'Вопросы к интервью
С. КОРЗУН: Всех приветствую, Сергей Корзун – это я, в гостях у меня сегодня ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. Здравствуйте, Ярослав Иванович.

Я. КУЗЬМИНОВ: Здравствуйте, здравствуйте.

С. КОРЗУН: «Вышка» к нам пришла. Как мы ходим иногда в «Вышку», так и «Вышка» к нам пришла. Ну, что, сегодня…

Я. КУЗЬМИНОВ: В Коммунарку не надо ездить.

С. КОРЗУН: А?

Я. КУЗЬМИНОВ: В Коммунарку, говорю, не надо ездить.

С. КОРЗУН: В Коммунарку не будем. Что у вас происходит? Вот с чего я начну, с системы обучения сразу, наверное, и начну. Тут со знакомыми говорил и выяснил, что в Высшей школе экономики, которую вы создавали в 1993 году, правильно, да?..

Я. КУЗЬМИНОВ: Вообще придумали ее где-то в 91-м, потом долго ходили по коридорам, в итоге в 92-м, 27 ноября, вуз официально учрежден. Это было, по-моему, последнее постановление, которое подписал Гайдар.

С. КОРЗУН: Ага. А ходили вы вдвоем с Евгением Григорьевичем, или еще кто-то участвовал в процессе?

Я. КУЗЬМИНОВ: Много было ходоков, вот Бориса Салтыкова я могу назвать, кто заступался, тогда он был, по-моему, министром науки. Володя Мау, Сережа Синельников, Улюкаев Алексей, это все помощники Егора были, которые носили наши документы. Сочувствующих было очень много.

С. КОРЗУН: А как вы дошли до мысли такой?

Я. КУЗЬМИНОВ: Нет, но мысль-то в общем очевидная…

С. КОРЗУН: … государству нужно образование, именно вот на Высшую школу экономики что вас натолкнуло?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, во-первых, мы по разным причинам все ушли из МГУ, почти все начинали в МГУ, у нас было небольшое вливание выпускников финуниверситета, и Плехановской академии, а в основном мы вышли из МГУ, и преподавали там, и каждый из нас по разным причинам оттуда когда-то ушел, потому что, ну, тяжело было в то время.

С. КОРЗУН: То есть, вы искали себе место работы, решили своим руками его создать?

Я. КУЗЬМИНОВ: Я ушел в Академию наук, как и многие мои коллеги, но все-таки очень чесались руки, очень хотелось преподавать, и мы сначала в физтехе создали кафедру экономической теории, было это в 90-м году, или в 89-м году это было. Физтех тогда был самым прогрессивным, и мы создали ее в параллель с кафедрой марксистско-ленинской политэкономии, студенты могли выбирать. Понятно, что они выбрали тогда, и нас срочно закрыли, потому что как-то партком еще сохранялся, вот. Потом мы в МГУ создали эту кафедру, и ближе ездить было значительно, чем в Долгопрудный. Но потом мы поняли, там уже никто нас не выгонял, время было другое, 91-й год, но все-таки хотели сделать что-то свое, и вот сделали такого рода проект экономической школы. Тогда это было совершенно понятно, зачем, потому что нормальную экономическую теорию (социологическую, политологическую и так далее) во всей России знало, ну, может быть, человек 100, и 90 из них работало уже в бизнесе, в правительстве министрами и так далее. Поэтому на нас смотрели как на полезных умалишенных, которые вот зачем-то идут строить университет, в то время как такие карьеры развиваются. Но сочувствовали, помогали, вот…

С. КОРЗУН: На что ориентировались в мировом опыте? Либо сразу стали адаптировать к нашей реальности?

Я. КУЗЬМИНОВ: Понимаете, в чем дело, надо быть совсем странным человеком, чтобы, занимаясь экономикой, не видеть реальности, которая вокруг тебя. Реальность тогда уже была совершенно понятная: рушилась советская экономика, она совсем уже не дышала, у нее были последние содрогания, если вы помните, тогда в магазинах просто не было никаких уже товаров. И совершенно очевидно было, что нужно жить по-другому.

С. КОРЗУН: Ну, одни пошли по этому пути, да, закупки за рубежом, в том числе, мы все это помним, да, вы-то пошли другим путем, вы начали как бы издалека, мягко говоря.

Я. КУЗЬМИНОВ: Мы тоже пошли учиться за рубеж, мы, вот «Вышка» была основана примерно 30-40-ка человеками, это выпускники в основном, я уже сказал, 2-х факультетов МГУ, это экономисты и мехматяне, плюс некая прослойка физтехов, примкнувшая к нам, когда мы были физтехи. Вот. И, естественно, мы знали нормальную экономическую теорию, но мы знали ее на уровне бакалавра, реже – магистра, надо было апгрейдиться, поэтому первые 5 лет мы учились сами в европейских университетах, в основном в европейских, приглашали сюда западных профессоров, они читали основные курсы, мы им помогали, потом постепенно мы их вытеснили. То есть где-то к концу 90-х мы стали таким нормальным университетом, где был хороший университет, потому что люди хорошо преподавали, даже на уровне нормальных западных университетов, но это был преподающий университет, благо, спрос был огромный на нормальных экономистов, нормальных менеджеров, мы тогда еще социологов открыли, политологов и право. А в 98-м году либералов отовсюду выгнали, и основные фигуры, которые там помогали «Вышке», стояли за «Вышкой», тот же Шохин, Ясин, Уринсон и так далее, они из правительства ушли, и нам надо было как-то начинать выживать самим. Тогда мы собрались и сделали серию докладов, и выяснилось, что это не совсем либерализм, то, с чем мы выступаем. Я могу назвать таких людей, как Лев Якобсон, Андрей Яковлев, Вадим Радаев, те, кто сейчас «Вышкой» и основными институтами руководят, выяснилось, что, в общем, да, действительно, это не классический либерализм, это не просто переписанные рецепты Международного валютного фонда, мы, выяснилось, что имели совсем другие взгляды, и у нас сейчас есть самые разные крылья в университете, но, конечно, называть это, там, гнездом российского либерализма можно только в случае, если ты под либерализмом понимаешь, что ты снисходительно относишься к любым чужим воззрениям и способен не давать в морду, а выслушать, полемизировать…

С. КОРЗУН: Сначала, по крайней мере, выслушать, вступить в разговор.

Я. КУЗЬМИНОВ: Вот за такой либерализм, да, я тоже за него.

С. КОРЗУН: Все же к системе высшего образования. Все говорят о том, что модель советского образования… все – не все, многие говорят, что она была хорошая, но она практически в высшей школе производила, в общем, школу среднюю. То есть, были те же самые классы, но поменьше, в виде групп. Ну, мы все, наверное (все – не все, но я, например, в 70-е годы) учились, точно так же перемещались по помещениям с разными преподавателями, ну, были и семинары так, и какие угодно занятия. У вас что-то гораздо сложнее? В чем вы изменили вот эту систему подготовки специалистов?

Я. КУЗЬМИНОВ: Во-первых, мне кажется, что нам сильно помогло то, что первый наш опыт был в физтехе, а физтех в Советском Союзе был единственной альтернативной организованной высшей школой, да? Там студенты старших курсов, с третьего примерно уже переходили на базы исследовательские и учились, принимали участие в исследованиях. Собственно говоря, этим мы и отличаемся с самого начала. Мы попытались студентов учить через вовлечение их в реальный проект. Причем, это делается для тех, кто занимается исследовательской, аналитической работой в самой школе, а для тех, кто на бизнес ориентирован, или там на госуправление, ну, непосредственно они просто идут на полставки там где-то начиная с 3-го курса. Оформляются у нас, порядка 70% студентов старших курсов работают, порядка 90% из них работают не full-time, потому что студенты, работающие full-time у нас просто не удержатся, хотя таких много в России. И порядка 80% из них работают строго по специальности. Это такой уникальный случай, ну, наверное, просто потому, что «Вышка» в очень большой степени совпадает с реальным спросом нашей экономики по своей структуре.

С. КОРЗУН: То есть, правильно ли я понимаю, не имея представления о системе образования вашей, что 2 года аудиторные занятия, а после этого некое вот относительно свободное плавание.

Я. КУЗЬМИНОВ: После этого аудиторные занятия продолжаются, просто их значительно меньше. Но это одна особенность. Вторая особенность, это, конечно, очень жесткий спрос. У нас, когда мы с вами учились, было замечательное время, когда ты отдыхаешь, а потом надо было на 2 недели собраться. Кто-то собирался, кто-то не мог. Но у нас организовано не так. Я даже не назову это западной системой образования, хотя на Западе некие аналоги есть. Наш студент, он постоянно находится в напряжении, то есть он… ему совершенно необязательно ходить на лекции и семинары, это его личное дело, но он должен по каждому предмету сдавать, там, условно говоря, письменную работу раз в 2 недели или раз в месяц. Поэтому он постоянно работает.

С. КОРЗУН: Практически как школьная система…

Я. КУЗЬМИНОВ: Вы начали с того, что вот в Советском Союзе была система как в школе. В Советском Союзе в вузе не была система как в школе. Там было почти полное расслабление и отсутствие контроля и вот это самое собирание себя в тяжелый период сессии, помните, еще там про Шурика фильм, то же самое, да? По-своему, это замечательная система была, и вот это полгода полного ничегонеделанья возможного потенциального, оно же для креативных людей представляло замечательный питомник творчества, но для 90% людей, которые менее креативны, они просто, я считаю, интеллектуально опускались в это время. Вот. Мы стараемся подходить к своей задаче ответственно, если человек в «Вышку» поступил, то ему надо тяжело работать, и он будет тяжело работать, сначала только в «Вышке», потом в «Вышке» плюс, там, в фирме, в которую идет на практику, для того чтобы CV формировать, и если ты тяжело не работаешь, то просто вылетаешь, у нас drop-out – 50%.

С. КОРЗУН: Половина пришедших…

Я. КУЗЬМИНОВ: Они не уходят. Из 100 человек, которые поступают на первый курс на экономическом факультете 50% доходит, выпускается вместе. Часть, примерно четверть, она оканчивает «Вышку», ну, или они отстают на год, берут индивидуальный учебный план, еще чего-то, потому что не справляются, или они переходят на другой факультет. Это вот еще одна проблема, которая вообще для нашего образования больная, наша школа вообще не дает представления о взрослых профессиях. И очень большая доля людей, 30, 40, 50%, там, трудно сказать, но очень большая, они просто поступают не туда, потом это понимают. И вот у нас тоже такого рода люди есть, которые уходят, там, с экономистов на юрфак, с психологов на политологию и так далее. Ну, это тоже challenge некоторый. Да, четверть, четверть уходит, переходит в вузы послабее.

С. КОРЗУН: Конкретные вопросы пошли, из Ярославской области, в частности, от Ильи: «Как со стипендиями, — он спрашивает, — ведь если студенты тяжело заняты, то на что им жить?»

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, во-первых, они живут на стипендию те, кто хорошо учится, у нас есть достаточная стипендия, то есть, условно говоря, если ты хорошо учишься и тебе нужна стипендия, то есть, ты из небогатой семьи, ты должен сам себя обеспечивать, ну, там, тысяч 10 ты можешь получить совокупно. Учитывая то, что у тебя бесплатное общежитие, льготный билет, в общем, тяжело, но прожить можно. Если ты хочешь жить лучше, то ты, как я уже сказал, устраиваешься работать, 23 наших студентов, они работают. В среднем они зарабатывают 20-30 тысяч рублей в месяц, за вот эту самую part-time свою работу, этого в общем хватает, для того чтобы прожить тем, у кого родители не помогают. Но половине студентов родители помогают.

С. КОРЗУН: Вы были первыми или одними из первых, кто перешел на эту систему в России, за вами последовали? То есть, стало ли это неким массовым явлением?

Я. КУЗЬМИНОВ: В плане жесткости обучения – нет, в плане практических баз – довольно многие. И по жесткости обучения я несколько могу привести примеров, это ряд естественных факультетов МГУ, это физтех, это несколько политехов сильных, где, да, действительно жесткое обучение, и бауманка, я думаю. У нас порядка, там, 10-15% вузов, где студент должен напрягаться.

С. КОРЗУН: В основном технически-математические, скажем так. Гуманитариям дают расслабиться…

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, почему, есть ИСАА МГУ, где не особо расслабишься, если ты хочешь учиться. Есть МГИМО, где, в общем, тоже надо языки учить, и там достаточно серьезно учат основной профессии. Я не возносился бы так и не махал крыльями, говоря, что мы такие вот, мы крутые, больше никого нет. Есть, но, конечно, гуманитариев относительно меньше, я согласен.

С. КОРЗУН: Напомню, в программе «Без дураков» сегодня ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов.

Давайте о вас два слова еще, наверное, скажем. Известно, что вы из профессорской семьи, отец был профессором, да, и поэтому дорога ваша была определена даже, наверное, в советское время, либо были еще какие-то метания, куда пойти?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, честно говоря, особых вариантов не было. Наука – я колебался, какая это будет наука, одно дело, я думал, что это философия или филология, вот. Но в итоге я стал экономистом, хотя экономистом я стал таким, с большим уклоном с историю. Я занимался историей или экономической историей добуржуазных обществ, это, кстати, ужасно интересная вещь. Это совершенно альтернативная форма организации экономической жизни, очень похожа на советское тогда, в 70-е годы, при советской власти тоже, когда изучал общину или феодальный строй, или азиатский способ производства, с его, там, жрецами и пирамидами, ежедневными молениями о правильном разливе Нила, это ужасно напоминало то, что вокруг было. Вот. Не знаю, я думаю, что я пошел в университет не по инерции, но я не знаю, почему я в итоге выбрал экономический факультет, у меня не было такого сильного воздействия моего отца, который был там экономистом, ну, он был таким марксистским политэкономом. Я не могу сказать, что меня это сильно заводило, вот, в итоге я пошел на экономический факультет и ушел там в такую неактуальную область исследований, вот которая…

С. КОРЗУН: То есть, вполне сознательно выбрали, политэкономию социализма не особенно любили?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, понимаете, уже тогда было видно, что это просто набор лозунгов, там нет ни цифр, ни реального изучения чего-то. Я просто забился в такой угол, где можно было быть свободным. Но тогда действительно туда как-то костлявая рука партии не дотягивалась совершенно.

С. КОРЗУН: Удивительная ситуация была в 70-е годы, вот я вспоминаю, у меня в инязе там по языкознанию, читали очень как бы грамотные люди, профессора, и тоже было введение в языкознание, которое в нагрузку давалось ко всему остальному, а после этого уже можно было развернуться дальше. Из ваших профессоров вы кого запомнили? Кто-то произвел на вас впечатление?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, вы знаете, там был целый ряд очень интересных и сильных людей. Они были по-своему замечательны, по-своему весело на них было смотреть. Вообще Московский университет второй половины 70-х годов, это был университет, где еще было очень много людей, помнивших свободу 60-х, но атмосфера эта уже ушла, это было воспоминание. Поэтому было очень много формальной имитации какой-то деятельности, в том числе и со стороны профессоров. И люди, которые хотели жить как-то по-другому, они сами сбивались в какие-то кружки, кто-то изучал, причем, совершенно неважно, что изучать, да? кто-то диалектикой «Капитала» занимался, там, кто-то занимался социалистическим соревнованием, причем, пытались его реально изучать, да? но все это было как-то вроде официально можно, но люди инстинктивно пытались уйти из-под официальной кафедры, из-под официального одобрения, там, факультетским начальством. Вот я застал одну из самых замечательных форм проявления вот такой университетской свободы, порыва университетской свободы, я преподавал и даже был директором одно время экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ. Это школа, которая существовала с 68-го года, и там студенты абсолютно бесплатно, абсолютно без всяких шансов помочь на экзаменах, учили школьников 8-9-10-й класс. Мы сами формировали свои курсы, школьники ходили, все это было абсолютно бескорыстно, и с одной, и с другой стороны, это до сих пор живет там, масса людей, которые «Вышку» образовали, прошли через ЭМШ, вот тогда создавалась такая замечательная культура. А создал ее Леня Григорьев, который сейчас профессор Высшей школы экономики, вот такой отец-основатель, который придумал ЭМШ в 68-м году, это тоже символично, да? что это был 68-й год.

С. КОРЗУН: Как вышли на одну из тем, которую хотел затронуть, но с вопроса Федора зайду, из Москвы, он пишет: «Зачем ВШ средняя школа в своей структуре?» Вы ведь лицеем занимаетесь. Год плотный, огромные планы на будущий год у вас?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, я скажу, что мы школами занимаемся вообще с момента создания, но мы занимались школами в плане ведения отдельных занятий, как дополнительных занятий по нашим предметам, наши экономисты, математики, философы, они ходят в школы и ведут там какие-то занятия, таких школ 69 только в Москве. Но лицеем мы действительно решили в прошлом году заняться. Дело в том, что вышел новый закон об образовании, который позволил вузам заниматься общим образованием, то есть, иметь в своем составе классы. Мы решили на это дело пойти, для того чтобы преодолеть одну неприятность, о которой я уже сказал: люди, которые к нам приходят, они летят на бренд Высшей школы экономики, они очень часто не понимают, каким предметом они пришли заниматься. Не то что там этого предмета не знают, а выясняется, что и интереса-то к нему не имеют. Вот такое поступление вслепую, мы решили этому как-то противостоять.

С. КОРЗУН: То есть, есть День открытых дверей, у вас 2 года открытых дверей фактически получается?

Я. КУЗЬМИНОВ: Не только, я считаю, что мы еще вторую задачу решаем, Сергей, мы даем возможность талантливым детям, мы в этом году очень много примем, мы 700 человек собираемся принять…

С. КОРЗУН: 700 человек. А общий набор у вас на первый курс сколько?

Я. КУЗЬМИНОВ: Тысяч 5, наверное.

С. КОРЗУН: Тысяч 5, то есть это все-таки доля какая-то.

Я. КУЗЬМИНОВ: Конечно, будет только ядро. Понимаете, у нас последние два класса 10 и 11, это в общем самые креативные и самые замечательные годы формирования в юности, и наши самые талантливые дети убивают эти годы на зубрежку. Сначала зубрежку в школе, потом зубрежку для того чтобы ЕГЭ сдать, на олимпиаде победить и так далее. И вот даже наш ФДП, факультет довузовской подготовки, очень известная структура, ну, порядка полутора тысяч через себя пропускает, но все равно это дополнительное образование, они после школы туда едут. А жить-то когда? А дышать-то когда? Ухаживать когда, вообще, стихи писать? Понимаете, простора для необязательных занятий, а интеллигента формируют необязательные занятия, у людей в 15, 16, 17 лет не остается. Вот мы решили пойти на то, чтобы сделать лицей именно для этих двух вещей. Первое – сформировать себе увлеченного студента, который действительно хочет конкретно востоковедением заниматься, конкретно программной инженерией хочет заниматься, вот он посмотрел на это, он это выбрал, ему это понравилось. И, во-вторых, вот дать возможность этим юношам и девушкам, или отрокам, я не знаю, кто они…

С. КОРЗУН: … и отрочиц…

Я. КУЗЬМИНОВ: Да, и отрочиц, сформироваться креативно, то, чего наша система образования убивает последние…

С. КОРЗУН: Сразу много вопросов возникло по этому поводу, но мы сейчас сделаем перерыв на новости и рекламу и вернемся в студию через 5 минут.

НОВОСТИ

С. КОРЗУН: Я напомню, что сегодня в гостях у меня ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. Обожаю наших слушателей, коллективный разум – великое дело. Вот только стоило засомневаться или неправильно сказать, как сразу все показали: отроковица на самом деле! Отроковица. «Британской музы небылица, тревожит сон отроковицы», — Пушкина тоже цитируют. Так что, теперь не забыть, век живи – век учись, естественно, и не только в Высшей школе экономики, а в высшей школе жизни.

Я. КУЗЬМИНОВ: … аутсорсинг по Грефу.

С. КОРЗУН: Да. Значит, смотрите, много вопросов, и у меня, сейчас будем, вот с размяклостью этой беседы некоторой покончено, уже возникли конкретные вопросы, и пойдем. «700 человек у вас в лицее, значит ли это, что они при условии сдачи своих внутренних экзаменов имеют шансы поступить к вам? Либо ЕГЭ вы тоже учитываете и у них?»

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, как лицей не предполагает вообще никаких льгот при поступлении, все, как милые, будут сдавать ЕГЭ или по олимпиадам поступать.

С. КОРЗУН: То есть, вы будете их натаскивать все-таки на ЕГЭ или по олимпиадам?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, мне кажется, что нормальный человек, он нуждается в минимуме натаскивания, если он увлечен предметом. Вот все-таки ЕГЭ у нас имеет достаточно большую содержательную часть, третью часть, так называемую, и он лучше, чем тестовая система многих стран. И в общем опыт показывает, что если школьник попадает очень сильному преподавателю, то он за счет решения вот этой третьей части, за которую дается максимум баллов, он высокий результат по ЕГЭ получает. Натаскивание как таковое – это в общем последний вздох угнетенной твари, если человек не учился, потом ему надо срочно, там, географию выучить, ну, тогда будет натаскивание.

С. КОРЗУН: Следующий вопрос: «Абитуриенты из Крыма, им почти всем гарантируют, в общем, поступление в российские вузы. Как участвует в этом Высшая школа экономики?»

Я. КУЗЬМИНОВ: Мы пока не решили, как и другие российские вузы, сейчас это будет определено. Ну, их не так много, для того чтобы они создали проблему для кого-то.

С. КОРЗУН: Как вы предполагаете, решать через квоты какие-то, или что?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, у нас же есть квоты, квотный прием иностранцев, 500 человек, на, примерно, 5 тысяч человек, которые в «Вышку» поступают, и точно так же мы можем выделить квоту для крымчан. Будем делать некоторый анализ их школьных результатов и собеседования. Никакого другого механизма, как механизм квот не будет. Очевидно, там, поедем, будем собеседование проводить с теми, кто захочет к нам поступать.

С. КОРЗУН: То есть, поедете туда прямо, в Симферополь или…

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, а что же, людей гонять в Москву? Не у всех деньги для этого есть.

С. КОРЗУН: Вопрос из Москвы: «Правда ли, Высшая школа экономики получает американские гранты?»

Я. КУЗЬМИНОВ: Нет, неправда, никогда не получала.

С. КОРЗУН: Тогда про финансирование два слова, чтобы из первых уст.

Я. КУЗЬМИНОВ: Финансирование «Вышки», это… бюджет у нас примерно 12 миллиардов рублей в год, это один из крупных бюджетов. МГУ имеет, там, больше, понятно, Питерский университет, ну, есть порядка, там, 5-7 вузов с такого рода бюджетами. Наша особенность в том, что порядка 5 миллиардов мы зарабатываем сами, еще порядка 6 миллиардов дает государство субсидии на обучение государственных студентов и исследования фундаментальные. И около 2 миллиардов рублей – это деньги, выигранные по конкурсу. Ну, объявляется конкурс, и соответственно вузы, которые выигрывают в рамках разных федеральных программ, они получают финансирование, кто на 3 года, кто на 5, под определенные задачи. Вот такая структура финансирования.

С. КОРЗУН: А есть какие-то обязательства тогда перед студентами, которых по этим конкурсам берут или нет? Система…

Я. КУЗЬМИНОВ: Это конкурсы, например, на вхождение в международные рейтинги, вот последний конкурс…

С. КОРЗУН: … вот эта программа «5-100»…

Я. КУЗЬМИНОВ: … это примерно миллиард рублей в год.

С. КОРЗУН: Она жива еще, эта программа? Или обстановка изменилась уже?

Я. КУЗЬМИНОВ: Я стопроцентно уверен, что она будет жить, насколько бы сложна ни была внешнеполитическая обстановка, государство обязано оставаться конкурентоспособным. Те вузы, которые в нем участвуют, они безусловно будут получать поддержку, потому что нам нужна конкурентоспособная наука и социальная, и техническая, и это, по-моему, совершенно очевидно все.

С. КОРЗУН: Здесь есть одна опасность, о которой многие говорят, можно работать как бы на перспективу, обучая студентов, и таким образом получать пункты рейтингов там, там, там. А можно попробовать искусственно нагнать ровно по тем пунктам, которые необходимы для международных рейтингов. Даже грешно спрашивать, чем вы будете заниматься, но как-то вы это учитываете, что вот для того чтобы, там, количество научных ссылок или что, там, на работы студенческие было больше, значит, будете вкладывать именно в это?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, я вам скажу, что международные рейтинги есть разные, и…

С. КОРЗУН: На какие вы ориентируетесь?

Я. КУЗЬМИНОВ: … продвинуться можно в тех рейтингах, которые учитывают особенности и российских университетов, и в данном случае Высшей школы экономики, это в первый из действующих рейтингов, это QS. Рейтинг, скажем, Шанхайского университета, но он просто по количеству Нобелевских лауреатов, которые у тебя есть в выпускниках, вряд ли какие-то российские вузы могут рассчитывать на быстрое продвижение в течение 5 лет. Но судить, наверное, надо по более конкретным отраслевым рейтингам, по таким измерителям, как, скажем, RePEc, это рейтинг экономических факультетов Европы, мы там сейчас находимся во второй сотне, то есть, войти в первую – вполне реальная задача. По такому измерителю, как Social Science Research Network, это такой ресурс, который учитывает сейчас, по-моему, 2 тысячи уже исследовательских учебных и научных заведений со всего мира, «Вышка» сейчас по цитированию находится, по-моему, на 128 месте, то есть, у нас достаточно нормальный бэкграунд для того чтобы достигнуть тех результатов, которые поставлены. Ну, это же формальные чисто вещи, это условность. Самое главное, чтобы университет действительно был международно привлекательным, чтобы ехали международные студенты, потому что для России жизненно важно не только отдавать мозги, но и получать их со всего мира. Вот этим надо заниматься в первую очередь со стороны русскоязычного мира, конечно.

С. КОРЗУН: А к вам едут, скажем, из Великобритании, из Франции?..

Я. КУЗЬМИНОВ: Мало, но едут, но несколько сот студентов у нас в год получается, порядка двухсот.

С. КОРЗУН: То есть, это не только развивающиеся страны…

Я. КУЗЬМИНОВ: Нет, у нас из развивающихся мало едут, если едут в «Вышку», то едут как раз развитые страны. Но, конечно, это мало, если сравнить с нашими 25 тысячами студентов, где-то 300 там человек студентов из развитых стран англоязычных, это, конечно, мало. И если мы в несколько раз это увеличим, то мы станем очевидно более привлекательными с точки зрения, там, тех студентов, у кого нет русского языка.

С. КОРЗУН: От Ильи из Ярославской области вопрос: «Есть ли политическое давление в связи с внешнеполитической ситуацией на Высшую школу экономики, как рассадник либерализма? Опасаетесь ли лишения госфинансирования?»

Я. КУЗЬМИНОВ: Честно говоря, никакого давления не испытывал, я не знаю, что такое «рассадник либерализма», и вообще понятие либерализм, я уже говорил, для меня это уважительное отношение к мнению другого человека. В этом отношении любой университет – это рассадник либерализма. Знаете, если говорить о позициях, которые наши ученые занимают, они самые разные. У нас есть люди, которые, там, на Болотную ходят, и соответствующим образом против правительства регулярно выступают. Есть люди, которые крайне консервативных позиций, там выступают, даже более консервативны, чем правительство. Подавляющее большинство людей занимает, ну, я думаю, 90%, они, в общем, политически не очень активны, скажем так, или 95, и просто хотят заниматься нормально своим делом. Самое главное, чтобы все эти люди, если они хотят оставаться в университете, они в университет бы свои политические разногласия не переносили.

С. КОРЗУН: Мы помним, как вы защищали студентов и отказались отчислять студентов, публично заняли позицию, которые участвовали в некоторых уличных манифестациях. Ситуация, подобная ситуации с профессором Зубовым из МГИМО, возможна у вас в принципе?

Я. КУЗЬМИНОВ: У нас возможна ситуация, если человек действительно нарушит этические принципы…

С. КОРЗУН: … есть формально некий документ.

Я. КУЗЬМИНОВ: Есть декларация ценностей, но скорее мы просто публично осудим этого человека, понимаете, увольнять человека за его взгляды, если он не занимался политической агитацией в стенах университета, что у нас не приветствуется, я считаю странным и неправильным, это дискредитирует университет и государство в конечном счете.

С. КОРЗУН: Подождите, а как вы проводите грань, это же достаточно сложно в общественных науках, между агитацией за что-то и не агитацией? Если преподаватель исповедует такие-то взгляды, там, явно консервативные, явно либеральные, какие угодно, там?

Я. КУЗЬМИНОВ: Понимаете, есть аргументы, есть анализ, есть выводы политические. Вот университет занимается не выводами, он занимается аргументами и анализом. Мы неоднократно приглашали к себе, и будем приглашать и лидеров политических партий, самых разных. Вот Жириновский в последний раз был, долго очень со студентами…

С. КОРЗУН: Где он только не был!

Я. КУЗЬМИНОВ: Да, но я считаю, что он очень умный человек.

С. КОРЗУН: Я тоже считают, да, замечательно, во все корзины все яйца.

Я. КУЗЬМИНОВ: Видите, вот до тех пор, пока… мы специально, когда приглашаем политиков, мы говорим, что только вот одно условие: у нас должен быть разговор с аргументами. Не с лозунгами, а с аргументами. Политика, которой не должно быть в стенах университета, это выпихивающая политика, когда ты заглушаешь кого-то, когда ты давишь на эмоции. Оптимальная политика, которой России не достает, потому что у нас демократия очень молодая, это когда люди общаются между собой так: как сказал мой друг, достопочтенный лидер оппозиции… Знаете, вот когда такого рода заранее позиция, что твой оппонент заранее тоже хочет хорошего, она в обществе разовьется, тогда, наверное, университеты смогут более спокойно относиться и к выражению политических взглядов в своих стенах. А пока, я считаю, наша политика, она слишком эмоциональна, она слишком выталкивающа, она слишком безаргументна, для того чтобы допускать ее в университет. Мы защищали и будем защищать права людей, которые реализуют – ну, вот наши студенты, наши преподаватели, они реализуют свои политические права, если они нуждаются в юридической помощи, мы будем это оказывать. Но мы не будем терпеть, если они будут навязывать свою политическую позицию в стенах университета кому-то, университет не для этого.

С. КОРЗУН: А членством партийным интересуетесь тех преподавателей, тех, кто приходит к вам…

Я. КУЗЬМИНОВ: Нет, не интересуюсь. Честно говоря, никогда не задавался таким вопросом. Вы знаете, когда человек, университетский человек, вступает в партию и начинает там активно как-то так себя вести, ну, в общем, это и так понятно, можно им не интересоваться. Если он просто ходит на собрания какой-то партии – это его личное дело. Я могу сказать, что у нас есть люди разных политических взглядов, я пример приведу, скажем, вот, Евгений Григорьевич Ясин, он имеет определенные взгляды, о которых всем хорошо известно, он готов слушать аргументы и искать что-то полезное в позициях абсолютно любого человека. Он человек без предубеждений. У нас есть, там, профессор Поляков Леонид, один из идеологов, там, «Единой России», он интеллигентнейший человек, о котором ни один политический оппонент ничего даже не подумает, о том, что Леонид Поляков кого-то там в чем-то ограничил, потому что это люди в университете, это люди университета. Да, у них разные взгляды, они делают разные выводы, они эти выводы делают за пределами университета, а в университете они учат студентов слушать аргументы друг друга.

С. КОРЗУН: Другой вопрос возник. Известно, что у вас совсем скоро, через пару дней, открывается Международная научная конференция, она традиционно так собирает много народу со всего мира. В этом году кто-то отказался приехать, учитывая вот ситуацию в России с санкциями, со всей этой политической нестабильностью вокруг?

Я. КУЗЬМИНОВ: Вы знаете, у нас вот таких громких отказов я не знаю. У нас же порядка полутора тысяч – тысяча восемьсот даже участников, очень много из них, процентов 20 иностранцы. Регулярно кто-то в последний момент отказывается, но…

С. КОРЗУН: … по именам: Ричард Пайпс, Леонардо Морлино, Себастиан Гальяни.

Я. КУЗЬМИНОВ: У меня нет никаких данных об отказах этих людей. Ну, и потом, вы знаете, я вам скажу, что в академическом мире мы очень тесно взаимодействуем с разными университетами: американскими, европейскими, японскими, австралийскими, китайскими. Вообще, вот нынешняя волна ожесточения такого политического, она очень слабо поддержана. Очень слабо поддержана.

С. КОРЗУН: Поддержана кем? Университетским сообществом?

Я. КУЗЬМИНОВ: В университетской среде она не поддерживается. Университеты, ну, вот сейчас я только что встречался с делегацией университета Турина, которые решили приехать большой такой делегацией, это крупный очень университет, уже в период вот санкций объявленных Соединенными Штатами и Европейским Союзом, чтобы просто продемонстрировать, что они хотят развивать сотрудничество, несмотря ни на что. И при всей антагонистичности часто политических и экономических интересов, университетская среда, научная среда – это не игра с нулевой суммой, это взаимодействие, в котором все выигрывают. И университеты, я уверен, должны выполнять роль связки даже не понимающих друг друга политических систем, и я уверен, что и в России никто не думает об ограничении свободы университетов в этом отношении, это была бы самоубийственная политика.

С. КОРЗУН: Ну, и на всякий случай еще раз спрошу, хотя ответ довольно очевиден: никаких там политических деклараций вот на этой научной конференции Международной Апрельской вашей делать не будете?

Я. КУЗЬМИНОВ: Каких?

С. КОРЗУН: Ну, не знаю, в поддержку, там, Киевского университета, там, или не знаю…

Я. КУЗЬМИНОВ: А что его поддерживать? Там кто-то страдает?

С. КОРЗУН: Вопросом на вопрос. То есть, политика и обучение в вашем учебном заведении не имеют ничего общего. Это другая среда.

Я. КУЗЬМИНОВ: … совершено свободно выражать каждый свои политические взгляды, но, слушайте, для этого есть улица.

С. КОРЗУН: От Елены вопрос из Москвы: «Как можно объяснить, что во всех университетах прошла кампания увольнения совместителей, а в «Вышке» их больше, чем штатных и чем везде?» Но это мнение Елены. Так ли это, во-первых?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, у нас не больше, чем штатных, у нас совместителей примерно четверть. Мы не увольняли совместителей, и, честно говоря, совместитель – это канал связи с реальной жизнью. Для университета у нас очень мало совместителей, хотя есть, которые на полной ставке в других университетах. Но совместители – это или ученые из Российской академии наук, или это люди из корпораций, которые преподают, потому что им интересно. Я не понимаю, почему мы должны их увольнять.

С. КОРЗУН: … увольняют, или там система хозяйствования другая?

Я. КУЗЬМИНОВ: Вы знаете…

С. КОРЗУН: … увольняли для того чтобы повысить ставки?..

Я. КУЗЬМИНОВ: … с низкими доходами, которые набрали очень большие штаты, и вот сейчас президент заставляет их повышать зарплату, он дает необходимые деньги, для того чтобы повышать зарплату штатным преподавателям, а университет, который просто привык всем по 20 тысяч платить и набирал этих 20-тысячных преподавателей много, он встает перед необходимостью сокращаться, потому что он на те параметры зарплаты, которые установлены министерством образования, не может выйти в Москве, там, в Петербурге или в другом городе, тогда он начинает, естественно, использовать все резервы, а уволить совместителя гораздо проще, чем штатного преподавателя. Не факт, что совместитель слабее или не нужен университету, просто его уволить можно, а штатного нельзя, там, суд и так далее и тому подобное. Вот я думаю, что это этим обусловлено, но я уверен, что и те университеты, которые сейчас увольняют сильных совместителей, они пострадают, лучше бы они, конечно, искали другие способы экономии.

С. КОРЗУН: Из Башкортостана вопрос или утверждение о том, что лучший рейтинг вуза – качественная работа его выпускников по специальностям. К сожалению, такие данные не анализируются и не учитываются при оценке рейтингов. Так это или не так?

Я. КУЗЬМИНОВ: Ну, они учитываются. Но они в международных рейтингах учитываются путем опроса экспертов. Я тоже являюсь экспертом ряда международных рейтингов известных, но у нас там меньше одного процента. Понятно, что наше мнение о репутации, мнение наших работодателей о репутации того или иного университета, оно просто очень слабо учитывается в этих глобальных рейтингах. Вот эксперт сделал исследование про мнение, он запросил мнения двухсот крупнейших международных, подчеркиваю, компаний, российских и международных, и МГУ там занял, по-моему, 44-е, что ли, место, «Вышка» заняла, по-моему, 128-е. То есть, мы, если начинать исследовать это, вполне конкурентоспособны. В этом отношении, мне кажется, нельзя говорить о том, что у нас совсем университеты оторвались и готовят в никуда. Есть примерно треть университетов, которые действительно готовят в никуда, это в первую очередь университеты, которые связаны с определенными технологиями, которые умерли, а подготовка продолжается. В Москве, в Питере, эти университеты могут существовать, потому что рынок труда и Москвы, и Питера, он съедает всех. Но то, что люди работают менеджерами торгового зала, никого особо не волнует, денежки-то бюджетные поступают. Ну, конечно, это нерационально с точки зрения расходования общественных средств, наверное, лучше уже менеджера торгового зала в качестве такового и готовить, и не 5 лет, там, а 2.

С. КОРЗУН: Ярослав Кузьминов, напомню, в программе «Без дураков» на радио «Эхо Москвы».

Время тает, совсем немного осталось. Давайте от высшей школы перейдем к нашей стране. Прогноз можете дать, что нас ждет в ближайшее время с экономической точки зрения, это действительно кризис, действительно стагнация или рецессия? Либо есть свет в конце тоннеля?

Я. КУЗЬМИНОВ: Вы знаете, мы просто находимся в ситуации, когда сложились два фактора. Уже в прошлом году начался экономический рост в Соединенных Штатах, и капиталы, они побежали назад в США. Не потому, что наши рынки такие уж плохие, просто в основном капитал-то, он связан с англо-саксонским миром или с континентальной Европой, он себя лучше чувствует в своей стране. Если бы это был наш капитал, вел бы себя так же. Если чувствуешь рынок, ты более гарантирован на нем. Поэтому определенный отлив средств от рынков развивающихся стран уже тогда начался, и это наложилось у нас на исчерпание такой сырьевой модели экстенсивного роста, когда постоянно росла цена на нефть, цены на энергоносители, мы за счет этого могли быстро развиваться. Поэтому наши темпы сначала снизились до 2-х примерно процентов, а в этом году, я боюсь, что будет ноль. Вот в результате наложения этих двух факторов. При этом проблемы санкций, всего прочего, они вряд ли сильно скажутся, может быть, там, на полпроцента.

С. КОРЗУН: А психологически, отток капитала и, скажем, не инвестирования…

Я. КУЗЬМИНОВ: А вы знаете, у нас настолько большая доля наших собственных средств, выведенных за рубеж, что любые движения Запада по тем или иным санкциям, экономическим ограничениям, они очень сильно на инвестиционной активности, я думаю, все-таки не скажутся у нас, потому что и приток, и отток капитала в основном, если посмотреть адреса, это Кипр, это Нидерланды, там, и так далее. Ну, понятно, что это за деньги, это наши собственные деньги, от греха туда выведенные. Скорее всего, ухудшатся условия заимствования для наших крупнейших компаний, но, слушайте, малый и средний бизнес, от которого зависит сейчас рост экономики России, он никогда на зарубежные рынки капитала не выходил. И, может быть, мы сподобимся наконец сделать Московскую фондовую биржу, проводить капитализацию рыночную на своей площадке именно для среднего нашего бизнеса, может быть, вот та попытка экономической изоляции России, которая сейчас у Запада явно есть, она послужит тому, что мы сможем сформировать свои основные экономические институты, это фондовый рынок, я повторю, это национальная страховая система, это основные рыночные институты защиты собственности, более энергично, чем мы это делали до сих пор.

С. КОРЗУН: Ну, что ж, в любом кризисе надо искать свои светлые стороны, усилия прилагать, чтобы преодолеть этот кризис.

Спасибо огромное! Напомню, что в программе «Без дураков» был Ярослав Кузьминов, спасибо вам. Удачи всем!

Я. КУЗЬМИНОВ: Спасибо.

Комментарии

67

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


personalist14 Александр Матросов 29 марта 2014 | 17:58

Вот "пятая колонна" в чистом виде.


29 марта 2014 | 18:56

О. спасибо, тогда послушаю - у вас все мыслящие порядогчные люди "пятая колонна".


30 марта 2014 | 09:23


"санкции запада не скажутся на инвестиционной активности..." -да уж, отлил так отлил тов. Кузьминов.

ух ты ух ты... у нас оказывается нулевой рост потому что цены на нефть не растут и и потмоу что капиталы с развивающихся рынков бегут в США. Я вам скажу этот Кузьминов путинский соловей похлеще Соловьева и Киселева будет...

кто не в курсе его жена возглавляет ЦБ РФ
)


(комментарий скрыт)

ostapbender7777777 30 марта 2014 | 10:23

\Такое гнездо национал-предателей как ВШЭ\
а вдруг они уже в Кремль пробрались?


(комментарий скрыт)

ostapbender7777777 30 марта 2014 | 11:01

А самого главного ворюгу у которого рейтинг 146% тоже расстрелять?


(комментарий скрыт)

ostapbender7777777 30 марта 2014 | 11:39

Нужно отказаться от долларов, евро, айфонов, мерседесов, а все свои рубли снести в банк РОССИЯ!


30 марта 2014 | 11:44

Если Visa и Мастер Кард США по команде из Вашингтона могут отключить российские банки от этих платежных систем, то почему Россия не может отключить yourtube, facebook и прочие системы в России!?


(комментарий скрыт)

nhbccf 30 марта 2014 | 12:33

А нужно своими кровно заработанными поддерживать отечественного производителя. Слабо?


ostapbender7777777 30 марта 2014 | 14:17

Отечественный производитель делает только автоматы и танки....


30 марта 2014 | 11:56

У волчарни либеральных национал-предателей России в области экономических наук есть еще свой отстойник "непуганных идиотов" в виде МИЭМА, который еще недавно был неплохим вузом, но либеральная Школа поглотила его.. Сейчас в структурном подразделении Школы учатся одни олигофены и лузера.
Айкю студентов и преподавателей ниже плинтуса и соответствуют уровню непрофильного профтехучилища...


free_person 30 марта 2014 | 14:12

То: varlam (30 марта 2014 | 11:56)
Переведите, пожалуйста, текст Вашего комментария на русский язык. Уверен, что очень многие из читателей плохо понимают слова, лексику и грамматику времен первобытного собирательства, давно вышедшие из употребления.


comrade_duch 30 марта 2014 | 22:45

На процедуды не пора, Наполеон?


prorab1 30 марта 2014 | 10:07

Лично я , как человек с высшим университетским экономическим образованием,считаю что науки экономики как таковой не существует.Все эти мат модели,и теории туфта полная.Главное плавать в материале и красиво говорить!


porebric 30 марта 2014 | 10:49

А с тех пор, как из экономики пытаются вытащить и выбросить политэкономию, так немедленно экономика исчезает, превратившись в математику.


free_person 30 марта 2014 | 14:26

То: porebric (30 марта 2014 | 10:49)
Уважаемая Елена! Простите меня, человека, живущего в XXI веке, за наивность. А в Вашем замечательном нижегородском учебном заведении, под названием "Академия госслужбы", обучают слушателей практическим навыкам добывания огня трением, ритуальным пляскам у костра и еще многим остро необходимым дисциплинам? Благодарю. Иосиф


porebric 30 марта 2014 | 15:42

Вот видите насколько агрессивно убирается политэкономия из обращения, раз вы считаете ее наукой архаичной.
Однако, именно наличие политэкономии придает экономике статус науки СОЦИАЛЬНОЙ. Экономика - это не просто математические расчеты, это прежде всего, дисциплина, изучающая социум.
И политэкономия предметом содержит социально-экономические явления. Преподавать ее можно по-разному. Не нравится вам научный коммунизм СССР, не вопрос, нужно добавить в генезис политэкономии свое, новое. Но тем не менее, никуда не делись ни производственные отношения, ни отношения капитала и общества, ни производство и распределение.

А зачем это делается? А вот чтобы вы даже вопросов себе не задавали - справедливо ли вся страна горбатится на эффективного собственника, есть ли возможность улучшить жизнь людей, что первично - труд или капитал, и многое чего.


(комментарий скрыт)

free_person 30 марта 2014 | 14:39

То: rryrik135 (30 марта 2014 | 11:17)
Прочитав Ваш текст, я осознал размер пропасти, буквально, отделяющей Вас от уровня знаний очень многих из моих современников, причем как россиян, так и проживающих в самых разных других государствах. Как в "Пикнике на обочине" Стругацких, только наоборот. Бедное человечество!


(комментарий скрыт)

free_person 30 марта 2014 | 17:04

То: rryrik135 (30 марта 2014 | 15:01)
Люди используют методы моделирования для упрощения процесса познания функционирования экономики. А Вы приводите примеры и рассуждаете о коррупции и т.п., то есть о деструктивных процессах, приводящих к прекращению нормального функционирования экономики. Это эквивалентно рассуждениям о бессмысленности нормальных инженерных расчетов в мосто- или в туннелестроении в условиях проведения военных или диверсионных действий и т.д.


(комментарий скрыт)

lyudmila9541 30 марта 2014 | 12:31

Лично я , как человек с высшим университетским экономическим
===================================================================
А я ,лично ,как человек без в\о всегда думала ,
что в науке экономике существуют законы и правила
для всех одинаковые,как в физике,химии и т.д.
Тогда зачем к нам в ВШЭ едут студенты из тех стран ,
где экономические показатели лучше ,чем у нас.
И следовательно,учат экономике лучше ,чем мы.


free_person 30 марта 2014 | 14:15

То: prorab1 (30 марта 2014 | 10:07)
В каком университете и в какие годы Вы учились? Помните ли имена и фамилии преподавателей?


(комментарий скрыт)

funexio 30 марта 2014 | 11:57

Если это 5 колонна то квази-патриотам волноваться не стоит. Уже годами в России делается совершенно не то, что преподается в вышке. Отпугивание инвесторов, нежелание реформировать суд. систему, для защиты инвесторов, сырьевая экономика, падение рубля, инфляция и тд. Грянет ново-старый шедевр - ограничение циркуляции доллара. Страна практически в рецессии. И это "достигнуто" в период, когда цены на нефть ни разу не понижались. Это не Гуриев, не Алексашенко делали. Это дело рук кремлевских руководителей за последние 10-12 лет и их карманных экономистов. Они в деле развала страны не нуждаются в помощи "коллонистов и нац-предателей" - сами справляются превосходно.


29 марта 2014 | 19:15

это человек, который продолжает уничтожать российское образование ...


kea 29 марта 2014 | 20:26

это человек, который продолжает уничтожать российское образование ...
==============================================================
И чем же он уничтожает это образование? Тем, что хочет на современном уровне учить студентов, а не просто брать взятки за экзамены и дипломную корочку?


30 марта 2014 | 05:06

на современном уровне учить студентов он хочет только у себя, поскольку вывел свое заведение из-под общей системы. Про которую он прямо говорит, что она оболванивает людей. Забывая добавить, что именно его ВШЭ всю эту систему, со всеми этими ЕГЭ, всем и навязала. Всем, кроме себя. Под девизом прошлого министра образования, что нам нужны не творцы, а потребители. Очевидно предполагается, что для подготовки небольшого количества творцов, управляющих стадом потребителей, достаточно будет одной ВШЭ ...


relatio Александр Заворин 30 марта 2014 | 06:55

Проблема в Вашем рассуждении в том, что ВШЭ ни его, ему не принадлежит. В этой стране нет нормального института собственности, а владеть "национальным" вузом никто не позволит. И если ВШЭ что-то делало - все равно это делало правительство и администрация. Не нужно перекладывать ответственность.


30 марта 2014 | 09:36

почему перекладывать - что вша, что правительство - одна либеральная шайка. Если их в ближайшее время не разгонят, то России конец ...

P.S. что же касается "не позволит владеть национальным вузом", то у нас много чем из "национального достояния" владеют непонятные офшоры с неизвестными конечными бенефициантами, о чем нам регулярно докладывает киберактивист Алеша. Эти ребята умеют для себя любимых законы сочинять, "криативная илита", как никак, не простые потребители ...


rus 30 марта 2014 | 10:30

relatio: ... если ВШЭ что-то делало - все равно это делало правительство и администрация...

Если что-то делается, то это делается всегда человеком, в нашем случае людьми пораженными больным либерализмом, они больны, их лечить надо.


relatio Александр Заворин 30 марта 2014 | 18:36

Либерализм - слишком размытое понятие. Особенно в Вашем употреблении, господа rus и mcmc, и Я.Кузьминова. Ректор, кстати, объяснил, что именно он под этим понимает - уважение к чужим точкам зрения.

А Вы что? Что-то негативное, воровство? Тогда, прежде чем рассуждать дальше, нужно определить с понятиями, а потом только спорить, причем и предмет спора определить. А то Вы спорите, никак не пойму, что именно Вам не нравится и, главное, какие аргументы у Вас. Лозунги что ли?


(комментарий скрыт)

kea 30 марта 2014 | 11:24

на современном уровне учить студентов он хочет только у себя, поскольку вывел свое заведение из-под общей системы
=====================================================================
Вообще-то он ректор (или как это сейчас называется) именно своего ВУЗа и именно там и внедряет современный уровень. Другими ВУЗами занимается Минобразования, а не он. И никуда он не выводил этот ВУЗ, там вполне обыкновенная система - иначе диплом Вышки не признавался бы тем же Минобром. Другое дело, что студентам там приходится учится, а не халтурить, но так это выбор студента - куда идти учиться и получать знания мирового уровня или корочку.


30 марта 2014 | 16:01

// Другими ВУЗами занимается Минобразования, а не он.

вы просто не в теме, реформу для министерства готовила именно эта самая вша ... но сама следовать тому, что готовила, не готова. Ну не хотят принимать стобальников по ЕГЭ, хотят сами себе абитуриентов готовить ...


seva4ka 29 марта 2014 | 19:16

Прекрасный, умнейший ректор одного из лучших Унивеситетов в Росиии!
Студенты его обожают!
В ВУЗе нет коррупции!


kom01 30 марта 2014 | 10:06

А вы случайно не знаете, сколько там обучение стоит?


sergej_i 30 марта 2014 | 10:37

А у меня сын поступил на бюджетное место и окончил ВШЭ. Просто учиться надо было в школе. И я знаю лично еще студентов и выпускников, которые сами поступили на бюджетные места в вышку.


kom01 30 марта 2014 | 10:44

Я и не говорил, что ВШЭ нет бюджетных мест, но значительно больше, если не ошибаюсь, платных. И стоимость там запредельная.


sergej_i 30 марта 2014 | 21:47

Да, дорого. Но и проблем с работой у студентов нет. Из всей группы только один не работал в институте. И ни у кого не было проблем с трудоустройством после окончания.
Так что: оно того стоит.


(комментарий скрыт)

seva4ka 30 марта 2014 | 11:44

ТЬФУ!!!


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

ostapbender7777777 30 марта 2014 | 17:39

Вроде гомосятиной в кремле тоже попахивает...


(комментарий скрыт)

ostapbender7777777 30 марта 2014 | 17:54

Я в Хопре!


rus 30 марта 2014 | 10:44

seva4ka: ...Студенты его обожают!

Как могут рабы обожать своего хозяина, который их изнурительно эксплуатирует, сама система обучение есть ничто другое, как изысканная коррупция?


(комментарий скрыт)

kom01 29 марта 2014 | 20:24

А чего он Зубова то не пристроит?


yura51 29 марта 2014 | 21:01

Высшая школа телевидения,высшая школа экономики - ни телевидения ни экономики...


suva 29 марта 2014 | 23:27

Глядя на Российскую экономику (оффшоры, оллигархи, торговля сырьем, вступление во ВТО и пр.) можно догадаться что там наисследовали.
И кстати, "Национальный" - это как, ибо россиянин - гражданство, чей нации сей универ, кто спонсирует, кто выпускников собирает? Россия - многонациональна, ей бы просто экономику знать..


nikmart001 30 марта 2014 | 00:32

Господин Корзун, слушал вашу передачу с Сатаровым...
Так вот там про эпизод с "летайте самолетами аэрофлота"....
Вы неправильно понимаете рекламу тех времен, к примеру когда я закончил обучение и получил распределение в славный город Новосибирск, я как раз и видел эту рекламу....
Но тогда у меня было совсем другое восприятие этой рекламы,
я должен был или ехать поездом или лететь самолетом!
Это сейчас когда много разных аэро-компаний , эта реклама выглядит смешно!


(комментарий скрыт)

user2107 30 марта 2014 | 10:07

Этот "ученый экономист" успешно выполняет осносвной заказ госдепа: доказать несостоятельность советской системы.
Вспомните двадцатые-тридцатые, сороковые годы: страна в развалиних. После боев гражданской войны. В блокаде. К тому же страна аграрная и с практически неграмотным населением. И, это будет удивительно услышать для студентов этого ректора, нефтью и газом СССР не торговала вообще! И как проявила себя "несостоятельная" советская экномика? ВЕЛИКОЛЕПНО! были построены заводы, фабрики, налажен выпуск товаров широкого потребления, осущетсвлен ленинский план ГОЭЛРО.
Дальше - война. Как повел бы себя капиталист, скажи ему, что надо эвакуировать его завод на восток? Капиталист сказал бы "ЩАС! Разбежался! Я и немцам свою продукцию прекрасно продам!"
Страна выиграла войну и выжила только благодаря советской системе: тысячи заводов были переброшены далеко в тыл и там, фактически на пустом месте, налажено новое производство. И пока армия, истекая кровью, сдерживала немецкие войска, в тылу ковалась победа. И это не пустые слова!
Лендлиз помогал. Но сравние количество танков, самолетов, собственного производства и полученных по лендлизу, и станет ясно, что на одной помощи войну было не выиграть!
Послевоенные годы: тысячи городов ,сел, поселков от западной границы до Волги были разрушены. Огромные города пришлось отстраивать заново. В это время США, на территорию которых не упала ни одной бомбы, и которые успешно развивали свою промышленность во время войны (для кого война, а для кого мать родна), занимались атомной бомбой. И советская экономическая система сумела восстанавливая разрушенные территории, а ведь люди в землянках жили!!! и дома людям строить, и атомную бомбу создавать, а так же помогать странав восточной Европы, где тоже было много и проблем и разрушений.
Ненавидя СССР - пример своему рабочему классу, пример угнетенным народам колоний, США - целая, сытая страна начала в пику СССР помогать Японии и Германии.
Доказывая превосходство своего строя.
Представьте: с одной стороны истощенный войной доходяга, а с другой сытый, откормленный кличко. И доходяга победил: доходяга не только страну восстановил, но и космос освоил, оставив США далко сзади.
Беда советской экономики, советского строя - это общая беда демократий. Народ не хочет активно думать и действовать, предоставляя это бюрократии. И получается, что страна оказывается заложницей одного человека. Умный лидер, патриот - страна процветает. Негодяй, подонок, или просто дурак - страна рушится.
Советская экномика была развалена не потому, что цены на нефть упали.
Её развалили. Развалил генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев М.С.
В стране никогда не было неурожая табака, но сигареты вдруг пропали. Во время войны табак был. А при Горбачеве вдруг исчез. Сахар выдавали по талонам, а украинские сахарные заводы не знали куда девать произведенный сахар: порожняк, предназначенный для вывоза сахара с заводов, вдруг угнали на Дальний Восток.
А сколько товаров было выведено из государственной экономики через кооперативы, когда государство покупало для своего министерства технику, это министерство создавало свой кооператив и передвало ему эту технику бесплатно. Потом уже кооператив продавал эту технику частным лицам по рыночной стоимости. Не было такого? А в каких мастшабах? В масштабах страны!!!
Беда советской экономики была в другом: хотела партия (КПСС) сделать так, чтобы пряников сладких хватило всем. А так не бывает. Почему сейчас не сметают хорошую колбасу, предпочитая брать дешевую, с соей? Вот! Потому, что хорошая колбаса стоит дорого! А в СССР даже студент мог позволить себе купить баночку икры, или килограмм великолепной колбасы, из натурального мяса.


uhovostro 30 марта 2014 | 10:46

" В СССР даже студент мог позволить себе купить баночку икры или килограмм великолепной колбасы из натурального мяса"
Вам сколько лет, молодой человек?..


porebric 30 марта 2014 | 10:54

В 1980-е у моей сестры на радиофаке была стипендия 55 рублей. Если нет семьи и живешь с родителями, то почему не купить? Но для этого нужно было ехать в Москву. Однако на 55 рублей можно было и это себе позволить.


(комментарий скрыт)

mikhailm 30 марта 2014 | 11:50

Во-первых, не 5.50, а 3.40, а во-вторых - эта баночка в обыкновенных магазинах с 60-х годов никогда НЕ оказывалась.


(комментарий скрыт)

sparky 30 марта 2014 | 11:04

uhovostro
Юзер живёт мифами. Причём мифами конкретно московскими. Реальностей о колбасных электричках и апельсиновых самолётах он не знает, либо знать не хочет.
И чем тяжелее будет экономическое положение России, тем больше будет таких мифоманов. Непредсказуемое прошлое России.


30 марта 2014 | 11:10

Мог - это в теории! На самом деле в одних магазинах продавался только березовый сок, а в других - томатный! И все!


sparky 30 марта 2014 | 11:06

Красивые мифы, вы их запишите, вдруг через пару тысяч лет пойдут на уровне мифов древней Греции :))


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

ariston 30 марта 2014 | 12:00

Свежо предание, да верится с трудом! Путинским стилистам велено было из кожи вон лезть,чтобы опровергнуть очевидное: Россия стремительно пикирует в совковое болото, которое постепенно засосёт всё здравое и живое. Останутся только недоразумения вроде университета под шапкой школы, которой управляет Кузминовъ.


30 марта 2014 | 16:10

// Россия стремительно пикирует в совковое болото, которое постепенно засосёт //всё здравое и живое

именно так и будет, если немедленно не разогнать всю эту либеральную шайку (и в правительстве, и в учреждениях типа ясинского гадючника).

Хазин сделал здравое предложение по люстрации либералов - всем, кто участвовал в разграблении страны (в рамках "приватизации") запретить занимать любые государственные должности, в том числе и выборные.


(комментарий скрыт)

cerenc 30 марта 2014 | 13:26

Респект


(комментарий скрыт)

dimab 31 марта 2014 | 07:46

ВШЭ уже давно занимается не наукой, а отрабатыванием грантов. Вот, например, новая их фишка -- нейроэкономика. Это вообще что такое? Очередная высосанная из пальца псевдонаучная дисциплина с помощью которой надеются обосновать исходные положения некоторых не менее псевдонаучных теорий, которые уже полностью дискредитировали себя на практике.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире