянно перебивает, словно мысли в ее голове гуляют транзитом. Задает пустые вопросы. Этим они растягивают текст.


artru3237 21 января 2016 | 21:45

artist77: Потому что путину уже весной 2014 года кое что объяснили, а он не слушал А теперь на табличке каждого обменника написано, кто он такой!


water 21 января 2016 | 22:47

artist77: Путин делал всё для того, чтобы снять санкции с Ирана. Последствия не заставили себя долго ждать. Хотя любому первокурснику было понятно, что выйдя на рынок, Иран начнет демпинговать. Иногда складывается впечатление, что наш геополитик х@ров живет в другой реальности


starsbo 21 января 2016 | 18:27

artist77: Запад хозяин П. а не Г. Не темни стукачок.


water 21 января 2016 | 22:52

artist77: Ты ошибся адресом. Или как можно объяснить, что при такой "ненависти" к США, наше правительство дополнительно вкладывает 22 миллиарда долларов в американские ценные бумаги? :)


stasatas 22 января 2016 | 00:11

artist77: Путин окрыленный своими успехами при мощнейшей поддержке Кадырова,понял,что он уже может вынести из Мавзолея Ленина.И этим он ответит на поставленный вопрос-Кого легче вынести Ленина из Мавзолея или Путина из Кремля?Путин отреагировал на этот вопрос


topotushkin_1_ 21 января 2016 | 17:24

saraza30: Зона 404 - Хроника Пикирующего Рубля. Хроника объявленной катастрофы...
Уже переживали в 90-е годы эти монетаристские рецепты с замораживанием зарплат с пенсиями и пособиями, с 3-х- и 4-х-значными ценниками, были и миллионерами, и миллиардерами - все не в коня корм. Только кретины в правящих горе-кликах все мордатее и изворотливее становятся, толку вот только никакого...


vdemchenko Владимир Демченко 21 января 2016 | 17:43

Кто-нибудь может внятно ответить: за какие - такие заслуги никому неизвестный мелкий предприниматель и бывший сотрудник ФСБ Андрей Луговой вскоре после громкого международного скандала, связанного со смертью Александра Литвиненко был кооптирован в депутаты государственной Думы РФ?..


liz1310 21 января 2016 | 18:22

vdemchenko: Думаю может и Вы сами знаете КТО,но не ответит.


groza001 21 января 2016 | 21:24

vdemchenko, это ты у Жириновского спроси! За что он оценил А.Лугового, а не тебя! ))


shtirlitz77 22 января 2016 | 00:35

vdemchenko: water: Так у Жириновского полфракции таких "героев", у него такая специфическая фракция.


sjuzanna 22 января 2016 | 09:46

shtirlitz77: \\ак у Жириновского полфракции таких "героев", у него такая специфическая фракция\\\
Все бравые ребята, все соколы у Жириновского.


sjuzanna 22 января 2016 | 09:43

vdemchenko: Спросите у Жир иновского, он ценит "ценных "сотрудников".


alex_top13 21 января 2016 | 17:14

vdemchenko: Согласен с уважаемым депутатом ГД ФС РФ Д. Гудковым: 28 февраля надо обязательно пройти тем самым Маршем Скорби и Памяти нашего дорогого Б. Немцова. Именно тем самым маршрутом, через Немцов Мост.
Все - на Марш Скорби и Памяти нашего дорогого Б. Немцова! Да здравствует Весенний Смотр Солидарности и Единения Недовольных и Несогласных под остервенелый вой угроз верных церберов, цепных псов, шакалов и гиен антинародного горе-режима!..


groza001 21 января 2016 | 21:19

vdemchenko: "Похоже, что высокий суд Лондона послал Окурка а нокаут. "

"а нокаут" - ну-ну, что же так чинарик волнуется?
Лондон теперь пусть ждёт обратку за свой политический беспредел!


sjuzanna 22 января 2016 | 09:48

groza001: \\Лондон теперь пусть ждёт обратку за свой политический беспредел!\\
И в какой обертке будет эта конфетка? Скорее всего завернута в фантик из миллиона фунтов стерлингов, чтобы никто разменять не с мог.


groza001 22 января 2016 | 19:30

sjuzanna, может быть, а может в шпионском английском камне, как было однажды...))


sjuzanna 23 января 2016 | 02:50

groza001: Этот шпионский английский камень - сапфир? изумруд? рубин? алмаз?


groza001 23 января 2016 | 14:25

sjuzanna: Этот шпионский английский камень для России оказался бриллиантовым, а от того, что мы его обнаружили и присвоили англичанам было очень плохо, да так, что до сих пор не знают, как остыть от злости.


sjuzanna 23 января 2016 | 14:50

groza001: Очень интересная точка зрения.


(комментарий скрыт)

zevs55 22 января 2016 | 05:23

vdemchenko: С каких пор лондонградский суд стал "высоким" и компетентным?


vdv_4462 22 января 2016 | 08:17

vdemchenko: угу... вот и в этой сфере нам срочно требуется импортозамещение...


chikita88 23 января 2016 | 00:15

vdemchenko: Похоже что вы с Гудком в накауте ..
Высокий суд в Лондоне ничем не выше высокого суда в Новоурюпинске ..
Мания величия позволяющая англичанам считать свой суд самым важным судом в мире никому не интересна ..
" мания величия возникает при маниакально-депрессивном психозе, комплексе неполноценности и параноидальных расстройствах."


(комментарий скрыт)

mexel 24 января 2016 | 17:20

buhc: это просто. Вычитаете из из 86 % оставшиеся 14%, сопоставляете с населением НАШЕЙ страны (не Германии, из корой вы стучите по клаве) и получаете миллионы граждан, думающих не так, как 86%.


artist77 21 января 2016 | 17:13

Если Гудков не знает, то расскажу - 5 человек, причастные к убийству Немцова сидят. А один в международном розыске.


alex_top13 21 января 2016 | 17:17

artist77: А вот нет полной уверенности, что посадили именно тех, кого надо. Слишком много кругом вранья и провокаций. И очень странных обстоятельств, совпадений и нюансов. И не стоит рассказывать сказочки про самодеятельных заказчиков из числа неуравновешенных чеченских подпольных миллионеров-шоферов...


bb2467 21 января 2016 | 21:29

alex_top13: Правильно-кругом много вранья и в основном на Эхе.


mexel 24 января 2016 | 17:16

bb2467: Зачем вы себя мучаете чтением вранья, есть ведь другие сми


bb2467 24 января 2016 | 20:53

mexel: Правильно-СМИ существует много, чем и пользуемся. На Эхе слишком много злобы, слушатели и читатели позволяют себе безобразия-но: врага нужно знать в лицо.


hryunmorzgov 21 января 2016 | 20:56

artist77: Если Гудков не знает, то расскажу - 5 человек, причастные к убийству Немцова сидят. А один в международном розыске.
=========================================
Ага, ещё заказчика-шофёра ищут - как в том детском стишке из книжки, по-моему, Маршака:
- Ищут пожарные, ищет милиция...
Парня какого-то лет двадцати...
......
Знак ГТО на груди у него,
Больше не знают о нём ничего...

Впрочем, может, это Агния Львовна? Или гимнюк написал?
Слуш, артист, а может, заказчика тоже споймали, тогда кого ищут? Того, кто гранатой себя подорвал?
Э-э-эх, силовички!...


irinaapril 22 января 2016 | 04:53

artist77: а вы можете объяснить, откуда убийца Немцова, некий водитель, взял 15 миллионов рублей на организацию убийства?Где он нашёл таких исполнителей, которые не побоялись устроить убийство под окнами Кремля?
Только сказки про то, как этот зиц- председатель так ненавидел Немцова, что даже кушать не мог, и поэтому взял кредит на его убийство, рассказывать не надо.


ros_45_ 21 января 2016 | 17:18

ДИМА, вы хотя бы на миллиметр юрист ? Где теракт ? Вы напоминаете дитя в песочнице, у которого отняли лопаточку... может вы скажите каким способом будет переквалификация ст. УК ?...как присобачат табличку с именем БН ?...ну почему такие либералы смешные ?

СОВЕТ: если хотите подтянуть под дело Немцова власть Чечни и Путина, то берите лопату и со своим кагалом выкапывайте труп Сталина, ищите тело Троцкого, Землячки Розалии...приглашайте неофашистов из Украины, выпускайте наших по делу Маркелова и Бабуриной....Усек, Дима ? А вы все про розово-голубые марши !


ros_45_ 21 января 2016 | 17:24

ros_45_: ...Маркелов и Бабурова....шествие было не так давно на смерть этих людей...но почему-то пришли извращенцы из ЛГБТ ?! ... вы там поработайте в этой среде ....


iwc7777 21 января 2016 | 17:27

вашим солдатам чечены головы отрезали - Вы господа подлецы


anemon 21 января 2016 | 17:31

Тварям савушкинским, видимо, довольствие увеличили. Со вчерашнего ОМ с симоньяншей - диаграмма: у той под 90%, у Дммитрия - ниже 0. Всех сгнобят, а пропаганду - обеспечат! Сволочи! Больше деньги тратить не на что!


topotushkin_1_ 21 января 2016 | 17:45

anemon: У них есть программы по подкручиванию диаграмм и массовых голосований. Их опробовали давно, еще до выборов КС оппозиции. Таких клоунов в этот КС натолкали! Особенно по национально-патриотской тематике. Сплошные тормоза, диверсанты, демагоги и провокаторы...


ge_netik 21 января 2016 | 17:53

Ехала бы Бычкова обратно в Петербург !


unused_name 21 января 2016 | 18:49

ge_netik: ну уж нет ! Пусть она с Шевченко пообщается.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

mexel 24 января 2016 | 17:13

s_s_perrkele: Как и путин... я его не выбирала, он меня не представляет. Уж не буду писать как вы "нас", " мы".


dtopaz 21 января 2016 | 21:47

Власть приватизирует всю оставшуюся страну на дешевые рубли...население в крепостные перекуется...или в лагеря поедет(не пионерские) и плевать на остальной мир...еще лет на 100(((


vistar 21 января 2016 | 23:24

А парень то недалекий,штампами набитый,и порулить очень хочется!


nata_roo 22 января 2016 | 03:21

То, что Гудки пиарятся только на безопасных темах - факт.
То, что Бычкова опасается отправки на пенсию - факт.
То, что от былой смелости ведущих в задавании неудобных вопросов не осталось и следа - тоже факт.

Как же поправлять реноме радиостанции? Особенно после Каспарова...


zevs55 22 января 2016 | 05:20

Дима-мажор плохо учился в школе. Или папа-парторг так научил. Гудковы вещают, что кроме нефти, газа и закордонных инвестиций россии не жить.... неучи фсб-шные


imfilatow 22 января 2016 | 07:37

Я рад, что у нас есть хоть один здравомыслящий действующий политик. Успехов Дмитрий.


diletant75 22 января 2016 | 08:20

Хомяков будут силой сгонять на "марш Дурицкого". Тем кто не придет - печенек больше не будет! Говорил один знакомый таксист. Сам слышал от Шендеровича. Виктор вез в такси новый матрас.


mrweed57 22 января 2016 | 08:26

ленина-язычника -в землю


(комментарий скрыт)

bpz 22 января 2016 | 11:59

И этот человек говорит о Родине, справедливости? Мог ли у Гудкова старшего (должно быть долларового миллионера) родиться другой потомок? Говорят старший в Лондоне жирует (его кризис не касается), сынка там скорее всего ждет спаленка о трех окнах. Он в любой момент слиняет , как папаша, а нам здесь разгребать? Граждане не ведитесь!


c5_break 22 января 2016 | 12:24

Вот интересно ГудкоФФ говорит. Всю педерачу в духе: "они" "жители России" и т.д. Т.е. он не говорит "МЫ", не отождествляет себя с населением... Оторвался!


egor_artemof 22 января 2016 | 16:33

Начинается вынос тела дедушки Ленина и далее следует евроремонт данного помещения

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире