На прошедшей неделе сразу несколько американских и европейских газет и журналов обсуждали проблему повышения уровня Мирового океана.
Похоже – не напрасно, так как важно для огромного числа людей на всей планете. И для России тоже.

Ниже – несколько фактов.
Основанных на точных измерениях:

– С конца ХIХ века средний уровень океана поднялся на 20 см.
При этом в конце ХХ века уровень повышался на 2,5 см в десятилетие.

– В порту Нью-Йорка за 150 лет уровень океана поднялся на 37,5 см ( на 15 см – за последние 50 лет).

– Средняя высота волн в последние десятилетия увеличивается в Пацифике в среднем на 10 см в год, в Атлантике – на 2 см в год.

– Скорость сползания гренландских ледников в океан за последние 10 лет увеличилась в 2-3 раза.

– Число образующихся у берегов Гренландии айсбергов сейчас в несколько раз выше, чем 20 лет назад.

– Температура на поверхности Гренландии (и, что важно, – глубинных вод фьордов, куда сползают ледники) заметно увеличилась с 90-х гг.

Для Антарктики нет таких точных наблюдений, как для Гренландии, но нет оснований исключать, что и там идут похожие процессы.
Все это – лишь малая часть фактов, говорящих о том, что уровень Мирового океана поднимается быстрее, чем предсказывали модели, положенные в основу расчетов ООН 2007 года (на 30 см к концу ХХI века).

Пересчет по новым данным возможного увеличения поступления дополнительной воды из ледников Гренландии и Антарктики дает диапазон вероятного повышения уровням Мирового океана к концу столетия в 76–198 см (с большей вероятностью – на 92–152 см).
Официальные прогнозы штата Нью-Йорк – подъем на 122 см за следующие 70 лет.

Уровень Мирового океана был стабильным на протяжении всей истории цивилизации (десятки тысяч лет назад он менялся на десятки метров, но тогда в прибрежной зоне не было человека).
Небывалый в истории человечества подъем Мирового океана означает, что Шанхай, Лондон, Санкт-Петербург, Каир, Бангок, Венеция и многие другие города, построенные на осадочных (а не на скальных материковых как Нью-Йорк, Владивосток и др.) породах будут разрушительно подтоплены. Возникает вопрос о самом существовании Бангладеш и ряда других стран, не говоря уже о гибели миллионов га сельскохозяйственных земель, засолении почв и утрате множества пресноводных водоемов.

20 лет назад я был председателем комиссии Академии наук по Ленинградской дамбе, и у нас были расчеты, что подъем среднего уровня даже на 10 см вызовет устойчивое опасное подтопление территории Санкт-Петербурга на несколько километров от моря.
В свете последних данных о подъеме среднего уровня Мирового океана надо уже сегодня, во-первых, разрабатывать мероприятия по защите Санкт-Петербурга.
Во-вторых, надо учитывать это неотвратимо надвигающееся бедствие в планах освоения всех прибрежных территории России.

Комментарии

42

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


snvnatal 16 ноября 2010 | 10:49

Но это по барабану застройщикам Петербурга. Они ломят дикие цены за свои неотделанные клетки. На самом деле их цена -копейки в связи с повышением уровня океана. Оттуда бежать надо, а они продают квартиры по 5 миллионов.


gourmand 16 ноября 2010 | 10:54

Прям совсем-совсем неотвратимое? Это мы натворили? Или просто время пришло (10 000 лет стукнуло) и надо подождать немного (ещё 10 000 лет) и всё вернётся обратно?

Ждёт ли нас голод? Ртов-то меньше не становится, а земельки пахотной всё меньше и меньше.

Не собираются ли жители Бангладеша к нам, в Сибирь ?

Извините, что так много вопросов, но уж больно новость тревожная.


16 ноября 2010 | 12:40

http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2006/dirty_bomb


Впервые об этом зловещем месте я услышал в декабре 1991 года. В редакцию питерской газеты, где я тогда работал пришел Георгий Бронзов, капитан II ранга запаса. До того, как его «ушли» в запас, он служил в воинской части в Гатчине, которая отвечала за радиационную и химическую безопасность всего ВМФ.

- До августа 1991 года, пока не рухнул КГБ, говорить о тех вещах, которые я знаю, было очень опасно. Сейчас мне терять уже нечего. А главное, - говорил он, - если не раскрыть эти секреты, атомные ведомства и дальше будут скрывать факты заражения огромных объемов земли радионуклидами. Могут постараться замести следы по-тихому, переоблучая бесправных, необученных солдат и матросов. В Чернобыле их называли «биороботами».

Слушал я долгий рассказ Бронзова не без сомнений. По его словам выходило, что чуть ли не в центре Ленинграда – на Шкиперском протоке, на территории НИИ ВМФ, работавшего с химическим оружием, засекреченные ученые, работу которых курировал всемогущий Лаврентий Берия, разрабатывали мощное, дешевое оружие массового поражения - боевые радиоактивные вещества. Отработанное в реакторах топливо, содержащее десятки смертельно опасных радионуклидов, переводили в жидкое состояние. А потом взрывали, чтобы этим радиоактивным туманом поразить живую силу противника. В совсекретной лаборатории на Шкиперском протоке кроликов и собак обрабатывали жидкими радиоактивными растворами. Чтобы проверить их смертоносность. Была там и так называемая горячая камера для работы с мощными альфа - источниками. Погибших животных хоронили тут же. Радиоактивные растворы сливали в спецканализацию, которая выходила в Финский залив. А иногда и в ямы, которые потом заливали жидким бетоном. Сейчас эту территорию никто не охраняет, забор в дырках, народ летом валяется на травке, и получает очень серьезные дозы излучения.

Такие же работы вели и на берегу Финского залива у поселка Приветнинское, рядом с полуразрушенным фортом Ино. Там полно каких-то засыпанных галькой колодцев, бетонных могильников, радиоактивность в кустах и деревьях, и ползет к Финскому заливу. И, наверняка, проникла глубоко в землю, потому что вся гидрология нарушена из-за казематов форта, которые уходят в землю на глубину 20 метров. А взрывали бомбы с радиоактивными веществами на каких-то островах в Ладожском озере. И рядом с одним из этих островов военные бросили на мелководье заполненный радиоактивными помоями бывший немецкий миноносец.

Скепсис мой был вызван тем, что с началом перестройки в редакциях газет стали частенько появляться люди, сообщавшие, что у них в квартире стоят бидоны с химическим оружием. А над Финским заливом летают американские бомбардировщики, которые вот-вот скинут ядерную бомбу и цунами накроет Питер.

Что КГБ постоянно облучает их психотронным оружием, которое установлено в комнате у соседа.

В мае следующего года я впервые попал на Шкиперку. Именно так ее называл Бронзов. У невысокого, покосившегося деревянного забора остановился, пригляделся. Все было именно так, как и рассказывал капитан II ранга. Забор – дыра на дыре, над ним мясистые, будто пельмени листья тополей. За забором два желтых, заброшенных здания. Прислушался – никаких звуков, кроме восторженного чириканья воробьев. Бывшую секретную лабораторию все это напоминало мало.
Подтвердить рассказ капитана II ранга мог только дозиметр. К счастью, у меня был дозиметр «Припять», которым можно было замерять не только гамма-излучение, но и бета. Я включил прибор и нырнул в дыру. Бронзов говорил, что листья кустов излучают бета-частицы. Массивных пней тополей было действительно много, из них не росли, а просто перли мощные побеги. Едва я приложил «Припять» к пучку листьев, как она зашлась в тревожном писке, а на экране высветилась цифра, на которую я долго смотрел в полном ошалении. 30 тысяч бета-частиц. По нормам радиационной безопасности никакие это не листья, а твердые радиоактивные отходы. И место им в бетонном могильнике.


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:19

Про Шкиперку много сведений - в се совпадает с описанным Вами.
Про форт Ино я не знал/ Буду иметь ввиду.


16 ноября 2010 | 20:49

До 1985 проводились экспериментальные взрывные работы на натур. макетах ВНИИЭФ совместно с ВМФ..

http://flot.com/science/sor2.htm


16 ноября 2010 | 17:46

А где в Сибири, а особенно в Восточной Сибири, пахотная земля?


gourmand 16 ноября 2010 | 17:53

А где снимали Сибириаду? Там вроде была пашня.


16 ноября 2010 | 18:10

А Вы фильм пересмотрите. Болото там было, болото. Гать еще мужик через него строил. А Никита свет Сергеевич на вездеходе по этой гати катался


gourmand 16 ноября 2010 | 18:15

А колхоз где был? Там чудак-председатель всё жаловался, что его заставляют пшеницу сеять, а у него рожь родит! Фронту чёрного хлебушка хотел дать. Спутал фильмы видать ... Там ещё такой был скользкий тип, с немцами сотрудничал, а потом в руководство обкома пролез. Как раз не давал рожь сеять.


16 ноября 2010 | 18:20

Это "Вечный зов" по Анатюлию Иванову. Так там про юг Сибири - Новосибирская область, тоже зона рискованного земледелия.


gourmand 16 ноября 2010 | 18:30

Точно! Вечный зов! Спс. Ну и что, что юг. Сибирь? Сибирь! У них в Бангладеше тоже одни леса кругом и горы, ничего, пообвыкнутся, и гати проложат и рожь вспашут! В крайнем случае "будут лущить кедровые шишки и складывать их в ящики".


16 ноября 2010 | 19:00

Ага, заставишь их черняшку жрать, тем более, что у нас в Сибири, порой даже летом холодно в пальто!


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:15

В посте я нарочно не говорил об изменении климата - и чтобы не вызывать лишних эмоций, и потому что как ни назови- а процесс идет и очень опасный. И вобщем сейчас все равно - мы сделали или не мы, человеки. Инерция такая, что пока видится только ускорение, а никак не замедление подъема.
Голода не надо бояться - неподтопленных земель будет достаточно для обеспечения порядка 9 млрд людей пищей/ Но для этого надо говорить не об "устойчивом развитии" ( модная присказка многих политиков), а об о кризисном управлении биосферой.


16 ноября 2010 | 11:03

в научной статье даются ссылки на иных авторов
и приводятся не только результаты собственных исследований но и их методика (чтобы в любом месте иной человек мог их повторить)


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:17

Блог - не для научных статей а для трепа -это во первых/ Во вторых, неужели Вам лень нажать на выделенные слова, чтобы получить ссылку на источники? Они есть в моем посте.


severozapad 16 ноября 2010 | 11:27

Забавная "Пацифика" ( напомнила загадочную Швамбранию Кассиля )- это ,наверняка, регион Тихого океана (Pacific Ocean).
А в Питере вовсю планируют НАМЫВАТЬ территории ПЕРЕД дамбой у Сестрорецка и осваивать их.
Какая-то прям роковая страсть у питерской администрации - осваивать чуть ли не самые гиблые территории в городе ( Кукурузина им.Газпрома, намывной Морской порт на Васильевском и проч.).


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:26

Да, это Пацифика - так американцы и многие другие называют Тихий океан . А в посте речь идет о побережье штата Вашингтон. Там меряли высоту волн на протяжении многих лет.


yurabog 16 ноября 2010 | 11:49

Печально. У меня, вообще-то, есть сомнения в необходимости "освоения" чего-либо. Просьба к специалистам высказаться вот о чем. Не только у меня есть ощущение, что надо всерьез заняться регулированием рождаемости в масштабах планеты. (Эту идею высказывал, в частности, Гавриил Попов.) Чисто практически, мне кажется, можно было бы начать обсуждение вопроса о том, чтобы законодательно на уровне ООН запретить рожать больше чем по 2 (два) ребенка на одну женщину. ВО ВСЕМ МИРЕ. В трехкомнатной квартире могут жить и 2 человека, и 10, и, наверное, 100. Но нужно ли, чтобы жили 100? Кажется, старушка-Земля не выдерживает нагрузки. Если на футбольное поле запустить миллион кроликов - от травы на поле ничего не останется. В общем, есть ощущение, что мы "дошли до ручки".

И вот еще один вопрос. Ответьте, кто знает. Эта пресловутая погоня за чистоту воздуха в городах, за усложнение очистных выхлопных устройств автомобилей, дает ли это реальный результат? Поясню. Чтобы уменьшить вредность автомобильных выхлопов изобретают все новые и новые "примочки". Эти "примочки", способы, устройства где-то производятся. Следовательно где-то строят новые заводы, предприятия и т.п., которые пусть не в городе, но где-то в другом месте "коптят" аомосферу. Как выясняется, планета наша маленькая. Если завод построили в Китае, то все дерьмо, все равно, летит и к нам, и в другие страны, и на все полюса планеты. Есть ощущение, что технологическая гонка бессмысленна, ЕСЛИ не начать в рамках МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА обсуждать вопрос сокращения населения Земли.


drosselmeier 16 ноября 2010 | 12:13

Опа, приехали! Мировое правительство! Они такого могут наворочать... Но фактически они ни до чего не договорятся - как сейчас на саммите "20-ки". Так что "эконом-экуменизм" столь же беззубый, как и религиозный экуменизм.


yurabog 16 ноября 2010 | 12:29

Я не теоретик. Я практик. Мне по фигу, как что будет называться. Правительство, не правительство... Суть в том, на мой взгляд, что надо ГОРАЗДО БОЛЕЕ АКТИВНО обсуждать вопросы экологии и ПРИНИМАТЬ РЕАЛЬНЫЕ МЕРЫ. Не договорятся? Может, и так. Но тогда выход - только война. Не хотелось бы. Думаю, все-таки, надо большому количеству более-менее вменяемых людей в России и в других странах оторвать задницы от диванов, перестать искусственно, через телевидение и интернет, убегать от действительности и пойти разгребать разного рода дерьмо: политическое, экологическое и т.п.


16 ноября 2010 | 15:10

Ну у нас хотя бы этой проблемы нет :)
А если говорить серьёзно, то никакого мирового правительства не надо. Страны сами на это пойдут со временем, когда нечем будет кормить население.
Китай вон уже с успехом применяет вашу программу.
Так что всему своё время.


gourmand 16 ноября 2010 | 17:00

Ну Вы даёте вообще! Примитивизм какой-то! Проблема обглодана до самой косточки в сотнях фантастических и околофутурологических произведений. Все варианты и сценарии расписаны и описаны с такой детализацией, что мама не горюй!
Если Вас вообще интересует дальнейшая судьба человечества, начните с Артура Кларка хотя бы "Конец детства" и "Город и звёзды", Саймака "Город", Азимова "Конец вечности" и т.д. и т.п.
Как надоест, переходите к "Сумме технологии" Лема.

Вы что от человечества хотите? Свернуть пространство по всем измерениям, ящик пива и остановить время? Сферу Дайсона хотите?! Я - нет.
С Вашими взглядами Вы кончите как в "Малыше": остаточная полуразумная деятельность по защите ребёнка.

А если вдруг зададитесь вопросом, куда людей деть, то почитайте Азимова "Стальные пещеры" и "Роботы и Империя".


drosselmeier 16 ноября 2010 | 11:56

Петербург - это особая песня, Петр Первый волюнтаристски построил его в таком месте Финского залива, где подъем воды самый высокий - так что 4.20 м во время наводнения 1824 года - ништяк по сравнению с возможными там 5 и даже 6 метрами:(. Не далее как сегодня там возможно наводнение:(. Так что Питер надо спасать по-любому, независимо от колебания уровня Мирового океана.


16 ноября 2010 | 13:35

А может быть не стоит спасать Петербург? Построен Петром волюнтаристски, на костях людей, в топи болот. Гиблое это место. Проклятое. Даже питерские на Москву оттуда выползли и заполонили Россию.

Вердикт: топить.:))


sergey53 16 ноября 2010 | 16:40

А Валентина Ивановна?


nevernight 16 ноября 2010 | 17:02

ой а Париж переживший кучу смут и несколько революций, тоже в крови топился не раз, давайте и его утопим, а заодно все большие города мира)


omichka 16 ноября 2010 | 12:30

Опять та же песня. Человек не может даже ни изменить скорость ветра, ни повлиять на осадки (игрушки над Москвой - не в счет). Но повлиять на геологические процессы - пожалуйста! "Дай порулить!"


tri1 16 ноября 2010 | 12:57

я одного не понимаю, допустим вода в мировом океане поднимается, а реки с озерцами куда деваются?! я помню были озёра куда мы с пацанами головой прыгали, а сейчас там вообще воды нет, или по колено в лучшем случае, я уж не говорю о маленьких речках, те вообще пересохли... мне-то всего по историческим меркам фигня лет( всего каких то сорок) и это я заметил своими глазами, а что будет через сто-двести лет? все реки пересохнут?


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:32

На равнине реки и ручьи пересыхают после того как уничтожают лесную растительность (и болота) на их водосборном бассейне.


tri1 17 ноября 2010 | 08:07

не могу спорить по этому поводу, но мне кажется это не совсем так, взять пойму волгоградской области, количество лесов даже увеличилось, потому что почти двадцать лет не обрабатываются бывшие колхозные и совхозные поля, а вода практически ушла, пересохли почти все маленькие речушки и озерки которые в пойме были в изобилии...


16 ноября 2010 | 13:50

Другие учёные говорят,что пик потепления прошёл,солнечная активность пошла на убыль.И в связи с этим ожидается похолодание климата на земле.
Так,что не надо паниковать.Всё нормализуется.


16 ноября 2010 | 14:09

При повышении температуры будет интенсивнее идти испарение и вся лишняя вода будет находиться в атмосфере. Постоянная облачность понизит темп. на поверхности земли и ледники опять увеличатся. Так что это саморегулирующаяся система, и нам волноваться не стоит.


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:35

Одна из главных причин повышения уровня Мирового океана - расширение воды при нагревании. Думаю что половина прошедшего за последний век повышения- за счет нагрева океана.


16 ноября 2010 | 14:45

Теперь понятен смысл строительства. Предусмотрительные люди.


apofig 16 ноября 2010 | 15:27

а таки шо Одессу тоже затопит?


sergey53 16 ноября 2010 | 16:13

Да шо Одессу, Сочи!


netcrawler2 16 ноября 2010 | 16:04

Интересно. Мне один дядя сказал, что с одной стороны глобальное потепление это выгодная группе лиц сказка, а с другой стороны - наоборот, реальность. Думаю, эта точка зрения ближе всего к истине.


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:42

А этот дядя не сказал КАКОЙ группе выгодна "сказка" о потеплении?
Зато я могу сказать кому выгодно не слушать предостережений ученых о потеплении- тем кто продает нефть, газ и уголь (источники парниковых газов).


16 ноября 2010 | 17:21

... Шанхай, Лондон, Санкт-Петербург, Каир, Бангок, Венеция и многие другие города... будут разрушительно подтоплены. Возникает вопрос о самом существовании Бангладеш и ряда других стран...

Этот замечательный сценарий несет радостную весть: тупые жрущие все подряд кролики утонут. Ну наконец-то! Чему быть - тому не миновать. Кто может - спасется. На все воля божья. Африка засохнет, Китай превратится в пустыню, Америку разрушат ураганы и торнадо, все островные государства превратятся в Атлантиду и Пасифию, что там еще по программе? Ах да, у нас наступит климатический рай, но мы к себе никого не пустим. Вот уж хрен им всем. Уфф... И у всех соседей, особенно поляков, все коровы сдохнут, полстраны утонет, а вторая половина высохнет. И никакого перенаселения, никакой продовольственной помощи. Ни-ко-му.

Вот зачем кукурузина в Питере нужна. Дед Мазай приплывет и снимет :)

Может, хватит пугать? Это не наш вопрос. Мы щас примериваемся, как нам жизнь в трехмиллионниках организовать достойную и экологически чистую.


16 ноября 2010 | 17:57

Если кранты малой родине моей, что с Нидерландами делать? Страна ведь целая пропадет.


ayablokov 16 ноября 2010 | 20:45

Нидерланды - они небольшие и богатые: могут позволить себе отгородиться на какое то время.


16 ноября 2010 | 21:09

Это какой же высоты им дамбы строить придется, у них и так почти вся береговая линия ниже уровня моря.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире