Ещё раз напомню: в августовские дни 1991-го года были продвинуты три ключевые проблемы России, которые требовали решения, но никак не двигались. И пока они не двигались, не двигалось ничего. Так и бывает в истории: всё стоит, неподвижный застой. И вдруг всё приходит в движение, и в течение нескольких дней происходят важные перемены. А потом, как кажется, опять застывает. И надолго.

Я поражаюсь динамике августовских дней 21 год назад. Все, казалось, заняли свои позиции и не намерены были двигаться. Вдруг ГКЧП, танки на улицах Москвы, задержание Горбачёва в Форосе, осада Белого дома. ГКЧП заявляет о наведении порядка. Но Ельцин отвечает: это незаконная попытка свергнуть президента и добиться продвижения в попятном направлении, подорвать реформы и остановить движение к демократии.

Потом был праздник, как на Киевском майдане, как положено во время народной революции. Свершения задерживались. В конечном счёте из трёх проблем решились три.

Самая первая и самая неприятная – крах империи. Империя развалилась, я этого не хотел. Но потом стал внимать доводам Гайдара, в том числе о том, что пора думать о себе, о своей стране, в которой отныне успехи не будут определяться внешними захватами. Империя подалась легче всего и без захватов.

Второе – рыночная экономика. Это самое трудное дело. Понадобилось два года на пробуждение инициативы, на выращивание какого-то доверия к ней, на многообразные драки тех, кто хотел победить и не дать победить другим.

В 1998-ом году эти процессы в основном завершились. Победа была горьковатой, неубедительной, кажущейся случайной или вообще не победой. Но потом всё-таки выяснилось, что товары появились в магазинах и перестали больше пропадать. А это было нешуточное дело: оценить его было трудно, всё казалось каким-то невсамделишным. Но в итоге без громких фанфар пришли к выводу: пусть дорого, пусть не всегда высшее качество, но главная проблема, состоящая в том, а не исчезнет ли завтра продовольствие, оказалась решённой.

А вот третья проблема, казавшаяся первой и самой лёгкой, что-то не давалась. Ведь демократия казалась завоёванной. Те же люди, которые были её знаменами, казалось, оставались у власти. Затем В. Путин, отрекомендованный Ельциным как демократ высшей пробы, вдруг повернул против бизнеса, кое-кого посадил, а потом как-то легковато добавил, что демократия, видимо, так легко не дастся. Почему? Потом он стал бояться оранжевой революции, а также розовой и тюльпановой.

Три достижения августовской победы как-то стали падать в цене, их не стали пышно отмечать.

Я поделюсь с Вами моими мыслями. Демократию мы упустили. Это факт. А она и казалась не самой важной. Только декабрьские выборы 2011-го года как-то напомнили о важности задачи, которая осталась нерешённой. А она за нами.

Я не знаю, как делать. Но три задачи – это незавершенный комплекс. Согласен, пусть будет мирно, без жертв. Но оставить третью задачу недоделанной? Без свободы собраний, без свободы слова? Время подошло.
Три задачи висят над нами.

Оригинал

Комментарии

464

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


03 сентября 2012 | 14:46

Демократию вы упустили, зато хапнуть не упустили. Скоро в Москве все вузы будут называться ВШЭ. То есть задача решена.


(комментарий скрыт)

fendo 03 сентября 2012 | 16:20

Только Ясин никакой не либерал (неолиберал - это как суверен. дем-тия), конечно же. Достаточно почитать, что он думал в 90-е годы, там просто всё антилиберальное.
Кроме того, постоянно привирает про то, как Гайдар цены отпустил. Даже не привирает, а врёт.


(комментарий скрыт)

fendo 03 сентября 2012 | 19:11

Пафос Вашего коммента всецело разделяю.
С неолиберализмом перемудрили (недомудрили - ?). Спорить здесь не буду. Ясин слаб не в философии, а гораздо ниже. У него фундаментальный ложный посыл (научился у Гайдара): вот станем побогаче, захотим и демократии, типа, разнообразим корзину потребления.


(комментарий скрыт)

kozakzzz 03 сентября 2012 | 17:37

Дед ,хватит кружевными словесами прикрывать свои мерзкие дела .Что хотели ,то и сделали. Чубайс откровенно об этом говорит. Лучший пример построенной вами демократии -выборы 1996г.


argus 04 сентября 2012 | 22:22

Здесь я с Ясиным не согласен. Демократия у нас была, до начала 2000-х, вместе со свободой. А затем мы всей страной перешли на следующий уровень - воли (анархии), которая выше свободы. Но больше ни одному народу в мире этот переход невозможен - нет ни безграничного пространства, ни такого количества ресурсов...


somerwill 02 сентября 2012 | 11:24

У нефтесосов уже мозг отрофировался,даже если у них и были зачатки разума что само посебе сомнительно потому что свои состояния они получили на холяву ничего не изобретая. Они как глисты однобитные, для главное чтобы всё было "стабильно" и всякая неординарность это покушение на их положение


02 сентября 2012 | 12:19

Но оставить третью задачу недоделанной без свободы собраний, без свободы слова..
-
Уважаемый Евгений Григорьич!
задачи надо думать опираются на целеполагание,
кот. у власти видится иным от народного...
тогда об чём речь журчит?


m_anuchin 02 сентября 2012 | 15:09

в 1991 году Был обычный для России "перехват" власти группой лиц. А если чуть-чуть пробежаться по истории РИ/СССР/РФ - сначало было самодержание, когда власть сменялась самодержано, иногда и насильственн; потом под народное недовольство власть захватили большевики, а потом их сменили иные, уже без какой-либо идеологии, но с авторитарными намерениями держать власть всегда...
О какой демократии в России Вы говорите, гражданин Ясин!?


varligor59 02 сентября 2012 | 15:38

"товары появились в магазинах и перестали больше пропадать"
Чужие товары. Вот если бы в 90-е настроили собственных современных заводов и завалили полки своими товарами, вот тогда было бы чем хвалиться. А так полная липа с полным развалом всего и вся.


vvb70 03 сентября 2012 | 09:36

Да Ельцин разрушил империю, а это хорошо или плохо ? Ведь эта империя устояла во второй мировой войне, когда против её выступила половина мира. А разрушили в шкурных интересах. Теперь у нас как во Франции выходцы из колоний безобразят в столицах метрополий, и русские в постсоветских республиках стали лишними. Может для начала нужно было только прекратить поддерживать "братские" страны соцлагеря, которые после распада СССР тут же переметнулись в противоположный лагерь ?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире