'Вопросы к интервью
11 мая 2010
Z Интервью Все выпуски

Первый российский форум по управлению интернетом и запуск кириллического домена «РФ»


Время выхода в эфир: 11 мая 2010, 12:08

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона. Андрей Колесников, директор координационного центра национального домена сети Интернет, у нас в гостях. Андрей, здравствуйте.

А. КОЛЕСНИКОВ: Здравствуйте, Алексей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: «Первый российский форум по управлению Интернетом. Запуск кириллического домена «РФ» — такова тема нашего эфира. Начнем со второй – запуск кириллического домена «РФ». Работает СМС, вы может присылать свои сообщения, +7-985-9704545. Я ищу тут небольшое интервью, которое вы давали «Российской газете», это было в начале марта: «Открытие национального домена «РФ» планируется на осень 2010 года», — тогда сказали вы. Кажется, эти сведения очень сильно устарели.

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну не совсем. Это смотря что мы подразумеваем под открытием домена. Дело в том, что физически этот домен появится очень-очень скоро, буквально на днях. То есть сам по себе домен заживет, можно будет уже открывать сайты, назначать адресацию в домене «РФ» и так далее. Но открытая регистрация для всех желающих начнется как раз осенью.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, два этапа таких у нас получается. Их больше, наверное?

А. КОЛЕСНИКОВ: У нас, скажем так, три этапа. У нас был первый этап, который мы открыли 25 ноября прошлого года. Это было и продолжается для владельцев товарных знаков, написанных на кириллице. Сейчас, с завтрашнего дня, начинается вторая фаза приоритетной регистрации для владельцев товарных знаков других, то есть смешанные, английские и другие, графические. У нас будет приоритет для СМИ федерального значения. У нас будет приоритет для фирменных наименований. Это наши любимые какие-нибудь ООО «Ромашка», целиком так и будет писаться: ооо ромашка.рф. У нас будет отдельный приоритет для некоммерческих компаний. И мы планируем закончить эту приоритетную регистрацию как раз где-то в середине сентября, для того чтобы уже в октябре перейти к открытой регистрации для всех желающих.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть сегодня, вот на данный момент, и до осени, до середины октября, эта ситуация продлится. Любой желающий зарегистрировать любое доменное имя в зоне «РФ» не может. Вот в зоне «RU» — пожалуйста, свободно, регистрируй, хоть обрегистрируйся. Да?

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну да, конечно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И в Коми, и в чем угодно…

А. КОЛЕСНИКОВ: Поэтому и называется приоритетной.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А пока что только для тех, у кого есть этот товарный знак?

А. КОЛЕСНИКОВ: Абсолютно точно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: «Эхо Москвы» — товарный знак…

А. КОЛЕСНИКОВ: эхо москвы.рф – уже есть такой.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Уже есть. Мы посмотрели, да, уже есть, такой зарегистрирован. А что произойдет, как вы сказали, в ближайшие дни? Совсем в ближайшие дни?

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну вот, да. Мы ждем прямо вот совсем скоро.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Совсем? Что произойдет?

А. КОЛЕСНИКОВ: Дело в том, что для того чтобы домен начал работать, физически мог работать, «.рф» — это корневой домен, нужно, чтобы он был прописан на так называемых корневых серверах доменной адресации в Интернете. Собственно, этот процесс сейчас происходит. И как только он будет закончен, можно сказать, что это день рождения домена, потому что он физически появится на свет, как ребеночек.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Техническая еще там, не конца решенная какая-то проблема, да?

А. КОЛЕСНИКОВ: Это не то что проблема, это процедура достаточно сложная, достаточно бюрократическая. Делают это в Америке, потому что центр управления этими адресами находится, значит, главный консоль, назовем его так, по-прежнему находится у инженеров американских. И как только это дело закончится, ребеночек наш родится.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Для пользователя что это означает?

А. КОЛЕСНИКОВ: Это значит, что домены, которые зарегистрированы сейчас в зоне РФ, приоритетно зарезервированы, то есть с товарным знаком и так далее, смогут начать работать, наверное, где-то летом. То есть у нас появятся первые сайты… (неразб.) адреса.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы говорите «вот совсем в ближайшие дни». В ближайшие дни пропишут только?

А. КОЛЕСНИКОВ: Пропишут, да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А после того, как торжественно будет объявлено, что мы прописали и мы родились, еще не будет возможности написать в URL-строке «Эхо Москвы» и попасть на сайт «Эха Москвы».

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну, скажем так, придется подождать некоторое время, для того чтобы это можно было сделать. Потому что там еще кое-какие технические работы нам предстоят.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Но день рождения будет вот, вот…

А. КОЛЕСНИКОВ: Так же, как у ».ru» день рождения 7 апреля, то, соответственно, вот икс мая – день рождения «.рф».

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мая – первой половины?

А. КОЛЕСНИКОВ: Первой, первой. Ну вот-вот, да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Дни, да? Но для пользователей ничего не изменится пока?

А. КОЛЕСНИКОВ: Нет, пока ничего.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, вы знаете, интересный вопрос задает человек из Санкт-Петербурга: «Какими методами зона «РФ» собирается конкурировать с зоной «RU»? И будет ли вообще эта конкуренция?»

А. КОЛЕСНИКОВ: Вопрос по отношению к нашей организации, которая является некоммерческой организацией, звучит немножко лукаво. Дело в том, что у нас нет цели извлечения каких-то прибылей из этих «RU» и «РФ». А вообще это бизнес регистраторов. У нас система сделана так, что домены регистрируют аккредитованные нами регистраторы. И по понятным причинам их цель заключается как раз в том, чтобы заработать как можно денег. И поэтому, естественно, они будут придумывать всякие маркетинговые компании, скорее всего, «зарегистрируй один домен, получи два бесплатно» или «зарегистрируй два за деньги, получи один бесплатно» и так далее, и так далее. Это, так сказать, отдано на откуп полностью вот этим структурам. Мы тут как бы вообще не при делах.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть некое дополнительное поле для регистрации доменов. Это первая как бы такая вот…

А. КОЛЕСНИКОВ: Вообще само по себе расширение адресного пространства – это когда пользователям в руки дают больше инструментария для того, чтобы они для себя какие-то якори, какие-то адреса, так сказать, для себя резервировали и использовали. Это адреса.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот о чем речь, как я понимаю. Когда это все заработает, у пользователя будет выбор – вбить в строку браузера (по-моему, так это называется) www и дальше какой-то адрес на английском языке или же по-русски написать тот адрес, на страницу которого ты хочешь попасть. Будет ли здесь конкуренция? То есть будет ли кто-то зарабатывать на том, что вот больше по-русски вбивают или, наоборот, больше английские адреса? Здесь какая-то конкуренция будет между кем-то и кем-то? Не знаю, кем.

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну мне кажется, что прежде всего два домена – один латинский традиционный, другой кириллический – будут друг друга дополнять. Первое время, я считаю, наш кириллический новый домен будет использован для так называемого брендинга русского, особенно для названий компаний и брендов, которые трудно произносимы на латинском, их трудно написать. У нас есть определенные звуки – «я», «ы», «й», «щ», «ъ» вообще же никак на латинском… ну как там напишешь? Соответственно, вообще для людей, у которых бренды именно кириллические, именно русские, это, конечно, находка, потому что и со слуха, и со взгляда, и с вида… Русский человек даже сны по-русски видит, поэтому, с точки зрения брендинга какого-то, это, конечно, находка для бизнеса – вот именно кириллический домен. Но все равно я считаю, что первое время это будет использоваться как альтернативный адрес к существующему «RU», и на первых порах конкуренции какой-то не будет. А потом, Интернет еще такая штука, ведь она… То есть мы тут планируем много чего, а пользователь обычно своими глазами и мышками голосует за популярность того или иного явления в Интернете. Это очень хорошо известно. И никакая реклама, никакой промоушен не поможет. Если вещь пользуется спросом, ею будут пользоваться, если не пользуется, то ты хоть тут разбейся.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А в мире есть где-нибудь аналоги, когда существуют и на родном языке, и на английском?

А. КОЛЕСНИКОВ: В мире было несколько проектов, когда, например, в доткоме… Есть, например, «Москва dot.com», то есть «Москва» написано на кириллическом, а «dot.com» — это, соответственно «dot.com».

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: .com.

А. КОЛЕСНИКОВ: Да-да. То есть это настолько неудобно. Тебе надо написать чего-то сначала на кириллице, потом переключиться в английский, нажать точку и написать, значит, dot.com. С точки зрения именно изобилия, с точки зрения использования, это просто неудобно. Вообще сейчас вот эти четыре первые страны, которые в процедуры фастрек эти первые нелатинские домены запускают, мы все, в общем, сталкиваемся с примерно одинаковыми вопросами. Дело в том, что как бы мы первопроходцы. Очень трудно говорить о том, насколько это будет популярно или не будет популярно. Одно могу сказать, как нормальный русский человек: вот то, что это удобно, это факт.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А четыре первые страны – это кто? Россия и…

А. КОЛЕСНИКОВ: Саудовская Аравия, Россия, Египет и Арабские Эмираты. Но там их 21 заявка, четыре прошли страны прошли.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Один технический вопрос. Может быть, специалистам будет любопытно. Физически адрес страницы – это будет один адрес? Как это все будет устроено?

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну, постараюсь объяснить популярно. Дело в том, что вообще существует разница между именем домена и сайтом. Это немножко разные вещи. Именной домен – это все-таки адрес, а сайт – это набор кодов, которые на сервере лежат (простыми словами). Вообще физически .рф выглядит как .P1AI. То есть люди, которые делают программирование сайтов, первое, что они могут просто сделать, это поставить так называемый… (неразб.), то есть знак равенства, между кириллическим доменом и уже существующим латинским. И когда человек будет набирать русские буквы, он будет попадать на существующий сайт с латинским адресом, давно уже который живет. В принципе, ничего не мешает тут же прописать нормальный кириллический адрес во всех вот этих путях, во всех директориях и деревьев документов. Ну, специалисты поймут, о чем я говорю. Все это, в принципе, будет работать. Там есть небольшие проблемы с нашими браузерами, которые мы используем – Explorer, Firefox, который Mozilla. По-моему, с Opera нет проблем никаких. То есть там полностью поддержка вот этих вот международных доменных имен существует. С Mozilla Foundation мы ведем сейчас переговоры, для того чтобы .рф там включили, чтобы все красиво показывало. Microsoft обещал к весне все это дело сделать. Но не знаю, надо проверить, готовы они там или нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Давайте в другую сторону. Вот объясните, с сексом чего там у вас было? У нас как-то в России с этим делом…

А. КОЛЕСНИКОВ: С сексом в России все хорошо. Особенно вот сейчас погода хорошая, приятно на улицу выйти…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А в Интернете российском?

А. КОЛЕСНИКОВ: В Интернете тоже все хорошо с сексом. Ну, к сожалению, Интернет, конечно, такая среда, где трудно разграничить, так сказать, посетителей по возрастной категории. Возможно, если, например, будет сделан dot.ex.sex или dot.sex, можно будет как-то это сделать уже технологичным способом. Но пока все это у всех на виду. А что касается секса – ну что, был у нас такой домен зарезервирован в прошлом году по товарному знаку, выданному Роспатентом в соответствии с требованиями Российской Федерации. Так что нам принесли, мы как бы зарезервировали.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Есть товарный знак…

А. КОЛЕСНИКОВ: «Секс», да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А вам деваться некуда…

А. КОЛЕСНИКОВ: А куда нам деваться?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот принесли, вот товарный знак, резервируйте.

А. КОЛЕСНИКОВ: Конечно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Понятно. Вот открылся уже «Связь-Экспокомм». Он должен был открыться, да?

А. КОЛЕСНИКОВ: Он открылся час назад, собственно говоря. Господин Собянин был там, зам. министра Жаров открывал это дело. Как всегда, выставка, 22 страны, 540 компаний, 13 тысяч кв. метров. То есть такая монументальная вещь. И, собственно, если интересно посмотреть на реальные достижения, так сказать, нашей IT, Интернет и телекоммуникационных технологий, то, конечно, надо туда сходить. Наш стенд там, в общем, стоит по центру, он большой, там написано «.РФ», никто мимо не пройдет. И еще у нас, соответственно, открывается первый российский форум по управлению Интернетом, как бы странно эта фраза ни звучала. Открывается завтра. Соответственно, у нас будет очень большое количество зарубежных экспертов в области управления Интернетом, у нас будет достаточно большой и мощный подбор наших официальных лиц из государственных структур, общественных деятелей наших интернетовских. Вот такой вот интересный мы эксперимент решили провести. Я думаю, что он будет успешен, безусловно. Никто до нас не проводил именно в формате форума по управлению Интернетом. Ну и, как всегда, там будут рассмотрены вопросы, связанные и с технологиями, и с социалкой, и с безопасностью, и вообще кто и как контролирует Интернет, каким образом общественность, государство и бизнес договариваются друг с другом. Потому что функционирует именно на основе вот этого треугольника – это общественность, это государство, и это бизнес. И когда вот эти три части друг друга слушают, друг друга понимают, Интернет очень хорошо развивается. В принципе, это можно видеть в нашей стране, я очень рад этому, потому что темпы прироста вообще интернета проникновения и доменного пространства в России очень-очень приличны. Собственно, это и есть тот самый реальный айтишный, интернетовский бизнес, о котором так много говорят и по телевизору, по радио, в прессе пишут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А как сейчас оценивается российская аудитория Интернета? Какой цифрой?

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну у меня сейчас перед глазами цифр нет. Вот был опубликован последний отчет Фонда общественного мнения, не так давно, где-то месяц назад, ну там какие-то 30 – 40 миллионов. То есть там много. Причем там не только… вот раньше полгода там считали интернетчиков, а вот люди, которые там каждый день пользуются – под 30 миллионов. Ну то есть это уже серьезно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, может быть, значительно интересней цифры всяких специальных систем, учитывающих, начиная от Яндекса и заканчивая тем же Лайф-Интернетом…

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну, дело в том, что тут методика подсчета все-таки правильней традиционная – когда по улице ходят и спрашивают, пользуетесь, не пользуетесь и так далее.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Что вы вкладываете в понятие «управление Интернетом»?

А. КОЛЕСНИКОВ: Управление Интернетом – это такая загадочная штука. Дело в том, что это связано еще немножко с неправильным переводом слова «governments». Internet Governments – по-английски он немножко шире, чем просто «управление!. «Governments» — это «надзор», это «забота», немножко шире, чем просто «управление». А у нас просто перевели как «управление». Поэтому это вот как раз тот самый треугольник – государство, общество и бизнес. Взаимоотношения между вот этими тремя элементами как в странах, так и на международном уровне. Потому что очень много происходит именно на уровне международном с этой точки зрения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А поконкретнее?

А. КОЛЕСНИКОВ: Вот давайте конкретику – у нас каждый год кто-нибудь выходит с предложением, что нужен отдельный закон об Интернете. То есть кто-нибудь выходит, какой-нибудь депутат, и говорит: «Все, ребята, Интернет достал, давайте сделаем закон». Ну, значит, это дело отдается аналитикам. Аналитики говорят: «Ребята, постойте, у нас все законы есть. Просто надо дописать слово «Интернет» где надо, в какие-то уже существующие законы, чтобы всем было все понятно». А потом еще эксперты говорят: «Подождите, а что такое Интернет? Что мы имеем в виду? Это веб-сайт? Или это семейство протоколов TCP/IP? Либо это телекоммуникационная сеть? Роутер и так далее?»…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: В общем, начинаете мозги пудрить депутатам словами такими…

А. КОЛЕСНИКОВ: Не в этом дело. Дело в том, что это очень легко сказать, но очень тяжело сделать. Поэтому управление интернетом – достаточно сложная штука.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Давайте с другой стороны зайдем. Что вы понимаете под словом «управление», когда, например… Ну вот у нас есть целый ряд различных историй, которые, если бы не было Интернета, скорее всего, оказались бы абсолютно незамеченными. Например, та же авария на Ленинском проспекте, тот же майор Дымовский и так далее, и так далее, и так далее. Все это всплыло через Интернет сначала. Правда ведь?

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну да. Мы скатываемся в область политики. Но у меня безотносительно к управлению Интернетом есть, так сказать, свое мнение по этому поводу. Дело в том, что вот при тех цифрах, которые я озвучил, то есть там 30, 40 миллионов активной аудитории (заметьте, это самая активная аудитория нашей страны, то есть это люди в цвете сил, так сказать, с умением смотреть на экран и печатать на клавиатуре) – это достаточно активные люди. И Интернет – это такой… как Джинн, которого выпустили из бутылки, вот его туда уже не запихать никак – ни технически, ни политически, ни цензурно. Ну просто это невозможно. И поэтому вот эти прорывы, вот эти проколы этого мешка, когда доносят до людей, до «власть предержащих», вот эти все вещи – это как бы следствие того, что, наверное, Интернет сейчас самое удобное, самое быстрое средство донесения каких-то мыслей до большого количества аудитории.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: В понятие «управление Интернетом» вы, координационный центр национального домена сети Интернет, директором коего вы являетесь, вы вкладываете управление появлением информации, которая, может быть, кому-то будет неприятно из власть предержащих?

А. КОЛЕСНИКОВ: Безусловно, нет. Объясню, почему. Мы все-таки администратор домена. У меня достаточно большое количество ребят, и я сам, так сказать, в этом понимаю, 20 с лишним лет этим занимаюсь. Все-таки отдельно мухи и котлеты здесь, потому что мы все-таки занимаемся адресным пространством распределения адресов, регуляторикой. Мы помогаем…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Хорошо, давайте я расширю. Участники форума…

А. КОЛЕСНИКОВ: Ну, понимаете, наверное, об этом будет сказано. В частности, у нас одна из секций называется «Гармония между регуляторикой и общественными интересами». Вот там как раз все это будет обсуждаться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А если о торрентах поговорить? То здесь управление Интернетом…

А. КОЛЕСНИКОВ: Торрент – тоже такая вещь… Я уже сказал про Джинна в бутылке, ведь дело в том, что Интернет обладает потрясающей возможностью: на любой запрет тут же появляется группа энтузиастов, которые в течение месяца – двух пишут абсолютно новые программы обеспечения. Вы вспомните, была «каза» до торрентов, набстер был. Набстер прихлопнули, «казу» прихлопнули, появился торрент. А сейчас торрент весь зашифруют, ну вот к гадалке не ходи, это просто вопрос двух – трех месяцев. Уже будет совершенно не понятно, где, на какие сети, кто, куда ходит. После этого появится какой-нибудь торрент-2 в виде бот-сети, полностью анонимной и так далее. И тогда ловить вообще бесполезно будет кого-либо. Если сейчас еще что-то можно как-то вычислить, то если продолжать давить и закручивать гайки, так сказать, в вопросах самовыражениях людей, то это обернется просто Андернетом, то, что я называю. Сейчас есть Интернет, а появится Андернет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Где-нибудь не в США…

А. КОЛЕСНИКОВ: Он вообще виртуален. А какая разница, где он там будет? Хоть на Луне.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть невозможно…

А. КОЛЕСНИКОВ: Это как раз тот самый баланс управления, то есть интернетсреда, которую нужно очень аккуратно, нежно и разумно направлять. Как только ты начинаешь закручивать болты, у тебя тут же и прокси появляются, и шифрование, и всякие пиратбеи, и прочие, прочие, прочие вещи. Это же, в общем, такая гармония.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А как вы относитесь к идее привязки к IP адреса компьютера, ну как паспорт вот…

А. КОЛЕСНИКОВ: А как вы относитесь, вот когда появится IPv6, триллионы адресов? Как вы будете их учитывать? Никак.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это тоже невозможно технически, с вашей точки зрения?

А. КОЛЕСНИКОВ: Это невозможно. Ну как?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть Интернет вывернется всегда, получается?

А. КОЛЕСНИКОВ: Конечно. Это мое убеждение как человека, который 20 лет этим занимается.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это мне и было любопытно. Так, объясните вот еще раз…

А. КОЛЕСНИКОВ: К сожалению, вот я хотел бы сказать, тут надо же очень хорошо понимать, что, конечно же, очень хорошо, что Интернет быстро развивается, хорошо, что подключается поиск. Но не надо забывать, что, конечно, там очень много грязи, ну вот реально. Когда на это натыкаешься постоянно – и неконтролируемые порно, и вирусы, и ботнеты, — когда с этим имеешь дело, думаешь: «Господи, боже мой…» Хорошая вещь Интернет, и Википедия есть, и учиться можно, и общаться можно. Но постоянно натыкаешься на всякую грязь. Но, к сожалению, это тот самый побочный эффект. Мне кажется, здесь все-таки вопросы обучения, образования, воспитания играют большую роль, нежели какие-то технологические фильтры. Надо людей воспитывали, надо, чтобы люди умели пользоваться Интернетом. А как же?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Слушайте, ну вот не успеете вы объяснить еще раз, для чего нужна зона «РФ», если только секунд за 10. Или человеку придется самому уже потом…

А. КОЛЕСНИКОВ: Время покажет, время нас всех рассудит. Спасибо.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Люди будут голосовать мышками…

А. КОЛЕСНИКОВ: Мышками и глазками.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Андрей Колесников, директор координационного центра национального домена сети Интернет, был у нас в гостях. О первом российском форуме по управлению Интернетом — теперь понятно, что это такое — мы говорили. И о запуске кириллического домена «РФ». Как сказал Андрей, событие произойдет вот-вот, на днях, в первой половине мая.

А. КОЛЕСНИКОВ: Да, спасибо.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо вам.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире