А. ДУРНОВО – 16.35 в Москве. Пришло время нашей традиционной рубрики «Московская полиция рекомендует». У нас в гостях Владислав Киселев - старший оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, майор полиции. Добрый день.

В. КИСЕЛЕВ - Здравствуйте.

М. МАКСИМОВА - Говорим мы о купле-продаже автомобилей на вторичном рынке. И попытаемся сейчас выяснить, как не стать жертвой преступления. Вторичный рынок, когда человек покупает машину б/у.

В. КИСЕЛЕВ - В том числе и новые автомобили у неофициальных дилеров. В автосалонах, которые являются вторичным рынком. То есть, они в том числе продают и новые автомобили.

М. МАКСИМОВА - Давайте с этого момента поподробнее. В моем представлении, я думаю, что и многих наших слушателей, покупка автомобиля б/у или нового в салоне, это некий гарант того, что все будет хорошо. Но выясняется, что есть даже какие-то салоны, которых стоит опасаться? Давайте попробуем поделить, в какой салон можно идти, в какой нельзя. Или можно но, только что-то проверив.

В. КИСЕЛЕВ - В первую очередь нужно обратить внимание на сам автосалон, как он расположен, что у него есть. Допустим, если у автосалона нет какой-то сервисной своей службы, ремонтной зоны, где проводят предпродажную подготовку, либо когда заходишь, на листочках написано это менеджеры, это кредитные специалисты. То есть можно сразу определить, как правило, попадаются люди из дальнего Подмосковья и других регионов РФ, которые гонятся за дешевизной. Поэтому они приезжают, видят рекламу, звонят и попадаются в эти автосалоны.

М. МАКСИМОВА - Какой-то просто маленький салон.

В. КИСЕЛЕВ - Да, некоторые уже сетевые, то есть раскручиваются.

М. МАКСИМОВА - То есть сетевой.

В. КИСЕЛЕВ - У него 2-3 автосалона.

А. ДУРНОВО – Но такие автосалоны в принципе нелегальные или они легальные?

В. КИСЕЛЕВ - Они легальные. Зарегистрированы. Они осуществляют свою деятельность…

М. МАКСИМОВА - Если они легальные, то чего можно опасаться в таком салоне?

В. КИСЕЛЕВ - Как правило, опасаться нужно того, что когда вам представляют или предлагают к продаже автомобиль, нужно уточнять первоначальную стоимость. То есть сказать, сколько будет вообще окончательная стоимость автомобиля. И плюс нужно всегда требовать копии всех документов, которые вы подписываете. Соответственно более тщательно подробно ознакамливаетесь полностью со всеми документами. Потому что там содержатся разные скрытые написанные мелким шрифтом поправки, которые будут впоследствии вам предъявляться, что нужно было читать.

А. ДУРНОВО – А в чем заключается преступление, с которым можно столкнуться в таких салонах? Могут продать не тот автомобиль, бракованный и так далее.

В. КИСЕЛЕВ - …Наши контролирующие органы, которые нас курируют, не видят здесь как такового преступления. Здесь они ссылаются на то, что это гражданско-правовые отношения. Потому что человек приходит в автосалон. Соответственно с ним заключается сделка по купле-продаже определенного автомобиля. Но смысл в том, что изначально ему называется одна стоимость автомобиля, а впоследствии, когда он вносит денежные средства, ему начинают говорить о том, что а вот у нас еще есть торговая наценка, комиссия определенная. И уже человек говорит, что у меня нет денежных средств на эти наценки, и ему говорят, что денежные средства вовлечены. Можете взять кредит. Соответственно навязывают ему кредит.

М. МАКСИМОВА - То есть получается не вымогательство денег, а что? То есть ему пытаются продать автомобиль дороже.

В. КИСЕЛЕВ - Дороже, чем намеревался его приобрести.

А. ДУРНОВО – И дороже, чем в принципе этот автомобиль стоит.

В. КИСЕЛЕВ - Естественно. То есть изначально они идут на то, что заманивают к себе клиента низкими ценами, которые, как правило, ниже чем у официальных дилеров. Люди на это покупаются. И приходят в автосалон и, прождав от 3 до 6-8 часов, уже человек подписывает договора все. Не глядя. Побыстрее бы оттуда уйти.

М. МАКСИМОВА - Как же может потом вырасти цена автомобиля, когда идет определенная предоплата, то человек подписывает документы, в том числе и договор, в котором сумма окончательная должна быть зафиксирована. Вопрос не стоит в том, чтобы не покупать в этих салонах автомобили. Просто нужно ухо держать востро.

В. КИСЕЛЕВ - Да. Нужно обязательно смотреть все документы, изучать. Обязательно требовать, чтобы предоставляли копии всех документов. Зачастую как правило указывают суммы, то есть реальная, которую человеку до этого сообщали в предварительные договора, потом, когда человек клиент оплачивает эту сумму в кассу, ему предлагают пройти для составления основного… А этот предварительный у него забирается. И уже потом для обращения в суд люди как правило не имеют.

М. МАКСИМОВА - Что в такой ситуации делать. Не отдавать?

В. КИСЕЛЕВ - Да. Либо требовать, чтобы сделали копию.

А. ДУРНОВО – Видимо, внимательно читать договор.

В. КИСЕЛЕВ - Обязательно. Чтобы потом была возможность обратиться в суд. К нам граждане обращаются, мы им разъясняем эти позиции. Где-то пытаемся свои оперативные мероприятия провести для того, чтобы задокументировать эту деятельность автосалона. Все в процессе.

М. МАКСИМОВА - А есть повод для обращения в суд в данном случае?

В. КИСЕЛЕВ - У вас же есть сделка купли-продажи, где вы считаете, что неправомерно завысили стоимость автомобиля. Есть в Гражданском кодексе такое понятие как понуждение к заключению сделки.

А. ДУРНОВО – Насколько часто вы сталкиваетесь с такими историями?

В. КИСЕЛЕВ - За первый квартал 2013 года у нас было порядка 18-20 обращений. Это только к нам. Плюс люди обращаются в прокуратуру округа, районную прокуратуру, территориальные отделы полиции. В главк к нам обращаются.

М. МАКСИМОВА - Это только по округу. Речь не идет обо всей Москве.

В. КИСЕЛЕВ - Речь идет обо всей Москве.

А. ДУРНОВО – По этим 18-20 обращениям можно что-то сделать или там не придерешься?

В. КИСЕЛЕВ - Юридически у них оформлено все достаточно грамотно. Мы пытаемся, есть определенные у нас подвижки в этом вопросе. Поэтому все в работе.

М. МАКСИМОВА - Получается первый момент, как выбрать салон, нужно избегать маленьких салонов. То есть даже если они сетевые. Пока не очень укладывается, мне кажется сетевой салон это какая-то гарантия. Видимо, нет. Салон должен быть официальным дилером или маленькие салоны тоже могут называться официальными дилерами.

В. КИСЕЛЕВ - Когда клиент приходит, он никак не может проверить, официальный дилер или нет.

М. МАКСИМОВА - Вот. Например, возникли подозрения. Понравилась мне какая-то стоимость автомобиля. Я пришла в салон, маленький не маленький, среднего размера. Я могу у них, прежде чем заказать автомобиль, и начинать подписывать какие-то документы, могу я у них попросить какие-то документы. Которые бы подтверждали, что они официальные дилеры.

В. КИСЕЛЕВ - Вы можете попросить, но я думаю, что вам скажут, что, к сожалению, сейчас эти документы у руководителя, руководитель в отъезде. Но вы не переживайте, у нас все легально, официально.

М. МАКСИМОВА - Это в случае, если салон не по-настоящему официальный. Если салон абсолютно белый официальный.

В. КИСЕЛЕВ - Они вам предоставят все документы. С заводом-изготовителем, производителем автотранспортных средств.

А. ДУРНОВО – И начальник в отъезде не окажется.

М. МАКСИМОВА - Все-таки есть способ проверить.

В. КИСЕЛЕВ - Конечно.

М. МАКСИМОВА - Значит документы. Салон должен быть достаточно большим. Следующий момент. Нужно просить, а кстати, подписывать или просто копии брать всего, что подписываете.

В. КИСЕЛЕВ - Всего, что подписываете обязательно нужно брать копии для того, чтобы в последующем иметь возможность оспорить и защитить свои гражданские права. Как в суде. Так и при обращении в правоохранительные органы.

М. МАКСИМОВА - Что-то еще должно насторожить человека, который пришел в салон и может быть не уверен.

В. КИСЕЛЕВ - Как я ранее говорил, когда начинается – вот сейчас подождите, машину привезут. Мы посмотрим на нее, что-то устанавливает. Потому что машина в наличии, то они должны показать определенную спецификацию на этот автомобиль, если есть рядом склад, где автомобили, попросить пройти показать. Машина в наличии, не в наличии. Что на нее установлено, какое дополнительное оборудование. Как правило, они завышают цены за счет того, что якобы устанавливают дополнительное оборудование.

М. МАКСИМОВА - Опции, которые человек не заказывал.

В. КИСЕЛЕВ - Объясняют, что, к сожалению, вы хотели такую автомашину, а у нас нет, но есть такая. На ней вот это установлено. И вам придется оплатить. Хотя автосалоны не имеют места, где и кто это будет устанавливать, они зачастую приобретают этот автомобиль с тем, что на нем установлено. И продают свои услуги.

М. МАКСИМОВА - Но это если речь идет об автомобиле, который ты хочешь забрать здесь и сейчас. Очень часто в салоне люди заказывают автомобиль, потом еще и ждут его несколько месяцев.

В. КИСЕЛЕВ - В этом случае это не та схема, если ждут несколько месяцев это, как правило, у официальных дилеров, которые более честные.

М. МАКСИМОВА - Более честные. Тоже не совсем честные. Не пугайте, пожалуйста, вообще автомобили можно покупать в салоне?

А. ДУРНОВО – Чтобы не обманули.

В. КИСЕЛЕВ - Можно, но ухо держать востро. И обязательно все документы чтобы у вас были на руках, все, что вы подписали, что заказали. Чтобы каждый факт фиксировался.

А. ДУРНОВО – Чего следует бояться и как нужно себя вести, когда покупаешь автомобиль с рук, когда ты покупаешь чью-то машину через Интернет или при личной встрече машину друга, знакомого.

В. КИСЕЛЕВ - Вы уже сами идете на эти все риски, тут уже от порядочности людей зависит. Продавая автомашину, проверить ее нужно, в угоне она или нет. Попросить предоставить сведения по этой автомашине. История какая была. Сервисную книжку посмотреть.

А. ДУРНОВО – Риск велик в таком случае?

В. КИСЕЛЕВ - Здесь уже сложно отследить, потому что вы сами понимаете, даже в Москве этих сделок происходят миллионы в течение даже дня одного.

А. ДУРНОВО – А обращаются к вам с такими историями, что купил машину у бывшего хозяина, оказалось не то, обманули.

В. КИСЕЛЕВ - Таких нет.

М. МАКСИМОВА - То есть здесь, наверное, сам несешь ответственность. А есть ли риск купить такой автомобиль с историей в салоне?

А. ДУРНОВО – Угнанный.

М. МАКСИМОВА - Стоит ли проверить, особенно речь идет не о новом автомобиле…

В. КИСЕЛЕВ - Если такие мелкие местечковые автосалоны, которые непонятного происхождения, стоят огражденные металлическим забором, там соответственно существуют риски такие. Но сейчас проводятся мероприятия в отношении автосалонов, сервиса по выявлению машин, которые либо в угоне, либо …

М. МАКСИМОВА - То есть вы приезжаете в салоны и проверяете, что это за автомобили?

В. КИСЕЛЕВ - Да, сотрудники выезжают в автосалоны, проверяют по различным базам автомобили.

А. ДУРНОВО – А есть какой-то способ проверить автомобиль, если номера поменяли?

В. КИСЕЛЕВ - Вин-номер автомобиля.

М. МАКСИМОВА - Это такой уже совсем криминальный момент, если угнанный. Если возьмем, я нашла жалобу в Интернете, где-то на юге, была история несколько лет назад. Человек купил автомобиль, продавали как новый. Но через какое-то время выяснилось, что это действительно новый автомобиль, но битый, видимо, во время перевозки. Ударили крыло или еще что-то. И стала облезать краска. Выяснилось, что действительно автомобиль битый. Когда человек вернулся в салон и сказал, что вы мне три месяца назад продали автомобиль, вот с него слезает краска, явно битое крыло. И там видимо, какие-то документы по гарантии, видимо, есть ситуация, когда гарантия не работает. В общем, ему ничего не отремонтировали, человеку пришлось за собственные деньги менять крыло, покраску. Я знаю, что есть такая функция, что можно на сервис отправить и проверить, битый автомобиль или нет. Стоит ли это делать. Это же за дополнительные деньги.

В. КИСЕЛЕВ - А почему нет, если вы уверены, что это все произошло в то время, когда автомобиль находился в пользовании.

М. МАКСИМОВА - Как же отличить. Непрофессионал не определит, это свежепокрашенное, битое крыло или нет.

В. КИСЕЛЕВ - Берите с собой приборы, которыми будете проверять автомобиль. На толщину нанесенного лакокрасочного покрытия.

М. МАКСИМОВА - Часто ли это делают?

А. ДУРНОВО – В общем, Марина, когда пойдешь покупать машину, бери с собой Сан Саныча Пикуленко.

М. МАКСИМОВА - Я надеюсь, что у меня суперофициальный дилер. Вопрос такой. В салоне есть возможность проверить, пришел автомобиль, которого вы ждали несколько месяцев. Или в наличии берете автомобиль, какой есть. У него допустим, стоят дополнительные опции. Есть возможность проверить, не уже подписав все документы, акт приемки, а прежде чем подписать, проверить, работает ли климат-контроль, даже крыло можно, в конце концов, проверить. А вот внутри. Машина едет. Фонари горят. А как проверить, если там это все и нормально ли работает.

В. КИСЕЛЕВ - Перед подписанием акта вы имеете право потребовать, чтобы представитель автосалона все открыл, показал, как работает.

М. МАКСИМОВА - То есть тест-драйв.

А. ДУРНОВО – Еще один вопрос об автомобилях с зарубежными номерами. Их вообще имеют право продавать? С рук.

В. КИСЕЛЕВ - С зарубежными номерами это с какими?

А. ДУРНОВО – Скажем, перегнал человек автомобиль из Франции и здесь продает его друзьям.

В. КИСЕЛЕВ - Но он же его перегоняет без номеров. Он идет по транзитным номерам. При пересечении границы по прибытию в Россию он должен пройти растаможку и поставить на учет в ГИБДД по временным транзитным номерам.

М. МАКСИМОВА - Если покупатель столкнулся с тем, что допустим на сайте одна цена, в салоне предложили другую стоимость или с какими-то иным проблемами. Вот куда человеку обращаться. Если непонятно, это преступление или нет. Идти в Роспотребнадзор. Куда обращаться с жалобой. Это только полиция или какие-то другие органы этим должны заниматься. На форуме люди, которые попали в какую-то беду, предлагали Роспотребнадзор…

В. КИСЕЛЕВ - В том числе в Роспотребнадзор очень большое количество заявлений, обращений граждан по этим автосалонам.

М. МАКСИМОВА - Объясните технологию. Как себя вести. Вот ты в середине общения, покупки автомобиля. Что ты должен делать?

В. КИСЕЛЕВ - Обязательно попросить у них все документы, которые подписали. Попросить спецификацию на этот автомобиль.

М. МАКСИМОВА - Не дают.

В. КИСЕЛЕВ - На каком основании, почему не дают. Если они продают автомобиль, если он у них уже есть, значит, он у них есть уже в базе.

М. МАКСИМОВА - Они говорят, директор уехал, вы сидите в салоне уже шестой час.

В. КИСЕЛЕВ - А как они могут его продавать, он должен в базе по складу проходить, спецификация, что за автомобиль, его номер, модель, марка, что на нем установлено, можно все потребовать. Если этого не предоставляют, можно смело разворачиваться и, не внося деньги, уходить. Бежать без оглядки.

М. МАКСИМОВА - А если внесена определенная сумма. Вы же сами говорили вначале, что человек вносит какую-то сумму, подписывает предварительный договор, где указана сумма одна, которая совпадает с той, что на сайте, а потом человек после шести часов выясняет, что сумма другая. Здесь что делать, куда идти, кому звонить, уходить, не уходить, они говорят, что деньги мы не вернем. Вы подписали уже документ.

В. КИСЕЛЕВ - Все документы собирать, что у вас есть, обращаться в органы правопорядка. То есть в полицию и в суд в том числе. Потому что в данном случае у вас происходит сделка, фактически гражданско-правовые отношения. И вы имеете право обратиться в суд для защиты своих гражданских прав, так и в полицию для того, чтобы провели проверку на предмет наличия таких составов преступления.

А. ДУРНОВО – Ну что же, спасибо большое. Владислав Киселев - старший оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве был у нас в гостях. Марина Максимова и Алексей Дурново. До встречи через неделю.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире