y_kanner

Юрий Каннер

20 мая 2016

F

В Израиле политическая сенсация: неожиданная и драматическая перетасовка в правительстве. Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом Израиль», которую ошибочно, но не без оснований называют «русской», займет пост министра обороны.

Дело не только в том, что впервые в истории страны оборонное ведомство возглавит выходец из бывшего СССР (русские евреи на этом посту были, а советские – никогда). А в том прежде всего, что вторым лицом в правительстве становится один из самых резких критиков премьер-министра, председатель оппозиционной партии. Всего два дня назад это было так.

Никто не ожидал такого поворота. Разве что кроме меня.

Всего три недели назад Либерман был почетным гостем организованных Российским еврейским конгрессом «Маршаковских чтений» в Иерусалиме. Он произвел там фурор: прочел Маршака на идише. Это язык европейских евреев, после Катастрофы почти вышедший из широкого употребления. Но на нем говорили в моем детстве в моем доме, как и в доме Либермана, и в доме Маршака. Приверженность ему сегодня – знак особой принадлежности к корням.

«Мистер Твистер, гевезенер министер…» Довольно неожиданно было услышать это из уст бывшего министра иностранных дел Израиля на публичном мероприятии. И в зале, наполненном интеллектуальной элитой русского Израиля, это восприняли с воодушевлением. Бывшим Либерман не выглядел, хотя министром и не был.

Я конечно, не утверждаю, что для того, чтобы стать министром обороны в Израиле, надо уметь, хотеть и сметь читать Маршака на идише. Но факт, что это произошло. И мне чрезвычайно нравится, что израильскими генералами будет теперь командовать человек, говорящий по-русски, на идише и читающий наизусть Маршака на обоих родных мне языках.

Хорошо ли это для России? Убежден, что да. В бытность Либерамана министром иностранных дел отношения между нашими странами поднялись до небывало высокого уровня доверительности. Сегодня – из-за ситуации в Сирии – особенно важно взаимопонимание и уважительное сотрудничество в военной сфере. Не прошло и месяца после прошлой встречи Нетаньягу и Путина, а уже сообщают что в начале июня израильский премьер вновь посетит Москву. Значит, вопросы есть и есть формы их разрешения. Большая удача для обеих стран, что военное ведомство Израиля сейчас возглавит Либерман.

Празднование Дня Победы в Израиле было организовано по современному российскому стандарту: почетный строй совсем уже почтенных ветеранов и «бессмертные полки» прошли по всем крупным городам – муниципальные власти всячески содействовали торжествам. Участвовали в них не только выходцы из стран бывшего СССР, но и люди, чьи деды в те времена жили далеко от фронтов Второй мировой и Отечественной.

У граждан России и Израиля есть много общего на всех уровнях.

Вот и немецкая газета Der Tagesspiegel опубликовала статью о дружбе между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньягу. «Они уважают друг друга, нередко расходясь во мнениях: российского президента Владимира Путина и израильского премьер-министра Биньямина Нетаньягу связывает мужская дружба», – это прямая цитата.

Я имел возможность общаться с обоими лидерами. И слышал, что они тепло отзываются друг о друге, отмечая целеустремлённость, уравновешенность и склонность разрешать неудобные ситуации шуткой, а не истерикой. Прошли те времена, когда вспыльчивость и непредсказуемость считались необходимыми атрибутами власти.

Возможна ли дружба между Путиным и Нетаньягу? В других условиях – несомненно, они почти ровесники, но дружба – это всё-таки «пуд соли» в неформальной обстановке. Я бы говорил скорее о взаимной симпатии и комфортном общении. Что неудивительно – Нетаньягу вырос в семье выходцев из Российской империи, его отец – известный историк (фундаментальный труд Бенциона Нетаньягу об испанской инквизиции недавно был переведён на русский язык), работавший секретарём у родоначальника современного сионизма Зеева (Владимира) Жаботинского. И он, и Путин – родом из одного ментального пространства, они понимают друг друга лучше, чем представителей немецкой, англосаксонской или китайской цивилизации.

И это хорошо – столкновение российских и израильских интересов на Ближнем Востоке чревато неприятностями для всех. А мы видим, что разногласия преодолены, идёт активный обмен информацией и координация действий в борьбе с терроризмом.

Как стало известно, Нетаньягу в июне вновь посетит Россию.

У многих в Европе это сближение двух стран и их лидеров вызывает раздражение. Сегодня и Россия, и Израиль – мишени для одних и тех же информационных пушек. И для заряжающих эти пушки взаимопонимание между Путиным и Нетаньягу – кость в горле.

Российский политолог Вячеслав Никонов вышел на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего дедушки — Вячеслава Молотова, практически второго после Сталина человека в СССР, председателя Совнаркома с 1930-го по 1941 год. Эта фамилия вошла в мировую историю по названию пакта Молотова-Риббентропа, который фашистская Германия нарушила 22 июня 1941 года, «вероломно» напав на СССР. Коммунистический фанатизм Молотова, его политическая недальновидность и панический страх перед «отцом народов» стали одной из причин провала обороны и колоссальных человеческих жертв летом и осенью сорок первого года. А ещё Молотов вошел в историю многих тысяч советских семей как человек, подписавший расстрельные приговоры их родственникам — на его кровавом счету 372 таких списка, больше, чем у Сталина и вообще чем у кого бы то ни было из его «соратников».

Известно, что у Вячеслава Никонова была бабушка по той же линии — жена Молотова, Полина Жемчужина, Народный комиссар рыбной промышленности СССР, член Еврейского антифашистского комитета, награжденная орденом Трудового Красного Знамени. ЕАК за годы войны собрал для советских вооруженных сил 33 миллиона долларов, а также другую помощь: машины, медицинское оборудование, одежду. Деятельность ЕАК способствовала открытию Второго фронта. После войны Сталин, как известно, расправился с евреями-антифашистами. «Под раздачу» попала и Полина Жемчужина, проведшая в ссылке в Кустанайском крае 4 года, и освобождённая только после смерти тирана. В застенках НКВД погибли её брат и сестра.

Портрет бабушки Никонов с собой на акцию не взял. Почему? Может быть, Никонов считает, что стране нужны именно такие герои, как Молотов, прозванный соратниками еще на заре карьеры «железной задницей» за усидчивость и абсолютную верность инструкциям?

Вокруг Никонова люди несли сотни тысяч портретов героев войны. Сколько из них погибли по вине Молотова? У скольких из них близкие сгинули в лагерях? Разве место Молотова в строю «Бессмертного полка»? А что дальше? В следующий раз кто-то из потомков понесёт портреты Лаврентия Берии или генерала-палача Василия Блохина, лично расстрелявшего Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля и еще более десяти тысяч человек? Я считаю, что Никонов своими действиями оскорбил реальных героев, не щадивших жизни ради Родины. Реабилитация палачей недопустима. Отношения между ними и жертвами не выяснены до сих пор, объективная оценка действиям советских руководителей тех времен не дана.

Будущее зависит от того, на каких предков мы будем равняться. И горе нам, если это будет Молотов.

Как у северных народов есть множество слов, обозначающих разные виды снега, так у евреев есть много названий для счастья. Например, в идиш есть слово «нахес». Опытные языковеды переводят его на русский как «тихая радость от детей или внуков».

Писатель с мировым именем Людмила Улицкая специально прилетела в Москву из Италии на один день, чтобы получить «нахес» от чужих детей, участников и победителей конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век».

И получила от неизвестных молодчиков зелёнкой в лицо.

Какие-то отморозки устроили псевдопатриотический шабаш возле Дома кино, где проходила церемония, кричали гадости и оскорбления детям и учителям, кидались сырыми яйцами. Один из них заявил журналистам, что они «изгоняют бесов из еврейских детей». Хотя церемония никакого отношения к еврейской общине не имела и была организована обществом «Мемориал».

Вообще, уровень высказываний участников акции таков, что сразу видно дешёвых бездельников, перебивающихся случайными заработками на бутылку. Интересно только, кто организовал и оплатил этот «банкет» в рабочее время.

Что должно быть в головах у людей, напавших на детей, занимающихся наукой? Считающих их евреями только потому, что они отличники?

Один из моих внуков победил на всероссийской олимпиаде по химии, внучка стала чемпионкой США по фигурному катанию. Это мой «нахес» от еврейских детей, и никаким псевдопатриотам его не испортить.

Я уверен, что и Улицкая от всего сердца порадовалась за прекрасное подрастающее поколение.

Недавно группа академиков РАН выступила с заявлением о концепции основ культурной политики РФ, резко критикуя лежащий в её основе постулат «Россия не Европа».

Удивительно, что на фоне глобализации экономики и развития интернета из глубин истории достаётся ветхая парадигма «западники — славянофилы». Профессиональная дискуссия о месте России в стремительно меняющемся мире подменяется директивой зарыть голову в песок.

Даже в СССР в худшие времена железного занавеса образование было европейским — и техническое, и гуманитарное. Искусство развивалось в европейской традиции. Да и сама Октябрьская революция считалась преемницей Великой французской.

Мы выросли европейцами — мутировавшими, непривычными для Запада, но общие культурные коды находились мгновенно.

На одной из наших встреч премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал, что миллион выходцев из стран бывшего СССР окончательно сделали Израиль европейской страной.

История еврейской эмиграции из России наглядно демонстрирует, что «русские евреи» (в том же Израиле их называют просто «русские») во всём мире проявляли свою русскую культуру как важную часть общей европейской культуры — в этом секрет их успешной интеграции. Это относится вообще ко всем уехавшим из России, независимо от национальности.

Россия не должна отторгать свою европейскость, наоборот. Российский тип европейскости оказался очень эффективным и востребованным во всем мире. Только бы он не проиграл самоубийственной российской азиатчине.

Первый фильм трилогии Леонида Парфёнова и Сергея Нурмамеда «Русские евреи» — «До революции» — произвел на меня огромное впечатление. Я сам еврей из «местечка» и всю жизнь интересуюсь тем, как уникальная культура российской «черты оседлости», вынесенная в окружающий мир, дала всходы, кардинально изменившие жизнь на планете. Как народ, веками скитавшийся вдали от исторической родины, оказал несоизмеримое со своей численностью влияние на культуру, науку и политическую жизнь всей планеты.

Парфенов и Нурмамед — оба неевреи, рассматривают этот феномен глазами непредвзятых современных людей, абсолютно лишенных каких-либо ксенофобских предрассудков.

Излишне говорить, что они — мастера высочайшего уровня, и с художественной точки зрения фильм сделан виртуозно. Исторические герои оживают на своих портретах, в художественных эпизодах точно воссоздана атмосфера прошлых лет.

Авторы, предваряя предпремьерный показ, просили в конце фильма воздержаться от аплодисментов (никто, правда, их не послушался) и задавать острые вопросы.

Вопросы были и, я думаю, будут ещё. Историей, а особенно историей «русско-еврейских» отношений интересуются множество людей. И мне хотелось бы, чтобы дискуссия вокруг этой темы была компетентной и дружелюбной, – уровень антисемитизма в сегодняшнем российском обществе это позволяет.

Недавно по Первому каналу была передача о донорах костного мозга и тех, кого они спасли. Все реципиенты постепенно стали похожи на доноров и внешне, и даже манерой поведения…

Легендарный глава израильской разведки Моссад Меир Даган, умерший в прошлом месяце, тоже завещал свои органы для пересадки. Это противоречит еврейской традиции, но Даган, которому самому пересадили печень, считал, что спасение жизней важнее.

Он с 18 лет служил в армии, в десанте, принимал участие в большинстве военных столкновений в ходе арабо-израильского конфликта. Участвовал в боях на Синайском полуострове и на Голанских высотах, был награждён «Медалью за отвагу». Организовал и командовал первым в мире антитеррористическим подразделением «Римон».

Работал начальником Оперативного отдела Оперативного управления Генштаба ЦАХАЛа и начальником антитеррористического отдела при канцелярии премьер-министра Израиля. И уже в новом веке — с 2002 года по 2011 — руководил Моссадом.

Представляете, что видели его глаза?

На этой неделе роговицы Меира Дагана были пересажены двум пациентам: 70-летней женщине и 81-летнему мужчине — в больнице «Ихилов». Оба сообщили, что уже могут даже читать.

Я думаю, теперь им снится что-то непостижимое.

Опубликован список J-100, имеющий в еврейском мире такой же статус, как «список Forbes» в мире бизнеса. Издающийся в Нью-Йорке журнал The Algemeiner включает в него тех, кто «оказал наибольшее позитивное влияние на еврейскую жизнь».

Я имел честь войти в него в 2013 году в номинации «общественные деятели», и это важный факт моей биографии — в других номинациях среди прочих были Биньямин Натаниягу, Стивен Спилберг, Уоррен Баффет.

В этом году в J-100 вошли такие известные в России люди, как Берл Лазар («религиозные деятели»), Евгений Кисин и Гарри Каспаров («деятели искусств») и, что стало сенсацией, Владимир Путин («государственные деятели»).

Для меня этот выбор бесспорен: отношения еврейских организаций в сфере их деятельности с федеральной властью и местными органами управления можно охарактеризовать словами «взаимопонимание» и «сотрудничество». Заслуга в этом лично президента несомненна.

Сирийский кризис показал, что у России и Израиля нет геополитических разногласий на Ближнем Востоке, и это подтолкнуло сотрудничество в самых разных областях экономики и науки. Очевидно, что без личного участия Путина не обошлось и здесь.

Возможно, не все из списка J-100 довольны соседством, часто его персоналии находятся друг к другу в оппозиции. Но отдадим должное его составителям — они объективны и не подвержены сиюминутной политической конъюнктуре.

Умер Имре Кертес – один из крупнейших европейских писателей XX века, бывший узник Освенцима и Бухенвальда, лауреат Нобелевской премии по литературе за 2002 год.

Чудом выжив в Катастрофе, он посвятил ей несколько романов, из которых русскоязычному читателю известны два: «Без судьбы» и «Кадиш по нерожденному ребенку».

Описывая невообразимый ужас произошедшего, Кертес исследовал прежде всего то, как человеческая психика преломляет, интерпретирует или вовсе стирает из памяти прошлое, не укладывающееся в голове. Прошлое, несовместимое с адекватным восприятием реальности.

И выводы его были неутешительны: Катастрофа может повториться, никто не застрахован от того, чтобы через самое короткое время превратиться из безобидного обывателя в невинную жертву или безжалостного палача.
Уроки не выучены в достаточной степени, оценки поставлены формально.

Голос Кертеса, долгое время подавляемый просоветским коммунистическим режимом Венгрии, в полную меру зазвучал лишь в 1990-е, и был услышан.

Его обсуждали, о нём спорили, его чествовали.

Европейская гуманистическая мысль потеряла одного из своих столпов, человека, масштаб которого трудно переоценить.

Светлая память, зихроно ле враха.

Только что еврейская община России весело отпраздновала Пурим, шокировав непричастных к празднику граждан карнавальными костюмами.

Но из израильской прессы я неожиданно узнал, что, оказывается, шокирована сама еврейская община.

Повод назван довольно странный: «кремлёвские власти» оставили без внимания протестное письмо главного раввина РФ Берла Лазара в связи с тем, что 9 марта Конституционный суд России официально признал законность извлечения органов из тел умерших для трансплантации без уведомления об этом родственников.

Этот закон основан на презумпции согласия. Любой человек, независимо от его религиозности, может написать отказ от трансплантации сам, и нарушить его нельзя.

Действительно, многие законы в светском государстве противоречат религиозным нормам и священнослужители пытаются их изменить.

Когда у них получается, происходит клерикализация страны, что и для моноконфессионального государства не всегда хорошо, а для многоконфессионального и вовсе бомба замедленного действия.

Шум, поднятый некоторыми израильскими журналистами, имеет понятную цель: тема антисемитизма в России всегда хорошо продаётся. Но в данном случае ни повода, ни причины для шума нет.

Реальный антисемитизм в России находится под постоянным мониторингом, тема находится под контролем гражданского общества и органов государственной власти. Большинство случаев фиксируются, и им даётся правовая оценка.

В эти дни Левада-центр по заказу РЕК заканчивает крупномасштабное исследование антисемитизма в России. Уже ясно, что уровень его в нашей стране снизился до самых низких за последние десятилетия величин. Чтобы всесторонне обсудить полученные в результате исследования данные, мы готовим представительную международную конференцию в Москве.

А по поводу использования органов умершего человека, хочу добавить, что лично я не против использования своих. Сознание, что можно помочь кому-то и после смерти, должно вдохновлять людей на здоровый образ жизни.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире