zbenarie

Зеев Бен-Арье

23 августа 2017

F

(К визиту премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Сочи)

На сегодня, 23 августа назначена встреча израильского руководителя с президентом России Владимиром Путиным. Аналитики, комментаторы и СМИ выделяют две темы, которых непременно коснутся оба политических деятеля, темы, совершенно различные по содержанию, масштабу и значимости, но обе подходящие под формулу, озвученную в заголовке: «Если все «за», кто же тогда «против».

Первый — серьезнейший вопрос политического и военного международного значения. Это ситуация в Сирии и опасения Израиля за свою безопасность в связи с расширением там влияния и присутствия иранских и проиранских сил. Как сообщалось ранее, Россия и Соединенные Штаты, подготовив соглашение о деэскалации в Сирии, выслушали доводы Израиля, но, в конечном счете, их не учли и о недопущении создания в Сирии иранского плацдарма в тексте этого документа по сути не упомянули. После протеста Израиля оба соавтора договора по Сирии вроде «опамятовались». И Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон, и министр иностранных дел России Сергей Лавров заверили, что интересы Израиля в соглашении по Сирии должны быть приняты во внимание. А стало быть, все согласны, никого против, и, если все искренны (что предстоит проверить), то осталось только найти форму, в которую это общее согласие будет облечено, чтобы иметь модальность непререкаемого требования.

Вторая тема, казалось бы, сиюминутна, она возникла в самые последние дни, и касается двусторонних российско-израильских отношений. Легкая и острая (не чрезмерно ли?) на язык пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова вдруг обвинила Израиль в историческом предательстве, точнее в том, что граничит с ним. За что же? За то, что на заседании Международного управляющего комитета (МУК) по созданию нового мемориала на месте нацистского концлагеря Собибор израильские представители не выступили против решения не вводить Россию в состав этого органа, когда все члены МУК единогласно голосовали против кооптации Москвы. Инициатором подобного вердикта была Польша, на земле которой находится Собибор. Остальные — это представители Нидерландов и Словакии. Напомним, что идея ввести Россию в состав комитета была озвучена на его заседании в 2013 году, вероятно, чтобы пополнить его скудную казну — каждый член МУК обязан внести 500 тысяч долларов на осуществление проекта. Потом на протяжении более трех лет шло вязкое обсуждение условий присоединения России, а в средине июня было объявлено, что состав участников МУК расширению не подлежит. Как разъяснил Центр информации министерства культуры Польши, «великолепная четверка», прошедшая столь долгий путь бок о бок, будет и далее «тянуть воз» сама, то есть, без приращения Россией. В подобную непосредственность мотивов поверить, вероятно, трудно, учитывая острейшую конфронтацию между Россией и Польшей в вопросах истории Второй мировой войны — Россия считает себя освободительницей Польши, Варшава утверждает, что, во-первых, Москва отдала Польшу на съедение Гитлеру, а вступление советской армии на польскую землю означало не освобождение, а новое порабощение.

Как бы то ни было, реакция пресс-секретаря МИД РФ в адрес Израиля выглядит непропорциональной и неоправданной. «Почему вот так, спустя 70 лет вы можете предать память тех, кто спасал вас, ваших отцов, дедов, матерей?», — говорит она, по сути повторяя лживую, набившую оскомину мантру: «Мы вас спасали, а вы неблагодарные». Не стоит забывать, между прочим, что в той же мере, в какой Советский Союз спасал евреев, последние воевали за Советский Союз — в рядах его армии было более 500 тысяч евреев, около 160 из них были удостоены звания героев СССР. А еврейские ученые, вложившие свой вклад в победу? Это, между прочим, не мешает российским руководителям сердечно принимать в Москве отъявленных убийц евреев из террористической организации ХАМАС и крепить связи с Ираном, не скрывающим, что его цель — уничтожение еврейского государства. Это ли не «историческое предательство»?».

Но все это никак не объясняет позицию израильских представителей в МУК по Собибору. Посол Израиля в Москве Гери Корен, приглашенный в российский МИД для обсуждения этого инцидента, официально заявил, что израильское внешнеполитическое ведомство полностью поддерживает участие России в реконструкции мемориала в Собиборе. Примерно то же повторил начальник евроазиатского отдела МИД в Иерусалиме Яаков Ливне. Он сказал также, что Израиль в МУК представляли сотрудники иерусалимского Мемориального института памяти и героизма европейского еврейства в годы Второй мировой войны «Яд ва-Шем», и с ними детали этой ситуации обсуждаются. Что ж, расхождения между МИД Израиля и «Яд ва-Шем» случались и в прошлом, например в конце 90-х годов прошлого столетия в назревавшем конфликте с Украиной по поводу фресок Бруно Шульца. Тогда рисунки этого поразительного деятеля культуры, еврея, проживавшего в Дрогобыче и погибшего там от пули немецкого офицера, были обнаружены в наши дни на стенах в заброшенном здании в этом украинском городке. Они крошились и пропадали, но вдруг неведомым образом оказались в «Яд ва-Шем» (каким путем, до сих пор знают только немногие посвященные), где были реставрированы и спасены. Украина оскорбилась и потребовала вернуть фрески. Представителям МИД пришлось разруливать ситуацию, чтобы не допустить кризиса в межгосударственных отношениях.

Однако, еще большее удивление вызывает заявление пресс-секретаря МИД Иммануэля Нахшона, сказавшего, что все причастные к этому делу израильские инстанции, в том числе «Яд ва-Шем», не возражают против участия России в проекте реконструкции в Собиборе.

Значит, и здесь все «за», и никого против, и здесь осталось найти путь как это недоразумение в отношениях с Россией преодолеть. И я очень надеюсь, что это удастся сделать еще до встречи Нетаниягу-Путин или, в крайнем случае, в ходе ее.

Некоторое время назад я писал о принципиальной невозможности окончательного, постоянного решения палестино-израильского конфликта в настоящее время. В том материале (17 мая этого года) я обосновал неосуществимость двух решений — «два государства для двух народов» и «одно государство для двух», что же касается идеи третьего — так называемого «регионального урегулирования», то за неимением места я лишь отметил ее абсолютную виртуальность и нереальность. Однако именно об этом пути – примирении Израиля с умеренными суннитскими арабскими странами и решении в этом контексте палестино-израильской проблемы, в последнее время поговаривают все чаще, и я подумывал, что надо подробнее проанализировать его, разъяснив, почему я считаю подобный план неосуществимым. А тут еще попалась мне на глаза статья американского специалиста по международной политике, в пролом помощника госсекретаря США по странам Европы и Азии Филиппа Гордона, который придерживается аналогичной точки зрения и приводит свои доводы, которые частично совпадают с моими, а частично дополняют их. И вот «мы с доктором Гордоном», на которого я буду далее с благодарностью ссылаться, попытаемся убедить вас, что региональное урегулирование не панацея для решения проблем Израиля и палестинцев.

Что касается самой нормализация отношений Израиля с Саудовской Аравией, Эмиратами Персидского залива, Бахрейном и другими (вдобавок к Египту и Иордании) – то это дело вовсе не такое уж невероятное. Интересы экономического и научно-технического сотрудничества, общие злейшие враги – Иран и радикальные исламистские организации, общие союзники, и в первую очередь Соединенные Штаты, побуждают стороны к укреплению и расширению сотрудничества. Существуют свидетельства того, что подобный процесс уже идет, только подспудно, как бы нелегально.

А перейти ему из разряда тайных в разряд явных вплоть до установления дипломатических отношений мешает, что бы вы подумали? Палестинская проблема, — утверждает Филипп Гордон. Заигрывая «под столом» с Израилем, руководство умеренных суннитских государств не может предстать в глазах арабского мира (как за пределами своих стран, так и внутри них) как предатели палестинского дела, которое, хотя и отошло на второй план в свете тех пертурбаций, которые потрясли арабский мир, но осталось, тем не менее, непререкаемой «священной коровой».

Таким образом, палестино-израильская проблема оказывается не функцией региональной нормализации, а фактором, мешающим ей. Добавлю, что по ходу дела арабская сторона может требовать от Израиля во имя этой нормализации некие жесты в пользу палестинцев, уступки, которые могут оказаться весьма болезненными для еврейского государства.

Однако в любом случае, зачем лидерам этих арабских стран лезть на рожон, прилюдно идя на сближение «сионистским образованием», если они получают по сути все желаемое и от не афишируемых связей с Израилем?

Не исключено, что в интересах закрепления нормализации с Израилем руководители Саудовской Аравии, эмиратов и пр. попытаются повлиять на палестинцев, уговорить тех умерить пыл своих требований к Израилю. Есть две возможности сделать подобные предложения: деньги или еще большие деньги. Их, как говаривали в Одессе, есть у саудовцев, их любят палестинцы, особенно их политические и военные лидеры. Но не слишком ли высоко забрались палестинцы на дерево национального сопротивления, чтобы этими подачками удовлетвориться? Ну, разве что такая подачка будет очень уж нескромной, а много-много миллиардной, и позволит палестинцам запасаться пресловутыми «ананасами и рябчиками» и бутылками с дорогими утонченными напитками вместо бутылок с зажигательной смесью и булыжниками на закуску, которые они могут метать в израильские автомашины.

Существует, правда, еще один – субъективный фактор, стимулирующий повышение влияния умеренных арабских государств на Ближнем Востоке. Это сравнительно новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, который в отличие от своего предшественника взял явный курс на сближение с суннитскими странами. Да, но подобная смычка может основываться на самых разных принципах и касаться самых разных сфер сотрудничества, вовсе не включая палестино-израильское урегулирование, и, коль скоро это будет выгодно Вашингтону, Трамп несомненно пойдет на той шаг, даже если процесс не охватит Израиль. В общем, закончу данный материал так же, как и предыдущий по поводу нереальности окончательного, постоянного урегулирования палестино-израильского конфликта на данном этапе: Израилю следует пока неукоснительно охранять свою безопасность, если возможно добиваясь промежуточных соглашений, служащих этой же цели.

Саиб Арикат, член Центрального комитета ФАТХ, один из вдохновителей палестинского террора против Израиля, заболел и обратился за помощью в одно из медицинских заведений Израиля. В этом нет ни чего нового и удивительного. Арабы повсеместно лечатся в Израиле. Помню, еще в 70-х годах, после репатриации во время моего первого посещения иерусалимской больницы «Хадаса» на меня большое впечатление произвели шейхи, как выяснилось саудовские, степенно прогуливавшиеся по коридорам этого лучшего на Ближнем Востоке медицинского центра, и им это было хорошо известно. Да, конечно, Израиль — страна вражеская, но здоровье для саудовских шейхов, причем свое, несомненно важнее. Но то шейхи, а сотни раненых в боях в Сирии, которых Израиль принимает на лечение? А тысячи арабов с Западного берега Иордана и из сектора Газы, которые обращаются за медицинской помощью в израильские больницы? Между прочим, несмотря на официальный запрет руководства ПНА, к которому принадлежит, в частности, Саиб Арикат. Однако то, что нельзя быку, можно Юпитеру, в данном случае Арикату, потому, что, как сказано выше, «свое здоровье важнее». Отметим, что услугами израильских врачей воспользовалась даже дочь едва ли не самого непримиримого врага Израиля, руководителя ХАМАС Исмаила Хание.

Но вернемся к Саибу Арикату. Израильские врачи установили, что у палестинского лидера тяжелая хроническая болезнь легких, и ему необходима трансплантация. Верные клятве Гиппократа, они обратились в израильский Национальный центр трансплантаций с просьбой поставить Ариката на очередь. А это уже абсолютно нетривиальный прецедент, имеющий целый ряд юридических и эмоциональных коннотаций. Разобраться в них нам помогут данные, приводимые специалистом – врачом, политическим деятелем и публицистом Арье Эльдадом, за что я ему премного благодарен.

По нормам министерства здравоохранения Израиля, органы, полученные от доноров в стране, пересаживаются только ее собственным гражданам. Оговорено, что, если для пересадки органа, полученного от донора, не находят ни одного реципиента-израильтянина, которому этот орган подходит по всем показаниям, то он может быть трансплантирован иностранному гражданину, нуждающемуся в этом. Но в Израиле, как и в большинстве других стран, спрос на многие органы, включая легкие, намного выше предложения, так что шансов «подхватить по случаю» какое бесхозное легкое у Саиба Ариката весьма немного.

Поставить его, не гражданина Израиля, в общую очередь нет вроде бы никаких оснований. Правда, существует понятие исключений, чрезвычайных случаев по гуманитарным мотивам. Однако, очень многие возмущаются: «Оказание эксклюзивной медицинской помощи тому, кто посылал террористов-убийц в Израиль и прославляет их как героев – это исключительный гуманитарный случай, повод лишить кого-либо из граждан Израиля спасительной трансплантации?!». Некоторые говорят, что если подобное решение будет принято, они заберут назад свои декларации о готовности пожертвовать органы для пересадки, а другие отказываются в таком случае донорские декларации подписывать, хотя и собирались поступить так ранее.

Между прочим, как отмечает профессор Эльдад, для спасения Саиба Ариката, хватило бы, по всей видимости, и частичной трансплантации, то есть, пересадки фрагмента легкого, который может пожертвовать живой донор без особой угрозы для здоровья (конечно, если операция пройдет успешно). Однако, никто из сотоварищей Ариката по ЦК ФАТХ и вообще по оружию не спешит кусочек легкого ему презентовать. А евреи, они сердобольные, и найдут для Саиба сионистские легкие. А вы знаете, может, и найдут, и я буду преклоняться перед душевным благородством тех, кто сделает это. Только один вопрос: не жалко ли будет легких, если Арикат перейдет «красную черту» в прямом и переносном смысле, и непосредственно обагрит руки кровью израильтян. И придется его – того, устранять, а легкие уже вряд ли заберешь обратно, пропадут ни за что.

Израиль не может пожаловаться на то, что его не привлекают к обсуждению путей решения сирийского кризиса. Перед опубликованием американо-российского соглашения о создании зон деэскалации в Сирии представители еврейского государства были приглашены на консультации по этому вопросу с российскими и американскими коллегами сначала в Иордании, а затем в одной из европейских стран. Беда только в том, что позиция Израиля при формулировке искомого соглашения не была учтена никоим образом. А состояла она в том, что при любом частичном или окончательном урегулировании в Сирии необходимо учесть и не допустить укоренения в этой стране иранских и проиранских сил, в первую очередь «Хизбаллы». В американо-российском же соглашении данный вопрос практически обойден молчанием.

Так что же, и Россия, и США вместе, заодно против Израиля? Нет, думать так похоже на паранойю. Скорее и Москва, и Вашингтон одержимы ближайшими целями, а Израиль думает о долгосрочных последствиях для себя и для всего мира. Первостепенная, как бы ургентная цель – это уничтожение террористического «Исламского государства»* и иже с ним, то есть, «Джабхат ан-Нусра»* и «Аль-Каиды»*, другими словами, радикальных суннитских группировок. Делается это естественным образом в союзе, порой добровольном, порой неизбежно вытекающем из обстоятельств на местности, со злейшими врагами суннитов в исламском мире – шиитами. В условиях Сирии и Ливана это ведет к резкому усилению шиитской террористической организации «Хизбалла» и прочих проиранских группировок и милиций таких, как, например, иракское, но существующее на деньги из Тегерана, шиитское ополчение «Аль-Хашд аш-Шааби», еще более многочисленное, чем «Хизбалла».

Израиль же смотрит дальше. Задача устранения ИГ будет вскоре выполнена, но все свидетельствует о том, что вместо него в Сирии и Ливане воцарится «Хизбалла», а она, укрепившись на границе с Израилем, будет представлять для еврейского государства угрозу, по крайней мере, не меньшую, чем «Исламское государство». Израиль предупреждает также, что мы говорим «Хизбалла», а подразумеваем Иран, и они, создав ось своего господства – Ирак, Сирия, Ливан, превратятся в ведущую силу на Ближнем Востоке, а отсель грозить будет террором и Европе, и России, и даже США, не в меньшей мере, чем суннитские радикалы сегодня. Но в мире к этому предостережению Израиля, по-видимому, глухи, как были в свое время много лет назад, когда Иерусалим предупреждал о глобальной угрозе террора вообще, являвшегося, как полагали многие в те дни, «внутренним делом» еврейского государства.

Россия отказывается признать «Хизбаллу» террористической организацией, а с Ираном строит, так сказать, конструктивные отношения, зачастую выступая в качестве его защитника на международной арене. Не далее как в воскресенье председатель комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константин Косачев назвал решение парламента Ирана выделить 520 миллионов долларов на развитие ракетной программы и расширение деятельности Корпуса исламской революции, закономерным ответом на ужесточение санкций. Сами иранцы объясняют данный шаг необходимостью дать отпор «заносчивым американским империалистам».

А «империалисты» же что? При Обаме США тоже ставили ставку на нормализацию и развитие отношений с Тегераном. При Дональде Трампе акценты вроде бы поменялись, однако, некоторые говорят, что дело как раз именно в акценте – Белый дом остался по сути верен концепции Барака Обамы, пусть и озвучивая ее с акцентом Трампа. К «Хизбалле» в Вашингтоне отношение вроде бы непримиримое, однако, между прочим, щедрая помощь, оказываемая США Ливану в военном плане, это в конечном счете поддержка «Хизбаллы», задающей ныне тон и в политических, и в военных структурах Бейрута. В общем, не будет преувеличением сказать, что Иран, прежде всего при помощи «Хизбаллы», создает, по меньшей мере, при попустительстве Путина и Трампа, свой новый Ближний Восток, и речь в недалеком будущем может пойти о становлении нового, на этот раз шиитского халифата.

Нет, нельзя сказать, что претензии Израиля, высказанные по этому поводу премьер-министром Биньямином Нетаниягу в ходе его визитов в Париж и Будапешт в середине прошлого месяца, не возымели никакого действия. Министр иностранных дел России заверил на молодежном форуме, носившем название «Территория смыслов на Клязьме», что интересы Израиля в обязательном порядке учитываются в рамках процесса деэскалации в Сирии. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон после протестов Нетаниягу впрямую заговорил о необходимости вывода иранских и проиранских сил из Сирии. Но заверения заверениями и призывы призывами, только в  американо-российском соглашении по Сирии это никак не отражено.

* — деятельность организации запрещена в России

На одной из баз Армии обороны Израиля была зафиксирована кожная инфекция. Беда в том, что была она весьма массовой — в лазарет обратилось около двухсот военнослужащих. У большинства из них было диагностировано стрептококковое — импетиго — инфекция, возбуждаемая стафилококками, неприятная, но обычно быстро подвергающаяся лечению. Агентство «Палестинский информационный центр», курируемое террористическо организацией ХАМАС, поторопилось обозвать происходящее на этой базе ни много ни мало, как «эпидемией чумы». «Тысячи сионистов заражены этой средневековой болезнью» — кликушествует ПИЦ. Излишне говорить, что никаких симптомов «бубонной» не выявлено, но пришлось обратить внимание на весьма опасный «симптом», впрочем, как говорят, совсем из другой оперы. Вы, возможно, обратили внимание на сказанное выше: «У большинства было диагностировано импетиго». А у остальных? Оказывается эти остальные, воспользовавшись массовостью инфекции, просто ее стимулировали: мол, чешется сильно. Чтобы «откосить» от учений. Нехорошо и нехарактерно для израильской армии. В конечном счете, заболевшие вылечены, симулировавшие наказаны.

На рассмотрение ООН представлены аэрофотоснимки, на которых видно, что иранское военное командование метит Маген Давидами объекты и точки на местности, которые являются целями для поражения ракетами во время учений. Может быть это поможет иранским ракетчикам быть поточнее, чтобы не вышло как в июне, когда из семи иранских ракет, выпущенных по объектам «исламского государства» в районе Дир аз-Зур в Сирии, к целям приблизились только две, а остальные затерялись на просторах как Сирии, так и Ирака.

Руководство радикальной организации «Исламское государство», обеспокоенное падением боевого духа среди рядовых членов ИГ*, предприняло новый ход для его поднятия. Оно оформило не более и не менее как «паспорта в рай» для особо отличившихся бойцов. Подобные документы, кстати, изготовленные на очень качественной бумаге и с прекрасной полиграфией, были обнаружены в ходе боев за оплот игиловцев — сирийский город Раку. На корешках так и написано по-арабски и по-английски «Паспорт в рай», где «шахида» (отдавшего жизнь во славу ислама) с максимальной благосклонностью ожидают семьдесят две девственницы (на каждого). Вот пишу я это и думаю: а если число «шахидов» вдруг действительно в одночасье так резко увеличится, где же напастись на каждого по семь десятков девственниц.

Арабские представители в ООН, в частности, в Совете по правам человека обвиняют израильскую агрессию во всех бедах палестинского общества, включая рост домашнего насилия в отношении женщин. В этом плане небезынтересны указания исламских религиозных авторитетов, которые испокон веков утверждали, что мусульманин имеет право бить жену, но делать этот должен в соответствии с предписаниями Корана — не по лицу и, не нанося ей тяжелых увечий. Неужели и это говорилось и говорится под влиянием израильской агрессии?

Египетский священнослужитель Абдель Вахаб Аль-Малики является большим приверженцем женского обрезания. Оно, по его мнению, имеет большие медицинские и связанные с этим финансовые (не надо тратиться на врачей) преимущества. А первыми клеймителями подобного обряда у мусульман были кто? Разумеется, евреи, поведал Аль-малики. А почему? Потому что не хотели, чтобы ислам был чистым, цивилизованным и прогрессивным, утверждает египетский исламский авторитет. Отмена женского обрезания, говорит он, ведет к падению морали, что и нужно евреям, чтобы захватить власть над миром. А необходимо женское обрезание, как учит председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, «чтобы женскую прыть немного успокоить».

На побережьях все морей в Израиле разгар сезона. Полно туристов, в том числе из России. Большинству очень нравится. Некий турист из России, однако, пожаловался (разумеется, как положено, в письменной форме): «Безобразие! Я купил очень дорогой тур с проживанием в пятизвездочном отеле на берегу Мертвого моря, но в гостинице работал только тренажерный зал, а проката ласт и масок для подводного плавания не было». Для тех, кто не понял, что здесь смешного, поскольку не бывал на Мертвом море и не знает о его особенностях, поясним: содержание солей в водах этой акватории столь высоко, что попадание ее на слизистую, а особенно в глаза, вызывает нестерпимые резь и жжение, так что не то, чтобы нырять, а вообще погружаться с головой не рекомендуется. Поэтому пусть скажет «спасибо» администрации гостиницы за то, что не предложили ему аксессуары для подводного плавания.

* организация запрещена на территории РФ

В составе еврейской сборной Бразилии на 20-й Макабиаде в Израиле выступает Рональду. Да, это правда, только речь идет не о прославленном игроке мадридского «Реала» Криштиану Рональду, а о его сыне Рональде. Еврейство Рональда тоже, между прочим, под сомнением, так как его отец тщательно скрывает личность матери, но молодой Рональд принимает участие в еврейских спортивных играх, к слову сказать, в этом году вышедших на третье по численности место в мире после Олимпиады и чемпионата мира по футболу. На нее прибыли около 10 тысяч представителей из более 80-ти стран. Соревнования проходят по 45 видам спорта. Да, евреи бегают, прыгают, плавают, играют в мяч, борются. А лучше всего, судя по спортивным достижениям Израиля, выступают на татами дзюдо, управляют яхтами, играют в баскетбол.

Еврейский дзюдоист, еврейский яхтсмен или русский легкоатлет или русский штангист, — важно ли указание на национальность? Очень, ведь спорт, во-первых, объединяет, что особо важно в случае евреев, разбросанных все еще по свету. А во-вторых, достижения в спорте вселяют гордость в душу народа — «А наши-то дали, показали им!» Недаром подавляющее число соревнований высокого уровня проводится среди национальных сборных.

Не знаю, будут ли на Макабиаде результаты мирового значения, но она вместе с другими событиям, произошедшими на этой неделе, навели меня на некие мысли по поводу национальности и так называемого интернационализма, которыми я хотел бы с вами поделиться.

Один из крупнейших дирижеров гражданин России Павел Коган провозгласил в интервью по израильскому телевидению, имея в виду прежде всего самого себя, что артист, по определению — гражданин мира, а искусство не имеет границ. Относительно второго у меня нет никаких возражений, а вот по поводу «гражданина мира» мне представляется, что это на самом деле не что иное, как синоним «инвалида по национальности», человека, отказывающегося от своей принадлежности к общности, к которой он приписан по рождению, которая наделяет его душой и характером. Подлинный интернационализм не в том, чтобы объявить, что нет «ни эллина, ни иудея», не в том, чтобы отрицать национальность, а в том, чтобы гордиться своей и свято уважать чужие. Между прочим, еврейские писатели, писавшие на идише, были едва не поголовно уничтожены в СССР за национализм большим «интернационалистом» Сталиным.

Но это дела давно минувших дней. Давайте к сегодняшнему. В Москве безвременно ушел из жизни журналист, блогер, общественный деятель Антон Носик. Он репатриировался в 1990 году в Израиль, писал в русскоязычной прессе, в основном на экономические темы. Я в них мало что понимаю и мало ими интересуюсь, но его статьи, даже для таких, как я, читались как бестселлер . Но не в этом дело. В конце 90-х Антон Носик вернулся в Россию, из которой репатриировался в Израиль, и стал создателем многих блогов и сайтов, как его называли, «первопроходцем российского интернета». Заметьте, российского, порой с общегуманитарными целями. При этом он не снимал кипы и не переставал подчеркивать свое еврейство, в котором черпал силы для служения общечеловеческому благу. Антон Носик в самом, что ни на есть, интернациональном пространстве не был «гражданином мира», как дирижер Павел Коган. И, слава Богу.

Я недавно говорил по телефону со своим близким приятелем Марком Зайчиком, по-моему, одним из самых интересных прозаиков, пишущих в наши дни по-русски. Зайчик, приехавший в Израиль в начале 70-х, читал в детстве книги по-русски, думал по-русски, не только в повседневности, но и в творчестве, и не мог писать не по-русски. А поскольку не писать он не мог, то и делал это. Тем не менее, пользуясь русскими средствами выражения, Марк Зайчик, сын реб Меира, которого многие почитали как цадика еще в Ленинграде до репатриации семьи в Израиль — так вот, Марк Зайчик — еврейский писатель не только по сюжетам, но и по еврейскому миру его чувствования и творчества. Он не гражданин мира.

Так же свято служит литературе, причем, мировой литературе, но как еврейский русскоязычный писатель и Эли Люксембург, который, между прочим, вместе с братьями Григорием и Яковом, внес немалый вклад в развитие еврейского спорта, включая и Макабиадный.

Нет, я решительно за Эли Люксембурга, за Макабиаду, за Антона Носика, за Марка Зайчика, а не за гражданство мира, которое лишает корней и важнейшего для каждого человека, а тем более деятеля культуры, отсека души и ума.

В последнее время в Израиле в очередной раз обострился спор о так называемом религиозном засилье и, в частности, о тенденции «охмурения» детей в учебных заведениях, затягивании их в «трясину религиозности». Вопрос соотношения религии и государства или общества, разумеется, не чисто израильский, он универсальный, но у евреев дела обстоят в этом плане и вправду несколько иначе.

У других народов национальность и религия — это совсем не одно и то же, и они не связаны мертвой хваткой. Кроме наиболее распространенного «русский и православный», может быть русский и магометанин, русский и приверженец иудаизма, русский и буддист, оформившие официально или нет принятие той или религии. У евреев не тут-то было — вариантов нет: национальность и религия однозначны, еврей и по тому и по тому признаку, другого не дано. А «выкресты»? Еврей, перешедший в другую религию, лишается права именоваться евреем. Я уже не говорю о том, что некоторые религиозные евреи объявляют по своим детям, сменившим иудаизм на другую веру, траур, как по умершим.

Иногда, впрочем, относительно редко, подобный переход совершается осознанно — еврей изучил суть иудаизма и суть христианства, и второе показалось ближе его сердцу и разуму, чем первое. И это вряд ли можно не назвать предательством, таким же, как отказ от папы и мамы, бабушек и дедушек, от семьи, от народа. Но это хоть как-нибудь можно понять.

Но если еврейский мальчик или девочка в ассимилированной семье о еврействе, кроме анекдотов с картавым «р», слыхом ничего не слыхивал, например, в силу воинствующего атеизма в былом Советском Союзе. Так же, как, впрочем, и о любой другой религии. А потом узнал о богоискательстве светлых русских умов и сам устремился туда же. Получается, однако, что это переход в христианство не от еврейства, а от непростительного невежества, незнания своих корней, что никакого понимания вызвать не может.

Похоже обстоит дело и с дихотомией: верующий — неверующий. Наиболее распространенная подоплека неверия — это незнание. Между тем, без Торы, без Танаха не существует и истории еврейского народа, его корней, его духовной культуры. Но случается, что человек, превращенный в инвалида дремучим атеистическим окружением своего детства, хочет сделать инвалидом и свое потомство и сразу в крик: «Да это же религиозная пропаганда! Прекратить!».

Да что я все вроде бы про выходцев из бывшего социалистического рая? Рассказывают, что министерство просвещения Израиля предложило направить в сеть школ в Тель-Авиве, где не хватает учителей, на подмогу девушек, проходящих так называемую альтернативную национальную службу Но в муниципалитете Тель-Авива напрочь отказались: эти девушки в большинстве своем религиозные и затянут детишек в свой омут. Пусть уж лучше вообще чего-то недоучат, чем учить это с религиозным оттенком. Не кощунство ли?

Теперь перейдем на личности. Кто такие «религиозные»? В Израиле есть ортодоксы, которые, например, не хотят, чтобы их дети служили в армии, и национально-религиозный лагерь, представители которого в кипах составляют зачастую едва ли не большинство среди офицеров в элитных подразделениях.

Ортодоксы — это тоже не непогрешимые хранители Божественного промысла, это люди, их лидеры — политические деятели со своими интересами, и с ними вовсе необязательно соглашаться. Смешение религии и политики вообще вещь, по-моему, весьма нежелательная. Но партии, представляющие ультрарелигиозный электорат, ведь нельзя закрыть. Тогда надо запретить и партии пенсионеров и репатриантов из разных стран и вообще все партии, объединяющие по принципу, отличному от политической направленности. А это нереально или по крайней мере весьма сложно. Но кто сказал, что должно быть просто? Только недовольство руководством ортодоксальных партий недопустимо переносить на веру и религию и вместе с водой выплескивать младенца.

Кстати я недаром пишу «вера и религия». Для меня первое — это принятие идеи боготворенности мира и духовных заветов. Второе же включает в себя и выполнение практических заповедей. И то и другое, конечно, цельное и неотделимое друг от друга. Но в иудаизме существует понятие «младенца, попавшего в плен». Имеется в виду еврей, который с детства был оторван от иудаизма, от религиозного уклада. С такого человека спрос совсем не такой, как с воспитанного в традиционной религиозной семье. И он, «младенец, попавший в плен», коль скоро он осознал святость еврейских корней, должен найти в себе силы вернуться к исполнению заповедей, но следует учитывать, что ему это дается значительно труднее.

Визит председателя Кнессета Юлия Эдельштейна в Россию, конечно, знаковый. Я, правда, не в восторге от рассусоливания прессой истории о том, как Эдельштейн прошел по местам боевой славы в Москве – где он преподавал иврит, где его арестовывали и судили, где держали в заключении. Пережитое, пусть и тяжелое, приятно вспоминать, когда сейчас ты «на коне», когда твой путь оказался победным, причем, не только твой лично, но и движения, которому ты служил – сионизма над «держать, не пущать, сажать» советской бесчеловечной машины.

Однако сколько бывших отказников, борцов за алию, подвергавшихся преследованиям не меньшим, а некоторые и большим, чем Эдельштейн, скромно доезжают теперь, если удастся собрать денег на авиабилет, до бывших советских республик, из которых когда-то вырвались, и стоят в задумчивости перед милицейскими участками, где их задерживали, и зданиями ГБ, куда доставляли на допрос, думая: «Как мы на такое безумие тогда решились?» и рассказывают о тех днях детям.

Нет, к Юлию Эдельштейну у меня не приведи Господь, нет никаких претензий – он сделал все очень пристойно и достойно и в личном, и в государственном плане, а вот такой шабаш, который устроила пресса, по крайней израильская, из его посещения Бутырки, производить, может, и не следовало.

Другое дело официальные переговоры председателя Кнессета с российскими представителями и в первую очередь с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Судя по пресс-релизу российского МИД, приоритетной на встрече была тема недопущения героизации пособников нацистов в годы Второй мировой войны.

Тема эта, хотя и звучит как нечто совершенно однозначное (кто же за прославление пособников нацистов?), на самом деле весьма каверзная. Гнев российских руководителей вызывает не только пособничество неких сил тех времен немцам, но в не меньшей степени и то, что они были направлены против советского управления теми или иными республиками из Москвы.
Да, конечно, не самый лучший выбор пойти ради противостояния какому-либо злу на союз с другим злом, возможно, даже большим. Но даже когда, скажем, украинские националисты понимали, что немцы им не спасители, и те зачисляли украинских националистов во враги Рейха, последние не сворачивали своих антибольшевистских знамен и гибли от  рук и тех и других – и немцев и советской армии, а правопреемники СССР считают их своими злейшими врагами до сих пор.

При этом, некоторые из украинских «самостийныкив» были не чужды антисемитизму и мстили евреям и за то, что евреи, и за то что, как считалось, они пособники коммунистов. Но уместно ли разбираться, каков был главный мотив погромов, когда в них гибли мирные жители, женщины, дети?

Жаль, что в Украине именно из них, например, Жухевича, делают национальных героев. Да, Жухевич был украинским «незалежныком», и у него есть заслуги перед своим народом, но есть на его руках кровь евреев (пусть даже, скажем, что существуют подозрения, и весьма серьезные, что есть). Неужто нет в украинском национальном движении людей с незапятнанной репутацией, именем которых называть улицы и проспекты?

Поэтому России несомненно выгодно заручиться поддержкой Израиля в «недопущении героизации пособников нацизма». Только я предпочитал бы  оплакивать свои жертвы и ненавидеть их убийц отдельно и не за то, что они еще и были антисоветчиками.
К тому же оплакивает ли Россия вместе со мной жертв терактов, совершенных в Израиле убийцами из ХАМАС и «Хизбаллы», с которыми у Москвы столь тесные отношения, что их можно считать едва ли не союзниками России на Ближнем Востоке? А стремление России всячески крепить отношения с Ираном, не скрывающим, что его цель уничтожение еврейского государства?
На эти вопросы, звучавшие в выступлении председателя израильского парламента в Совете Федерации РФ и, стало быть, скорее всего заданные и Лаврову, определяющему внешнюю политику России, ответов по-видимому, дано не было. А жаль.

Напоминаю, что более или менее серьезные материалы я перемежаю подборками нетривиальных фактов и курьезных откликов СМИ на события в арабском и еврейском мирах на Ближнем Востоке и за его пределами. Перед вами уже десятая такая подборка.

Первый случай, о котором я хотел бы рассказать, вовсе не смешной, а весьма прискорбный: дикий кабан укусил за руку десятилетнюю палестинскую девочку в деревне недалеко от Дженина в Самарии. Она отделалась относительно легкими повреждениями, то есть, переживать за ее судьбу нет особых оснований, и поэтому я позволю себе привести вызывающие по крайней мере улыбку реакции на это происшествие со стороны палестинцев и израильских пропалестинских организаций. Первые утверждают, что сионисты специально выводят этих животных и мало того – натравливают их на палестинцев. Вторые, более интеллектуальные и изощренные, не позволяют себе подобную чушь, но все-таки обвиняют Израиль. По их версии, все дело в разделительной стене, которой еврейское государство отгораживается от палестинских террористов. Из-за нее якобы изменился ареал обитания диких кабанов, они вынуждены искать пропитание ближе к человеческому жилью, и результат – покусали палестинскую малышку.

Семейная пара Каабне проживала в палестинском населенном пункте Ат-Тиба, и жили они, мягко говоря, не припеваючи — нарожали массу детей (девятерых), а  кормить их было нечем. Потому муж и жена часто ругались между собой, и он угрожал отправить ее обратно в Иорданию, откуда взял, что было бы для женщины просто стыд и позор. И бесчестью она – Асия Каабне решила предпочесть героическую, по палестинским представлениям, смерть – совершить теракт. Обиженная на мужа женщина взяла нож и пошла нападать на израильских солдат. Теракт не получился (она лишь слегка оцарапала одну девушку-военнослужащую), не «заладилась» и мученическая смерть. Асию не застрелили, а арестовали. Впрочем, финансовую проблему своей семьи ей, возможно, все же удастся решить – родственникам палестинцев (и соответственно палестинок), отбывающих в израильских тюрьмах заключение за террор, власти ПНА платят, как известно, неплохое денежное вспомоществование.

Что только не может послужить, говоря на современном сленге, фишкой для рекламной кампании. Палестинский лидер Марван Баргути, отбывающий по сути бессрочное заключение (5 пожизненных плюс 40 лет) за террор и убийства и прочимый на самый высокий пост в палестинско иерархии, объявил вроде бы голодовку в израильской тюрьме, но видеокамера застала его тайком подъедающим печенье и вафли в туалетной кабинке. Популярнейшая в Израиле компания Pizza Hut откликнулась на это рекламой: «Баргути, если уж нарушать голодовку, разве не лучше отведать нашу пиццу?». Палестинцы оскорбились и призвали бойкотировать Pizza Hut. Компания, разумеется, перепугалась не на шутку и принесла извинения – мол, ошибочка вышла, никого не хотели обидеть.

Израильские власти наложили запрет на въезд в страну греческому епископу Серафиму за резкие антисемитские высказывания. Серафим назвал такое решение несправедливым. Впрочем, он не отрицал, что, критикуя греческое законодательство об однополых парах, он утверждал, что оно навязано «сионистскими монстрами», «превратившими Ветхий завет в поклонение сатане». А в остальном, какой же он антисемит?!

Журналистка Хала аль-Кахтани опубликовала в саудовской газете «Аль-Ватан» статью, где в очередной раз раскрывается и клеймится еврейский заговор, направленный на захват власти над миром. Одно из главных свидетельств этого она видит в том, что из пяти богатейших династий в мире три якобы еврейские. Это Ротшильды, Рокфеллеры и Морганы. В мире найдется, наверное, немало тех, кто готов в общем-то понять «праведное негодование» Халы аль-Кахтани, неувязочка только в том, что из перечисленных ею кланов только один – Ротшильды еврейский. Основатель второй «империи» — Джон Дэвис Рокфеллер из этнических немцев. Не еврей и потомок первых колонистов в Америке Джон Пирпот Морган, сколотивший огромный капитал для своего клана.

Недавно закончился месяц Рамадан по исламскому календарю, месяц священный для мусульман, месяц поста, когда им по религиозным законам запрещено есть в дневное время суток, а можно только после захода солнца и до его восхода. В разных странах время такого дневного поста разное, в среднем 13 – 17 часов. Однако, до чего же не повезло мусульманам, живущим в Лапландии – там в период, соответствующий Рамадану, полярный день — солнце заходит всего на 55 минут, и, стало быть, пост должен был продолжаться 23 часа 5 минут в сутки.

В Китае запрещено с недавних пор давать детям мусульманские имена. Тем, кто все же будет наречен ими, откажут в социальных услугах. Придет такой Ислам, Хадж, Садам или Имам, допустим, в поликлинику, а ему скажут: «Извините, с таким именем к врачу Вас не запишем». Впрочем, о своем клейме он узнает и раньше: его не зачислят в общеобразовательную школу. Эта мера направлена в первую очередь против мусульманского меньшинства уйгуров, которых власти Китае не жалуют, в основном за сепаратистские настроения.

Многие говорили, да и само главное действующее лицо не опровергало, а наоборот, поддерживало подобную точку зрения: новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп не политик-идеолог, а политик-бизнесмен и будет руководствоваться на новой для него политической стезе известными ему прагматическими способами ведения деловых переговоров. Однако, в том, что касается попыток урегулирования палестино-израильского конфликта, ответ на вопрос, в чем состоит бизнес-план президента США, весьма преуспевшего дельца и предпринимателя, пока никто дать не мог. Никто не мог, а я, тем не менее, попытаюсь. А для того посмотрим на происходящее в эти дни, в «раннетрамповский» период на Ближнем Востоке.

Если говорить о непосредственном ареале палестино-израильского конфликта, то наиболее важным развитием событий является резчайшее обострение гуманитарного кризиса в секторе Газа. Экономическое положение там и раньше не блистало, учитывая отсутствие какой-либо производственной базы и вообще возможностей трудоустройства, а также полную разруху коммунальной инфраструктуры. А сейчас экономическую войну Газе объявил главный противник ХАМАСа, заправляющего в Секторе с 2007 года, глава палестинкой автономии Мах-муд Аббас. Более того, откликнувшись на его просьбу, Израиль решил сократить подачу электроэнергии в сектор Газа, вследствие чего ситуация там становится и вовсе взрывоопасной. Далее просматриваются две возможности: то ли власть ХАМАС рухнет под обломками полной разрухи, все годы усугублявшейся в силу того, что ХАМАС упорно направлял все средства, оставшиеся от разворовывания, не на попытку вывода Газы из гуманитарного коллапса, а на совершенствование своих военных способностей в борьбе против Израиля; то ли ХАМАС попытается, как бывало в прошлом, отвлечь внимание оголодавших жителей Газы от повседневных невзгод очередной военной провокацией и будет основательно и на этот раз окончательно побит Израилем. В любом случае конец один – это конец ХАМАСа. И тогда в сектор Газа, что называется на белом коне, въезжает Махмуд Аббас, возвращающий себе после десятилетнего перерыва власть над Газой и вообще абсолютную власть в палестинском мире. При этом располагает он не только белым конем, но и весьма приличной суммой американских денег, которые позволят ему ситуацию в Секторе несколько улучшить, что еще более упрочит его власть.

Именно этот путь и эти деньги могли быть, согласно моей гипотезе, предложены престарелому палестинскому руководителю президентом США Дональдом Трампом. Следует отметить, что в ракурсе палестино-израильского урегулирования снимается упрек в адрес Махмуда Аббаса – он, мол, не полноправен, не может представлять всех палестинцев и, стало быть, не партнер для переговоров. Нет, он теперь единственный, он всемогущий, и он существует на американские деньги.

Итак, палестинцы в руках, в кармане или в другом месте у Дональда Трампа. А что с Израилем? Он хочет прекращения террора и снятия требования о замораживании еврейского строительства на Западном берегу Иордана? Милости просим. Махмуд Аббас за Газу и деньги на ее восстановление внемлет убеждениям Вашингтона принять во внимание требование о прекращении выплат щедрых пособий террористам, отбывающим заключение в израильских тюрьмах, и семьям погибших. Более чем «принять во внимание» на этом этапе Аббас никак не может, поскольку одно слишком резкое движение в данном направлении, и он не доживет политически, а возможно и физически до обещанных Газы и денег. Но, если моя теория верна, рано или поздно глава ПНА сделает что-либо для сворачивания программы выплаты террористам и их родственникам. А без такого вспомоществования, число палестинцев, готовых рисковать своей жизнью в  терактах против Израиля, резко сократится. Идеология идеологией, а чистоган чистоганом.

Что касается второго требования еврейского государства – относительно поселений, то оно, по крайней мере, на данном этапе выполнено. Махмуд Аббас, считавший ранее выполнение требования о прекращении еврейского строительства на Западном берегу Иордана непременным предварительным условием возобновления переговоров с  Израилем, вдруг, как бы ни с того ни с сего это требование снял. А по-моему, с того, что это его часть обязательств в сделке с Трампом.

Существует еще ряд косвенных свидетельств в пользу моей гипотезы, такие как резкое изменение отношения израильского руководства к агентству ООН по помощи палестинским беженцам UNRWA — с весьма симпатизирующего ооновцам до крайне отрицательного (Раньше считали, что UNRWA хорошо тем, что несколько стабилизирует ситуацию в секторе Газа, нейтрализуя ХАМАС, а сейчас решили, чем хуже в Газе тем лучше – тем скорее падет ХАМАС).

Но главные соображения я вроде бы изложил. Понятно, что даже если в этом что-то есть, то речь идет лишь об отдельных фрагментах плана, вынашиваемого президентом-бизнесменом. А если все это плод моей фантазии, то те, кто могут, донесите, пожалуйста, это до Дональда Трампа. Может, пригодится.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире