'Вопросы к интервью
Запись интервью радиостанции «Эхо Москвы» с о. Игорем Ковалевским В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — отец Игорь Ковалевский, генеральный секретарь конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве. Эфир ведет – Ольга Бычкова.
О. БЫЧКОВА – Московское время 15 часов и 7 минут. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый день. А наш информированный собеседник – это Игорь Ковалевский, генеральный секретарь конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве. Добрый день, отец Игорь.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Добрый день.
О. БЫЧКОВА – И говорить мы будем конечно о фильме и книге «Код Да Винчи». В Каннах вчера на открытии фестиваля прошла премьера. Газеты пишут, что фильм практически провалился или, во всяком случае, был встречен очень холодно. Но тем не менее, несмотря на все, что пишут нам сегодня кинокритики из Канн, продолжается протест, продолжаются большие разговоры, продолжается много шума вокруг этого фильма и вокруг романа Дэна Брауна. Но сегодня уже стало известно, что православные организации собираются выступить против, где-то требуют запрета. Запрещать фильм собираются в Китае, запрещать его собирались в Индии. Общественный комитет за нравственное возрождение отечества в Москве требует специального расследования и решения от Генеральной прокуратуры. Родительский комитет Екатеринбурга требует запретить там показ «Кода Да Винчи». Ну и американские католики выпустили фильм под названием «Раскодированный Иисус» — это как бы в пику экранизации Дэна Брауна. И т.д., и т.д. Сразу можно вопрос с сайта «Эха Москвы» в Интернете на эту тему, потому что много у нас чего пришло к вам от наших слушателей. Игорь, студент из Москвы, спрашивает: «Почему церковь так нервно реагирует на художественное произведение, которое по сути является ни чем иным, как плодом фантазии Дэна Брауна? Если вспомнить, реакция на евангелие от Иуды была гораздо спокойнее. Как воспринимать этот фильм, зависит только от образованности и духовности человека», — пишет нам студент из Москвы.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Я совершенно согласен на самом деле с этим самым студентом. Я должен сказать одну вещь. Такая острая реакция произошла прежде всего со стороны верующих людей, именно тех, кто принадлежит к той или иной концессии. Хочу подчеркнуть, не только среди христиан, даже среди многих мусульман была резкая реакция на этот фильм.
О. БЫЧКОВА – Да, мусульмане в России сочли себя оскорбленными, по крайней мере их представители.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да, я читал эти заявления. В чем главная проблема, на мой взгляд, данного фильма и вообще книги? А проблема заключается в том, что средства массовой информации проявили столь пристальное внимание к данному событию и вызвали ажиотаж. И этот ажиотаж на самом деле только сделал рекламу и фильму, и книге. Это мое глубочайшее убеждение. Кстати, вчера, по моим сведениям, фильм освистали на кинофестивале. Сегодня все газеты пишут о том, что картина более чем посредственная, и никакой особой художественной ценности не представляет. Проблема на самом деле заключается еще в другой вещи. Нельзя оскорблять чувства верующих людей, религиозные чувства. Должны быть определенные этические рамки. Вот это очень серьезно, и поэтому реакция зрителей может быть самой разнообразной. Это все зависит от менталитета человека, от страны, от его эмоций. Тем более произведение искусства, такое как фильм, оно, конечно, действует на эмоции. Откроем книгу. Вообще, чтобы смотреть любой фильм или читать книгу, прежде всего необходимо определить литературный жанр. Книга Брауна – это триллер, причем лихо написанный триллер. Я прочитал эту книгу, мне приходилось комментировать, и конечно я счел для себя обязанностью ознакомиться с этим произведением. Ну что я могу по этому поводу сказать? Лихо написанный триллер, одноразовое чтиво в духе ужастиков Мастертона, которое можно читать, сидя в поезде, когда делать нечего, в дороге, и потом, книга, которую, я думаю, перечитывать никто уже не будет. Какова главная проблема данной книги? В том, что есть искушение забыть об этом жанре, о том, что это триллер, основанный совершенно на нереальных событиях. Ведь во введении к книге написано, что в книге воспроизведены некие подлинные документы, некие подлинные памятники архитектуры, события и т.д. Есть заявление о подлинности приводимых в ней фактов и документов. И у читателя или же у того, что смотрит фильм, может сложиться неверное впечатление о том, что все, о чем написано в данной книге, является правдой, является истиной. А это как раз уже проблема. Оказывается, что очень многие люди, причем я знаю, извините, людей с высшим образованием здесь, в Москве, которые пытались уверять меня, что события, описанные в книге, они реальны, что у Иисуса действительно от Марии Магдалины, например, были дети. Даже разговаривать на эту тему было нелегко, потому что люди свято верят в то, что факты, описанные в данной книге, реальны.
О. БЫЧКОВА – Но вот с чем это связано? В Англии проводили социологический опрос. Там выяснилось, что после прочтения Дэна Брауна там в два раза больше людей стали думать что-то такое про Иисуса и Марию Магдалину, в четыре раза больше людей стали думать, что «Opus Dei» – это такая террористическая организация и т.д., и т.д.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да, мне знакомы данные этого социологического опроса. Это проблема невежества людей, причем ужасающего невежества людей, проблема говорит своим именем: невежество, причем ужасающего иногда невежества людей, в том числе тех, кто читает книгу либо смотрит данный фильм. И поэтому, конечно, это проблема и для церкви. Церковь должна усилить образовательный просветительский компонент своей деятельности. Книга Дэна Брауна – это явление такой массовой культуры, можно сказать.
О. БЫЧКОВА – Ну, может быть, не стоит тогда воспринимать слишком серьезно, потому что такое же мнение Петр из Москвы пишет на эфирный пейджер: «Художественный фильм – это не документ исторический, а всего лишь выдумка и фантазия режиссера, но не более того».
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Совершенно верно. Это всего лишь выдумка и фантазия режиссера. Но возникает проблема того, что у обывателя действительно возникают ассоциации с действительным характером событий, которые имеют там место. Во-вторых, есть еще одна деликатная очень проблема. Есть такая латинская пословица: «Sancta sancte tractanda sunt» — «О святых вещах необходимо говорить с почтительным благоговением». Даже если я неверующий человек, я должен уважать вещи, которые являются святыми для представителей той или иной религии, в частности личность Иисуса Христа или же какие-то священные обряды, связанные с той или иной религией. К сожалению, примеры, причем очень негативные примеры, мы имеем – этот знаменитый скандал карикатурный. Ну и это некоторые, на мой взгляд, неадекватно резкие реакции против фильма «Код Да Винчи». Они действительно неадекватно резкие. И я считаю, что фильм не должен так будоражить общественное мнение. И я считаю, что слишком острая реакция на этот фильм наоборот только будет подогревать к нему интерес. Однако, необходимо все-таки помнить и о чувствах рядовых верующих людей.
О. БЫЧКОВА – Давайте прервемся на одну минуту. отец Игорь Ковалевский вернется в прямой эфир «Эха Москвы» после краткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА – Итак, мы продолжаем наш разговор с отцом Игорем Ковалевским, генеральный секретарем конференции католических епископов России, канцлером курии в Москве. Мы обсуждаем можно сказать уже громкий скандал вокруг фильма «Код Да Винчи», премьера которого состоялась вчера на открытии международного кинофестиваля в Каннах. Ну до этого громко, не так громко, но тоже громко обсуждали собственно исходный роман Дэна Брауна. Ну вот уже сравнение с карикатурным скандалом все чаще появляются. По-моему, это слишком все-таки. До такого накала страстей, надеюсь, дело не дойдет.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Ну дай бог, чтобы не дошло. И я хочу подчеркнуть, что лично для меня книга Дэна Брауна кощунственной не была. Ну, триллер, лихо написанный триллер, однодневное чтиво – не более того. Однако связывать эти события с реальными историческими – это просто бессмыслица какая-то вообще параноя. Есть на самом деле гораздо больше произведений искусства, в частности фильмов, которые с неприглядной стороны представляют церковь, в том числе Католическую Церковь.
О. БЫЧКОВА – Например?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – И смотрите, ведь все-таки эти фильмы не вызывали столь резкой реакции, такого резкого скандала.
О. БЫЧКОВА – Ну а что вы имеете в виду?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да хотя бы «Дурное воспитание».
О. БЫЧКОВА – Это последний фильм Альмодовара.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да. И тем не менее, этот скандал вокруг фильма «Код Да Винчи», я считаю, что он искусственный, и он раздувается, к сожалению, раздувается средствами массовой информации. Вы знаете, я признаюсь, я последние несколько дней только этим и занимаюсь, что комментирую данное произведение искусства, если так можно выразиться.
О. БЫЧКОВА – А Альмодовар вы не комментировали в таких количествах?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Не было такого скандала, не было такой реакции.
О. БЫЧКОВА – Ну а вот там проблема в чем?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Все зависит еще от того, насколько мы можем в искусстве нагнетать страсти. Но в «Коде Да Винчи» есть своя специфика. Вот почему я считаю, что фильм действительно больше внимания на себя привлек, не потому что здесь уже речь идет о самом Иисусе Христе, о персонаже, который является святым и особо почитаемым христианами, и не только, кстати, христианами, мусульманами тоже. Конечно, по-разному, но тем не менее некие святые вещи, святые основатели религий и т.д., о святых вещах необходимо говорить со священным благоговением, даже если мы не придерживаемся религиозных убеждений. Это обычная норма поведения воспитанного человека.
О. БЫЧКОВА – Вот у меня есть такая цитата, раввин Авраам Шмулевич сказал, что был бы рад, чтобы «Код Да Винчи» или что-то подобное было написано про иудаизм, потому что книга Брауна ставит очень острые вопросы относительно основ христианства, если христианство сможет адекватно воспринять этот вызов, это приведет к его оздоровлению. Так заявил раввин в одном из интервью. Что-то есть в этой мысли, согласитесь.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да, что-то, бесспорно, в этой мысли есть. Но опять-таки мы здесь сталкиваемся с чем – с отношением культур: христианской культурой и массовой культурой. Да, конечно, можно услышать что-то о Христе и узнать о евангелии, посмотрев «Код Да Винчи» или прочитав одноименную книгу, а можно просто взять, открыть евангелие. Пусть даже человек не умеет молиться, но просто в тишине в глубине сердца читать евангелие. Наверное, это будет лучший способ познакомиться с Христом и с христианским вероучением, чем смотреть такой фильм. Но конечно, как говориться: «De gustibus non disputandum» — «О вкусах не спорят». Если кто-то привык к попсе, так скажем, к массовой культуре, то, конечно, он будет смотреть фильм «Код Да Винчи».
О. БЫЧКОВА – В романе Дэна Брауна одно из важных мест занимает вполне реально существующая организация, которая называется «Opus Dei», которая представлена у Дэна Брауна как совершенно такое вот нечто кроваво-террористическое, занимающееся неприглядными делами, при том, что эта организация, вполне реально существующая, уже высказала свой протест. Может быть, у вас как раз мы должны спросить, что это такое на самом деле, «Opus Dei». Кто это вообще эти люди?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – В Католической Церкви множество монашеских орденов движений, организаций. Наверняка все мы слышали о францисканцах, о доминиканцах, иезуитах, ну, и т.д., различные движения. «Opus Dei» является одной из структур Католической Церкви, не более того. Это люди, которые имеют свой особый путь духовности, духовного развития, ведь в Католической Церкви каждый должен свою духовную нишу найти. Не более того. Но, к сожалению, опять-таки в нашей массовой поп, можно сказать, культуре, в нашем массовом сознании Католическая Церковь ассоциируется с тремя «i»: индульгенция, инквизиция и иезуиты коварные, которые якобы говорили, что цель оправдывает средства. На самом деле это, скорее, марксисты говорили, чем иезуиты. Но это уже не важно. Но вот это пример массовой культуры и совершенного невежества людей. На самом деле в чем проблема книги, опять-таки, Дэна Брауна, все возвращаюсь к книге. Да потому, что толпы туристов изучали даже памятники архитектуры по книге Дэна Брауна. Можно себе вообразить, чтобы я…
О. БЫЧКОВА – Находили там массу ошибок, кстати говоря, потому что уже существуют целые сайты с перечнем того, что неправильно было.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Ну естественно. Так ведь в том то и дело. Кстати, вот гости, которые писали свои сообщения на «Эхо Москвы», они совершенно правы в этом. Это вымысел. А вот, к сожалению, обыватель об этом имеет тенденцию забывать, о том, что это всего лишь вымысел. Ведь безумием бы было по сказкам о бабе Яге и кощее Бессмертном изучать географию Руси. Ну то же самое.
О. БЫЧКОВА – На ту же тему Евгений из Москвы задает вопрос: «Следует ли понимать, что после нынешних протестов могут начаться протесты против преподавания теории Дарвина, как оскорбляющей чувства верующих, а также протесты против книг, издаваемых группой «Новая хронология»?» Ну, протесты против Дарвина возникают в разных частях света, вплоть до судебных процессов.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Да. Ну, насчет теории Дарвина – это вообще другой вопрос. Но я могу сказать совершенно официально, я являюсь верующим человеком и священнослужителем, мне эта теория совершенно не мешает быть верующим человеком. Это протесты на уровне того, как в советском Союзе говорили, Гагарин полетел в космос, бога он не увидел, значит бога нет. Извините меня, это необходимо уже просто, наверное, немножко заняться самообразованием тем людям, которые слишком неадекватно реагируют на те или иные вещи. Насчет теории Дарвина, насчет вообще теории эволюции есть даже документы Католической Церкви официальные: теория эволюции на самом деле не противоречит идее создания мира как такового богом.
О. БЫЧКОВА – Татьяна из Оренбурга пишет: «Не кажется ли вам, господа, что мы снова опускаемся в пучину средневекового мракобесия, и это в стране, где большая часть населения – атеисты? Сначала нам компартия указывала, что следует читать и смотреть, теперь – церковь. Предоставьте нам самим решать, что смотреть, а что не смотреть».
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Каждый человек должен всегда поступать по совести. И, конечно, совесть человеку подсказывает, что ему смотреть, что не смотреть, как поступать в той или иной ситуации. Однако необходимо помнить о том, что совесть необходимо воспитывать, необходимо формировать эту совесть. Совесть должна быть доброй. Совесть должна способствовать развитию человека к доброму, к хорошему.
О. БЫЧКОВА – Еще один вопрос на другу тему от Сергея Александровича Кротова из Санкт-Петербурга: «С чем, вам кажется, связана тенденция последнего времени в плане разнообразного своевольного, а порой и совершенно субъективного толкования и повествования различных писаний и учений?» Ну, возможно, это относительно свежей публикации евангелия от Иуды, здесь имеется в виду. Тоже нашумевшее в прошлом месяце, но как-то быстро сошедшее на нет.
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Ну совершенно верно, что быстро сошедшее на нет, потому что нашумевшее из-за того, что средства массовой информации сделали сенсацию. И я признаюсь, как-то по телефону начал перечислять целый ряд апокрифических евангелий, а их множество, и других апокрифических произведений Нового Завета, которые давно уже известны, чтобы убедить журналиста просто в том, что евангелие от Иуды не является каким-то революционным элементом, который в корне изменит христианство, потому что вопросы вплоть такие ставились, что в корне изменит все христианство, все христианское вероучение. Извините, одних гностических евангелий, достаточно поздних, которые находят в огромном количестве. Это опять-таки вопрос образованности, и в том числе религиозной образованности. К сожалению, мы не можем похвастаться тем, что уровень религиозной подготовки образованности у нас высок. Именно поэтому такая реакция на все эти произведения.
О. БЫЧКОВА – Самое последнее, о чем я хотела бы у вас спросить – это сегодняшнее такое дипломатическое событие. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, представитель отдела внешних церковных связей русской православной церкви, должен сегодня в Ватикане встретиться с папой Римским Бенедиктом XYI и передать ему послание патриарха Московского в Всея Руси Алексия II. С точки зрения православно-католических отношений, православно-католического диалога, это событие такое, рядовое, протокольное или за ним стоит что-то большее?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Это очень важное событие, надо, кстати, отметить, что это не первая встречи уже владыки Кирилла с папой Венедиктом XYI. Я должен констатировать факт улучшения православно-католических отношений в последнее время. О. БЫЧКОВА – В последнее – какое время?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – В последние годы уже этот сдвиг наметился. Особенно в последний год он существенным образом наметился, и здесь обе церкви поняли, что должны выступать одним фронтом перед лицом современного секулярного мира для проповедей евангелия. Это пойдет во благо христианства.
О. БЫЧКОВА – Ну вот один из экспертов, к которому обращалась наша радиостанция, профессор кафедры религиоведения Академии госслужбы Фридрих Овсиенко сказал, что до нормализации отношений русской православной церкви с Ватиканом далеко, так же, как и до полного воссоединения с русской зарубежной церковью. Ну, далеко до нормализации отношений с Ватиканом – вы согласны с этим? И что можно считать нормализацией?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Я должен еще раз подчеркнуть, что существенные улучшения уже произошли. Однако, конечно, я не идеализирую наши отношения. Проблемы все равно еще остаются. Но эти проблемы являются предметом дискуссий, в частности, также и предметом обсуждения нашей совместной рабочей группы, сопредседателем которой я являюсь со стороны Католической Церкви.
О. БЫЧКОВА – Она собирается достаточно часто?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – В меру часто. Кроме того, мы еще стараемся работать на местах. Однако, деятельность этой совместной рабочей группы, она очень высоко оценена на высшем уровне. И руководством Католической Церкви, и руководством русской православной церкви. А это уже радует.
О. БЫЧКОВА – Когда может произойти встреча Бенедикта XYI и Алексия II, например?
ОТЕЦ ИГОРЬ КОВАЛЕВСКИЙ – Вот на это вопрос я, выражаясь вашим языком, отвечу более, чем дипломатически – тогда, когда богу будет угодно.
О. БЫЧКОВА – Спасибо вам. Отец Игорь Ковалевский – генеральный секретарь конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве – был в прямом эфире «Эха Москвы». Через несколько минут мы продолжим тему «Кода Да Винчи» в нашей программе «Рикошет». Будем голосовать.
Радиостанция «Эхо Москвы»

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире