'Вопросы к интервью

Т.Фельгенгауэр Здравствуйте. Это программа «Особое мнение», меня зовут Татьяна Фельгенгауэр и я рада приветствовать в этой студии главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова. Здравствуйте, Дмитрий Андреевич.

Д.Муратов Добрый вечер.

Т.Фельгенгауэр Безусловно, главная тема дня – сбитый над Сирией российский Су-24. Совет НАТО собрался в эти минуты на экстренное заседание по инциденту с российским самолетом в Сирии. Вы слышали сегодняшнее заявление Владимира Путина.

Д.Муратов Конечно.

Т.Фельгенгауэр «Нож в спину, пособники ИГИЛ». По-прежнему не очень понятно, где пилоты. Про них, кстати, президент ничего не сказал. Министерство обороны говорит лишь о том, что им известно о том, что пилоты катапультировались. Дальше мы можем судить о том, что происходит, уже только со ссылками на какие-то источники. Никакой официальной информации пока нет. Что теперь будет? Война?

Д.Муратов Сначала про пилотов. Пока не будет официального подтверждения нашего Министерства обороны, говорить о чем-либо просто нельзя. У этих пилотов, безусловно, есть родственники, и они должны услышать любые новости из официальных уст. Это моя принципиальная абсолютно, принципиальная позиция.

Д.Муратов: Телевизор наш – вот главный лозунг и всё остальное будет так, как мы решим

Кадры, которые сейчас выставляются, соответствуют они действительности или нет, но смотреть на них омерзительно, когда над сбитым человеком, который не подает, во всяком случае, на кадре признаки жизни, хлопочет не врач, а вооруженные люди топчутся вокруг него, толкаясь автоматами, с криками «Аллах Акбар».

Наш это летчик или когда сбивали американских летчиков в Афганистане, или когда наших сбивали в Чечне, подобное отношение невероятно. И вот этот глум, который там происходит, лично меня он эмоционально очень сильно заводит.

Теперь про сами обстоятельства. Знаете, получается так, что наша база, с которой взлетает группировка наших самолетов, находится в Хмеймим – это база в Латакии. И для того, чтобы на нее приземлиться, как сообщают нам наши эксперты, которые всё очень хорошо знают изнутри, нашему корреспонденту, который занимается сейчас освещением того, что происходит в Сирии, Муртазину Эрику, роза ветров такова, что заход на посадку на этой базе находится со стороны турецкой границы. Тот маленький участок турецкой границы, который, скорее всего, пересекал наш самолет – он составляет около 2 километров, 2 тысячи метров. 2 тысячи метров – это такая кишка, которая вдается с территории Сирии в территорию Турции, и Су-24 преодолевает, ну, при различной скорости и различном ветре за 6-8 секунд.

Прямо скажем, американцы, которые играют со стороны коалиции ведущую роль в этой операции, отлично об этом знают, и никаких инцидентов с американцами не было. Наши самолеты этот перешеек вынужденно пересекают множество раз. Ни у кого не возникает никаких сомнений ни в Совете Европы (это мы сегодня выясняли), ни в НАТО о том, что наши самолеты не несли никакой угрозы Турции. Никакой. Эти 6 или 8 секунд, которые там находятся самолеты, нарушение это? Наверное, да. Надо ли за это снимать самолеты? Мне кажется, что это находится за гранью любой политической, человеческой разумности. Абсолютно любой. Для меня А-321, сбитый террористами, теперь стоит через запятую, следующий стоит Су-24. Значит, то и другое является невыносимыми, невозможными, требующими, безусловно, адекватной реакции преступлениями.

Т.Фельгенгауэр Что в данной ситуации будет адекватной реакцией?

Д.Муратов Вариантов два. Знаете, сейчас уже пестрят все истории о том, что, может, это выстрел в Сараево, когда никто не хотел воевать, а пришлось? А, может быть, это Карибский кризис, когда никто не хотел воевать, а, все-таки, нашли в себе дипломатические силы, силы специальных служб для того, чтобы наши корабли с ракетами развернулись и американские вернулись к себе.

Я очень рассчитываю, что это будет вариант, все-таки, второй политики, когда президенты могут снять друг другу трубки как, кстати говоря, намереваясь стрелять, сбивать наш самолет, мог сделать, безусловно, Эрдоган. Вот, безусловно, мог сделать. Однако, этого почему-то не произошло. Мне это очень обидно.

Я очень рассчитываю, что первый вариант такой. Значит, это разрыв дипломатических отношений, прекращение любых переговоров по  Голубому потоку, которые возобновлял Лавров совсем недавно в Анкаре, это прекращение любых туристических вояжей миллионов российских граждан и разорение фактическое большинства курортов «Всё включено» с паленым джинном на стойках. Это первый вариант.

Это вариант, при котором любое… А мир очень хрупкий. ...при котором любое движение турецких вооруженных сил, кораблей, беспилотников, самолетов, чего угодно, будет преследоваться с не меньшим неистовством, чем эти люди в Турции решили гоняться за нашим самолетом, который выполнял антитеррористическую миссию.

Второй вариант такой. Это Совет НАТО скажет, что Совет НАТО не поддерживает и не одобряет подобных вещей в отношении российской армии, российской миссии и российской группировки. Будет косвенное или прямое осуждение действий Турции. Турция принесет свои извинения, понимая, что это было вынужденное нарушение, не приносящее никакой безопасности планеты… Ведь, посмотрите, мы же не можем, Тань, до сих пор успокоиться. И я считаю, что Советский Союз совершил гигантское преступление, когда Совет безопасности южнокорейский «Боинг», который там вольно или невольно зашел в пространство и удалился, как писали в газетах, в сторону моря. Ведь, это такая же ситуация. Это точно такое же преступление совершено. Слава богу, что жертв, все-таки, меньше, все-таки, не пассажирский самолет.

Вот это второй вариант, при котором Турция приносит свои извинения, Россия не отзывает послов, будут различные жесткие меры, но, во всяком случае, мы не встанем на грань Сараево с выстрелом эрцгерцога Фердинанда, мы не встанем вот на эту самую грань, военную грань.

Д.Муратов: Наши самолеты не несли никакой угрозы Турции. Никакой

Т.Фельгенгауэр Мы сейчас сделаем перерыв буквально 3 минуты. Это особое мнение главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова. Вы можете присылать свои вопросы +7 985 970-45-45, а мы скоро к вам вернемся.

РЕКЛАМА

Т.Фельгенгауэр Продолжается программа «Особое мнение», меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Напоминаю, что в гостях у меня главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.

Еще один вопрос я бы хотела задать в связи с этой ситуацией со сбитым истребителем. Вы рассказали, какой в вашем понимании сценарий более предпочтительный. Исходя из сегодняшнего заявления Владимира Путина, исходя из того, что в Совете Федерации уже предложили приостановить межгосударственные контакты с Турцией, ну и в целом вот той риторике, которую мы слышим в последний год, как вы считаете, все-таки, всё пойдет по плохому сценарию?

Д.Муратов Я очень рассчитываю, что международная коалиция, которая борется в этом регионе с терроризмом, с головорезами, в данном случае поддержит гласно или негласно, формально или неформально позицию России по тому, что в условиях войны, которая становится условием просто существования цивилизации, это нарушение представляется абсолютно незначительным и уж точно не угрожающим территориальной целостности, суверенитету или безопасности Турции. И в таком случае я думаю, что руководство Российской Федерации продолжит не дипломатическую войну, не станет занимать предельно жестокую и жесткую позицию, а сосредоточится на главном деле – на борьбе с терроризмом. Я рассчитываю на этот второй вариант. Но как там всё покатится… Вы видите, от каких случайностей всё зависит? Я рассчитываю, все-таки, на вот этот вариант.

Т.Фельгенгауэр Еще одна тема, которая в центре внимания, это ситуация в Крыму. Подорваны опоры ЛЭП, находящиеся на территории Украины. Крым, я напомню, с некоторых пор входит в состав Российской Федерации. Обесточен полуостров. Ну, вот только сегодня мы услышали какие-то заявления от федеральных министров, и глава МЧС туда прилетел. В выходные, как-то, видимо, и в понедельник было недосуг.

Д.Муратов А там темно. Там было темно, лететь было страшно. Поэтому полетели они, опомнились за 2 года только днем. И решили через 2 дня посмотреть, что такое крымский блэк-аут. Это невыносимо дикая позиция российского правительства в отношении республики Крым. За 2 года не предусмотреть возможность параллельного запитывания энергией республики, зная о той конфликтной ситуации, в которой находится регион после известного референдума о присоединении, это дикая безответственность.

Там идет борьба за власть, там у Аксенова то арестовывают, то снимают уже там целые группы заместителей. Местная элита, которую пытается полпред Белавинцев как-то примирить и сгладить между ними противоречия, ведет войну не на жизнь, а на смерть. Чалый с Меняйло, один с полпредом, другой против.

Значит, то, что происходит там в судах, это полное безумие. Председатель Верховного крымского суда привез с собой ставропольскую команду – теперь, значит, снимают судей, которые выносят, на их взгляд, не те приговоры. В общем, элита основная, которая была при Януковиче, если откроете справочник Крыма телефонный, осталась фактически та же, что была в Партии регионов. Новая элита, безусловно, не справляется с ситуацией. Я не вижу у федерального правительства никакого шанса, кроме как отослать туда как на Олимпиаду условного Дмитрия Козака, да?

Т.Фельгенгауэр Кризисный менеджер.

Д.Муратов Кризисным менеджером, в конце концов, чтобы прекратить свары, битвы, разворовывания, выделение земель. Опять идет застройка по всем берегам, как она и шла и при Януковиче. Это с  этой стороны, со стороны России.

Д.Муратов: Порошенко точно не президент-экстремист, как бы его ни называли наши телеканалы

Т.Фельгенгауэр Ну, со стороны Украины тоже не всё в порядке, прямо скажем.

Д.Муратов Со стороны Украины. Я вам хочу сказать, значит, то, что сделали, это вообще-то скотство. Люди, которые считают, что они таким образом возвращают Крым, они, наверное, считают, что раз они погрузили полуостров во тьму, они приблизили его возвращение. Это очень странный метод коллективного наказания. Извините, они же не аккумулятор сперли у Мерседеса Аксенова, да? А они же…

Т.Фельгенгауэр Шильдик сняли.

Д.Муратов Шильдик сняли, да. Извини, роддома, детские сады, школы, склады с холодильниками с едой, рефрижераторы в магазинах. Огромное количество вещей, связанных с безопасностью людей, да даже с этими известными с советских времен троллейбусами, которые идут, считай там, от Симферополя до Алушты, да? Это же всё погрузилось… Это вызвало бешенство и веселье, с одной стороны, потому что это вещь недопустимая, это вещь невозможная. Если таким образом Украина претендует восстановить соглашение с Евросоюзом, которое было отринуто Януковичем, не подписано им и вызвало Майдан, то я со всей уверенностью, постоянно разговаривая с весомыми и влиятельными европейскими политиками, могу сказать, что это ужас. Никакого после таких шагов вступления Украины, реализации тех целей, из-за которых был Майдан… Оно, конечно, резко-резко и чрезвычайно отдаляется.

Это, конечно, ставит в очень тяжелое положение Порошенко. Порошенко точно не президент-экстремист, как бы его ни называли наши телевизионные каналы. Но фактически он передоверил исполнение государственных функций невольно не сам… У него просто забрали их.

Т.Фельгенгауэр Ну, он не контролирует ситуацию.

Д.Муратов Общественные организации крымских татар. К ним сразу же присоединились эти ребята из Правого сектора, которые…

Т.Фельгенгауэр Запрещенного в Российской Федерации.

Д.Муратов Из запрещенного в Российской Федерации Правого сектора.

Т.Фельгенгауэр Не будем забывать этот важный факт.

Д.Муратов Да. Которым чего-нибудь дай еще повзрывать. Вот, они это дело и рванули. Теперь, ведь, видите ли, как? Они говорят «Мы позволим государству восстановить ЛЭП, которую мы взорвали, если вы перережете провода на Крым».

Ну, я вам хочу сказать, это первобытное политическое, социальное и гуманитарное мышление. Это всё как будто в эпоху до того, как были определены категории добра и зла как Пророком Мухаммедом, так и Иисусом Христом. Эти люди не ведают, что творят, повергая Украину в ситуацию, в которой все люди, которые не верили в то, что мог Правый сектор захватить Крым и расправляться там с крымчанами и с экономикой Крыма, теперь должны говорить «Ну что же, в известном фильме «Президент» получается, что Путин прав?» Потому что практика, которую сейчас применили, она абсолютно кощунственна.

Т.Фельгенгауэр А можете мне объяснить? Есть вещь, которую я никак не могла понять в эти несколько дней (мы со слушателями это обсуждали). Почему такое злорадство со стороны россиян? Что, вот, так крымчанам и надо – наголосовали себе на референдуме вот такое вот, пусть теперь сидят без света, добро пожаловать в Россию? Что за извращенная логика?

Д.Муратов Когда мы обсуждали вопрос с гибелью нашего самолета, надо сказать, что там уже появилось огромное количество злорадства. Еще, извините, непонятна судьба пилотов, а уже говорят «Чего вы туда полезли в Сирию?» А надо вообще просто помолчать… Там, шапку снять и помолчать. Просто помолчать чуть-чуть и подумать вообще, что происходит, и так подумать о цене человеческой жизни.

То же самое происходит здесь. Значит, злорадство… Мы как-то с тобой здесь говорили, есть такое немецкое слово, которое переводится не как «злорадство». По-моему, оно звучит как «schadenfreude». Это веселье при виде чужого горя. Вот, ты испытываешь смех и к тебе приливает некоторый энтузиазм, когда кому-то плохо. Это свойство ряда людей, которые закрываются некими никнеймами, они хотят собрать как можно больше «лайков», они хотят быть как можно более оголтелыми. Потому что только повышение градуса дает возможность привлечь к себе внимание.

Д.Муратов: Для меня А-321, сбитый террористами, теперь стоит через запятую, следующий стоит Су-24

Я думаю, что это не может оцениваться как точка зрения всей страны или точка зрения интеллигенции, или точка зрения всех сетевых сообществ. Это, ну, такие вот упырята сетевые, которые это делают. Я бы не хотел, чтобы на нашу страну переносилось ощущение злорадства как по поводу терактов во Франции «Вот ваша там Гейропа», да? По поводу наших летчиков в Сирии, по поводу того, что очень тяжело, конечно, жить без света в современном XXI веке обычным жителям Крыма. Обычным. Не власти, не партии, не там правительству, нет. А, вот, обычным людям. Вот это злорадство – такое оно… Оно очень плохое, оно, конечно, аукнется. Это так, харканье в карму.

Т.Фельгенгауэр Ну, это, причем, можно отнести же не только к россиянам, но и к украинцам, которые тоже…

Д.Муратов Конечно. Безусловно.

Т.Фельгенгауэр В общем, не то, чтобы сильно жалеют жителей Крыма. При том, что они говорят, что Крым – это часть Украины, как-то к соотечественникам…

Д.Муратов Но лучше бы безлюдная, да? Вот это тогда всё. Вот тогда следующий шаг – водородная бомба. Тогда территория эта, и эту территорию нам, да? А вот этих людей нам не… Ну, это вот, да.

Т.Фельгенгауэр Давайте сделаем перерыв несколько минут. Это особое мнение Дмитрия Муратова, мы скоро вернемся.

НОВОСТИ

Т.Фельгенгауэр Продолжается программа «Особое мнение», и главный герой этой программы – Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты». Ну, вот, слышали мы некоторые подтверждения в новостях второго, видимо, сценария, да? То, что в Пентагоне…

Д.Муратов Да. То, что мы предположили, еще не зная этого, что, скорее всего, НАТО и американцы открестятся от подобного поведения Турции, несмотря на то, что она является их партнером. Ну, вот, я считаю, это очень разумным, это как раз сценарий, предотвращающий самое жуткое развитие событий в сторону еще одной региональной войны.

А надо, конечно, при этом же еще одну вещь учитывать (я про нее не говорил, но до этого про это говорили): ведь, долгое время с территории, которую контролирует организация, запрещенная в России, в Турцию шли нефтеналивники. В каком-то смысле, когда будет проанализирована эта ситуация с незаконным получением нефти с территории, которую контролируют террористы, это, ведь, всем покажется вещью очень неприятной. И может это показать и мотивы, из-за которых решили сбить из-за этих несчастных 6 секунд пролета над кишкой наш российский Су-24.

Д.Муратов: У этих пилотов есть родственники, и они должны услышать любые новости из официальных уст

Т.Фельгенгауэр Еще одна тема, за которой следят в российских уже только СМИ, это протесты дальнобойщиков. Сегодня утром и в Самаре они были, и из Питера тоже приходят сообщения, там и в Екатеринбурге какое-то количество фур. Насколько реальна здесь угроза массового протеста? И адекватно ли сейчас власть на это реагирует и оценивает, насколько реальна эта угроза?

Д.Муратов Ну, во-первых, основа протеста вот в чем. Президент России в послании Федеральному собранию прямо сказал «Ни в коем случае несколько лет не повышать налоги – оставьте людям ту возможность работать по тем правилам, которые есть». Я не дословно цитирую, но смысл передаю абсолютно адекватно.

Вдруг началась очень странная история. Автодор (это государственное агентство), Министерство транспорта, то есть министр российского правительства соколов, Министерство Минпромторг вдруг начинают отдавать новый налог на аутсорсинг мытарям из компании «Платон», где частью владеет талантливый бизнесмен Ротенберг-младший.

Правительство ведет себя очень странно. Оно ведет… Знаете, иногда, вот, в деревнях козла загоняют в загон, и он там начинает скакать во все стороны. То они объявляют, что это будет с одного дня, потом объявляют вдруг, что с другого. То объявляют они 3 рубля 6 копеек, то тут же идут на рубль 53 копейки. То они говорят, что действует на всей стране, то говорят, что штрафы будут взимать в Подмосковье только. То они говорят, что штраф 450 тысяч, то говорят, что штрафы будут 50 тысяч.

Вот, когда принимается стратегическое решение правительством о введении нового налога и стратегическое решение принимается вот таким вот образом, абсолютно бестолково и неподготовленно, получаются, безусловно, такие результаты. А почему только в Подмосковье штрафы? У нас что, Кодекс административных правонарушений действует только на территории Подмосковья? Или он, все-таки, действует (закон у нас) на территории всей страны?

Ну, они же лезут уже фактически в федеративное устройство страны со своими неподготовленными историями под названием «Вытащить еще деньги». Логика их мне понятна. Когда падают цены на нефть, углеводородами становится население. И теперь нужно извлекать прибыль, собственно говоря, из белковых существ, которые ездят в тягачах, ходят по улицам. Это ж…

Т.Фельгенгауэр Последствия-то не просчитали?

Д.Муратов А последствия я могу сказать, почему не просчитали. Потому что привыкли за последние 2 года оголтелой антиукраинской пропаганды считать, что всё, что показывают в телевизоре, реальность, а всё, чего в телевизоре нет, на самом деле, не существует. И не стали говорить с людьми.

Вот, я понимаю, они поверили, что раз новостей про забастовку дальнобойщиков на телевизионных каналах нету (а их там нету), значит, и проблемы не существует. Они сами уверили в ту реальность, которую создавали как виртуальную. А это, к сожалению, не так. А не так по двум причинам.

Первая причина заключается в том, что у нас этих машин (ну, по-разному можно считать, я не знаю точную цифру) от 1,5 и выше миллионов автомобилей. У каждого из этих дальнобойщиков в южных регионах страны, например, в Дагестане, которые возят, в основном, продукты Ставропольского края, Краснодарского края, там многодетные у них семьи. Здесь у нас средняя семья там 2,5 или 2 человека, как говорят социологи. То есть вместе с членами семей это затрагивает интересы приблизительно 8 миллионов человек. 8-10, скажем, миллионов человек – это только вовлеченных в этот бизнес, бизнес по перевозкам.

А конечный потребитель, как верно заметил Герман Оскарович Греф, почувствует на себе это в магазинах. Правительство думает, что договорится с сетями. Договорится. На 3 дня или на 3 недели. А потом таинственным образом или начнут уменьшаться упаковки, или скажут «Вы знаете, у нас увеличилась аренда за выкладку», и непременно то, что сейчас вменили этот налог дальнобойщикам, он сразу же шарахнет по карману тех людей, которые ходят в магазины. Это абсолютно понятная вещь.

И вторая вещь, которая произошла, заключается вот в чем. Может быть, Ротенберг – очень талантливый человек. Вообще семья талантливая. Смотрите, они строят мосты, дома, дороги, платные дороги, спортивным питанием занимаются, возглавляют российский хоккей. То есть это такие, талантливейшие бизнесмены эпохи Возрождения. Они осваивают в стране всё.

Помните, было стихотворение Гафта, пародия по поводу Михалкова? «Россия! Ощущаешь зуд? Три Михалкова по тебе ползут!» И вполне вероятно, они, действительно, чрезвычайно прекрасные люди. Мы послали им запрос на интервью, и вице-президент компании Платон ответит на следующей неделе на наши вопросы.

Но! С людьми же надо было разговаривать. Вот же в чем дело. С людьми надо было разговаривать! Не теперь им объяснять с помощью… Чего они покрышки жгут? Ни дна, ни покрышки. Да, это ж вот эта вот история: «Мы не хотим этому делу подчиняться, это ударило по нашим… С нами никто не разговаривал».

Разучились разговаривать. Разучились. Опять высокомерно, брезгливо. Поскольку телевизор наш… Телевизор наш – вот главный лозунг, да? То, значит, и, собственно говоря, и всё остальное будет так, как мы решим.

Наверное, так не получится. Думаю, что поскольку эти дальнобойщики как раз и являются тем работающим большинством, которое всегда поддерживает президента страны, то теперь, конечно же, в это дело вмешается он. И отдавать государству налоги на аутсорсинг, я вам хочу сказать, дело последнее.

Мы готовим материал в завтрашнем номере (Латынина Юля делала). Вот там же еще хотят же продать специальные трекеры, чтобы было видно, как машина идет. Это значит, еще по 50 тысяч рублей с них. А зачем до этого на эти большегрузные тягачи ставили тахографы? А тахограф – это ровно то же самое, что вот эта штука, которую сейчас опять хотят втюхать. Тахографы поставили, чтобы следить за передвижением…

Т.Фельгенгауэр Был бы человек. А за что с него взять деньги, всегда найдется.

Д.Муратов Правильно. А вот эти соски замозоленные, которые опять пытаются подергать и подоить, вот они уже так не доятся.

Т.Фельгенгауэр Еще хотела с вами поговорить про большое событие для Екатеринбурга и не только для Екатеринбурга. В эти дни презентация, открытие большого центра Ельцин-Центр. Там библиотека, архив, музей.

Д.Муратов Да. Президентский центр Ельцина, да.

Т.Фельгенгауэр Да. Центр имени Бориса Николаевича Ельцина. Почему это важно и нужно, если нужно?

Д.Муратов Здесь я сначала отвлекусь от фигуры Бориса Николаевича Ельцина. Я считаю, что президенты, которые работали в стране, работали в тяжелейшее время, каждый из них достоин своего президентского центра, где можно будет проанализировать. Где будет библиотека, где будет выставка достижений и зал провалов, где можно будет изучать этот период времени истории через электоральные процессы, через выборы этого президента, через его деятельность, через его указы, потому что это всегда достаточно большие сроки пребывания у власти. И, конечно, это делается абсолютно…

Поскольку Владимир Владимирович Путин у власти долго и еще достаточно долго будет, то вот на нескольких центрах президентских уже сэкономили. Поэтому я, например, за то, чтобы каждый президент в Российской Федерации свой центр или, там допустим, Михаил Сергеевич Горбачёв своего президентского центра заслужили.

Теперь то, что касается личности Бориса Николаевича. Я считаю, что одна из главных экспозиций (а я завтра тоже поеду посмотреть всё это, полечу) – это то, что касается свободы слова и гласности в России, которая перешла из одной общественной формации в другую. Горбачёв и Ельцин обеспечили стране фактически бескровный переход от коммунизма к капитализму, что является выдающимся достижением двух этих людей. Борис Ельцин никогда в жизни не зажимал свободу слова, и я даже помню его фразу (я лично слышал от него), что зубы надо стирать в муку, но ничего не закрывать. Терпеть. Терпеть, когда тебя критикуют.

Вот, у человека была трагическая ошибка с началом войны, но ему хватило воли, ему хватило понимания своего народа, чтобы эту войну (и, кстати говоря, в том числе благодаря Борису Ефимовичу Немцову, собравшему миллион подписей), эту войну прекратить. Поэтому я считаю, что это очень важная вещь, чтобы изучить нашу сложнейшую почти десятилетнюю эпоху Ельцина.

Т.Фельгенгауэр Михаила Сергеевича Горбачёва вы упомянули, президента СССР, с которым всё в порядке. С завидной регулярностью пытается кто-то… Это удивительно. Без следа просто.

Д.Муратов 19 ноября агентство Регнум, которое возглавляет бывший сотрудник президентской администрации Модест Колеров, объявило, что Горбачёв умер со ссылкой на Би-Би-Си. Но у Би-Би-Си этой информации не было. Тогда Регнум объявил, что это, знаете, это было в социальных сетях, и там была ссылка на Би-Би-Си. Но ссылка битая, не действующая. А в каких социальных сетях? А неизвестно, потерялось.

Д.Муратов: Может быть, это Карибский кризис, когда никто не хотел воевать

Значит, я позвонил… Звонит мне ночью Быков, спрашивает «Что с Михаилом Сергеевичем?» — «Я сейчас позвоню». Позвонил Михаилу Сергеевичу. Он смеется и говорит «Я понимаю, что это моих родных и близких, и меня хотят вывести из себя. Но я… За последнее время меня хоронили 17 раз, что воскресать я уже привык». Так что пожелал всем здоровья. А устраивать такие провокации в отношении человека, которому в следующем году 85 лет, с надеждой, что тебя заметят в администрации президента и скажут «Ух, какой ты классный провокатор!», так вот, насколько я понимаю, там над такими шутками уже давно смеются.

Т.Фельгенгауэр Спасибо большое. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, эфир для вас вела Татьяна Фельгенгауэр. До свидания.

Д.Муратов Спасибо.

Комментарии

366

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


bpz 25 ноября 2015 | 15:43

По Платону. Создается впечатление, что в условиях кризиса Правительство осознанно усиливает напряженную ситуацию в обществе. Вместо того, чтоб помогать Президенту преодолевать кризис оно повышает налоги (транспортные, за недвижимость, ОСАГО). Вводит какие-то поборы типа непомерных цен за проезд (трасса М11). Абсолютно не контролирует рост цен на продукты. Все это может быть из-за того, что Премьер - ученик Илларионовых и иже с ним. Они же трудятся в США, вроде?


irinaapril 26 ноября 2015 | 01:08

bpz: опять сказки про хорошего царя и плохих бояр?А председатель правительства делает только то, что велит ему Путин.


tank_man 25 ноября 2015 | 15:49

Муратов осуществил каминг-аут. Путинский агент во главе НГ.


olyanka28 25 ноября 2015 | 23:19

tank_man: Муратов осуществил каминг-аут. Путинский агент во главе НГ. я в шоке...Он ли это был?


zlets 26 ноября 2015 | 09:37

olyanka28: я в шоке...Он ли это был?

Послушал я его - и мне на ум чё-то сразу пришла фраза из Стругацких: "...Сучий потрох, - сказал шофёр. - Сластолюбивый подонок. Амёба. Ну его в штаны!.."(C)


bpz 25 ноября 2015 | 15:56

Татьяна и Дмитрий Вы в шоколаде. В том числе и благодаря Горбачеву с Ельциным. А как быть большей части россиян, которые в дерьме? Которые питаются кое как, которым закрывают больницы, детские сады и ясли только обещают. Вы скорее всего зубик лечить ездите в Германию. Конца и края этому опущению России во мглу не видно. Как Вы думаете, если обществу не дадут оценку ИСТИННОЙ роли в происходящем Ельцина и его окружения (которое во многом еще при делах) можно ли ожидать положительных перемен?


ignur10 25 ноября 2015 | 16:04

Мне кажется, что этим актом Турция (НАТО) показало, что не позволит бомбить своих союзников-туркменов, воюющих против Асада.


prostogoga 25 ноября 2015 | 16:26

Разочаровал... может он сегодня с бодуна ?


likag 25 ноября 2015 | 17:37

хорошо муратову, он в майами может отдыхать или на мальдивах, а у нас, нищебродов, египет закрыли, турцию закроют, да что же это такое, может, там и паленый джин, но для многих семей и детей, например, из нашей сибири, эти курорты казались сказкой, но муратову и прочим не привыкать плевать на людей, и вопрос, с американцами договорились, а почему с турками не договорились? порядок есть порядок, даже 2 км это их территория, нужно было спрашивать разрешения


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

lavanda 25 ноября 2015 | 18:22

Полностью согласна с уважаемым Дмитрием Муратовым насчёт нашего сбитого самолёта. Пока ещё там ничего непонятно.
Насчёт блэк-аута я теперь думаю, что это взрывали не татары. Даже непонятно, почему я раньше так думала - наверно, потому что все об так говорили и писали, и не было времени подумать, а так ли это.А это просто какие-нибудь экстремисты, возможно, из" Правого Сектора". Вышло как со шпилем нашей Котельнической высотки, потому что татары там фотографировались.Ну очень похоже.
А по поводу"лайков", так я их всем ставлю, а не только тем, кто мне симпатичен.Укого есть хоть какое-нибудь рациональное зерно. И кто сам думает, а не цитирует методичку.Надо же поощрить усердие, авось так и привыкнет работать головой.
Один раз даже был такой случай, какой-то запутинец яростно защищал закон Димы Яковлева, и какой-то нормальный человек ему написал:"небось ты и своих детей бьёшь смертным боем". А того задело за живое, и он написал, что он их, вообще-то, пальцем не тронул, так я ему поставила "лайк" только за это. Потому что живое непосредственное чувство!


jupel 25 ноября 2015 | 18:28

Директор цирка: Шик , блеск , красота! Мы играем и поем, очень весело живем!


verikosha 25 ноября 2015 | 19:05

Эх, Муратов, Муратов.....


com30 26 ноября 2015 | 05:43

verikosha:
Для Муратов пошел в черный список. Спекся.


Николай Гуренко 26 ноября 2015 | 00:05

вот мразь ... сначала рашка влазит в драку , затем жалуется что ей врезали по роже ?


Εвгений Κомиссаров 26 ноября 2015 | 01:32

первый раз слышу такой поток глупостей от вроде бы серьёзного человека, Дмитрия как будто подменили, очень печально


mikhail 26 ноября 2015 | 02:50

Муратов божился что из Сирии РФ уйдет примерно неделю назад.


(комментарий скрыт)

26 ноября 2015 | 08:55

Муратов, не жалко вам репутации, годами заработанной? Вас Путин не укусил часом?


toras 26 ноября 2015 | 17:36

Муратов демагог. Лётчики на бомбардировщике что летели на Анатолию отдыхать? Они летели УБИВАТЬ . Там ИГИЛ,а и вообще нет, на оборот туркмены боролись против его.




aka10 26 ноября 2015 | 23:12

Дмитрий, а не пробовали просто договорится с турками о пролете через их территорию, если нет возможности без этого?Нет, надо по-хамски, летать и плевать на границы другой страны.Предупреждали уважать границу, сбивали беспилотник над своей территорией, и еще раз предупреждали что будут сбивать, но вы "великие" и вам плевать на других -"Тагиииил! Тля рулит" (с)


aka10 26 ноября 2015 | 23:22

Дмитрий Муратов читайте Женевскую конвенцию статью 55:"Оккупирующая держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить
необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны."Отреферендили часть территории - выполняйте и при чем здесь Украина в данном случае.


andrey_feld 27 ноября 2015 | 10:04

Уважаемый Дмитрий Андреевич, позволю не согласиться с Вами о том, что непродолжительный залет военного самолета на чужую территорию - такая уж ерунда. Представьте себе симметричный сценарий: самолеты НАТО бомбят деревни, населенные этническими русскими где-нибудь на Донбассе. При этом они позволяют себе время от времени залететь в Ростовскую область, ну так, на несколько секунд, просто потому что это географически удобно. Будете ли Вы так же осуждать действия России, если она таки собьет один из этих самолетов после неоднократных предупреждений? (Слава Богу, у НАТО хватает разума не лезть в этот конфликт!)


Алексей Шачнев 27 ноября 2015 | 14:17

появление музея бориса ельцина можно только поприветствовать желательно чтобы в каждом уважающем себя городе россии появился такой музей и в честь горбачёва можно будет соорудить такой музей в будущем это два настоящих патриота россии одному светлая память второму желаю долгих лет жизни и семейного счастья а путин по моему не достоин такого подарка хотя пусть построят где нибудь музей путина после его отставки я думаю очень скорой где нибудь на питерских задворках пусть фрики и ненормальные ходят туда а порядочные люди проходя мимо этого здания будут харкать в эту сторону


antoniysms 28 ноября 2015 | 20:44

особенно удивила фраза о том, что над мирно летевшим в отпуск летчиком должен хлопотать врач, ( а лучше медсестра с нежными руками), может еще карету скорой помощи подать. Где Муратов в той же Чечне разбомбленной, где трупы клали сотнями, видел такое?


iurii_kiev 30 ноября 2015 | 12:51

Согласен со всеми негативными комментами относительно муратовских причитаний о "мирных" бомберах, вежливых летчиках и "несчастном" Крыме. Своё послевкусие от этого интервью могу описать кратко: гадливость. Минус 1 из моего личного списка гостей "Эха", которых я обычно слушаю.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире