'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 11 декабря 2016, 17:07

М.Веллер Итак, добрый вечер! Воскресенье, 17-07. «Подумать только…». Михаил Веллер. И в основном последние дни, если не вся последняя неделя была более всего посвящена теме: 25 лет конца распада существования Советского Союза: что мы потеряли, можно ли было спасти; трагедия, не трагедия; хотели бы вы жить в СССР или не хотели бы?

Должен заметить, что когда собирается много человек и каждому дается по одной минуте, то по винегрету невозможно составить себе представление о том, как выглядят овощи в огороде, да о форме грядок тоже. Что касается СССР и вопрос: ну, почему же он развалился, было ли это неизбежно?

Товарищи и господа, мы забываем, что 70-летняя история СССР была до чрезвычайности динамична. И нужно сначала оговориться, мы чего имеем в виду. Потому что, если взять Союз Советских Социалистических Республик 1925 года – это у нас, значит, что? – НЭП. Это страна оправляется после разорения, вызванного прежде всего военным коммунизмом, далее – Гражданской войной. Ну, понимаете, НЭП, он все-таки позволял людям немного встать на ноги, позволял людям как-то работать. Я прошу прощения, 30 секунд технической перебивки, я приношу все свои извинения. Можно поставить какую музыкальную заставку на 30 секунд?

Итак, извините, пожалуйста, мы продолжаем. Советский Союз образцы 1925 года – это уже лихачи, это уже нэпманы, это уже малые предприятия. И самое главное – крестьяне получили землю. При советской власти им нарезали честно и поровну по количеству едоков, пол количеству работающих, с учетом того, это удобья или неудобья. Им разрешили, сдавая налог, продавать излишки. Страна стала подниматься.

Кроме того, знаете, некоторые люди, которые из российской интеллигенции, творческой интеллигенции – технической, военной – удрали, уехали в годы Гражданской войны, — кое-кто стал возвращаться. Виктор Борисович Шкловский, понимаете, авантюрист, эсер, которые бежал через финскую границу от ареста, – расстреляли бы в ЧК, шлепнули как муху – он тоже вернулся и прожил в Советском Союзе еще долгую жизнь. Вот это Союз 25-го года.

М.Веллер: Только не Советский Союз 38-го года! Никакой гарантии, что тебя не заметут в любой момент ни за что

Хоп! Проходит 7 лет. А каков Советский Союз 32-го года? Это первая пятилетка, это всех загоняют в колхозы. Это год великого перелома, это миллионы раскулаченных. А раскулаченные – это те самые мужики, которые поровну получили землицы от советской власти, но они работали лучше, умели и горб ломали чуть не круглые сутки. Вот они поднялись – у них все отобрали, собрали в колхоз, отдали ленивым и пьяным, которые бедные, а их – в тундру, в степь на вымораживание. А голодомор на Украине и Казахстане? Это, понимаете, миллионы умерли с голоду. Советский Союз 1932 года образца уже большой любви и сочувствия не вызывает, уже страх вызывает.

А теперь 1938 год, следующий этап. Что делает товарищ Сталин? Осуществляет большую чистку. Все те, кто в 18-м, 19-м, 20-м, 29-м уничтожали сотнями тысяч и миллионами людей ни в чем не повинных, а теперь пошли к стенке сами. Каково было их недоумение: А нас-то за что? Бухарин – любимец, идеолог партии. «Не получите крови Бухарина!», «Поцелуйте за меня Бухашку в нос!», «Бухарчик», — называл его Сталин. И вот он пишет письмо, что «пролетарская секира, которая должна быть беспощадной, но и целомудренной…». То есть, когда секира секла чужие головы, то Бухарин был со всем согласен. Когда попал под топор сам, здорово не понравилось.

Но кроме того пошли караваны на Колыму, началась калымская эпоха. Нет, Соловецкие лагеря были раньше, но страна покрылась лагерями. Норильский в этом время работал, и Архангельский и какой там только угодно. И не приведи боже, ты ляпнешь слово! А хоть и не ляпнешь – разнарядку выполнять надо. Никита Сергеевич пишет: «Повысьте разнарядку – мы расстреляем большое». Микоян Анастас Иванович: «Повысьте нам разнарядку на расстрелы в Закавказье».

Все что угодно, только не попасть в Советский Союз 38-го года! У тебя нет никакой гарантии, что тебя не заметут в любой момент ни за что. А уж, если не дай бог слова лишнее вырвалось или доносик кто на тебя написал, местечко занять охота – вот вам рецепт 38-го года. Широка страна моя родная – вся страна работает на оружие.

А вот 45-го. В 45-м году после Победы до первой вести настроение-то было иное. Хотя потери тяжелейшие, хотя кормильцев не дождалась каждая вторая семья, если не больше. Но все-таки такой груз был сброшен с плеч, настолько легче стало, такие были надежды, такая вера, что война кончилась, больше убивать не будут, больше никого не заметут. Теперь мы заживем! Но как зажили — это другое дело. Но Советский Союз осени 45-го – это государство совсем не с тем настроением, что 38-го.

А теперь берите Советский Союз образца 1957-67-го годов. Вот это исторический оптимизм. Хрущев, 20 съезд. Да, он взял и грехи всех свалил на одного Сталина. Но концлагеря кончились. Действительно, сажали-то только уголовных. Политических практически не сидело. Расстреливали-то практически только убийц. Да, попали под горячую руку несколько валютчиков. Вы знаете, страна валютчиков не очень жалела, честно вам скажу. Ну, конечно, за что расстреливать людей? Они никого не убивали, тем более и закона не было. А потом приняли и придали обратную силу. Это жестоко и несправедливо. Но вы знаете, страна валютчиков особенно не жалела, честно вам скажу. Страна жила другим.

И это все-таки теперь у нас можно рассказывать анекдоты про Никиту не боясь, и людям дают отдельные квартиры… Да когда это при советской власти было? Избранным из элиты давали квартиры. И жить стало легче, и, вообще, как-то сытнее. И начиная с хрущевских времен уровень жизни рос и рос, и рос. Люди, действительно, получали больше и жили лучше.

А потом настал 68-й год. Танки в Праге. И гайки стали закручиваться и косточки стали хрустеть. И потом были сложены стихи: «Лубянка спит, она устала, перековав свой меч на щит и затыкая нам орало». Да, это все было. Если взять Советский Союз 70-х – был несколько бунтов, было несколько расстрелов недовольного населения.

Но в общем и целом, конечно же, средний работающий человек жил лучше, чем сейчас с точки зрения материальной, с точки зрения социальных гарантий, с точки зрения внимания к нему государства, с точки зрения какого самоуважения. Но, конечно, средний человек жил сытнее, достойней и лучше, чем сейчас, и не боялся потерять работу, и не был каким-то черт знает как униженным и растертым по асфальту. Было это в 70-е.

Но ежели кто хотел пискнуть, если вдруг кто хотел увидеть город Париж или еще чего – нет, вот этого вот не было. Все было забюрократизировано настолько, что я, который в 14 лет вступил в комсомол и был отчаянным комсомольцем, а в 21 сильно усомнился, а в 30 лет в гробу все это видал, если бы в 80-м году, в начале 80-х не некоторые личные обстоятельства, я бы сдрапал из Союза любым способом — на самодельной подводной лодке, на самодельном воздушном шаре, ползком через границу – всё, чего угодно. Потому что страна отдельно, государство – это было отдельно, которое дышать не давало, и ложь была тотальная.

А потом началась эпоха «гонок на лафетах», как говорили в народе. И 83, 4-й, 5-й год – это уже другая страна, которая вызвала хохот, глумливый хохот. Все эти анекдоты типа: Президиум Верховного совета СССР и Политбюро ЦК КПСС с прискорбием сообщают, что после тяжелой продолжительной болезни, не приходя в сознание товарищ Черненко Константин Устинович приступил к исполнению обязанностей Генерального секретаря… И так далее.

М.Веллер: В 70х работающий человек жил лучше, чем сейчас в плане материальном, социальном, внимания государства

Это все было нормально отношение. Уже не верил никто и не во что. И когда во второй половине 80-х началось то, что было названо перестройкой, поначалу не верили ни во что. Нас только кормили всей этой химизацией, интенсификацией, электрификацией, каждый получит квартиру…, нет, будет коммунизм через 20 лет – а потом оно вдруг стало разваливаться, потому что все это время экономика была посажена вдрызг. И посажена она была прежде всего по идеологическим причинам.

И к 1991 году, декабрю, Беловежскому сговору… Дело в том, что изнутри-то Союз, он даже не сгнил, он растворился. Была могучая видимость, не наполненная ничем. Это было монолитное здание, более напоминающее раскрашенный дирижабль, надутый пустотой – вот, в чем горе, понимаете?

Когда в 60-е годы товарищ Косыгин Андрей Николаевич пытался проводить свои экономические реформы, имеющие много общего с китайскими, которые были проведены гораздо позднее, то Союз мог бы быть спасен. Но кое-что нужно было бы изменить. И кремлевский орел, старый гриф, как его называли партийные товарищи тихо-тихо за спиной, когда никто не слышит: «Эта старая смердящая партийная задница Михаил Андреевич Суслов», – секретарь по идеологии политбюро ЦК КПСС, который не допускал никаких отклонений от генеральной линии, он давил все эти экономические реформы, чтобы они, понимаете, не выделялись.

Когда была – простите, что я опять поминаю, она того стоит – тумановская знаменитая артель золотодобывающая «Печора», где люди работали в сезон 24 часа в сутки – работала артель. Техника не простаивала ни минуты вообще. Вот один слезал с бульдозера – другой заходил в кабину. У каждого по несколько специальностей. У ни выдавали черт знает сколько процентов плана. Они зарабатывали больше начальника Дальстроя, они помогали всей этой системе выполнять план по золоту, они были по советским представлениям непристойно богаты. И в конце концов их закрыли, потому что товарищ Лигачев сказал, что «артели – это не наш путь развития». Ну, и получите ваш путь развития – то, что мы имеем сейчас, понимаете.

И когда началось разваливаться все, оно ведь разваливалось сначала в головах и в душах. Для меня лично Советский Союз начал разваливаться в декабре 1969 года, когда я, студент 3-го курса Ленинградского университета, стройотрядовец, мелкий комсомольский боссик, один из делегатов комсомольской конференции университета — около 25 тысяч человек комсомольская организация — получил строгача с занесением в личное дело и предупреждением за то, что мы голосовали за соблюдения принципа добровольности в стройотрядах, а нам было сказано: «Никакой добровольности. Вот как скажут – поедете в Ленобласть болота осушать. Товарищ Романов велел».

То есть никому не нужны стройотряды – «школы коммунизма», никому не нужны идеалы живые в душах, никому не нужно мировоззрение 20-летних людей, которые в коммунизм верят и хотят его строить. Ничего не нужно. Нужно отчитаться, что все в порядке и гори оно всё ясным пламенем. Это был серьезный удар, вы знаете. Старшие товарищи были несравненно циничнее нас, 20-летних.

И вот прошло время. Для того, чтобы было понятнее, как оно все сгнило. Вот ЧК, которое гордится своей историей, своей родословной, своими героями, карающий меч революции. Для чего была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем? Именно для борьбы с внутренними врагами — контрреволюционерами и саботажниками. И вот наступает 91-й год. Где борцы? Вот рухнул Советский Союз. Где рыцари имени Дзержинского Феликса Эдмундовича?

И когда генерал Бобков Филипп Иванович — тот, которые много лет был начальником 5-го главного управления, 5-й главк, грубо говоря, борьба с интеллигентами, диссидентами, инакомыслиями и прочими идеологическими диверсиями внутри страны, — фронтовик, боевой офицер, орденоносец, раненный. Далее – смершевец и так далее. Когда он после развала этого всего пошел к Гусинскому организовывать всю спецслужбу фирмы «Мост», это означало, что… деньги-то нужны, понимаете, нужно как-то обеспечить себя, свою старость, семью, родных, там дети, внуки… С этой точки зрения понятно. Но, когда вышел император в 45-м году в Японии и объявил, что Япония выходит из войны и капитулирует, масса офицеров и генералов сделало себе харакири.

Мы знаем, что покончил собой генерал Ахромеев, армейский генерал. Ну, про Пуго мы сейчас говорить не будем – история темная. Мне неизвестен ни один случай, когда генерал, старшие офицеры КГБ покончили собой оттого, что развалился, был уничтожен Советский Союз, которому они присягали и который они должны были оберегать. Что они стали делать? По возможности идти в бизнес – те, которые оказались сокращенные без работы. Это к тому, что уже не было внутри никакого Советского Союза. И когда все это стало приотпускаться, что оказалось – что Советский Союз был создан по ленинским лекалам сталинскими болтами и гайками, возведена эта конструкция, и если начать эти гайки ослаблять, то завалится конструкция. Она не подлежит либерализации. При либерализации ей конец – прав был Михаил Александрович Суслов, он это прекрасно понимал. В чем-то и Лигачев был прав: отпустишь гайки – все развалится. Вот развалилось.

А если не отпустить гайки? А жрать нечего. Потому что вот этой веры в коммунизм к 85-му году ни в каких комсомольских боссах, в партийных боссах – вы что! – уже не осталось. Люди, которые в начале 80-х шли делать комсомольские, партийные карьеры – карьеры в органах, карьеры в КГБ – это были чистые карьеристы, которым было плевать, где делать карьеры, что ближайшее будущее и показало. Они вступали в партию и говорили, какие они коммунисты, потом они говорили, какие они православные…

Буквально у нас есть один вопрос, он чрезвычайно уместен… Михаил Жванецкий. О таких, как Никита Михалков, Иосиф Кобзон и другие: «Впереди мчатся самые продвинутые, самые идейные, самые патриотичные, самые боевые. А когда табун резко разворачивается в обратную сторону, например, в 1991 году, вопреки всем закона физики и логики опять оказываются впереди те же самые люди. Как же они успевают перестроиться, обежать, обойти?» Вот так они и успевали.

А дальше у нас получалось что… Как шел, понимаете ли, распад СССР? В конце 90-го уже Эстония, Латвия и Литва, то есть Прибалтика, а также Грузия, Армения, Молдавия, они вышли из подготовки нового союзного договора. Эти 6 республик сказали, что им не надо никакого союзного договора, они уже не хотят. Сработали, понимаете ли, центробежные тенденции, потому что, ребята, в течение ряда лет жрать было нечего. Производительность труда в Советском Союзе в лучшие-то времена была в 4, 5, 6, 7 раз ниже, чем в развитых странах Запада. А уж если взять конец 80-х, когда карточки на носки, карточки на гречневую крупу и так далее…

Единственный раз видел я в Союзе писателей Эстонии безобразный скандал, понимаете, из-за дележки какого-то добра. Это у воспитанных и сдержанных эстонцев ну, совершенно не принято. Когда известный писатель Яан Кросс, как член Союза и заслуженный писатель получил, помнится, две пачки финской бумаги, а так же, по-моему, 2 килограмма кофе и две пары колготок, потому что ну, раздавали абсолютно все, а какая-то тетка, несравненно менее известная писательница и член только профгруппы, а не Союза писателей, получила все того же, но в два раза меньше. Какой она устроила гвалт, что у нее две дочери! На какое место старый Яан Кросс натянет себе колготки, не буду говорить, на какое и так далее… Этого сейчас и не помнится.

Кроме того ребята приготовились это все дербанить, потому что надо же все это приватизировать и взять себе навсегда. Как их унижало, что на Западе люди живут… они же миллионеры, а здесь – что у тебя есть? Ну, что такое автомобиль «Чайка»? Строго говоря, это хорошо отрегулированный большой драндулет. Да, железо толстое, очень прочное, но вообще… ну не «Линкольн Таун Кар», не Кадиллак люксовой модели.

Так вот эти 6 республик вышли из договора. А в марте 90-го года был проведен референдум за обновленный союз, и 76% проголосовало «за». И в мае 91-го шел уже новоогаревский процесс, 9 оставшихся республик стали готовиться подписывать этот договор, имея в виду, что президентом нового объединенного государства будет Назарбаев, и здесь, заметьте, начиная с 20 августа было решено республика начинать его подписывать, этот союзный договор, а потом ратифицировать. Но на день раньше, 19 августа произошел путч ГКЧП. И если вы посмотрите на этот генетический брак социальной системы, этих ни на что не способных псевдозаговорщиков, которые могли только сделать карьеры внутри бюрократической системы, вам будет понятно, что Союз, к сожалению, изнутри-то, действительно, кончился.

А ведь в этом время, зимой 91-го Ельцин устраивает, понимаете, конфедерацию: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Отдельно от этого всего он собирает свою команду. Вот Кравчук совершенно за то, чтобы это сделать, поддерживает Кравчук. А Кебич, белорусский лидер и Назарбаев, они были против. Попытка это подписать в феврале 91-го года, вот эту конфедерацию из четырех республик, которая уже тогда была предпринята, эта попытка не прошла. И надо сказать, что Хасбулатов, который был председателем Верховного Совета Российской Федерации, он был против этого союза четырех, он был за сохранение Советского Союза, следует заметить.

М.Веллер: Вот поэтому и жалеют о Советском Союзе, там все было несколько иначе. Там несли какую-то чушь

На Украине были настроения, вообще, черт знает какие, потому что исключительно Запад и киевская интеллигенция была за самостоятельность, а все левобережье, вся Новороссия, они все были за союз, понимаете. И еще, понимаете, в начале 91-го года американский президент Буш-старший сообщил, что Америка не заинтересована в независимости Украины, потому что вообще не заинтересована в развале Советского Союза на обломки, где все будут иметь ядерное оружие. Вот, кстати, вклад Америки в развал Советского Союза. «Не заинтересована», — сказал президент. Перерыв на новости.

НОВОСТИ

М.Веллер Итак, мы продолжаем. Если мы возьмем 91-й год, то а кто, собственно, хотел сохранять Советский Союз как он был, вот, в ком он сидел? Потому что, знаете, работяги хотели получать столько же и работать так же осмысленно и получать столько же, сколько американские и немецкие работяги. Колхозники только мечтали жить, работать и зарабатывать так, как американские или голландские, или французские фермеры. Директора заводов больше всего хотели в собственность получить, приватизировать эти заводы и жить, наконец, как белые людей. Это же такое богатство!

А что хотела партийная верхушка? Да, в общем, рулить всем и захапать все, чего можно, чтобы потом передавать… А чего хотела творческая интеллигенция, вообще, интеллигенция? Ну, тявкать столько, сколько на Западе, чтобы говорить все что угодно, чтобы была свобода: печатай, что хочешь, снимай в кино чего хочешь, езжай куда хочешь. Потому что сколько можно этим скудоумным уродам с партийными билетами, со своими погаными скудными умишками измываться над нами, поучая нас, как надо писать книги, снимать фильмы и прочее. Да что же это такое! Никто этих порядков не хотел.

И в результате, когда на лето 91-го года, в общем-то, свободы уже было – ешь всеми местами — инерция развала, вы понимаете, продолжалась, и никто не был заинтересован в сохранении. Естественно, офицеры, в принципе, хотели бы жить, как офицеры приличных стран: лейтенанту двухкомнатную квартиру сразу; от майора и выше – какой-то свой коттедж скромненький, уж машину офицеру – само собой… Чтобы офицеры по каким-то углам!.. Чтобы боевые офицеры с подводным атомоходов ютились в каких-то халупах, да еще дожидались на них очереди – да где это видано! Ну, это же все надо понимать. В результате не было опоры ни на какой социальный слой у тех, кто хотел сохранить Советский Союз. И все полагали, что, конечно, нас все обжирают; как только мы от всех избавимся, мы будем жить лучше.

Ну, про национальные элиты, которые мечтали приватизировать свою республики, мы уже вообще не говорим. Вот то, что в результате, вы понимаете, получалось. И хоть бы кто-то написал историю Советского Союза, историю его распада – все как-то криво и кусочками.

На 9 декабря 91-го года, повторяю: на 9 декабря 91-го года было намечено подписать договор о конфедерации союзной вот семи республик. Потому что там Украина была против. 7 республик должны были это подписать, то есть Россия, Беларусь и пять среднеазиатских республик подписать союзный конфедеративный договор об общем государстве со столицей в Минске, понимаете.

Вместо этого 8-го числа товарищ Ельцин сыграл по-своему, перетянув на свою сторону уже не Кебича – уже Шушкевича. На сутки раньше в Беловежской пуще был подписан договор исключительно между Россией, Украиной, Белоруссией. Средняя Азия пошла нафиг по боку. Назарбаев был тогда ошарашен и оскорблен. И они заявили, что Советский Союз распущен.

Это очень тонкая история. Это интрига на интригу, это страшные разговоры, это перебегание значимых лиц из одной группировки в другую. Это такие тайны мадридского двора. Сейчас вам всё расскажут! Тем более, что уже совсем не все в живых. Одни владели деньгами общаковыми, другие слишком много знали. Третьи, вообще, как-то сидели у окна неустойчиво – ну, и выпали, понимаете. Вот так примерно распался Советский Союз.

Теперь куча вопросов (ну, куча – это штук 6-7) насчет того, чтобы почему же, когда был этот разговор, я взял и ушел с передачи НТВ, где там можно было сказать. Потому что ведущая задала уточняющий вопрос, стала перебивать – экая невидаль!

Видите ли, господа, что касается меня, то я, конечно, сам по себе абсолютно ноль, абсолютное ничто, на меня наплевать и забыть. Речь шла о жизни и судьбах десятков миллионов людей. И вот отношение к ним было высказано непереносимо оскорбительно Есть вещи, которые невозможно перенести. Потому что если ты еще не полная скотина, то иногда ты себя чувствуешь не самого по себе, а все-таки ты от этой культуры, этого языка, этих людей, которые были твоими друзьями, твоими учителями. Ты не можешь быть цинично равнодушен к их судьбе, когда о них говорят черт знает что такое.

Я сказал чего – что, когда происходят реформы, кто-то выигрывает, проигрывает, а сейчас-то в результате и не жалели бы о союзе, если бы сейчас жили лучше. Но сейчас большая часть страны, — сказал я, — с трудом сводит концы с концами. А выиграла меньшая часть — наши дорогие миллиардеры, мультимиллионеры, и, вообще, верхушка творческой интеллигенции, которая все-таки зарабатывает, ездит за границу и прочее. Ну, 3 миллиона человек имеют загранпаспорта, вот они за границу и ездят, а большая часть…

Вот тут-то и поступила в ухо команда перебивать, а когда из аппаратной командуют в ухо, это очень ясно видно, когда у человека на 1-2 секунды делается неподвижное лицо, неподвижный взгляд внутрь себя – это он слушает и осмысливает реплику и реагирует, когда говорится типа: «Перебивай, отвлекай, переходи к другому» — и так далее. Так вот, что и было перебито.

Видите, в чем дело. Не полагается говорить на некоторых каналах, что большая часть народа с трудом сводит концы с концами, а родные олигархи у нас выиграли. Это кто у нас олигархи? Это кто у нас НРБЗ большую часть? Так вот, знаете, я здесь немножечко выписал того, что давно известно. Данные все официальные – «Левада», Росстат и тому подобное.

Что такое средняя зарплата? Чтобы было понятно. Средняя зарплата. Вот 50 врачей, медсестер, санитарок получают – ну, условная больница – все по 20 тысяч рублей. Их 50 человек. Они на всех получают в месяц миллион. Есть главврач, он тоже получает миллион? Какая средняя зарплата в больнице? 50 человек – 2 миллиона, средняя зарплата – 40 тысяч. Вот это называется средняя. Средняя температура по больнице.

Поэтому есть еще понятие медианной зарплаты. Это та же самая серединная, но звучит более по-иностранному. Медианная – это значит, вот мы берем 100% населения, которые получают деньги, доходы и зарплаты, выстраиваем их от самых богатых к самым низким и делим ровно пополам. Вот 50% получают зарплату получают ниже вот этой. А 50% получают выше вот этой. Вот есть еще такая средняя, которая называется медианной.

Так вот у нас в начале 2016 год официально средняя зарплата была после подоходного налога на душу – 28 тысяч рублей. И за год она упала по покупательной реальной способности официально на 6,1% — упала. Раз! – и упала. А вот медианная зарплата – это та, которую получает половина населения больше, а половина меньше – 20 тысяч рублей. Это значит, средний человек – 50-й из сотни сверху и снизу – получает у нас на руки 20 тысяч рублей.

М.Веллер: Будут обирать. Власть играет на понижение: хватай мешки – вокзал отходит! Разваливается — кради что можно

При этом у нас минимальный размер оплаты труда, МРОТ – 6204 рубля, а прожиточным минимум трудоспособным был 10 792, потом стал 10 987, а теперь с марта он – 9 452. Деньги мельчают, но однако же жизненный уровень официально понижается. Так вот минимальная зарплата в полтора раза меньше совершенно даже официальной возможности прожить.

Вы знаете, это только мы так делаем. У нас 10% самых низкооплачиваемых работников получают 7 500 рублей в месяц – 10%! 10% нижних, они имеют 2% от всех доходов. А 10% верхних получают 110 тысяч в месяц – это так примерно 1500 евро. Это тоже богатство небольшое на самом деле, но все относительно. И вот они, верхние 10%, получают 30% всего дохода государства. То есть разрыв в 15 раз. И, вы понимаете, нижние 40% у нас получают после уплаты налога 11, 5 тысяч рублей в месяц – 40%! 11,5 тысяч рублей на рыло! И ни в чем себе не отказывай! 70% работающих у нас получается после уплаты подоходного налога 17 тысяч рублей на человека. Это что называется? Это нищета называется. Ну, естественно, таких надо затыкать, а то много тут понабежит со своими цифрами стричь головы у прохожих, понимаете.

Пенсионеры составляют 26% населения. Считается, что пенсионеру нужно на жизнь денег меньше, чем не пенсионеру. Это правильно: он уже старенький, он уже и выпьет меньше и сожрет меньше и одежда на нем не так горит. Правда, ему не лекарства деньги нужны. Они совсем не все бесплатные. А некоторые из них очень дорогие, но это как бы не считается. Вот для пенсионеров прожиточный минимум не 9 450, а 8 200. Вот пенсия средняя 12 400, а минимальная –то 7 200. Но если брать медианную, то есть то, что получает 50-й из сотни, вот посередине, то получается, что половина пенсионеров получает пенсию ниже прожиточного минимума для пенсионеров – вот то, что мы имеем.

Вот поэтому и жалеют о Советском Союзе, потому что, простите великодушно, там все было несколько иначе. Там несли какую-то чушь. Один несет из гайдаровского института: «Средняя зарплата была – 200». А вторая несет: «Нет-нет, мои мама с папой получали 120, значит, 120». То есть такие большие ученые оперируют такие серьезными аргументами, вы знаете.

Кто сколько получал… Когда инженер со стажем получает 120, ну, значит, что-то у него не очень: или не умеет или не хочет, или не может. Если возьмем 70-е годы, я учителем получал с тетрадями и руководством 120, а бетонщиком 2-го разряда – вообще, баклуши бить — я получал 200. Потому что никакой работяга меньше чем за 150-160 тебе пальцем в носу не ковырнет в середине 70-х. Средняя была приблизительно 160 рублей. Это к тому, что да и пенсию все получали 120, а часто 132. Ну, последние давали 2-3 года побольше заработать на пенсию. Это же был другой доход и были другие гарантии. Есть, о чем жалеть.

Теперь. Наши миллиардеры были из комсомольских секретарей. Они и так очень неплохо жили. И за границу они ездили. То есть вы понимаете, в чем дело – ну, нет сил… Очаровательная сорокалетняя дама, которая в силу возраста в комсомол вступать уже никак не успела. Ей было 14 с чем-то в 91-м году, будет мне, мелкому комсомольскому вождю, как жили комсомольские секретари.

М.Веллер: Начали с СССР, им и заканчиваем – никогда не думали, что будем жить хуже, чем раньше, а большая часть живет

Первые секретарь Борзинского райкома комсомола Серега Востриков из всего добра имел тяжелый мотоцикл «Урал» без коляски, на котором он любил гонять по степи. Я не знаю, может быть, он потом сделал партийную карьеру. Это уже как-то вне того…

А на самом деле, есть, конечно некоторая разница между жизнью комсомольского секретаря и жизнью миллиардеры из первой стони «Форбс».

Доводилось мне бывать на дачах дважды членов Политбюро в Архангельском. Это уже выше некуда. Вы знаете, эти по нынешним представлениям достаточно немаленькие, но весьма скромные и простенькие двухэтажные деревянные постройки, они у серьезных пацанов с Рублевки могут вызывать только пожатие плеч. А это, заметьте, члены Политбюро. Это тебе не дворцы с башенками под итальянской черепицей и прочая, понимаете, белиберда.

Насчет того, что они из комсомольцев. Товарищи, ну, зачем же? Всему свое. Мы не говорим, конечно, пять орденов на груди комсомола… Ну, значит, наши родные олигархи, наше всё. Аркадий Ротенберг. Слышали такую фамилию? Кто он был? Учитель физкультуры. Он в 27 лет кончил институт физкультуры имени Лесгафта, тренер по дзюдо. Комсомольский вождь. Хорошо, наверное, жил рядовой тренер по дзюдо, особенно пока институт не кончил.

Геннадий Тимченко, ну, тоже не бедный человек. Ленинградский военно-механический институт, инженер-электромеханик, сменный мастер на Ижорском заводе. Ну, естественно, он получил все от смены режима и власти.

Сечин Игорь Иванович. Ну, можно сказать коллега с филфака, португалист. Понимаете, всю дорогу я дружил с португалистами. Так оно было. Вот он поработал два года военным переводчиком в Мозамбике, потом от Министерства обороны – в Туркмении. Он был потом в Анголе. А уже потом так оно получилось – пошел работать в Ленсовет. Слушайте, кто такой военный переводчик? Ну, получает он свое лейтенантское за звание, за должность, ну, разумеется, он на КГБ работает, потому что иначе военному переводчику нельзя, понимаете. Но это еще не богатство. О чем вы говорите!

Вот Якунин, небедный человек, больше не заведует российскими железными дорогами, но позаведовал всласть, согласитесь. Тот же самые Ленинградский военмех. Он кто? Инженер-механик по обслуживанию ракет. Ну, потом он окончил институт КГБ, ныне академию внешней разведки и пошел немного по другой линии. Какой комсомольский секретарь?

Березовский, доктор наук. Окончил мехмат МГУ, а до этого — Лесотехническую академию.

Гусинский – режиссер какой-то несчастный – боже мой! – он бомбилой подрабатывал еще в советское время. Какие деньги у режиссера самодеятельности?

Потанин – не комсомольских секретарь. Кончил МГИМО, экономист. Работал во Внешторге страшим инженером фирм. Ну да, был выездной, мог покупать то-сё – ну, подфарцовывать потихонечку, спекулировать немного, как все выездные в советские времена. Но все совершенно не то.

Прохоров. Какой Прохоров комсомольский секретарь? Финансовый институт и потом сразу – по банку.

Дерипаска. Физфак МГУ. Что? Кооператив торговля металлами.

То есть, что имеется в виду, что комсомольцы пошли? Все эти молодежные жилищные кооперативы, все эти научно-молодежные центры? Глупости! Ходорковский имеется. Убийца кровавый, враг народа, Михаил Борисович – вот был, понимаете, одно время освобожденным секретарем своего института. В химико-технологическом он учился. Вот он освобожденный секретарь. И был одно время в Фонде молодежных инициатив под Фрунзенским райкомом комсомола. Туда стали вкачивать деньги. Вот вам единственный миллиардер первого ряд России постсоветской из комсомольских секретарей.

Так что, конечно, нафига нам такое, понимаете: люди работали в комитете, стали миллиардерами – нет, это были комсомольские секретари. Так что все совершенно естественно. Как там пелось в песне: «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты». Все абсолютно правильно. Как был анекдот в Ленинграде когда-то давно про Катькин садик, Екатерины, значит: Не ходи в наш садик, очаровашечка! Ну, в самом деле, глупость же должна наказываться.

Тут надо ответить хотя бы на несколько вопросов. Про «Роснефти» я, знаете ли, не готов. Какая-то темная история. Если почитать и Солонина и Алексашенко, и Латынину и кого еще… В этой запутанной истории, я, простите, пока еще не разобрался.

Два вопроса от Армена Арутюняна: «Не могу не высказаться. Вы полгода предсказывали победу Трампа… Я очень уважаю аналитиков. Почему в «Эхо» все после выборов начинали со слов «кто бы мог подумать…», кто упомянул вас?»

Помилуй бог, какое все это имеет значение. У людей свои взгляды, свое направление, общность интересов – вот из них, кто бы мог подумать, а чего-там упоминать-то? Можно не упоминать.

А здесь вот уже серьезный: «В начале прошлого века царская охранка, да и вся европейская полиция гонялись за эсерами, тогдашними террористами и другими подобными бомбистами. Их знали все. Как сейчас ИГИЛом пугали, а к власти под шумок пришли никому не ведомые большевики, — ну, не то чтобы неведомые, но гораздо менее влиятельные, — Что было дальше, знаем. Сейчас всем миром кричат: «Ату ИГИЛ! Исламские террористы взывают все, до чего дотягиваются. Ловят, отстреливают, с ними воюют, в общем ужас. Вопрос: Не кажется ли вам, что кто-то совсем другой, таким образом, мостит себе дорогу?»

Вы знаете, как правило, наивностью агрессивных, упертых людей, у которых руки в крови по локоть и по плечи, практически всегда потом пользуется кто-то другой. А этот рабочий материал убирает. Потом этот рабочий материал – тот, чем речь идет у нас сейчас — нисколько не жалко. А вот кто придет – знаете, вы правы, это очень интересно, кто придет. Это мы посмотрим.

 — «Прокомментируйте, пожалуйста, свежие посылы свежеиспеченной доктрины информационной безопасности РФ. В частности, что, по вашему мнению, означает неоднократно употребляемое в доктрине выражение «размывание российских традиционных духовно-нравственных ценностей? Илья Ильяшевич». Помните старинную чудесную, замечательную повесть «Тимур и его команда»? Вот там есть такое место, где Тимур присылает команде Квакина ультиматум. И Квакин спрашивает у своего подручного Гейки: «Это что значит?» А Гейка мрачно говорит: «Это значит, бить будут». Потом они читают текст, в конце: «В противном случае мы оставляем за собой свободу действий». Квакин спрашивает: «Это что значит «оставляем за собой свободу действий»? Гейка говорит: «Это значит, бить будут».

Так вот, что значит неоднократно употребляемое «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей», чтобы с ними бороться? Это значит, усиление цензуры и усиление идеологической борьбы. Это значит, объяснение, что все наше еще лучше, чем говорили раньше, а все ихнее еще хуже, кроме того оно целенаправленно враждебно всему, что есть у нас – вот, что это значит. Если мы не можем поднять экономику, то мы должны поднять хотя бы наш духовный уровень и бороться с их влияниями.

Знаете, насчет борьбы с их безнравственностью, я, конечно, согласен, но насчет борьбы с нашими циничным воровством безмерным – вот тут я, вы знаете, уже согласиться не могу. Потому что, когда я вижу все эти прелести… Собянин, например, он теперь добрался до какой плитки – которой вымощены подземные переходы. Значит, эту плитку сдирают к чертям, чтобы на ее место положить другую. Причем снаружи там гранитная полированная плитка как на Мавзолее, которая будет еще 50 лет лежать, содрать и сменить. Зачем? Чтобы пилить бабло! Ну, чего еще непонятно? А кто против, тот неправильно понимает духовно-нравственные ценности, потому что для нас главное – благоустройство. Вот примерно так. Что вы, ей богу, задаете наивные вопросы?

Ну, движение хунвейбинов – это на следующий раз. Такие здесь сложные чудные вопросы, о которых нужно говорить дольше.

Вот последний вопрос, наверное: «Что вы можете сказать о новой политической звезде дальнобойщике Юрии…», — я не знаю, Бу̀бнове или Бубно̀ве, потому что когда-то революционный и советский деятель был Бу̀бнов, а Юрий Бу̀бнов или Бубно̀в, простите, не знаю. Я посмотрел его выступление на YouTube. Человек уверенный в себе, человек прямой, честный, храбрый, человек, умеющий формулировать свои мысли и не стесняющийся эти мысли вслух и излагать. То есть я о нем мнения самого высокого, самого хорошего.

М.Веллер: Разваливалось сначала в головах и душах, мы голосовали за соблюдения принципа добровольности в стройотрядах

Что тут еще к этому добавить? Я думаю, что будут и дальнобоев всячески обирать до тех пор, пока все не накроется медным тазом. Потому что, я прошу прощения, но у меня все последние годы явственное ощущение – я могу ошибаться, я буду счастлив, если я ошибусь, — но у меня такое ощущение, что власть играет на понижение. На понижение – это означает: хватай мешки – вокзал отходит! Что если все равно корабль тонет, то надо с него сорвать и унести с собой хоть что-нибудь. То есть если все равно разваливается, то кради пока все что можно.

Но, ребята, ведь от этого же страна накрывается. Все равно накроется! Кради все, что можно! Вот это производит очень тяжелое впечатление. Потому что, когда говорят: надо наполнить бюджет – ну, нужно не мешать людям работать. Люди сами сделают все. Вот если честные будут по-честному свое хорошо получать; если воры будут сидеть в тюрьме, если чиновники будут по рукам получать так, что эти руки будут отскакивать от плеч и вообще, их не будет, потому что их раз в двадцать больше чем нужно – чиновников, — люди все сделают сами, только не мешайте. Но вот как-то так оно не получается.

Так что я не знаю, когда это изменится. Я не знаю, что тут можно сделать. Хочется надеяться, потому что, я говорю, — вот начали с Советского Союза и им заканчиваем – никогда не думали мы в 91-м году после августа, а хоть и после развала Советского Союза, что мы будем жить хуже, чем раньше, а ведь большая часть живет. Это положение нестерпимо и недопустимо. Исправлять надо, но никто, на самом деле, не собирается. Может быть, что-то изменится. Всего доброго, до свидания!

Комментарии

199

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


SergSoshin 12 декабря 2016 | 18:26

Вы не там видите нынче "СССР", в вашем понимании, Танки, бомбы даже с обедненным ураном, революции, одна идеология, один язык, одна культура, некое усредненное "оно", некий европеец , и т.д. и т.п. - это всё во имя свободы , демократии кого, чего!? В СССР не было колоний, в отличии от ЕС, США, не было фашизма, нацизма, расизма , не было и никогда их не распространяло! И еще! Вы как-то прошли мимо этого! В СССР был величайший, гениальнейший спор, диспут если хотите, Физиков и Лириков! Это был такой подъем культуры и науки ! Какая еще страна может похвастаться этим? Поэтому если уж приводите факты, то приводите их все, а не только те, которые выгодны вам, для написание темы. Ну некрасивы вы в этом!


vitalyrybinsk Виталий Молчанов 13 декабря 2016 | 22:37

SergSoshin: В семидесятых и восьмидесятых я жил и не тужил, пришёл Горбачёв и с конца восьмидесятых началось...https://www.youtube.com/watch?v=TpJ7ao1xobQ&index=1&list=PLX_CYY_KsPD7pHEkf33LplQuuGa25X-oQ


(комментарий скрыт)

latrodectus 12 декабря 2016 | 19:30

Гебня осуществила свою мечту - построила коммунизм для себя. Так за счёт рабов жил Древний Рим


13 декабря 2016 | 14:12

latrodectus: Путин - это из ряда вон выходящее чудовище!.. Путин прОдался и прЕдал Россиюещё тогда, когда в 80-х годах был в Германии, в качестве агента КГБ!.. ЗНАЧИТ, там его успешно "вычислили" и "завербовали" работать ПРОТИВ России, против РУССКОГО народа!.. Проследите логическую цепь событий, произошедшую после его приезда в Россию!.. На пути к своей "карьере" он легко "перескакивал" через несколько ступеней, КОТОРЫЕ обязан был пройти!.. (Читала его биографию) Прослеживается цепочка: Горбачёв - Путин - Ельцин - Путин - Медведев - Путин!.. Выходит, что Путин поставил на пост президента Ельцина для того, чтобы потом Ельцин поставил на место Путина!.. В ВЕСЬ ХОД ПРОИЗОШЕДШИХ СОБЫТИЙ ВМЕШАЛИСЬ ЦРУ!.. Значит, и Великая Отечественная война 1941 - 1945 г.г. была организована ЦРУ также, как и высадка диверсионного десанта на Кубу в 1961-м году, с целью свержения социалистических завоеваний на Кубе 1 января 1959 года, под руководством Великого революционера Ф. Кастро!.. Ф. Кастро дал ДОСТОЙНЫЙ ОТПОР диверсантам, посланных из Америки, куда в том же, 1959 году эмигрировали бесчинствующие элементы, во главе с Батисто!.. Батисто - бежал с острова Куба также, в 1959 году!..


krolik_on 13 декабря 2016 | 22:02

ninapridnya: выкупи свои мозги, пока ещё можно ;)


skarabey 12 декабря 2016 | 21:25

Вы когда-нибудь видели, что блохи сами с собаки спрыгивали???


toft 12 декабря 2016 | 22:17

skarabey: ===Вы когда-нибудь видели, что блохи сами с собаки спрыгивали?===
С дохлой-то? Ещё как. В поговорку вошло...
PS
А это Вы к чему и про что?


odiniznas 12 декабря 2016 | 22:55

Соглашусь с бОльшей частью сказанного Веллером в этот раз. Но все же не может он то и дело делать свои заявления по плитке собянинской. Все это мол для воровства делается и только. Да ты попробуй доказать это сам или сошлись на кого-то серьезного, кто доказал, а не просто утверждай то, что тебе в голову взбредет. То же и про 3 миллиона владельцев загранпаспортов в России. Откуда эта цифра?! "Ну, 3 миллиона человек имеют загранпаспорта, вот они за границу и ездят," А вот я бы оценил, что столько в одной Москве уже можно набрать. Потому что сам я нахожусь в нижнем слое по доходам, но имею его, и большинство людей, с кем я сталкивался или знаком - люди рядовые, - бывали уже за границей. Если не на курортах Турции-Египта, то хотя бы в турпоездках или по приглашениям родственников. Если не регулярно, то хотя бы разок. Это вовсе не говорит о том, что все владельцы загранпаспортов люди зажиточные. Может быть, кто-то из них второй раз уже нескоро соберется и не планирует вовсе, но если брать всех, кто хоть раз за границей побывал, то число их для меня значительно больше 3 миллионов по всей России.
Вот зачем Вам, г-н Веллер, раз за разом, говоря о важных вещах правильные слова, добавлять совершенно выдуманные цифры и свое предвзятое мнение? Это портит впечатление от в целом интересного выступления...
Вот цитата из социологического исследования(апрель 2014), подтверждающая мое мнение о явно заниженной оценке в 3 миллиона владельцев загранпаспортов:
"Также выяснилось, что загранпаспорт есть у 28% россиян. Об отсутствии такого документа заявили 72% респондентов. «Больше всего загранпаспортов у предпринимателей (66%), руководителей и управленцев (49%), специалистов (48%), учащихся и студентов (39%) и в целом у россиян в возрасте 25-40 лет (39%) и моложе 25 лет (33%)», – говорится в сообщении Левада-центра.
Загранпаспорта также есть у людей с высшим образованием (46%), с высокими потребительскими статусами (которые могут без особых проблем купить автомобиль (75%) или товары длительного пользования (43%)) и москвичей (59%)".
Итак 28% россиян от 146,5 миллионов - это больше 41 миллиона! (На 1 января 2016 года по оценке Росстата в России было 146 544 710 постоянных жителей). Почувствуйте разницу: 3 и 41! Зачем действительно умному человеку постоянно допускать такие ляпы и портить впечатление от своего выступления в целом?!


beltat 13 декабря 2016 | 00:19

odiniznas: Также выяснилось, что загранпаспорт есть у 28% россиян.
-------------------
Спорная цифра. Поискал по интернету - по различным опросам она сильно скачет, от 15 до 30%. Последняя цифра, думаю, завышена. И зря вы 28% от 146 миллионов брали - в соцопросах участвуют респонденты старше 18 лет, а загранпаспорта детям младше 14 лет обычно не делают.


kfhcfkfhcf 13 декабря 2016 | 08:31

beltat: Да, надо вычесть несовершеннолетних. Кроме того, надо вычесть невыездных госслужащих, недееспособных. И ещё надо учесть, что ПОСТОЯННАЯ составляющая от этих 28% - и ЕСТЬ те 3 млн., о которых говорит Веллер. А остальные - СЛУЧАЙНЫЕ обладатели загранпаспортов. Многие, имея загранпаспорт, НИ РАЗУ не выехали даже "в Турцию", а не что, в США или Австралию.


odiniznas 13 декабря 2016 | 13:19

beltat: Вы, как и kfhcfkfhcf, не уловили сути моей претензии к Веллеру по этому частному вопросу. Это его стиль: наряду с совершенно очевидными, объективно оцененными вещами, делать какие-то непроверенные и ничем не доказанные заявления. И в этом смысле 41 миллион обладателей загранпаспортов у нас или 20 миллионов- это совершенно несущественно. Свои 3 миллиона он взял с потолка. В этом суть. И это лишь один пример, кои можно в каждом его выступлении отыскать. Зачем ему это? Вот это мне и непонятно. Что касается "пассивных" обладателей загранпаспортов, то Веллер их не отделял от "активных": ""Ну, 3 миллиона человек имеют загранпаспорта, вот они за границу и ездят," Что там он имел в виду, называя эту цифру, мы не знаем и домысливать за него не надо. Ему надо быть сдержаннее в своих чисто эмоциональных оценках, чтобы в целом его можно было серьезно воспринимать. Это моя мысль была, а не то, на сколько миллионов он ошибся в своей оценке.


latrodectus 13 декабря 2016 | 21:10

odiniznas: Насчёт плитки надо идиотам что то доказывать? Посмотрите, что делается в России, какие дороги? А тут 114 млрд на замену хороших тротуаров, на которые можно построить тысячи км дорог. Какие ещё нужны доказательства? Если и не воровство, то грабёж и тупость абсолютная, издевательство над своим народом. Подлость.


aniodchai 12 декабря 2016 | 23:09

Молодец Веллер: на этот раз не сокрушался по поводу гибнущей Западной Европы и не воспевал "друзей народа" типа ле Пэн и Ко.


kogda74 12 декабря 2016 | 23:50

Вроде бы все правильно.до 2000г. Но вот финал безумно похож на финал спектакля "Улыбнись нам, господи": 2часа- философские картины пути еврея в дореволюционной России, финал- холокост.


beltat 13 декабря 2016 | 00:02

Но, конечно, средний человек жил сытнее, достойней и лучше, чем сейчас, и не боялся потерять работу, и не был каким-то черт знает как униженным и растертым по асфальту. Было это в 70-е.
---------------------------------------------------
Весьма спорно.

А чего хотела творческая интеллигенция, вообще, интеллигенция? Ну, тявкать столько, сколько на Западе
--------------------------------------------------
Ну это собаки тявкают - люди всё-таки говорят.

Помните старинную чудесную, замечательную повесть «Тимур и его команда»? Вот там есть такое место, где Тимур присылает команде Квакина ультиматум. И Квакин спрашивает у своего подручного Гейки: «Это что значит?» А Гейка мрачно говорит: «Это значит, бить будут».
------------------------------------------------
Ну вот здесь хотя бы можно было не соврать - или это фирменный стиль такой: очаровательная нарочитая неряшливость? Гейка был из команды Тимура, это он с ещё одним пареньком и принёс ультиматум. Кстати, довольно заметный персонаж, имеет свой характер, хоть и скупо очерченный несколькими штрихами.


yuri_st 13 декабря 2016 | 00:07

М.Веллер: В 70х работающий человек жил лучше, чем сейчас в плане материальном, социальном, внимания государства
--------------------------------------------------------------------
Ощущение что я и Веллер жили в разных странах. Я уже писал о 70х.
Несколько личных наблюдений по России 1970-х годов (самых зажиточных):
- магазины "Мясо" (тем более Колбасы) в природе существовали только в Москве и Ленинграде (и в тех настоишься)
- сплошной дефицит всего: ниток, иголок, бритв, туалетной бумаги, крышек для консервирования ... (про технику даже не говорю)
- когда у нас родилась дочь в 1978, то по всей Москве я не нашел детского питания (даже в единственных двух специализированных магазинах), смешивали пакетное молоко с водой, пока не нашли кормилицу
- интеллигенции (НТР) по закону нельзя было подрабатывать по совместительству в личное время (только рабочим) и статья за любую частную деятельность (а если не работать, то статья за тунеядство)
- по ТВ было 3-4 программы, дефицит книг и журналов (шутка, что нет бумаги печатать деньги, это про то время) и т.д. и т.п.
- на производстве сплошная уравниловка в зарплате
Все это только на вскидку, что сразу вспоминается. Конечно в 50-60х жили беднее, но уже в 80х опять хуже (2 кг гречки в одни руки в Москве, если выбросят). Если бы людей из того времени перенесли в сегодня в любой магазин даже не в Москве, они сошли бы с ума.


democ 13 декабря 2016 | 05:23

yuri_st: В Сибирь надо было ехать. И колбаса была, и нитки. Только вот народ за шмотками и гречкой в Москву почему - то ездил. Вас всех почитаешь, так в Советском Союзе последний хрен без соли доедали. Только вот сейчас в магазинах, которые на каждом углу, лежит полное дерьмо, и продуктов хороших, без химии, практически не осталось.


latrodectus 14 декабря 2016 | 20:23

democ: Лучше всего жилось в 60е, и в районах со снабжением по 1 категории - как Москва, Питер и закрытые города, за колючкой. Всё было натуральное. Остальные жили тоже натурпродуктами, но более простыми. Поэтому и смертность была в два раза ниже, чем сейчас


kfhcfkfhcf 13 декабря 2016 | 08:41

yuri_st: Бред!
В конце 60-х - начале 70-х годов я учился в Москве, потом служил в СА то в Крыму, то на Камчатке; ездил по Уралу, по Волге, в Мурманскую обл.. И не по "столицам", а по захолустным городкам: Кологрив (на Унже притоке Волги), Елизово (Камчатка), Саки (Крым), Кумертау-Салават_Стерлитамак (Башкирия), Ковдор (Мурманская обл), Загорск МО и т.д.
ВЕЗДЕ (ВЕЗДЕ!) были продукты (без деликатесов, конечно), работа по вкусу. Функционировали кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, пионерлагеря. Транспорт работал БЕСПЕРЕБОЙНО и ДЁШЕВО. Билет (плацкарт) в Крым от Москвы стоил - 14 (ЧЕТЫРНАДЦАТЬ) рублей!
Никакой "уравниловки" в зарплатах - НЕ БЫЛО!
В Москве средняя зарплата была 150 руб., но за кандидатскую ОПЛАЧИВАЛИ 100 руб. Ведущие в ВПК получали по 250-300 руб., а техники - 90-100 руб.
Академики - по 500-600 руб. (это только "ставка", плюс публикация РАБОТ!)
На Камчатке простые фасовщики рыбы на сейнерах получали 500-600 руб./месяц! В Кандалакше (Мурманская обл) зарплата рабочих с северной надбавкой - 500-600 руб.! Уральские рабочие и ИТР получали зарплату по 250-300 руб./месяц. При ценах на сгущёнку - 55 коп.; чавыча (лососёвая - 1,8 руб/кг.; хлеб -13-18 коп., колбаса 2,2 руб/кг., мясо - 2-2,5 руб.; билет в кинотеатр - 30-50 коп.; театр - 1-2 руб., билет в автобусе, метро - 5 коп.
Сравните с "сегодняшним днём".
НИКТО НЕ ГОЛОДАЛ! Жизнь КИПЕЛА! Везде требовались "руки"! Безработных не было.
Никто не "лизал задницу" начальству, как сейчас!
Не надо "лапшу" вешать молодёжи!


maphusail 13 декабря 2016 | 08:57

kfhcfkfhcf:
Я в семидесятые был школьником и на летние каникулы ездил к бабке в Донбасс, в городок, который сейчас переименовали в Бахмут. А раньше он назывался в честь сподвижника Сталина и отца его приемного сына - Артёмовск. Так вот, я копил денежки, чтобы летом купить в центральном универмаге Артемовска машинки и солдатики, каких не было в Москве. Позднее, я заинтересовался радиоделом и покупал там же радиодетали и компоненты, которые было трудно "достать" в Москве. Помню продовольственные магазины, магазины книги и культтовары. Там даже цветные телевизоры были в свободной продаже (в 82-м). Врут пропагандисты и врут бывшие соотечественники, им память отшибло на почве самоубеждения в правоте своего решения эмигрировать.


democ 13 декабря 2016 | 05:42

Никто ничего исправлять не собирается. Руководители всех мастей не склоны к признанию собственных ошибок, тем более к прилюдным и публичным извинениям. Такова природа. Надо быть для этого мужественным, ответственным и честным. Кто видел такого руководителя? За их ошибки всегда отвечают стрелочники, которых они же и назначают. Я не припомню, чтобы в новейшей истории России хоть один высокопоставленный чиновник или топ - менеджер добровольно оставил свой пост за допущенные ошибки или просчёты. Они, и это тоже наше, понимают только тогда, когда их усаживают в тачку и с тачкой в дерьмо.


kfhcfkfhcf 13 декабря 2016 | 08:23

М. Веллер
«В 90-м году . . . .. Союз, к сожалению, изнутри-то, действительно, кончился. «
___________________________________
Многое – правильно.
И жестокость, и карьеризм, и жадность, и мимикрия чиновников.
Однако. . . .
Ещё В. Ленин предупреждал об опасности МОНОПОЛИЗАЦИИ власти.
В.Ленин говорил, что социалистическая оппозиция, в частности «левые эсеры», была устранена ВРЕМЕННО, что со временем надо ВЕРНУТЬ её для конкуренции.
Опыт подтвердил его правоту: – СССР распался из-за несовершенства правовых и экономических МЕХАНИЗМОВ, а НЕ от потери желания (у трудящихся) справедливого государства.
Сама ИДЕЯ социального равенства и ЗАЩИТЫ трудящихся от ПРОИЗВОЛА богачей и чинуш была, есть и останется, как говорили, «на повестке дня».
Ибо, куда деться (трудящимся) от ТЕПЕРЕШНЕГО (капиталистически-классического) разгула, беспредела, вседозволенности и безнаказанности симбиоза чинуш и олигархов?
Ответ – ЕДИНСТВЕННЫЙ – «поворот к социальному Государству».
Каким путём?
История показывает: - мирный путь НЕВОЗМОЖЕН.
Грабители «по хорошему» НИКОГДА НЕ ОТДАДУТ награбленное ограбленным.
Значит социальная революция – НЕИЗБЕЖНА, как и все предыдущие: английские, французские, российские.
Хотим мы этого или не хотим, скоро ли, поздно ли, но это будет.
Ибо Законы Природы (общества) не терпят высокой разницы потенциалов в чём бы то ни было, в том числе, в разности уровня жизни.
Т.е. «взрыв» - неизбежен.
И про «высокий уровень доходов» европейцев и американцев НЕ НАДО обманываться!
Этот «высокий уровень доходов» и прав «элиты» - результат многовекового ГРАБЕЖА «туземцев».
Социалистическое устройство общества – НЕОБХОДИМО. С Народной формой собственности на средства производства и землю (все трудящиеся – заинтересованные акционеры; "каждому - по труду").
А МЕТОДЫ устройства социального государства, конечно, надо «обкатывать», «притирать» к современным условиям, к человеческим потребностям, учитывая ошибки СССР.
Но ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕЗ заоблачной, кастово-неприступной «элиты» олигархов и чиновников.


yasnyj 13 декабря 2016 | 10:28

kfhcfkfhcf: Социализация с преобладанием силового диктата, а не диктата сильного закона, привела к дикому обуржуазиванию элиты. В то время, как эволюционная социализация в развитых капиталистических странах с социалистическим лицом стала наиболее устойчивой, без диких откатов. В европейских странах есть элементы живого социализма. Это творческие возможности, это налог на богатых. А в Швейцарии система референдумов, как прямая демократия, довольно хорошо реализована. Потому и нет в Швейцарии того антагонизма между народом и властью, а также в отношении других государств.
Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом Первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно назвать референдум 1905 г. в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался важный вопрос о дальнейшем пребывании этого государства в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что его решение было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии. Оценивая результаты проведенного референдума, В. И. Ленин писал в статье «Итоги дискуссии о самоопределении»: при капитализме «удалось одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма осуществить неосуществимое самоопределение и даже без войны и революции (Норвегия, 1905 г.)»
То есть, вот он цивилизованный прорыв через референдум - цивилизованный и мирный метод решения спорных вопросов.
Не должно быть никакого прямого диктата, как со стороны условно "белых", так и со стороны условно "красных". Прямой диктат с позиции силы и чрезмерного насилия является неверным в самом посыле. Диктовать можно лишь через развитые общепринятые законы. Если есть силы, которые не желают мириться с тем или иным положением, то должны заявить о себе и призвать на свою сторону общественность, создав идеологическое превосходство, чтобы появились соответствующие законы в качестве диктата. Кому нужны эти дикие революции и гражданские войны на основе грубого непримирения? В российском обществе как-то зашла речь о примирении, и многие недоумевали, как можно примириться при той "разнице потенциалов"? Примирение, как снятие антагонизма или, как терпение возрастающего паразитизма? Если цивилизованное общество способно преодолеть антагонистичные отношения, то будет достигнута более тесная связь с народом за счет устранения собственного паразитизма с соответствующим стиранием граней различия между классами, начиная с тех же налогов на богатых.
Если предусматривается примирение в качестве терпения эксплуататоров, с сохранением и возрастанием антагонизма, то это рано или поздно приведет к революционному восстанию. При реальном усугублении ситуации никакое мнимое и наигранное примирение не поможет.
Примирение - не плохо, если будет осуществляться цивилизованное совершенствование на основе передовых знаний и исторического опыта.

Современная западная демократия опирается на правящее меньшинство, отдаляя большинство от общих решений, используя большинство в своих узких интересах. В результате, большинство может высказать свое несогласие лишь через бурные протесты (митингования, бунты и восстания), чтобы их услышали. Зачем же доводить дело до таких крайностей, если можно заблаговременно прояснять все вопросы с участием народа в обсуждениях и решениях, которые касаются всего общества?!
Протесты и митинги есть более грубая форма в выражении несогласия и решении проблем, на которые удостоились получить права простые граждане при так называемой развитой демократии. Но есть более культурные права в этом же деле, на которые следует претендовать при развитой демократии.
Бывает время «митингований», а бывает время «исполнения принятых решений». Менее культурные «митингования» следует перевести в русло более культурных электронных обсуждений, где результатом станут обобщенные идеи, объединяющие народ в едином мнении для проведения тех или иных совершенных мер.
В идеальном плане только сознательные революции (на уровне изменения сознания) способны давать развитие обществу. Главные изменения происходят на сознательном уровне, поэтому реальными для прогрессивных достижений являются культурные и научные революции в мирном и сознательном плане.
Противоречия на сознательном уровне ведут к непосредственному развитию знаний и развитию социальных отношений. Мирное сознательное развитие как раз и требуется для истинной цивилизации. Разрушительны лишь антагонистичные противоречия, где правда каждого отстаивается не на сознательном, а на силовом уровне.


maphusail 13 декабря 2016 | 08:32

Медианная зарплата. Впечатляют не столько сиюминутные суммы. Впечатляет динамика. Если построить графики роста должностных окладов за последние пятнадцать лет, то мы увидим, что разница между доходами, скажем врача и главврача, учителя и директора школы, инженера и главного инженера в 02-м году была 2-3 раза, в 15-м 6-9, а к 22-му сможет достигнуть 17-ти раз. И это без учета "мутной' хозяйственной деятельности начальничков. Имхо, наша вертикаль, наши скрепы - это просто система подкупа руководителей низшего и среднего звена. Благосостояние рядовых сотрудников либо совсем не растет, либо ухудшается. А тот, якобы, рост благосостояния, который показан на примере "средней температуры по больнице" - это рост усилиями "хапков" успешных менеджеров. Итак, расслоение общества происходит по экспоненте и скоро, еще при нашей жизни, грубо говоря, прораб будет получать, как бригада рабочих, а начальник участка, как все прорабы .... А статистика будет демонстрировать положительную динамику роста ВВП...


yasnyj 13 декабря 2016 | 09:01

При нынешнем капитализме демократия ставится в виде прогресса человечества. И многие полны иллюзией - в буржуазных условиях иметь развитую демократию, что в принципе невозможно по причине буржуазного диктата. При буржуазной диктатуре демократия для народа может быть лишь в урезанном виде.
Эффективное общество невозможно при буржуазных диспропорциях. Сначала человек должен отойти от культа денег и культа эгоизма.
Адам Смит, говоря о свободном рынке, опирался именно на эгоизм человека. Такой рыночный механизм задействован в капиталистическом обществе, со всеми вытекающими последствиями от эгоистичной деятельности. Общество на низкой ступени взаимоотношений придерживается подобных правил. Каждый, стараясь для себя, обеспечивает других, не осознавая общей связи вещей и тех погрешностей, которые отмечаются при столь грубом подходе. Разорительный рынок не эффективен для современной жизни, как все суетливое.
Буржуа склонны переходить от одной крайности излишнего монополизма (с образованием консервативного застоя, зацикливаясь на каких-то достижениях) к другой крайности излишней конкуренции (стремясь к инновациям, но допуская множество махинаций). В итоге, развитие черепашьими шагами идет на фоне больших погрешностей. Для эффективного развития нужен более слаженный механизм консервативного сохранения и придания творческих свобод, с исключением эгоистичной мотивации.
Тоталитарный социализм заглох из-за преобладания силовых методов.
Теперь буржуазная демократия не тянет на почве анархичных свобод, всяческого обмана и самообмана.
Нужна та самая чистота с реалистичным подходом, как в экономической, так и в идеологической части. Социальное и научное преобразование примитивного материализма и абстрактного идеализма - задачи для Будущего, чтобы получить наиболее слаженную экономику с высоко идейным обществом, опираясь на гармоничные законы природы.


drgonish 13 декабря 2016 | 10:03

[никогда не думали, что будем жить хуже, чем раньше… ]

Вот был сарай. Начали орать, а давайте его сломаем и построим замок, и будем жить как короли. Сломали.
Хм. А строить из чего будем? А вот из обломков и будем. Построили еще хуже, чем было. Гораздо хуже.
А теперь "никогда не думали, что будем жить хуже".
Дык, господин Веллер, когда ума-то нету - как называется?


13 декабря 2016 | 14:32

Веллер пишет, что всё, что угодно, но только не 37 год прошлого века!..
Начиная с развала СССР - население России идёт постоянно на убыль!.. Это видно по статистическим данным прошлых лет, да и сейчас!.. Сколько РУССКОГО народа уже нет в России, по причине "естественной" убыли!.. Кто-то, может быть, уехал из России!.. Причём нет в живых - самых лучших из РУССКИХ людей!.. Иногда, расправляются и со своими - их тоже нет!.. С теми, кого нанимали действовать против Человека!.. Эти люди - слишком много ЗНАЛИ, поэтому с ними преступникам НЕОБХОДИМО было расправиться тем или иным образом!..
В начале 90-х НЕ стало киномеханика, а затем - внештатного сотрудника милиции (прекрасного человека, НЕ способного ни на какие подлости)!.. С киномехаником расправились и в Манюках Новозыбковского района, т.к. было необходимо прекратить общественный просмотр кинофильмов в сельской местности и т.д.!..
ВЗАМЕН, Россию стали населять кавказцами-исламистами, которые д.б. благодарными за оказанную услугу, ГОЛОСОВАТЬ за т.н. власти, и выполнять ВСЕ указания "оборотней" в погонах, опг лдпр!.. СКОЛЬКО здесь их уже сейчас!.. А раньше, до развала СССР - жили прекрасные РУССКИЕ люди!.. Жили и работали, получая ГАРАНТИРОВАННУЮ заработную плату!.. На РУССКОЙ земле - должны жить, в основном, РУССКИЕ люди!..


curiosities 14 декабря 2016 | 09:22

ninapridnya: Генетическая катастрофа русского народа началась до 90-х годов. Всё, в том числе развал института семьи, - это её следствие. Нынешняя власть создала все благоприятные условия для её развития, а чтобы скрыть масштабы, ввела для педагогов критерий, что двойки они ставят себе. Поэтому мало кто знает, что сегодня в типовых школах по всей России из поступивших на обучение в 1-й класс детей, только 3-4 ребёнка способны к самостоятельному обучению и вообще к обучению, без привлечения психологов, логопедов, медиков. И педагоги не могут это сказать, так как их тут же обвинят в низком профессиональном уровне. А ведь школьное обучение - это не только речь, письмо и счёт, и оказывается, что родители, в силу своего развития, элементарно не могут помочь своему ребёнку не только приготовить домашнее задание, но и изготовить для урока какую-то поделку, либо из-за лени, либо из-за неумения.
И не заблуждайтесь, коммунисты и либералы - это идейные русофобы, для которых русофобия - элемент их идеологий, в которых сразу же за выбором экономической системы идёт борьба с великорусским шовинизмом, то есть подавление самосознания русского народа. Также не стоит заблуждаться по поводу либералов, одевших маски патриотов-государственников. Всё, что они провозглашают, к интересам русского народа не имеет ни малейшего отношения, так как в основе их мышления троцкистская ветвь большевизма, во всей её ненависти к основам православной культуры. И не стоит покупаться на посулы коммунистов, потому что заговорили они о своём уважении к основам православной культуры, как раз в промежутке между выборами 2011-12 годов, когда стало понятно, что их вождь терпит фиаско и нужно срочно искать ресурсы для его поддержки в обществе.
Кстати, по поводу идеологического обеспечения заселения кавказцами-исламистами не знаю, а вот идеологическое обеспечение заселению высвобождаемых от русских территорий их компактного проживания выходцами из Средней Азии обеспечивали коммунисты, рассматривающие их как социальную почву для классовой борьбы. Точно не помню кто, но кто из публичных лиц коммунистического движения даже предлагал дать российское гражданство всем бывшим гражданам СССР, чтобы ускорить процесс.
Либералы тоже не далеко ушли. Почитайте в размещённой на официальном сайте РОДП "ЯБЛОКО" брошюре "Либеральные ценности и консервативный тренд в Европейской политике" выступления европейских и российских либералов на конференции Либерального интернационала и вы, как переживающая за русский народ, поймёте, почему здесь на сайте читатели иногда употребляют термин "либеральный фашизм".


gotirbit 13 декабря 2016 | 17:06

Начал читать эстонского писателя и опять... как-то сразу 38 год. А "боевой 18" нам опять предлагают забыть и не вспоминать!? То есть не было Троцкого, Свердлова, Голощёкина. Не было 7,5 млн.убитых гоев в 1918-1921! Интересно, тут помню, тут не помню. Ну хоть надо вспомнить Якова Лившица ( Колыма ) и Якова Эльцина (Екатеринбург). Извините, но дальше после вступления ни читать не слушать не могу.


krolik_on 13 декабря 2016 | 22:00

Тебе возможно не долго осталось боятся и трястись...


igor222 14 декабря 2016 | 02:35

«Хочется надеяться, потому что, я говорю, — вот начали с Советского Союза и им заканчиваем – никогда не думали мы в 91-м году после августа, а хоть и после развала Советского Союза, что мы будем жить хуже, чем раньше, а ведь большая часть живет».

Плёл, плёл.… Где-то, правда, где-то враньё, но закончил тем, что сейчас живём хуже, чем в Советском Союзе. Что-то с арифметикой у Веллера непорядок, хотя знает умное слово медиана. Не хочется считать и сравнивать то, что очевидно, но для Веллера покажется невероятным. Заходи в интернет, смотри сравнительные таблицы по ценам и зарплатам.

Для ориентира можно принять соотношение номиналов 1 к 100. К примеру, зарплата во второй половине 80-х выросла до 180 рублей. Сейчас это 18000. Тут Веллер не ошибся. Пенсия была 120, но только у тех, кто выработал полный стаж и имел зарплату не ниже средней. Сейчас в районе 12 тысяч. А теперь, если сравнить цены, то окажется, что цены на продукты питания особенно не изменились. Вот тебе и затратный механизм. Всё то же. Если сделать сравнение по совокупности, и не по средней арифметической, и не по медиане, а дифференцировано, то окажется, что общая стоимость на основные продукты ниже, чем в Союзе. Исключение с водкой. Ещё недавно водка была намного дешевле, в районе 250 рублей. После 1981 года почти все водки стоили 6.20, то есть сейчас должна стоить 620 рублей. Сейчас она подросла, но еще есть куда подниматься.

Таким образом, сколько в Союзе можно было купить продуктов, то чуть больше можно купить сейчас. Но есть небольшая разница. Сейчас это реально, а тогда не очень, паёк был весьма скромный, хотя хватало, чтобы быть здоровым.

А что будем делать, если начнём сравнивать цены на промышленные товары? Сколько, к примеру, телевизоров можно было купить на советскую зарплату или пенсию? Цветной стоил 450-600 рублей. А сейчас у меня плазма стоит за 10000, то есть 100 рублей. Обувь, одежда. По цифре кажется много, а по соотношению дешевле.

Вывод. Подсчет средней советской зарплаты был близок к реальности. Это объясняется тем, что в Союзе существовало ограничение по соотношению между работником и начальником, не было такого безумия, как сейчас. Поэтому хоть средняя, хоть медианная, хоть дифференцированная - разница в подсчёте небольшая. (До нового назначения Элла Панфилова пришла к Путину и сказала, что зарплата верхов выше низов в 15 раз. Это вызывает напряженность в обществе. Тут Веллер возмущается правильно). Поэтому, если брать реальное, дифференцированное соотношение зарплат и цен, то покупательная способность населения по сравнению с советской способностью сейчас значительно выше. Выше и разнообразнее.

Так что нечего Веллеру, мягко говоря, наводить тень на плетень. Сказал бы подоходчивее, но могут забанить.


necrosprime 15 декабря 2016 | 17:26

igor222: Не совсем понял причины праведного гнева. Какие тени на плетень, речь о том именно и идет, что Россия топчется уже лет 100 на одном месте, как мог рабочий при царе на получку купить 40, или, там, 300 буханок хлеба, так и сейчас. Может. По уровню жизни мимо пронеслись не только Европа за это время, но уже и половина Азии, и латиносы некоторые. Какое нынче место у России по ВВП? Почетное восьмое, или девятое, сразу за Бразилией?
Если рассматривать гаджеты, автомобили и кофеварки -так это все достижения технологий пиндосов и гейропейцев, китайцев, наконец. В одном уверенный рост наблюдается -в расслоении населения по уровню доходов. Тут, безусловно, СССР отдыхает. Сейчас менеджеры высшего звена оценивают свои услуги раз в 300 выше, чем нарезают рядовым рабочим, или сотрудникам. Это гибельная для общества ситуация, вот о чем Веллер говорит. И не нужно путать плоды прогресса развитых стран вообще, которые выражаются в непрерывном улучшении условий и уровня жизни, с "грандиозным ростом" покупательной способности по сравнению с таковой при Союзе.


negeroi 15 декабря 2016 | 19:23

igor222: Про продукты вы загнули. Я помню раньше шел с отцом в универсам на десятку всего накупишь. А сейчас только необходимое и то больше тысячи надо. И вы не учли стоимость лекарств.


ekka 14 декабря 2016 | 08:11

SergSoshin, мы про одну и тумже страну говорим?! Величайший подъем вранья и лицемерия. С Рождения люди врали! Про маркса, Энгельса и прочую лабуду. Положили мумию преступника в мавзолей и молились ей! Массовый гипноз , у нас супер общество, а кто так не думает- всеобщее презрение и дурдом! Рабство за паёк колбасы. Железный занавес. Только по партийной линии исключительно можно было продвинуться в карьере. И постоянный страх намгенном уровне,оставленный в наследство от Виссарионовича этому народу. Как можно этого вновь желать?!


ekka 14 декабря 2016 | 08:27

Упаси Бог- назад в ссср (((. Враньё, ограниченность, закрытость от всего мира. У нас самое лучшее, а на деле все мечтали "туда" попасть. Потому как кроме гарантированной колбасы - ничего. И генеральная линия. И 120 р в лучшем случае и все... без вариантов, даже если все партийные зады поцеловать... если не их- нет ходу. Ну как можно об этом мечтать?!


Андрей Бодров 15 декабря 2016 | 22:48

Может автору сменить род деятельности? Вдруг и деньги станут появляться )


boris51 16 декабря 2016 | 20:01

Не устаю поражаться мудрости Веллера! Вот бы его вместо Пу-ина!!!


Victor Baryshok 18 декабря 2016 | 12:02

boris51: Путину бы хотя бы 1% здравомыслия Веллера, и жили бы в стране, с которой и пример не стыдно брать.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире