'Вопросы к интервью
К.ЛАРИНА – 12 часов 17 минут, начинается наша передача «Отдел кадров». Сегодня я одна ее буду вести, потому что заболел мой друг и товарищ Миша Антонов, и я ему желаю скорейшего выздоровления. Но он готов был приехать к Вам в гости, уважаемые друзья, но он совершенно бесполезен здесь на эфире, потому что если бы мы были в телевизоре, то Вы могли бы на него хотя бы посмотреть, а так: он что-то там сипит, хрипит, я ни одного слова не поняла, только поняла, что его сюда не надо. Миша, выздоравливай, и надеюсь, в следующее воскресенье мы увидимся. Ну, а сейчас я хочу представить наших сегодняшних гостей: Варвара Никитина, здравствуйте Варя.

В.НИКИТИНА – Здравствуйте.

К.ЛАРИНА – И Александр Аншутц. Правильно я ударение поставила, Аншутц именно так?

А.АНШУТЦ – Да, здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Здравствуйте. Люди эти имеют непосредственное отношение к кинематографу, которому посвящена передача «Отдел кадров», поскольку они работают каскадерами. Но я так понимаю, что уже успели поработать и каскадерами тире артистами, да?

В.НИКИТИНА – Было, да.

К.ЛАРИНА – Было дело.

В.НИКИТИНА – Да, был такой опыт.

К.ЛАРИНА – Вот сегодня мы будем говорить о профессии каскадера, о том, что это такое вообще, особенно в нашей стране, в чем особенности каскадерские. И перед тем как начать разговор с нашими гостями, я хочу предоставить слово как раз Мише Антонову, который, еще когда был здоров, записал для Вас вот такую раскадровочку.

М.АНТОНОВ – Каскадеры, каскадеры… Скажите мне, какой мальчишка, смотря в детстве кино, не хотел бы точно так как герои фильма скакать на горячем коне, или спасаясь от врагов выпрыгнуть из окна, при этом стреляя с двух рук сразу. Лишь потом мальчишки узнавали, что все эти трюки в кино выполняли специальные люди – каскадеры. И как же хотелось тоже стать каскадером. Если говорить про историю кино, то каскадеры стали там применятся лишь в предвоенные годы. До этого и Чарли Чаплин и Бастер Китон и все остальные выполняли свои трюки самостоятельно. Если говорить о кино в Советском Союзе, то первым фильмом с участием профессиональных каскадеров стала лента «Смелые люди». В этой картине было очень много конных, сложных трюков, и выполнить их простые актеры не могли. Пришлось обращаться к специалистам, а ими оказались циркачи. «Смелые люди» очень понравились Сталину, а режиссеры стали снимать приключенческое кино и приглашать для выполнения трюковых сцен специалистов. Правда здесь стоит оговориться, что в Советском Союзе не было такой профессии – каскадер, также как и не было учебных заведений, которые бы готовили каскадеров для кино. Приходилось обходиться наездниками, бывшими военными, спортсменами, одним словом теми людьми, чья физическая выносливость, сила, навыки были сильнее чем у актеров. Правда, все актеры, которые работали в те годы в советском кинематографе, в один голос говорят о том, что сейчас каскадеров нужно уже делить на советских и пост-советских. В частности так считает Леонид Ярмольник.

Л.ЯРМОЛЬНИК – Существует, на мой взгляд, по моему киношному опыту, на сегодняшний день уже два клана каскадеров: есть те, которые работали в 50-ые, 60-ые годы, а дальше 70-ые, 80-ые, когда я много снимался; есть каскадеры современные. Мне кается, что профессия эта очень претерпела большие изменения. То, что мы сегодня смотрим в современном кино, то что называется каскадерской работой, то это чаще уже сочетание техники, я имею ввиду, киношной техники, компьютерной техники, в сочетании с мастерством каскадеров. А я все-таки еще снимался в то время, когда каскадер это было более емкое что ли определение профессии человека, потому что это были не только отчаянные, смелые, спортивные, бесстрашные, предусмотрительные люди, но это были супер-профессионалы, которые уж если что-то умел делать, то делал наверняка. И еще есть одна вещь, которая знаете, когда каскадеров не очень много, во всяком случае в те годы, и они были все на вес золота, и они гордились тем, что они ну что ли единственные в умеют это делать лучше всех. Сегодня у меня такое ощущение, что каскадеров очень много.

М.АНТОНОВ – С приходом на российский экран такого жанра как боевик, количество каскадеров увеличилось в несколько раз. Их имена теперь можно увидеть в титрах практически любого фильма. С чем это связано? С одной стороны с увеличением кинопроизводства, и в частности с огромным количеством криминальных фильмов, которые у нас показываются по телевидению, с другой стороны – компьютерные технологии наше кино только начинает осваивать, и нам легче попросить актера выпасть из окна, чем смоделировать на компьютере человека. К тому же наши каскадеры – люди безотказные, делают то, что их попросят, так говорит режиссер Егор Кончаловский.

Е.КОНЧАЛОВСКИЙ – Русским каскадерам вообще в принципе доверять нельзя (я шучу таким образом), потому что русский каскадер совершенно отмороженный. Русский каскадер сделает все, что хочешь тебе: без всякой страховки тебе воткнется головой в асфальт, если такая задача будет поставлена. Некая удаль такая, наверное свойственная русскому характеру, русские каскадеры очень хорошие, у них очень много наработок. В той категории трюков, где присутствует непосредственная опасность для жизни человека, безусловно, я обеими руками за то, что бы использовать конечно технологии, а не живых людей. Фильмы должны действительно становится все более зрелищными, опасными и т.д. и т.д. Конечно там, где есть непосредственная опасность для жизни человека, я бы не решился. Ну это в общем-то и запрещено определенными правилами, использовать живых людей. Я вообще сторонник того, что бы каждый занимался своим делом, равно как я не очень люблю, когда актеры, есть такие тоже актеры, чересчур бравые, которые очень любят сами выполнять трюки. И это иногда плохо заканчивается для актера. Тоже самое касается каскадера: если ты каскадер, то, наверное, не имеет смысла тебе играть в кино драматические роли.

М.АНТОНОВ – В Америке уже давно каскадеры пытаются стать серьезными актерами, то и дело появляясь на телеэкранах и всячески пиаря свое собственное имя. Для них раскрутка своего имени и образа – главное дело их жизни, потому что имя должно работать на человека. Для России – это пока новость. По крайней мере, большинство живущих в нашей стране граждан не могут назвать и трех фамилий российских каскадеров.

К.ЛАРИНА – Вот это все про них, которые здесь сидят напротив меня, еще раз представлю: каскадеры Варвара Никитина и Александр Аншутц. Я бы попросила бы моих гостей прокомментировать услышанное, поскольку, как я понимаю, несколько спорных истин там было высказано, со стороны, прежде всего режиссеров. Александр, Ваше мнение.

А.АНШУТЦ – Да. Во-первых, я скажу, что было сказано, что не было такой профессии каскадер – это было действительно так, и благодаря ассоциации каскадеров такая профессия теперь появилась, профессия «каскадер» «постановщик трюков». Теперь такие профессии у нас существуют. Это уже более 5-ти лет назад они появились. А что касается каскадера и актера, то, как раз можно сказать: современные каскадеры – это большинство каскадеры и актеры, т.е. либо имеющие актерское образование, либо стремящиеся получить это образование.

К.ЛАРИНА – Александра вы могли заметить в фильмах, я могу их перечислить, для того что бы просто вы сориентировались, уважаемые слушатели: «Штарфбат», «Ночной дозор», «Бой с тенью», «Гибель империи», «Даже не думай-2», «Сармат», «Слепой», «Джекпот для Золушки», «Магнитные бури», «Всадник по имени «Смерть» и др. А вот Варвара снялась в «Зверобое» с Андреем Ростоцким, в «Марше Турецкого», клип группы «Тату» «Нас не догонят» (это вот с машинами все эти трюковые съемки, да?)…

В.НИКИТИНА – Да, да.

К.ЛАРИНА –… «Львиная доля», «Кавказская рулетка» и др. фильмы. Варь, ну теперь Ваше мнение о том, что Вы услышали.

В.НИКИТИНА – Возможно, я согласна с Егором в том плане, что на драматические роли каскадерам наверно не надо претендовать, потому что если ты профессионал в профессии каскадера, то как-то надо этого придерживаться. Мне самой предлагали играть актерские роли, но чаще всего это эпизодические, и мне это не очень интересно. Т.е. если это какая-то уже серьезная роль, куда надо прикладывать, в общем массу усилий, может быть это было бы интересно. А еще часто спрашивают, почему не стали актрисой, стали каскадером. На что я могу ответить, правильно сказали, что не знают, к сожалению пока фамилий каскадеров, но на это можно ответить еще что: «А сколько фамилий актрис Вы знаете?» Это можно перечислять бесконечно, и, в общем я горда тем, что женщин каскадеров пока, это явление еще не …

К.ЛАРИНА – Не слишком массовое, да?

В.НИКИТИНА – Да, пока ни  слишком широкое, не массовое, уникальное. Но на счет «отмороженности» каскадеров я полностью не согласна, что падают головой в асфальт втыкаются – это… просто не хочется говорить какие-то такие резкие слова, но сколько общаюсь в трюковом кино с мужчинами каскадерами, женщинами – это люди все высокообразованные, в основном имеющие одно, а то и два высших образования, и никогда не будут падать каскадеры головой в асфальт. Единственное, что еще то что сказал Леонид Ярмольник, что очень много каскадеров развелось – много появилось групп, которые каскадерами не являются, используют это слово «каскадер»…

К.ЛАРИНА – Красивое очень.

В.НИКИТИНА – Красивое, да, романтическое слово для какого-то срывания одного куша, или в общем как-то это обидно, и это запятнывает профессию тем, что не грамотное и не профессиональное исполнение трюков приводит к травмам и те же киношники, заказчики начинают бояться приглашать каскадеров.

К.ЛАРИНА – Вы знаете, я, наверное соглашусь с Мишей, которые сказал о разделении на советских и пост-советских каскадеров. Я в свое время общалась в компании с ребятами, которые занимались как раз настоящими каскадерскими трюками, это было в годы глухого советского застоя. Конечно, я поняла тогда, что это совершенно конечно отдельные люди. Чем это было обусловлено? Во-первых, абсолютно наплевательским отношением со стороны государства к этой профессии, которой нет. Я помню, как они мне показывали эти корочки мосфильмовские, на которых было написано все что угодно, только не каскадер….

В.НИКИТИНА – Ну, да – механик, техник.

К.ЛАРИНА – … потому что такого слова не было. Да. Во-вторых, никаких гарантий, никаких тебе…

А.АНШУТЦ – Страховок.

К.ЛАРИНА – …Страховок, ничего этого не было.

В.НИКИТИНА – Да, да.

К.ЛАРИНА – Никто ни за что не отвечал, поэтому это была работа исключительно по любви, по риску, по отчаянию. Туда шли действительно такие камикадзе. Я Вам скажу, может Вы знаете эту фамилию: Саша Карин.

В.НИКИТИНА – Конечно знаем.

К.ЛАРИНА – Был известный замечательный парень, который к сожалению, та самая участь его постигла которая…

В.НИКИТИНА – В Тулузе, да.

К.ЛАРИНА – Очень многие ребята покалеченные, многие вообще исчезнувшие, погибшие. И никто ничего за это никакой ответственности не несет. И конечно, слава Богу, что сейчас у Вас все-таки есть возможность легально заниматься своей работой, и все-таки хоть какую-то гарантию иметь. А сегодня существуют страховки, какая-то я не знаю, компенсация за физические какие-то увечья, если не дай Бог, конечно что-то. Все-таки Ваша работа связана с риском для жизни, никуда от этого не деться.

В.НИКИТИНА – Ну, обычно страховой случай, т.е. когда работаешь на картине – это или картина страхует каскадера, бывает даже это обязательное условие, а если такого не происходит, то сам ты как бы отвечаешь за себя, и например за людей, которых посылаешь, ели работаешь постановщиком трюков на трюке, то постановщик уже решает страховать их или нет. Насколько я знаю, у многих каскадеров есть такое предубеждение, что если ты застраховался, страховку получишь.

А.АНШУТЦ – Такая примета существует.

К.ЛАРИНА – Да, примета есть, и в общем большинство каскадеров, я не знаю, сама я ни разу не страховалась тоже.

А.АНШУТЦ – В основном страховкой мы как-то не пользуемся.

К.ЛАРИНА – А почему?

В.НИКИТИНА – Да, я вот тоже знаю, что большинство каскадеров, 90% не пользуется.

А.АНШУТЦ – Варвара сказала, есть такая примета

К.ЛАРИНА – Из-за суеверия?

К.ЛАРИНА – Суеверие, да. Потому что у нас еще не так развиты страховые компании видимо, что бы нас так страховать действительно серьезно.

В.НИКИТИНА – Единственное, что можно сказать, что если кто-то травмируется, то  обычно коллеги из группы, материальную поддержку, я знаю, всегда оказываю, и в общем…

К.ЛАРИНА – А в договоре это ни коим образом не оговаривается?

В.НИКИТИНА – В договоре с киногруппой?

К.ЛАРИНА – Да, когда Вы заключаете договор.

В.НИКИТИНА – Обычно знаете как? Я Вам скажу как, какую фразу любят киногруппы, они любят фразу, может я не совсем юридически грамотно сейчас ее произнесу, она в разных договорах варьируется, но смысл в следующем, что так как ты каскадер, то ты понимаешь, что твоя профессия сопряжена с риском, и в случае чего, всю ответственность ты берешь на себя.

К.ЛАРИНА – Прелесть какая.

А.АНШУТЦ – Т.е. если у тебя есть удостоверение каскадера, всю ответственность несешь сам.

В.НИКИТИНА – Да, полностью несешь сам.

К.ЛАРИНА – Выбрал себе такую профессию, давай значит…

В.НИКИТИНА – Да. Сам директор киногруппы, во-первых, сам снимает с себя ответственность и в общем ответственность всегда лежит на постановщике трюков.

А.АНШУТЦ – Поэтому, что касается постановщиков трюков, именно это никак нельзя сказать что это безбашенные люди. Эти люди очень проверенные, очень надежные, очень профессиональные, потому что они отвечают за свою жизнь, за жизнь актера, за жизнь каскадера. Это просто… Вот тут именно постановщик трюка, он совмещает в себе еще несколько профессий: и профессию режиссера, и профессию оператора, потому что он видит где опасно, где не опасно, как можно это сделать, и сделать это красиво, что бы это смотрелось потом в кино.

К.ЛАРИНА – Мы сейчас сделаем паузу на новости, потом продолжим наш разговор. Напомню, что сегодня мы говорим о профессии каскадера с каскадерами в студии «Эхо Москвы».

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Еще раз представлю наших сегодняшних гостей: каскадеры Варвара Никитина и Александр Аншутц. Я не напомнила нашим слушателям номер нашего пейджера, конечно же можно прислать вопросы 9742222 для абонента «Эхо Москвы», если Вас что интересует о профессии каскадера, то пожалуйста присылайте Ваши вопросы. Тут один вопрос пришел, я хотела его прочитать, поскольку может быть Вы ответите на  вопрос от нашей слушательницы Ольги: «Скажите пожалуйста где сейчас находится каскадер Владимир Жариков? Говорят только о Большакове, а Жариков был первым».

В.НИКИТИНА – Ну, на сколько я знаю, он находится не в Москве, он же одессит у нас.

А.АНШУТЦ – Да.

В.НИКИТИНА – Вот, и помимо каскадерства, он же вообще профессор и преподаватель, по-моему, философии, насколько я помню. Но в кино я не в титрах нигде тоже давно его не слышу и не вижу, в общем.

К.ЛАРИНА – «Стать каскадером мне хотелось давно, можно сказать, что с детства это было моей мечтой. Тогда еще не было официально такой профессии. Для женщины это вообще было не реально, женщин каскадеров не было как класса, на до мной смеялись в школе все мои подруги. В детстве про меня пели песню Караченцова: «Четвертым в луже справа я лежал», у меня была кличка «Каскадер». Я занималась художественной гимнастикой, стала мастером спорта, и когда бросила заниматься, то как часто бывает с многими спортсменами, которые уходят из профессионального спорта, стала толстой и страшной. Надо было что-то с этим делать». Смотрю на эту очаровательную женщину, молодую, Варвару, которая как раз была толстой и страшной. Действительно такое было?

В.НИКИТИНА – Да. Сленг это журналистский, наверное, из какой-то статьи Вы это взяли, как часто бывает?…

К.ЛАРИНА – По Интернету, друг и сообщник, да.

В.НИКИТИНА – …говоришь одно, потом там читаешь просто. Вот у меня был например такой случай, когда меня спросил один журналист: «Какие напитки Вы предпочитаете?», и я сказала, что я люблю или хорошее вино, или хороший коньяк. И выходит статья под названием «Я не пью водку, а с утра значит, стакан коньяка накатываю». Просто образ был, это из серии «толстая и страшная». Действительно я была толстая, да, что бывает со многими профессиональными спортсменами…

К.ЛАРИНА – Но не страшная.

В.НИКИТИНА – Нет, себя я…появилась сразу масса комплексов, и наверно ощущала себя страшной, потому что толстой, но  в каскадеры я пошла не что бы сбросить вес, как можно понять из данного…

К.ЛАРИНА – Действительно Вы мечтали именно каскадером?

В.НИКИТИНА – Вы знаете, я считаю, что у каждого человека в жизни, я беру в данном случае ребенка, бывает какое-то в жизни происшествие, которое его подталкивает к той или иной профессии. И при том мирном направлении спорта как художественная гимнастика, наверное, самом женственном, у меня просто был такой случай, когда одна девочка забросила булаву на бордюр (ну, как, в зале высокий бордюр, выступ в стене), мне было-то тогда лет 10, наверное, и просто я залезла на балкон, пошла по этому бордюру, скинула вниз эту булаву, тут в зал вошел тренер, которого не было в этот момент, меня очень сильно наказали, но с тех пор ко мне прилепилось прозвище «Варька-каскадер» звали девчонки. Наверно это было первым толчком. Ну, и как-то у меня отец, жизнь у него была связана с геофаком МГУ, т.е. как бы с экспедициями. Какая-то такая мне передалась может быть…И я тогда мечтала, но это было так давно и не было тогда, опять таки, не было еще ассоциации каскадеров, и не было еще профессии узаконено, тем более женщин не было. Когда надо было делать какие-то дублировать женщин, их или мужчины дублировали, или, я насколько знаю, некоторые жены каскадеров, т.е. как бы мужья их что-то им как бы подсказывали…

К.ЛАРИНА – Брали в дело, да?

В.НИКИТИНА – Да, брали в дело. И потом были созданы просто коммерческие курсы, на которые я и попала, которые (я сейчас понимаю) были просто полностью профанацией, т.е. когда перестройка у нас произошла, хозрасчет…просто некоторые люди, опять таки используя это слово «каскадер», решили хорошо подзаработать. Но я увидев это объявление, в общем была тогда только в начале пути, и естественно я полетела, поняла что это мое. И просто дальше мне повезло, потому что как раз прозанимавшись три месяца, к нам пришел (тогда это называлось «Школа каскадеров») режиссер Андрей Ростоцкий, который отобрал меня на первую картину, и в общем таким образом попала в кино, и дальше как бы уже пошла. А вот из той массы, которая пришла по объявлению, а было ни много не мало 1200 человек, представляете, куда столько каскадеров? Тем более, когда была перестройка, в то время на Мосфильме две картины снимались, и то они могли быть не трюковыми. И соответственно вот эти люди, они как бы занимались, занимались, выхода не было, т.е. какие-то программы, где-то поучаствовать, а кино не было, а все-таки профессия каскадер – прежде всего, это кино-дублер. Я как раз говорила о тех группах, которые называют себя каскадерами, ими не являются – это большинство групп, которые в кино никогда и не работали.

К.ЛАРИНА – Которые на шоу зарабатывают.

В.НИКИТИНА – Да. Они зарабатывают на шоу, это бывает на каких-то рыцари, которые что-то, где-то порубились и назвали себя каскадерами. Но надо понимать, что каскадер – это именно кино-дублер, именно человек, который дублирует в кино.

А.АНШУТЦ – Не только дублирует, а работает именно в кино.

В.НИКИТИНА – Да, именно в кино.

К.ЛАРИНА – Саш, а Вы как пришли в каскадеры?

А.АНШУТЦ – А я вначале вообще, я хотел стать актером и как бы имея актерское образование, я стремился стать актером, потом просто понял, что каскадер – это для меня ближе.

К.ЛАРИНА – А что Вы заканчивали?

А.АНШУТЦ – Я в Германии заканчивал актерскую академию, потом здесь поступал, но учится уже не смог на актера, вернее не захотел и остался каскадером. Ну, работал…

К.ЛАРИНА – Спортсменом были профессиональным, как Варя?

А.АНШУТЦ – Конечно, да, да. Это первое мое образование, я мастер спорта по таэквон-до и по джиу-джитсу третий дан.

К.ЛАРИНА – А какая-то квалификация существует, направленность профессиональная у каскадеров? Человек, который занимается, например только трюками на машинах, или только на лошадях, или только на драках? Или это универсалы?

А.АНШУТЦ – Нет, есть универсалы, но есть такая определенная квалификация как, например, самыми сложными считаются это конные трюки. Они у нас в стране самые лучшие, у нас лучшие конники. Я могу сказать, и Валя подтвердит, что наши конники действительно лучшие. Потом автомобильные трюки, и уже здесь люди высотники, т.е. те, которые связаны с какими-то падениями с высот, парашютисты и т.д. Ну, и спортсмены, которые сейчас понадобились очень сильно в кино, потому что у нас такой, сейчас прогрессируют боевики и т.д., которые я, например не очень люблю….

В.НИКИТИНА – Я тоже не люблю, совершенно согласна.

А.АНШУТЦ –…но они мне дают работу.

К.ЛАРИНА – А где же еще работать-то, только в боевиках.

А.АНШУТЦ – Вот появились такие спортсмены, и потребность именно в каскадерах спортсменах, которые умеют владеть боевыми искусствами… они и горят, они и падают, кто-то ездит на автомобиле, кто-то может верхом скакать, кто-то что-то еще. Вот в принципе это так называемые универсальные каскадеры. Но хорошо выполнить трюк на автомобиле, я бы, например не взялся. Лучше позвать специально обученных ребят, специально занимающихся ребят или…Проехать на лошади это одно, проскакать, а что-то сделать серьезное на лошади – надо звать конных каскадеров.

К.ЛАРИНА – Скажите, а тот самый технологический прогресс, который мы наблюдаем активный, в кино прежде всего, он мешает или помогает развитию профессии каскадера?

В.НИКИТИНА – Я считаю, что если зависит от качества, от бюджета фильма, но даже в высокобюджетных голливудских фильмах, возьмем «Миссия не выполнима», явно видно, где сделано компьютером. И, например мне это не нравится. А в наших фильмах, когда какой-нибудь там взрыв машины, делается иногда настолько грубо, что просто смотришь и говоришь: «Фу», просто некрасиво.

К.ЛАРИНА – Но вообще на компьютере все равно лучше получается, совершенней.

В.НИКИТИНА – Как лучше, если ты видишь что это сделано компьютером.

А.АНШУТЦ – Но дороже.

К.ЛАРИНА – Но дороже, да.

В.НИКИТИНА – Если ты все равно видишь, что это сделано компьютером, а не человеком, даже чисто психологически, у меня отношение к данному продукту, оно понижается. Это сделано машиной, в общем-то. Компьютер машина – это сделано машиной, а не человеком.

А.АНШУТЦ – Даже американцы, они сейчас возвращаются к живому трюку.

В.НИКИТИНА – Да, совершенно согласна.

А.АНШУТЦ – Они возвращаются, потому что это смотрится как картинки, в кино это смотрится намного лучше. Потом легче что-то подрисовать, нарисовать, где-то, что-то изменить путем монтажа, и это будет смотреться как живой человек. Т.е. но сначала все равно должен прыгнуть и сделать это каскадер.

К.ЛАРИНА – Скажите, еще вопрос (я может быть такие дилетантские вопросы задаю, но мне просто это интересно)…

В.НИКИТИНА – Очень даже грамотные.

К.ЛАРИНА – … а постановщик трюков, у него должно быть какое-то техническое образование? Там же, как я понимаю, не просто «встань туда, пойди сюда», там же технический расчет должен производится.

В.НИКИТИНА – Я думаю должен быть технический склад ума, во-первых, т.е. он должен помимо технического склада ума, человек действительно должен видеть очень широко. Он должен видеть и как камеры поставить, как это все снять, т.е. он должен видеть столько мелочей! Иногда, даже не иногда, а я считаю, что не в обиду режиссерам будет сказано, а постановщик трюков более обширен, чем режиссер. Т.е. он должен видеть больше и при этом он психологически всегда несет ответственность за жизнь и здоровье исполнителя.

А.АНШУТЦ – Я немножко могу ошибаться, но постановщик трюков – это было так: что бы получить удостоверение постановщика трюков, надо было больше 5-ти лет проработать в кино и иметь не менее 20-ти фильмов за плечами.

В.НИКИТИНА – Да, так и было.

А.АНШУТЦ – Так, я правильно сказал?

В.НИКИТИНА – Да.

А.АНШУТЦ – Человек, который проработал 5 лет в кино и имеет 20 фильмов за плечами, т.е. это уже человек достаточно опытный. Это человек, которому можно доверять, и наверное, он может взять на себя ответственность распоряжаться какими-то вещами, ставить трюки сложные, связанные с риском для жизни.

В.НИКИТИНА – Хотя я немножко тут не согласна, потому что это количество, оно иногда…Вот человек отработал 10 лет в кино, отработал 100 картин, например, но он не сможет стать постановщиком в силу своих психологических особенностей. Он может например быть…Есть люди, которые замечательные исполнители трюков, я знаю таких каскадеров, но они не могут стать постановщиками, может быть из-за отсутствия каких-то там лидерских, я не знаю, таких каких-то качеств.

К.ЛАРИНА – Организаторских, да?

В.НИКИТИНА – Организаторских. Просто ведь люди все они делятся на исполнителей и на начальников, так, грубо говоря, поэтому…

А.АНШУТЦ – Здесь я соглашусь с Варей, постановщик должен быть режиссером.

В.НИКИТИНА – Да, абсолютно, с характером режиссера.

А.АНШУТЦ – Он должен быть еще режиссером и оператором, он должен видеть эту картинку, потому что зачастую, практически всегда, подходит режиссер и спрашивает: «А как мы сделаем вот здесь?»

В.НИКИТИНА – Это грамотные режиссеры, это мэтры спрашивают.

А.АНШУТЦ – Да. А в сценарии написано: драка, просто драка и все.

В.НИКИТИНА – Да, да, да.

А.АНШУТЦ – А там драка должна быть на 10 минут киношного времени, представляете сколько работы?

К.ЛАРИНА – Как Вы относитесь к актерам, которые стремятся выполнять все трюки сами? Это очень модно, особенно среди мужчин.

В.НИКИТИНА – Я понимаю их мужское…

К.ЛАРИНА – Самолюбие, да?

В.НИКИТИНА – Да, их мужское «я», что они не хотят. Но я думаю, что опять таки более профессиональные актеры, так же как Саша сказал, совершенно согласна, когда режиссер спрашивает, как это снять, то это в основном мэтры, это режиссеры, которые «профи». Молодые все знают сами. И потом смотришь картинку: что человек упал, что чучело можно было кинуть — одинаково снято. Так были случаи у меня на площадке, наверное назову даже, Евгений Стычкин, не так давно, сериал «Холостяки». Значит трюк: он герой-любовник по сюжету, выпрыгивает их окна. Мы привезли, там, в принципе высота была не большая, подушку поставили. У нас был дублер, который по параметрам подходил под Стычкина. И, значит, Стычкин говорит: «Ой, да тут прыгать делать нечего, я сам прыгну». Мы соответственно с режиссером обсуждаем и с директором картины, я говорю: «Пишите бумагу, что полностью берете ответственность за жизнь, здоровье и т.д. и т.п. на себя, и пусть прыгает, сколько хочет». Но  Стычкину я говорю: «Жень, а может Вы посмотрите сначала, как наш дублер сначала прыгнет». В принципе там пролететь надо метра три, и такая вот воздушная подушка. Не то что какой-то супер-трюк, но тем не менее. И кажется, когда эта подушка стоит, что она такая мягкая прямо вся такая. Одевается наш каскадер, прыгает из окна. Стычкин выглядывает, видит, что приход не такой уж мягкий, и что когда летишь даже эти три метра, надо соответственно делать некие телодвижения, и, я не хочу сказать ему в обиду, что он испугался, нет, просто я считаю, что он здраво подошел к этому вопросу, он сказал: «Да ну, мне надо переодеваться, пусть этот каскадер прыгает». Как бы я считаю, что это все-таки …

К.ЛАРИНА – Правильно? Каждый должен заниматься своим делом.

В.НИКИТИНА – Да. А еще раньше в советское время на Мосфильме висели разные плакаты по технике безопасности и был такой замечательный плакат, на котором было написано: «Не делай трюки сам, актер, на это есть всегда дублер». Ну, в общем тогда правда получалось, что дублеров как собак не резанных…

К.ЛАРИНА – А с другой стороны Варь, даже Ваш замечательный, в какой-то степени наверное, и учитель, Андрей Ростоцкий, который счастливо как раз и совмещал в себе и артиста и каскадера.

В.НИКИТИНА – Может быть есть исключения из правил, как в любой профессии. И об Андрее можно говорить целые программы, и как и о человеческих его качествах, и о его талантах. И я знаю, он любил очень говорить, что если человек талантлив, он талантлив во всем. И помимо каскадерских, актерских…он и плотник был, т.е. у него было очень много талантов…

К.ЛАРИНА – …сами стремятся делать трюки.

А.АНШУТЦ – Я думаю, что актеры должны конечно играть. Каскадеры должны выполнять трюки. Как мы сейчас замечаем и видим, что сейчас приходит такое новое поколение, такое слияние – актер-каскадер, когда и играет актер, профессионально играет, и он также является каскадером. Конечно, вначале его берут (правильно наверно будет сказать каскадер-актер), потому что его берут в начале для того, что бы он выполнил какие-то сложные трюки, но если прописана в сценарии какая-то сюжетная линия, он какой-то персонаж, то он и играет это.

К.ЛАРИНА – Я помню, Александр Савосин, по-моему один из самых наших известных каскадеров…

В.НИКИТИНА – Олег Савосин, Олег Иванович.

К.ЛАРИНА – Олег Савосин, простите, да. Он принимал участие в виде персонажа в фильме «Место встречи изменить нельзя»…

А.АНШУТЦ – Конечно.

К.ЛАРИНА – И потом много, много он играл.

В.НИКИТИНА – Ну, почему, «Один шанс из тысячи», у него много главных ролей было.

К.ЛАРИНА – Да, да, да.

А.АНШУТЦ – Миша Кантемиров, пример такой, который…

К.ЛАРИНА – Тоже каскадер?

А.АНШУТЦ – Да, конечно, Кантемиров — известный. Он «Не бойся, я с тобой» в картине главную роль сыграл. Иншаков Александр Иванович.

К.ЛАРИНА – Да.

В.НИКИТИНА – Ну, это вообще.

А.АНШУТЦ – Поэтому здесь есть исключения из правил, скажем так.

В.НИКИТИНА – Еще хочу сказать про молодых актеров. У нас просто много сейчас актеров, которые приходят в зал с целью научиться, и когда те же сцены драки, т.е. где-то там дублер работает за актера, а где-то, где «крупняки», там невозможно поставить дублера. И вот мы сейчас работаем над сериалом «Виола Тараканова», уже первая часть идет, сейчас вторая часть, и просто в общем, я над трудоспособностью и над трудолюбием актеров, которые снимаются в этом сериале преклоняюсь им. Т.е. мы снимали специально зал на Мосфильме и целый месяц они два, три раза в неделю просто до пота и крови, сейчас была отснята, слава Богу эта сцена драки, в общем приятная картинка получилась.

К.ЛАРИНА – И вопрос наоборот: а каскадеры, которые в кадр попадают, когда их гримируют и одевают как актера, когда они в качестве дублеров выступают, они какую-то актерскую работу над собой проделывают, играют что-нибудь в сцене, или исключительно технически выполняют трюк?

В.НИКИТИНА – Нет, конечно играют. Опять таки я хочу сказать, когда например задача на картине, что помимо того, что они делают трюки они или бандиты или ОМОН, как чаще бывает…

К.ЛАРИНА – Нет, а если Вы дублируете актрису допустим?

В.НИКИТИНА – Нет, естественно. Тут важнее тогда сцена движения, т.е. я, например когда дублирую (недавно дублировала Чулпан Хаматову «Доктор Живаго») в принципе, как бы ничего, не супер-трюк, она просто выпрыгивает из саней, когда мчат лошади, но встать так, передать ее телодвижение, т.е. у каждого есть индивидуальная особенность. Т.е. я обычно смотрю со спины, как актриса идет…

К.ЛАРИНА – Пластику, да?

В.НИКИТИНА – Пластику, да, ну, как, я говорю – это сценарий движений, так же как я когда дублирую актрису Ирина Рахманову, сейчас Виолу Тараканову которая играет, т.е. там очень много сцен и очень много вхождений в трюк, т.е. не сразу трюк идет, а сначала, например, я иду, получаю приз, его роняю, он пробивает пол, я улетаю вместе с этим призом под пол. И когда я иду, со спины режиссер говорит: «Так, почему не одели дублера, почему ходит Ира?», т.е. я понимаю, мне это плюс, что уже по походке они не отличают, что это я – это очень важно, потому что если видно, что трюк делается не актером, это просто брак в нашей работе.

А.АНШУТЦ – Надо еще и добавить, что каскадер в принципе обязан быть еще и актером, просто обязан, потому что у него профессия просто напрямую соприкасается с актерской профессией. Если даже дублирует он, как сказала Варвара, либо когда он сам играет.

К.ЛАРИНА – Скажите пожалуйста, насколько Вам известно, как вообще работают каскадеры в пресловутом Голливуде, на который мы все время любим ссылаться. Есть какая-нибудь разница принципиальная к подходу профессиональному?

А.АНШУТЦ – Нет. Я работал на нескольких картинах американских, в частности картина «Борн» последняя. Я скажу, подход у них намного…Они обеспечены лучше, у них личный вагончик, трехразовое питание…

К.ЛАРИНА – Собственно говоря, как и у артиста.

А.АНШУТЦ – Да, как и у актера. И отношение и зарплата конечно, намного больше.

К.ЛАРИНА – А лишнее они чего-нибудь делают, или у них все там по пунктам расписано?

А.АНШУТЦ – Нет, они такие же люди и такие же каскадеры, как и мы.

К.ЛАРИНА – Т.е. такие же азартные.

А.АНШУТЦ – Да, я тут где-то недавно прочитал статью, что кто-то говорил, что вот американские каскадеры ничего не умеют – ничего подобного, очень хорошо все умеют, очень профессионально работают, и действительно и у нас они делают сами трюки свои, только привлекают наших каскадеров, когда это действительно нужно, что бы не везти их, такую массу каскадеров из Америки, они привлекают… Наши тоже очень профессиональные ребята, но поменьше оплачиваемые.

К.ЛАРИНА – Т.е. главное все-таки различие – это в оплате труда, да?

А.АНШУТЦ – Конечно.

В.НИКИТИНА – Ну, и в техническом обеспечении. Я хочу сказать просто про зарубежных каскадеров, мне например милее и ближе французы. Я считаю, они самые изобретательные постановщики трюков. У них просто задумки настолько…смотришь с удовольствием. Ну, взять бессоновские фильмы, просто даже какие-то мелочи придуманы… Голливудские я все-таки считаю, они да, классные каскадеры, у них все здорово, но у них очень много повторений.

А.АНШУТЦ – У них еще есть одна вещь, которая мне очень понравилась – это режиссеры по трюкам.

В.НИКИТИНА – Да, координатор.

А.АНШУТЦ – Либо координатор, либо режиссер по трюкам, и операторы, специальные операторы, которые снимают трюковые сцены.

К.ЛАРИНА – Специальные операторы?

А.АНШУТЦ – Да. А у нас этого нет, к сожалению, сейчас, на данный момент. Поэтому все операторы замечательные, хорошие художники, но они не все видят в трюковом моменте какую-то фишку.

К.ЛАРИНА – Ну, что, я хочу обратиться к вопросам наших слушателей, вопрос самый распространенный: а где сегодня-то, где готовят каскадеров спрашивает наша слушательница, существует ли какая-то школа, которой Вы доверяете?

В.НИКИТИНА – Я скажу, что я не доверяю никакой школе каскадеров.

А.АНШУТЦ – На данный момент не существует.

В.НИКИТИНА – Ещё профессиональной школы каскадеров…

К.ЛАРИНА – Но какие-то курсы есть же, объявления «Курсы каскадеров»

В.НИКИТИНА – Опять таки хочу сказать, курсы каскадеров – это коммерческое просто мероприятие и просто хочу предостеречь. Ко мне тоже приходят девушки: «Я хочу…». Что мы делаем в этом случае? Во-первых, я беру человека в зал, смотрю на его координацию, движения, вообще что она может делать.

А.АНШУТЦ – Приходят подготовленные уже?

В.НИКИТИНА – В основном спортсменки уже, естественно это не просто люди с улицы.

К.ЛАРИНА – С нуля.

В.НИКИТИНА – Да. У меня нет ни школы каскадеров, т.е. ни курсов нет. Есть люди приходящие в группу, на которых ты смотришь, и если тебе этот человек как бы…да, ты видишь, что у него есть некие задатки, ты его начинаешь привлекать к каким-то легким работам, туда-сюда. У нас есть зал, где постоянно каскадеры наши действующие профессионалы занимаются, что бы поддерживать свою форму. В этом зале мы смотрим, но такого что бы…Возможно эта школа нужна. Насколько я знаю, самая профессиональная по-моему, во Франции школа каскадеров есть. Хотя хочу сказать, туда принимают знаете в каком возрасте? С 30-ти лет.

К.ЛАРИНА – Да что Вы?

В.НИКИТИНА – Считается, что в этом возрасте человек психологически уже может отвечать за свои действия, но это естественно тоже люди, у которых за спиной…

К.ЛАРИНА – Спортивная жизнь.

В.НИКИТИНА – Да, спортивная какая-то…

А.АНШУТЦ – И киношная.

В.НИКИТИНА – Да. А потом еще все-таки профессия каскадера, она уникальна. Как бы не говорили, что много каскадеров, достойных каскадеров единицы. Постановщиков трюков вообще еще меньше, естественно.

А.АНШУТЦ – Просто по пальцам пересчитать.

В.НИКИТИНА – По пальцам пересчитать. И вот в принципе этот мир, он все равно узок. И сколько бы каскадеров не давали интервью, и как бы не кишел Интернет словами «каскадер», все друг друга мы знаем. Все знаем, кто что может, кто на что годен, кто где работал.

К.ЛАРИНА – Я думаю, что режиссеры тоже знают.

В.НИКИТИНА – Естественно. И в основном режиссеры, которые снимают по первой картине, просто основная цель сначала – сэкономить бюджет, или какие-то малобюджетные, вот  к ним попадают начинающие люди, называющие себя каскадерами, потому что режиссеры с именем, которые работали уже начиная с советских времен, они всегда будут брать тех, кого они уже знают, с кем работали. В общем, как в любой профессии.

К.ЛАРИНА – Фильма только два, по-моему у нас есть про каскадеров. Первый, я помню, советский еще «Риск — благородное дело».

В.НИКИТИНА – Да.

К.ЛАРИНА – Да, с Александром Михайловым, и второй вот как раз вышел Иншаков «Крестоносец» по-моему.

В.НИКИТИНА – «Крестоносец»

К.ЛАРИНА – Вот пожалуй и все. Там у них я помню очень фильм «Трюкач» естественно.

В.НИКИТИНА – Почему, Ростоцкий снимал.

К.ЛАРИНА – Про каскадеров?

В.НИКИТИНА – «Мужская компания».

А.АНШУТЦ – «Мужская компания».

В.НИКИТИНА – «Мужская компания». Как раз про работу каскадеров.

К.ЛАРИНА – Звездами могут быть каскадеры или нет?

В.НИКИТИНА – Звездами? Я считаю, что мы к этому дойдем обязательно.

А.АНШУТЦ – Почему, конечно могут быть.

В.НИКИТИНА – Да, потому что эта профессия ничуть не ниже например актерской профессии, а для меня например и выше.

К.ЛАРИНА – Да о чем Вы говорите?

В.НИКИТИНА – И если опять таки, я согласна с Сашей, как Саша говорит, что каскадер должен быть и актером, т.е. получается, что это актер в квадрате, т.е. актер, который наделен навыками.

А.АНШУТЦ – Я хотел про школу еще сказать, что бы как бы просто наши радиослушатели были в курсе. Действительно такой школы сейчас не существует в данный момент. И если она будет, то она будет открыта на базе какой-то киностудии. Вот в эту школу можно идти, и на эти курсы можно записываться. На базе киностудии: или Мосфильм, или киностудии Горького…это во-первых. А во-вторых, что бы стать, прийти в ассоциацию каскадеров, да? Надо просто подать заявление, оно рассмотрится. Вот и все.

К.ЛАРИНА – Ну, и последнее: почему песня «Есть только миг» считается песней каскадеров?

А.АНШУТЦ – А там есть такие строчки: «А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг» — вот как раз в ответ на Ваш вопрос, может ли быть каскадер звездой. Может.

К.ЛАРИНА – Спасибо большое, Варвара Никитина и Александр Аншутц, наши сегодняшние гости, спасибо, очень много интересного рассказали.

А.АНШУТЦ – Спасибо.

К.ЛАРИНА – Желаю Вам счастья и удачи.

В.НИКИТИНА – До свидания, Вам того же.















Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире