19 июня 2017
Z Гранит науки Все выпуски

Ключ к разгадке происхождения вирусов найден в генах гигантского вируса

Время выхода в эфир: 19 июня 2017, 08:35

Вирусы – внеклеточные существа — настолько просты, что бытуют сомнения в их принадлежности к миру живого. Для того чтобы выжить и размножиться им нужна клетка, которую они инфицируют, и все что у них есть своего – это генетическая информация и белки оболочки. В 2003 году был идентифицирован новый тип вирусов, что ослабило подобные представления месте вирусных частиц в живой природе. Эти вирусы назвали мимивирусами, они довольно крупные, по размерам сопоставимые с бактериями. Недавно в журнале Science были описаны еще четыре новых вида гигантских вирусов, которые обнаружили в сточных водах водоочистной станции в Австрии. «Этот вирус выглядит гораздо более клеточным, чем все ранее открытые», сказал об одном из объектов исследования в комментарии радио NPR известный эволюционный биолог из Национальных институтов здоровья (National Institutes of Health) США и соавтор публикации Евгений Кунин (Eugene Koonin). Новые вирусы можно разглядеть в обычный микроскоп, хотя толщины человеческого волоса они достигнут только если сложить вместе 300 таких частиц. Кунин с соавторами предполагают, что новые четыре вида представляют подсемейство мимивирусов, которому они дали название Klosneuviruses. Для людей они безопасны, они поражают только амеб, отмечают ученые.

Определив генетическую последовательность этих вирусов, Кунин с коллегами обнаружил неожиданно большое число генов, которые вовлечены в синтез белков, и среди них белки, имеющие отношение к воспроизведению ДНК. У обычных вирусов этот процесс осуществляется с помощью белков клетки-хозяина. Но возникает вопрос: если вирус – это частица, неспособная воспроизводиться самостоятельно, то для чего гигантскому вирусу такой генетический багаж? Ответа на него пока нет.
Евгений Кунин допускает, что неожиданные гены помогают новым гигантским вирусам преодолеть клеточные механизмы подавления репликации чужеродной ДНК, которые запускаются в ответ на сигнал о проникновении инфекционной частицы. Авторы сравнили новоявленные вирусные гены трансляции ДНК с набором подобных генов, общих для всех гигантских вирусов и с генами клеток, что позволило им построить эволюционное древо, определяющее родственные взаимоотношениями между ними. И тогда ученые увидели, что все эти гены имеют разное происхождение. На этом основании Кунин с коллегами пришли к выводу, что гигантские вирусы возникли из значительно меньших вирусов, обрастая за многие циклы размножения кусками генетического материала различных хозяев, которых они инфицировали. Если это так, то они подобны «генетическому Плюшкину», который собирает гены и редко избавляется от каких-либо приобретений, что в конце концов превратило их в Годзиллу мира вирусов. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».