Я. РОЗОВА: Сегодня мой гость – Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики математического института имени Стеклова.



Николай Андреев, 39 лет. После школы поступил в МГТУ, затем поступил на механико-математический факультет МГУ, где защитил диссертацию кандидата физико-математических наук. В 7математическом институте им. Стеклова РАН работает 14 лет. 4 года назад за свою работу получил премию президента РФ.



Я. РОЗОВА: Я знаю, что подобных лабораторий, которые занимаются популяризацией науки, в Российской Академии больше нет. Вы же как ее руководитель считаете, что сегодня это просто необходимо. Почему?

Н. АНДРЕЕВ: В реальности во всех институтах занимаются популяризацией науки, ведут кружки, олимпиадами занимаются. Но сейчас уже настало то время, когда популяризации науки приходится уделять очень много внимания, чтобы у людей не было отторжения к математике. Я про математику больше говорю. Но школа зачастую прививает отторжение. Между тем, это очень красивая и очень интересная наука. Если ее знать, будет гораздо интереснее жить. Основной наш проект – математические этюды, завлекающие их. Основная задача – завлечь. Проект был создан очень давно, в 2002 году. А в 2010 году в институте, у нас довольно маленький институт, произошло довольно знаменательное событие: создали лабораторию, отдельное структурное подразделение, чтобы показать, в частности, другим институтам и другим учреждениям, что этим нужно заниматься. Это такая же обязанность ученых, как и занятие наукой: передача по наследству тех традиций, знаний. У нашего проекта порядка 60 лекций в год по России, в разных регионах, от деревень до городов. Лекции, которые основываются на тех фильмах, которые мы делаем. Кроме того, мы создаем музеи математических моделей, а именно игрушек, которые легко показывают и объясняют какие-то математические факты интересные.

Я. РОЗОВА: Например, тот же кубик Рубика.

Н. АНДРЕЕВ: Кубик РУбика  — да, в каком-то смысле математика. Вопрос, в каком виде. Мы пока создаем вот, например: теорему Пифагора можно доказать с помощью классной головоломки. Кто-то захочет, может, на сайте посмотреть, кто имеет возможность. Можно подержать, перекладывая какие-то фигуры. Что означает теорема Пифагора? Квадрат гипотенузы. Площадь квадрата, построенная на гипотенузе. То же самое на катетах. Квадрат который поострен на катетах, можно разбить на части так, чтобы из них складывался тот квадрат, который построен на гипотенузе. Увлекательная головоломка. У нас, кстати, она есть и под айфоны, и под айпады. Там она менее увлекательна, чем в деле, потому что там нельзя переворачивать фигурки, а в деле это гораздо сложнее поиграться. И это еще один канал, кстати, приложения в апсторе заняли первое место даже не среди раздела education, а среди топов. И несколько дней находился на первом месте, хотя чисто математическое приложение. Забил энги бёрдз и прочие приложения. Это интерактивная реализация задачи Рачинского. Рачинский был профессором Московского университета. В какой-то момент уехал в родное село и начал заниматься со школьниками. И одна из его известнейших книг «1001 задача для умственного счета» — это те задачки, которые он считал с необразованными сельскими, крестьянскими детьми в своей школе. Сначала в средних классах, даже не старшие классы. И известная картина Богдана НРЗБ о школе Рачинского. Кто хочет, может посмотреть, какие это дети. А вот зайдя в апстор и скачав нашу бесплатную программку, называется она «В уем может», попробовать, что умеют те дети в уме считать. И современные обладатели айфонов могут посчитать. Там 1001 одна задача. И программу сейчас скачало почти миллион человек уже. Я считаю, что мы достигли своей цели уже. Люди посмотрели на картину Богада НРЗБ, во-вторых, узнали, кто такой Рачинский. А  в третьих, если они попробовали порешать хоть несколько задач и задумались, что не все делается тыканьем в компьютер и айфоны, то это уже полезно. А дальше уже их желание. Обновляется больше 500 тысяч человек, когда мы выпускаем обновление. Впечатление такое, что народ все-таки не по одной задачке решал.

Я. РОЗОВА: А сколько человек работает в лаборатории?

Н. АНДРЕЕВ: В лаборатории работает 4 человека. Это Никита Панюнин, Сергей Петрович Коновалов и Николай Петрович Долбель. Это математики только. А у нас еще большая команда. Основной состав – это Михаил Принченко из Одессы…

Я. РОЗОВА: Кто создает, да?

Н. АНДРЕЕВ: Да, кто, собственно, создает то, что получают пользователи. Михаил Принченко из Одессы, рисует трехмерные мультфильмы. А Роман Кокшаров отвечает за программирование, за дизайн сайтов, за всю нашу продукцию. Мы стараемся делать многоуровнево, чтобы это было интересно и младшим классам, чтобы можно было и гуманитарию что-то рассказать на  этом. Как поворачивать поезд. Ведь внутренние рельсы имеют чуть меньший радиус, чем внешние рельсы. Соответственно, колеса должны проходить разный путь. А с другой стороны, они, в отличие от автомобилей, жестко связаны друг с другом. Крутятся с одинаковой скоростью. А рельсы не должны проскальзывать. Вот оказывается, что НРЗБ колеса делают вид к носу. И те самые НРЗБ, которые учат школьники и не любят на уроке геометрии применяются в жизни ежедневно. В 19 веке и в наш компьютерный 21 век. Это простейшая математика. Беда в том, что зачастую школьники не любят предмет, потому что не понимают, зачем им синусы, косинусы, алгоритмы. А если им показать! Сейчас время очень сжатое. Это один из способов.

Я. РОЗОВА: А дальше уже, в будущем, либо студент, либо ученик, решит идти либо в фундаментальную науку, либо в прикладную.

Н. АНДРЕЕВ: Он вообще решит в какую-нибудь науку идти или нет. Или он выбреет что-то другое. Есть разные задачи: образование и популяризация науки, завлечение в науку. За фильм образовать ничего нельзя. В математике если ты чему-то научился, значит ты научился писать формулы, доказательства. За фильм, очевидно, это сделать нельзя. Наша задача – попробовать заманить. Не обязательно в математику, а просто чтобы человек понимал, уважал предмет. Не то что мы надеемся, что у нас 15 тыс человек в день на сайте уникальных пользователей. Не то что мы надеемся, что все из них завтра придут работать в наш институт, а у нас головной институт по математике хоть и небольшой, но это такое центральное место по математике в России, математический институт им. Стеклова РАН. Мы всех не примем, просто мест не хватит. А дело в том, что математика нужна не только математикам. Вообще почему это основной предмет в школе, потому что логика – отличать недоказанное от доказанного, правильное обсуждение от неправильного – она нужна всем людям. Если вы послушаете лекцию ведущего нашего лингвиста Андрея Анатольевича Железняка, вы увидите, что там тоже есть теоремы о языке, там очень строгое суждение, которое без математики, без знания математики невозможно сделать. И даже понять. А вот Андрей Анатольевич ругается, что у нас есть хоть какой-то барьер, хотя по писем по теореме Ферма к нам приходит масса. Какой-то барьер есть, надо формулы какие-то писать, еще что-то. А вот любительская лингвистка, у него есть несколько лекций по этому делу. Кажется, все знают, что такое русский язык. И начинают строить свои предложения. Оказывается, даже в русском языке, занимаясь русским языком, лингвистикой, нужно очень хорошо знать математику, методологические мысли.

Я. РОЗОВА: Над какими проектами вы еще работаете?

Н. АНДРЕЕВ: У нас есть еще очень популярный проект механизмы Чебышова. Все наши проекты открыты, все они лежат в интернете, в поисковике кто захочет, может найти. Чебышов – величайший российский математик 19 века. Одно из его увлечений – строить всякие механизмы. В том числе, он построил первую в мире шагающую машину. В 1878 году, по отзывам современников, это был центральный экспонат на всемирной выставке в Париже. Саму машину можно посмотреть сейчас на ВДНХ в разделе Политеха. Она хранится в Политехе до сих пор. Ее потрогать нельзя. Мы реализовали. И, зайдя на сайт в механизмы Чебышова, вы можете посмотреть, как шагает эта машина.

Я. РОЗОВА: Может, потом и в натуральную величину создадите.

Н. АНДРЕЕВ: А в лаборатории у нас есть. Кому повезет. У нас была экскурсия из школы и не только из школы. Это один проект. И еще один проект, который как раз сейчас будет в каком-то смысле закончен. Это оцифровка первого в России научно-популярного издательства. Издательство работало с 1904 по 1925 год в Одессе и выпускало потрясающие совершенно научно-популярные книги. Во-первых, эти книги актуальны до сих пор. Во-вторых, язык этих книг! Там можно поражаться каждой фразой. Потом уже, даже Перельмамн великий, который сделал великое дело: положил научно-популярную книжку на стол. буквально в каждой семье советской. Тем не менее, язык был другой. А вот здесь потрясающий совершенно язык, потрясающее описание и многие книги стали классикой, многие потом переиздавались. А многие незаслуженно совершенно забыты. Мы оцифровали все книжки. И в конце августа на нашем сайте появится возможность. Мы выпустили диск, чтобы учителя, как и другие проекты, механизмы Чебышова, учитель просто может написать нам на сайт и заказать к себе диск со всеми книжками, потому что мы прекрасно понимаем, что, несмотря на прогресс и 21 век, интернет, к сожалению, в России хороший есть далеко не всюду. Вот недавно были с лекциями в Петропавловске-Камчатском. Подошел ребенок. Говорит: картинки-то я давно смотрел, а все время мечтал посмотреть мультфильм, а у меня нет возможности, потому что интернет очень плохой. Мы стараемся по возможности, у нас они тоже, конечно, ограничены, рассылать диски учителям. Ради этого в основном и делаем, чтобы это использовали.

Я. РОЗОВА: На уроке, например.

Н. АНДРЕЕВ: У нас есть некоторые вещи, которые чисто учебные. Про параболу. Все в школе помнят, решали квадратные уравнения, параболу проходят. А вот зачем она нужна? Как устроена работа? Сейчас у нас многие слушатели, например, принимают сигнал по параболической антенне. А вот почему она вдруг работает? Оказывается, самая элементарная математика, которую в школе и объясняют. У нас есть такие мультфильмы. Есть часть мультфильмов, которые про приложения, чтобы показать, зачем. А есть что-то показать интересное, с переднего края науки. Понятно, что нельзя про какую-то алгебраическую топологию рассказать школьнику неподготовленному. Но есть те куски науки, про которые можно рассказать про передний край. И вот мы стараемся, потому что это наша одна из задач, находясь в центральном институте по математике, это что-то из науки перетащить в популяризацию. И нам уже в нескольких случаях это удалось сделать. Есть потрясающе интересные сюжеты. Опять же, кто захочет залезть на сайт в математические этюды. Но возвращаясь к книгоиздательству, они умудрялись, когда книжка выходила за границей, тогда еще в России научно-популярной литературы было мало. Было много переводных книжек. Иногда книжка за границей выходила в какой-то год. А в России она появлялась уже через год-полтора. Это при том, что не было компьютеров, не было электронной почты, чтобы переслать pdf-файл, чтобы его перевели. И небольшая совершенно компания. По математике был Каган, Шатуновский. По астрономии – Арпинский. Физика, химия, математика, биология здесь в основном.

Я. РОЗОВА: То есть здесь не только математика?

Н. АНДРЕЕВ: Да, не только математика. Они и назывались «Книгоиздательство научных и популярных сочинений из области физико-математических наук».

Я. РОЗОВА: То есть вы расширяете и свою сферу деятельности потихоньку, когда начинаете популяризацию и других областей?

Н. АНДРЕЕВ: А в реальности у нас уже все-таки довольно большой уровень, потому что и нас по России знают. И наше качество. И премия президента есть. Конечно, одна из наших обязанностей  — помогать и другим наукам, тем более что не так много нас тех, кто умеет хорошо популяризировать науку. И мы все хорошо друг друга знаем и стараемся помогать.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире