'Вопросы к интервью
14 ноября 2013
Z Интервью Все выпуски

Открытие памятника Егору Гайдару


Время выхода в эфир: 14 ноября 2013, 22:02

В полдень, 15 ноября в Атриуме Библиотеки иностранной литературы состоится открытие скульптурного портрета Егора Гайдара. С автором работы, чьи скульптурные портреты академика Лихачева и Чингиза Айтматова ранее были открыты во внутреннем дворике библиотеки, беседует Майя Пешкова

М. ПЕШКОВА: Вас с Егором Тимуровичем связывали какие-то личные отношения?

Г. ФРАНГУЛЯН: Я  с ним знаком был, мы когда-то вместе сотрудничали в фонде Окуджавы, в его попечительском совете , в который я так же, как и он. входил. Я с ним не так плотно, но все же  виделся, общался, бывал у него в кабинете.

М. ПЕШКОВА: Каким-то образом ваши дороги пересекались, когда вы лепили скульптуру Окуджавы?

Г. ФРАНГУЛЯН: Нет, я никому ее, кроме семьи, не показывал. Единственный человек, который принимал как-то участие – это был Юрий Рост. А потом, когда памятник уже был открыт, меня включили в  попечительский совет, какое-то время он существовал и действовал.

М. ПЕШКОВА: Как вам далась эта работа? Сложно ли было ваять Егора Гайдара?

Г. ФРАНГУЛЯН: Не могу сказать, что мне это было сложно, скорее мне было это в радость, но я чувствовал и  ответственность огромную. Потому, как сам жанр портрета, даже если он развернутый, очень интересен, а вы, если знаете мое творчество, композиции, знаете, что решение у меня всегда продиктовано личностью портретируемого. Поэтому, это может быть не совсем в рамках того жанра, который можно себе представить в виде портрета, это более, чем портрет. Это скорее полуфигура, базой для которой является сложнейшая композиция, составленная из сложных форм, треугольных в плане, поставленных одна на другую, как звенья. Звенья двигающиеся, хоть иногда соскальзывающие, но устремленные вверх. Это собственно и является базой, на которую опирается полуфигура.

. Все это вместе по пропорциям, кроме всего прочего, похоже на фигуру Егора Тимуровича. Но это сложнее, чем фигура даже, так бы я сказал. Это сложная композиция, где сама форма, и движения форм создает тот образ, который как мне кажется, отражает его деятельность, его устремленность, глубину тех реформ и тех профессиональных познаний, на которые собственно и опирается образ, его способность решать, опираясь на свои глубокие профессиональные знания.

Вот это все вместе, мне кажется, я передал путем сочетания определенных форм. Там не столько имеет значение форма глаза или носа, хотя там в этом отношении все в порядке, он похож, я работал с его сыном Петром, и он признал абсолютное сходство. Дело не в этом. Для меня сходство именно в сочетании всего этого вместе. То есть, он должен действовать своими скульптурными, архитектурными качествами, кроме всего прочего.

М. ПЕШКОВА: Это первое скульптурное изображение Егора Тимуровича, да?

Г. ФРАНГУЛЯН: По-моему, да. Насколько я знаю, если вот за это короткое время ничего не поставили.

М. ПЕШКОВА: А надгробие не вы делали?

Г. ФРАНГУЛЯН: Нет, надгробие делал не я, но я его видел, оно красивое, его сделал Андрей Балашов, хороший скульптор.

Красивая работа, это я могу точно утверждать. Она из листов, в виде книги.

М. ПЕШКОВА: Я хотела спросить  — ваше отношение к этому библиотечному дворику. Согласитесь, это уникальное явление – такой дворик, в котором собраны скульптурные изображения великих людей не только нашей страны, но и мировой культуры, политики. Ваше отношение к  замыслу, собрать скульптурные изображения великих воедино в одном месте, именно там, где книгохранилище, главное книгохранилище иностранных книг в нашей стране.

Г. ФРАНГУЛЯН: Мне кажется, это великий замысел Екатерины Юрьевны Гениевой, которая задумала эту идею, и на протяжении многих лет углубляет, развивает ее. На самом деле собрание уникально, и такое место в Москве, оно уже достопримечательное, но скоро оно станет известной достопримечательностью не только для тех, кто посещает библиотеку, но оно достойно уже и экскурсий, так мне кажется. Выдающееся решение, и это очень связано с библиотечной и образовательной деятельностью вообще.

М. ПЕШКОВА: Могу ли я узнать о ваших планах, что сейчас в работе?

Г. ФРАНГУЛЯН:У меня сразу несколько проектов, больших. Я сказал бы строительного характера, то, что мне на самом деле очень близко. Я не знаю, какой из них в общем будет иметь реализацию, скорее это проекты-надежды. Потому, как вы понимаете, что сейчас что-то получить в городе и сделать, практически не реально. Поэтому я выдвигаю свои какие-то идеи, предлагаю и нахожусь в надежде, что это будет как-то реализовано. Хотя бы часть из них, и я был бы счастлив.

Потому, что сама система раздачи, если можно так сказать, градостроительных заказов, она в ужасном состоянии, и мне кажется, что больших перспектив я там не вижу для себя. Поэтому я пошел другим путем, я придумываю, делаю, мечтаю. В конце концов мечты могут реализовываться, я на это надеюсь.

М. ПЕШКОВА: Хочу Вас спросить про Олимпийские скульптурные объекты? Или тема закрыта?

Г. ФРАНГУЛЯН: Нет, для меня не закрыта. То есть, для меня закрыты сами объекты, тема для меня вообще не закрыта. Я хочу сказать, что бы  реализовать фантастический проект, был проведен огромный отбор работ, в результате просмотра 2100 работ различных авторов со всей страны отобрано было 65 выдающихся, как мне кажется, 48-ми авторов. Проект полноценный, который решал очень многие проблемы, необходимые как мне кажется, для того пространства парка скульптур, который предполагал заполнение вот  просторов между гигантскими сооружениями. И этот проект, к сожалению, не реализованный, и не будет реализован. Как оказалось в конце, когда мы уже были готовы приступить, и были готовы все договоры с художниками, вдруг нам денег не дали. Вот так вдруг – и всё.

И мы были брошены просто. Ни спасибо, ни благодарности, ничего. 48 человек, отобранных лучших, которые не верили, но поверили, поверили мне, под мое имя пошли, и вот что получилось, Ну, они понимают, что не я их подвел, ну вот так мы оказались брошены, к сожалению. Мне кажется, что это было бы украшением. Это было бы той частью необходимого декоративного решения пространства, без которого масштаба там нет. То есть, там есть масштаб грандиозных сооружений, но масштаба, переходного к человеку, нет. Все это будет, я думаю, заполнено всякими палатками, сувенирами , и так далее. А вот  монументальная составляющая, она будет отсутствовать. То есть, она уже отсутствует. К сожалению, это крушение надежд. Как это? Утраченные иллюзии, возможно последние, которые у нас ещё были.

М. ПЕШКОВА: Очень жаль, что так получилось.

Г. ФРАНГУЛЯН: Не то слово. Так что, грустная история.

Директор Библиотеки Екатерина Гениева, комментируя открытие скульптуры во Внутреннем дворике вверенной ей  Библиотеке сказада: «Егор Тимурович на протяжении многих лет был членом нашего Попечительского совета, его очень интересовала жизнь Библиотеки. Присутствие этого выдающегося человека среди памятников в нашем Атриуме мне кажется абсолютно обоснованным».

1069580
1069582
1069584
1069586

Комментарии

208

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


vvrodeelena 15 ноября 2013 | 10:40

Без руки, без ... , умно сделано, намёк понятен.


artma 15 ноября 2013 | 11:01

увы, чертами на героя не похож, хотя типаж довольного челнока-оптовика или вышедшего на свет советского корейко схвачен верно


vi_ivanov 15 ноября 2013 | 11:11

блестящая бизнес-идея: метрах в пяти от сего творения скульптора установить стенд для бросков яйцами и/или гнилыми помидорами.
гарантирую круглосуточное посещение


15 ноября 2013 | 11:29

Отличный мужик был! профессионал!
В 35 лет все страну нагрел.
талантище! Жаль, что так мало пожил, Ягорка!


15 ноября 2013 | 16:15

выбираем место для памятника чубайсу,ваши предложения господа-товарищи.


(комментарий скрыт)

17 ноября 2013 | 13:11

Интересно, какая будет очередь из желающих выразить свое отношение к упырю. Или, все-таки, выставят полицаев для охраны?


che3711 17 ноября 2013 | 17:39

эх далеко этому до деда,дед закатывал пулемет на чердак избы,и всю деревню перед избой укладывал,молодой, горячечный,все в атаку против народа ходил,погоняло хайдар т.е. куда? от алеутов получил,всегда в первых рядах расстрельной,чем он там распоряжался,пока лечиться от бесноватости не уговорили.А внука в тайне опи"сал с бочкой варенья сидит,ящик печенья ест,мальчиш-кибальчиш красным флагом машет ИЗМЕНА....ИЗМЕНА, а плохишь давится ,да хорошая дрянь выросла,кого на хавчик,кого на измену пробивает.Столбик удобный отлить на такой,удовольствие.


(комментарий скрыт)

14 ноября 2013 | 23:54

злая пародия - получилась. особенно удачно работают "архитектурные качествв" - уродливый инвалид запендюрен на скособоченные кубики, которые вот-вот рухнут. символично.

не менее символично то, что этот инвалид укрылся "именно там, где ... главное книгохранилище иностранных книг в нашей стране." где ж ему еще прятаться в нашей-то стране. хотя и там - заплюют.

давно я не был в иностранке...


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире