'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 09 сентября 2014, 17:08

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Здравствуйте! Это программа «Особое мнение», меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. В гостях у меня сегодня дьякон Андрей Кураев. Здравствуйте!

А.КУРАЕВ – Добрый вечер!

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Прежде, чем перейдем к стандартному формату «Особого мнения» хотелось бы у вас еще как у ньюсмейкера пораспрашивать, потому что сегодня появилось заявление декана факультета философии МГУ господина Миронова, которое касается, собственно, вас. Говорит он, что никто вас не увольнял, что просто вы не написали вовремя заявление, когда надо было писать, и, вообще, готовы в МГУ найти возможность чтобы вы продолжили читать лекции на философском факультете МГУ. Что-нибудь вам об этом, вообще, известно?

А.КУРАЕВ – Я благодарен моему любимому декану за такие слова, факты таковы, что я уже не мальчик, я уже больше 20 лет работаю на философском факультете МГУ, и каждый год была одна и та же ситуация. В апреле мне начинали отзванивать девочки с кафедры и умоляли: «Скорее, скорее весь пакет документов» и так далее. В этом году однако же никаких таких звонков и близко не было. Когда же я позвонил сам заведующему кафедры, он сказал: «Да, но понимаешь, у нас переход на новую систему образования: бакалавр – магистр, и поэтому в этом году твоего курса не будет, а дальше посмотрим». Кроме того мне было сказано, что мой курс дублируется. Какие-то другие спецкурсы, что немного странно, потому что, говорю, мой курс уже 20 с лишним лет там читается, и ничего похожего, когда я туда пришел, там не было. Я предложил другой курс, пожалуйста. Например: «Русская православная церковь сегодня». Я не думаю, что в Москве, в России есть человек, которые более компетентно чем я мог бы такой курс для религиоведов рассказать. Но тоже я потом не услышал никаких других предложений.

Поэтому, хорошо, будем считать это технической проблемой. Но я в ближайшие дни позвоню Миронову и попробую с ним поговорить. Если будут интересные новости, обязательно сообщу.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, потому что цитируя заявление господина Миронова, например агентству «Интерфакс» он сказал, что вопрос остается открытым, и, собственно, если поступит от вас заявление, оно будет рассмотрено, хотя сроки, конечно, все прошли, но вот видно прямо, что на философском факультете МГУ очень вас хотят видеть.

А.КУРАЕВ – Ситуация, действительно, крайне непростая, это вопрос о чести МГУ, честно говоря, потому что, я говорю, у меня весьма прямая информация еще с января месяца о том, что патриарх сам, по крайней мере, обещался поговорить с Садовничим, чтобы меня из МГУ убрали.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, будем ждать тогда вашего личного разговора с господином Мироновым, потому что у нас его, во всяком случае, слова задокументированы с помощью информационных агентств, и будем его цитировать бесконечное количество раз. Хорошо, тогда уже переходим к особому мнению. Министерство образования и науки довольно быстро откликнулось на интервью, которое в журнале «Фома» появилось буквально на днях, когда было предложено митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием расширить курс основ православной культуры. Сейчас этот курс читается только в 4-м классе, но вот митрополит Меркурий предложил его расширить и сделать со 2-го класса по 10-й.

А.КУРАЕВ – Я не знаю, это новость, не могу спорить, НЕРАЗБ давайте это обсудим.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, в общем, так практически оно и произошло. До 1 ноября подготовит Минобрнауки предложения по расширению школьного курса основ православной культуры на среднюю и старшую школу. Вы такое поддержите изменение или нет?

А.КУРАЕВ – Мне нравится формулировка Министерства образования и науки. Дело в том, что позиция митрополита Меркурия – это официальная позиция нашей церкви, ее высказывал и патриарх Кирилл, она не является новостью, по крайней мере в январе на рождественский чтениях и митрополит Меркурий и патриарх Кирилл об этом говорили в присутствии министра образования. Ну вот реакция была такая: «Мы не против обсудить это», то есть такая реакция: «заболтаем» в переводе на русский язык. Нынешняя формулировка министерства образования – это есть некая новость, но очень такая дипломатичная, дипломатично выраженная новость.

Дело в том, что есть наверняка известный министерству, в общем, консенсус практически всех педагогов, привлеченных в этот проект. Все они говорят о том, что детям это интересно, но часов крайне мало, и хотелось бы больше. И, конечно, они бы очень хотели выйти за рамки 4-го класса. Самим педагогам это, большинству из них это интересно и детям тоже. Родители тоже – опросы проводила Общественная палата, Николай Сванидзе, в частности, и эти опросы показывали аналогичную реакцию родителей, дети которых тоже участвуют в этом проекте. Что означает «выйти за рамки 4-го класса»? Проект, предложенный митрополитом Меркурием – со 2-го по 10-й классы, то есть в каждом из лет обучения. Однако же есть другая идея – мне она кажется более реалистичной – сделать этот курс спиральным. То есть по одному году в каждой из школ, то есть в начальной школе, средней и старшей. Скажем, 4-й класс, 7-й класс и 10-й класс.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – То есть трехэтапное обучение.

А.КУРАЕВ – Ну, да, и, собственно, это без избыточной навязчивости, но по мере взросления детей на соответствующем уровне, чтобы была возможность вновь и вновь возвращаться, потому что эти вопросы о смысле жизни, они же не исчезнут после 4-го класса. Напротив, они ближе к 10-му будут появляться.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Я думаю, что они сформулируются более четко.

А.КУРАЕВ – Совершенно верно, поэтому надо дать возможность говорить на эти темы в классной аудитории, почему нет? Что касается идеи – сделать этот курс общешкольным, то есть проходящим через все классы – вы, понимаете, надо понимать последствия этого решения. Это означает, что этот курс станет просто главным в школьном образовании, важнее, чем алгебра или русский язык или литература, потому что ни один из этих предметов не преподается, насколько я понимаю, все эти классы.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, русский язык и литература все эти классы преподается.

А.КУРАЕВ – Да?

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да.

А.КУРАЕВ – Но в любом случае количество часов, которые новый курс оттянет на себя, будет означать необходимость пересмотра всех основных гуманитарных предметов, по крайней мере, истории России, литературы и, наверное, русского языка. Нужно будет – это вполне возможно, — чтобы часть сюжетов, которые изучаются на этих предметах, передать в курс такой в очень широком понимании культурологии, в том числе, и конфессионально окрашенной. Это можно, действительно. Культура наша органично связана с миром религии, это все понятно, все это можно сделать.

Но это задача не только для авторов учебной программы по этому предмету, но это перекройка и всей школьной программы по всему нашему историко-культурному циклу. И более того, это означает, что сам этот курс «Основы православной культуры» должен стать максимальношироким, светским культурологическим. То есть слово «православной» — там должно быть таким очень мелким петитом, а слово «культура» — заглавными буквами в голове каждого учителя и ученика. Вот тогда, если он будет максимально светским, просто вот о человеке, как он живет в мире культуры, в том числе, нашей национальной культуре. И, кстати, между прочим говорить о том, что не будем забывать и о том, что были определенные религиозные маркеры, мотивы, акценты и так далее – тогда этот курс имеет право быть общешкольным. Но я не уверен, что сегодня, в том числе, и церковная педагогика готова к такому смирению.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Если говорить про позицию Министерства образования, то тут так вот дипломатично очень сформулировано: «Вероятность развития курса, его модернизации присутствует всегда, но позиция министерства неизменно: любые нововведения должны приниматься только после максимального обсуждения и одобрения всех заинтересованных сторон». Стоит ли это воспринимать, как такое желание как-то немножко замять, заболтать, и сказать: «Ну, да-да, ребята, мы еще немного подумаем, но, вообще, навряд ли».

А.КУРАЕВ – Ну, и да и нет, потому что выражена совершенно справедливо позиция. Если этот курс будет главным в школе, то простите, школа – это наше все, потому что это наши дети, то естественно, что просто огромного количества людей это касается, и поэтому их мнение должно быть услышано, и до них надо достучаться и их надо убедить, убедить в открытой и честной дискуссии, которая не может длиться две недели.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но до ноября –это нормальный срок?

А.КУРАЕВ – Нет, конечно. Это работа на годы.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Насколько здесь, как вы считаете, для РПЦ важна победа в этом вопросе, что «вот мы настояли, мы будем…»

А.КУРАЕВ – Вот эти слова желательно забыть. Никаких фронтов, побед, войн, поражений и так далее. Никакого милитаристского пафоса. Что это, победа над своими детьми, что ли? Над кем, над своим народом?

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Над умами.

А.КУРАЕВ – Нет-нет-нет.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Борьба за умы молодежи разве не ведется?

А.КУРАЕВ – Здесь нужен просто спокойный и честный диалог. Я убежден – в этой позиции есть своя красота и правда, и поэтому вот, вообще, в христианской культуре, в рассказе о ней детям, и детям это, действительно, интересно. Поэтому надо не трескучие лозунги бросать, не трескучие фразы, а просто дайте возможность самим детям об этом говорить, чтобы педагоги – вот, что называется «вести с полей» — из класса. Пусть педагоги расскажут, что изменилось в их жизни, в их классе при их работе с этим предметом. Причем, как менялся сам педагог. Ведь наверняка есть масса профессиональных исповедей: «Вот я три года преподаю этот курс, для меня открылось то-то и то-то, в том числе, мои отношения с детьми в чем-то изменились, восприятие детей или, как дети меня стали воспринимать, другие предметы». Наверняка эта информация есть, ее надо собрать и предъявить обществу.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Тогда про другую школьную историю, которая тоже произошла сравнительно недавно. Патриарх Кирилл в ходе пасторского визита в Псков буквально на прошлой неделе высказался как раз по поводу школы, и призывает он к реформам в средней школе, говорит, что нужно качественно изменить в системе образования за счет усиления воспитательного компонента, который готова, собственно, взять на себя Русская Православная Церковь. Далее я процитирую патриарха: «РПЦ – это носитель национального самосознания, она обладает исторической мудростью, способна передать детям то, что, может быть, не всегда, к сожалению, может передать светская школа». И, кроме того, патриарх обратил внимание на то, что сейчас дети не занимаются в школе так, как занимаются раньше. Сейчас все только бесконечно готовятся к ЕГЭ.

А.КУРАЕВ – Во-первых, в том, что сказал патриарх было несколько банальностей – это нормально, потому что в любом обществе, где есть традиционная религия, задача этой религии время от времени произносить святые банальности. Вот такой святой банальностью является сегодня то, что, действительно, школа должна помогать в воспитании детей, а не только включать их в какие-то чисто информационные безоценочные, безличностные потоки, поэтому здесь есть консенсус практически всех наших педагогов и родителей и так далее, поэтому в этом пункте речи патриарха нет ничего, я думаю, ничего особо дискуссионного. Вопрос о том, сможет ли школа вести это воспитание без помощи церкви – да, об этом здесь можно спорить. Но главный вопрос, мне кажется, не в этом, а в том, как нам опять же незаметно воспитание не подменить идеологической проработкой, потому что, мне чего-то кажется в этом направлении идет у нас дрейф какой-то у нас, по крайней мере, государственных масс-медиа.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, но это идет проработка, скорей взрослых умов.

А.КУРАЕВ – Да, но поэтому, понимаете, поскольку слишком часто политика, образовательная политика министерства образования в России и в Советском Союзе – это просто некая производная, которая берется от государственной идеологической политики и это почти неизбежно, то поэтому, конечно, есть основания полагать, что некая такая партийная озабоченность и идеологичность, она под видом воспитания вернется в школу.

И знаете, в той речи патриарха вы не обратили внимания на другой, действительно, спорный момент. Он тогда же в Пскове сказал, что он сторонник того, чтобы министерство образования не отказалось от идеи создания единого учебника по истории. То есть последние месяцы из министерства, скорее, шли такие импульсы о том, что эта идея признана нецелесообразной, нереализуемой и поэтому пусть будет так, как это было в 90-е годы или нулевые: конкуренция на выбор учителя, выбор учебника по истории нашей отечественной с теми или иными, в том числе, оценочными акцентами.

А вот патриарх ясно выразился все-таки за то, чтобы этот учебник был единый, то есть он сторонник того, чтобы это была некая такая базовая стандартная версия в восприятии, в том числе, сложных страниц нашей национальной истории. С точки зрения политологии, совершенно правильное решение, конечно, потому что известно, что единство национального сознания гражданского общества, оно именно предполагает некую общую матрицу, которая в детстве вложена и так далее.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Из уст все-таки патриарха слушать политологические заявления странно.

А.КУРАЕВ – В той же речи патриарх еще сказал одну удивительную вещь. Он сказал, что школа должна прививать детям научное мировоззрение, научную картину мира, и при этом уточнил: «то есть мировоззрение».

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Так картину мира или мировоззрение?

А.КУРАЕВ – На самом деле это почти одно и то же, но здесь стоит заметить, что именно в устах патриарха это немножко странно, потому что научная картина мира – это обычно такая безрелигиозная картина мира.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, но, может быть, он за Дарвина вдруг решил заступиться, которого так активно пытаются изгнать….

А.КУРАЕВ – Вот не знаю. Я бы очень хотел, чтобы пресс-служба патриарха или может патриарх в следующей речи на эту тему вернулся бы к этому сюжету, потому что одно дело научный стиль мысли, умение научными путями находить ответ – это прекрасная задача, адекватная для школы, но я, напоминаю, 14-я статья Конституции запрещает любой идеологии быть обязательной в нашем государстве. Идеология и мировоззрение – я думаю, юристы не различают этих понятий, философы могут различать и политологи мировоззрение и идеологию, юристы этого не различают, и поэтому попытки сказать, что в школе имеет право только научное мировоззрение или научная картина мира присутствовать – это некое приключение, это такая идеологическая претензия не очень правовая. Так что с этой точки зрения у меня есть вопрос, недоумение по поводу этого высказывания патриарха, так что спасибо, что привлекли внимание к этой его речи, она, действительно, интересна, несмотря на то, что там были некие святые банальности.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но без них никуда.

А.КУРАЕВ – Конечно, никуда.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но ведь, действительно, помощь в воспитании ребенка. Вот мы последние пару недель – это было, так или иначе, связано с началом учебного года и с разными событиями — вот школа воспитывает или не воспитывает сейчас, кто, вообще, должен на себя взять эту обязанность или нет? Потому что мы прекрасно понимаем, что современные родители уже не так много времени уделяют воспитанию своих детей. И вот вчера в этой студии Артемий Троицкий говорил, что сейчас главный воспитатель детей – это интернет, а вовсе не школа и не родители.

А.КУРАЕВ – Нет, школа все равно воспитывает, речь идет о некой трудовой этике, наверняка ответственности за поручаемые задания и так далее. Я думаю, что все равно в школах остается некоторое воспитание в смысле какой-то такой, классной солидарности, товарищества и так далее. Но и плюс к этому, конечно, очень многие сюжеты, изучаемые в школе, все равно, так или иначе, учителями и авторами учебников все равно выводятся в область некоторых этических интерпретаций, этических выводов. Опять же учитывая, что один из главный предметов русская классика, а русская классика повышенный морализаторский характер носит, поэтому без этого просто не обойтись.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Морализаторство в некотором, может быть, извращенном виде льется потоком с телеэкранов.

А.КУРАЕВ – Ну, мы об этом уже говорили, что если школа станет придатком к телепропаганде, то это будет тревожно.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, а с другой стороны, ведь от родителей тоже очень много дети получают, а родители смотрят все тот же телевизор, и как здесь быть ребенку, потому что, если ему забивают голову, и он постоянно слышит, как между собой родители обсуждают политику, Украину, Крым и прочее – конечно, это у него как-то все записывается в голове.

А.КУРАЕВ – Вы знаете, педагоги обычно на своих собраниях говорят о том, что школа должна учить детей жить в современном мире, но на мой взгляд, из этой совершенно справедливой формулы можно сделать совершенно разные выводы. Понимаете, если я хочу выйти на улицу, а на улице, я знаю, мороз минус 20 – это не означает, что в порядке адаптации к внешнему климату, я перед выходом должен залезть в морозилку и остудить себя до минус 10. Скорей напротив – я должен потеплей шапку и варежки подобрать. Вот, мне кажется, что поэтому школа должна, скорей, защищать детей от современного мира, от многих его проявлений, и в частности, учить детей, снабжать детей, а потом, в высшей школе и студентов таким важным инструментом, как «лапшесниматель» — вот, как снимать лапшу с ушей; как докопаться до первоисточника информации, как проверить текст, как услышать другую точку зрения, другую интерпретацию, в соревновательности мнений сформировать свое. Вот мне бы очень хотелось, чтобы школа, и высшая, и средняя учили бы, прежде всего, этому.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Это какая-то очень хорошая цель, но малореализуемая, по-моему. Ведь людям проще жить с лапшой на ушах – она греет, защищает.

А.КУРАЕВ – Она реализуема, если эта задача перед школой ставится. Но, если само правительство рассматривает министерство образования как один из подотделов агитпропа, тогда, конечно, эта задача не будет реализуемой.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Если говорить в целом про настроения внутри общества, потому что мы видим, что давно такого не было, что люди… прямо внутри семьи идут расколы, внутри друзей идут расколы. Все просто массово сходят с ума. Что происходит, почему вдруг выяснилось, что люди, в общем, довольно злые, нетерпимые и непримиримые к чужому мнению?

А.КУРАЕВ – Всегда побеждает в борьбе за умы та партия, которая разрешает свинство. Такова была методика партии большевиков, и с той поры за последующие сто лет мало, что изменилось. То есть, если разрешить людям быть немножко нелюдями, дать им право на ненависть, право на погром – отклик будет массовый и очень радушный и искренний.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Это какая-то очень страшная картина получается.

А.КУРАЕВ – На языке богословия это называется «природный грех» и поврежденность человеческой природы.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Вы с такой радостной улыбкой об этом говорите.

А.КУРАЕВ – Потому что есть спаситель от это болезни – это Христос все-таки.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, что, сидеть и ждать второго пришествия?

А.КУРАЕВ – Нет, зачем же? Можно просто сейчас вчитаться в Евангелие.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Вы думаете, это поможет?

А.КУРАЕВ – Многим это помогает.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – И сейчас тоже, в современном мире?

А.КУРАЕВ – Я все-таки напомню, что при всем при том Русская Православная Церковь сохраняет свое единство и в России и на Украине.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Кстати за отношениями именно в Русской Православной Церкви в контексте российско-украинского конфликта тоже все внимательно смотрят, и тоже сигналы там ловят. Но там все немножечко по-другому, не так, как в политике.

А.КУРАЕВ – Слава богу!

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, жаль только – не получается распространить это на более широкие слои населения.

А.КУРАЕВ – Книга под названием Евангелие находится в открытом доступе в интернете.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Опять вы всех в интернет загоняете. Нет, чтобы пойти с людьми поговорить по-настоящему, с компьютером общаться бесконечно – это же…

А.КУРАЕВ – Вот вчера, позавчера Дмитрий Энтео встретился с людьми, чтобы поговорить с ними на евангельскую тему: «Является ли Владимир Путин богом?»

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Прекрасный его пример, и вы предлагаете. Я, пожалуй, тоже отправлю всех в интернет, чего уж там.

А.КУРАЕВ – Интернет пока молчит об этой лекции. Парадокс. Пока видео нигде не выложено.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Хотя все ждали, и вопросы у нас на сайте есть по поводу этой встрече нет, но свидетельств нет, может быть, к следующему разу по поводу этой встречи что-нибудь узнаем.

А.КУРАЕВ – Да, странно.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Сейчас прерываемся на несколько минут и скоро вернемся.

НОВОСТИ

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР –Продолжается программа «Особое мнение», меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Напоминаю, что сегодня у меня в гостях дьякон Андрей Кураев. Немного хочу с вами про политику поговорить. Не вздыхайте так тяжко. Без политики не получается совсем никак и никогда. Духовный лидер буддистов Тибета Далай-Лама внезапно совершенно выступил с критикой президента России Владимира Путина. Он сказал, что слишком долго находится Владимир Путин у власти и, вообще, похоже он пытается возвести новую Берлинскую стену, при этом наносит ущерб свой стране. Считает, что изоляция для России Далай-Лама, что изоляция для России сродни самоубийству, в общем по политике выступил по полной программе. Насколько, вообще, уместно духовным лидерам вот так вот высказываться?

А.КУРАЕВ – Во-первых, он не только духовный лидер, а до некоторой степени еще и национальный государственный лидер своего народа. Но, честно говоря, в этом его выступлении был все-таки такой, смешной оттенок. Когда он говорит, что Путин слишком долго находится у власти: был президентом, потом премьер-министром, потом опять президентом — это эгоцентрично и так далее – понимаете, это говорит человек под номером четырнадцать. По его собственной вере он сам уже 14 пожизненных сроков был главой своего государства.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ему положено! Ему можно.

А.КУРАЕВ – А можем, по догматике нашей страны Путину тоже положено? Чего он со своим уставом в чужой монастырь лезет. Ну, честное слово, как бы не из этих уст. То есть или ты отрекись от своей собственной идеологии, что ты правишь уже минимум 500 лет своим народом, а Путин 15 – как посмел, да? – ну, это немножко смешно, безотносительно к личности Путина, его стиля правления и так далее. Вот, неважно, кто бы был на этом месте – но это немножко странно. Кроме того, когда в этом интервью газете DieWelt Далай-Лама сказал, что Путин эгоцентричен, опять же безотносительно к Путину, хотя, действительно, он эгоцентричен – это я вижу и того, что он любит опаздывать – все об этом говорят. Но в буддизме эгоцентрично любое сознание, любое живое существо. Первое, что должен усвоить…, если я хочу стать буддистом – меня не существует, никакого я не существует и вас тоже не существует – все это иллюзии, и поэтому, что это ругаться из-за иллюзий? И, наконец, третий аспект этого интервью, если читать его полностью, он не удержался от того, чтобы противопоставить Россию и Китай.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да. Сказал, что в Китае не все так ужасно.

А.КУРАЕВ – Путин ведет неправильную политику, а в Китае все хорошо. Вот это замечательно, учитывая, что Тибет входит в часть Китая, как-то опять напоминает старый анекдот про спор двух журналистов, советского и американского, «можешь ли ты выйти на Красную площадь и сказать, что ваш президент дурак?»

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Рейган дурак.

А.КУРАЕВ – Да, Рейган дурак, да.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – То есть у вас, скорее, я смотрю, ироничная реакция на это.

А.КУРАЕВ – Ну, он сам по себе довольно смешной мужик, то есть по-хорошему смешной, мне он нравится, поэтому я в этом выступлении увидел повод для нескольких улыбок.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Хорошо, тогда посмотрим на папу римского. Франциск провел… он, вообще, по поводу Украины несколько раз уже выступал, поздравлял, кстати, Петра Порошенко с годовщиной независимости Украины. Потом обратил внимание на эти «минские договоренности», которые несколько дней назад были. Во время воскресной молитвы призвал к миру и диалогу на Украине. То есть как-то тоже…

А.КУРАЕВ – Добавим к этому, что конференция католических эпископов в Германии почему-то призвала к территориальной целостности Украины и так далее, и как бы ужесточить борьбу с ополченцами.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Это все как-то, вообще, укладывается в наше представление о том, что есть церковь, и по каким поводам она высказывается, и в чем она участвует?

А.КУРАЕВ – Я говорю, если Далай-Ламе, мне кажется, не очень уместно говорить о чужих эго, потому что, с точки зрения его доктрины, их просто не существует, кстати, не могу не удержаться, что Далай-Ламы в доме, в кабинете – мне рассказывал человек, который там бывал – есть замечательная фотография, на которой Далай-Лама сидит в позе лотоса, при этом у него в рабочем состоянии фаллос и туда воткнута палочка в виде зонтика. Ну, честно слово. Ну, человек, при виде которого хочется улыбаться.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Боже, какой кошмар!

А.КУРАЕВ – Да, так вот, ну тантризм. Тибетский буддизм – это тантризм. Там сексуальные вещи – они в порядке вещей. Так вот, что касается римского папы – ну, опять он при исполнении своих обязанностей. Ну, такая традиция католической церкви есть на Западе. Если католический епископ не прокомментировал в воскресной проповеди текущий выпуск новостей, прихожане говорят, что он плохой епископ. А, если в православном мире епископ начинает говорить о политике людям, то прихожане говорят, что он плохой епископ: «Ну, что ты все о политике, тебе что, Евангелие наскучило?» Это разные культуры. Одно из интереснейших различий между католической культурой, в том числе, культуры политического действия и православной культурой, которая в этом смысле гораздо менее развита, наверное, Но, может быть это и не есть недостаток.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – А, почему так получилось? Разная степень участия религии в жизни общества?

А.КУРАЕВ – Это получилось из-за того, что разные были судьбы Восточной и Западной Римской империи. Если Западная Римская империя пала в пятом веке под напором варваров, то Восточная Римская империя, а значит, еще нормальная государственная жизнь сохранились еще на тысячу лет. И благодаря этому, то есть на Западе, церковь оказалась, по сути, единственным оплотом цивилизации на пути варваров, которые однако уже были христианизированы, и поэтому папа мог выступать переговорщиком между осажденным Римом и, скажем, осадившими варварами, то в Византии государство продолжало свою обычную жизнь, да, естественно, очень сложную, со своими тенями, преступлениями, коррупцией и так далее, но церковь могла просто молиться.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – В России за последние 24 года – я про новую Россию говорю уже – церковь становится более политизированной, то есть она становится в большей степени участницей этих разговоров и обсуждений политических новостей?

А.КУРАЕВ – Я думаю, что, наверное все-таки не так, к сожалению, может быть. Скорее, растет в госаппарате, в государственной верхушке желание как-то использовать религиозный фактор. То есть вопрос Сталина: «А, сколько танковых дивизий у Ватикана?» все более овладевает умами – а нельзя ли и это как-нибудь и это использовать в условиях тотальной мобилизации?

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – То есть власть использует церковь?

А.КУРАЕВ – До некоторой степени да, но опять же, это происходит при условии, что происходит и некое проникновение ряда идеологем, может быть, образов православных в такую общегосударственную риторику.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Просто последнее время все чаще и чаще обращают внимание на то, что политические лидеры, крупные государственные деятели – они такие напоказ религиозные, что несколько как-то удивляет, наверное.

А.КУРАЕВ – Среди них есть разные люди, но вновь говорю: здесь меня, скорей, напрягает, что есть попытка поставить такой эксперимент: А поможет или нет? Знаете, у меня ощущение, что на самом деле наше государственное руководство находится в состоянии отчаяния, в том смысле, что… ну, что делать с этой страной, как отбить охоту воровать, в том числе, и своим же всевозможным вице— всяким заместителям, министрам, губернаторам и так далее? Просто страх или же, может быть, можно какой-нибудь религиозный мотив людям дать, в том числе и чиновникам. Идет поиск. Честное слово, Россия слишком молодая страна в этом смысле, и идет еще поиск — у нас далеко еще не все устоялось, – что и как может сработать, в том числе, вопрос: А сработает или нет православная карта? Сможет реально стиль нашей жизни, стиль нашего управления измениться, если люди будут религиозно мотивированы? Или же нет, или религиозный акцент приведет только к новым конфликтам? То есть это пространство поиска. И я думаю, что для Путина это не закрытый вопрос.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Для Путина, которого многие называют человеком глубоко верующим.

А.КУРАЕВ – Тем не менее. Одно дело глубокая личная вера. Скажем, Григорий Явлинский вроде бы тоже вполне православный человек, причащается, исповедуется и так далее, но он четко отделяет, где пространство личной религиозности, а где публичность, поэтому люди, в том числе, его партии выступают против строительства новых храмов в Москве. Так что на самом деле личная религиозность политика не предполагает автоматической предзаданности линии его политической.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, учитывая, что у нас еще в Конституции прописано отделение церкви от государства, а так же, что мы многонациональный и многоконфессиональный народ.

А.КУРАЕВ – Личная религиозность Путина – это своя такая черная кошка в черной комнате, но опять же, есть она или нет – из этого нельзя выводить прямы следствий, как это сказывается на его политике, потому что, я думаю, что он достаточно прагматичный человек.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, но зато мы можем смотреть на то, в каком положении находится РПЦ как институт, и связано это как-то или не связано.

А.КУРАЕВ – Ну, и давайте тогда, в каком положении находятся мусульмане или еврейские общины. У них что, проблемы серьезные какие-то?

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, вообще-то можем посравнивать, и по количеству мечетей и храмов можно, наверное, посравнивать.

А.КУРАЕВ – То, что они хотят и могут понести – все у них есть, не переживайте. А если чего-то не хватает, то только потому, что мусульманская община исторически менее консолидирована, чем православная. Ну, нет у них поста патриарха, и никогда не было. А есть множество разных этносов, у которых свои способы самоорганизации, мусульманских, в том числе, и татарам, скажем, будет непонятно, почему они будут подчиняться дагестанскому муфтию где-то и обратное тоже верно. Но это их проблема – пусть они между собой ее решают.

Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – О’кей, не буду настаивать на то, чтобы вы решали проблему мусульман. Спасибо большое! В «Особом мнении» сегодня был дьякон Андрей Кураев. Всем счастливо!

Комментарии

152

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


kuznetsovevgenij 10 сентября 2014 | 11:11

Великолепный выпуск! Чёткие и точные вопросы и очень взвешенные и объёмные ответы. Сразу видно, что к этому выпуску ведущая подготовилась особенно тщательно, а о. Кураев вновь подтвердил глубокое знание жизни и свою широчайшую эрудицию. Мне было приятно в очередной раз убедиться в остром уме служителя Церкви и просто услышать красивую речь.
P.S. Хочется надеяться, что Духовные Семинарии и Духовные Академии высоко держат планку образования будущих пастырей и вскоре уровень о. Кураева будет общим уровнем священников во всех Храмах. Понятно, доступно и благостно. Спасибо.


evgeny05 10 сентября 2014 | 12:20

kuznetsovevgenij: Согласен с Вами. Очень приятно слушать умного и очень образованного человека, имеющего свое интересное мнение на происходящее вокруг - без пафоса, без криков, все четко, лаконично и (по-моему) очень правильно!!!


(комментарий скрыт)

nikolai_pm 10 сентября 2014 | 11:35

Есть и в религии думающие незашоренные люди. Но они там явно на обочине.
Главная фраза: если разрешить людям быть нелюдями, отклик будет массовым.
В России именно так.
Разрешили в начале прошлого века - несколько лет убивали друг друга, грабили и гробили страну.
Разрешили в 90-х - откуда-то вдруг возникли миллионы бандитов, грабителей, проституток и прочей швали. И опять убивали друг друга, грабили и гробили страну.
Разрешили сейчас - кинулись убивать, грабить и гробить Украину. Да и Россию трясёт, вот-вот и здесь начнется.
-----
Хотя и не только в Росии такое. Гитлер освободил свой народ "от химеры совести" - угробили миллионы. Аналогично и в Камбодже, в ряде мусульманских стран.
--------
Главное разрешить толпе - а там пойдет только так!


marichka 10 сентября 2014 | 13:33

Если разрешить людям.... А кто разрешил Америке историю 300-летнего истребления коренных жителей, расовую дискриминацию одинаковых детей божьих - индейцев и афроамериканцев? Кто позволил бомбить только после 2-ой мировой 26 стран? Наживаться на мировой крови людей? При этом фасад - традиционная рождественская индейка, венчания - отпевания! Давайте уже не говорить о нелюдях в одной России...Мировой процент нелюдей гораздо выше, чем российский показатель


nikolai_pm 10 сентября 2014 | 13:55

marichka: Опять про Америку? А вы таки про Россию давайте, или вы в Америке живете?
Меня американское быдло мало волнует, а вот то, которое рядом...
Я вообще полагаю, что Америка - это выдумка, ее просто не существует. Почему? А очень просто - туда уехали миллионы и никто не возвращается. Куда пропадают? Хоть бы кто-то вернулся и рассказал, как там плохо.


v_ch 10 сентября 2014 | 20:02

nikolai_pm: возвращаются и рассказывают, что там плохо, а что хорошо. Примеров таких тьма.


nikolai_pm 11 сентября 2014 | 06:05

v_ch: Где эта "тьма"? Задорнов со своим "ну, тупые!", отрабатывающий квартиру в правительственном доме?


marichka 11 сентября 2014 | 06:26

Рай там, рай...только не для вас, а для богатых. Вы не были, а я была. Совершенно чуждый менталитет, философия потомков авантюристов, убийц, воров и проституток, отсутствие истории, архитектуры, всё, что я так люблю в старушке Европе. Если вы здесь очки зарабатываете-ваше право, а использовать площадку "Эха" для плевков в колодец? Вам воду чистую из Америки возят, или самозаплеванную пьете?


drluis 11 сентября 2014 | 11:54

marichka: Все прям потомки убий и авантюристов. Ну что за мура причем без апелляционная.


nikolai_pm 11 сентября 2014 | 12:13

marichka: Я пока понять не могу, чего у Вас не хватает: ума, логики или честности?
ВЕДЬ ПРО АМЕРИКУ НЕ Я, А ИМЕННО ВЫ НАПИСАЛИ.
Я вам ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ, что мне на Америку НАПЛЕВАТЬ. Меня волнует НАШЕ российское быдло, готовое воровать, убивать и грабить страну, как только это позволят. Даже не будем в историю начала 20-го века уходить. А возьмем те же лихие 90-е, когда откуда не возьмись откуда-то вдруг взялись многи МИЛЛИОНЫ бандитов, грабителей, проституток и всякого жулья.
А просто позволили.
А что касается аборигенов, то не России учить других.
Вы наверняка забыли (или не слышали или прикидываетесь) про 50-летнюю кавказскую войну.
И эта война (на грани геноцида) там повторилась еще несколько раз - после 17-го, в конце Великой Отечественной, и в 95м-2005м. Да и сейчас идет, только мало об этом пишут.
Как-то с начала украинской истории вдруг перестали писать про ежедневные убийства и взрывы, например, в Дагестане.
Еще раз повторю, про Америку ИМЕННО ВЫ пишете, а не я.
А почему бы вам не сравнить Россию не с Америкой, а, к примеру, с Пакистаном, Сомали, Нигерией, Ираном?
Заочное соревнование людоедки Эллочки с Вандербильдихой?


marichka 11 сентября 2014 | 17:31

nikolai_pm: Я думала вы русофоб, а вы быдломан- ОЛАСВАЛГ!


nikolai_pm 11 сентября 2014 | 17:36

marichka: Так у вас, бабушка, кроме ума, логики и честности, еще и памяти нет.
Вы же обещали со мной больше не беседовать, и вдруг...


(комментарий скрыт)

nikolai_pm 12 сентября 2014 | 03:29

marichka: Так во опять старушачья память и такая же логика. Это ВЫ мне написали, а не я вам.Так же, как и про Америку ВЫ вспомнили, а не я. Посмотрите лесенку.
А я опять-таки плохо понимаю ваши завышенные запросы.
Почему-то решили потягаться с США, которые превышают Россию по всем основным показателям на порядок (опять же - знаете значение этого слова?). А не с гораздо более близкими Нигерией, Пакистаном и Ираном.
А прадедушкой я, возможно, таки стану довольно скоро. Внучка в Израиле вроде бы замуж собирается. А сейчас в армии служит после школы. Так что недолго ждать.


com30 13 сентября 2014 | 23:17

nikolai_pm: nikolai_pm:
Да и сейчас идет, только мало об этом пишут.
=============
Если новости нет в зомбиящике, значтит новости нет.

А ведь в Дагестане практически каждую неделю федеральные войска уничтожают целые улицы или даже аулы, только из за подозрения в тот, что в одном из домов может находится боевик.
http://bit.ly/1tS6AJI
http://bit.ly/1peqebj
http://bit.ly/1uuXWzs
http://bit.ly/YGIuow
http://bit.ly/1tS6Vfu
И как то в телевизоре эти новости обходят стороной и не называют силовиков "карателями". (
А такие страны как Америк, Пакистан, Сомали, Нигерия, Иран, РФ уже сравнили.
В сравнительном списке организации Vision of Humanity из 153 государств, Россия оказалась на 147-м месте в прядке убывания от миролюбивости. Чуть более агрессивные, чем РФ, КНДР, Афганистан и Ирак, а 153 место по агрессивности ко всем, оказалось пиратское государство - Сомали.


krot50 13 сентября 2014 | 21:31

marichka: а на какие шиши экономист из бюджетной организации ездил в США и зачем?И ещё важнее откуда упомянутый "экономист" знает где был или не был nikola_pm?Я бы на его месте поинтересовался!


marichka 15 сентября 2014 | 10:08

krot50: мне вообще не интересен мир животных, кроты и пэмы, в частности, ещё более неинтересны молодые, старые и очень старые евреи и всё что с ними связано. Крот, сделайте запрос в налоговую - про шиши, для справки: почти все страны Европы, несколько Юго-восточной Азии. Цель- туризм.


krot50 16 сентября 2014 | 07:00

marichka: А мне вот очень интересен мир экономистов-бюджетников, объездивших за своё полмира.Дадите личные данные с удовольствием сделаю запрос в ... прокуратуру.А про евреев к чему?Увы, дело куда хуже - я цыган.


marichka 16 сентября 2014 | 08:19

krot50: персональные данные раздавать цыганам? 152-фз читайте и больше не пишите мне


nat5783 11 сентября 2014 | 00:38

marichka: вы постоянно стрелки переводите на Америку. А надо бы за собой смотреть: а то в чужом глазу вы видите соринку, а у себя дубину не замечаете.


nikolai_pm 11 сентября 2014 | 17:44

nat5783: Молоденький Пушкин в своей басне немного по-другому написал:
"В чужой п...е соломину ты видишь,
В своей бревна не замечаешь!"


ewlada 10 сентября 2014 | 12:41

Да, на разрушение отклик массовый. Многие ожидают, что созидать будут другие.


protacov 10 сентября 2014 | 13:52

Всякий раз, слушая Кураева, получаю удовольствие, хотя и далек от Церкви. Услышать умного человека - большая редкость. "Эхо" приглашает каких-то бесноватых Шевченко и иже с ними.


venezianez49 10 сентября 2014 | 18:58

Поздравляю всех заинтересованных либералов (и Эхо, разумеется) с рождением ещё одного героя (мученика) сопротивления кровавому режиму ! Жаль только, что любовь к новорожденному (в свете местной нелюбви - мягко говоря - к православию) выглядит весьма лицемерно и цинично. P.S. На всякий случай, уточняю : одинаково негативно отношусь и к Кураеву, и к Отставных, и к Чаплину, и к Гундяеву (и так далее).


10 сентября 2014 | 19:33

Этот назойливый поп-раскольник Кураев уже никому не нужен, - ни обществу, ни церкви.


m_anuchin 10 сентября 2014 | 20:23

Политизация церкви в самодержавной, а потом тоталитарной и авторитарной России всегда была и православие поддалось на это и поддается, особенно, когда ей отдают имущество и другие материальные блага...


klink 10 сентября 2014 | 20:26

Кураев упрощенец. Большевики победили не обещанием свинства, а обещанием всеобщего блага путём ликвидации эксплуататоров.


protacov 10 сентября 2014 | 22:19

klink: Грабь награбленное - это откуда? И это не свинство?


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

vnb 10 сентября 2014 | 22:41

Всегда хорошо, когда берут интервью у разных людей. Мало на Эхе новых людей.


kadabr 11 сентября 2014 | 00:36

Долой церковников из школ! У нас светское государство. В школе дети должны получать современное, научное, светское образование. Если родители и/или ребёнок хотят изучать Закон Божий пусть это делают в воскресной школе. Школа это социальный институт и он не должен быть религиозно ориентирован.


nat5783 11 сентября 2014 | 00:49

Меня больше всего поразило, что, оказывается, Путин глубоко верующий человек! Это же сатана! Ему вообще в церковь входить нельзя, чтобы не осквернять божий храм. На его совести много тысяч убиенных: в Грузии, в Чечне, в Дагестане, в Приднестровье, в Украине. Владыку мира из себя возомнил!
Скорее всего, этот ботоксный человеконенавистник, чувствуя, что уже не долго осталось всех мучить в связи с преклоненными годами, ходит в церковь, чтобы покаяться.


(комментарий скрыт)

dimavladnik 11 сентября 2014 | 05:58

Не скажу, что слежу за всеми выступлениями о. А.Кураева, но раньше я думал, что православная церковь сильна такими образованными, думающими священнослужителями, как он. Но это интервью полностью разочаровало меня. Мне симпатична буддийская философия, поэтому ссылка на непонятного знакомого, якобы (!) увидавшего некую фотку у Далай-ламы и вся говорильня вокруг этого - это уже клинические симптомы... Да и все остальное - много словоблудия, мелочности, откровенного вранья. Не говоря уже и о комментах уважаемого интервьюера, типа: "Боже, какой кошмар!" (см. в контексте)
Фу, и еще раз фу! Да ладно, это интервью просто оскорбило мои чувства.
А вообще, хочу сказать, в последнее время на "Эхе" преобладают явно психически неадекватные личности. Скажу даже больше - шизоидного типа. Стало обычным делом с хохотком оскорбить чувства исповедующих иную, чем иудаизм, веру. Может, Венедиктову надо бы обратить на это внимание? Или это делается специально, чтобы вбить клинья в народ? Чтобы еще больше разозлить, натравить друг на друга? Печально. А позиционируют себя цивилизованными, образованными и т.д...


11 сентября 2014 | 12:21

"В борьбе за умы всегда побеждает та партия, которая разрешает свинство."

О ситуации в моей многострадальной стране лучше не скажешь. :-(


gbborg 11 сентября 2014 | 12:30

А. КУРАЕВ – "Всегда побеждает в борьбе за умы та партия, которая разрешает свинство".

Уважаемый священнослужитель! В целом, Вашу позицию я понимаю и даже где-то воспринимаю.
Но данная фраза сомнительна. Ибо в первом веке от РХ "в борьбе за умы" вступила партия по борьбе со свинством!


(комментарий скрыт)

ewlada 11 сентября 2014 | 12:32

И какая партия в России поощряет, допускает и разрешает свинство?


eduard53 11 сентября 2014 | 13:15

А.Кураев: "В борьбе за умы всегда побеждает партия, к-ая разрешает свинство ...
Если людям разрешить быть немножко нелюдями, дать им право на ненависть, на погром –
отклик будет массовый и очень радушный и искренний ..."
-------------------------------------------------------------------------------------------------
* * *
О борьбе за умы дискутировать с дьяконом,
Многоопытным мастером сей кутерьмы,
Не хочу. Лишь замечу о свинстве, столь лакомом
Для умов: знать, такие уж были умы.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире