Я.РОЗОВА — Меня зовут Яна Розова. Здравствуйте! Эфир на «Эхе» продолжает цикл передач, посвященный развитию науки в городе. Сегодня мой гость Надежда Галкина, аспирант экономического факультета МГУ, директор экономико-математической школы МГУ.

Сколько существует школа?

Н.ГАЛКИНА – Она была образована небольшой группой единомышленников в 67-м году, когда они решили, «а не поучить ли нам чему-нибудь детей?» Одним из этих единомышленников был Леонид Маркович Григорьев, которые сейчас известный экономист, публицист. Начинали только с экономики и математики, затем в 90-х появился третий путь, это: география, геология, русский, литература. К нам приходят студенты, они чем-то горят, они только что были сами школьниками и знают, как и чему учить. Чего не хватает? Мы собираем комиссию в сентябре, мы смотрим все программы, написанные по нашему шаблону, собеседуем авторов программ, стараемся найти экспертов в каждом направлении. И если все хорошо, если мы доверяем этим людям, то мы даем прочитать курс.

Я.РОЗОВА – Как много школьников, окончив эту школу, остаются в науке?

Н.ГАЛКИНА – Здесь сложно. Некоторые остаются вообще не в экономике. Кто-то приходит в экономико-математическую школу, оканчивает ее, поступает на Физтех или в Бауманку, затем продолжает там свой путь. Один из выпускников экономико-математической школы сейчас профессор Принстонского университета и сейчас курирует группу повышенной экономической нагрузки у нас на факультете. Сам лично переписывается с 30 студентами. Это новый проект, первый год стартовал, посмотрим, как пойдет. Еще один из выпускников ЭМШ это Галина Хэйл, в девичестве Борисова  — она прошла очень интересный путь: окончила ЭМШ, затем она окончила наш факультет, затем РЭШ, затем получила PhD в Беркли, затем побыла профессором в Йеле, а теперь она работает в федеральном резервном банке в США. То есть она побыла и в науке, теперь она практикует, и она приезжала читать краткий курс нашим студентам в этом году и сказала, что наши бакалавры сопоставимы с бакалаврами Йеля и Беркли, у которых она так же вела; что они лучше, чем в Стэнфорде и магистры справились бы с докторской программой в Америке и в общем-то могут туда ехать поступать, подавать документы. Мы считаем это очень хорошей оценкой.

Я.РОЗОВА – Как, на ваш взгляд, привлечь школьников в фундаментальную науку, и насколько это необходимо сейчас.

Н.ГАЛКИНА – Нужно рассказать, что это такое. Мы для этого последние четыре года берем интервью у самых разных людей и пытаемся показать экономику со всех сторон, что это не просто счеты, калькулятор, бухгалтерская книжка или какой-нибудь трейдер, который сейчас показывают в сериала. Что это молодой человек, который уже завоевал кучу наград, имеет кучу публикаций, ему интересно разбираться в том, в чем он старается преуспеть; что это может быть девушка, которая хотела работать в маркетинговом агентстве, в итоге уехала в Германию, сейчас в Польшу, а получать PhD в Англии и будет заниматься демографией. Начинала она заниматься проблемой младенческой смертности, сейчас она ушла от смертности, и будет заниматься проблемами детей, семи и развивать эту сторону науки. Что зарабатывать деньги можно не только сидя в банке, что, вообще, интерес к науке – он есть, и интерес к экономике у научных людей… будем говорить честно, что экономика – это не самое первое, что приходит в  голову при слове наука. Приходят биохимики, физики, психологи, кто-то такой… фундаментальный.

У нас сейчас в университете есть межфакультетские курсы, когда ребята с разных факультетов обязаны послушать за всю учебу несколько предметов других факультетов. Очень многие выбирают предпринимательство у нас. Аудитория собирает до тысячи человек. Они все хотят понять, как монетизировать науку, как получить деньги и как найти на нее деньги. Поэтому это совмещение экономистов с любой другой специальностью, оно успешно и правильно, потому что экономическая наука экономическая база – она может помощь развить и другую науку. И, например, мы в этом году будем стартовать магистратуру совместно с факультетом вычислительной математики и кибернетики и магистратуру вместе биофаком, где наши ребята и биологи будут учиться экономике.

Из самого просто, о чем можно говорить, это, например, финансовая грамотность – это же тоже экономическая наука. И сейчас вся эскалация проблемы с просроченными кредитами, с невозможностью их вернуть, все было бы гораздо проще, если бы наши сограждане могли посчитать простую формулу аннуитетного платежа, понять, сколько им на самом деле придется платить по этой ставке и решить – могут они это сделать или не могут? Это не то же самое, что занять у бабы Клавы, а может быть, стоит все-таки немножко подумать.

Я.РОЗОВА — Школьник, как может попасть в вашу школу?

Н.ГАЛКИНА – Ему нужно либо выиграть открытый чемпионат школы по экономике. Мы будем очень рады его принять без экзаменов. Либо в третье воскресенье сентября прийти, написать тест по математике.Тест общеобразовательный – здесь вопросы могут быть от того – представлен список из 5 городов и нужно назвать, в котором из них не разводят мосты (может, их там, в принципе, нет – кто знает?) до каких-то более содержательных вопросов, например, что-нибудь по «Мертвым душам», а, возможно — назвать нынешнего президента США. Если с тестом все складывается, что через неделю вся армия преподавателей и текущих и бывших собирается на факультете, чтобы прособеседовать этих детей. Потому что человек, который просто умеет решать математические задачки, он может быть, наверное, прекрасным специалистом в математике, но не всегда коммуникабелен и не всегда он может сложиться, как экономист просто потому, что он не умеет работать в команде. Он не приспособлен для этого.

Я.РОЗОВА – А экономика – это командная все-таки наука?

Н.ГАЛКИНА – А экономика – это все-таки «командный вид спорта», потому что невозможно сейчас быть специалистом во всем. Если человек прекрасный экометрист, ему все-таки необходим другой человек, который разбирается именно в сфере, в которой этот экометрист ему помогает посчитать. Например, естественно экономика пропаганды, есть экономика преступлений, экономика наказания – все эти новые экономики – они все равно опираются на математику.

Я.РОЗОВА – Конкурс на место большой в школе?

Н.ГАЛКИНА — В школе в этом году в 9-м классе конкурс был около 2-х человек на место, а в 10-11 – уже ближе к четырем. Мы каждый год учим около 300 детей, 200 из которых мы набираем в сентябре, а 100 переходят из предыдущих классов.

Я.РОЗОВА – Преференции какие-то получают школьники, закончившие…?

Н.ГАЛКИНА – Нет, ничего – только знания, которые им в последствие, я уверена, помогают. Из тех, кто подает документы наэконом, поступают примерно 80%. Другие просто уходят, как я говорила, на Физтех, в МРА, в МАРХИ и куда угодно.

Я.РОЗОВА – Чем отличается ваша школа принципиально от других подобных учебных заведений при МГУ? Потому что у каждого факультета есть своя школа.

Н.ГАЛКИНА – Одно из основных отличий, что мы не стараемся подготовить – у нас в целях школы написано, что мы никогда не  будем готовить к поступлению…

Я.РОЗОВА – То есть это не подготовительные курсы?

Н.ГАЛКИНА – Это не подготовительные курсы, это некое сообщество людей уже сейчас, потому что у нас есть такое понятие, как «старик-эм» — это человек, который когда либо учился, либо преподавал, и вот все эти люди, которых за 45 лент набралось очень много, собираются вместе в январе, читают лекции нынешним школьников, приглашают других известных людей, например, того же Леонида Григорьева, российского экономиста; Александра Александровича Аузана, нашего декана, публициста, президента Института национального проекта «Общественный договор»; например, Наталью Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики. Они все приезжают и стараются доступным языком объяснить детям, что происходит. Это доступ к обществу, к пониманию того, кто такие современные экономисты.

Я.РОЗОВА – Экзамены сдают?

Н.ГАЛКИНА – В школе? Да, каждый семестр сдают экзамены, даже  не все сдают экзамены, к сожалению.

Я.РОЗОВА – То есть могут быть отчислены?

Н.ГАЛКИНА – Да. У нас 311 человек начало этот учебный год, 193 перешло во второй семестр. МЫ приучаем к университетской среде, потому что отчисляют и на экономии и на мехмате, и на физфаке, и на мехмате. Нужно учиться, нужно заниматься. Школа бесплатная абсолютно, именно поэтому у нас есть конкурс.

Я.РОЗОВА – А вот, что рассказывает о своей учебе в ЭМШ выпускница этой школы Алена Федорцова, ученица 11-го класса гимназии 1518.

А.ФЕДОРЦОВА – Я в ЭМШ учусь уже весь этот год. Мне порекомендовали друзья. Как только я пришла, я сразу поняла, что мне там понравится. Мне стала нравится эта экономика, которая чуть больше, чем в школе. Первое, что я запомнила из таких, ярких вещей, это то, что нам рассказали про теорию НЕРАЗБ., про методы решения, это было то, что в школе вообще не должны проходить, но то, что может быть полезно для олимпиад по экономике, в чем я как раз была заинтересована; и было очень забавно пытаться во всем этом разобраться, потому что это очень сложная программа. Дальше мы стали решать этим методом, и это, действительно, ускорило решение на олимпиадах. То есть очень полезно получилось.

К нам приглашали лекторов, которые были выпускниками МГУ, которые учились в ЭМШ, они читали нам лекции, они рассказывали о том, чем они занимаются и показывали на реальных примерах из жизни, читали лекции по Евросоюз – что там, как работает, почему есть какие-то проблемы у стран. Какие-то страны, наоборот, в выгодном положении находятся, например, Германия, которая может торговать сейчас с такими странами, как Испания и насколько ей это выгодно. Рассказывали о том, что не факт, что какие-то проблемы в Европе связаны с США, с падения курса доллара. Рассказывали, как приблизительно это все считается на статистике. Вообще, когда я пришла в ЭМШ, меня очень удивило общение преподавателей и студентов. Сначала, конечно, было достаточно необычно, что наши преподаватели – они студенты 1-го, 2-го, 3-го курса, иногда чуть старше, но они такие же, по сути, как мы, но они уже преподают. Но это было на высоком уровне, они, действительно, рассказывали что-то важное и при этом сами понимали, что они говорят и могли это донести до нас. Конечно, они все время были готовы помочь, я считаю, что это самое важное. Все преподаватели, как только вопрос – они сразу готовы ответить, они сразу готовы подойти. Мне кажется, это очень важно, потому что на уроках в школе не всегда успевают каждому человеку рассказать, чтобы каждый понял. А вот в ЭМШ именно такая система, которая позволяет, чтобы все понимали и все успевали делать. Кроме того преподаватели понимают, что нам в итоге окажется полезным, потому что они сами только что окончили школу, и они знают, как это все надо сделать.

Конечно же, там присутствует такой, командный дух, и всех школьников ЭМШ очень объединяет, и ты сидишь на уроке и у тебя такое чувство, что все вместе с тобой делают одно большое дело, и это помогает тоже учиться. Ну, и конечно, там были такие некоторые интересные мероприятия, например, конференция школьников, на которую попали ребята по конкурсу, в том числе и я имела счастье быть. У нас там было очень много лекций, и все лекторы были, действительно, важные, интересные, знаменитые люди. Они все работали в крупных каких-то компаниях, рассказывали, как они работают, чем занимаются. Это мероприятие одно из самых знаковых, конечно, в школе. Оно проходит раз в год, оно просто отличное, замечательное, потому что я больше узнала намного о внешнем мире, о том, как люди занимаются наукой, о том, как они, вообще, могут работать дальше с этими знаниями, которые они получили в вузе. Конечно, это представление позволяет уже сейчас пытаться понять, что дальше делать в этой жизни, куда идти после вуза, куда хотя бы пытаться попасть.

Я.РОЗОВА – Кстати, в рамках открытого чемпионата школы по экономике здесь проходит семинар и для преподавателей экономики.

Н.ГАЛКИНА – У нас в день чемпионата проходит семинар для учителей, где современные люди из науки и из бизнеса и наши преподаватели читают им лекции, помогают разбираться с олимпиадными задачами и освещают современные проблемы, которые хорошо было бы рассказывать школьникам. Судя по посещаемости, — каждый год это 40-50 человек, которые приезжают из разных регионов – им это интересно, и они тоже хотят, чтобы школьники развивались.

Я.РОЗОВА – Это была Надежда Галкина  — директор экономико-математической школы МГУ.

Программа подготовлена при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире