'Вопросы к интервью

Оксана Пашина 13 часов и 10 минут в столице. Это программа «Родительское собрание». Светлана Ростовцева за звукорежиссерским пультом. Меня зовут Оксана Пашина. И в нашей студии Марат Алимов, учитель русского языка гимназии 1517, и Инна Кабыш, поэт и учитель литературы. Здравствуйте!

Инна Кабыш Здравствуйте!

О. Пашина Мы…

И. Кабыш Школы 1595.

О. Пашина Вот. 1595. Мы говорим о том, нужен ли обязательный единый госэкзамен по русскому языку. Это предложение или даже уже не предложение, а приказ или не приказ…

Марат Алимов По литературе.

О. Пашина По литературе. Да. Министра образования нового. У меня такое ощущение, что у нас какие-то метания. То мы говорим, что не надо «Войну и мир» и Достоевского изучать в школе, а теперь вот ЕГЭ по литературе хотят сделать обязательным. Как Вам сама идея? Давайте с этого начнем. Да, Инна?

И. Кабыш Ну, во-первых, знаете, столько мифов ходит вокруг ЕГЭ вот уже в течение 8 лет, начиная уже от этого навязшего в зубах каламбура, вот ЕГЭ, Баб-ЕГЭ. Уже искаламбурились по этому поводу. Вот. И вот экзамен по литературе в форме ЕГЭ, значит, одна часть баек о том бает, что это ужасно примитивный экзамен. Там вот есть такие вопросы типа, какой породы была собачка у Герасима. Но на самом деле ничего вообще не было похожего. То есть…

М. Алимов И почему умерла лошадь Печорина?

И. Кабыш Да. От чего умерла лошадь… Как звали лошадь Вронского? Ну, вот это всякая ерудна. Вот. Но кому-то нравилось, видно, это сочинять. 2-я наоборот часть баек о том, что это безумно сложно. Это вообще-то какие-то кандидаты наук филологических должны расшифровывать. Там есть такие вопросы, что такое метонимия и синекдоха. Это же вообще ужасно. Там ямб, хорей. Так детей мучить! Вот как-то вот нам надо вообще разобраться. Не знаю, каждому учителю прийти… Вот этот ЕГЭ по литературе. Вот мы учителя, мы знаем с текстами в руках, что это такое, это сложный экзамен или он примитивный, или это профанация вообще нашего высокого, прекрасного предмета. На мой взгляд, нормальный, внятный экзамен, более того живой, меняющийся. Вот я уже 8 лет… на моем веку его уже сдавали все, начиная от моего родного сына, кончая мной самой. Я вот в ноябре прошлого года сдавала ЕГЭ. Нас вот обязали. Какие-то ученики, ученики школьные разных поколений, вот все через это прошли. То есть экзамен живой, меняющийся, отказывающийся от одного, сейчас вот на будущий год новый вариант уже выставили. Нормальный внятный экзамен.

О. Пашина Но тут вопрос в том, должен ли он быть обязательным, потому что если посчитать, что там нужно обязательно вводить, значит, русский язык, математика, литература еще будет, иностранный язык…

М. Алимов Английский…

О. Пашина … история, география. Ну, это… для обязательных экзаменов это не многовато? Тем более если кто-то не гуманитарий. Ему нужно вот это углубленное изучение…

И. Кабыш Ну, почему? Его же можно сделать как вот математика – базовый и профильный.

О. Пашина А базовый – это что такое? Это вот…

И. Кабыш Ямб от хорей уметь отличать.

О. Пашина Знать годы рождения и смерти писателей?

И. Кабыш … совершенно годы рождения никогда не спрашивают. Соотнести название произведения с автором, который написал, какого жанра…

О. Пашина Хотя бы знать, кто, что написал.

И. Кабыш Это роман… Ну, не так примитивно. Это можно все разработать. А почему у нас с математикой? У нас же тоже не все математики. У нас есть базовый и профильный. Также литературу. А почему базу-то не знать людям? Ямб от хорея отличать. Ничего вообще плохого в этом нет. Рассказ от романа. Нормальная какая-то общая культура человеческая. Можно сделать базовый и профильный. Вот я вообще не вижу здесь проблемы никакой.

О. Пашина Марат, а Вы видите проблему?

М. Алимов Ну, мне вообще кажется, что здесь очень важно говорить о том, что экзамен будет для всех. Да? То есть если он будет для всех, то вот эта филологическая составляющая, которая есть в нынешнем экзамене достаточно сильная. И ямб, и хорей, и синекдоха, и метонимия. То надо крепко задуматься над тем, вот в каком виде его проводить, потому что, ну, как бы литература ведь для всех это немножко, наверное, не только филологическая составляющая. На мой взгляд, это мировоззрение, – да? – формирование мировоззрения. Это беседа. Это размышление. Это такая личностная вещь.

И. Кабыш Культурный код.

М. Алимов Культурный код. И поэтому здесь я бы сказал, что я в принципе – да? – не против иметь мечты министра. Я вот тоже мечтаю об этом. Но мне кажется, его нужно сильно подготовить к экзамену. То есть вот в том виде, в каком он сейчас существует, все-таки это экзамен для избранных, это экзамен для тех, кто сознательно на это идет, взвешивает все свои риски и так далее. Если человека мы лишаем выбора, – да? – то есть он соответственно сдает как русский язык, как математику, то тогда мы должны задуматься над тем содержанием экзамена, над тем какие произведения туда войдут, – да? – и вообще тогда ставить вопрос о том, чему должна учить литература на уроках. То есть вот филологическая составляющая или, например, знание биографии писателя, – да? – знание жанрово-видовой системы или чему-то другому. И тогда если эти все вопросы решить, задуматься, обговорить в обществе, и тогда можно ставить вопрос об обязательном экзамене.

О. Пашина Ну, на это же нужно время.

М. Алимов Очень большое время.

О. Пашина А у нас все быстро. Министр сказал вот вчера, а завтра уже все. Ну, решение должно быть исполнено.

М. Алимов Если имеется в виду, что мы просто берем и действующий экзамен…

О. Пашина Как он есть сейчас.

М. Алимов Да, который есть, и кладем его вот в основу обязательного экзамена…

И. Кабыш Нет, это будет…

М. Алимов Это провал.

И. Кабыш Это будет полный провал.

М. Алимов Да, потому, что здесь…

И. Кабыш С будущего года он станет ведь еще лучше, скажем так.

М. Алимов Ну, он будет совсем субъективным…

И. Кабыш Творческим.

М. Алимов Да. Да.

И. Кабыш Он будет очень творческий. Я даже испугалась.

О. Пашина А как…

И. Кабыш … это не смешно.

О. Пашина Поподробнее. Каким он станет?

И. Кабыш Ну, Вы знаете, во-первых, там не будет тестовой части вообще. То есть теорию не будут спрашивать. Будет считаться, что человек в процессе ответа будет использовать такие вещи как композиция, сюжет, там роман, тот же ямб, хорей, эпитет и так далее. То есть человек…

О. Пашина То есть он понимает, о чем он говорит.

И. Кабыш Да, он понимает, о чем он говорит. И вот этот инструментарий, его специально не надо проверять. И это будет 5 сочинений: 4 маленьких, вот и 5-е такое полнометражное. То есть он очень творческий. И он действительно такой достаточно умный, сложный. И это вот действительно единицы могут написать, вот те, кто сознательно идут там на журфак или в педагогический. В таком виде его ни в коем случае нельзя делать обязательным. Вот нужно такую простую какую-то версию разработать.

М. Алимов Ну, и потом вот, мне кажется, давайте вот посмотрим темы этого года. Да? Вот уже он прошел экзамен по ЕГЭ-то. Да?

О. Пашина Да.

М. Алимов Темы сочинений: «Патриотизм в «Слове о полку Игореве». Да? Дальше там… Сейчас я вот… Эту тему запомнил очень хорошо. То есть «Художественное своеобразие Шолохова «Тихий Дон». Это сложно. И потом возникает вопрос вот, а зачем— да? – всем, абсолютно всем знать художественное своеобразие Шолохова? Или же… произведения Шолохова. Или же вот по поводу патриотизма, насколько это вообще актуально?

О. Пашина Очень, по-моему, сейчас актуально.

И. Кабыш Актуально, актуально.

М. Алимов Ну, и «Слово о полку Игореве»…

О. Пашина Хорошо, что это «Слово о полку Игореве». Слава Богу. Да.

М. Алимов Вы думаете?

И. Кабыш Конечно.

О. Пашина Да.

И. Кабыш Конечно. Это хорошо. Нет, ну, это тоже… Нет, ну, у нас есть итоговое сочинение, которое более простое, более внятное. Вот оно для всех. Не знаю, мне кажется, вообще это можно было бы как-то совместить.

М. Алимов Вот я тоже хочу сказать, что такое…

И. Кабыш Да.

М. Алимов … от чего-то одного отказаться…

И. Кабыш Да, потому, что мы вот сейчас… мы как бы методом тыка. Это очень хорошо, что вот идет поиск такой все время живой. То есть сделать ЕГЭ по литературе сложнее, как и хотят, пусть вот для тех, кто там журфак МГУ, вот у меня поступают, там каждый год вот есть один человек, который вот такую высокую планку берет. Но он один из 2-х классов. А остальных… Если у нас есть предмет, значит, должен быть какой-то механизм проверки качества – да? – знаний по этому предмету. Ну, не будем же мы заклинать: «У нас такой высокий, прекрасный предмет, он не поддается никакому экзамену». Ну, смешно, ребят. Ну, тогда не нужен такой предмет в школе…

М. Алимов Да, лучше здесь, мне кажется, вопрос мотивации, потому что смотрите, вот для чего мы делаем этот экзамен, – да? – для того, чтобы все читали. Ну, как бы есть… Я так понимаю, что мысль министра была такая, что нужно возрождать, нужно, чтоб люди читали, чтобы разбирались в культурном коде. Мне кажется, что если вот экзамен делать, ну, как бы оставлять в таком виде, это не приведет к этому, то есть люди все равно не будут читать, потому что большинство произведений для большинства достаточно сложные. Я вот всегда говорю о том, что как было бы здорово нашу школьную программу… в нашу школьную программу включить те произведения, которые реально читают подростки. Они очень разные. И русские…

О. Пашина А что же они читают, по Вашему мнению?

М. Алимов А вот я хочу…

О. Пашина Пелевина они читают?

М. Алимов … пример…

И. Кабыш Нет. Почему? Они читают очень много зарубежной, переводной литературы, очень много читают фэнтези и фантастики.

О. Пашина О, да! Нелюбимое.

М. Алимов Вот в МПГУ в этом году была олимпиада «Прочитай».

О. Пашина Так.

М. Алимов Так небольшой буквально…

О. Пашина Хорошо.

М. Алимов … вот зарисовочка. Вот смотрите, значит, что это был за конкурс? Значит, ребята должны были выбрать книгу, выделить в ней одну тему и порекомендовать эту книгу своему сверстнику. И вот таким образом обобщив… Там около тысячи детей участвовало. Ну, понятно, что выборка маленькая. Смотрите, какие книги были предложены сверстникам как интересные. Очень разные. Брэдбери. Да? «451 градус по Фаренгейту». Гайдар «Тимур и его команда», Ельчин «Сталинский нос», Зузак «Книжный вор», Каверин «Два капитана», Распутин «Уроки французского», Виктория Ледерман «Календарь Майя». И победил, здесь как бы конкурс зрительских симпатий, Нина Дашевская «Я не тормоз».

О. Пашина Ого!

М. Алимов Вот посмотрите…

О. Пашина Разброс огромный.

М. Алимов Мы… мы этих книг вообще не слышим практически.

И. Кабыш Как это не слышим? Это же нормальные книжки, которые в список книг по внеклассному чтению входят.

М. Алимов По внеклассному чтению.

И. Кабыш Ну, и что? Ну, так уроки по внеклассному чтению у нас систематически проходят там раз в месяц. И все эти книги там вот… «Алые паруса» какие-нибудь… Ну, все там вот. Плюс у меня есть такой урок под названием там «Книга лета», «Книга осени», «Книга зимы», когда… потому, что я все время думаю, у меня слишком все централизовано. Ну, не у меня, а у нас, у всех. Вот есть у нас жесткая программа с классикой. Внеклассное чтение тоже мы даем список. Вот что-то же они сами, бедные, должны читать. Ну, тогда я придумала такой формат. Вот то есть у нас бывают уроки, когда они рассказывают в виде там презентации вот про то, что вот они сами читают помимо этих списков. Ой! Я там…

М. Алимов … сделать эти книги вот именно ядром программы? И как бы вместе с этими книгами оставить классику и таким образом замотивировать ученика, поговорив об этом, поговорим и о том.

И. Кабыш … идти на поводу у вкуса у детей.

О. Пашина Почему? Это может слишком далеко зайти.

И. Кабыш Не надо…

М. Алимов Это тоже книги. А потом…

И. Кабыш Хорошие. Вот как внеклассное чтение…

М. Алимов … что мы имеем против Каверина? Что мы имеем в виду… Ну, Каверин, так или иначе, обсуждается. Это я бы не сказал, что это против вкусов детей. Мы как бы разворачиваемся к ним, понимаете? Вот я Вам такой пример приведу из ЕГЭ по русскому языку, которое сейчас уже прошло – да? – и идет. И в прошлом году уже в это время были подведены итоги. Значит, там тоже ведь заложена литература.

И. Кабыш Конечно.

М. Алимов Там заложен пример из литературы.

И. Кабыш Аргумент.

М. Алимов Аргумент. И когда читаешь эти работы, ты вот прекрасно понимаешь, что эти книги не прочитаны. Все это просто зазубривание или может даже какая-то совершенно дикая интерпретация по поводу того, что есть, ну, там тексты про войну…

О. Пашина Ну, вот нам… Нам, кстати, пишут…

М. Алимов … который герой и так далее.

О. Пашина … слушатели, что есть, во-первых, готовые домашние задания. Есть вся русская литература…

М. Алимов В пересказе.

О. Пашина Да? Там за 5 минут.

М. Алимов Сайты существуют. Конечно.

О. Пашина Есть аудиокниги, наконец. И собственно никого не заставишь это читать.

М. Алимов Вот поэтому не заставлять надо, а мотивировать. Мне кажется, что это один… Это обсуждаемый вопрос. Да. Но это один из путей возвращения любви к книге.

О. Пашина Ну, я не знаю. Слушайте, все будут читать Гарри Поттера. И что? Мы вместо Толстого…

И. Кабыш Гарри Поттера я тоже…

О. Пашина … Гарри Поттера изучать?

И. Кабыш Не-не. Только внеклассное чтение.

М. Алимов У Гарри Поттера тоже много есть интересного.

И. Кабыш Только внеклассное чтение. Я Гарри Поттера даю им в списке, они в таком восторге. «И Гарри Поттера можно?» Я говорю: «А почему же нет-то? Все можно. «Человека амфибию» и «Голова профессора Доуэля» можно». – «А! И «Всадник без головы» можно?» Да, но только внеклассное чтение, конечно. А все-таки у нас…

М. Алимов А почему внеклассное?

И. Кабыш Ну, потому что. Все-таки у нас русская классика в приоритете. И мы должны это помнить, что вот у нас… Что без нас они ее не прочитают. Они с ней разминутся. Если мы скажем, что давайте мы их в детстве вот будем развлекать, будем читать то, что им нравится. Потом они вырастут и сами будут читать. Они вырастут и не будут читать, они будут зарабатывать деньги.

М. Алимов Но эти книги не развлечение, эти книги очень серьезные.

И. Кабыш Тем не менее.

М. Алимов … Зузак «Книжный вор» или, например, «Календарь майя». Это про современных подростков 13-летних, которые, я знаю, мои ученики с удовольствием читают эти книги, они готовы говорить…

И. Кабыш Это хорошо. Но давайте они все-таки «Оливера Твиста» прочитают, Тома Сойера прочитают. Да?

М. Алимов Ну, понятно. Списки разные бывают. Да. Просто я…

И. Кабыш Давайте, чтоб все-таки вот была какая-то база, а потом уж современные как-то рядом, параллельно, ну, вот мы же должны заложить фундамент.

М. Алимов … к сожалению, часто не хватает времени на потом.

И. Кабыш Это да.

О. Пашина И еще дальше идет наш слушатель из Санкт-Петербурга, который пишет: «Чтобы люди разбирались в культурной коде, Вы говорите, в программном коде нужно разбираться в 2017 году, а ямбы с хореями уже никому не нужны.

И. Кабыш Ну, конечно.

М. Алимов Что такое программный код в данном случае?

О. Пашина Ну, это вот всякие там java-скрипты, си и так далее.

И. Кабыш Ну, давайте тогда скажем, что и падежи не нужны. Ну, давайте грамматики… правила грамматики не нужны, что давайте писать безударные гласные всякие, не будем проверять ударение. Давайте от всего вообще откажемся. Здороваться не будем. Умываться. Ну, что там дальше? Еще какие предложения есть?

О. Пашина Я напомню, что ваши смс-сообщения вы можете присылать на номер +7 985 970 45 45. Но возвращаясь к экзамену, здесь очень много сомнений и страхов у наших слушателей, которые говорят, что сочинение было всегда самым удобным инструментом для манипуляций. То есть доказать, что ты там не ошибся, и ты раскрыл тему и все написал правильно, было просто невозможно. Не раскрыл тему. Все.

И. Кабыш Ничего не все. Сейчас стали такие подробно разработанные критерии, их очень много, и нет такого одного критерия – раскрыл, не раскрыл. Их очень много. Глубина раскрытия, владение… привлечение текста, владение теоретико… теоретическим материалом. Сейчас очень все прописано. Все настолько прозрачно и вот… Я не знаю, вот у нас люди какого возраста…

О. Пашина Ну, а если, допустим, взгляды преподавателя, экзаменатора на патриотизм отличаются от взглядов ученика, который написал про патриотизм…

М. Алимов Мне кажется, что…

О. Пашина … в «Слове о полку Игореве».

М. Алимов … эти опасения связаны прежде всего с тем временем, до ЕГЭ, когда учитель один – да? – ведущий сам проверял сочинение своего ученика, и вот он точно знал, ученик, что…

О. Пашина Марь Иванна…

М. Алимов … у Марь Иванны…

И. Кабыш Она любит так.

М. Алимов … такие взгляды на патриотизм, а я либо… я должен прогнуться, извините, под Марь Иванну…

И. Кабыш Либо наоборот, на зло же. Все, Марь Иванна.

М. Алимов Либо… Да. Либо вот, значит… Ну, почему на зло? Просто свою точку зрения. А вот когда мы говорим о ЕГЭ, человек, который проверяет работу, он лично не знаком…

И. Кабыш Там комиссия. Да, целая комиссия.

М. Алимов И такая работа проверяется два… два раза.

И. Кабыш Спорные варианты.

М. Алимов Если спорный вариант, она три раза проверяется.

И. Кабыш Ну, и комиссия там.

М. Алимов Вы совершенно правильно сказали, что даже в нынешнем варианте, который достаточно сложен в ЕГЭ по литературе, все равно критерии, они не просто разработаны, они совершенствуются каждый год, детализируются. Поэтому вот эти опасения относительно того, что не сошлись две точки зрения…

О. Пашина Характерами.

М. Алимов … и поэтому не те баллы – это совершенно невозможно в этой ситуации. Если этот экзамен принимается, и когда-то он принимался вот в советское время в школе, да, там такие опасения были. Вот не раскрыл тему. И все, иди докажи. Учитель, конечно, знает больше. Он сейчас наговорит в два раза больше, чем ребенок может ответить. А здесь постольку, поскольку никакой личной корысти, заинтересованности – да? – у проверяющего нет, вот когда мы проверяем работу, мы не знаем, кто это пишет. Ну, штрих-код перед нами есть и все. Поэтому здесь процент объективности намного выше.

О. Пашина А если даже с мнением штрих-кода не согласен? Ты считаешь, что все неправильно написано…

М. Алимов А если, значит, со штрих-кодом, есть…

И. Кабыш … неправильно.

М. Алимов Есть апелляция. Есть апелляция именно для таких сочинений, для тех работ, которые пишут от руки для субъективных работ. И на апелляции, где тоже сидят несколько человек, и можно прийти с родителями. Да?

И. Кабыш Да, да. У меня несколько раз ходили.

М. Алимов Да. И можно в культурной, вежливой форме все точки над «i» расставить. Вот такого, чтобы… Я не помню на своем веку, чтобы были такие уж прям вопросы, которые вот, ну, неразрешимые.

О. Пашина Таня из Москвы спрашивает: «А в сочинениях что нужно сделать-то? Нужно пересказать сюжет или дать анализ, например, стиля Быкова?»

И. Кабыш Какое сочинение-то имеется в виду? Итоговое?

М. Алимов … нынешнего экзамена, который существует?

О. Пашина Да. Да.

М. Алимов Ну, это филологическое вообще-то сочинение большей частью.

И. Кабыш То есть о каком сочинении идет речь? Сочинение внутри экзамена ЕГЭ по литературе?

О. Пашина Ну, видимо, да.

М. Алимов Ну, вот последняя, наверное, та, что 3-я часть.

И. Кабыш Ну, это обычное… А это обычное сочинение по литературе, только, ну, такое более – что ли? – ну, профессионально немножечко заостренное, что имеется… Я всегда говорю, что поскольку ты сдаешь литературу, то от тебя просят не просто вот как от читателя, а как такого юного филолога, все-таки чтоб ты владел терминами, чтоб это было, ну, немножечко так… немножечко повзрослее. Обычное сочинение по литературе. Там есть вступление, есть какая-то основная часть, где…

М. Алимов Достаточно традиционные темы…

И. Кабыш Традиционные – да, – традиционные темы…

О. Пашина И не нужно быть Дмитрием Быковым, философом?

И. Кабыш Дмитрием Быковым?

О. Пашина И так далее.

И. Кабыш Вообще как-то…

М. Алимов Дмитрием Быковым невозможно быть. Он один такой.

О. Пашина То есть такой уровень не требуется. Мы успокоим Таню. Вот тоже очень распространенная точка зрения человека, который категорически против обязательного экзамена. «Весь смысл в 11-м классе получить сертификаты для поступления в вуз. Значит, каждый выбирает для себя то, что ему нужно. Зачем же трепать нервы, тратить силы и так далее на то, что не нужно тебе?»

И. Кабыш Все… Все, главное, очень хорошо знают, что им нужно, что им не нужно. Вот знаете, это удивительно. Причем ведь даже у ребенка может поменяться… Вот сколько таких – да? – случаев, когда в начале года говорят: «Да мне там Ваша литература…», а в конце он приходит и говорит: «Вы знаете, у меня вот все вообще поменялось и оказалось, что нужно». Даже чисто узко профессионально. Я уже не говорю в масштабах всей жизни. Ну, почему мы отсекаем и говорим, что это не нужно? Почему ямб от хорея отличать не нужно? Вы знаете, это не нужно, а потом мальчик влюбляется, например, приходит и говорит: «Вы знаете, а научите меня, пожалуйста, ямбам. Я вот хочу стихи написать, а у меня никак не дается. Я помню, что там какая-то хитрость есть. Вот скажите мне, пожалуйста». То есть оказывается, и это нужно. Вы представляете?

М. Алимов А потом чтение книг, мне кажется, – это такой совершенно обычный процесс как прием пищи, как сон…

И. Кабыш Всегда я это говорю! Только…

О. Пашина Я Вас уверяю, далеко не для всех.

М. Алимов Ну, наша задача сделать так, чтобы…

И. Кабыш Нужно все время напоминать об этом. Да.

М. Алимов … это было для большинства. Вот для этого, наверное, министр и решила ввести экзамен.

О. Пашина Тут Елена спрашивает: «А если напишут, что Чичиков – хороший предприниматель, какая оценка будет?»

И. Кабыш Ну, это какой-то вот, не знаю…

М. Алимов Здесь все зависит от аргументов.

И. Кабыш Все зависит от аргументов…

М. Алимов Написать можно, что угодно. А главное обосновать это, привлечь…

О. Пашина То есть если хорошо, все грамотно аргументировать…

М. Алимов Да.

О. Пашина … то да, есть шансы, Елена. Хорошо. Мы сейчас прервемся на новости, а затем продолжим.

**********

О. Пашина Это программа «Родительское собрание». Я напомню, что в нашей студии Инна Кабыш, поэт, учитель литературы в школе 1595, и Марат Алимов, учитель русского языка в гимназии 1517. Нет ли ощущения, что с введением вот этих всех обязательных экзаменов мы возвращаемся к советской системе, но в формате ЕГЭ? То есть устную речь, живое общение с преподавателями заменили на тесты, такую среднеарифметическую оценку ввели. А теперь вот как-то хотят в обратную сторону.

И. Кабыш Ну…

М. Алимов Но устная речь-то возвращается.

О. Пашина Устная речь возвращается. То есть все к советской системе возвращается?

М. Алимов Возвращается в плане того, что будет же устный экзамен по русскому языку.

О. Пашина По русскому – да.

М. Алимов Часть общего экзамена.

И. Кабыш По английскому я два этапа сдают экзамен. Английский – в 2 этапа тоже. Они… Ничего плохого в этом нет. Разве плохо, если человек, выходя из школы, оснащен какими-то основными понятиями в разных науках, а не только резко заточен… вот как сейчас математика и русский. Ну, это совсем какой-то ликбез. То есть писать и считать должен человек уметь. Все-таки какие-то знания из химии, какие-то из физики… Ну, разве это… История! А уж тем более история и литература – это же хорошо. Только нужно все делать по уму. Возврата вот к тому, как у нас было, когда мы по билетам сдавали, это нет… Не должно быть возврата. Это был такой, ну, плохой экзамен все-таки.

О. Пашина То есть по билетам все-таки плохой экзамен? Тесты лучше?

И. Кабыш Теперь для нашего времени это сейчас уже не годится, потому что это будут вбросы, это будут подсказки, это будут решебники. Это все будет лежать. Когда с глазу на глаз своему преподавателю сдаешь, это плохо. И вот формат…

О. Пашина А по тестам разве нет подсказок? По тестам там вообще вот натаскивают просто до автоматизма учеников. По тесту-то легче…

М. Алимов Нет же понятия теста сейчас в экзамене. Сейчас нет вариантов ответа. Ни в одном экзамене уже нет вариантов ответа.

И. Кабыш Который можно…

М. Алимов У вас есть вопрос…

И. Кабыш … угадать.

М. Алимов … отвечаете, как хотите.

И. Кабыш Сами. Да.

О. Пашина Ну, то есть, а чем же это от билета тогда отличается?

И. Кабыш Тем, что здесь… Ну, все-таки тест… билет, там только 2 вопроса. А вот сейчас русский – там 24.

М. Алимов Билеты знали заранее, например.

И. Кабыш Да.

О. Пашина Ну, так и тесты знают заранее. Уж за год же начинают уже учителя репетировать.

И. Кабыш Мы же на подобных… подобных тестах учимся. А вот именно слово в слово, как там будет, никто не знает. Это остается тайной.

М. Алимов Тут…

И. Кабыш А билеты слово в слово знали.

М. Алимов Да.

И. Кабыш Все… У всех они были распечатаны. Это так вот готовились по билетам. Там формулировка слово в слово. А сейчас мы знаем примерно, вот какой формат будет. Как вот задача. Какого типа задачи их учат решать.

О. Пашина Ну, по аналогии.

И. Кабыш А задача – да, – будет другая. Так и здесь. Вот текст. Нужно найти главную мысль. Но мы не знаем, какой будет текст.

М. Алимов Здесь не получится возврата к советской системе…

И. Кабыш Не получится. Нет.

М. Алимов … хотя бы потому, что экзамен абсолютно никак не связан с той школой, в которой человек учился. Он сдает совершенно другим людям. И в этом есть определенная сложность. Да. Потому, что… С одной сторону потому, что он уже понимает, что здесь нет никаких скидок ему, – да? – то, что он… С другой стороны, он не страдает от того, что боится в силу каких-то…

О. Пашина Необъективности какой-нибудь, да?

М. Алимов Да. Своих особенностей или какого-то конфликта, или какого-то личностного отношения к учителю. Все достаточно объективно. Но эта объективность предполагает более тщательную подготовку, потому что списать на что-то… Ну, ладно, мол, ты не знаешь, но ты хороший человек, поставлю я тебе «пять», так не… такой формулы просто…

О. Пашина … Да?

М. Алимов … не может существовать в принципе.

О. Пашина Ну, еще наши слушатели считают, что увеличение обязательных экзаменов и усложнение делают для того, чтобы дети уходили после 9-го класса и получали рабочие профессии. Вот тут еще нам пишут: «Зачем… Кому нужны миллионы филологов? Кто будет работать, пахать и готовить?»

М. Алимов Нет, нет. Конечно, миллионы филологов не нужны. Это безусловно. Но так мы ведь и говорили в начале передачи о том, что этот экзамен должен существенно измениться, если речь идет об обязательном.

О. Пашина Об обязательности. Да.

М. Алимов Мы должны убрать оттуда вот эту сугубо филологическую составляющую, которая, возможно, действительно многим не пригодится. Это должен быть экзамен, который сейчас подменен вот этим переходным сочинением. Это мировоззренческий экзамен. Понимаете, это экзамен, который позволяет понять круг чтения, умение человеком мотивировать свои всевозможные разные позиции.

И. Кабыш В большей степень взрослости, зрелости.

М. Алимов Да, да.

И. Кабыш Зрелости.

М. Алимов Как аттестат зрелости.

И. Кабыш Да.

О. Пашина Нам пишут: «Вы тут все идеалисты, — Виктор пишет. – Были с дочерью на апелляции. Полная совдепия. Типа Онегин – лишний человек, и не надо ничего больше придумывать. Занимались с экспертом, который тоже проверял ЕГЭ. Он сказал, что невозможно было сдать на высший балл. Была команда завалить гуманитариев из Волгоградской области, чтобы не ехали в Москву».

И. Кабыш Господи!

М. Алимов Ну, это очень…

И. Кабыш Какие…

М. Алимов Просто мнение, кажется, какое-то.

И. Кабыш … страсти.

М. Алимов Да. Дело в том, что нынешний экзамен, вот если мы говорим о нынешнем формате, он достаточно традиционный в своих формулировках. Это надо признать. И что если Онегин – лишний человек, значит, он лишний человек.

И. Кабыш Если так стоит тема.

М. Алимов Так прописано в… Как это у нас называется? Кодификатор. Да?

И. Кабыш Да.

М. Алимов Там вот во всей этой терминологии. И человек, который идет на экзамен по литературе, он же не вчера это решил. Он должен был посмотреть, что его ждет. Он должен был принять эти условия игры, что он сдает литературу, классическую филологию, – да? – которая со временем не изменилась, и поэтому ему нужно было сразу принять. Он может быть даже и не согласен в душе с этим, но если он принимает, что Онегин – лишний человек, что Печорин – лишний человек, что там «Горе от ума»…

О. Пашина Ну, это как бы там по математике дважды два четыре, и не надо ничего придумывать.

М. Алимов Да, да. Да, ты принимаешь, ты идешь на экзамен, тебе же это зачем-то нужно, тебе же… ты же… Это же не обязательный экзамен.

О. Пашина Вот теперь-то будет обязательный.

И. Кабыш А потом смотрите, ведь тем сочинений три. Если человек…

М. Алимов А будет 4, по-моему.

И. Кабыш Да, будет 4. Если человек так любит Онегина, ну, пусть он не берет, что он лишний. Ну, пусть возьмет про «Слово о полку Игореве»…

М. Алимов Ну, значит, другое было сложнее.

И. Кабыш Пусть еще что-то. Я тоже своим ученикам говорю: «Ребят…» Вот очень творческие они. А вот если я то, а я то. Думаю, я говорю: «Ребят, понимаете, это школьная форма. От вас не требуют исповеди. От вас не требуют какого-то эссе. Это формат учебный. У вас здесь проверяют больше ваши знания, что вы знаете по этой теме. Какие-то высказывания там критиков. То есть сумму ваших каких-то там знаний. Сумейте это как-то передать. У вас впереди вся жизнь. Вы будете самоутверждаться там. А сейчас это…» Вот знаете, как было с итоговым…

М. Алимов Сейчас скажут, что в таком формате, он, конечно, не подходит ко всем экзаменам.

И. Кабыш Конечно. А он сейчас и не подходит.

М. Алимов Да, вот если люди думают о том, что…

И. Кабыш Это дело…

М. Алимов … он прям будет… прям в таком виде будет переложен на всех, обязует всех, это, конечно, надо всех людей сразу успокоить, что такого не будет.

И. Кабыш Такого не будет. Нет. Это не может быть. Сейчас он слишком сложный. Он сейчас слишком творческий, слишком сложный.

М. Алимов Просто речь была о том, что этот экзамен нужно сдавать всем, а вот в каком он виде – это все вопросы обсуждения. Да? Начиная с программы, со списка литературы, с того, что происходит на уроках литературы. Знаете, я хочу Вам… Если можно, да?

О. Пашина Да, конечно.

М. Алимов Кратко зачитать из книги «Живой как жизнь» Чуковского. Написано это 1962 году.

О. Пашина Да.

М. Алимов Вот послушайте. «Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих юных питомцев?
Нет, для множества школьников литература — самый скучный, ненавистный предмет.
Главное качество, которое усваивают дети на уроках словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность.
Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку». Это было написано в 1962 году! И я знаю многих людей, у которых вот отношение к литературе, к сожалению, не поменялось до сих пор.

И. Кабыш Знаете, все зависит от учителя. Нужно систему координат сразу задать с первых уроков. Если у вас есть на уроках доверие, если тебе доверяют… Мне кажется, дети сейчас такие свободные. Они ничего не боятся. Они могут сказать все, что угодно. Я не знаю, кто там такой запуганный. У нас, ну, такая атмосфера! Они что угодно могут сказать про кого угодно. И лишний человек, и не лишний. И этот им не нравится писатель… Я говорю: «Ребята, вот понимаете, вот круг авторов… Дело не в том, что ведь есть писатели, которых и я не очень люблю из классиков. Или скажем так, я люблю меньше других. Но писатель-классик – это тот, кто внес объективный вклад вот в литературу. Он ее продвинул куда-то. Понимаете? И мы должны это вот, как законы физики вы изучаете… Понимаете, это объективный вклад. И мы должны это знать. Можно не любить поэму «Кому на Руси жить хорошо», но это объективная, понимаете, объективная некая реальность и объективное знание». Поэтому вот это всегда можно… можно ответить. И все зависит от учителя.

О. Пашина Вот такой вопрос: «Зачем же Вы говорите, что функции литературы думать и рассуждать, если надо писать так, как надо, мысли других людей, что хотел сказать критик, что хотел сказать автор. Все заранее определено. Ничего нового здесь быть не может».

М. Алимов Ну, вот мы про это… про это мы и говорим, что экзамен нуждается, вообще предмет «Литература» нуждается в очень серьезных изменениях методических и содержательных, чтобы не было у людей ощущения того, что Онегин – лишний человек. Об этом говорил Белинский. Да? Об этом говорил еще кто-то. А Катерина – луч света в темном царстве. Об этом говорил Добролюбов. И собственно человек, который пишет эти строки, его нет. Его мировоззрение, его отношение к действительности, о том, что, может быть, он как-то иначе думает. Я про то и говорю, что вот для того, чтобы вот эта свобода появилась, здесь не просто нужно исходить из того, что я не люблю этого писателя, и он мне скучен. Мы должны их заинтересовать.

И. Кабыш И потом мне казалось, что вот эта свобода… Понимаете, одно дело вот наши работы… вот процесс, – да? – вот когда мы учим. И у нас дети ведь пишут очень много сочинений. И там очень все свободно. Они могут высказывать… Вот мой любимый герой этот, а не этот. То есть очень свободно. Но на выходе экзамен, он обладает…

М. Алимов Да.

И. Кабыш Понимаете, это другая специфика. Экзамен, он все-таки проверяет знания. А человек, если он собирается быть филологом, от него хотят узнать, знает ли он, что сказал Белинский о Евгении Онегине. Понимаете? Это не то место, где нужно вот распахивать душу. Знаете, вот когда ввели итоговое сочинение, и мы вот начали готовиться, и вот у нас был концепт, если помните, в прошлом году – любовь.

М. Алимов Да.

И. Кабыш Вы знаете, мне пошли такие монологи, такие исповеди, мне стало страшно. И я думаю, с одной стороны я спровоцировала, вот у нас такие уроки доверительные. С другой стороны я пришла и сказала: «Дорогие…»

О. Пашина Вот на экзамене вот такого не надо.

И. Кабыш «Дорогие девушки, понимаете, я себя чувствую батюшкой на исповеди. У нас с вами немножко… «Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет». Давайте немножечко фильтровать вот наши чувства, вот формат себе представлять». Понимаете, вот это прокрустово ложе…

О. Пашина Хорошо.

И. Кабыш Экзамен…

О. Пашина …чтобы было наглядно и понятно, а на экзамене про любовь надо в каком формате было писать.

М. Алимов В нынешнем экзамене?

И. Кабыш … а кем все-таки…

О. Пашина Да.

М. Алимов В нынешнем экзамене вот в том классическом понимании так же, как Онегин – лишний человек. Мне вообще кажется, что вот эта идея про допуск к ЕГЭ, то есть вот этот зимний экзамен, – да? – итоговое сочинение, вот он по идее должен стать прообразом, понимаете…

И. Кабыш Да, да. Он должен обрасти…

М. Алимов … нового ЕГЭ по литературе.

И. Кабыш Да, он должен обрасти еще какой-то теоретической…

М. Алимов Да. Там Вам и свобода аргументации. Здесь любой пример можно привести. Здесь…

И. Кабыш Свободная тема. Она не литературная.

М. Алимов Вот. Что тема не задана конкретным произведением.

И. Кабыш Тема не привязана к произведению.

М. Алимов Да. Она не привязана. Понимаете, как здорово?!

И. Кабыш Да.

М. Алимов И вот если… Нужно избавиться, конечно, во-первых, тоже мне кажется, сделать этот в формате ЕГЭ…

И. Кабыш В конце года.

М. Алимов Да, в конце года.

И. Кабыш В конце года обязательно.

М. Алимов Не надо это писать в своих школах. Не надо это давать проверять своему учителю. Там, конечно, сразу сейчас возникнет вопрос о критериальной базе, как это все оценивать. Но вот по сути, по сути, когда мы даем такой вариант этот экзамен, он, кстати говоря, идет как бы, ну, не совсем экзамен, он обязательный. Да? Он уже обязательный.

И. Кабыш Да. Да.

М. Алимов То есть ребенок должен обязательно что-то написать. Если это будет в балльную систему возвращено, если это будет введено вот в эту объективную модель Единого государственного экзамена, то тогда мы можем, собственно говоря, сделать подобный экзамен как ЕГЭ по литературе обязательным.

И. Кабыш Да.

М. Алимов Потому, что там литература все равно должна быть.

О. Пашина Если мы говорим о том, что должна быть базовая часть для технарей, так скажем, – да? – и расширенный обязательный экзамен для гуманитариев…

И. Кабыш Ну, это как вариант.

О. Пашина … тут же возникает вопрос, а если будет вот эта простая, базовая часть, зачем она вообще будет нужна? Да, все сдадут. У всех будет там сто баллов. Там будут какие-то элементарные вопросы…

И. Кабыш Ну, отнюдь. Отнюдь. Вы знаете, даже вот этот пресловутый ямб от хорея, это вот кому-это элементарно, а кому-то нет. Кому-то надо будет вот сидеть. Просто ему же дадут какой-то живой текст и нужно будет определить, как он это… Ему же надо не определение написать, что такое – да, – ямб, и что такое хорей, а найти, его на живом тексте определить. То есть это нужно обладать некими умениями и навыками культурными, которыми он либо обладает, либо нет.

О. Пашина То есть даже базовый экзамен, он не будет элементарным?

М. Алимов А, может, и не надо делить, кстати. Не обязательно делить на базу и профиль.

О. Пашина Ну, как же не делить? Вот сейчас технари возмущаются и пишут: «Мне нужно готовиться к физике, мне нужно готовиться к математике, и тут огромные романы, обязательные для чтения. У меня нет времени, сил. Я не в состоянии».

М. Алимов Ну, мы говорим немножко о другом экзамене. Мы сейчас говорим вот о нашей радужной модели, когда человек готов на экзамене рассказать о том, что он прочитал. Не то, что его просили прочитать. Не то, что он должен по программе. Ведь в итоговом сочинении люди пишут о тех книгах, которые они прочитали, которые им были интересны.

И. Кабыш Да, они могут подтвердить свое мнение аргументом…

М. Алимов Да.

И. Кабыш Любая книга, зарубежная, современная. Все может.

М. Алимов Другое дело – вкус. Да? То есть вот какой… Это тоже вопрос к оценке, – да? – что человек берет в качестве основания, – да? – какую книгу. Это тоже вопрос о мировоззрении, о том же культурном коде. Это хорошая штука, вот это итоговое сочинение. Мне кажется, оно имеет больше шансов на дальнейшее развитие, чем то ЕГЭ, которое существует сейчас. Оно если и будет, то оно останется все-таки для филологов, которых миллионы, как там наши слушатели…

О. Пашина И которые никому не нужны.

М. Алимов Которые никому не нужны.

О. Пашина Сейчас такая тоже тенденция наблюдается, вот министр там или кто-нибудь, там какой-нибудь режиссер, Карен Шахназаров замечает, что стали мало читать, плохо говорить, давайте сделаем обязательное ЕГЭ по литературе. Не знают географии, давайте сделаем по географии. Еще там что-то, давайте еще что-то. Получается, что если экзамена нет, – да? – ЕГЭ вот этого, то человек в школе вообще ничему не учится?

И. Кабыш Ну, это так устроен ребенок. Для него предмет – это предмет. Он материальный. Понимаете, вот не будет учебника по какому-то предмету, и у него ощущение, что и предмета нет. Он…

О. Пашина А не будет экзамена, не надо и учить его, да?

И. Кабыш Конечно. Это… это… Ну, так ребенок устроен. Это психология детская. Он так… Даже если ему 17 лет, вот он в 11-м классе, он все равно ребенок. И все равно, если у него есть экзамен по этому предмету, он серьезней будет относиться. Если нет, то все. Вот как сейчас литература. Почему… Вот что мне больше всего не нравится в итоговом сочинении? То, что оно пишется в декабре. Мы теряем 11-классников.

М. Алимов Да, да.

И. Кабыш Вот они написали. Они сдали. Они готовятся полгода, ходят тебе в рот смотрят, что-то даже там перечитывают. Вот они в декабре написали. Все! Они выключились, потому что у них нет больше экзамена по этому предмету. Это вот мы себе… Просто 11-й класс мы ХХ век, я считаю, литература ХХ века, курс, мы потеряли. Мы полгода у себя забрали вот этим итоговым сочинением. Так ребенок устроен. Он, по-другому, не думаю, что будет устроен.

М. Алимов Вот на Ваш вопрос относительно того… всех этих… мы, знаете, в какой-то степени загоняем в тупик, – да? – то есть мы разделили на обязательные, необязательные. Ну, вот у ребенка тоже так. А, ну, вот обязательный…

И. Кабыш Конечно.

О. Пашина Ну, то есть это надо знать, а это вообще…

И. Кабыш Да, да.

О. Пашина … сферы своего ребенка.

М. Алимов Мне кажется все-таки, что ЕГЭ по географии не увеличит знания по географии. ЕГЭ по литературе в том виде, в каком оно есть, оно не сможет вот поднять культурную… То есть не увеличит реальный процент прочитанных книг. Технологии могущественные сейчас. Сейчас все можно сделать. Вот. И поэтому это очень просто, так сказать, вот плохо говорят, давайте введем устную часть. Вот мало читают, – да? – не знают стороны света, давайте географию введем. На каждый чих можно найти соответственно…

О. Пашина Обязательный экзамен. Да?

М. Алимов Обязательный экзамен. И люди к нему прекрасно приспособятся, потому что даже сейчас вот я читаю работы ЕГЭ по русскому языку, каждый 2-й пишет о «Войне и мире» Толстого. Но от того, что там написано, нет никакого сомнения в том, что это не прочитано. Понимаете?

О. Пашина А они откуда все это берут? Они из интернета все это переписывают?

И. Кабыш … учителя сейчас прям надиктовывают, что в «Войне и мире» вот есть такие-то проблемы. Эта проблема вам пригодится, если такая-то… То есть вот все разбирается…

М. Алимов Прям книжки…

О. Пашина Компелляция такая, да?

М. Алимов Прям книжки продаются.

И. Кабыш Произведение разбирается…

М. Алимов В ладошку, в ладошку.

И. Кабыш … составные…

М. Алимов В ладошку.

И. Кабыш Составные части…

О. Пашина Я думаю, что учителя литературы, наверное, знают наизусть уже эти пособия, шпаргалки и подсказки. Они хоть как-то немножечко…

И. Кабыш Учителя многое знают.

О. Пашина … их редактируют или так и перекатывают, как… как в книжке написано?

М. Алимов Редактируют.

О. Пашина Редактируют?

И. Кабыш Редактируют. Да.

М. Алимов Выучивают наизусть в случае чего. Да.

О. Пашина По поводу такого относительно свободного экзамена, когда ты рассказываешь о том, что ты прочитал, – да? – а не… «Вот, например, ученик воспользуется тем, что он прочитал. Экзаменатор поставит ему оценку за вкус. А считаться будет, что это оценка за знание», — опасается Наиль.

М. Алимов Ну, за вкус… Мы не говорим, что за вкус. Мы говорим о том, что это система еще пока вот в разработке находится, как, что оценивать, потому что это 3 года… 3 года у нас только итоговое сочинение пока что, да?

И. Кабыш: С 14го. Да.

М. Алимов Да. Ну, вот 3 года. Это еще очень маленький срок для экзамена. Вот. Но оно все равно набирает обороты. И люди в этом году писали гораздо лучше, чем 2 года назад. Да и мне кажется…

И. Кабыш ЕГЭ русский, вот ему уже 7 лет, уже, видите, как-то все освоились с этим форматом. Все такая уже идиосинкразия прошла…

М. Алимов Ну, проблемы оценивания, конечно, есть. Она есть во всех гуманитарных предметах.

И. Кабыш Конечно. Все это заложено в самой специфике…

М. Алимов … литературы…

И. Кабыш … нашего предмета.

М. Алимов Да.

И. Кабыш Потому, что это вид искусства. Потому, что он затрагивает душу, личность и так далее. Это вот специфика нашего предмета. Это… это не математика, где вот не может быть 2-х мнений, – да? – хотя тоже может быть два варианта там решения задачи, но…

М. Алимов Еще от опытности экспертов зависит, потому что…

О. Пашина Ну, вот Людмила нам пишет из Санкт-Петербурга: в 1-м классе, — пока это не ЕГЭ еще, — в 1-м классе ребенка ее спросили: «Кто твой любимый поэт?» Она ответила: «Никто». Ему поставили «Два».

И. Кабыш Ну, это какая-то глупость прям, я не знаю.

О. Пашина Вот так вот.

М. Алимов Мне кажется, «двойку» нужно поставить тому…

И. Кабыш Все это глупость. Может быть, ребенок 1-й класс, он, может быть, еще не знает, что такое поэт…

М. Алимов: В 1м классе оценки не ставят.

И. Кабыш … или поэта от пи… Он не знает, может быть, разницы между поэтом и писателем. Надо было ему набросать, вот Чуковский есть, Маршак. И вот пусть…

О. Пашина А то есть это как вот в тестах сразу на выбор?

И. Кабыш Нет, ну просто…

О. Пашина Поставьте галочку.

И. Кабыш Нет, ну, просто маленький ребенок…

О. Пашина Увидел знакомую фамилию, поставь галочку.

И. Кабыш Нет, ну, просто маленький… Просто в 1-м классе приходят… есть дети, которые не знают слово «поэт». Я уже ничего не удивляюсь. Сейчас такое дикое поле идет. Есть дети, приходят, просто вообще Маугли. Понимаете? Поэтому они могут не знать слово «поэт». Они говорят: «Алексей Степанович Пушкин». Вот такого же не было все-таки, что Пушкин Александр Сергеевич… Разбуди ночью, любой же человек мог сказать. А теперь они выходят на весь класс: Алексей Степанович Пушкин. То есть это вот как? Это же все надо сказать, а потом уже ставить «двойку».

М. Алимов С ними нужно играть в 1-м классе, а не к доске вызывать и оценки ставить. Мне кажется, это рановато.

О. Пашина «Экзамен не поможет приобщить к чтению, только поднимет волну недовольства школой, педагогами, экзаменами, протест и так далее». Ну…

И. Кабыш Ну, волков бояться… Волков бояться, в лес не ходить.

М. Алимов … надо пробовать.

И. Кабыш Да. ЕГЭ русский тоже вон с пикетами выходили родители, а теперь ничего.

О. Пашина А по Вашим наблюдениям, вот сейчас пока необязательный экзамен по литературе многие сдают?

М. Алимов Очень мало, мне кажется.

И. Кабыш Очень мало. Единицы. Потому, что очень трудный экзамен. Это действительно трудный экзамен, но он требует, чтобы человек в течение всех лет читал, чтобы он был начитанный.

М. Алимов А потом он ведь нужен. Это…

И. Кабыш … вскочить на экзамен…

М. Алимов Его же ведь еще выбирают в зависимости от той специальности, которую они хотят получить.

И. Кабыш Да. Конечно.

М. Алимов И вот очень немного специальностей, которые включают в себя ЕГЭ по литературе. Это творческие… Вот актеры, режиссеры, сценаристы…

И. Кабыш Дизайнеры.

М. Алимов Дизайнеры.

И. Кабыш И то у них не требуется там…

М. Алимов Переводчики там…

И. Кабыш … высокого балла.

М. Алимов Да.

И. Кабыш Только вот журфак МГУ или же филфак…

М. Алимов Это же искусственно все делается.

И. Кабыш Да. Или уже, не знаю, какой-нибудь литературный институт вот там литература…

М. Алимов Ну, это…

И. Кабыш А вот все эти дизайнеры… Вот, например, мой сын в театральный поступал. Да, литература нужна, но как сдашь, так и сдашь.

М. Алимов В Плешку на дизайнера тоже нужно ЕГЭ по литературе.

И. Кабыш Да, да.

М. Алимов Там как-то вот дизайнеры привязаны к этому.

И. Кабыш Ну, потому, что нужно знать стили, направления как-то…

М. Алимов Это, между прочим, если говорить о географии, вот они два у нас предмета, литература и география, которые набирают, по-моему, наименьшее количество сдающих.

И. Кабыш Сдающих.

М. Алимов Да. Да, потому, что…

И. Кабыш Трудно.

М. Алимов Трудно и не очень нужно, наверное.

О. Пашина Давайте напоследок веселое смс-сообщение из Санкт-Петербурга от Сергея: «Войну и мир» читал полгода. 40-50 страниц в день без выходных и праздников. Каждый урок проверка прочитанного материала. Халтурить не разрешали. Тогда, это было в 2003 году, кратких пересказов еще не было. Прочитал все 4 тома. Дочитывая 2-й, полностью забывал сюжет и героев 1-го. С тех пор классику возьму в руки только по решению суда».

И. Кабыш Ну, не повезло парню. Нечего сказать-то. А есть… Я знаю про такие семье, где читают вслух вечером, где вообще ребенка освобождали от школы, не ходи, только читай «Войну и мир». Такой вот был пиетет, создавался. Ну… Ну, мальчику не повезло.

О. Пашина Ну, это такая подготовка к ЕГЭ с 1-го класса и даже, может быть, еще до школы, когда ребенок понимает, что…

М. Алимов Но это единичные случаи.

О. Пашина … невозможно жить и не читать.

М. Алимов Да.

О. Пашина Такой ребенок пойдет и сдаст хоть обязательный ЕГЭ, хоть необязательный.

И. Кабыш Конечно.

О. Пашина Это, в общем-то, проблемы нет.

И. Кабыш Конечно.

О. Пашина И нам опять пишут, что вы тут в идеальных гимназиях и школах работаете, вы не знаете…

И. Кабыш Ну, наверное.

О. Пашина … что происходит в обычных школах.

И. Кабыш Мы все прекрасно знаем.

О. Пашина Там очень страшно.

И. Кабыш Вот я работаю в Некрасовке. Некрасовка – это микрорайон Москвы новый, где огромное количество новых домов. Молодые люди туда приехали, купили квартиру. Вот они рожают детей. Эти дети приходят. У них нет библиотек. Они все в новых квартирах. У них библиотек. Они говорят…

О. Пашина То есть а из старых квартир перевезти библиотеки?

И. Кабыш Нет, это…

М. Алимов Может быть, и в старых не было.

И. Кабыш То есть они, например, говорят: «Вот Пушкин…» Я говорю: «Ну, что ты запомнил о детстве Пушкина?» — «Что у него дома была даже своя библиотека». Они не понимают, что библиотека – это часть любого дома. Они говорят… Для них библиотека – это учреждение. А у него дома даже была своя… Как поликлиника. У него дома была своя поликлиника. Понимаете, вот это совсем другие вот люди. Так что ничего идеального у нас нет. У нас вот все, что у всех, все, что везде.

О. Пашина То есть в полях, тоже там…

И. Кабыш Мы в полях. Да, да.

О. Пашина И я благодарю участников нашей программы. Это Марат Алимов, , учитель русского языка гимназии… Идеальной гимназии, нет?

М. Алимов Нет.

О. Пашина 1517…

М. Алимов Очень обычной.

О. Пашина … и Инна Кабыш, поэт и учитель литературы в школе 1595.

И. Кабыш И чудо…

О. Пашина Спасибо Вам. До свидания!

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


alexeybi 11 июня 2017 | 14:21

Еще один обязательный экзамен увеличит шансы на поступление в ВУЗы ученикам с хорошей механической памятью. А вот ученикам с высоко развитым креативным мышлением (и обычно с отвращением к зубрежке) это значительно затруднит путь по избранной специальности.


vipera 11 июня 2017 | 22:44

Да, грустно это все слышать. Мне казалось, что Инна Кабыш умная, но зря казалось. Прежде всего в разговоре произошла подмена тезиса: тема была - обязательны ЕГЭ по литературе, а обсуждали, нужно ли вообще изучать классическую литературу и как заставить детей читать. ЕГЭ - это градусник, чему научат, то и покажет. Зачем нужен обязательный экзамен, так и осталось непонятным. Судя по словам Инны Кабыш, в качестве палки. Может, у нее профессиональное выгорание? Тогда надо на годик уйти из школы - помогает.


bazil_k 12 июня 2017 | 11:38

Не могу не согласиться с комментатором vipera в том плане, что фактически обсуждался не вопрос о необходимости введения обязательного ЕГЭ по литературе, а необходимость заставить детей читать. Тут ещё вот в чём вопрос, а как вообще можно "заставить" читать? Если человек не захочет читать, то заставить можно разве под дулом пистолета, но уберите пистолет и, возможно, человек больше никогда, никогда не будет читать. Насильственным привитием любви к чтению скорее уж отвратить можно.
Аргументы участников программы показались, мягко говоря, неубедительными. Мало того, что остался открытым вопрос необходимости введения обязательного ЕГЭ по литературе, так и вопрос методов привития любви к чтению вообще и русской классики в частности остался открытым. Сплошь декларации. Лирики такие лирики, особенно, когда дело касается физиков. Вот по-мнению участников физик, не читающий художественной литературы - это личность недоразвитая, а лирики много ли читают из публикаций естественных наук? Да и вообще, создалось впечатление, что сторонники ЕГЭ по литературе как-то однобоко и неправильно воспринимают математику.
А художественная литература должна в первую очередь развлекать, а от этих "Этим и тем-то автор хотел нам сказать ... бла, бла, бла" прямо аж передёргивает. ЕГЭ по развлечению? Ну да, по ОБЖ и физкультуре ещё.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире