'Вопросы к интервью
16 февраля 2006
Z Интервью Все выпуски

Мониторинг финансовой деятельности партий; законопроект Мосизбиркома об отмене требований о предоставлении кандидатами сведений об имущ


Время выхода в эфир: 16 февраля 2006, 15:08

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «»

Гость студии: Александр Вешняков – председатель Центральной избирательной комиссии

Эфир ведет: Ольга Бычкова



О.БЫЧКОВА: 15 часов и 8 минут в Москве. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый день. У нас в гостях Александр Вешняков – председатель Центральной избирательной комиссии. Добрый день, Александр Альбертович.

А.ВЕШНЯКОВ: Добрый день.

О.БЫЧКОВА: И у нас есть очень много сегодня тем и вопросов к Александру Вешнякову. Сегодня в Миассе произошла… ну, не сегодня, хорошо, но это новость сегодняшнего дня. Там сегодня произошла знаменательная история, когда решило местное законодательное собрание вернуть прямые выборы мэра. Есть также еще и проверка Центризбиркома финансовой отчетности партий. К этим вопросам вернемся, но начать я хотела бы с того, что будет через месяц. Уже меньше. В марте должен состояться впервые вот этот так называемый единый день голосования – и сразу в нескольких российских регионах, в восьми, должны произойти разные выборы. Вот расскажите, что там происходит, и в каких местах вы ждете каких-то проблем, где не все благополучно.

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, вы правы в том, что начиная с 2006-го года действует правило, что выборы проходят, не разбросаны по всему году, а в наиболее удобное время для участия в голосовании – второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Поэтому у тех законодательных органов власти, органов местного самоуправления, где, например, полномочия заканчивались в январе, в феврале, в марте, то вот все они проходят во второе воскресенье марта – 12 марта 2006-го года. В общей сложности именно 12 марта 2006-го года правом участвовать в выборах будут обладать 17 миллионов избирателей. Куда они будут избирать? Это будут 8 законодательных органов власти различных субъектов Российской Федерации – ну, например: Кировская область, Адыгея, Калининградская область, Курская и другие. Кроме этого выборы в органы местного самоуправления – причем в довольно крупных городах – в том же Саратове, например, представительный орган местного самоуправления будет избираться с применением, кстати, пропорциональной системы. Впервые будет в Саратове. В том же Калининграде одновременно с выборами депутатов законодательного органа власти этого субъекта будет избираться и городская дума. В некоторых городах будут прямые выборы глав местного самоуправления – это, например, в Анапе, в Черкесске в Карачаево-Черкесии, где была подана жалоба по этому поводу в суд и суд пришел к выводу, что это выборы были назначены незаконно. И сейчас по этому поводу муниципальная комиссия обратилась в Верховный суд Российской Федерации с предложением, чтобы Верховный суд России или сам рассмотрел в порядке кассационной инстанции этот вопрос или передал дело на рассмотрение в другой субъект Российской Федерации, так как муниципальная комиссия не доверяет судебной системе Карачаево-Черкесии, так как считает, что она объективно не может рассмотреть этот вопрос, и это было доказано уже на примере нескольких судебных процессов.

О.БЫЧКОВА: Потрясающая история.

А.ВЕШНЯКОВ: Так что вот нас такого рода выборы ожидают впереди 12 марта. И почему я сказал, что это наиболее удобное время для участия в выборах? Ну, назову несколько причин. Вот если бы не было принято вот этого решения законодателями, а мы были главными лоббистами, инициаторами этого предложения…

О.БЫЧКОВА: Во-первых, это удобно для избирательной комиссии.

А.ВЕШНЯКОВ: Нет-нет-нет, прежде всего для избирателей. Потому что если бы выборы проходили по-старому, то в Ханты-Мансийском автономном округе выборы надо было бы проводить в январе, когда морозы там были за 50 градусов. В Курске тоже надо было бы проводить, кстати, в январе. Я думаю, намного удобнее проводить выборы, участвовать в них избирателям не при 50 градусах мороза, а когда комфортные условия – 10 градусов мороза, а может быть даже и 0. Более того, надо иметь в виду следующее – миграционные потоки разные нашего населения минимальны как раз в марте месяце. То есть все эти новогодние праздники, отпуска закончились, понятно, уже, летние каникулы и летние отпуска не начались и весенние полевые работы тоже еще не начались. Мне иногда говорят, а почему, может, в апреле еще лучше, там уже солнце уже греет, еще теплее становится, но в апреле начинаются паводки, вскрытие рек. И конечно, когда такого рода происходят природные явления, довольно сложно транспортные вопросы решать по доставке тех же избирательных бюллетеней, да и самим кандидатам работать, общаясь со своими избирателями.

О.БЫЧКОВА: И в октябре есть еще такой день.

А.ВЕШНЯКОВ: И в октябре сделано – это как запасной вариант – для тех, у кого, например, выборы должны быть в апреле, в мае, в июне, июле, августе, они в эти месяцы проводиться не будут, а будут проводиться во второе воскресенье октября. Открываем календарь этого года – 8 октября. Девять законодательных органов власти субъектов России будут избираться в этом году в октябре месяце. 8 сейчас и 9 потом.

О.БЫЧКОВА: Ну, вот то, что будет происходить сейчас, 12 марта, все-таки где такие слабые места? Где ждете каких-то неприятностей, неожиданностей?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, неприятности какие? Вот в некоторых случаях они возникли…

О.БЫЧКОВА: В Карачаево-Черкесии, поняла, да.

А.ВЕШНЯКОВ: Я назвал Карачаево-Черкесию. Есть проблемные вопросы в Нижнем Новгороде. И по этому поводу мы решили следующим образом…

О.БЫЧКОВА: А какая проблема в Нижнем Новгороде?

А.ВЕШНЯКОВ: Сейчас я скажу. Мы на заседание Центризбиркома приглашаем вас и радиослушателей, в том числе, которые могут следить за этим делом – хотим проанализировать, как идет подготовка выборов в трех регионах России: Нижний Новгород. В связи с тем, что у них там было 4 или 5 отказов в регистрации соответствующих отделений политических партий, не допустили до участия в выборах. В Адыгее. В Адыгее почему мы хотим посмотреть? Потому что в свое время у них были довольно серьезные нарушения при федеральных выборах – выборах президента России и выборах депутатов Госдумы. И еще третий субъект – Курская область. Вот три этих субъекта, работу избирательных комиссий по организации и подготовке выборов, назначенных на 12 марта, мы будем анализировать и рассматривать на заседании Центризбиркома 28 февраля.

О.БЫЧКОВА: Сегодняшняя история с Миассом, когда там решили вернуться к прямым выборам мэра, поскольку законодательное собрание не сумело с этим справиться. То есть в Миассе тоже будут выбирать в октябре, судя по всему?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, у нас, я прямо скажу, что в подавляющем большинстве органов местного самоуправления проходят выборы прямые глав местного самоуправления. И большое количество этих выборов проходило именно осенью прошлого, 2005 года. В Миассе это не законодательный орган, он называется представительный орган местного самоуправления – вот после того, как попробовал непрямые выборы и понял, что они тоже далеко не безоблачны и порождают массу проблем, если он созревает вернуться к старым прямым выборам, это их полное право. И если они такое изменение в устав внесут, то следующие выборы будут уже проводиться не опосредованно, через своего рода систему выборщиков, то есть депутатов, а прямо населением, что, на мой взгляд, более демократично и, наверное, более правильно.

О.БЫЧКОВА: А вообще, тенденция какая? Понятно, что местные власти сами имеют право выбрать ту или другую форму, да?

А.ВЕШНЯКОВ: Да.

О.БЫЧКОВА: Им законом такое право дано. А в принципе они чаще склонны вот сейчас, чаще и чаще выбирать что?

А.ВЕШНЯКОВ: Я еще раз сказал, что на сегодняшний день в большинстве муниципальных образований прямые выборы глав местного самоуправления.

О.БЫЧКОВА: И они не отказались?

А.ВЕШНЯКОВ: Но в то же время в последний год-полтора число органов, где избираются главы местного самоуправления не на прямых выборах, увеличилось, несколько увеличилось.

О.БЫЧКОВА: Увеличилось все-таки?

А.ВЕШНЯКОВ: Да, да.

О.БЫЧКОВА: Все-таки настроение в сторону непрямых выборов, можно понять?

А.ВЕШНЯКОВ: Пока есть такая тенденция, но она не приобрела преобладающего характера.

О.БЫЧКОВА: Ну, вот мы продолжим эту тему через минуту после краткого выпуска новостей. Александр Вешняков вернется в прямой эфир «Эха Москвы».

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА: Итак, мы продолжаем наш разговор с Александром Вешняковым – председателем Центральной избирательной комиссии. Минуту или полторы назад мы говорили о том, что существует некоторая, некоторая тенденция на местном уровне все-таки вот перекладывать выборы с избирателей на местные законодательные собрания. И вот вопрос на эту тему как раз из Курска – вы упоминали о Курске – от Александра Фаршанева, который спрашивает: «Рассматривается вами как вариант, например, отмена выборов губернаторов так же, как, — прошу прощения, — с отменой выборов губернаторов отменить выборы как президента страны, так и вообще любые на всех уровнях выборы, пойти путем, проторенным Путиным по образу создания так называемой Общественной палаты?» Все время волнуются избиратели, куда ветер дует, понимаете?

А.ВЕШНЯКОВ: Нет, ну, я думаю, не только волнуются, но еще и ехидничают в определенной степени.

О.БЫЧКОВА: Кто химичит?

А.ВЕШНЯКОВ: Ехидничают.

О.БЫЧКОВА: А, конечно, конечно.

А.ВЕШНЯКОВ: То по этому поводу не в наш адрес надо ехидничать – это раз. А во-вторых, конечно, не может быть никакой речи об отмене прямых выборов президента РФ, так как это предусмотрено Конституцией России, так же как и депутатов Государственной думы РФ, так же как и представителей органов местного самоуправления и представительных законодательных органов власти субъектов РФ. Мыслей таких, я насколько понимаю, ни у кого даже не должно быть.

О.БЫЧКОВА: Но начало положено, тем не менее.

А.ВЕШНЯКОВ: Начало положено в той части, что действительно была законодательная инициатива, принятая в конечном итоге федеральным законодателем об отмене прямых выборов губернаторов, глав исполнительной власти субъектов РФ. И когда стали спорить по этому поводу – а имели право так делать или нет, обратились в Конституционный суд Росси. Конституционный суд России ответил на этот вопрос, что, да, это не противоречит Конституции Российской Федерации. А про все выборы, о которых я только что вам говорил, прямо написано в Конституции России, что их никто не имеет права отменить, иначе это будет прямое нарушение Конституции России, что я вам сейчас еще раз сказал.

О.БЫЧКОВА: Все-таки я хочу спросить, вот совсем уж завершая эту тему, вот когда муниципальные законодательные собрания, как они называются, отказываются от прямых выборов и пытаются сами выбирать, то они почему это делают? Им так проще, например, технически или что?

А.ВЕШНЯКОВ: Причины разные есть.

О.БЫЧКОВА: Или они не доверяют избирателям?

А.ВЕШНЯКОВ: Причины очень многие и разные. И в некоторых случаях аргументы одни, в других – другие. Не я принимаю эти решения, поэтому что я должен объясняться за органы местного самоуправления.

О.БЫЧКОВА: Но вы же знаете, что там происходит?

А.ВЕШНЯКОВ: Происходит, например, в том же Миассе, что они в свое время, насколько я понимаю, чтобы упростить процедуру наделения полномочиями главы местного самоуправления, решили воспользоваться правом, которое у них есть. То есть взять это право себе, депутатам представительного органа местного самоуправления. Получив это право, столкнулись с большими трудностями. Есть две группы у них: одна видит одного кандидата, другая – другого кандидата, – и никак не могут договориться, принять решение. Голоса раскладываются таким образом, что решение не принимается.

О.БЫЧКОВА: То есть хотели как проще, а получилось как сложнее.

А.ВЕШНЯКОВ: В течение нескольких месяцев в результате вообще нет руководителя органа местного самоуправления. Потом вмешался там губернатор, посадил их за стол, уговорил. В конце концов нашли какие-то общие аргументы, избрали. Так вот теперь, ожегшись на своем примере, как это трудно выполнять такого рода обязанности, они решили – а зачем мы будем подменять волю народа, давайте обратно вернем это право избирателям. Вот мотивы, видимо, были одни у них, и теперь появились другие.

О.БЫЧКОВА: Хорошо. Еще одна важная тема – это, конечно, деньги. То, что всем всегда интересно. Центризбирком проверяет ежеквартальные финансовые отчеты российских партий. В апреле предстоит сдать годовой отчет партиям. Расскажите, пожалуйста, что вы там уже напроверяли, что обнаружили интересного?

А.ВЕШНЯКОВ: Ольга, вы совершенно правы в той части, что это появились новые полномочия Центризбиркома России, комиссии субъектов Российской Федерации. Раньше мы такими полномочиями не обладали. И партии вообще не сдавали никаких отчетов в течение года. Они сдавали только один отчет сводный за год. Теперь их деятельность будет более прозрачной – прежде всего для общества, потому что все эти данные не секретные, они открыты в данном случае для средств массовой информации, а значит, и для общества. Мы получили первые сведения за 4-ый квартал 2005-го года о финансовой деятельности политических партий. Мы от партий федерального масштаба, региональные отделения политических партий, избирательные комиссии субъектов. Кстати, не все партии даже смогли сдать эти отчеты.

О.БЫЧКОВА: Почему?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, потому что некоторые уже, по-моему, де факто не существуют. Адресов, по которым они говорили, что они существуют, когда мы туда пытались дозвониться, поискать, что же там им мешает сдать этот документ, оказывается, там уже никого не числится.

О.БЫЧКОВА: А сколько сдали в результате?

А.ВЕШНЯКОВ: Сдали в конечном итоге по состоянию где-то на 10-ое февраля 34 политические партии из 37. Три уже вот таким образом куда-то пропали. Получив эти сведения, мы, естественно, проверяем их, проверяем – те лица, которые им жертвовали, они существуют. У них же там юридические адреса указаны в данном случае. А у нас есть возможность это проверить через в том числе соответствующие службы. Потом есть ограничения, что вот они могут перечислять средства – большие средства, – но все равно потолок, которые они могут перечислять в поддержку партий, ограничен. Кроме этого, не могут перечислять в помощь партиям жертвования иностранные участники, иностранные организации, государственные предприятия, организации и учреждения тоже не могут. Вот это мы сейчас и проверяем. Так как это только начало работы, результатов каких-то, естественно, я вам доложить не могу, тем более, что это промежуточная проверка. А более серьезно можно будет уже проверять, когда будет сдан финансовый отчет сводный политической партии за год, где будут в том числе их доходы, их расходы, не только здесь федеральные структуры, но и их региональных отделений. И они этот отчет сдают до 1 апреля, и я полагаю, где-то в течение мая-июня мы сможем его проверить и сначала опубликовать сам отчет на нашем сайте Центральной избирательной комиссии, который предоставила партия, а потом результаты проверки. Поэтому где-то в районе первого полугодия, то есть лета 2006-го года, мы сможем представить и результаты нашей проверки первой по тем отчетам, которые нам предоставят политические партии. Таким образом, вы – средства массовой информации, вы – наши слушатели «Эха Москвы», то есть избиратели, будете иметь возможность увидеть и прочитать эти сведения и сопоставить со своими представлениями, а что на самом деле эти партии из себя представляют. Могут, кстати, возникнуть и такие вопросы: ну, например, какая-то партия показывает по статьям расхода, что благотворительной деятельностью она не занималась – ноль, в то же время вы, наверное, вспомните, что в 2005-ом году эта партия участвовала в довольно серьезных благотворительных проектах, на которые потрачено…

О.БЫЧКОВА: Это вы про конкретную партию?

А.ВЕШНЯКОВ: Я говорю ориентировочно, возможные варианты, которые возникнут, то есть включатся механизмы – показываю – возможного общественного контроля в том числе. И вы…

О.БЫЧКОВА: Общественный контроль будет в вашем лице?

А.ВЕШНЯКОВ: В лице избирателей, в лице граждан, которые…

О.БЫЧКОВА: Понятно. Поняла.

А.ВЕШНЯКОВ: …увидев такого рода несоответствия, могут обращаться в Центризбирком и к той же партии – а почему у вас в данном случае в данных нет такого рода расходов?

О.БЫЧКОВА: Уже обращался кто-нибудь за чем-нибудь?

А.ВЕШНЯКОВ: Пока таких нет, потому что, я говорю еще раз, сводных финансовых нам еще не предоставляли. Они предоставляться будут к 1 апреля этого года. Поэтому все еще впереди. И, на мой взгляд, эта система позволит, во-первых, навести порядок в вопросах финансовой деятельности самим политическим партиям, что само собой разумеется. Теперь они уже не будут отвечать, как раньше отвечали на вопрос журналистов – кто вас спонсирует? Они отвечали, знаете, как? «Это коммерческая тайна». Они занимаются некоммерческой деятельностью, а политической деятельностью. А политическая деятельность должны быть открыта для общества. И кроме этого это даст возможность, так как будет прозрачной для общества, обществу и контролировать, и делать свои выводы – кому можно доверять, а к кому надо с сомнением относиться.

О.БЫЧКОВА: Вот ваш заместитель, г-н Бельяшев сказал, что особое внимание будет уделено нарушениям, которые могли возникнуть из-за того, что партии принимали пожертвования из некоммерческих фондов и прочих некоммерческих организаций. Что значит нарушения и особое внимание? Тут как бы разные вопросы. Вот г-н Бельяшев сказал, что некоммерческие организации, вообще, очень непрозрачные, с одной стороны…

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, давайте уточним в данном случае. Во-первых, речь шла о том, что ряд спонсоров наших сегодняшних политических партий, которые прислали нам сведения за 4 квартал, выступают в роли некоммерческих фондов. Не организаций – фондов. То есть образуются специальные фонды в поддержку той или иной партии, туда собираются деньги из различных источников, которых мы не знаем, и потом они перечисляются на счет партии. Вот такая схема…

О.БЫЧКОВА: Это нельзя?

А.ВЕШНЯКОВ: Это можно, вообще говоря, но схема, которая вызывает у нас вопросы. Я думаю, что у вас она тоже вызывает вопросы.

О.БЫЧКОВА: Ну, какие?

А.ВЕШНЯКОВ: Вообще, нормальная партия должна быть открыта, напрямую – кто ее поддерживает. Вы, как физическое лицо, вы, допустим, «Эхо Москвы», как юридическое лицо.

О.БЫЧКОВА: Это понятно.

А.ВЕШНЯКОВ: Зачем прятаться через какой-то фонд и таким образом делать эти схемы?

О.БЫЧКОВА: А скажите, пожалуйста, а о каких партиях, например, идет речь?

А.ВЕШНЯКОВ: Я пока на эту тему говорить не хотел бы. Почему? Потому что мы только в начале работы по проверке всей этой деятельность. И на отдельных эпизодах выстраивать какие-то умозаключения и делать соответствующие выводы было бы неправильно.

О.БЫЧКОВА: Хорошо, к чему это может привести? Например, вы обнаружили, что некая партия получает деньги от некоего фонда, и у вас есть подозрение, что там есть иностранные деньги тоже – что партию запретят?

А.ВЕШНЯКОВ: Да не запретят в данном случае.

О.БЫЧКОВА: С дистанции ее исключат?

А.ВЕШНЯКОВ: Если будет доказано и установлено, что партия финансируется незаконным порядком, ее ждет в данном случае предупреждение. Прекратите эту незаконную форму своего финансирования. Если она не справляется в этой части, то ее может ждать в данном случае обращение в суд с предметом приостановления ее деятельности. То есть механизм защиты партии от волюнтаризма каких-то чиновников за отдельные какие-то нарушения довольно серьезный предусмотрен в нашем законодательстве. Но, на мой взгляд, в конечном итоге этот механизм будет заставлять партию уходить от незаконных схем финансирования. Хотя это путь непростой и не легкий.

О.БЫЧКОВА: Вопрос от Михаила Тарасова из Москвы, научного сотрудника: «Не кажется ли вам, что официальные данные о финансах «Единой России» в десятки раз меньше реальных расходов?» — повторяю, это слушатель пишет на сайт «Эха Москвы».

А.ВЕШНЯКОВ: Если вам кажется, что…

О.БЫЧКОВА: «Официальные данные об имуществе состоятельных кандидатов в депутаты также будут весьма далеки от реальности, поскольку вы не можете проверить наличие и размер счетов в иностранных банках». Тотальное недоверие.

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, если вам кажется, что не соответствует, то ваше «кажется» вы можете сформулировать в конкретном запросе – я же показал на примере той же благотворительной деятельности – это будет предметом рассмотрения. Поэтому, пожалуйста, бдительный радиослушатель, бдительный гражданин избиратель, в ваших руках и в ваших возможностях не только анализировать, но и конкретные ставить вопросы компетентным на то органам, которые должны компетентно отвечать на эти вопросы. А мне много что кажется. Но то, что мне кажется, я не должен в данном случае говорить, что это истина в последней инстанции. А если будут результаты объективной проверки и установленные факты, то тогда, конечно, мы это скажем.

О.БЫЧКОВА: Ну, например, если будут вдруг, предположим, у вас есть отчет финансовый, а вам говорят: «Вы знаете, вот эта партия провела в таком-то месяце такую большую массовую акцию, которая не могла стоить меньше стольких-то миллионов чего-нибудь». Вот вы как это будете проверять? Попросите у них смету расходов?

А.ВЕШНЯКОВ: Очень просто. Да, сделаем им запрос. Если они дают ответ понятный и ясный в данном случае, может быть, на этом будет завершено, а может быть, мы вынуждены будем обратиться и в налоговые органы, и в другие компетентные органы по проверке, что было на самом деле.

О.БЫЧКОВА: То есть летом нас ожидают крупные финансовые скандалы.

А.ВЕШНЯКОВ: Да я не думаю, что летом ожидают уже крупные скандалы и т.д., но то, что они могут быть, особенно у тех партий, которые привыкли свою финансовую деятельность строить на каких-то теневых финансовых потоках, на нелегальных финансовых средствах, это может ждать те партии, которые этим занимаются.

О.БЫЧКОВА: И ни одной партии не назовете ни за что?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, а чего буду называть-то, предполагая о чем-то? Я же в отличие от гражданина простого несу ответственность за свои слова и сегодня, назвав кого-то, не имея для этого аргументации, не имея соответствующих фактов – завтра на меня подадут в суд. И чем я буду в суде доказывать? Только своими ощущениями? Ощущений мало.

О.БЫЧКОВА: Ну, мы продолжим тем не менее разговор о деньгах с Александром Вешняковым. Через несколько минут у нас программа «Рикошет». Сейчас краткий выпуск новостей, а затем поговорим о том, имеет ли для вас, наших слушателей и избирателей, значение имущественный статус кандидатов на выборные должности.

НОВОСТИ

ЗАСТРАВКА «РИКОШЕТ»

О.БЫЧКОВА: Итак, 15:35 – это время нашего «Рикошета». Председатель Центризбиркома Александр Вешняков остался в нашем прямом эфире. Спасибо, Александр Альбертович. И продолжит обсуждение уже с участием наших слушателей. А вопрос в «Рикошете» мы задаем сегодня такой – продолжаем тему денег и выборов: имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности? Вот такой простой вопрос. И ответы простые – да или нет. Для ответа «да» телефон 995-81-21, для ответа «нет» — 995-81-22. И у нас есть также телефоны прямого эфира 783-90-25 – для слушателей, звонящих из Москвы, и 783-90-26 – для тех, кто звонит из других городов. Итак, имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности? В принципе, кандидаты в депутаты, да, они обязаны представлять декларацию о том, что у них есть – деньги, собственность, что там? Дома, квартиры, автомашины, что они еще предъявляют?

А.ВЕШНЯКОВ: Есть общие правила для свободных демократических выборов и лиц, которые претендуют на власть – они должны быть открыты перед обществом. Во всех почти странах Евросоюза существует эта норма – если вы претендуете на депутатскую должность, то, пожалуйста, представьте декларацию о своих доходах и имуществе избирателям, чтобы они могли ее знать и делать выводы, насколько вы там лукавите, не лукавите, и отсюда – доверять вам или не доверять. Поэтому эта норма появилась у нас в законодательстве РФ в 1999-ом году, и вот 7 лет она уже действует. Правда, некоторым она мешает.

О.БЫЧКОВА: А вот расскажите об этом подробнее. Сейчас, только я напомню нашим слушателям вопрос – имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности? Для ответа «да» — 995-81-21 телефон, для ответа «нет» — 995-81-22. Кому мешает эта норма?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, мешает депутатам, тем, кто будет претендовать на депутатское место, потому что надо все-таки называть доходы свои, надо называть те транспортные средства, которыми ты обладаешь, имущество, а это не всем хочется. И под прикрытием того, что, вообще говоря, это мое личное дело, по Конституции я не обязан в данном случае о своих личных делах рассказывать всему обществу – вот это одно из объяснений. Но это не личное дело. Потому что если бы вы занимались какой-то частной практикой, частным бизнесом – пожалуйста, но когда вы претендуете на публичную должность, которую вы должны получить только в том случае, если вы получите доверие у избирателей, надо быть открытым перед ними.

О.БЫЧКОВА: Понятно, понятно.

А.ВЕШНЯКОВ: Это вот для них мешает. Мешает некоторым работающим в избирательных комиссиях – потому что работать надо, надо проверять эти сведения, запросы делать соответствующие в компетентные органы, потом эту информацию надо аккумулировать в общем виде и представлять избирателям на тех же избирательных участках. Это дополнительная работа. А зачем? Некоторые привыкли работать поменьше, а получать побольше.

О.БЫЧКОВА: Так вот это нежелание-то, оно в чем выражено конкретно?

А.ВЕШНЯКОВ: А в том, что появилось предложение…

О.БЫЧКОВА: В законопроектах?

А.ВЕШНЯКОВ: …оно несколько раз уже появлялось, кстати, и летом прошлого года, когда обсуждались некоторые поправки и вносились в закон о выборах, что давайте отменим это требование для наших депутатов и Государственной думы, и депутатов всех уровней, чтобы они предоставляли сведения о доходах и имуществе, претендуя на должность депутатов.

О.БЫЧКОВА: А заодно пускай депутаты занимаются коммерческой деятельностью, сколько хотят.

А.ВЕШНЯКОВ: Да, и когда возникло это предложение, мы сразу сказали, что этого не может быть, это, вообще говоря, попытка сделать выборы закрытыми, что не соответствует демократическим принципам проведения выборов и формирования через выборы нашей власти. Поэтому все тогда успокоились. Сейчас очередной всплеск появился. Он, по-моему, не серьезный, но тем не менее он обсуждается. Всплеск по инициативе председателя Московской городской избирательной комиссии, который вот все мыслит еще этими категориями.

О.БЫЧКОВА: Ну, шансы у него есть все-таки, если честно говорить? Не потому, что хочется…

А.ВЕШНЯКОВ: С моей точки зрения, никаких шансов нету, но как поведет себя Государственная дума, покажет ближайшее время.

О.БЫЧКОВА: Ну, скажем, вот, как ведет себя Государственная дума, которая обсуждает разрешение депутатам заниматься коммерческой деятельностью. Как бы в открытую они как-то закамуфлированы. Это разве не показатель?

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, Ольга, поймите, это немножко разные вопросы. Вот то, что мы затронули сейчас по сведениям о доходах и имуществе кандидатов на депутатские должности, на выборные должности – это прямая компетенция Центризбиркома. И в данном случае я вам прямо и открыто отвечаю о нашей позиции, аргументации, практике мировой в том числе. Что касается этого, это уже не является компетенцией Центральной избирательной комиссии, но как гражданин я могу сказать в данном случае – это некрасиво, этого не нужно делать, уважаемые депутаты Государственной думы.

О.БЫЧКОВА: Напоминаю вопрос нашего интерактивного голосования – имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности? То есть вот что у него есть за душой? Имеются в виду совершенно материальные вещи – деньги, зарплата, собственность, земельные участки, «Мерседесы».

А.ВЕШНЯКОВ: Да, причем, кстати, некоторые ведь еще что объясняют, трудно проверить это все равно, – вот даже в ваших вопросах, трудно, не проверите, зачем тогда нужна эта фикция? Но ведь дело в том, что даже если в результатах проверки не будет истина установлена, но ведь все эти кандидаты они живут не в безвоздушном пространстве. Они живут в Москве – ну, в Москве посложнее немножко, город большой очень. Они живут все в том же Курске и показывают, что у меня, например, доход 100 тысяч рублей, машины ни одной у меня нет, есть «Жигули» старенькие пятилетней давности, ржавенькие уже, но в то же время все знают, что в Курске он обладает большими магазинами, большими доходами и ездит он – ни разу на «Жигулях» его не видели, а он ездит в зависимости от погоды то на белых «Жигулях»… то есть то на белом «Мерседесе», то на черном, То еще на каком-нибудь там «Лексусе» соответствующем. Но, почитав то, что декларирует, дает сам кандидат, и видя, что он по жизни на самом деле имеет и обладает, избиратель, как главный судья на выборах делает вывод – можно таком человеку доверять власть и выступать от моего имени или нет? Нормальный подход? Нормальный подход. А сейчас некоторые хотят лишить такой возможности получать такую информацию о наших кандидатах. Это ненормальный подход.

О.БЫЧКОВА: Давайте все-таки послушаем телефонный звонок – обещали слушателям.

А.ВЕШНЯКОВ: Пожалуйста.

О.БЫЧКОВА: Только еще раз все-таки напомню, для ответа «да», имеет для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности, есть телефон 995-81-21, для ответа нет, не имеет это все никакого значения для избирателя, для меня, как для избирателя, например, — 995-81-22. И послушаем телефоны 783-90-25 – это номер для тех, кто звонит из Москвы. Алло. Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Алле. Николай Алексеевич.

О.БЫЧКОВА: Николай Алексеевич, ваше мнение.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: Ну, мое мнение такое – что вне зависимости от того, какую они бумажку предоставляют…

О.БЫЧКОВА: (усмехается).

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: …большинство людей, идущих в политику, как мы убедились за последнее время, откровенные мерзавцы.

О.БЫЧКОВА: Ой, как вы круто.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: Ну, я правду говорю. Это мое мнение, понимаете?

О.БЫЧКОВА: Ну, ладно, тогда имена хотя бы не называйте.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: Ну, это ладно. А, кстати, на каких драных «Жигулях» ездит ваш гость?

О.БЫЧКОВА: Так, все, спасибо, Николай Алексеевич. Я не знаю. Ну, про «Жигули» будете отвечать? Можете ответить.

А.ВЕШНЯКОВ: У меня были «Жигули» 6-ой модели, черного цвета, 1992-го года приобретения. В прошлом году продал. Пока ни на каких не езжу больше.

О.БЫЧКОВА: Александр Вешняков.

А.ВЕШНЯКОВ: А служебная машина…

О.БЫЧКОВА: …государственный служащий. Правильно?

А.ВЕШНЯКОВ: Да.

О.БЫЧКОВА: Ну, а это другая история. Еще один звонок. Имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности? 783-90-26— это телефон для звонков из других городов. Не из Москвы. Алло. Добрый день, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь Иннокентиевич меня зовут.

О.БЫЧКОВА: Вы откуда звоните, Игорь Иннокентиевич?

ИГОРЬ ИННОКЕНТИЕВИЧ: Из Ленинградской области.

О.БЫЧКОВА: Так, скажите, пожалуйста, вот вы тоже не верите, что все это имеет какое-то значение и какой-то смысл, все эти декларации?

ИГОРЬ ИННОКЕНТИЕВИЧ: Нет, имеет. И большое значение. Я должен иметь представление о человеке, с какой целью он идет во власть.

О.БЫЧКОВА: А как это вы цель-то определите из декларации о собственности?

ИГОРЬ ИННОКЕНТИЕВИЧ: А понимаете, в чем дело, если у него имущество сверх, как говорится, выше крыши, то он идет во власть для того, чтобы увеличить…

О.БЫЧКОВА: А если у него ничего нет, то он такой святой бессребреник. Правильно, так и есть.

ИГОРЬ ИННОКЕНТИЕВИЧ: Нет, может быть, это и не святой. Но это условие может быть и недостаточное…

О.БЫЧКОВА: Понятно, в общем, богатых не любим заведомо, правда, Игорь Иннокентиевич?

ИГОРЬ ИННОКЕНТИЕВИЧ: Нет, не заведомо богатых не любим, но в основном. Потому что практика показывает как раз.

О.БЫЧКОВА: Понятно. Спасибо большое. Ну, избиратель имеет, наверное, право и на такие оценки тоже.

А.ВЕШНЯКОВ: Конечно. Избиратель у нас разный и мнения должны быть разные.

О.БЫЧКОВА: Ну, что же, будем уже подводить итоги. Итак, есть у меня уже результаты нашего интерактивного голосования. На вопрос, имеет ли для вас значение имущественный статус кандидатов на выборные должности 83% из 1587 позвонивших в «Рикошет» за эти минуты, ответили положительно. То есть для подавляющего большинства – 83% это все-таки значение имеет. 17% ответили на этот вопрос отрицательно.

ЗАСТАВКА

О.БЫЧКОВА: Итак, мы завершаем наш разговор. Буквально вам три слова, если можно, для комментариев.

А.ВЕШНЯКОВ: Ну, вообще, насколько я понимаю, 83%, которые ответили, что для них имеет значение имущественный статус, имели в виду, наверное, чтобы сохранить требование к кандидатам в депутаты, чтобы они обязательно предоставляли сведения о своих доходах и имуществе.

О.БЫЧКОВА: Они имели в виду, что им такая информация нужна.

А.ВЕШНЯКОВ: Нужна. А какие они выводы будут делать – это их личное дело.

О.БЫЧКОВА: Да, конечно.

А.ВЕШНЯКОВ: У одного такие выводы, у другого – другие. Но гражданин, избиратель, как главный судья должен быть информированным человеком. И только информированные человек может сделать осознанный, правильный выбор.

О.БЫЧКОВА: Ну, что ж, спасибо большое Александру Вешнякову – председателю Центральной избирательной комиссии за этот разговор. И нашим слушателям, которые принимали участие в «Рикошете».

НОВОСТИ

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире