'Вопросы к интервью

К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Культурный шок». В студии ведущая Ксения Ларина. Главным культурным шоком на прошедшей неделе было назначение министра культуры. И сегодня мы решили собраться, подумать и решить, какие мы даем наказы новому министру. Программу я назвала сегодня просто: «Нужна ли культуре идеология?». Представлю гостей. Юрий Грымов, кинорежиссер, общественный деятель.

Ю.ГРЫМОВ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Александр Архангельский, телеведущий, журналист, публицист, режиссер документального кино, общественный деятель.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического молодежного театра. Все это деятели культуры. А теперь почему идеология. Я процитирую одну вещь: «Сила режима определяется не количеством штыков, готовых убивать за деньги, а количеством людей, готовых умереть за этот режим бесплатно. А готовность умереть за абстрактную идею — что, кстати, является главным отличием человека от животного — определяется только идеологией. Как формируется идеология? Она стоит на многих китах, главный из которых — культурный код…». Согласны ли вы с таким определением культуры и ее сочетанием с термином идеология?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: То, что вы процитировали, и есть идеология. Дальше идеология, как всякая нормальная идеология, начинает поминать под себя все. Другой вопрос, что без идеологии, в конечном счете, еще никто не обходился. Но идеология нормальна, когда она надстраивается над живыми практиками и закрепляет их на какое-то время, потом она погибает, она такая, скоропортящаяся. Но когда вы на идеологической формуле пытаетесь построить какое-то живое явление – культуру, экономику, просто личную жизнь – чтобы понять, как правильно, нужно сначала пожить. Культура – растущая оболочка, потом в какой-то момент может надстраиваться та или иная идеология. Может быть, на пользу культуре, может, во вред. Но когда вы на фундаменте идеологии пытаетесь вырастить культурное древо, оно не прорастет.

Ю.ГРЫМОВ: Да, я согласен. Я бы хотел сравнить с культурным слоем земли, который наслаивается. Его надо оберегать, потому что климатические условия смывают культурный слой, а чтобы его вырастить, надо опять 50-70 лет. Я говорю не про культурный слой, а о земле. Поэтому правильно, что первично. Если есть культурный слой, на нем можно построить идеологию, которая все равно будет работать в интересах того или иного. Но изначально культура то, что в последнее время исчезло в России. И власть постоянно нам говорит, что ей наплевать на культуру. Публично в Кремле заслуги перед отечеством получает Кулистиков НТВ. Все нормальные люди спрашивают, что там происходит. Сегодня с утра нажал НТВ, первое, что мне сказали: изнасиловали 5-летнюю девочку. Но Кремль говорит, что это заслуги перед отечеством, рейтинг любой ценой, и награждают. Поэтому культура изначально, а потом может быть идеология.

А.БОРОДИН: Я совершенно согласен. Если идеология, как мы понимаем, помогает или развивает систему, строит какую-то систему развития, тогда она должна здесь присутствовать. А что первично, здесь абсолютно ясно. Если мы это не будем понимать, то будет повторение пройденного.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Культура нуждается не в идеологии, а в идеях сначала.

К.ЛАРИНА: Чьи слова я процитировала? Это новый министр культуры. Когда я сегодня готовилась к программе, наткнулась на это интервью Владимира Мединского, которое он дал журналу «Однако» 15 мая 2012 года, за несколько дней до назначения. А поскольку все интервью. Посвящено именно этой теме, я поняла, что это назначение не случайно. Были разные версии, что эта фамилия возникла случайно, в конце списка, кто-то отказался. Нет, судя по всему это было плановое назначение, поскольку понятно, чем человек будет заниматься.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Мы еще посмотрим, чем он будет заниматься. Я бы вообще развел бы эти вещи. Первое, чем занимается человек в своей частно-общественной бизнес-деятельности, потому что Владимир Мединский – писатель, умеющий продавать свои книжки. Другая задача, которая перед ним поставлена политическим руководством. Третья – это то, что в практической ситуации он будет делать. Некоторым не нравился Швыдкой, я говорил, не путайте: Швыдкой-телеведущий и Швыдкой-министр культуры. По поводу вашей цитаты. Я думаю, что там есть другой источник, первая статья В.В.Путина, которая культурному коду и была посвящена. И здесь мне нравится, что будущий президент обратился к этой проблеме, но мне не согласен с тем, что он говорит. Задача культуры не охранять какой-то «код», а задача культуры – это развитие, прорастание. Нет никакого невзламываемого кода, а есть сила культурной инерции. Культура с течением времени нарабатывает большие культурные идеи, привычки. Они могут приходить в противоречие с современной жизнью, но не факт, что современная жизнь не подвинется, когда столкнется с этими культурными привычками. Надо двигаться, жить, потому что все, что пытались остановить, умерло. Главная охранительная политик сегодня – это политика развития. Если вы хотите, чтобы страна сохранилась, сохранилась великая культура, развивайте.

К.ЛАРИНА: Я согласна с Александром, что необходимо разводить все тексты, цитаты и профессиональную деятельность. За что я уважаю А.Авдеева, который ушел с поста министра, за то, что ничего не знаю о его художественных вкусах. Потому что они никогда их не демонстрировал нигде, не закрыл ни одну выставку, по художественным соображениям не высказался нигде – ни по поводу новой книжки, спектакля. Так и должно быть.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Министр культуры имеет право на вкусы, но не имеет права их навязывать. Я к Авдееву тоже отношусь с большим уважением, он человек культуры.

Ю.ГРЫМОВ: Касаемо нового министра, здесь действительно надо подождать. Поэтому не надо комментировать прошлое. Может, он предложит новую концепцию культуры. При Швыдком развивался центр, и забыли про регионы. С 2008 года забыл про финансирование культуры за пределами МКАД. И если сегодня театры из золота будут строить, а не будет где-то там культура развиваться, то это смерть культуре.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Но с другой стороны, я видел федерально-целевую программу «Культура России», где 170 млрд. выделяется на 7 лет. И видел проекты их использования, у меня волосы дыбом встали. Редко когда совпадаю с Федеральным центром, но слушал их слова и соглашался. Они говорят: надо модульные центры, маленькие культурные блоки строить в регионах по готовым планам. Это как в советское время были дворцы культуры. Меня поразило, что регионы сказали, что не хотят. Потому что когда ты получаешь готовый проект на строительство, ты не украдешь, тебе очень тяжело будет стырить на нулевом цикле. Цитата Мединского мне не нравится, а идея модульных культурных центров, которые будут строить по всей стране, мне нравится.

А.БОРОДИН: Человек, который пришел неожиданно для всех, неизвестный в этой области, то на его месте я бы занялся тем, что собрал бы людей и вступил с ними в диалог. Наша проблема в том, что нет подробных диалогов. Министр культуры и люди здесь сидящие – чем мы отличаемся друг от друга? Ничем, кроме своих каких-то знаний и своего опыта. Иначе все произойдет как всегда. Будет то, что происходит с нашей культурой, когда навязываются вещи, которые были всегда. 35-36 года, закрыты театры как антихудожественные. Вот идеологический взгляд на вещи. Так остановилось на долгое время развитие того взрыва, который произошел, такого мощного, творческого. Надо нам находить какие-то боевые, оптимистичные качества, которые нас заставят вступать в какие-то споры, несогласия. Культура сама по себе существует без всякого министра и без всякой идеологии. А идеология в данном случае нужна для развития системы, для распределения правильного, умного, толкового.

К.ЛАРИНА: На какие опасные тенденции, связанные с культурным пространством, вы бы обратили внимание нового министра за последнее время?

Ю.ГРЫМОВ: Я считаю, то, что сегодня случилось на территории кинематографа, преступление. Этот эксперимент, выбрали когда 7 компаний, выделяют огромные деньги на заказные картины. Сегодня цена этим картинам уже понятна. Преступление было совершено, что В.Путину объяснили, что надо обогнать Голливуд. Прежде всего, увеличить бюджет на кино. Сегодня российские картины доходят уже до 16-25 млн. долларов на фильм. Цепочка преемственности в российском кино разорвалась. В эту паузу попало ощущение, что нужно победить Голливуд. Почему такая дурацкая система. Потому что в Фонд кино надо приходить и просить. Никогда я не пойду туда просить. Эта система сама должна приходить, искать и заставлять. Там есть формулировка – социально-значимые проекты. Что это такое?

К.ЛАРИНА: У нас сейчас Новости, потом продолжим.


НОВОСТИ


К.ЛАРИНА: Пока шли Новости, я показывала моим гостям информацию, которую я только что получила, как делается культура в Министерстве культуры, сама структура: «Министерство культуры РФ заказывает четыре игровые картины национального уровня, бюджет каждой из которых составит 28 млн. рублей, отводит срок от 18 до 24 месяцев. Планируется оплатить съемки драмы «о судьбах жителей глухой русской провинции», комедии «о поиске и воспитании чувств современной молодежи», остросюжетной социальной драмы «о противостоянии злу и насилию», а также лирической мелодрамы. Не должно быть демонстрации курения табака, пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, а также пропаганды экстремистской деятельности и агитации, возбуждающей расовую, социальную или религиозную ненависть и вражду».

Ю.ГРЫМОВ: Здесь есть маленькая уловочка, очень странная, об этом мало кто говорит. Дали такой лот, мы втроем с вами говорим: «Понимаем». Времени на подачу лота дали, но решение будет приниматься сегодня. Мы согласились с темой, допустим. Написать сценарий, сколько времени надо? Значит, эти сценарии уже есть. Объявляется лот, Саша начинает писать сценарий, я начинаю писать сценарий, вы начинаете писать. Уйдет минимум 3-4, а то и 5 месяцев. Лот уже уйдет. Значит, эти темы вкидываются уже под кого-то.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Мне кажется, Юрий попал в самую точку. Дело в том, что идеологизированный подход и коррупция 2 вещи, связанные между собой. Презумпция идеология, а не презумпция процесса живого, всегда предполагает некоторую сделку. Я не про конкретных людей хочу сейчас сказать. Так просто срастается, это система работы. Возвращаясь к социально-значимым темам. Как работает мир?

К.ЛАРИНА: Там же тоже есть госзаказ?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет там госзаказа.

А.БОРОДИН: Там фонды, которые представляют свои интересы: Фонд по борьбе со СПИДом, Фонд по борьбе с безработицей и т.д. Они это инициируют и вас поощряют, чтобы вдруг у вас случайно появилась эта тема.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Поддержка есть. Когда французское кино заваливалось, министр социалист Ланг предложил проект спасения французского кино. Там не было никаких гражданственных и прочих тем. Была предложена простая формула: французским является всякое кино, снятое на деньги французского налогоплательщика в интересах французского зрителя. Про деньги принимает решение государства, а про то, кому дать, кому не дать – художественный совет лучших режиссеров мира.

А.БОРОДИН: Там было мудрое решение. Французы первые ввели квоты на национальное кино, но они сделали мудро. Они поддерживали не только французское кино – европейское. Почему? Когда сейчас в России обсуждается: давайте введем 24% национального кино, да не возможно его столько дать! А если сказать: мы поддерживаем 44%, но европейского. Русских будет 15-20, французы появятся, голландцы, румыны. Машине американского производства мы противопоставим другую волну. И зритель будет привыкать. С другой стороны, надо лезть в образование: введите уроки кино, это будет любимый предмет учащихся с 5 класса! Через 5 лет мы получим другого кинозрителя.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Я завершу мысль. 2-ой шаг, который делали французы: государство может поддерживать не художника напрямую, а зрителя. Это значит, поддержка кинотеатров, которые долго показывают французское кино, и реклама – продвижение к зрителю французского кино. То же самое про книжки. У нас схема огосударствления и укрупнения. Когда у нас сделали отдельно НДС на книги. Все говорили, что так уничтожат рынок маленьких и средних издательств, все будут сбиваться в стаю. И у нас образовалось 3 монополиста – «ЭКСМО», «АСТ» и «ОЛМА», которая теперь собирается контролировать «Просвещение» и «Дрофу». А дальше естественный путь: не выдерживают монополисты, теперь «ЭКСМО» собирается поглотить «АСТ», и это мне напоминает Босха, т.к. каждый заглатывает каждого. В итоге если «ЭКСМО» поглотит «АСТ», у которого налоговые проблемы невероятные, то дальше у «ЭКСМО» не останется пути, как поглотить самого себя.

Ю.ГРЫМОВ: Но сегодня это происходит сплошь и рядом. Маленькие независимые студии, к числу которых я и себя отношу, сегодня в России закрываются, галереи картинные закрываются. Надо бить тревогу, потому что опять про эти 7 компаний. 7 дорог не спасут пробки в Москве, нужно развивать маленькие капилляры. Поэтому надо поддерживать независимого маленького производителя, вот будущее. И про эти безумные бюджеты надо забыть. Должен появиться какой-то французский неореализм, фильмы, которые снимаются здесь и сейчас. Также поднялся индийский кинематограф, когда было засилье американского кино в Индии. И вдруг все сломали. Почему? Потому что в Индии и в России тоже дошли до маразма, потому что Ксения сняла фильм, а ей говорят, если хотите показать, платите за экран. Сегодня продюсеры платят за экран, чтобы хотя бы выйти оправдаться перед инвестором, они оплачивают билеты. А во Франции есть еще мудрый закон, что коммерческие кинотеатры говорят, что показывают национальные фильмы, но на них не ходят. Им государство говорит: 30% оплатим. Или сегодня строят мультиплексы: больше 5 залов, один национальный.

К.ЛАРИНА: Алексей Владимирович, ваши ощущения, если мы говорим о каких-то опасных тенденциях, которые вы заметили за последнее время, может быть, о театре или вообще, о культуре?

А.БОРОДИН: Я думаю, что театры должны развиваться каждый своим путем. И вот, что мне кажется, должно поддерживать Министерство и развивать. Сейчас существуют определенные тенденции: существуют репертуарные театры, небольшие театры, свободные сцены и т.д. Это момент, который требует внимания. Я бы занялся прежде всего этим. Потому что темы давать, какие ставить мне или еще кому-то, мы без этого обойдемся. Надо все смотреть по результатам. Если театр развивается, то он должен получать помощь больше. У нас же все не так происходит. У нас всем сестрам по серьгам, хоть ты так, хоть так работаешь. Конечно, надо поддерживать тенденцию развития. И тогда все будет нормально, потому что театры должны быть разные.

К.ЛАРИНА: Вам хорошо говорить, вы входите в число успешных театров.

А.БОРОДИН: Все это связано с большой работой. Я в течение 6,5 лет работал в Кирове, мы работали активно, честно. Так что у меня есть и этот опыт. И этот театр может завалиться в любой день, если мы каждый день не будем работать.

К.ЛАРИНА: А переход на контрактную систему нужен репертуарному театру?

А.БОРОДИН: Систему репертуарного театра нужно обязательно развивать, переходы на контракты нужны. Без этого мы не можем двинуться. Я нахожусь на контракте у Министерства. А все остальные контракты я подписываю внутри театра, они бессрочные. Если молодые люди приходят на контракты на год, на сколько-то еще, а они бессрочные, это, конечно, неправильно. Я разберусь с тем, чтобы сохранить какой-то такой баланс. Если мы поймем, что театр живой организм, то тогда мы будем его поддерживать. Вопросы должны решать не в кабинетах…

К.ЛАРИНА: А где? Актерские бунты поднимать?

А.БОРОДИН: Нет, бунты и есть следствие омертвевшей системы. Кризис театра был предвестием политического кризиса. Режиссер, который не знает, где кончается его контракт, актер, не знающий, когда заканчивается его контракт, директор, который не знает, как разрулить отношения. И это рухнуло до 4 декабря.

Ю.ГРЫМОВ: Я на всю жизнь запомнил одну сцену. Мы летели на «Кинотавр», я сидел в самолете и думал, почему люди по проходу куда-то вперед, идут, идут, все становятся пониже ростом, так скукоживаются. Я думаю, что там? А там Швыдкой сидит. И они там разговаривают. И вы понимаете, вот эту систему просить нужно уничтожить. Надо, чтобы государство вышло из этой категории подачи денег. Создайте условия, люди сами найдут деньги на производство.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Дальше мы подходим к той цитате, с которой все началось. Тогда все разговоры о Министерстве культуры, которое является невзламываемым кодом культуры, завершаются. Министерство не сможет идеологией заниматься.

А.БОРОДИН: Я – оптимист. Вдруг господин Мединский посмотрит на все происходящее, и у него душа заболит.

К.ЛАРИНА: Мы с вами говорим точные и правильные вещи. Но давайте не забывать о контексте. Вот Саша сказал про декабрь. А контекст у нас такой: принимается гомофобский закон, который имеет прямое отношение к культуре и искусству. С другой стороны, мы имеем активное вмешательство церкви в вопросы культуры. И попытка цензуры официальной церкви уже опробована. Мы же говорим об РПЦ именно как о структуре, об институте. Гельман приезжает на выставку в Краснодар, проходит сквозь плюющих в него людей. Это атмосфера.

А.БОРОДИН: Но до этого наши кидали камни в фотографии Новодворской и Ходорковского. Это другой разговор. Надо поднимать тот самый уровень культуры, нужно об этом говорить, чтобы люди могли сравнивать. Сегодня показывали девочку, которая пришла на выпускной полуголая, и много обсуждается. И я все думаю, кто-нибудь объяснит, что на самом деле случилось? Нет, никто не объясняет, что это просто крушение культуры.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Девочка ориентируется на тот стандарт, который ей предлагается.

А.БОРОДИН: Значит, у нее неправильно расставлены приоритеты.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Мы же помним, как после войны жены генералитета в оккупированном Берлине и в Риге после освобождения приходили в ночных рубашках немецких. Потому что они просто не видели, как положено одеваться. И эта девочка не видела просто.

К.ЛАРИНА: Я еще не сказала про еще одно фоновое событие, которые мы не обсуждаем, когда в тюрьме сидят другие девочки, которые неправильно вели себя в церкви. Это «Pussy Riot». Это нормально?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Девочки набезобразничали, 15 суток заслужили, а то, что они сидят – безобразие.

К.ЛАРИНА: Почему они сидят?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Вопрос государству.

Ю.ГРЫМОВ: Скажите, а почему президент на инаугурацию, на праздник, это же праздник, приезжают люди в очищенную Москву? Это же Москва после атомной бомбардировки. Я думаю, это вина не его, это кто-то посоветовал, давайте сделаем красивую картинку. Это колоссальные заблуждения и потеря ценностей.

К.ЛАРИНА: По поводу ценностей. Наши слушатели пишут: «Культура – это не идеология, а ценности». Мы сейчас с вами в Новостях слышали, что определяется, чем ценность «Единой России» отличается от ценности тех, кто выходит…

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Партийная идеология – сколько угодно. Партия и есть частичная структура. У любой партии должна быть своя идеология. Мы общество. Ценности – это простые идеи, которые объединяют людей поверх их различий. Мы можем быть не согласны, в чем угодно. Мы можем объединиться по поводу какого-то дела? Можем. Вот это ценность солидарности. У нас есть ценность труда свободного, яркого, творческого? Есть. Мы можем ее дальше транслировать? Можем.

А.БОРОДИН: Культура в каком-то смысле должна противостоять всему, что происходит вокруг. Микеланджело во время Медичи создавал свои потрясающие произведения. И тогда, когда культура противостоит, тогда она культура. Тому, что происходило всегда. И рассчитывать на то, что завтра мне станет страшно радостно и комфортно наблюдать то, что происходит вокруг, мне не приходится. Я должен говорить о том, что происходит вокруг, что вызывает во мне протест. Это единственный импульс для творчества для художников. Задача Министерства свободу поддерживать всеми путями и рассчитывать на разных художников. Вся проблема в том, что уровень культуры сильно падает. И вот эти, которые руководят. Что значит, руководят? Они только в помощь. Причем тут тогда понятие культуры, искусства и т.д.

Ю.ГРЫМОВ: Давайте будем надеяться. И может, господину Мединскому наша надежда передастся. Он все-таки молодой человек, разное видел. И будем надеяться, что у него уши развернуты, что он открыт.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: И чтобы понял, что власть начинает говорить об идеологии и о национальной идее в преддверии войны. Не надо в эту сторону сворачивать, играть на этом поле, плохо обычно кончается.

К.ЛАРИНА: Все, что мы говорим, относится к светлой части души Владимира Мединского.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Он честный человек. Мы пока не знаем, какую задачу его сформулирует президент.

К.ЛАРИНА: То, что смущает меня, что культурой занимается не министр культуры, а вице-премьер В.Ю.Сурков.

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Я сейчас почитал разделение полномочий. Сурков отвечает за медиа и что-то еще, культура там не значится.

Ю.ГРЫМОВ: Сурков образованный человек. Важно господину Мединскому сегодня выстроить вектор своих отношений с властью.

К.ЛАРИНА: На твоем веку, Юр, какой был лучший министр культуры?

Ю.ГРЫМОВ: Я практически ни с кем не общался. Я крайне редко заходил в эти кабинеты. И для был шок, когда я запускал «Казус Кукоцкого» по Улицкой, и мне сказали, что поддержат, это лауреат Букеровской премии, интересный сценарий у вас написан. Я поверил, что помогут, никто не помог. И я перестал просить. Потом у меня были случаи случайного разговора с большими чиновниками, которые говорили «конечно», и тоже ничего не случилось. И я не буду ходить, пусть сами приходят, не надо меня уговаривать, я сразу соглашусь, но сам ходить не буду

К.ЛАРИНА: Я хочу поддержать Юру, не надо унижаться и просить. Я надеюсь, что следующий «Культурный шок» у нас пройдет с министром культуры. Спасибо моим гостям!

ВСЕ: Спасибо!


Комментарии

32

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


26 мая 2012 | 15:42

Культура исчезла. Юрий Грымов прав.
А автобус с изображением Сталина в центре Москвы возит людей.

//Автобус с изображением Иосифа Сталина обнаружил корреспондент Эха Москвы" в центре Москвы
26 мая 2012 | 14:32
Сейчас автобус находится около театра имени Пушкина.
Ранее автобусы с изображением Иосифа Сталина курсировали в ряде других российских городов.//

У Путин есть идеология(с помощью Кургиняна и т.п.).
А у антипутинцев пока только споры. Очень жаль, что министр Культуры Авдеев не высказался ни об одном культурномявлении. Спасибоему, что он привёз в Москву Марину Влади с её спектаклем памяти Высоцкого.
Но мы же видим, как в Высоцкого вцепились Путин с Говорухиным ("Вор должен сидеть в тюрьме".
Мединскай как министр культуры ОПАСЕН. Даже если он вдруг скажет что-то правильное.
Путину и Мединскому, как всей их Ко верить нельзя.

Но идеология демократического развития страны без лжи и коррупции на благо всех граждан ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ. И её нетрудно сформулировать.


btiraspolsky Борис Тираспольский 26 мая 2012 | 21:42

Культура не может исчезнуть.

Она первична и неуничтожима.

Культуру можно выхолостить, её можно исказить, ею даже возможно пренебречь, но она не может исчезнуть вовсе.


rwt 27 мая 2012 | 07:12

Беседу о культуре ( да и о чём бы то ни было) нужно бы начинать с культуры беседы, а именно: договориться о терминах. Культурология признаёт существование более 10 000*(!) определений культуры и все они (Ваше в том числе) не исчерпывающие. Без определения же предмета, беседа превращается в притчу о трёх слепых, описывающих слона, держась один за хобот, другой за ногу, третий за хвост. Общепринято подменять, чаще всего добросовестно, понятие "культура" понятием "культурное наследие", называть то, что может влиять на формирование культуры, её результатом. Идеология же - цель культуры. "железным кулаком загоним человечество в счастливое завтра**", "Германия превыше всего", "живи и дай жить другим" - цели, достичь коих пытались взращиванием особых культур не единых, а очень даже враждебных.

Беседы о культуре не вышло, а получилось как всегда: не хотим делать праздник, хотим просто праздновать***!
_______________
* то есть, ни одного.
**может и не точно цитирую.
*** от "праздность".


btiraspolsky Борис Тираспольский 27 мая 2012 | 11:20

Согласен - договориться о терминах необходимо.

Поясните, пожалуйста, что Вы имели ввиду говоря: "Идеология - цель культуры".

Я всегда полагал, что культура особенно в 20 веке являлась мишенью для различных идеологических доктрин с целью подменить общечеловеческие ценности на "классовую борьбу", "диктатуру пролетариата", "высшую рассу", "тотальный террор", "отрицание ценности человеческой жизни", "иммитацию свобод", "ксенофобию" и пр.

Если у Культуры и существует "цель", то её возможно определить как постоянное и настойчивое напоминание всем нам о том, кто каждый из нас есть на самом деле: "Не зверь, не дерево, не раб, но ЧЕЛОВЕК".


rwt 28 мая 2012 | 07:15

Не совсем точно выразился: Реализация идеологической модели формирования общества и есть цель внедряемой культуры. Попыткой, очень робкой, осознания того, что у современных идеологов (деятелей культуры) отсутствует какое-либо представление о модели сообщества на территории РФ через 10-20 и является "Культурный шок". ИМХО.
Аристотель сегодня, наверное, сказал бы: "В государство люди собираются для непосредственного или опосредованного общения с телевизором." Пророчество Рудольфа-Родиона Рачкова блистательно сбылось!
К сожалению общечеловеческие ценности не общечеловечны: сбивающий (ая) бабушку на пешеходном переходе сын (дочь) начальника (цы) не считает её жизнь равноценной своей или хотя бы с ней сопоставимой. То же и о "свободе", "равенстве" и "братстве", да и о "празднике" тоже. Праздник удался если он стал кошмаром для окружающих! Как Вам фейерверки среди ночи?
Культура - метод, идеология - план или проект. Удачи Вам.


btiraspolsky Борис Тираспольский 29 мая 2012 | 00:04

Спасибо, и Вам удачи.

Тема будущей возможной "модели сообщества" рождает массу разнообразных идей и вопросов.

Ясно одно - эта "модель" будет выбирать между манифестацией ЗА КУЛЬТУРУ или ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ в практической нравственной и эстетической жизни людей.


rwt 29 мая 2012 | 06:50

Появление идей - уже благо! Вы их видите?... я, увы. Идеи же будущей модели общества что у власти, что у оппозиции примитивны как у Балаганова: "...в общем всё будет хорошо!" Вопросы же задавать просто не кому или вопрошающий, ответь сам.
Лозунги же"За культуру" и "против культуры" синонимичны, т.к и тот и другой можно заменить одним: "За всё хорошее!"
"Культура" слишком абстрактное понятие, чтобы писать его на знамёнах. Бороться же против культуры просто невозможно - пока есть люди есть и культура, есть и идеология. Какие они вопрос для осознания, а пока они являются понятиями не сформулированными и не обсуждаемыми - путь наш в тумане. Удачи Вам.


btiraspolsky Борис Тираспольский 29 мая 2012 | 15:31

Спасибо за Ваш ответ.

В существующей сегодня общепринятой и потому кажущейся единственной модели общества, в которой доминируют приорететы и "ценности" Homo Sapience, а по-существу звериные инстинкты лишь слегка смягченные культурными навыками произносить слова, и даже иногда ловко писать, читать и считать, практически невозможно не только создание ИНОЙ модели общества, но даже её рационального обоснования.

И всё же оно существует. В зачаточной форме, но оно есть. И оно имманентно Культуре. Его краеугольным камнем являются принципы Этики и Эстетики.

Вам знакомы работы М.М. Бахтина с его идеей Вселенского Праздника, Праздничной Концепцией Мира и Диалога?


rwt 31 мая 2012 | 07:53

... и Вам спасибо.
Только мне кажется мы немного каждый о своём*.
А получается то, что получается, когда не определив главного начинают регулировать частности. Не определив прав человека начинают бороться за права геев или курящих, не объясняя в чём их приоритет над прочими. Т.е. смысл борьбы в борьбе и не важно за что. Хуже, что это становится культурой. Культура же, на мой взгляд, система запретов, выработанная в процессе эволюции с целью сохранения вида. Она же вопреки своей сути отдана с некоторых пор на откуп людям чьи образы мышления, образы поведения и профессии ломать стереотипы, расширять представление о приемлемом и допустимом, то есть людям искусства, а ещё чаще, так называемого искусства. Человек (общество) понятие развивающееся, но какие-то приоритеты должны быть приняты раз и навсегда. Джентльмен всегда должен оставаться джентльменом и ни какая эволюция не допустима. Примечательно, что "джентльменами" у нас ещё не назначают - зато скольких уже назначили "ледями**"! С мужской половиной процесс в обратном направлении: более-менее отличившихся провозглашают "настоящими" или "крепкими", или ещё как, но "мужиками", не удосужившись заглянуть в словарь В.Даля. Оскорбление 100-летней давности сделать комплиментом!.. только нашим волшебникам сродни Чурову под силу! А как зазвучит со временем: "Леди и Мужики!", но скорее "мужики и леди". Было бы смешно...
Мне кажется о звериных инстинктах начинают рассуждать подготавливая какое-то совращение, как Мамонт Дальский в "Хождении по мукам". Господь Бог зверей создал по Своему произволу, а человека по Своему Образу и Подобию. Вряд ли в Нём много звериного. Мне в жизни повезло на бабушек и дедушек, родных, правда, всего двое, но зато много внучатых. Все они родились до революции и были воспитаны в той культуре. Некоторые с трудом писали, но доброты во всех было не мерено! Если они были темны и забиты, то сейчас такие темнота и забитость были бы благословением!
По моей теории человек появился для того, чтобы сделать Землю "круглой и пыльной", как все остальные, но поскольку время существует только для людей, им и решать насколько стоит преуспевать в этом деле. Для Вселенной же с её бесконечностью продолжительность процесса просто неуловима.

Собрался было с Вами согласиться, но принципы Этики и Эстетики не едины и не абсолютны, а если и едины и абсолютны, то многим ли до них есть дело?

Мой сын привил мне недоверие к русским философам, так что увы. Я же, как только слышу про Вселенское и Всеобщее тут же вспоминаю Иеремию Тихого (С.Лем) с его Всеобщей Теорией Всего.
"И увидел Бог, что это хорошо!" Наивысшая радость увидеть что дело твоё хорошо. Именно этой радости сов. власть и лишала долго и методично всех, удаляя от земли-матушки, превращая в бюджетников в чём, увы, и преуспела.

Если Вас не затруднит, подскажите где можно найти Бахтина, т.к. беглый просмотр Яндекса дал только биографию и библиографию без текстов.
Рад общению. Удачи Вам.
__________________________
*а может и лучше, что о "своём", т.к. кто и что и кому бы не объяснял, всё равно он объясняет прежде всего себе.
**специально.


btiraspolsky Борис Тираспольский 31 мая 2012 | 09:23

Спасибо Вам.

Ваши мысли "о своём" - тот редкий случай, когда я с радостью отвечаю Вам.

Посылаю Вам ссылку ранней статьи - 1919 года - Бахтина "Искусство и ответственность":

http://www.philosophy.ru/library/bahtin/otv.html

Статья очень короткая. Интересно Ваше впечатление.

Одна из главных работ Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского":

http://www.philosophy.ru/library/bahtin/01/index.html

И вторая работа "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса"

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/index.php

Думаю, что Вы не пожалеете потраченного времени.


rwt 31 мая 2012 | 16:00

Спасибо! Обязательно прочитаю и поделюсь мнением! До встречи!


rwt 02 июня 2012 | 07:08

"Искусство и ответственность"
Скорее всего в силу своеобразия своего образования :"Восстановление и сооружение ж.д. на ТВД*", я не сумел оценить изыски М.М.Б., надо будет ещё пару раз прочитать. Первое же впечатление, что М.М. напрасно разделяет столь непримиримо жизнь и искусство: на мой взгляд, искусство и призвано раскрыть все многообразия сторон жизни, душевных треволнений, побудительных причин, реакций, сметений чувств, восторгов и т.д. То есть, если искусство не показывает многообразие Жизни, её торжество и красоту, то это нечто надуманное и искусством не является. Мастера-убийцу, во всяком случае пока, не называют Художником.
Вольно или невольно, большинство художников слова трактуют сюжеты из Библии, у художников других направлений это может быть не так очевидно - просто предназначено для восприятия не через глаза или не только через глаза. Но для меня безусловна торжествующая и всепобеждающая неразрывная связь Жизни и Искусства!
Удачи Вам и спасибо!
_____________
*театр военных действий


btiraspolsky Борис Тираспольский 02 июня 2012 | 17:58

Я рад, что Вы прочли статью Михаила Михайловича Бахтина.

Поскольку мы установили, что каждый из нас говорит "о своём", я продолжу эту "традицию".

На мой взгляд Культура и все формы Искусства, являющиеся неотъемлимой частью её, ни к чему не "призваны" и никому ничего не должны. А вот мы, человеки, ВСЕГДА "призваны" быть ответственными перед нашим Творцом, по Образу и Подобию которого мы сотворены, и ВСЕГДА должны быть благоговейно признательны Культуре и Искусству за напоминание об этой высокой ответственности.

Я придерживаюсь мнения, что Искусства, особенно изобразительное и в ещё большей степени то, что сегодня называют сценическими искуствами - с родословной идущей от религиозных мистерий и карнавала, превратили некоторое число звероподобных приматов в пещерах, хоть и с большими оговорками в более-менее цивилизованных индивидуумов. А само Творчество и творческий труд с его муками и часто вонючим потом превращает "на века художника - в Бога, царя - в мужика".

Я убежден, что следующий шаг эволюции человечества, если таковой нам отпущен, создание Царствия Божьего - Золотого Века человечества, образом которого являются сценические Искусства, вернувшееся к религиозным мистериям и карнавалу в бахтинском понимании, а подобием - Культура, ставшая нормой всех аспектов каждодневной жизни человеков.


rwt 03 июня 2012 | 19:31

Здравствуйте Борис!
Мне бы очень хотелось узнать Вашу трактовку понятия "культура", т.к. отсутствие общих терминов затрудняет, если не исключает, взаимопонимание. Свою вкратце я приводил. Культура (сбалансированность взаимоотношений всех людей в обществе и общества с природой) в обществе, как здоровье (сбалансированность взаимодействия всех органов организма) в организме - пока есть не замечается и не ценится, начинаешь заботиться (именно о здоровье или культуре) - пиши пропало! Культура и здоровье есть всегда разнятся только их показатели вплоть до отрицательных. Варварство тоже культура, а смерть и распад тоже здоровье.
С тем, что искусства составные части культуры согласен, но не ставил бы всем его видам знак "+", так и в организме есть и патогенные микроорганизмы, даже при наилучшем здоровье.
"Призваны" и "должны" не совсем точные, на мой взгляд, определения желательных Творцу наших с Ним взаимоотношений. Любящий по обязанности или призыву сын рано или поздно возненавидит отца или усомнится в нём.
Через улицу всю ночь очень громко играла музыка, благоговейно быть признательным не могу ни композитору, ни музыкантам, ни, тем более, этому… меломану. Искусство или им наслаждение должно быть, прежде всего, уместным. Сценическому же искусству, мне кажется, место только на сцене. Мне трудно определить роль сценического искусства, чаще преподносящего зрителям сатиров, чем Апполонов, в деле становления Человека (если "Человек" был когда-либо или есть сейчас) и не уверен, что хотел бы жить в обществе, где каждый изображает то, чем не является в действительности. С другой стороны, среди притворяющихся джентльменами, ими не являясь, жить комфортнее, чем среди абсолютных и откровенных хамов.
Если Вы убеждены в наступлении Золотого века и имеете для этого зримые основания, то от души Вам завидую и желаю Вам не обмануться в предчувствиях!
Культура же и так "стала нормой всех аспектов каждодневной жизни человеков" - просто культура такая. Как сказал один "мент": "Матом я не ругаюсь, я им говорю". Удачи Вам.
P.S. Мистерии и карнавалы, суть не коммерческие мероприятия, сцена же вариант попрошайничества. ИМХО, конечно.
И если что-то кого-то превращает в "мужика", то это "что-то", хоть и искусство, не многого стоит. Не хочу всемогущих художников, богами они будут плохими.
С уважением Александр.


btiraspolsky Борис Тираспольский 04 июня 2012 | 21:26

Здравствуйте, Александр!

Спасибо за Ваш ответ.

Я уверен, что не смогу дать определения понятия Культуры, которое удовлетворит даже меня самого.

Здесь, неаверное, уместно говорить лишь о моей "позиции наблюдателя" Культуры.

Для меня Культура - широкая палитра исторически сложившихся Инструментов: Абсолютных Нравственных Законов и Совершенных Эстетических Представлений, Наук - точных и прикладных, а так же всех видов "нужных Искусств", СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ о Высшем Смысле Мира и существовании- предназначении Человека в этом мире смыслов.

С уважением,
Борис Тираспольский


rwt 05 июня 2012 | 07:13

Здравствуйте Борис!
Спасибо Вам за ответ.
Согласен с Вами с небольшой оговоркой. Есть инструменты, которыми пользуются повседневно и есть инструменты в кладовой. То, что Вы перечислили, но без эпитетов "Абсолютный и Совершенный", в кладовой и далеко не во всеобщей. Это культурное наследие, причём хранящееся в горних сферах, на Олимпе, наверное... и, скорее всего, его только предстоит составить, ну или уже составлено, но Богом, а нам... предстоит ли к нему приобщиться?
... наследством же, даже в руках находящимся, надо уметь и суметь воспользоваться, а с этим большие проблемы. Существующая культура, по крайней мере в России, прямой путь к депопуляции, культурное же наследие - сохраняющийся до последнего шанс. В наследии тоже надо критически покопаться и кое-что отбросить с негодованием, например такое, на мой взгляд отвратительное явление, как "детская литература"! В ряде причин теперешнего российского инфантилизма она занимает далеко не последнее место . Литература либо есть, либо нет, а деление по возрастным и т.п. категориям... детский хлеб?!
Полярные явления, как гостеприимство (а вдруг гость сын бога? надо обновить кровь, чтобы не выродиться) и негостеприимство (боязнь эпидемий, привнесения вредных привычек) суть культура, доступно объяснимые и достойные уважения. Где середина?
Немного сумбурно? Извините.
С уважением и наилучшими пожеланиями Александр Старостин.


btiraspolsky Борис Тираспольский 05 июня 2012 | 19:37

Спасибо за Ваш содержательный ответ, Александр.

С интересом прочёл Ваш комментарий и рад, что у нас нет расхождения в ГЛАВНОМ.

Мне кажется, что Вы отметили самое существенное качество Культуры: она ЕДИНА во всем своём неохватном многообразии.

Единство Культуры, на мой взгляд, составляют ВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ Этики и Эстетики, являющиеся по существу содержанием Культуры.

Эти "вечные идеалы" в разной степени редукции обнаруживают себя во всех сферах и формах каждодневной жизни каждого человека и общества в целом.

Практическую реализацию этих "вечных идеалов" обычно принято называть "цивилизацией",

Выше сказанное склоняет в мысли, что сама Культура есть так же то самое поле битвы Идеалов Нравственности и Красоты, олицетворяющих "Добро", с их всегда несовершенным, а часто и вовсе искаженными почти до неузнаваемости воплощением в Реальности, олицетворяющим "Зло".

С самыми светлыми пожеланиями,
Борис Тираспольский


rwt 06 июня 2012 | 08:41

Здравствуйте Борис!
Спасибо за ответ.
Культуре нет, по-моему, дела до того считаем ли мы её единой или делимой. Единая культура - совокупность составляющих её культур и не более. Взаимопроникновение, конечно, есть, но всегда ли это хорошо?
Признаваемые нАми (Вами и мной) идеалы для нас могут быть и ВЕЧНЫМИ и Едиными и Неделимыми, наш же сосед и головы над ними не заморочит.
На мой взгляд, нельзя к культуре относиться как к священной корове, много ли от неё (коровы) толку. Олицетворять только. Это отношение, как к Тому, Которого Не Называют, ритуальные придыхания и приседания перед Культурой пользы не приносят не только ей, но и среде её обитания, т.е. людям. Как не крути, но именно Великая Русская Культура родила, взрастила, выпестовала большевизм (а немецкая, с теми же эпитетами -фашизм) и не как от него не может избавиться и не очень старается, впрочем. Можете назвать хоть одного российского политика не большевика? я нет.
Боюсь, что не абстрактная культура, а "я" являюсь полем битвы добра и зла, и очень не много шансов победить именно добру: с каждым днём шансов всё меньше. Слишком много раздражителей: на каждом шагу мне в нос тычут футболом, я не понимаю и не признаю его значения, кроме как физического упражнения на свежем воздухе, и начинаю раздражаться или на свою, не освоившую этот "Идеал" природу или на некритичность к нему окружающих. И то и то плохо. В подъезде накурено... и невольно пытаюсь придумать столь же на общий взгляд невинную, но досадную и неприятную для курящих мелочь, но тщетно. Только два примера. Вообще, это один пример: но пример чего?.. эгоизма, хамства, демонстративного или по неразумению пренебрежения окружающими. Почему курят обязательно с наветренной стороны подъезда или остановки транспорта? в самых узких местах? с плохим проветриванием? Точно, что не специально! Увы, такая культура - нравственные плоть и кровь человека. и не факт, что курящий в подъезде завтра не отдаст жизнь "за други своя". Впрочем у Достоевского это гораздо лучше описано: "... и неизвестно, что сделает он: спалит родную деревню или пойдёт спасаться в Иерусалим, или и то и другое вместе". Давно не перечитывал, могу с дословностью и ошибиться, но смысл, надеюсь, передал. Те же потёмки и сейчас на Руси, только шансов "спалить" всё меньше -раньше само сгниёт. а спасаться всё дальше - слишком служанкой, а не госпожой, была эти почти 100 лет культура.
Основным содержанием ("трендом, вектором*") современной русской культуры является, на мой взгляд, создание раздражителей. Это вместо того, как и Ильфа и Петрова: "не надо бороться за чистоту, просто не сорите". Демонстрация чего-либо становится важнее самого события или факта. Так и со спортом и однополой любовью: любовь и спорт побоку - важны их демонстрация и популяризация. Такая вот культура, боюсь, уже культурка... а тут ещё Мединский...
Слава Богу есть ещё возможность пообщаться с тонкими и умными людьми, как Вы.
С уважением и признательностью Александр Старостин.
_________________
*терпеть не могу заимствования и переиначивания


btiraspolsky Борис Тираспольский 07 июня 2012 | 00:03

Я так же как и Вы искренне рад нашему общению, Александр.

Спасибо Вам.

Вы пишете: "Единая культура - совокупность составляющих её культур и не более." Мне представляется, что это несколько "механистическое" видение Культуры.

Наверно, более уместно говорить о ЕДИНОМ ИСТОКЕ всех "культур" и ОБЩЕЙ для всех них сущности, лежащей, на мой взгляд, в первую очередь в области Этики и Эстетики, а также наук и "нужных Искусств".

Несомненно, "Культуре нет... дела до того считаем ли мы её единой..." Однако, это понимание и практическое осознание нужно нам - людям,
В конце концов, противоположностью нанешнему стремительно деградирующему "homo sapiens" может стать только "культурный" человек, об отсутствии которого Вы и я так грустим.

В моем понимании это - Человек Творящий, принимающий Единство Бытия как свое личное бытие и стемящийся в своем ТВОРЧЕСТВЕ СО-ТВОРЧЕСТВА с Другими к еще более совершенному Единству всего со всем. Таким мне представляется человек Будущего.

"Те, кто достойней Боже, Боже, Да узрят Царствие Твое". А. Блок

Даже если наша вполне ущербная цивилизация произвела бы только Гомера, Данте и Рабле можно было бы сказать, что у нее есть потенциальность создания Золотого Века - Царствия Божьего на Земле.

Всего самого светлого Вам.

Ваш
Борис Тираспольский


rwt 07 июня 2012 | 08:28

Глубокоуважаемый Борис, здравствуйте!
Может и механистически, только культура может быть слишком многоОбразной: и забытым пыльным чуланом, где лежит очень много необходимого, но не востребованного; и закрытым распределителем для очень немногих эстетов; и заводским цехом, производящим формы и методы, которых очень не достаёт в повседневности. Чем сделать её - выбор за нами. Чем рассуждать о своём месте в культуре, её работникам озаботиться бы внедрением форм обращения людей между собой.
В основе всей и всякой культуры, несомненно, для меня по крайней мере, культура общения. Вы представляете как обращаются люди в России? "мужчина", "мужики" (если несколько), "женщина", "молодой человек" - даже к вдвое старшему и "девушка" с тем же соотношением. Любой из них не многим лучше простого "эй, ты". "Извините" на их фоне просто верх совершенства! Ещё Грибоедов устами Чацкого сетовал на отсутствие соответствующих форм. Но формы не возникают без уважения, а без уважения не будет собственного осознания, следовательно, и общественного прогресса, этики, эстетики, искусств. Культура общения двух человек - тот гвоздь из стишка С.Маршака, из-за отсутствия которого в кузнице армия потерпела поражение.
Ну летали при сохе в космос - тех.прогресс не отменяет нравственный застой и не подменяет даже. То же с культурой - я беру только нашу, русскую. Пусть в ней и есть (были) пионеры, разведчики, пролагающие дорогу чуть ли не к Золотому Веку, но следуют то за ними единицы, а то и вовсе пустота. "Знания не стали убеждением"- выговаривали иногда нам преподаватели марксистско-ленинской философии.
Боюсь, что за стремительно деградирующим "homo sapiens" следует не "homo culturis", но "australopitecus".
Это в природе нет деградации, а в обществе...

Встречаются иногда люди на которых просто смотреть радостно, что-то есть в них такое... Ты их не знаешь, может никогда не увидишь больше, но тебе радостно, что ты их видишь и тебе радостно сказать им что-нибудь приятное, и приятно это может быть не столько им, сколько тебе, и будешь потом радоваться, их вспоминая и осознавая, что они есть! Они могут не блистать изысканными манерами, не образчики античных форм и лиц, одеты просто - а хоть и в униформу и поди ж ты! Трудно представить откуда они, из прошлого? будущего? даны нам как прообраз? как утверждение и подтверждение,что жизнь Дар Божий? Редки они, зато как много родившихся с зубной болью! а в правительстве так каждый первый видом своим говорит: "жизнь, это тяжкий подвиг, это тяжкий крест, это галеры, бессонные ночи на ложе из гвоздей, не место радостей, но юдоль печалей"... Есть, правда, и к ним золотой ключик, скажите А.Жукову про футбол - оживится, зарадуется,заулыбается, забалагурит, выкажет недюжинную (специфическую и бесполезную, правда) эрудицию. Только эти эмоции ничего, кроме презрения, не вызывают.
Я надеюсь мы не просто грустим, но пусть немного смягчаем нравы вокруг себя, себя же окультуривая.
... и Гомер, и Данте, и Рабле, и много ещё Великие, но случайности. Они могут быть оправданием, могут давать надежду, но к этому ли были призваны? Именем Бога слишком много было пролито и, боюсь, будет ещё пролито крови на земле. И никакое Царствие не отменит болезни, смерть, неразделённую любовь, надежд и разочарований. Если жизнь продолжается закономерен вопрос: что дальше? если нет, то какая разница что это наступило?
С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями Ваш Александр Старостин.


btiraspolsky Борис Тираспольский 27 мая 2012 | 11:27

Я процитировал Радищева по памяти. В оригинале:

"Я тот же, что и был и буду весь свой век.
Не скот, не дерево, не раб, но человек! "


btiraspolsky Борис Тираспольский 26 мая 2012 | 22:16

Создается впечатление, что участники дискуссии не совсем ясно определили понятие ИДЕОЛОЛОГИЯ.

Если Культура ЕДИНА и являет собою систему общечеловеческих ценностей таких как Жизнь, Свобода, Равенство, Братство, Праздник, Радость и т.д., то идеологии МНОГООБРАЗНЫ в своём практическом отношении к этим первичным и неуничтожимым общечеловеческим ценностям.

Иными словами, в общем виде любую идеологию возможно определить как манифестацию ЗА КУЛЬТУРУ или ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ в практической нравственной и эстетической жизни общества.


26 мая 2012 | 16:03

а если б сванидзе а то и ларину в министры культуры,
то это быда бы культура с или без идеологии?


marta341341 26 мая 2012 | 17:22

Конституция РФ 13.2: Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной


26 мая 2012 | 18:06

Но мы все пожинаем плоды путинской идеологии(Кургинян+Проханов+Леонтьев+Говорухин+Михалков++Кончаловский с туалетами+Минаев+Соловьёв+Поляков из Лит. газеты+Нарочницкая+Шевченко+Дугин+Третьяков+Мигранян+Фадеев из Эксперта+ 499 народных и заслуженных+армия и флот+ФСБ+ПЖиВ+Акадеии всяких наук и др. дармоеды)
де факто.

Без идеологии нельзя победить Путина и Ко.


(комментарий скрыт)

btiraspolsky Борис Тираспольский 26 мая 2012 | 22:20

"Конституция РФ 13.2: Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

В этом постулате заложено глубокое и опасное противоречие: сама Конституция - ИДЕОЛОГИЯ.


feeble_imitation 26 мая 2012 | 17:26

Лол, уроки кино и полуголые школьницы. Может быть, что собравшиеся в студии действительно замечательные эксперты в очень узкой области, но почему-то на передаче решили демонстрировать только свои шоры. Я уже это все слышал много раз. Это все хотелки конкретный людей. Еще жалобы. Скажите что-то новое хотя бы.


26 мая 2012 | 18:02

На последнем дыхании...
Круто! Спасибо!
Дайте им в руки культуру! Хуже точно не будет!


sergoki 27 мая 2012 | 04:29

natasha__
Но мы все пожинаем плоды путинской идеологии(Кургинян+Проханов+Леонтьев+Говорухин+Михалков++Кончаловский с туалетами+Минаев+Соловьёв+Поляков из Лит. газеты+Нарочницкая+Шевченко+Дугин+Третьяков+Мигранян+Фадеев из Эксперта+ 499 народных и заслуженных+армия и флот+ФСБ+ПЖиВ+Акадеии всяких наук и др. дармоеды)
===========================================================================
От Вас и вашей компании тошнит в сотни раз больше. Вы на улицу без охраны просто к нормальному народу выходите. Или перебежками в загримированном виде передвигаетесь? Просто народ не хочет марать руки в надежде, что поумнеете. В надежде, что сообразите, что именно вам подобные привели либеральную Ельциновскую "демократию" на танках к белому дому. Что посадили, то и пожинаете. Полощите в помойке свои деяния и не трогайте порядочных людей.
http://www.youtube.com/watch?v=-DUh0uuSEUQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=HCNl86_0Hxs


27 мая 2012 | 13:22

sergoki, это Вы народ?
Не надо сочинять или перессказывать в милионный раз о расстреле "белого дома". Ни один депутат под руководством вооруженных Руцкого, Хасбулатова, Макашова и т.п. не пострадал. Причем, Ельцин выпустил их из тюрьмы, а мог бы заточить на несколько лет как заговорщиков.
Примитивно мыслите, уважаемый!)))


27 мая 2012 | 12:57

Грымов рассказал, что девочка пришла на выпускной вечер полуголая. Надо отметить, что это было на Украине, а не у нас. Но, тем не менее, я, скорее, согласна с Архангельским в этом вопросе: «Мы же помним, как после войны жены генералитета в оккупированном Берлине и в Риге после освобождения приходили в ночных рубашках немецких. Потому что они просто не видели, как положено одеваться. И эта девочка не видела просто». Спасибо ему и за то, что заступился за Мединского: «Он честный человек» и т.д., и за многих честных батюшек, статусных, как он выразился. Уважаемый мною Александр, как это ему свойственно, стремится к объективности.


27 мая 2012 | 15:50

художник-свободен...значит...не стабилен..не лоялен...след.-враг!
задачка проста у мединского-построить в ряд и по росту...чтоб у п р а в л я т ь...
а иначе...вы ребят договоритесь что вам и минкульт не нужен...франция...фонды...точечные заказы...быков вон...без министерства...вон чего...
а пуськи..?
не напоминайте только о премии министерства за перфом войны на литейном-больше не повторится!!!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире