'Вопросы к интервью

18 июня 2017 года.

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» – Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (по телефону); Татьяна Токаренко, руководитель отдела продаж представительства авиакомпании EL AL в России

Эфир ведет Елена Кандарицкая, Яна Розова.

Я.Розова Всем здравствуйте! В студии – Елена Кандарицкая и Яна Розова.

Е.Кандарицкая Добрый день!

Я.Розова Я представлю нашу гостью. Это Татьяна Токаренко, руководитель отдела продаж представительства израильской авиакомпании EL AL в России.

Т.Токаренко Добрый день!

Я.Розова Ирина Тюрина у нас с новостями традиционно. Уже дозвонились, да? Ой, Ирина! Хорошо, что вы с нами! Здравствуйте!

Е.Кандарицкая Добрый день!

И.Тюрина Здравствуйте! Привет Татьяне Токаренко.

Я.Розова Таня не слышит вас, наушники не надела. Сейчас наденет и будет слышать.

И.Тюрина Передайте ей.

Я.Розова Передаю.

Т.Токаренко Здравствуйте, Ирина.

И.Тюрина Добрый день! Рассказываю?

Я.Розова Мы слушаем, да.

И.Тюрина Организованный турпоток в Сочи ниже прошлогоднего на 30%. Организованный – подчеркиваю. В начале мая мы это выявили, провели опрос среду туроператоров и обнаружили, что операторы настроены не слишком оптимистично. Зафиксировано в среднем снижение 30% на Сочи.

Прошел месяц, мы повторили свой опрос и выяснили, что снижение спроса в среднем на 30% никуда не делось. Почему? Эксперты считают, что, во-первых, открытие Турции перетянуло туристов, надежда на возвращение Египта, из-за которого весной многие туристы проигнорировали акцию раннего бронирования по Сочи: надеялись дождаться Египта.

Снижение реальных доходов населения никуда не делось, ну, и холодна погода, конечно, тоже. Ну, и укрепление рубля перетянуло россиян за границу. И некоторые операторы говорили о факторе перенаселения Сочи летом прошлого года. Я напомню, что это был триумфальный год для внутреннего туризма: закрытая Турция, скакал рубль – и народ, в общем, ехал отдыхать в основном отдыхать…

Я.Розова А деньги этого туристического взноса – нет?

И.Тюрина А его нет еще пока, это только всё еще обсуждается. Вы имеете в виду курортный сбор?

Я.Розова Да, курортный сбор.

И.Тюрина Нет, его нет пока, надеюсь, и не будет, но обсуждается. А вот переполненный Сочи, некомфортное количество народу на пляжах, в отелях, на набережных и так далее – это, в общем, на народ подействовало.

И нельзя забывать, что прошлым летом многие в Сочи поехали «вынужденно», поскольку была закрыта Турция, а нужно было сильно на море детишек вывезти. И те, кто вот вынуждено, они, скорей всего, на этот курорт не вернутся.

То есть ударных показателей прошлого года туроператоры не ждут. Повторить этот год не удастся, хотя операторы не исключают, что падение в целом по лету может быть поменьше, чем 30%. Но в любом случае итоги сезона будут а уровне 15-го года, возможно, с некоторым увеличением, но точно ниже результатов прошлого года.

Мы пообщались с некоторыми гостиницами в Сочи, чтобы для объективности понять, компенсируется ли падение организованного турпоток, то есть через туроператоров, прямыми продажами.

Я.Розова И что показал опрос?

И.Тюрина Большинство подтверждает, что есть снижение спроса, хотя и не такое больше, как у операторов. Тем не менее, очень многие отели Сочи подтверждают, что у них народу в этом году меньше, чем было в прошлом. Но все сочинские отельеры рассчитывают на наступление жары, которая поможет привлечь россиян на пляжи.

Мне очень понравилось, как сказала сотрудница одного отеля – не буду его называть – она сказала так: «Экономическая ситуация влияет очень сильно на спрос. Туристы пытаются найти дешевые варианты размещение. У кого побольше денег – едут в Турцию, а у кого еще больше – едут в Сочи».

Я.Розова А сервис в Сочи, вообще, улучшился, как на ваш взгляд — вот вы своими глазами увидели – или все то же самое? Денег-то они с нас много берут?

И.Тюрина Это зависит очень сильно… там очень разные категории отелей. И всё зависит от того, какой отель. Я сама была в Сочи и жила в одном из отелей, который был очень быстро построен к Олимпиаде. Качество строительства не очень, прямо скажем, и за этого слышно, как человек дышит в соседнем номере. Как вы сами понимаете, это не добавляет… Еще там есть такая проблема: там очень узкая пляжная полоса – метров 30. И при этом огромное количество отелей. И очень сложно себе представить, как люди все там помещаются на это узкой пляжной полосе. Такая проблема существует.

Но многим нравится. Тут вопрос, кому что нравится.

Я.Розова Вкуса.

И.Тюрина Да. Мы с начала этого года говорим, что зашевелился спрос выезда за границу. И туроператоры, которые работают на этих направлениях, они сильно радовались. Вот наконец мы получили статистику за первый квартал. Только у нас статистика приходит через 40 дней после окончания интересующего нас периода. Вот недавно получили статистики за январь-март. И обнаружилось — это данные пограничной службы – ФСБ России, — что конкретно с целью туризма выезда россиян за рубеж вырос на 44, 6%. Это просто…

Я.Розова Растет благосостояние нашего человека…

И.Тюрина По сравнению с этим же периодом прошлого года. Больше 2 миллионов человек выехало с целью туризма. Есть еще бизнес-поездки, есть частные поездки. Это я говорю, конкретные люди, которые декларировали, что они едут с целью туризма.

Причем эта положительная динамика впервые проявилась с 2013-го года. Яна, я не засекла время, поэтому если я буду перебирать, вы мне скажите.

Я.Розова Еще три минуты у вас есть.

И.Тюрина Ага. Впервые с 13-го года выезд из России начал падать. В первом квартале 14-го года – 4%. Резко усилилось падение в 2015-м год – 40%. И чуть замедлилось в 16-м: первый квартал, соответственно – 22%. А теперь вот вырос. И поэтому мы полны надежд, что у нас туристический рынок зашевелился со страшной силой.

Я.Розова Извините, что прерываю, просто эсэмэски приходят. Меня прямо забросали с республики Татарстан. Скажите про Крым. Все-таки нас возвращают в российский туризм пока.

И.Тюрина Я сейчас специально ничего не буду говорить про Крым. Мы проводим такой же опрос, как мы провели по Сочи, сейчас проводим по Крыма. И в следующий раз я вам расскажу идеально совершенно, что у нас происходит с Крымом. В общем, операторы говорят, тоже есть снижение.

И очень быстро говорю о том, что в России с 1 октября появится система tax free, которую мы так любим за границей. Иностранные граждане, подчеркиваю, не россияне будут получать 18% выезжая из России, если они в течение одного дня приобрели товаров на сумму более 10 тысяч рублей – 18% им будут возвращать.

Здесь вы меня должны спросить, девушки, повлияет ли это на въезд в Россию…

Я.Розова А я собиралась.

И.Тюрина Спросили. Напрямую, думаю, что нет. Прямо так, чтобы к нам народ на шопинг… Мы ездим в Европу на рождественский шопинг, например, на европейцы-то к нам на шопинг-то не едут. Но едут к нам китайцы на шопинг, как ни странно.

Я.Розова Значит, туристов из Китая станет больше.

И.Тюрина Ну да. А потом, они будут делать больше покупок, а значит, что у нас будет больше трат в России туристов, а это один из показатели развития туристической отрасли в любой стране. То есть в любом случае дополнительных очков мы на этом заработаем. И, собственно, ждем всех в гости.

Я.Розова Спасибо большое. Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии с туристическими новостями была только что у нас напрямую. Не знаю, откуда – надо было спросить. Любопытство мое меня подвело.

Е.Кандарицкая Где она?

Я.Розова Да. Нескромно, конечно, но ничего. Мы переходим к главной теме программы. Это летим в Израиль с авиакомпанией EL AL. Татьяна Токаренко, руководитель отдела продаж представительства авиакомпании EL AL в России.

Т.Токаренко Еще раз здравствуйте!

Я.Розова Сразу о новостях.

Т.Токаренко Я бы хотела начать с грандиозной новости в компании. Такое бывает раз, наверное, за какое-то большое количество лет. Как раз в начале этой недели, в понедельник президент компании Давид Маймон объявил о приобретении 16 новых самолетов Боинг 787 Дримлайнер. Это грандиозное событие. Первый самолет поступит в парк авиакомпании уже в августе этого года. Он будет выполнять полеты сначала на трансатлантическом направлении, то есть из Тель-Авива в Северную Америку и Юго-Восточную Азию: Гонконг, Китай.

Постепенно до 2020 года все 16 Боингов поступят в парк, потихоньку будут заменять существующие сейчас Боинги 767, и 747. Таким образом, к 2020 году в парке авиакомпании останутся только узкофюзеляжные Боинги 737 900, которые сейчас выполняют полеты и в Москву, в том числе, и вот совершенно новые – прямо это другое поколение…

Я.Розова Прямо новые-новые?..

Т.Токаренко Это новые-новые. Вообще, они недавно просто созданы. Это совершенно что-то невообразимое – усовершенствованный… Кстати, даже приглашаю всех посмотреть в Фейсбуке нашу страничку. Там есть прекрасно видео этого самолета: и бизнес-класс, и премиум экономический – это как раз новый класс обслуживания в EL AL. До сих пор такого не было. До настоящего времени у нас существует только экономический класс, эконом плюс, немного улучшений эконом-бизнес и первый.

Вот в Боинге 787 совершенно новый класс обслуживания – премиум эконом и эконом обычный стандартный. Но это, действительно, стоит посмотреть. Самолет создан по новым технологиям, которые даже уменьшают турбулентность и делают полет более мягким, что важно, конечно, особенно на дальних направлениях.

Это новые цвета, это совершенно новая приятная подсветка. Это новая система очистки, освежения воздуха, что особенно важно на дальних направлениях. Пассажирам будет приятно и легко находиться в самолете. Они будут себя так же после полета: комфортно, не уставшими…

Е.Кандарицкая Танечка, я хотела спросить, а вот на сегодняшний день возраст самолетов, которые летают – вот еще не получили новые.

Т.Токаренко На сегодняшний день разные есть типы самолетов у нашей авиакомпании.

Е.Кандарицкая По возрасту…

Т.Токаренко И по возрасту, и, соответственно, по типам. Вот с осени 2014 года авиакомпания также приобрела новейшие самолеты Боинг 737 900. Это не большие самолеты. Они заменили, кстати, старые наши 757 (757 самолетов не осталось). 737 900, они с 2014 года постепенно поступали, то есть им от 3 до 1 года. Есть Боинги 737 800, которые тоже потихонечку выводятся. Они постарше, им уже до 10 лет. Ну, и, конечно же, вот 747 и 767, они уже «взрослые».

Я.Розова А последний НРЗБ, по-моему, в 12-м… в 14-м…

Т.Токаренко – В 14м – как раз 737 900. А вот большие широкофюзеляжные самолеты, они сильно постарше, именно поэтому мы сейчас и выводим их…

Я.Розова Я хочу напомнить телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Пишите свои комментарии, задавайте вопросы. Я надеюсь, что мы сможем на все ответить.

Т.Токаренко Но я хочу оговориться: даже те самолеты, которые сильно постарше, как я сказала – я хочу обратить внимание что EL AL – мы сегодня будем об этом говорить, что это одна из самых безопасных компаний – но EL AL – это безопасность не только с точки зрения security, но это и безопасность с точки зрения safety. У нас всегда свои техники, свои инженеры выпускают самолет. То есть перед вылетом обязательно свой инженер, свой техник проверяет самолет.

Я.Розова Не местного аэропорта.

Т.Токаренко Не местного аэропорта. И поэтому, даже если ему возраст больше 10 лет и больше 15 лет, мы абсолютно точно знаем, что все будет в порядке.

Я.Розова А Москву сейчас какие самолеты летают?

Т.Токаренко В Москву летают разные в зависимости от сезона, в зависимости от загрузки. Как правило, это Боинги 737 900 или 800 и Боинги 767. По пятница летом сейчас, в летнем сезоне, то есть с апреля до октябрь это Боинг 777 великолепный. Ну, и 747 – под высокую загрузку, так скажем.

Я.Розова Сколько рейсов? Я просто хочу сразу эту тему закрыть. Сколько рейсов сейчас регулярных? И кроме Москвы куда в регионы?

Т.Токаренко Сейчас летаем только в Москву, к сожалению.

Я.Розова Питер так и не открыли?

Т.Токаренко Питер мы не открыли, то есть мы его закрыли и всё. Сейчас летаем только в Москву в аэропорт Домодедово. Это три рейса в день, исключая, конечно, только шабат, то есть с вечера пятницы до вечера субботы.

А что касается регионов, у нас соглашение так же он и было – я об этом рассказывала здесь у вас – мы его расширяем. У нас уже более 30 направлений код-шерингового соглашения с компанией S7. Поэтому из очень многих городов – сейчас даже нет смысла их перечислять – есть возможность добраться до Тель-Авива через Москву. Покупается это одним билетом. Цена лучше, чем покупать два отдельных билета. Есть и из Санкт-Петербурга такая возможность, и все крупные города охвачены. Кстати, из Санкт-Петербурга это очень популярно.

Е.Кандарицкая Я хотела опять вернуться к безопасности. Вот у вас есть какие-то секретные агенты на борту?

Т.Токаренко Конечно. Несмотря на то, что они секретные, я думаю, что все уже знают, что они есть. Да у EL AL всегда есть на борту замаскированный под обычного пассажира сотрудник службы безопасности, который следит за обстановкой, котов дать отпор, если нужно или оказать помощь экипажу, если будет нужно.

Е.Кандарицкая Я, кстати, прочитала по поводу экипажа, что экипаж проходит курсы рукопашного боя.

Т.Токаренко Да, то есть даже, несмотря на то, что это хрупкая девушка, она сможет дать отпор.

По поводу этого скрытого работника службы безопасности – может быть, я даже рассказывала – курьезный такой случай: у нас брали в аренду самолет, прямо полностью выкупали – женский монастырь (Нижний Новгород, если не ошибаюсь), и все пассажиры были женщины в монашеской одежде. Вот среди них был почти незаметен молодой человек! Вот там его было очень хорошо видно.

Я.Розова Да, это очень хорошая история. Ну, теперь плавно переходим к безопасности самолета.

Т.Токаренко Да, конечно же, славится Израиль в целом как страна и, естественно, израильская авиакомпания, которая в следующем году уже будет отмечать свое 70-летие, безопасностью…

Я.Розова Надо сказать, что государственная компания.

Т.Токаренко Она была создана как государственная. Она была создана несколько месяцев спустя после провозглашения декларации о независимости, то есть в мае создалось государство, и через несколько месяцев, в сентябре была создана авиакомпания. Тогда молодое государство решило иметь все свое, включая авиакомпанию, естественно. На одном из первых рейсов первый президент Хаим Вейцман совершал полет. Есть фотографии очень симпатичные. И самолеты по-другому, естественно, выглядели.

Но 2003 года компания была государственная. А с 2003 года – нет, компания… контрольный пакет акций в частных руках. Государству принадлежит некая часть. Но, несмотря на то, что компания стала частной, она остается национальной компаний, национальным перевозчиком. Мы продолжаем соблюдать все традиции государственной компании. Мы не летаем в шабат, мы не летаем в дни иудейских праздников. Мы, естественно, продолжаем поставлять кашерную еду и, конечно, заботимся о безопасности.

Е.Кандарицкая Кстати, я хотела спросить, а нужно заказать заранее кашерную еду, например? Вообще, человек заказывает заранее или нет?

Т.Токаренко По умолчанию при покупке билета каждый пассажир получает питание в зависимости от времени суток. Утром – это завтрак, после обеда – это обед. Вечером, соответственно, это что-то более легкое. Все это кашерно. Абсолютно вся еда кашерная. На рейсы в Европу мы возим еду из Израиля. То есть мы здесь не берем еду.

Если пассажиру требуется суперкашерная еда – глад-кошер, — то это нужно заказывать. Но это уже для глубоко верующих. А так вся еда кашерная абсолютно. Если пассажир летит EL AL, совершенно не нужно заботиться: он, действительно, может быть спокоен, что не подадут мясо с молоком. И вообще, все это приготовлено правильно, как должно быть.

Я.Розова Очень. Я много раз летала – пробовала.

Т.Токаренко Кстати, по поводу питания. Совсем недавно, в мае этого года, месяц назад авиакомпания поменяла шеф-повара. Новый повар Ярон Шалев, один из ведущих сейчас шеф-поваров Израиля, владелец ресторана, известного в Тель-Авиве, поэтому меню будет обновляться.

Я.Розова Интересно, а какой ресторан.

Т.Токаренко «Тото».

Я.Розова «Тото»? Интересно, надо будет сходить, проверить.

Т.Токаренко Да, сходите. Во-первых, полетите – и сходите в ресторан.

Я.Розова Между прочим, надо сказать, что я в одной программ увидела, не помню, в каком документальном фильме, что все, что поступает на борт самолета, все готовится в совершенно определенных условиях, не в рамках ресторана, а именно на территории авиакомпании, чтобы соблюсти всю безопасность.

Т.Токаренко Да, абсолютно. И даже с едой, вот что касается Москвы, например, у нас один всего лишь рейс из наших здесь ночует. То есть все рейсы разворотные: самолет прилетел, пассажиры вышли – его помыли, загрузили снова, и он улетел обратно. И только один остается на ночь. Это как раз тот, которые прилетает в шабат. Он прилетает днем в пятницу из Тель-Авива, прилетает сюда под шабат, здесь ночует. Так вот, что касается еды, мы же еду тоже привозим. Тут надо, кстати, сказать о и о кашруте и о безопасности. Еда пломбируется в специальных ящиках, убирается в специальные холодильники – холодильники тоже пломбируются. То есть, мало того, что она кашерная, в нее точно никто ничего не сможет подложить. И после уже исхода шабата, соответственно, это грузится в самолет.

Я.Розова А что, они берут с собой еду из самолета? Я имею в виду весь летный состав, который ночует здесь, в Москве.

Т.Токаренко Ну, это уже зависит от каждого человека: кто-то соблюдает кашрут, кто-то нет. Кстати, в Москве достаточно кошерных…

Я.Розова Ну, ладно. Про безопасность… Вообще, как это всё проходит? Вот прилетаете вы, сколько времени идет на отгрузку багажа?

Т.Токаренко Очень важная тема. Это как раз наша особенность, наша уникальность. И я думаю, что это наше преимущество в современном мире. Все больше люди говорят, что да, это плюс: «лучше полететь и нас строго проверят, тщательно проверят, но мы будем спокойны». Каждый абсолютно пассажир перед полетом проходит беседу со службой безопасности, и никто не может избежать этого собеседования: летит этот человек через VIP-зал, еще каким-то образом – обязательно эта беседа состоится.

В ходе этой беседы работники службы безопасности, которые обучаются на специальном курсе достаточно долгом, потом сдают много экзаменов и должны сдать эти экзамены хорошо, они задают вопросы на первый взгляд обычные. Иногда даже, кажется, вообще глупые вопросы, не относящиеся к полету. Плюс эти вопросы задаются несколько раз одни и те же, иногда это выводит из себя, но мы просим, призываем всех отнестись к этому с пониманием. Не просто так это сделано. Не сами работники придумали эти вопросы. Конечно же, все это разработано Министерством безопасности.

И таким образом, можно выявить говорит человек правду или неправду. Потому что иногда даже человек сам не понимает, его могли использовать в каких-то целях именно террористических. Он может не знать. Тоже в EL AL, правда, очень давно – в 80-е годы еще был случай. Из Лондона вылетала молодая девушка беременная. Она был замужем за израильским арабом. И муж должен был вылетать на следующий день. Вот она не знала, что в ее сумку муж подложил…

Е.Кандарицкая Вслепую используют человека.

Т.Токаренко Поэтому задаются такие вопросы: «Где вы были?», «Кто вам помогал собирать чемодан?», «Где был чемодан после этого?»

Я.Розова Так она, если не знала, естественно, она и не сказала.

Т.Токаренко Она не знала. Вопросами выяснили. Именно поэтому задаются такие вопросы.

Я.Розова А если позже выяснилось уже… Или в процессе выяснилось и был обнаружен этот вот…

Т.Токаренко В процессе, да. Поэтому мы просим отвечать честно. Никого конечно из службы безопасности не интересует личная жизнь пассажиров абсолютно, то есть, где они были вчера вечером и где был чемодан. Это носит совершенно другую цель.

А на основании ответов пассажира, на основании его реакции на эти вопросы делается вывод о необходимости дальнейшей проверки. То есть эта проверка может занять 5-10 минут, а у кого-то она может занять до 20-30 минут.

Также на основании этих первых вопросов делается вывод о проверке багажа. Во-первых, когда же, абсолютно весь багаж, который сдается, проходит специальную проверку. В Домодедово у нас всегда свои стойки регистрации – это с 1-й по 4-ю – очень легко, много лет уже. Почему так? Потому что и нам удобно, во-первых, и именно оттуда багаж поступает в специально для EL AL выделенное помещение внизу багажного отделения, где стоит уникальная машина –томограф, очень похож внешне на медицинский томограф. Каждая сумка, каждый чемодан просвечивается в 64 разрезах…

Я.Розова Ну, это, кстати, упрощение системы прохождения контроля, потому что раньше-то все вручную.

Т.Токаренко Открывали, смотрели…

Я.Розова Очень долго.

Т.Токаренко Да, это долго. Во-первых, долго, и не так надежно. Здесь видно все, скрыть невозможно ничего.

Я.Розова Машина все сканирует.

Т.Токаренко Да. Если есть какие-то подозрения, какой-то предмет в багаже вызывает подозрение, то этот багаж будет открыт, этот предмет будет проверен дополнительно на специальных приборах.

Я.Розова А давайте здесь сразу сделаем паузу. Вот открыли — не нашли ничего: ошибочно машина определила. Но слава богу перепроверили – всё безопасно. Как в этом случае пассажиру поступать? Его багаж был закрыт, потом вскрыт. Он заплатил деньги, например, за обмотку багажа.

Т.Токаренко Мы просим, предупреждаем: на EL AL нельзя оборачивать. Как нельзя – можно, но это будет вскрыто. То есть это просто трата денег.

Я.Розова Если вдруг повредили замок, что тогда?

Т.Токаренко Во-первых, мы просим, кроме того, что не упаковывать, не закрывать на замки. Если вдруг поврежден замок, что бывает, конечно, потом возвращаться в офис с претензией.

Я.Розова Возмещение.

Т.Токаренко Как правило, во время проверки службы безопасности повреждений не бывает. Бывают повреждения во время транспортировки, погрузки – скорее, вот такие вещи.

Я.Розова Ну, хорошо, я про воровство не говорю. Мне кажется, что в компании EL AL это не практикуется.

Т.Токаренко К службе безопасности это точно не относится.

Е.Кандарицкая Нет, но чемодан может просто случайно не попасть… Мало ли, всякое бывает.

Т.Токаренко Бывает абсолютно, просто это не связано с безопасностью. Это бывает связано с погрузкой, с транспортером.

Я.Розова Мы про все это поговорим подробнее сразу после новостей.

НОВОСТИ

Я.Розова Елена Кандарицкая.

Е.Кандарицкая Добрый день!

Я.Розова И Яна Розова. В гостях у нас – Татьяна Токаренко, руководитель отдела продаж представительства авиакомпании EL AL в России, израильской авиакомпании. Мы говорили о безопасности до новостей. И приходит эсэмэска: «Дорогая Татьяна, спасибо вам за доходчивое объяснение. А были ли случаи опоздания пассажиров на посадки из-за задержки службы безопасности? Что в этом случае делать, если явно не успеваешь?»

Т.Токаренко В Москве таких случаев нет и не было никогда. Здесь служба безопасности работает именно на наши рейсы. Мы понимаем, сколько у нас времени, всегда знаешь, что и как. Если говорить о Бен-Гурионе, конечно, аэропорт намного больше. И регистрация там сразу на все рейсы EL AL, поэтому очередь стоит и служба безопасности не понимает, кто на какой рейс Как правило, когда подходит время регистрации к концу на какой-то рейс, работники службы ходят по очереди и спрашивают, остался ли еще кто-то в Москву, кого не проверили. Как правило так…

Я.Розова Подтверждаю, что иногда по 10-20 человек идут впереди очереди, и служба безопасности их проводит вперед.

Т.Токаренко Да. И я ни разу – я работаю с 2001 года – не сталкивалась с тем, чтобы пассажир опоздал из-за проверки службы безопасности. Пассажир, бывает, не успевает зайти в дьюти-фри. Вот хотелось, но не успевает. Вот такие случаи были.

Я.Розова Но, если вдруг чувствуешь, что опаздываешь, подходишь у службе безопасности и говоришь.

Т.Токаренко Да, да. Даже если кто-то стесняется, не может сказать… во-первых, в Бен-Гурионе нет проблемы сказать это на русском языке. Абсолютно никаких проблема. Потому что для тех, то не говорит на иврите, ни по-английски…

Я.Розова Для тех, кто периодически летает в Израиль, очень забавно наблюдать, как служба безопасности – вот прямо год из года я это наблюдаю – как изучает русский язык, и как растет знание русского языка у службы безопасности.

Т.Токаренко Во-первых, количество российских туристов растет и не только туристов, и просто гостей и туристов, поэтому приходится. А что делать?

Я.Розова Вызывает уважение.

Т.Токаренко Мы с вами остановились на том, как багаж проверяется. После того, как багаж проверяется, он в специальных контейнерах из этой комнаты с томографом перекладывается в специальные контейнеры, закрывается пломбой и в сопровождении нашего работника отправляется под самолет. В это время прилетает самолет, пока идет регистрация в Москве, пока проверяется багаж – в это в время прилетает самолет. Пассажиры выходят из самолета. Разгружается. В него в это время заходят уборщицы.

Я.Розова А сколько, час идет на разгрузку?..

Т.Токаренко В зависимости от типа самолета там минимальное время это 1.10 минут, ну, и большого – до полутора часов. В зависимости от размера.

В это время заходят уборщицы в самолет убираться. Местные уборщицы, конечно же. Каждый человек, который входит в самолет, его проверяют. То есть все уборщицы, которые входят туда, их тоже обязательно проверяют и металлоискателем, и если необходимо личный досмотр, все это делается. То есть просто так в самолет никто не может войти и уж, тем более, что-то внести.

Багаж подвозят к самолету. То же самое происходит с грузчиками. То есть грузчики – 1, 2 человека – они заходят внутрь в багажное отделение, кто-то им там отправляет. То есть те грузчики, которые заходят в самолет, также проверяются. То есть внести они туда точно ничего не могут. Когда они выходят, они не проверяются.

Багажный отсек отделен от пассажирского отсека специальным утолщенным стальным листом на тот случае, что если все-таки в багаж будет что-то… будет взрыв не дай бог, чтобы наименьшим образом пострадал пассажирский салон.

Также все самолеты оснащены противоракетным оборудованием. Тоже это известно, не секрет, уже по «Первому каналу» об этом говорили, был сюжет, поэтому это уже не секрет. То есть безопасность, конечно же…

Я.Розова Ну, и плюс специально оборудована кабина пилотов…

Т.Токаренко Кабина пилотов закрыта во время полета всегда. То есть пилоты общаются с экипажем…

Я.Розова С двойным полом, насколько я помню.

Т.Токаренко С двойной дверью. Только общаться по телефону. Никогда они ни для каких целей не откроются во время полета.

Я.Розова С собаками проверяют салон самолета?

Т.Токаренко Салон самолета нет, собачки не проверяют. Смысла нет. То есть он и так уже настолько проверен, что смысла там в собачках нет. Но если вдруг будет необходимость, конечно. У нас, кстати, на регистрации даже здесь, в Москве всегда дежурит полицейский с собакой, так что…

Я.Розова Про безопасность мы все сказали, что необходимо.

Т.Токаренко Что можно, да.

Я.Розова Если вдруг есть вопросы, то пишите sms. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Лена, что вы хотели?

Е.Кандарицкая Я хотела спросить. Существует у вас клуб постоянный пассажиров. Мне это интересно, какие опции, что может получить человек, которые уже не первый раз летает.

Т.Токаренко Да, клуб постоянных пассажиров, как и любой другой компании, существует. Мы в любом случае рекомендуем даже тем людям, которые летают нечасто, вступать в клуб, во-первых, для того, чтобы получать рассылку о новостях, об акциях. Не обязательно об акциях – просто о новостях.

Что касается накопления баллов – да, накопить на бесплатный билет возможно, но для этого нужно летать, действительно, много. А вот тем, кто летает не так часто – пару раз в год, может быть – вполне реально можно накопить баллы, например, на оплату второго места багажа. Одно место багажа идет бесплатно для каждого пассажира, второе уже стоит денег.

Можно оплатить это баллами. Можно накопить вполне реально на оплату на то, что называется местом повышенной комфортности. Сейчас эти места предоставляются за деньги. Это места в первом ряду экономического класса и места у запасного выхода, где пошире пространство для ног. Вместо денег это можно оплатить баллами, которые вполне реально накопить.

Е.Кандарицкая Но это индивидуальные, то есть, например, мама не может для сына или для мужа…

Т.Токаренко Нет, у нас для каждого члена семьи заводится собственный счет и собственный номер члена клуба.

Я.Розова А вот, когда регистрируешь рейс… а регистрация, вообще, открывается, как у всех компаний, за 24 часа?

Т.Токаренко Да, за 24 часа в интернете. Мы рекомендуем проходить все-таки онлайн-регистрацию, хотя онлайн-регистрация не освобождает пассажира от проверки службы безопасности, даже если пассажир летит без багажа и даже если он прошел заранее регистрацию, распечатал себе посадочный талон, ему все равно необходимо подойти на регистрацию для беседы со службой безопасности.

Я.Розова Как в самолете выстроено… Я про регистрацию, как правильно выбрать место?..

Т.Токаренко Очень удобно, кстати… У нас уже много лет во всех типах самолета единая нумерация рядов. В чем это заключается. Очень удобного для тех, кто привык. И, может быть, сначала это путает людей. То есть всегда, какой бы Боинг это ни был, у нас всегда экономический ряд начинается с 21-го ряда, даже если до этого всего четыре ряда в бизнес-классе. Сделано это как раз для того, чтобы не путались ни мы, ни работники, ни пассажиры. То есть первые 9 рядов отведены для первого класса, даже если в самолете первого класса нет. Если же в самолете есть первый класс, то да, это, пожалуйста, первые ряды…

Я.Розова Но это повышенная стоимость билета.

Т.Токаренко Первый класс –это очень высокая стоимость. В Москву такие самолеты летают редко. Первый класс сейчас у нас есть в Боингах 777 и 747. 777 у нас летает каждую пятницу. Да, это возможно. 747 – в периоды праздников в основном. Ну, это, действительно, билеты премиум-класса. Но не во всех самолетах этот класс есть.

Если в самолете этого класса нет, первый ряд бизнес-класса – это всегда 10-й. И если пассажир, которые летает бизнес-классом, хочет, например, всегда сидеть во втором ряду бизнес-класса, он всегда будет знать, что ему нужен 11 ряд и всё.

Е.Кандарицкая Но он платит еще.

Т.Токаренко Он покупает просто билет бизнес-класса. Здесь он ничего не платит дополнительно. А вот экономический класс, который начинается всегда с 21-го ряда, здесь как раз есть места, за которые нужно заплатить еще плюс к билеты – места, которые пользуются наивысшей популярностью. Это первые ряды экономического класса, которые всегда за бизнесом, где побольше пространство для ног, где быстрее выходить потом.

Я.Розова Быстрее еду приносят.

Т.Токаренко Да, просто как бы впереди. Это места у запасного выхода. Тоже там два ряда. Как мы уже говорили, у первого ряда запасного выхода не раскладывается спинка, но там больше пространство для ног. У второго ряда у запасного выхода всё – и спинка раскладывается и пространство для ног.

Единственное, что у запасного выхода нельзя, конечно — сидеть пассажирам с детьми, физически слабым пассажирам, пассажирам с какими-то ограничениями. Потому что иногда люди просят: «Вот я там плохо хожу, посадили меня где пошире, у запасного выхода». Конечно же, это исключено абсолютно. Там пассажир должен обладать силой и вниманием, чтобы при необходимости открыть запасной выход.

Вот эти места стоят дополнительно к стоимость билета 50 долларов. Так же можно оплатить, как мы сказали, баллами членам клуба. Можно оплатить заранее, можно оплатить на регистрации, можно оплатить по телефон, позвонить нам в офис.

Я.Розова Есть такая опция. Кому нужно… И вообще, самолеты отличаются, и в каждом самолете надо тоже смотреть. И это наверняка на сайте авиакомпании у вас выложено.

Т.Токаренко Схемы у нас есть.

Я.Розова Расстояние между креслами, оно отличается на разных самолетах, так что где-то даже на 5-10 сантиметров может быть больше.

Т.Токаренко Вот в некоторых типах – в 767, например – есть, например, так называемый эконом плюс, это первые ряды экономического класса. Они отделены от основного эконом тоже шторкой. Там увеличено пространство для ног, там некоторые дополнительные услуги, там бутылочка воды дополнительно, подушка для ног. Все это указано, можно посмотреть схемы, можно позвонить нам, если есть необходимость. Мы обязательно расскажем все подробно.

Я.Розова У нас три sms пришли. Возвращают нас к системе безопасности. А как проводники в полете доставляют летчикам еду, воду, если дверь в кабину пилотов не открывают?» — Андрей из Москвы.

Т.Токаренко Во время полета им не доставляют ни еду…

Я.Розова Все заранее берут?

Т.Токаренко Все заранее. Пока самолет стоит, пассажиров нет, пока самолет пустой на земле.

Я.Розова Вопрос из Кельна Лена задает: «Случается ли так, что было затруднительно поговорить со службой безопасности, так как обе стороны не говорят на каком-либо общем языке?»

Т.Токаренко Как правило, проблем нет. Даже если возвращаются из Израиля пассажиры, не говорящие на каком-либо языке кроме русского, есть такая возможность в Бен-Гурионе, то есть пассажир заявляет, что «я говорю только по-русски» — ему дают анкету на русском языке. Они отвечают письменно на вопросы, и дальше уже по этим вопросам становится понятно, стоит ли искать русскоговорящего работника службы безопасности. Это не проблема в Израиле.

Я.Розова Вы знаете, меня все радует в вашей компании, только цены иногда смущают.

Т.Токаренко Цены тоже разные, как и во всем: и самолеты разные и время стоянки на земле разное. Цены тоже разные, конечно же. Вроде в Москве сегодня лето. Лето не самый популярный туристический сезон, но лето популярный как раз сезон, когда люди едут гости. И я бы сказала, лето – средний такой сезон и по цене и по загрузке. По цене сейчас можно купить билеты от 16,5 тысяч. Нужно, конечно, подобрать такие билеты, поискать. Ну, до 20 тысяч сейчас вполне купить билет.

Я.Розова Туда-обратно.

Т.Токаренко Туда-обратно вполне до 20, там за 18 совершенно точно с половиной. 16,5— нужно поискать дату, может быть где-то будет менее удобный вылет ночной…

Я.Розова Замечательно, например, в этом время отдыхать.

Т.Токаренко Кому что нравится, кто что любит. Конечно же, более популярный туристический сезон — это осень: сентябрь, октябрь, начало ноября. Билеты будут дороже, они сейчас уже дороже.

Е.Кандарицкая А если человек заказывает за большее количество времени, это все-таки есть какая-то скидка или нет?

Я.Розова Раннее бронирование вы имеете в виду.

Е.Кандарицкая За полгода, допустим, например.

Т.Токаренко Есть некоторые периоды в году, когда это раннее бронирование не влияет. Это как раз периоды повышенного спроса, тот же Новый год, например. Мы точно знаем, что на любой Новый год спрос будет высоким, поэтому на любой Новый год будет дороже, чем в мае или в январе. Но в целом, конечно да, чем раньше… даже сейчас на сентябрь, если мы будем покупать сейчас, это будет дешевле, чем покупать в конце августа на сентябрь. В конце августа на сентябрь будет совсем дорого.

Я.Розова Между прочим, с этого года – я вычитала в новостях — вступили новые правила провоза багажа внутри салона. У вас изменились эти правила?

Т.Токаренко Нет. У нас давно уже… То, что ручной клади касается, да?

Я.Розова Да.

Т.Токаренко Ручная кладь – это одно место для пассажиров экономического класса, это одна сумка весом не более 8 килограмм. Сумма трех измерений, если я не ошибаюсь, 154 сантиметра, но это можно на сайте проверить. И на регистрации стоит специальная рамочка – можно померить, входит ли ваша сумка туда.

Я.Розова Я имею в виду то, что можно с собой пронести в салон самолета?

Т.Токаренко В EL AL можно все нести с собой в салон самолета, но все индивидуально.

Е.Кандарицкая Вот смотрите, если человек, скажем, болен, и ему нужно делать укол, каким образом это делать?

Т.Токаренко Он может брать с собой лекарства, он должен иметь справку, подтверждающую, что ему, действительно, нужно не раз в 24 часа делать, а раз в 2 часа – тогда да, обязательно.

Даже то, что касается воды, например, в принципе, в EL AL можно с собой брать воду, если вы летите из Израиля, вам разрешат взять воду. Не разрешат – из Москвы, но это не EL AL, а это как раз российские службы контроля Домодедово не разрешат это взять, но это не относится к EL AL. То есть из Израиля можно брать все.

Е.Кандарицкая А можно ли взять животное?

Т.Токаренко Да, можно взять животных. Именно в салон можно брать собак и кошек.

Я.Розова Но тоже заранее. 2-3 места, не больше.

Т.Токаренко Обязательно, конечно, нужно сообщать нам об этом заранее, потому что есть специальная процедура. Там бронируются под них специальные места, их отдельно оплачивают. Есть требования по ветеринарным документам по животным. То есть да, можно, но если в салон, то животное должно вместе с клеткой весить не более 8 килограмм. То есть это для маленьких, но заранее обязательно предупреждают. Большие летают в салоне багажном.

Я.Розова Вот у кого нет аллергии все прямо наслаждают, потому что, что ни рейс, обязательно какая-нибудь животинка обязательно находится в этой передержке…

Т.Токаренко В салоне вынимать запрещено, конечно. Животное должно сидеть в переноске.

Я.Розова У вас же своя тоже там отдельная зона.

Т.Токаренко У нас всегда свой гейт. Кстати, это тоже относится к безопасности, мы об этом не сказали. У нас и здесь, в Домодедово специально под EL AL выделенный выход на посадку, стеклянный такой аквариум, в который перед рейсом EL AL обязательно приходят работники службы безопасности, обязательно проверяют все – под стульями, под углам, везде, где можно что-то…

Я.Розова А вы, вообще, отслеживаете, Танечка, турпоток, рост турпотока, по тому, как заполняется салон самолета?..

Т.Токаренко Конечно, мы за этим следим, это наша жизнь. Нас, наверное, не совсем интересует турпоток. Нас интересует просто пассажиропоток: это и те, кто едет в гости, и те, кто летят в деловые поездки, на лечение. Кстати, те, кто летит на лечение – достаточно популярны такие поездки – мы предоставляем специальные условия. Такой билет можно купить только в нашем офисе. Если все остальные – пожалуйста, можно выкупать у любых агентов, на любых сайтах, на нашем сайте, то вот билет для тех, кто летит лечиться, нужно купить только у нас.

Нам необходимо представить подтверждение из израильской клиники, что именно в такие-то даты человек летит либо на лечение, либо на какие-то там проверки. И по этому документу мы предоставляем 10% скидку с тарифа. Мы ее предлагаем тому, то летит лечиться и двум сопровождающим. И так же есть льготы по изменению обратной даты, если это связано с медицинскими причинами. Да, это популярно. Люди пользуются.

Я.Розова А вы не ответили на мой-то вопрос. Про рост… Я не про турпоток, а про загруженность самолетов.

Т.Токаренко Конечно же, рост наблюдается. Здесь не только одни мы летаем, конечно же. Поэтому поток делится не на одну компанию

Е.Кандарицкая А если отмена рейса, каким образом… есть ли какие-то преимущества? Человек могут заплатить деньги, неустойку.

Т.Токаренко Вы, наверное, знали. К сожалению, в последнее время у нас да, были отмены рейсов к большому сожалению, чего раньше у EL AL не было вообще, но вот в последние месяцев несколько таких моментов…

Е.Кандарицкая А с чем это было связано?

Т.Токаренко Скажу так: с экипажами. Не будут подробно рассказывать. Это было связано с экипажами. Были некоторые отмены. Что получают пассажиры в этом случае, зависит от времени, за которое отменяется рейс. Программа нашим правилам, по законам израильским, если пассажира ставят в известность за две недели до отмены, ему говорят: «Вот ваш рейс отменен, мы вам предлагаем альтернативу…». Естественно, предлагаем альтернативу, никогда просто так не отменяем: «Не летите и всё». Ему предлагается какой-то другой полет. Если он соглашается и времени больше чем две недели, то никакой компенсации не положено. Он вправе не согласиться, и сдать билет. Конечно, он получает полную компенсацию.

Если уже меньше двух недель до вылета, то же самое происходит: мы предлагаем другой какой-то полет. И в данном случае возможна компенсация, но это тоже зависит от времени, за которое мы предупредили пассажиры. Конечно, чем раньше предупреждаем, тем лучше и нам и пассажирам. Стараемся избегать этого. Ну вот в течение многих лет этого не было. Несколько случаев было несколько раз весной. Будем надеяться, что больше не повторится.

Я.Розова Скажите, пожалуйста, о чем нужно знать всем, кто собирается лететь рейсами компании EL AL, на что обратить внимание?

Т.Токаренко Конечно же, на служу безопасности. Мы просим всех пассажиров приходить в аэропорт за 3 часа. Регистрация здесь, в Москве начинается за 3 часа, то есть быть вовремя, не опаздывать, отвечать честно на вопросы, что бы не спросили, не шутить, отвечать так, как есть. Это основное. Потому что все обычные процедуры, они обычны для всех авиакомпаний: процесс регистрации, процесс сдачи багажа, процесс покупки билета – это всё легко, точно так же, как и у других компаний. Билет можно купить на нашем сайте, можно купить у туристических агентов.

Я.Розова Нет, а вдруг есть какие-то определенные правила поведения маленьких детей, людей с ограниченными возможностями…

Т.Токаренко Правил поведения, наверное нет. Конечно же, всем категориям пассажиров мы готовы оказать услуги. И пассажиров с ограниченными возможностями мы перевозим. Единственное, что им нужно заранее сказать.

Я.Розова Просто есть компании, которые отказывают, например, коляскам.

Т.Токаренко Нет. У нас и для тетей – пожалуйста, можно ехать с детской коляской до входа в самолет, потом ее просят сложить, ее убирают в багажное отделение. С ребенком можно пройти в салон. Если ребеночек маленький, можно заказать люльку ему. Там от веса ребенка зависит: кто-то в 8 месяцев совсем большой, кто-то еще поменьше. Можно люльку, но это заранее заказывается, конечно. Нужно нам позвонить.

В полете мы можем и еду подогреть и бутылочку помыть. Туалеты оснащены комнатой для пеленания. Просто детские билеты… Мы возим, конечно, детей без сопровождения. Можно заказать детскую еду – ту, что любят все дети. Она там с игрушкой. Дети от 5 до 15 лет могут лететь без сопровождения родителей. Можно заказать эту услугу, она также платная: 100 долларов стоит в одну сторону. Если несколько детей из одной семьи, есть скидка определенная. Тоже есть эта информация на сайте.

Пассажиры с ограниченными возможностями также разные. Те, кто совсем не может ходить… Но это уже совсем редкий случай. Лежачие больные. Конечно, ездят на лечение лежачие. И если необходимо коляска, если необходимо коляска узкая в самолете и в аэропорту, об этом нужно просто сообщать…

Я.Розова А люди с лишним весом?

Т.Токаренко Вот люди с лишним весом – вот по умолчанию ничего им не предлагается. Они могут сами для себя купить дополнительное место.

Я.Розова А если не покупают, но доставляют неудобство соседям?

Т.Токаренко Конечно, если самолет полный, им будет сложно. Обычно такие люди, если они часто летают, они знают, что им нужно дополнительное место. У нас есть опция покупки дополнительного места, она есть и на сайте. Опять же можно в наш офис обратится.

Я.Розова В этом случае можно сэкономить на билете или нет?

Т.Токаренко Это в любом случае дороже, чем лететь обычному пассажиру. Да, конечно, второе место будет немножко дешевле, чем его билет.

Я.Розова Вы не хотите больше ничего спросить?

Е.Кандарицкая Нет, я хочу много что спросить. Я думаю, что сейчас у вас есть какие-то летние скидки или что-то такое летнее?

Я.Розова У от у вас на сайте: «100 долларов сэкономим».

Т.Токаренко Сейчас то, о чем мы поговорили – 16, 5 тысяч можно купить эти билеты. Совсем какие-то акции, специальные предложения бывают у нас, конечно, зимой. Лето-осень – это не тот сезон. Вот зимой уже – начало декабря или вторая половина января, февраль – да, там бывают совсем интересные цены, предложения. Как правило, это не заранее. Как правило, если у нас что-то есть специальное, вот оно есть сейчас…

Я.Розова А нет прямо точного, например, какой-то период – вот всегда в этом время?..

Т.Токаренко Нет, все зависит от ситуации конкретной.

Е.Кандарицкая Заходить на ваш сайт каждый день.

Т.Токаренко Да, пожалуйста, заходите на сайт. Мы приглашаем подписываться на нашу страничку в Фейсбуке. Вся информация там. Кстати, очень часто даже чаще, чем об EL AL мы выкладываем фотографии об Израиле. Ведь Израиль очень интересная страна, уникальная страна. Как раз лето. Каждый из нас начинает думать об отпуске. А Израиль – страна, в которой можно найти настолько разного типа отдых – это и для семьи, пожалуйста, четыре моря в стране – это Средиземное, Красное, Мертвое, это Кинерет – то что израильтяне называют морем. Это, конечно, и шикарная экскурсионная программа. Что говорить – Иерусалим, христианские места. Кроме Иерусалима их просто масса.

Я.Розова Вся страна, да.

Т.Токаренко Это Мертвое море – уникальное место на земле, где тоже, действительно, каждому следует побывать, посмотреть, что это такое. Вокруг Мертвого моря сколько всего интересного – и исторические места, Масада интересное место. И заповедники в пустыне — Эйн Геди. Север страны, просто действительно отличающийся от всей страны. Ведь маленькая страна – 500 километров в длину, на территории которой умещается несколько часовых поясов.

Я.Розова Скажите, пожалуйста, а если мы летаем внутренние рейсы компанией EL AL, например, в Эйлат, там будут цены подешевле, чем мы в Москве покупаем?

Т.Токаренко Сейчас внутренних рейсов у EL AL нет.

Я.Розова А раньше были?

Т.Токаренко Раньше были, да. Сейчас нет, к сожалению. Другие компании выполняют внутри страны рейсы, но это можно купить прямо в Москве, даже лучше купить одним билетом в Москве. Другие две израильские компании выполняют. Есть рейсы из другого аэропорта из города Тель-Авива. Есть из Бен-Гуриона, можно подобрать.

Я.Розова Спасибо! Татьяна Токаренко, руководитель отдела продаж представительства израильской авиакомпании EL AL в России была сегодня в программе «Галопом по Европам». Провели ее Елена Кандарицкая и Яна Розова. Всего вам доброго!

Т.Токаренко Спасибо!

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире