17 ноября 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Мария Комлева, народный учитель РФ, директор школы 199, Дмитрий Зуев, профессор Московского городского педагогического университета, лауреат премии «Учитель года», член жюри конкурса «Учитель года», бывший гендиректор издательство «Просвещение», Андрей Бильжо, художник, бывший врач-психиатр, писатель.
Ведущая эфира Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Добрый день! Наши гости — Мария Комлева, народный учитель РФ, директор школы 199, Дмитрий Зуев, профессор Московского городского педагогического университета, лауреат премии «Учитель года», член жюри конкурса «Учитель года», бывший гендиректор издательство «Просвещение», Андрей Бильжо, художник, бывший врач-психиатр, писатель, автор детских книг, сейчас трудится над учебником, каким?
А. БИЛЬЖО Это учебник русского языка для старшеклассников и поступающих в вузы. Работа только началась, она абсолютно необычная и по содержанию, и по тому, что мы там придумываем. Думаю, что к этому надо будет вернуться чуть позже. Пока работа только началась. Но то, что это будет совершенно необычный проект, я гарантирую.
К. ЛАРИНА Вы бы пошли в учителя?
А. БИЛЬЖО На самом деле, я вот скрывал, я абсолютно не случайный человек в этом разговоре, потому что мама моя всю жизнь проработала в школе, преподавала физику, но кроме того, она настоящий педагог, она была завучем. И огромное количество выпусков, и все старшие классы с 5 класса я учился в школе, где работала мама, потому что между 4-ым и 5-ым меня не брали в школу, из которой я ушел, пытаясь поступить во французскую, и не взяли во французскую, т.к. у меня были четверки и пятерки, но весь дневник был исписан замечаниями. И учитель сказал вы знаете, Александра Абрамовна, нам нужны спокойные дети. И маме ничего не оставалось, как взять меня к себе в школу. А дальше все было уже хорошо.
К. ЛАРИНА Еще такой лирический вопрос. Если бы каждый из вас вспомнил своего первого учителя?
М. КОМЛЕВА Я помню каждого учителя. У меня Анна Федоровна Юровская была, удивительная совершенно учительница. Я понимаю, со мной тоже, так же как с Андреем, было очень сложно, дисциплина у меня хромала. Не совсем хулиганка, но скажу откровенно, даже сейчас, с моим громадным педагогическим стажем, когда у меня хорошее настроение, а оно у меня почти всегда такое, мне почему-то хочется с лестницы на перилах
К. ЛАРИНА Вы позволяете себе такие маленькие слабости?
М. КОМЛЕВА Вы знаете, я бы себе позволила, если бы у меня был мрамор, чтобы пол потом заштопать. А сейчас его нет, поэтому это остается мечтой. Но учителя удивительные были совершенно. Это и учителя-предметники, я все помню. Я помню свою единицу по литературе. Ну что такое, меня вызывать и сказать напиши даты первого периода жизни и творчества А.М. Горького? Вот если бы мне предложили «Песню о соколе» прочитать! Тогда все присутствующие, наверное, отслушали бы меня. Так что бывало, и эти эпизоды на всю жизнь запоминаются. Очень признательна своим учителям.
К. ЛАРИНА А у вас?
Д. ЗУЕВ Я не был хулиганом. Я вообще был каким-то очень организованным мальчиком. Я пришел в школу, умея читать и писать. О своей первой учительнице я помню, что она, по-моему, все 4 года была беременна. Она уходила, приходила. А что касается остальных учителей, должен сказать, что учился в удивительной школе. Это бывшая «Аннен-шуле» в Питере, в 1912 году школа построена немцами для своих детей. Она была укомплектована блестящим педагогическим составом. И все с революцией перешло в школу 32, где я успешно закончил 7 классов. Кстати, это в основном полное общее образование, которое я имею. Вот этих 7 классов мне хватило на всю мою большую жизнь. Потому что мне заложили блестящие знания литературы, у нас был прекрасная Лобкова М.А., чудная учительница литературы. У нас был великолепный учитель математики, который учил нас размышлять, и математическая логика как-то вошла в мою жизнь. У нас был великолепный драматический коллектив, где я переиграл все пьесы. Когда меня выгнали в свое время и отправили в ссылку, я там создал спектакль, театр, и пожил довольно хорошо. Так что повезло со школой.
К. ЛАРИНА А вам тоже?
А. БИЛЬЖО Мне очень повезло, начиная с 5-го класса. Там были замечательные учителя. Что касается первых учителей, у меня было еще 3 школы — переезды в 60-е годы. Один эпизод я хочу рассказать, потому что вспоминаются не только хорошие учителя, но и плохие. И это не  плохо, кстати, потому что из плохого опыта делаются, может быть, гораздо более серьезные выводы. Просто такой эпизод, это была школа на ул. Кравченко, была такая учительница в начальных классах, такая очень крупная дама, и нам всем выдали книжечку «Наш Ильич», на обложке такой Ленин, известная фотография, он в кепке и ладошкой так делает, приветствует. И вот вытаскивая ее из ранца, я зацепил книжечкой за крючок, и Ленин был порван по диагонали. А надо сказать, что готовился школьный спектакль, где я должен был играть роль Петушка. И вот когда дети пели Петушок давно пропел, дети, в школу собирайтесь, в это время выходил я. И вот когда увидели, что я порвал книжку «Наш Ильич», меня лишили этой роли и дали ее моему конкуренту, еще одному Андрюше. И вот я сидел в зале, слезы наворачивались на мои глаза, потому что выходил другой Андрей с этим хвостом и в гребешке. Вот, если хотите, сегодня, вспоминая эту историю, это первое столкновение с какими-то социально-политическими вещами. Этот эпизод запомнился. А с 5-го класса все было здорово.
К. ЛАРИНА Вопрос такой. Что такое хороший учитель, еще можно описать. Мне было бы интереснее начать наш разговор с негатива. Что такое учитель плохой?
М. КОМЛЕВА Вы знаете, я часто, когда меня представляют на каких-то совещаниях, собраниях, называют титулы и т.д., я говорю забудьте все, что вы слышали, перед вами счастливый директор московской школы. Я работаю действительно с потрясающими учителями, каждый из которых личность. По моему глубокому убеждению, а я имею право на какие-то, учитывая опыт своей работы, могу сказать, учитель должен обладать 2 важнейшими качествами. Одно из них это высочайший профессионализм. Причем это не только знание своего предмета, физики, химии, но это умение видеть перспективу развития той отрасли фундаментальной науки, которую твой предмет представляет, это знание психологии учеников, умение работать, личностные такие качества, которые позволяют ему быть коммуникативным, коммуникабельным, уметь разговаривать с родителями, с детьми. А второе качество это, конечно, обязательно доброе отношение к ребенку. Я недавно получила новую книгу Ш.А. Амонашвили «Жизнь, улыбка моя, где ты?». Вы знаете, я не люблю хмурых учителей. Я не люблю учителей авторитарных, которые не позволяют высказаться
К. ЛАРИНА Все хорошо, если бы детей не было есть такая шутка.
М. КОМЛЕВА Да. Вот это обязательное
К. ЛАРИНА Вы можете точно ответить на вопрос, что такое профнепригодность? Когда вы знаете, что этому человеку быть в школе противопоказано?
М. КОМЛЕВА Во-первых, безграмотный человек, т.к. жизнь сейчас диктует высочайшие требования к учителю. И конечно, недобрый человек. Вы понимаете, в школе недоброму делать нечего. Он может только вредить. Я глубоко убеждена, любые проблемы с детьми можно решать только добром. То, что мы, если мы по-доброму к ним относимся, то это таким бумерангом мощной доброты возвращается к нам. Вы знаете, я не могу сказать о том, что все сейчас ругают детей. Я слышала, как ругают. Дети прекрасные у нас, вопреки всему. Учитель должен быть добрым. Когда мы сейчас говорим о едином государственном экзамене, я глубоко убеждена, что есть на земле профессии врача, учителя, творческого человека, где просто в результате тестирования нельзя отбирать. Потому что вот это обязательно.
Д. ЗУЕВ Так же нельзя не доверять учителю, подменяя его общение с учеником оценкой его
К. ЛАРИНА Давайте перейдем тогда к образованию учительскому. Вы же подтвердите, что в педагогический вуз идут далеко не затем, чтобы стать потом учителем. Вы можете мне сказать, сколько ваших выпускников работают по специальности?
Д. ЗУЕВ Я не являюсь прямым профессором, который читает лекции и ведет какие-то курсы. Но я себе прекрасно представляю, что такое учитель, т.к. я 10 лет заведовал Куйбышевским отделом народного образования, это Самара, у меня было 25 тыс. учителей в области. И я жил с ними, я знаю, что такое настоящий учитель, и знаю, что такое, когда нет в учителе того, что надо. Я могу сказать, что самое главное, что должно быть в учителе это высокая духовность. Мы забываем об этом. Мы говорим, что учитель должен быть знающим, что он должен быть грамотным
К. ЛАРИНА Что такое высокая духовность, я не очень понимаю?
Д. ЗУЕВ Это та глубинная сила в человеке, которая позволяет увидеть в ребенке, прежде всего, человека. Марья Андреевна сказала о Ш. Амонашвили, он удивительный педагог, ученый, учитель, и он выдвинул сейчас такую, на мой взгляд, абсолютно верную линию о том, что нам надо наконец-то принять четвертое измерение в нашей работа. Одно измерение это наследственность, другое влияние внешней среды, третьей это наша школа, наше воспитание, но надо еще говорить о высокой духовности нашей работы.
К. ЛАРИНА Андрей, вот прослушала профессионалов, несколько основных качеств профессионального учителя. Хотя, замечу, что вы говорите о каких-то проявлениях гениальности, когда учитель по призванию. Но на самом деле, давайте опустимся немного вниз. Это профессия или искра божья?
А. БИЛЬЖО Есть же учитель как наставник и школьный учитель. Где-то эти 2 понятия должны пересекаться и соединяться безусловно. Но здесь возникает несколько тупиковая ситуация, потому что то, о чем сейчас говорили, эти разговоры в нашей стране не прекращаются никогда. Тупиковая ситуация, потому что учитель самая распространенная специальность, как и врач. В каждом самом небольшом городе есть 2 вуза медицинский и педагогический. Это массовая профессия. Требовать от каждого учителя быть творческим наставником, по-моему, невозможно. Дай бог, чтобы на 10 школ был хотя бы один такой человек, который идет в педагоги по призванию. Учитель должен развить способности, вызвать любовь к предмету и вытащить из этого небольшого человека какие-то его творческие способности. Вот это самое главное. У врачей есть не навреди не привить ненависть к предмету. В этом смысле, я даже не знаю, я вспоминаю 2 учителей по литературе. Свою учительницу, которая была студенткой 5-го курса, Е.А. Чернышову, и которая привила к нам любовь ко всей литературе. Мы читали Маяковского не только «Стихи о советском паспорте», но и «Облако в штанах». Я помню, когда я читал известные строчки:
Я лучше в баре буду подавать
Ананас и воду
Весь класс застыл, потому что слово начиналось на «б», и дальше были точки, и передо мной стояла дилемма, произнесу я это слово или нет. Я его произнес, и это был гражданский поступок с точки зрения учительницы. И прошу прощения, с моей. И весь класс это помнит до сих пор. И помню учительницу по литературе моего сына, который учился в старших классах, читал Хармса и Кафку, но я с ужасом понимал, что учительница не знает просто этих фамилий. Был период, когда школы назывались гимназиями, колледжами. Учителя-то оставались те же самыми, и они плохо знали литературу, потому что появлялись новые писатели. Они не знали ни Платонова, ни Набокова и т.д. Они просто не успевали, они оставались там. «Отцы и дети», ничего не хочу сказать против Тургенева, но вот эта хрестоматийность, которая проходила десятилетиями, она оставалась. Думаю, что таких учителей сейчас полно, их большинство. И они могут только вызвать отрицательное отношение к литературе, к физике, математике. Учитель настоящий еще должен получать кайф от своей работы, потому что он питается еще энергией, дает энергию, идет обмен энергией с детьми. Плохой учитель очень быстро стареет, скучает. И все разваливается
Д. ЗУЕВ Вот вы говорите кайф, а я говорю о духовности. По-моему, мы говорим об одном и том же. Давайте подумаем об этом. Хрестоматийность, вы употребили очень емкое слово. Вот я мечтаю, чтобы Ванька, мой последний внук, он учится в 3-ем классе, и моя правнучка, которая начала учиться в этом году в 1-ом классе, чтобы они получили хрестоматийное образование в той школе, в которой они учатся.
М. КОМЛЕВА В этой школе они получат.
Д. ЗУЕВ У меня 4 детей, 5 внуков взрослых, из них один Ванька учится, все остальные стали большими интересными людьми. Так вот, я скажу, что наша школа каждому из них, несмотря на то, что они, старший начинал учиться в деревенской школе далеко от Москвы, они получили это хрестоматийное образование. И счастье их заключалось в том, что на их пути встречались, может быть, не блестяще образованные учителя, которые не знали Платонова, о котором они не слышали в молодости, а потом к нему подошли, конечно, это ясно, но что они знали Тургенева. И вот беда наша в том, что мы сейчас, когда издаем Тургенева в хрестоматии, вырезаем куски. Мы как американцы, мы пошли по их пути, это страшная вещь! Я всегда встречаю хрестоматии, в которых вырезаны куски произведений, причем не те куски, где фабула, где интерес, где интрига, а те куски, где вынута душа произведения. Вот об этой духовности я и говорю.
К. ЛАРИНА Красиво говорите
Д. ЗУЕВ Я красиво живу, я во имя этого живу.
К. ЛАРИНА Счастливые дети ваши, внуки и правнуки, у которых рядом есть такой человек. Потому что мне кажется, что все равно все, что произошло с вашими детьми, как они воспитаны и какими людьми они стали, это не благодаря, как мне кажется, школе и учителям, а благодаря вам, прежде всего. Согласитесь, мы все-таки говорим о разных вещах. Учитель это одно, а семья другое.
Д. ЗУЕВ Я хочу сказать, кстати, я был достаточно нехороший отец. Я всю жизнь вынужден был бороться за существование. Я не хочу рассказывать сейчас мои истории сына врага народа, о ссылках, о том, как я пробивался в жизни. Я начал работать слесарем-сборщиком на авиационном заводе в 1942 году, а в 1943 году я стал учителем, мастером производственного обучения на этом заводе. Я не хочу об этом говорить. Я хочу сказать, что я был плохой отец. Я очень мало уделял внимания детям. Школа их воспитала
К. ЛАРИНА Все, буду прерывать, совершенно не стесняясь. Сейчас у нас время новостей, после которых мы проведем интерактивное голосование.
НОВОСТИ.
К. ЛАРИНА Итак, наш вопрос: на ваш взгляд, пользуется ил профессия учителя уважением сегодня в РФ? Да  995-81-21, нет 995-81-22.
А. БИЛЬЖО Я хотел, продолжая разговор, который был до новостей, про хрестоматийность. Я-то имел в виду как раз негативное отношение к этому как к клишированности по отношению к литературе, когда детям рассказывают про луч света в темном царстве, еще мой папа говорил об этом. Т.е. клишированное отношение к литературе, когда ребенок не читает литературу, а ему внушают, как надо относиться к тому или иному герою. Эти темы сочинений, которые существовали на протяжении десятилетий. И если сегодня вы спросите каждого второго, боюсь, что процент будет очень велик, отношение к литературе в школе, то у большинства людей, даже сегодня занимающихся творческими специальностями, писателей, в школе было негативное отношение. И только тогда, когда учитель литературы был личностью, только там прививалась любовь к литературе. Вот об этом я говорю. Но личностей много не бывает.
К. ЛАРИНА Мария Андреевна, вам слово.
М. КОМЛЕВА Мы подошли к самому главному учитель должен быть личностью. И чем больше личностей
К. ЛАРИНА Не бывает, чтобы все учителя были личностями. Артист, писатель, врач должен быть личностью, не только учитель.
М. КОМЛЕВА Все правильно. Понимаете, а личность творится и в семье, и в школе, в том числе
К. ЛАРИНА Вы сами сказали во время новостей, какое количество сейчас в школе случайных людей. Вспоминая фильм «Ирония судьбы», замечательная встреча врача и учительницы, что ошибки учителей менее заметны, но за них дорого приходится расплачиваться.
М. КОМЛЕВА Это действительно так. Но вы знаете, тут много факторов. Во-первых, само комплектование педагогических вузов. Я думаю, что все экзамены можно выдержать, но очевидно, надо просматривать какие-то нравственные, что, что Дмитрий Дмитриевич говорит, основы человеческой души будущего учителя
К. ЛАРИНА Не найдете, другое время сегодня. Еще раз вопрос: пользуется ли профессия учителя сегодня уважением в РФ? Да  995-81-21, нет 995-81-22. Я смотрю на результаты, они производят впечатление. Давайте на эту тему из чего складывается уважение к учителю, помимо профессионализма, личности? За что мы уважаем учителя?
Д. ЗУЕВ Глубокая человечность.
М. КОМЛЕВА За доброе отношение к ребенку, желание помочь.
Д. ЗУЕВ Глубокая человечность нравственная основа учителя. Он может не блестяще владеть свои предметом, но если он человек по-настоящему, и пытается раскрыть душу ребенка, его способности, потому что в каждом ребенке, это абсолютно точно, заложена вся гамма
К. ЛАРИНА Внимание, мы не сказали еще одной важной вещи, о которой вы сказали перед передачей, что не надо об этом говорить. Уважать учителя нищего можно? Учителя, который получает копейки, который ходит на работу в одном и том же костюме с обшарпанным портфелем? Или вы считаете, что это не имеет значения? Вы воспитаны в другой стране, в другом обществе. Сегодня это, как мне кажется, среди молодежи вызывает только презрение. Сегодня уважают людей благополучных и успешных. Потому что успех это вот, твоя карьера, твои заслуги. Я не говорю про воров в законе, авторитетов, я говорю про успешных людей, которые получают достойные деньги и занимаются делом, которое они любят.
М. КОМЛЕВА Вы говорите талантов не так много, как хотелось бы. Личностей не хватит на все школы. Я согласна с этим. Я хочу сказать, мы с Дмитрием Дмитриевичем единомышленники, но все-таки учитель должен быть грамотным. И вы знаете, воспитать эту потребность, если уж не воспитала школа, должен тот педагогический коллектив, куда он пришел. Я сегодня начала до встречи с вами рассказывать, как нам дали 10 путевок в центр интернет-образования, и какая драка вокруг этого произошла в коллективе! Потом я вынуждена была просить у этого центра дополнительно. Больше 50 человек прошли курсы, и даже учителя, достигшие далеко пенсионного возраста, захотели туда попасть. Им хочется учиться. Но вот когда мы проводим конкурс «Учитель года» и спрашивает учителя, что его не устраивает сегодня в современной школе, почему не идут, а приходя в школу, сразу почти уходят? То почти все первым назвали, представьте, отсутствие свободного времени. Учитель без свободного времени не учитель. А чем это вызвано? Это вызвано маленькой зарплатой. И учитель должен в 3-4 раза работать больше, чем ему положено
К. ЛАРИНА Еще раз вопрос: пользуется ли профессия учителя сегодня в РФ уважением? Да  995-81-21, нет 995-81-22. И все-таки, настаиваю, материальные проблемы, влияют ли они на имидж профессии сегодня?
А. БИЛЬЖО Я не могу сказать, к сожалению, с абсолютной уверенностью. Учитель должен, конечно, получать зарплату достойную.
К. ЛАРИНА Это та профессия, из которой складывает средний класс в нормальной стране.
А. БИЛЬЖО Безусловно. Но будет ли от этого больше хороших учителей не совсем уверен. Думаю, что механизм должен быть таким у учителя в идеале должна быть большая зарплата, это должно привлечь большой поток людей в эту специальность, повысятся требования к этим людям, повысится конкурс. Тогда из этого потока можно отбирать наиболее достойных. Т.е. повышение зарплаты должно стимулировать приток людей и т.о. как через сито просеять всех, кто достоян этой специальности. Если просто повысить зарплату, больше будут получать денег плохие учителя. Они от этого не станут лучше. Ну, может, оденутся лучше, а может, и хуже, потому что наличие больших денег не означает появление стиля и вкуса. Это нельзя купить.
К. ЛАРИНА Я про другое говорила вот отношение ученика к учителю, оно все-таки зависит от материального положения учителя, или нет?
А. БИЛЬЖО Я думаю, что сегодня отношение ученика к учителю от того, обшарпанный у него портфель или куплен в лучшей итальянской фирме, я не знаю, мне кажется, что не должен ученик относиться к учителю лучше, какой у него портфель.
К. ЛАРИНА А вот относятся.
А. БИЛЬЖО Это значит, общая существующая тенденция в стране. Можно, я так подниму планку? Вот относились бы мы лучше к А.Д. Сахарову, если бы у него был, я специально утрирую, как древние греки, или к Лихачеву?
К. ЛАРИНА Это вы говорите о меньшинстве. Кто такой А.Д. Сахаров, к сожалению, знает об этом меньшинство людей в России сегодня в 2002 году…
А. БИЛЬЖО Но если учитель будет одет в хороший костюм с шикарным кожаным портфелем и т.д. и при этом будет обладать всеми остальными качествами, то конечно, к нему будет отличное отношение. Но если при этом учитель будет тем же самым, не могу подобрать слово, то отношение к нему будет как к человеку как он смог с таким интеллектом и знаниями купить себе такой портфель и такой костюм?
Д. ЗУЕВ Вы задаете нам провокационный вопрос. Если я вам скажу, что у меня многие годы была 1 рубашка, которую вечером мне жена стирала, а утром, погладив, я в ней выходил и был в том числе и учителем
К. ЛАРИНА Вы гордитесь этим?
Д. ЗУЕВ Но я был тем же. А потом у меня появилось несколько костюмов. И от того, что у меня несколько костюмов, я вас уверяю, я не изменился. Речь идет о том, что учитель должен понимать, что он учитель. В Писании очень хорошо Иаков сказал многие будьте учителями, ибо с нас много спрашивают. Учительская профессия это призвание. И вот сегодня страшно радостно видеть на факультетах наших ребят, которые пришли с призванием. Они занимаются онтологией гуманной педагогики, их не большинство, но они есть и они задают тон, что очень важно.
К. ЛАРИНА Опрос закончен. Нам за 5 минут позвонили 1500 человек, заинтересовала людей эта тема. Наш телефон 203-19-22, я попрошу наших слушателей, мы примем 3 звонка, прежде чем я подведу итоги, ответить вслух на этот вопрос пользуется ли сегодня профессия учителя уважением. Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Меня зовут Людмила Васильевна. Я учительница, я 36 лет отработала в школе. Я рада, что я дозвонилась, потому что каждое воскресенье слушаю вашу передачу, у меня душа горит, как у алкоголика! Вы поставили такой вопрос, пользуется ли сегодня профессия учителя уважением. О каком уважении можно говорить? Дело в том, что мы получаем копейки. И если вы говорите, что сегодня комплектация школ случайными людьми или нет Вы знаете, сегодня в школе 20-30% работают педагоги настоящие, по призванию, а остальные это те люди, которые в силу обстоятельств идут в школу. И школа рада их принять, потому что работать некому.
К. ЛАРИНА Спасибо за ваш звонок. Грустно пока. Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Здравствуйте! Меня зовут Нора. У меня не пользуются уважением. Потому что, вы говорите, они получают мало денег, но в школе такие поборы. И когда мой ребенок сказал, что у нас тоже собирают деньги, нас вызвали в школу, ребенок очень хорошо учится, нам сказали забирайте его, потому что вы не можете платить. Вообще ребенок деньги не зарабатывает и не должен об этом спрашивать.
К. ЛАРИНА Ясно, большое спасибо. И  еще один звонок, алло!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА — Добрый день! Приветствую, коллеги! Подписываюсь под каждым вашим словом. Сердце просто кровоточит. Все совершенно правильно сказано. Я в четвертом поколении из преподавательской среды, мои дети уже в пятом. Все это было и раньше. Нельзя из литературы выбрасывать то, что проходили и раньше, значит, и Фонвизина мы зря проходили. Вот почему в ГД и там где-то, в законодательной власти, нет умных людей?
К. ЛАРИНА Хороший вопрос, спасибо! А теперь, внимание, я хочу огласить результаты опроса. Пользуется ли, на ваш взгляд, профессия учителя уважением сегодня в РФ? Нам позвонили 1500 человек. Да, пользуется 18%, нет 82% позвонивших. Это огромная цифра. Практически подавляющее большинство. Прошу прокомментировать.
А. БИЛЬЖО Эту цифру можно представить по-другому: в нашей стране 185 хороших и талантливых учителей. Значит, это те люди, о которых мы говорили. Хотелось бы, чтобы их было 100%. А 82% — это случайные люди, пришедшие в школу.
К. ЛАРИНА Вам как такие результаты? Грустно?
Д. ЗУЕВ Я немного обескуражен, честно. Я думал, что будет половина на половину примерно. И вот последний звонок, нет, т.е. второй звонок, по поводу поборов, он свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое, к сожалению, есть сегодня в школах. И над этим надо задуматься всем, прежде всего, руководству нашего Минобразования, всем тем, кто ответственен за это. В том числе, и всем депутатам, о которых тоже была речь.
К. ЛАРИНА Мария Андреевна?
М. КОМЛЕВА Вы знаете, для меня не является новостью то, что я услышала. И я скажу, что в каждом районе Москвы, где есть 12-15 школ, есть 1-2, куда народ идет непрерывно. Значит, во всех остальных неблагополучно. Неблагополучие определяется тем, что сегодня действительно учителей не хватает. Хороших учителей удерживаем за счет дикой перегрузки. И потом, хороший учитель действительно не задумывается, может быть, как он выглядит. Он все равно красивый человек, понимаете?!
К. ЛАРИНА Вот вы все время говорите со стороны учителей. Я вам говорю про другое, про обратную реакцию. Единицы могут оценить из класса, что, вот 30 человек личности такие же, как учитель? Так не бывает. Единицы могут определить талант, призвание, профессионализм учителя.
М. КОМЛЕВА Нет, не единицы
Д. ЗУЕВ Вы не правы абсолютно! Если учитель идет, думая, что единицы перед ним талантливых детей, ему не надо переступать порог класса! Он должен идти, глубоко веря, что каждый из них талант. Так же как я верю, что каждый, кого я породил, безусловно талантливый и достойный. И на самом деле это так.
М. КОМЛЕВА На самом деле, талантливый учитель обязательно найдет искру божью
Д. ЗУЕВ И раскроет ее. Он может хулиганить, может быть каким угодно, но все равно он имеет эту искру.
К. ЛАРИНА Андрей, ваше мнение? Вот вы загрустили
А. БИЛЬЖО Загрустил, т.к. ситуация, на самом деле, тупиковая, потому что мы все время говорим, что учитель должен быть личностью, а личностей не может быть много, может быть, даже к  счастью. Поэтому тут, наверное, нужно менять что-то в образовании учителей, давать им больше свободу, повышать зарплату, чтобы увеличился конкурс. Престижность профессии должна повыситься и т.д. Я просто помню свою школу, вспоминаю с огромным удовольствием, мне повезло с учителями, и вспоминаю школу своего сына с сожалением, с грустью. И помню, когда его хотели оттуда отчислить, я беседовал с учителями, я уходил оттуда со слезами на глазах и с ненавистью к учителям. Там была одна учительница на всю школу, которую потом выжили. Поэтому тупиковая ситуация. Все зависит, не знаю И от власти в том числе.
К. ЛАРИНА Сегодня я не поставила перед вами вопрос, что делать, т.к. понимаю, что это тема уже следующей передачи. Нельзя, резюмируя наш тяжелый разговор, говорить о каких-то рецептах. Об этом, думаю, нам стоит поговорить с представителями Минобразования обязательно, и с представителями нашей законодательной власти. И наверное, с учениками, потому что, слава богу, ученики еще в школах есть, их гораздо больше, чем учителей. И дай бог, чтобы это продолжалось всю нашу долгую жизнь. На пейджере еще очень много всяких слов, тема тяжелая, за живое берет. Юрий Петрович пишет: «Ксения, предложите, пожалуйста, вашим слушателям прожить на зарплату учителя» — я хочу обратить ваше внимание, что как раз «Эхо Москвы» слушают в подавляющем большинстве люди т.н. непрестижных профессий, в том числе учителя, врачи. Андрей вот сбежал из профессии врача, да?
А. БИЛЬЖО Да, сбежал. Я сбежал не потому, что там низкая зарплата, просто я стал заниматься другими вещами.
К. ЛАРИНА Спасибо! Нашими гостями были Мария Комлева, народный учитель РФ, директор школы 199, Дмитрий Зуев, профессор Московского городского педагогического университета, лауреат премии «Учитель года», член жюри конкурса «Учитель года», бывший гендиректор издательство «Просвещение», Андрей Бильжо, художник, бывший врач-психиатр, писатель. Извините, если нервы вам попортила, но мне кажется, что сегодня программа была очень важная, и повод для этого значительный. Спасибо!

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире