'Вопросы к интервью

Ксения Ларина 13 часов 12 минут. Добрый день! Это радиостанция «Эхо Москвы». Здесь в студии ведущая Ксения Ларина. Светлана Ростовцева – наш звукорежиссер. И наверное… Я не сказала, наверное, надо нам уже позвать людей, да? Сейчас позовем сразу, пока я буду говорить, уже будет… Пусть гости собираются. Буквально несколько слов о программе ближайших 3-х часов. Напомню только вам, что не только радиостанция «Эхо Москвы» развлекает вас в качестве культурной программы. Да? Но и идет сейчас в Москве фестеваль Артдоквест, я очень хочу, чтобы вы об этом помнили. И просто отрадно, что там полный зал в «Октябре». «Октябрь», я имею в виду кинотеатр. Вчера в большом зале была премьера очень важного фильма «Самый свободный человек». Это фильм-реквием, посвященный памяти Бориса Немцова. Авторы этого фильма Вера Кричевская и Михаил Фишман. Ну, это, конечно, сильнейшее впечатление производит. Поэтому, будьте внимательны, обещают авторы этот фильм прокатывать по стране, но я боюсь, что мало чего у них получится. Если у них с прокатом не получится, вчера они сами сказали, то они просто выложат этот фильм в сети, и вы сможете его увидеть. Не пропустите. Фильм называется «Самый свободный человек». Это очень хорошая работа, если можно так сказать об этой работе – «хорошая», она важная, она нужная, она необходимая. Так что молодцы! Ну и там, вообще, очень обширная программа. Не забывайте, заходите на сайт Артдокфеста и там можно найти очень много интересных работ и совсем новых, и из тех которые были выпущены и показаны на прошлых фестивалях, поскольку в этом году Артдокфест 10-летие свое отмечает. Приходите. До 9-го числа фестиваль продлится. Ну и, давайте, буквально несколько слов скажу о программе. Значит, «Родительское собрание» у нас уже в студии и через несколько секунд мы начнем нашу передачу. Тема сегодняшняя: «Школа православия как средство воспитания». После 2-х часов у нас в «Дифирамбе» замечательный актер и гражданин Игорь Николаевич Ясулович, народный артист России. Ждем ваших вопросов, вашего участия в этой передаче. И не забудьте, что перед программой «Дифирамб» я вас приглашу на театральные спектакли, у меня есть несколько пригласительных билетов в разные театры. И после 3-х, в программе «Книжное казино» у нас тоже сегодня программа такая, почти «Дифирамб», потому что в гостях у нас безусловная звезда литературная. Это Алексей Иванов, писатель, который сегодня принимает участие в программе «Нон фикшн» и свою новую книгу представит на ваш суд, и, конечно, эти книжки вы получите в подарок с автографом автора. Алексей Иванов и его продюссер Юлия Зайцева будут сегодня у нас в «Книжном казино». Я напомню номер смс плюс 7 985 970 45 45 для того, чтоб вы могли принимать участие в наших передачах, присылать свои вопросы, отвечать на наши вопросы и, вообще, как-то реагировать на то, что здесь в студии происходит. А происходит вот что…
Итак, «Родительское собрание. Школа православия как средство воспитания». Наши гости-эксперты в студии: Ирина Лукьянова, журналист, писатель, учитель литературы школы «Интеллектуал». Ира, приветствую! Здравствуйте!

Ирина Лукьянова Здравствуйте!

К. Ларина Михаил Ардов, настоятель храма царя-мученика Николая II в Москве. Я, Михаил Викторович, приветствую Вас. И писатель, добавлю я, что тоже важно.

М. Ардов Здравствуйте!

К. Ларина Здравствуйте! И, здесь же в студии Александр Адамский, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика». Здравствуйте, Александр Изотович!

А. Адамский Добрый день!

К. Ларина Добрый день! Ну, давайте так, я бы попросила, кто знает… Знаю, кто знает. Вошел в материал очень глубоко. Ирина Лукьянова. Нам все-таки предложить для начала обстановку. Потому что действительно какая-то невероятная была бомба вброшена в наши сердца. Связана она с тем, что вроде бы как буквально вот на днях, с минуты на минуту…

А. Адамский У нас как будто оперативное совещание…

К. Ларина Уроки религиозного воспитания, – да? – начнутся прям с 1-го класса и закончатся в 11-м классе. Это будет чуть ли не на каждом… Каждый день по расписанию, по несколько часов. В общем, ужас, ужас, ужас. А на самом деле что? Что Вам известно?

И. Лукьянова Ну, значит, насколько я понимаю, бомба взорвалась, начиная с публикации газеты «Коммерсант». 29 ноября газета «Коммерсант» опубликовала информацию о том, что Российская академия образования направила на голосование в УМО программу православной культуры с 1-го по 11-й класс. И, что это голосование должно завершиться 30 ноября, и в случае его одобрения программа будет как-то внедряться в школы. Вот. Уже 30 ноября… Да, и там было еще много интересных моментов публикации «Коммерсанта», сейчас все их не буду пересказывать, я думаю, мы их как-то затронем позднее. Вот. 30 ноября уже посыпались опровержения сразу. Сразу выступил представитель синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, отец Геннадий Войтишко, который сказал, что обучение может быть только… только факультативным. Сразу Людмила Вербицкая, которая президент Российской академии образования назвала рассылку с заочным голосованием ошибкой своего заместителя. И министр образования в тот же день на встрече с журналистами сказала, что религиозное образование может быть только факультативным с одной стороны. Да? С другой стороны, что заочное голосование по такому вопросу недопустимо, что вот пусть собираются и голосуют. Но собственно как бы можно ожидать, что там точка в истории по крайней мере вот на этот момент поставлена. Да? Но…

К. Ларина И программа на доработку отправлена…

И. Лукьянова Да. Но…

К. Ларина … как бы, да?

И. Лукьянова Ну, значит да, про… об этом Людмила Вербицкая говорила, что к программе много вопросов, что она отправлена на доработку. Насколько я понимаю, это та самая программа, о которой летом в своем «Твитере» писал Игорь Реморенко…

К. Ларина Да, да.

И. Лукьянова … ректор…

К. Ларина Я помню…

И. Лукьянова Да. Ректор Московского городского педагогического института. И, насколько я помню вот по интервью Игоря Ремаренко «Газете.Ру», он говорил о том, что программа отправлена на доработку, поскольку, во-первых, у нас в федеральных государственных стандартах образования, образовательных стандартах не в каждом… Не на каждом уровне образования есть… Есть предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», во-первых. А, во-вторых, что немаловажно, что эта программа во многом дублирует то, что и так дети проходят на уроках истории, на уроках литературы, на каких-то других уроках. И здесь очень важно их как-то разводить. Ну и кроме того, если программа требует там один час в неделю с 1-го по 11-й класс, то это, во-первых, огромная просто предметная область, которая, посчитали, по-моему, 600 часов на протяжении всего школьного курса, ну, это примерно становится, как русский язык и математика. Да? Значит, на… наряду с ними. И эту предметную область надо чем-то наполнять. А, во-вторых…

М. Ардов И когда вести?

И. Лукьянова Да. И когда вести, потому что существуют санпины, существует четкое требование к нагрузке школьников. Разные предметные лобби за нагрузку школьников дерутся достаточно долго, где этот час взять и за счет чего — никто не знает. А нагружать школьника до бесконечности нельзя. А нагрузить его желают очень многие и всем, тут и этика и психология семейной жизни, и как платить налоги…

А. Адамский Шахматы, бадминтон…

И. Лукьянова Да, шахматы, бадминтон…

К. Ларина Да. Экономика.

И. Лукьянова Все, что угодно. Да. То есть там латынь, греческий, пожалуйста, сколько угодно предложений нагрузить школьника чем-нибудь еще. Ну, понятно, что у школьника в сутках 24 часа, что какую-то часть этого времени он все-таки должен отдыхать там…

А. Адамский … с Божьей помощью можно это…

И. Лукьянова Ну, вот… Если где-нибудь найти, не знаю, дополнительные 24 часа в сутки, я думаю, мы и… И их освоим очень легко школьной программой.

К. Ларина Я хочу сказать сразу нашим слушателям, чтобы, предвосхищая ваши вопросы, конечно же, в этом обсуждении должны были принимать участие представители русской православной церкви и, конечно же, они не отказывались, но просто их нет в итоге. Мы очень хотели позвать Германа Демидова, с которым мы дружим, он, кстати, один из авторов, из разработчиков этого, ну, проекта… И он сразу нам сказал, да, я приду, но потом, как мы поняли, руководство решило все-таки… Как я поняла, причина была такая: нам пока не нужен этот эфир. И типа Герману и сказали, не надо, не ходи туда к ним. Однако, это не конец истории. Потом началась другая история, и представители опять же РПЦ опять вышли на наших редакторов с просьбой, чтобы, значит, кого-то пригласить сюда в студию. «Хорошо, — сказали мы, — приходите». Ну вот в итоге мучились, мучились никого, в итоге, так и не нашли и не прислали. Так что, я надеюсь, что это ничего не значит, просто может быть люди действительно заняты сегодня. Так что РПЦ обязательно будет в этом разговоре принимать участие, поскольку он явно не последний, мы регулярно обращаемся к этой теме. Ну, итак. Давайте, Александр Адамский, Вам слово. Что хотят? Что это такое? Это что ищут? Ищут чего?

А. Адамский Я хотел бы начать с названия нашей программы, потому что, как человек ответственный я подготовился…

К. Ларина Да.

А. Адамский И, соответственно план, начало. И я должен сказать, что православная школа, если так можно сказать, – да? – это, конечно, институт образования безусловно. Вообще школьная история в России началась с православия, потому что когда ввели… Было решение о введении православия, встал вопрос о грамотности, надо было читать святое писание, и так родилась вообще школьное образование в России. Вот оно с этого началось. И там в грамотах всяких можно встретить описание, как мальчиков забирали из семей и везли… Матери плакали аки по мертвецы… В общем, была целая история. Она с этого началась. Как и в большинстве европейских стран. И в этом смысле, конечно, религия и образование – это близнецы-братья. Это, так сказать, одно целое. И в этом смысле осваивать культуру, то есть получать образование, и не осваивать религиозную культуру – это нонсенс. Так. Этого не может быть. И то, что советская школа страдала от отсутствия вот этой… вот этого элемента и в основном наше религиозное образование по Булгакову, значит, строилось. Да? Это, конечно, огромный ущерб…

К. Ларина И Булгакова тоже не было в то время, когда….

А. Адамский Ну, да.

К. Ларина … мы учились.

А. Адамский Тот, кто хотел. Да. Это огромный образовательный ущерб, дефицит, как хотите. И он во многом сказывается сейчас. Поэтому здесь для меня ответ утвердительный, положительный. Конечно, религия и православная школа, и школа других религий, потому что человек ищет истину по-разному. Разные люди по-разному ищут истину: кто-то в религии, кто-то в разных религиях, кто-то вне религии. Но это, безусловно, необходимый элемент образования – религиозная культура, изучение, освоение религии и так далее. Здесь вопрос способа. Дьявол, как известно, в деталях, как говорил Лейбниц. И в этом смысле сдвиг мотива на цель очень опасен. Поэтому изначально дискуссия идет уже не первый десяток лет. Изначально было понятно, что обязательное изучение одной из религий невозможно, и это как бы не наш путь, что называется. Да? Как это? Невольник не богомольник, да? Поэтому сразу же была история про выбор и про факультативную вещь. Это первый сюжет. Но второй сюжет для меня как для эксперта в области образовательной политики гораздо более существенный. Это такая преамбула. Он заключается в том, что архаичный способ освоения культуры, предмет, учебный предмет. Вот мы… Вот уже я рассказал, – да? – что много… Коллеги из Педсоветорг посчитали, что за последние несколько лет около 30 предметов предлагается ввести в школу. Около 30! Можете себе представить? И это следствие чего? Это следствие того, что и инициаторы, и очень многие представители власти и управления, по-прежнему находятся в плену вот этой архаичной парадигмы, извините меня за это выражение, – да? – что у нас есть социальная проблема, этическая, экономическая, здоровье и так далее, давайте, введем предмет в школу и мы решим эту проблему. Это не работает уже лет 50. Но по-прежнему идут про это дискуссии. Давайте вот введем предмет! Но сейчас уже это не просто не работает, это работает наоборот. То есть вы вводите некий предмет, он становится обязаловкой, психологически и по-всякому ребенок начинает отторгать это, но он переносит это отторжение не на учебный предмет, а на ту предметность, которая… И это происходит с литературой, кстати сказать, прежде всего.

И. Лукьянова Да, да. И это общеизвестно.

К. Ларина Давайте так, да? И Вас остановлю, потому что… Чтобы до перерыва все-таки…

А. Адамский Да.

К. Ларина … и Михаил Викторович успел высказать свою точку зрения.

А. Адамский Спасибо, что Вы меня остановили.

М. Ардов Я, честно сказать, как-то так прямо за этим не следил, но для меня абсолютно ясно, что можно только добровольно, только факультативно, потому что всякое навязывание… навязывание в школе… Я помню просто, вот например, у нас был хороший, очень талантливый преподаватель литературы, но ввиду того, что это было… было преподавание в советской школе, мне подпортили даже чуть-чуть Пушкина, а уже Горького и Маяковского я просто возненавидел, потому что мы должны были писать там сочинения и так далее. И то же самое грозит именно, если будут навязывать вот такое историческое, такое вот православие, но навязывать. Это значит, что будет обратный эффект. Не то, что станет больше православных людей и паствы патриархии, наоборот, это совершенно ясно, так сказать, будет убивать остатки ведь это же пропагандистская ложь, что 80% нашего населения православные. Если на Пасху к московским храмам приходит, ну, что-то 1,5 процента или 1 процент населения, а человек, который не пошел на Пасху в храм, что как… Вот. И это совершенно понятно и предсказано. Кроме того, надо никогда не забывать, что в старых русских школах при империи Закон Божий преподавался и в гимназиях, и во всех школах. Ну, и что это? Как эта империя кончилась? И как кончила та старая церковь? И вот если это брать в голову, то к этому надо приходить деликатно. И еще, конечно, тоже поднимая вопрос, кто будет преподавать? У нас, наверное, 70 процентов священников патриархии 2-х слов связать не могут. А преподаватели, которых никто так не готовит, никто их, так сказать, в это никогда не вовлекал. Что это просто какой-то совершенно абсурдный проект.

А. Адамский Ну, мне кажется, что он абсурдный, потому что бюрократический.

М. Ардов Конечно.

А. Адамский Есть еще минутка? Нет? В этом смысле я сейчас ступаю на скользкий лед. Ой, простите, на тонкий лед. Лед всегда скользкий. На тонкий лед. Но позволю себе ряд замечаний, Вы меня поправите.

М. Ардов Да.

А. Адамский Мне кажется, что здесь церковь попала в плен бюрократии некоторой. Да? Такая отчетность: вот у нас было столько-то прихожан, мы берем план, у нас будет столько-то. Что для этого надо сделать. А, давайте, введем, значит, этот предмет. Как, Вы совершенно справедливо сказали, притом, что задача-то очень благородная. Увеличить количество прихожан церкви – это благородная задача любой церкви, да? Но школа не место миссионерства. По закону. И в этом смысле этим задачу не решишь, но бюрократически отчитаться можно.

М. Ардов Да, да.

А. Адамский Мы провели решения, у нас, значит, количество часов увеличилось.

М. Ардов Да.

А. Адамский И так далее, и так далее. Бюрократические показатели…

М. Ардов Да. Совершенно с Вами согласен.

А. Адамский Они увеличились. В этом смысле тотальная бюрократизация, она затронула… Это…

М. Ардов Все сферы.

А. Адамский Все сферы, да. В том числе, значит, и церковь. И вот это следствие. То есть кто-то отчитается, а что за этим будет…

М. Ардов Это другой вопрос.

И. Лукьянова Здесь еще вот интересная такая штука, – да? – что изначально все какую проблему пытались решить? Проблему этического воспитания. Не проблему увеличения количества прихожан православной церкви, а проблему этического воспитания и идеологического вакуума после крушения коммунистической идеологии. Но как эту проблему пытаются решить… Вот и с того конца заходят, и с этого конца заходят. И, давайте вот то внесем в школьную программу и это. В результате, скажем, сочинение ЕГЭ по русскому языку превратилось в такое занудное морализирование, такие морализаторские тексты безнадежные там даются, что… Как дети вообще это выдерживают, и как они справляются со своей тошнотой при виде вот этих дидактических текстов, я не знаю. Всем кажется, что в школе мало морализаторства, на самом деле его много, но проблема этического воспитания морализаторством все равно не решается.

К. Ларина Тут мы…

И. Лукьянова И…

К. Ларина Прости, Ир. Мы тут делаем паузу, слушаем новости и потом продолжаем программу.

**********

К. Ларина Возвращаемся в программу «Родительское собрание». «Школа православия как средство воспитания» – тема сегодняшней передачи. И у нас в студии журналист и учитель Ирина Лукьянова, священник Михаил Ардов и научный руководитель «Эврики» Александр Адамский. Я все-таки… Не знаю, мне кажется, по поводу бюрократизации и вообще вот этих вот вещей, о чем говорил Александр Изотович, мне кажется, все-таки это не самое опасное, не самое главное, это ерунда все. Мне все-таки представляется, что это все в одном пакете идет, чтобы как-то мозги подравнять, всех под одну гребенку. Ну, вот в Англии газон, газоны ровняют. Да? А у нас преимущественно… преимущественно мозги подравнивают, потому что, с одной стороны бесконечные разговоры о том, чтобы провести конституционную реформу и вновь ввести туда статью о государственной… обязательной государственной идеологии. Во-вторых, конечно же, вот эти вот попытки разобраться с конченными мразями, которые пытаются влезть в наше великое прошлое и что-то там сказать, что не совсем оно и великое. И с третьей стороны, конечно, вот это, то что мы обсуждаем с вами достаточно регулярно в этой передаче — попытки войти в школу вот с этой стороны к молодому поколению. И то, о чем говорила сейчас Ирина. По поводу кризиса самоидентичности – это абсолютно точно. Я думаю, что, конечно же, это все в одном пакете. Это все поиск… все равно поиск идеологической программы для воспитания населения. Да, Михаил Викторович?

М. Ардов Надо вот еще о чем упомянуть, что научный марксизм-ленинизм был сатанинской пародией на церковь. У них были праведники, мученики за веру, там какой-нибудь Лазо или Зоя Космодемьянская. У них были казнимые еретики и так далее. Это все было, и даже мы имеем вот этот самый… Лжемощи — законсервированный труп. И, соответственно… И, ну, мало того, там есть еще одна интересная связь, что когда Сталин учреждал московскую патриархию заново, он… Они делали это по образу и подобию ВКП(б), то есть Политбюро — синод, патриарх — генсек и так далее. И вот это наследие естественно довлеет. Поэтому всем хочется вот это вот… При этом интересно, что в одном месте Победоносцев предсказал, что если вот эти одолеют, то они устроят какой-то культ, будут у них памятники, все такое примерное. У меня такая ситуация есть, я потом вам ее покажу. Вот об этом… То есть это довлеет не православие. Это довлеет советское прошлое, потому что 70 лет промывания мозгов и обустройства такой несчастной страны, вот это мы теперь имеем.

К. Ларина Ир, а вот Вы же изучили еще и примерную программу. Там, как я понимаю, два направления есть, одно типа религиозное, а другое типа светское тоже вот…

И. Лукьянова Ну, здесь, какая…

К. Ларина … в этой программе, новой.

И. Лукьянова Ну, здесь, какая штука, да? Это не то, что новая программа, да?

К. Ларина Истоковедение мне очень понравилось.

И. Лукьянова Есть… Есть такая вот, во ФГОС для федеральных государственных образовательных стандартах для начальной школы и средней школы. Для старшей нет. Есть такое направление предметное, предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». И в некоторых школах или в некоторых регионах… Ну, у нас же… Согласно ФГОС у нас есть федеральный компонент, то есть то, что определяется государством, у нас есть региональный компонент, то, что регионы могут вбросить, например, вот в Подмосковье есть, в рамках регионального компонента, предмет, который называется «Духовная культура Подмосковья». Вот. И его в подмосковных школах изучают действительно, значит. И есть школьный компонент, то есть те предметы, которые может назначить сама школа.

А. Адамский Вариативная часть. Не компонент, а вариативная часть.

И. Лукьянова Вариативная часть. Да. Простите. Значит, и вот в рамках этого, – да? – некоторые… В некоторых регионах или в некоторых школах родители встречаются с ситуаций безальтернативного обучения, потому что вот это либо как эксперимент проводится по введению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Значит, ОД…

К. Ларина КНР.

И. Лукьянова ОДКНР.

К. Ларина ОДНКНР, вот!

И. Лукьянова Да. ОДНКНР. Это выговорить невозможно. И это совсем не то, что ОРКСЭ, да? «Основы религиозных культур и светской этики»...

К. Ларина ОРКСЭ. Да.

И. Лукьянова Да, ОРКСЭ – это уже устоявшийся предмет, который…

К. Ларина С ужасом смотрит…

И. Лукьянова … который преподается в 4-м и 5-м классе и где предлагается 6 модулей на выбор. Значит, «Основы духовно-нравственной культуры народов России», аббревиатуру выговорить не могу, – это совсем другое. Да? И здесь, как раз они могут быть там пока с 1-го по 9-й класс, насколько я понимаю. Насколько ФГОСы… ФГОСы это позволяют. И здесь, вот скажем, в Москве, насколько я понимаю, в рамках эксперимента в 33 школах введено преподавание этого предмета, и альтернатива – это как раз либо православная культура, очень такой традиционный учебник, который издавался с 2002 года еще по благословению патриарха Алексия II, а с другой стороны это какая-то удивительная программа «Истоки», насквозь такая вот архаичная: ты часть рода, ты должен гордиться, там духовность, там нравственность. Это все основано на особой предметной дисциплине истоковедения, которая разработана…

К. Ларина Истоковедение!

И. Лукьянова Да, которая разработана авторами…

К. Ларина Я хочу повторить для слушателей. Именно так это и называется…

И. Лукьянова Да.

К. Ларина Истоковедение.

А. Ардов Это на Северном Кавказе надо. Там источников много, вот надо…

И. Лукьянова Вот и здесь как раз вот это именно… Родители воспринимают это как навязывание православия, потому что в «Истоках» тоже речь идет о вере, о молитве, о православных храмах и так далее, но если внимательно приглядеться к этой программе, то, в общем, она вызывает какое-то, ну, я бы сказала, недоумение, потому что там предмет, ну как бы, научная основа совершенно не понятна. Да? Это не христианство, это не православие, это какая-то глубокая архаика…

К. Ларина Вот я могу процитировать то, что вот процитировано как раз Ирой в ее собственной статье в газете, в «Новой газете» последней, пятничной, цитата: «В 5-м классе ученики знакомятся с 7-ю самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни» двоеточие… Какими же? «Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, Покрова на Нерли, иконы «Живоначальная Троица», Московский кремль, летопись». Это, конечно, такая вот каша в голове, от сохи до Московского кремля, она, конечно, впечатляет.

И. Лукьянова Ну, меня там впечатляет постоянное использование слова «код», да? «Духовный код русской цивилизации», «ритмы времени». Вот когда я на это смотрю, я все пытаюсь как-то это все в голове идентифицировать с какой-нибудь предметной областью, да? И, в общем, здесь какой-то то ли new age это, да? То есть мне вот как раз истоки не очень понятны, потому что это совершенно точно…

А. Адамский Истоки истоков Вам не понятны.

И. Лукьянова Да. И тут это и не наука, и не христианство. Да? Это что-то такое, вот квазинаучное, околорелигиозное нечто. И вот, к сожалению, мне кажется, что вот та программа, которую все время пытаются внедрить в школу, – это как раз не христианство, это не православие, это такая особая, русская духовно-нравственность, которая предполагает державность, которая предполагает, что, значит, мнение большинства всегда побеждает мнение меньшинства, что личность человека менее важна, чем какие-то надличные ценности и очень много другое. То есть вот как бы…

А. Ардов Это уже чистый коммунизм.

И. Лукьянова Ну, вот… Да. И через христианство этот заход мне тоже не кажется удачным. Мне кажется, что… Ну, сформулировать эту идеологию толком тоже никто не решается. И в обществе нет консенсуса по поводу того, что важнее. Да?

А. Адамский Это же самое главное.

И. Лукьянова Общество регулярно. В любом медийном скандале, идет ли то речь, там, о деле Иванниковой, – да? – или о деле Ильдара Дадина, или о псковских подростках, всегда общество делится на две части: на партию закона и партию благодати. Там на партию, значит, там, где закон, буква закона, символы, важнее человека и партию, где человек важнее, чем символы. Да? Вот. Извините.

К. Ларина Пожалуйста, Александр.

А. Адамский Значит, я понимаю и разделяю стремление российской интеллигенции видеть в хаосе происходящем системные основания.

К. Ларина Нет?

А. Адамский Это понятно. Но я не разделяю эту точку зрения в сфере образовательной политики особенно. Я вижу разные хаотические, так сказать, решения, движения, направления, в которых есть разные… в которых сталкиваются не просто разные мировоззренческие, как сейчас Ира показала, я потом к этому вернусь, если позволите, мировоззренческие позиции, а в котором сталкиваются разные ожидания от системы образования. То есть либо это институт развития, тогда инновации, поощрения лидерских, экспериментально, либо, это есть мобилизационный институт, когда пушки говорят, а музы молчат, но не только музы, пусть и все остальные. Значит, надо мобилизовать нацию для грядущих испытаний, скажем так. И это такая вот, действительно, архаическая логика, которая в мифе о прусском учителе. Помните, прусский учитель, который помог выиграть… который выиграл войну с австрийцами, да? Во-первых, Бисмарк этого не говорил, во-вторых, это все это не так. А третье, самое главное, что уже сейчас ситуация принципиально изменилась. Мы знаем страны с развитыми образованиями, да? Вы что-нибудь слышали о финской армии? Вы что-нибудь слышали о сингапурской армии. Да? То есть, страны, в которых мощные… мировые лидеры образования, они на другое направлены. Они не про мобилизацию, значит, в свете грядущих испытаний. Они про то, как экономика, про то, как все это… И вот эти два подхода, если можно так сказать, две точки зрения, мне кажется, вот это конфликт у власти, у самой власти по отношению к образованию. Неудачная попытка прежнего министерства, давайте честно скажем, – да? – выстроить систему образования как институт развития неудачная по способу, по диалогу с обществом, которого не было, – да? – по иногда излишне технократическим способам реализации и так далее, и так далее. Она привела к тому, что победила другая точка зрения.

К. Ларина А когда была удачная?

А. Адамский Я очень ценю то, что сделал Фурсенко, вот если честно. Я очень ценю то, что сделал Фурсенко. И в этом смысле, мне кажется, что ему удалось соединить и общественный интерес, и ресурсность, которую от власти можно было получить. А уж как он прошел по Сцилле и Харибде вот этой дискуссии про религиозное воспитание! Это фактически его заслуга, что альтернативный курс, что вот так консенсус какой-то среди экспертного и религиозного сообщества был. Это чисто… Это его заслуга. Это просто подвиг, который он совершил. Поэтому, вот Вы у меня спросили неожиданно, это не было в моем плане. Значит, я Вам отвечаю, что я очень высоко ценю то, что сделал Андрей Александрович Фурсенко. Если позволите, я вернусь…

К. Ларина Конечно.

А. Адамский Потому, что это… В этом смысле, вот это столкновение: система образования, школа – это мобилизационный институт?

К. Ларина Да. Отвечая на вопрос, я говорю — да.

А. Адамский Вы как власть отвечаете?

К. Ларина Ну да, потому что, судя по всему это…

А. Адамский Но, простите…

К. Ларина … именно да.

А. Адамский … я вижу, что шаги в сторону поддержки института развития. Я тоже это вижу. И есть разные направления в этом смысле. А если…

К. Ларина Вот как-то несовместимые вещи. И либо то, либо другое.

А. Адамский Ну, так я же про это и говорю. А если это мобилизационный институт, тогда оправдано влияние силовых структур. Тогда это оправдано. Церкви как, так сказать, скрепы.

М. Ардов Идеолога.

А. Адамский Да. Скрепы, да. И тогда, так сказать, как это совмещается с ожиданиями граждан, зависит от того, как формируются ожидания граждан. Если ожидания граждан в сторону испытаний – это одна история, если ожидания граждан то, что каждый должен самореализоваться, вести свое дело, быть успешным и так далее, и так далее, это другая история. И в этом смысле вот сейчас мы находимся в пике вот этого конфликта. И как совершенно справедливо сказала Ирина, системных выразителей этих точек зрения, ну, явных, видимых нет. Вот мы только здесь это обсуждаем. Такого обсуждения же нет ни в парламенте, ни в… Может они и есть, но они как-то скрытые. Это не является… Теперь основной тезис, который я хочу сказать: вот этот выбор, этот конфликт не является предметом общественного обсуждения. Миллионы граждан, миллионы детей, – да? – они за скобками, они находятся в некоторой мифологии, что вот уроком можно воспитание усовершенствовать. Да? Добавим литературные произведения – повысится нравственность.

К. Ларина Предложили наоборот сократить до 6 писателей на последнем совете.

А. Адамский Кого сократить?

К. Ларина Сократить до 6 писателей, ты слышала? Шахназаров на совете по культуре…

А. Адамский Ну, вот это игры. Это игры.

К. Ларина … предложил, вышел с инициативой сократить количество писателей для изучения в школе. И ограничить 6-ю: Толстой, Достоевский, Пушкин и кто-то там еще. Да? То есть 6 человек. Все, больше не надо.

А. Адамский Но то же таки… Но все-таки, я вот хотел бы вернуться, Ксения, к Вашему замечанию, по поводу того, что…

К. Ларина Да.

А. Адамский … так, а не так. Но институты у нас направлены все-таки на другое. Знаете, меня вчера по другому поводу, вчера или позавчера, на совете по культуре. Да?

К. Ларина Вот, вот. Я про него и говорю.

А. Адамский Тогда, значит, когда Сакуров, обращаясь к президенту, говорит: «По справедливости, по христианству помилуйте режиссера». На что ему президент говорит: «По христианству может и да, но у нас закон есть». И вот это та же история, которая есть. У нас есть закон и я… И Конституция. Где нет государственной идеологии, где светскость школы. Поэтому, если мобилизационная… Давайте, тогда менять законы и Конституцию, чтобы все было, так сказать…

И. Лукьянова Ой, а может, не будем?

А. Адамский А, может, не будем. Но это зависит от общественного выбора. А общественный выбор…

К. Ларина Тогда давайте…

А. Адамский … дискуссию…

К. Ларина … поговорим про общественный выбор. Что сегодня… Что сегодня хочет народ? Каковы его запросы вот в этой сфере, в которой мы сейчас… которую мы с Вами сейчас пытаемся обсуждать?

А. Адамский Общество неоднородно.

К. Ларина Чего оно хочет?

А. Адамский Общество неоднородно. Мы никогда не придем ни в одном направлении, ни по конфессиональному, ни по мировоззренческому. Уже сейчас можно… Уже даже нельзя силой… Зря я так сказал, может, и можно… Ну, только силой можно заставить всех прийти, так сказать, к одному.

К. Ларина Ну, так оно и есть. Да.

А. Адамский Нет…

К. Ларина Так оно и происходит.

А. Адамский Неопределенность, неоднородность, это уже данность, с которой надо жить. Какой в этом случае должна быть образовательная политика, конфессиональная политика – это другой вопрос. Но то, что делать вид, что мы придем к единому пониманию мировоззренческих и других вопросов это такая иллюзия!

К. Ларина Подождите. Не единому. Я имею в виду все-таки не единый, не дай Бог, а внятное понимание. Потому, что вот то, о чем говорил Михаил Ардов, когда у нас шизофрения не в одной отдельной голове, а в целой стране. Потому что с одной стороны у нас Зоя Космодемьянская, да? С другой стороны «28 панфиловцев», а с 3-ей — Владимир Ильич Ленин, а с 4-ой — Николай II.

И. Лукьянова Я бы…

К. Ларина Николаю и с портретами в Бессмертном полку.

А. Адамский Так и будет.

К. Ларина Ну…

А. Адамский Это надо принять.

И. Лукьянова Не только в нашем обществе есть диаметрально противоположный взгляд.

А. Адамский Конечно.

И. Лукьянова Да? Потому что смотрим на голосование в Британии за «Брексит», да?

А. Адамский Конечно.

И. Лукьянова Нация пополам поделена. Смотрим на голосование в Америке, нация пополам…

А. Адамский В любой стране.

И. Лукьянова … поделена. Это в принципе, ну, как бы нормальная ситуация существования нации.

А. Адамский Абсолютно. Абсолютно.

И. Лукьянова Когда она не едина и не мобилизована единым строем.

К. Ларина … по голове за то, что она делает неправильный выбор, по мнению…

А. Адамский В этом все-таки либо институты…

К. Ларина … руководства страны?

А. Адамский Либо институты верховодят. Да? Законы, Конституция, выборы и так далее, и так далее. И там волеизъявление происходит. Либо, значит, это все само по себе, законы, Конституция, выборы и так далее. А вот есть некоторая довлеющая точка зрения определенных групп, и они какими-то способами проводят свою политику. Ну, вот это, как бы и выбор. Мне кажется, что законы…

К. Ларина Михаил Викторович, а Вы что скажете по поводу запросов в обществе? Что сегодня обществу нужно, на Ваш взгляд. Чего они хотят? В смысле мы.

М. Ардов Знаете…

К. Ларина Что мы хотим?

М. Ардов Я, поскольку, монархист и враг демократии вообще…

К. Ларина Так.

М. Ардов Я всегда по поводу демократии, я говорю…

А. Адамский Ветер становится томным.

М. Ардов … я ссылаюсь… Да. Я ссылаюсь на мнение не кого-нибудь, а Бенджамина Франклина, который… афоризм его говорит, что у толпы много голов, но нет мозгов. Вот. Поэтому, ну… Так вот, ну, а что мы можем? Ну, вот так мы и будем вот в этом. Так, так. Так, так.

А. Адамский Вы знаете…

К. Ларина Ну, а кто должен заниматься этим сознанием массовым, да? Вот, чтобы толпа превратилась уже…

М. Ардов А уже это невозможно.

К. Ларина … все-таки в народ? Это невозможно?

М. Ардов Это невозможно, потому что…

А. Адамский Я тут позволю себе возразить…

М. Ардов Это невозможно, потому что теперь интернет.

К. Ларина Что это? Исчадье ада?

М. Ардов Нет. Ну, это помойка, всемирная помойка. Но, тем не менее, там же можно находить…

К. Ларина Там массу полезных вещей можно…

М. Ардов Все, что…

К. Ларина … найти.

М. Ардов Да. Да. Конечно! Вот. И с одной стороны. С другой стороны все-таки это не то что, как только советские газеты, только красные, тут что-то еще прозвучало. Тут еще что-то прозвучало. Тут, там на радио… И все. И теперь уже собрать в… ну, какое-то минимальное единство сделать, потому что вот там кто-то идет громить выставки, а другие, такая же группа идет защищать выставки. Кто-то идет снимать спектакли, кто-то наоборот кричит, что надо и все… И так теперь все время будет.

К. Ларина А как надо? Вот идеальная Ваша модель?

И. Лукьянова А вот…

К. Ларина Устройства.

И. Лукьянова А вот как надо, это как раз проект введения единомыслия в России.

А. Адамский Я хочу немножко возразить. Мне кажется, что все-таки будущее у российской гражданской нации есть, и тому много есть свидетельств. Но на вопрос о способе, как бы вот движения к этому, и у меня ответ простой — диалог, надо вступать в диалог. И надо демонстрировать диалог на разных уровнях и со священнослужителями, и с людьми, которые придерживаются разных точек зрения. Если власть демонстрирует диалог, если общество движется в сторону диалога, разговора и так далее, вот в этом перспектива. Если нетерпимость…

М. Ардов Но, дело в том, что, простите…

А. Адамский … возобладает…

М. Ардов Но какие-то немаленькие группы, которые не будут вступать ни с кем в диалог. Вот ведь что.

А. Адамский Ну, в этом смысле…

М. Ардов Понимаете?

А. Адамский … есть граница. Значит, эти группы, которые не вступают в диалог… В каком-то смысле это и есть экстремизм.

К. Ларина Конечно.

И. Лукьянова Вот отсутствие диалога – да?

А. Адамский Это и есть радикальность…

И. Лукьянова Дальше перспектива только гражданской войны…

А. Адамский Помимо диалога.

И. Лукьянова Мы в принципе… Да, да.

А. Адамский Альтернатива.

И. Лукьянова Без альтернативы диалогу — это гражданская война.

А. Адамский Да. Абсолютно.

И. Лукьянова Да? У нас, в общем-то, в такую альтернативу…

А. Адамский Не дай Бог.

И. Лукьянова … никто особенно не рвется. Не дай Бог. Поэтому, ну, мы обречены на то, чтобы договариваться друг с другом, искать какие-то общие точки соприкосновения.

А. Адамский Но в этом смысле эскалация нетерпимости, эскалация, демонстрирование, так сказать, грубости, агрессии и так далее, например, по телевизору или, например, в Парламенте, или, например… И так далее, да? Это вот и есть влияние на общество. Поэтому, мне кажется, что какая-то такая задача должна быть себе поставлена — диалог.

К. Ларина Я не могу все-таки удержаться и процитировать точное предложение Карена Шахназарова, прозвучавшее на том самом совете, заседании совета по культуре, что мир русской литературы огромен и это лучшая литература в мире, но есть 6 основополагающих писателей. Они создали русскую философию… и тэ-тэ-тэ-тэ. Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов. Мне кажется, сегодня было бы правильно перейти от вариативного изучения литературы в школах к конкретному — изучать этих 6-х писателей и все. Но изучать их хорошо.

А. Адамский Если…

К. Ларина Да?

А. Адамский Если позволите есть одна литературная байка, поправьте, если это вымысел…

К. Ларина Это не анекдот я рассказываю.

А. Адамский Но я отвечу, так сказать, байкой. Когда, значит… с Зинаидой Гиппиус Горького спрашивает: «Кто Ваш любимый поэт?» Он говорит: «Пушкин». Так удивляются и говорят: «А, ну, да! Вы же в гимназии не учились».

К. Ларина Да.

И. Лукьянова Ну, вот тут могу сказать, что вообще учителя литературы очень устали от того, что все знают, как им правильно работать.

А. Адамский А также тренеры по футболу устали и много других.

И. Лукьянова Вот. И то, что наши рабочие, профессиональные вопросы без конца обсуждаются с высокой трибуны, и каждый знает, как надо, и тот, кто лучше всех знает как надо и громче всех шепнул это на нужное ухо, становится победителем, и мы начинаем работать вот в рамках этого направления. Это уже очень утомляет, да? Дайте работать спокойно, пожалуйста.

К. Ларина «Я бы предложил рассмотреть вопрос о сужении и тщательном изучении классических русских литераторов, без которых невозможна наша жизнь и существование, которые есть основа нашей национальной идентичности и мировоззрения». Вопрос о сужении, нет?

А. Адамский Дальше тишина.

К. Ларина Да.

И. Лукьянова … silence. Да.

М. Ардов Это… Это вот предложение исходит из убежденности, что кроме того, что будет в программе, ребенок ничего читать не будет. Хотя, так сказать…

И. Лукьянова А в программе… То, что… То, что… То, что ему силком навяжут, то он…

К. Ларина Возненавидит на всю жизнь.

И. Лукьянова Нет, он это воспримет, запишет себе куда-то там на матрицу, освоит, усвоит. Ну, я бы… Я бы, например, была не очень рада, если бы у меня ребенок там не конструктивно воспринял… То есть, не критично воспринял мировоззрение Лермонтова, например.

А. Адамский Ну, в этом действительно, возвращаясь к началу программы и к теме, есть много современных способов вовлечения ребенка в разные культурные слои, образцы и так далее. В том числе и в религию.

М. Ардов Да.

А. Адамский Не только учебный предмет и не только урок. И мне кажется, что… Поскольку я разделяю значимость и ценность освоения религиозных культур, безусловно, то я все-таки хотел бы, чтобы эта область культуры была не отталкивающая для ребенка. Есть много других современных… Вот в этом смысле профессионализм важен! Не дилетантский популизм такой, да? Для галочки, да? А профессионализм. Сейчас есть много разных возможностей. Они профессионально, так сказать, понятны, каким можно вовлекать ребенка, экономя время, развивая его способности, опираясь на его любопытство и так далее, на освоение разных… Вот то, что церковь и другие адепты других задач проходят мимо этого, приносит вред не только ребенку, но и им самим.

К. Ларина Ну что, друзья мои, мы должны завершать наш сегодняшний разговор. Хотя тема, конечно, не закрывается, она продолжается. Я вот позже…

М. Ардов Боюсь, что она будет неисчерпаемой.

К. Ларина Я тоже хочу, чтобы представители патриархии как-то приняли участие в таком обсуждении. Это очень важно. Я тоже за диалог.

А. Адамский Забавно, что вы не упоминаете представителей Министерства Образования, видя таким внутренним зрением, что представители патриархии определяют эту историю.

К. Ларина Ну, может быть… Нет, во всяком случае, они являются инициаторами. Давайте так. Вот можно так сказать. Конечно же, да.

А. Адамский Изменений в светской школе.

К. Ларина Конечно же, да. Конечно же, они инициаторы, почему бы с ними не поговорить.

А. Адамский Безусловно.

К. Ларина А представители Министерства Образования мы все…

А. Адамский Ах, вот так!

К. Ларина … в конце концов. Да.

А. Адамский Спасибо, что Вы нам про это сказали.

К. Ларина Спасибо.

А. Адамский Спасибо.

Комментарии

22

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


04 декабря 2016 | 13:10

Мне на православие наплевать, я даос , но послушать гадость от ксюши - развлечение и понимание, что оппозиция никогда не победит)))


jjtompson 04 декабря 2016 | 13:15

buch4: Разумеется, оппозиция в России теперь уже никогда не победит.
Означает сие, что смена Правителя теперь будет осуществляться исключительно на неконституционной основе.


s_trumanyan 04 декабря 2016 | 13:45

jjtompson: Такое ощущение, что самая правдивая, честная и соблюдаемая у нас была Конституция 77 года: жизненный маразм чётко отразился и в главном государственном законе. Конституция сегодняшняя написана не для этого мира, а для какого-то ангельско-херувимиского. Поэтому редкую птицу найдёшь, которая бы от и до все принципы и пункты текущего акта соблюдала бы. В общем, ноги об неё вытерли многие, многократно и достаточно усердно. Подобно деревне, это потёмкинская конституция.


jjtompson 04 декабря 2016 | 14:31

s_trumanyan: На самом деле, беда не в том, что нарушается Конституция, а в том, что из-за этих массовых об неё вытираний грязной обуви исчезает гражданское общество и население теряет способность к самоорганизации, а это гарантирует приход во власть либо бандюков, либо оккупантов.


s_trumanyan 05 декабря 2016 | 16:37

jjtompson: Не знаю насчёт "исчезает"... оно не шибко и "появлялось". Хотя были иногда предпосылки, но тут же эти начинания на корню вырубались.


uncles 04 декабря 2016 | 13:15

Группа ученых из США, Канады, Иордании, Катара, ЮАР, Турции и Китая изучили альтруистические поведения детей и выяснили, что существует отрицательная взаимосвязь между религиозностью семьи и ребенка и альтруизмом, то есть нерелигиозные дети оказались более щедрыми. Результаты исследования опубликованы в Current Biology.

Ученые использовали выборку из 1170 детей (559 девочек и 611 мальчиков) возрастом от пяти до двенадцати лет (средний возраст составляет 8,29 лет со стандартным отклонением 2,17 лет) из Чикаго, Торонто, Кейптауна, Стамбула, Измира, Аммана и Гуанчжоу.
По результатам исследования выборка была поделена на наиболее крупные группы «христиане», «мусульмане» и «не религиозные». Одномерный ковариационный анализ данных показал, что дети из семей, относящихся к «не религиозным», более альтруистичны, нежели остальные. Также такие дети более толерантны в вопросах наказаний, нежели мусульманские дети, что свидетельствует о более низком уровне жестокости.
По результатам исследования выборка была поделена на наиболее крупные группы «христиане», «мусульмане» и «не религиозные». Одномерный ковариационный анализ данных показал, что дети из семей, относящихся к «не религиозным», более альтруистичны, нежели остальные. Также такие дети более толерантны в вопросах наказаний, нежели мусульманские дети, что свидетельствует о более низком уровне жестокости.


chapter_2 04 декабря 2016 | 13:28

uncles: Дети рождаются атеистам, верующими в Бога они становятся благодаря воспитанию. Чтобы было бы, если бы дети и взрослые оставались по жизни безбожниками? Сколько же Ненависти и Зла сеялось, сеется и будет сеяться служителями культов имя Веры и Добра? Воистину служители культа скорее посланники Дьявола, чем Бога...


jjtompson 04 декабря 2016 | 13:36

chapter_2: На самом деле, полее тщательное знакомство с устройством и законами окружающего нас Мира приводил и приводит ряд выдающихся учёных к убеждению в существовании Бога - Творца.


uncles 04 декабря 2016 | 13:57

jjtompson: и где эти убеждения "выдающихся ученых" изложены, в каких научных реферируемых журналах? Нет, нигде, а вы - трепло и лгун.


uncles 04 декабря 2016 | 14:00

chapter_2: ---Воистину служители культа скорее посланники Дьявола, чем Бога...
Да ну, все проще, зачем усложнять - торговля богом - чисто бизнес, а уж что там конкретно продается - сигареты, спирт, вино, золотишко, свечи - дело десятое. Бизнес есть бизнес.


jjtompson 04 декабря 2016 | 13:31

uncles: Про оскорбление чуйств верующих и духовные скрепы. Короче -
комо грядеши или какой дорогой идём, дорогие товарищи..

В Саудовской Аравии ведущие специалисты-богословы высказали своё категорическое возмущение кощунством, случившимся в университете, носящем имя Принцессы Нур (обучаются там исключительно юные мусульманки).
По недосмотру администрации оного Университета часть преподавателей провела часть своих лекций и семинаров, находясь непосредственно в аудитории со студентками.
Ужас, Ужас!!!


(комментарий скрыт)

jjtompson 04 декабря 2016 | 14:25

timwlad40: Только давайте будем различать Веру, Религию (предписывающую - как и во что надлежит верить) и предрассудки, которыми, по обыкновению, обрастает любая религия.


(комментарий скрыт)

uncles 04 декабря 2016 | 13:21

Что за мода пошла - чуть что в любую тему звать попа? Что нам умного могут сказать люди, которые своих детей не имеют и проповедуют теорию о всемирном потопе и тверди небесной? А что они могут сказать детям?


(комментарий скрыт)

uncles 04 декабря 2016 | 14:26

timwlad40: у негрмотных бродячих пастухов была социология? А квантовой механики у них небыло?


sergvol 04 декабря 2016 | 15:23

uncles: Уважаемый uncles ,то ,что вы физик и ее знаете, никто не сомневается. Но кругозор надо расширять. Прочитайте книгу Гейзенберга " Шаги за горизонт" ,
доклад Макса Планка в 1937 "РЕЛИГИЯ  И  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ", философские труды Шрёдингера. На десерт - заметки академика Рауншенбаха по троичности в "Вопросах философии" РАН.
PS. Думаю, что перечисленные ученые не глупее вас .


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

rimil 04 декабря 2016 | 20:22

Огромное спасибо Ксении Лариной и гостям,за такие темы!)

Мне кажется,если рядом с ведущей находился бы поэт или писатель-решительный,передачи приобретали бы более или другие масштабы,ибо по верхушкам деревьев,не все смогут понять или распознать-почву или глядеть в сторону-корня?)...


aekulakov 09 декабря 2016 | 15:30

Я уже много раз комментировал сообщения и дискуссии по этой тематике. К сожалению, подобные комментарии часто удаляют. Как специалист, непосредственно занимающийся этой проблемой в системе образования, спешу всех успокоить: никакой «обязательный курс» основ православной культуры никому не грозит. Разъясняю, что есть на самом деле.
У нас сейчас существует Федеральный государственный стандарт образования (начального, общего и т.д.) – ФГОС. Образовательные организации обязаны напрямую реализовывать положения ФГОС. Во ФГОСе основного среднего образования содержится новое для нашей практики положение об обязательной предметной области "Духовно-нравственная культура народов России" (часто используются аббревиатуры ОДКНР или ОДНКНР). См пп. 11.4 и 18.3.1 ФГОС основного общего образования. Очень важно(!) - в отличие от других предметных областей, в эту область ни одного предмета не включено. Поэтому возникает вопрос - как реализовать эту обязательную предметную область? Это разъяснено в письме Министерства образования от 25 мая 2015 года № 08-761. В нем, в частности, говорится:
«Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания,
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность …»
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации».
Сказано ясно. Наполнение содержанием и выбор форм реализации ОДНКНР –компетенция конкретной образовательной организации. Никто никому ничего не собирается диктовать. Хотите основы православной культуры с 5 по 9 класс – пожалуйста, хотите основы буддийской культуры – тоже пожалуйста. Хотите внеконфессиональное содержание (светскую этику и т.п) – тоже пожалуйста! Это решает конкретная школа с учетом региональных потребностей и общественного запроса. Содержание и форма ОДНКНР формируется «заказчиками» - то есть в первую очередь родительской общественностью как частью гражданского общества. Если такой запрос не сформирован и все ждут «команды сверху», то это– проблема нашего гражданского общества, а не системы образования. Еще одна важная деталь – речь идет именно об основной средней школе, то есть о 5-9 классах. В начальной школе (4 класс) продолжает реализовываться курс ОРКСЭ, тоже предполагающий свободный выбор одного из модулей (включая внеконфессиональную «светскую этику»). Об 1-3 и 10-11 классах в этой связи пока речь вообще не идет и там эта предметная область пока не реализуется.
Под предметную область ОДКНР могут разрабатываться самые разные примерные программы. Действительно, в наибольшей степени в этом продвинулась и наибольшую активность проявляет РПЦ. Разработанные ей программы (возможно, это будет и не одна программа!) подвергнутся экспертизе на общих основаниях, а образовательные организации смогут по своему выбору использовать эти программы, если на это поступит общественный запрос. То, что другие конфессии не стремятся использовать предметную область ОДНКНР для наполнения своим содержанием и для продвижения этого содержания – проблема самих конфессий. Я являюсь членом Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР. В составе Объединения есть представители всех конфессий, а их мнение с уважением выслушивается и учитывается. Конфессиональным организациям разных религий никто не запрещает представлять свои примерные образовательные программы. Это только приветствуется.
Разработкой концепции, содержания, организационных форм и методики реализации этой предметной области занимается и наш институт – ФИРО (и я, в частности) в рамках государственного задания на 2016-2017 годы. У нас тоже есть свое мнение по поводу примерной программы, которая в нашем варианте вообще не носит конфессионального характера (готов познакомить с набросками). Наша примерная программа будет предложена наряду с другими, после того, как пройдет требуемую экспертизу. Образовательные организации, которые сочтут ее приемлемой, смогут основываться и на наших разработках.
Никто никого не собирается неволить, заставлять выбирать «основы какой-то религиозной культуры» в приказном централизованном порядке. Нет этой идеи. Просто нет.
Другое дело, что есть еще и проблема реализации задуманного. Тут есть о чем поговорить и поспорить. Слабость гражданского общества, ожидание "команды сверху", инертность родительской общественности и другие факторы вполне могу свести к нулю все эти «замечательные» замыслы. Но с нормативной точки зрения на сегодня все задумано достаточно демократично, логично и стройно. Выбирайте то, что вас устраивает, что соответствует особенностям вашего региона, традициям, устоям, убеждениям. Но выбор – всегда вещь непростая и ответственная…
Только что прошла очередная новость о том, что родители одной из московских школ "пожаловались в прокуратуру на навязывание им православного курса "Истоки". По этому поводу комментирую:
1. Возмущенные родителя правы. Обозначенная в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) не содержит (как другие предметные области) перечня конкретных предметов. (См. выше). Согласно письму Министерства образования от 25 мая 2015 года № 08-761 (которое носит не нормативный, а разъяснительный характер) наполнение это предметной области содержанием (выбор программ и курсов), а также определение организационных форм занятий (урочные, внеурочные и т.д.) отнесено к компетенции образовательной организации. Поэтому никаких «обязательных» программ, учебников и курсов здесь быть не может. Вопрос о выборе должен решаться не администрацией школ, а Советом, в котором главная роль принадлежит родителям. Никаких распоряжений относительно обязательного внедрения «Истоков» в школы Москвы или других регионов не существует. Рекомендовать и выносить его на рассмотрение, а также методически обеспечивать можно, а навязывать нельзя!
2. Прокуратуре здесь, по моему мнению, делать нечего и писать туда не следует. Дело в том, что отличить на формальном уровне культурологическое описание от религиозной пропаганды и миссионерства – чрезвычайно сложная и тонкая задача, всегда решаемая субъективно и являющаяся предметом вечной дискуссии. Подсчет количества упоминаний слов «икона» или «Бог» в тексте не поможет определить истину. А вот к руководящим органам образования и к педагогической науке обращаться следует. Вопрос, связанный с введением ОДНКНР, действительно недоработан. Надо предоставить школам на выбор достаточное количество альтернативных вариантов, в том числе и более нейтральных в культурном отношении, нежели курс «Истоки». Надо понимать, что наше общество, к сожалению, сильно расколото в идейном отношении. Задача образования – сглаживать, а не усугублять общественные противоречия. Но с этими противоречиями надо считаться: кому нравится курс «Истоки» (а таких немало!) - пожалуйста! Кому ближе основы православной культуры – нет проблем, изучайте. И так далее… Не будем забывать, что православные, мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты и последователи иных убеждений – в равной степени обладают всеми правами граждан России, что, наряду с принципом светскости, закреплено в Конституции и Законе об образовании. Никто не запрещает носителям различных религиозных, а также нерелигиозных культур и убеждений наполнять предметную область ОДНКНР содержанием. Единственное требование – качество продукта и его соответствие педагогическим принципам. А на сегодняшний день не сделано еще и попытки создать ни программы, ни линейки пособий для ОДНКНР, которые смогут устроить большинство и, если не полностью, то хотя бы в меньшей степени вызывать негативную реакцию и критику.


Старший научных сотрудник Федерального института развития образования, член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР, один из разработчиков содержания этой предметной области, автор школьных учебников «Религии мира», «Религии в России» Андрей Евгеньевич Кулаков

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире