А.КНЯЗЕВА – Добрый день, у микрофона Анна Князева. Сегодня участник программы «Москва. Территория науки» — директор «Научного парка МГУ» Олег Мовсесян. Здравствуйте!

О.МОВСЕСЯН – Добрый день!

А.КНЯЗЕВА – И для начала несколько слов о вашей основной миссии, вашей основной задаче, когда вы были созданы, и на что направлена ваша работа?

О.МОВСЕСЯН – Вы не поверите, но созданы мы были очень давно. Решение о создании парка было принято аж в 1990 году.

А.КНЯЗЕВА – В советские времена.

О.МОВСЕСЯН – В советские времена. Это было непростое решение, и ректор его принял. Очень многим было непонятно, что это такое, с чем это едят. Но надо отдать должное руководству университета – тогда это был Виктор Анатольевич Садовничий – было принято решение создавать парк и объяснило – а ведь тогда был период выборов в Московском университете – объяснило университетскому сообществу, зачем он нужен. Парк – это инструмент по зарабатыванию денег учеными, студентами, аспирантами, выпускниками Московского университета, используя свой самый богатый багаж, поученный в МГУ – свои знания, умения, компетенции.

А.КНЯЗЕВА – Сколько сейчас компаний работает «Научном парке МГУ» и можно ли назвать их резидентами?

О.МОВСЕСЯН – Совершенно верно, мы их так и называем. Это резиденты «Научного парка, их у нас 140. Они очень разные. Есть так называемые якорные клиенты. Это большие компании, которые росли вместе с нами в МГУ, такие, как «Гарант» — известная, наверное, вашим слушателям компания, все справочно-правовые системы – это их продукт. Это компания «Унихимтэк2, занимающаяся производством новых углеродных материалов, композитный материалов – это то, что сейчас очень востребовано в авиационной промышленности, в автомобильной промышленности, в топливно-энергетическом комплексе.

А.КНЯЗЕВА – Знаю, что у вас есть компании, которые генетикой занимаются.

О.МОВСЕСЯН – Совершенно верно. У нас есть компания «Генаналитика». Очень интересные ребята, которые занимаются секвенированием генома, но это не только высокая наука и фундаментальные исследования, я имею в виду секвенирование генома – это касается сегодня всех и каждого. У них есть специальный продукт, который позволяет выявить нашу генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Представляете, насколько это важно?

А.КНЯЗЕВА – То есть, таким образом, МГУ с его множеством и разнообразием факультетов нашло благодатную почву в вашем «Научном парке», и вы даете зеленый свет компаниям, которые выросли из университета.

О.МОВСЕСЯН – Совершенно верно. У нас есть специальные программы, ориентированные в первую очередь на молодежь, на тех, кто подумывает о создании своего собственного бизнеса на базе результатов научных исследований. Каждый год к нам приходит больше сотни ребят, которые хотят понять технологическое предпринимательство – это для них или нет. И вот те, кто понимает, что это для них, у нас остаются на образовательную программу.

А.КНЯЗЕВА – Но это курсы по конкурсу, по какому-то отбору или для всех желающих?

О.МОВСЕСЯН – Мы, конечно, собеседуем всех ребят в первую очередь с точки зрения внутренней жилки предпринимательской, их желания много и серьезно работать, потому что эта образовательная программа идет 4-3 раза в неделю с 6 до 10. Ребята объединяются в команды, где есть авторы идеи, где есть люди, которые хотят примкнуть с экономическими, с управленческими компетенциями, и в конце они создают свой стартап.

А.КНЯЗЕВА – Быть резидентом «Научного парка МГУ» — это значит, получать только консультационную поддержку или вы помогаете, может быть, какими-то льготами, у вас есть какие-то договоренности с городскими властями о том, на каких условиях находится на вашей территории компании. Вот, как технически это все происходит?

О.МОВСЕСЯН – Сейчас идет вторая волна по популярности технопарков, или научно-технологических парков, как правильнее называть. Правительство Москвы сейчас уделяет серьезное внимание развитию подобного рода структуры. Был принят специальный закон, постановление правительства Москвы, которое позволяет наделить технопарки определенными льготами  -как не посредственно сами парки, так и их резидентов. Пока, к сожалению, мы в этой программе не участвуем – уж больно большие технологические парки Москва сначала хотела видеть. Но сейчас мы обсуждаем это с правительством Москвы. Они понимают, что парки при университетах, при научно-исследовательских центрах, они немножко другие, и там будут вырабатываться иные критерии, и тогда и мы сможем предоставлять льготы нашим резидентам. Пока мы, в общем, всегда сами работали, как стартап, с самого начала. Нам выделили землю на территории Московского университета, и все это строилось в основном с привлечением внебюджетного финансирования. Это, наверное, пропорция 1 к 4, на каждый рубль бюджетных средств, причем возвратных, нам удалось привлечь деньги самих компаний, которые развиваются в парке, для того, чтобы построить те помещения, которые мы предоставляем для размещения стартапов.

А.КНЯЗЕВА – Я предлагаю ненадолго прерваться, у нас на телефонной связи Виктор Васильевич Авдеев, руководитель одной из компаний-резидентов вашего «Научного парка».

В.АВДЕЕВ –Наша компания «Унихимтек» появилась в 1990 году, как малое государственное предприятие № один в Московском университете, поэтому можно твердо сказать, что мы из Московского университета никогда не уходили и являемся предприятием инновационного пояса ГМУ. За это время мы из лаборатории в 10 человек превратились в компанию, в которой сегодня насчитывается 700 человек. Нам принадлежит около 200 патентов. Если коротко – около 8 тысяч потребителей в России и по миру. И оборот компании у нас больше двух миллиардов в год, то есть это продукция. Суть материалов заключалось в том, что мы научились расщеплять графит и превращать его в низкоплотные материалы с плотностью 1-2 килограмма на кубометр – это легче воздуха. И вот такой расщепленный графит, который сегодня называется графеном, из него если прокатывать или получать гибкий графит – это очень хорошее уплотнение, теплопроводники. Или если интеркалированный графит добавлять в специальные составы, то можно получать огнезащитные краски, покрытия.

Вот это, собственно, материалы уплотнительные, материалы огнезащитные, теплозащитные – это то, что мы делали из графита. А из углерода – углепластики, углеволокно— это уже те материалы, в которых нуждается авиационная корпорация, и с ней работаем, Росатом. Ну, и, вообще, все современная техника и специальная в том числе, она базируется на угле— и стеклопластиках – это тоже одно из направлений.

А.КНЯЗЕВА – У нас на телефонной связи были Виктор Васильевича Авдеев – руководитель НПО «Унихимтек», компании-резидента «Научного парка МГУ».

О.МОВСЕСЯН – Очень показательный пример – компания «Унихимтек». Она, действительно, была создана одна из первых в университете. Потом, когда у нас появилась возможность, эта компания размещалась в «Научном парке», а когда выросла, то она создала свое производства уже естественно, вне стен университета, вне стен парка. А в университете осталось исследовательское подразделение, когда компании приходит в парк, занимают одну комнату, разрастаются и производственную часть делают уже в специально приспособленных для этого зонах. Ну, например, технополис «Москва».

Возвращаясь к тому, как мы продвигаем компанию. Как я уже сказал, мы помогаем сформироваться, мы помогаем им найти инвестиции, что очень важно, чтобы довести результат исследования до реального продукта, и вот уже, когда появляется промышленный продукт, мы помогаем им найти клиентов, хотя, честно говоря, это уже задача самой компании – искать сбыт. Главное, не создать, а главное – продать. История знает много примеров, когда потрясающие продукты не находят спроса на рынке. Одна из задач компании: адекватно оценивать реалии и запросы рынка

Я могу привести пример. Одна из наших компаний делает специальные оптические системы мониторинга зданий, сооружений, периметров. И вот сейчас идет реконструкция «Детского мира», их система во время строительства смонтирована на «Детском мире» и уже несколько раз были предотвращены достаточно серьезные аварийные ситуации, когда они на очень ранней стадии показали, что стенка начинает заваливаться, и ту же надо предпринимать какие-то меры по укреплению фундамента и так далее.

А.КНЯЗЕВА – То есть, научная разработка в действии. А сотрудничаете ли вы с РВК, с «Московским посевным фондом»?

О.МОВСЕСЯН – Конечно, мы являемся сертифицированным партнером «Российской венчурной компании», именно Фонда посевных инвестиций РВК и опять же мы являемся партнером Московского венчурного фонда. Вообще, я могу, наверное, очень кратно продемонстрировать, как в России сложилась система так называемого инвестиционного лифта, когда начинающая компания может от идеи пользоваться государственной поддержкой по этапам. Идеи – это программы Фонда содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, когда надо сделать первый прототип, у нас есть программы «Умник», «Старт».

Следующий этап — это, например, «Московский посевной фонд», где удается привлечь финансирование, которое может либо трансформироваться в долю, либо не трансформироваться.

Следующий этап: финансирование в капитал так называемое, это «Фонд посевных инвестиций», фонды РВК и далее Роснано, например, компания МаксТелКом, которая занимается разработкой приборов для сварки оптических волокон. Таких компаний в мире всего несколько. Причем все они в Южной Корее, Японии, Китае. Компания стартанула практически с идеи, не было ничего, и мы им помогли в каждой стадии получать разные виды финансирования. Сегодня это уже разработанный прототип, кстати, на деньги «Московского посевного фонда».

Следующий этап – это промышленный образец, и мы пришли в специализированный фонд РВК, фонд «Гражданские технологии» Оборонно-промышленного комплекса и получили деньги уже на разработку промышленного образца и такой предпромышленной серии. И дальше уже тоже договорились о том, что этот же фонд профинансирует серийного производства. Вот такой пример инновационного лифта в действии.

А.КНЯЗЕВА – Судя по тому, что вы сказали, наверное, не стоит научной молодежи бояться идти в прикладную науку, выдвигать свои идеи, потому что эта помощь, действительно, есть.

О.МОВСЕСЯН – Хорошо, но жизнь, как обычно сложнее. Я считаю, что без фундаментальной науки, не будет и прикладной науки, и не будет и высокотехнологичных продуктов. Поэтому молодым людям надо понять, кто они по складу. Как говорит один уважаемый мной человек – Иван Михайлович Бортник – надо разобраться молодому человеку в себе: ему не дают покоя лавры Нобелевского лауреата или Билла Гейтса? Некоторые наши программы на это и направлены, чтобы ребята поняли, кто они, и боже упаси, если человек научного склада попадет в бизнес. Не надо, лучше пусть он занимается фундаментальной наукой. И наоборот. Это немножко разные области деятельности и разный даже психотип людей. Мы зачастую сейчас и со школьниками работаем. У нас есть специальный центр моложеного инновационного творчества, где ребята творят, пытаются сделать что-то своими руками – ну, как раньше было НТТМ. И уже в это время помочь им подумать, кто они, чем им заниматься. Если им нравится изобретательство, тогда надо идти в естественные научные факультеты, изучать физики, химию, биологию, и потом уже на 3-4 курсе приходить к нам и определяться  — ученый или предприниматель от науки.

А.КНЯЗЕВА – Я напоминаю, что сегодня гостем программы «Москва. Территория науки» был Олег Владимирович Мовсесян, директор «Научного парка МГУ». Спасибо вам большое.

О.МОВСЕСЯН – Спасибо вам.

А.КНЯЗЕВА – Ну, и в завершение программы небольшое объявление. У нас на связи директор по стратегии фонда «Сколково» Екатерина Иноземцева.

Е.ИНОЗЕМЦЕВА – 2-3 июня в инновационном центре «Сколково» состоится международная конференция StartupVillage 2014. Это прежде всего площадка для взаимодействия технологических стартап-компаний, исследователей, инновационных предпринимателей, представителей крупного бизнеса и инвесторов. С января по апрель мы проехались по 27 городам, отсматривали различные технологические проекты и победители этого стартап-тура в качестве награды получили поучаствовать в нашем конкурсе безвозмездно. Все остальные платят деньги – 1000 рублей для стартапов и для посетителей. Для инвесторов 3 тысячи рублей. Мы приглашаем всех зайти на сайт http://startupvillage.ru/зарегистрироваться и приехать 2 -3 июня в инновационный центр «Сколково» и посетить наше предприятие.





Программа подготовлена при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире