voitenko

Михаил Войтенко

23 июля 2015

F
И вообще все это отдает провокацией

Российские СМИ сообщают о задержании российскими пограничниками украинского танкера Смольный в водах Крыма:

У берегов Крыма задержан украинский танкер-призрак

Симферополь, 23 июля. Крыминформ. Пограничный сторожевой корабль «Изумруд» погрануправления ФСБ России 18 июля задержал в акватории Черного моря украинский танкер «Смольный», который занимался незаконной скупкой и продажей топлива в открытом море. Об этом сообщила пресс-служба пограничного управления ФСБ России по Республике Крым.

«Смольный», принадлежащий компании «Ювас-транс», с начала года порядка семи раз нарушал законодательство о государственной границе, без разрешения российских пограничников выходя в территориальные воды России для ведения своей деятельности. При осмотре оказалось, что на танкере нет капитана, а у экипажа из 10 человек отсутствует служебная документация и автоматизированная идентификационная система. «То есть корабль фактически являлся «призраком», невидимым для государственных контролирующих органов», — сообщили в пресс-службе.

Танкер перевозил 1 тыс тонн мазута и 160 тонн дизельного топлива без документов. Судно арестовано и доставлено в порт Керчи. Его владельцу грозит штраф более 3 млн руб.


Наличие украинского флага в данном случае не делает танкер украинским – им владеет и оперирует компания, базирующаяся в Керчи. Кстати заметить, с точки зрения международного права и статуса Крыма арест судна в водах Крыма российскими пограничниками, это нонсенс и противоправное деяние.

Но уж если арестовали, то хоть сообщите, что к Украине в настоящее время этот танкер не имеет никакого отношения, как и она к нему.

Сообщается о владельце танкера, компании UVAS-TRANS LTD. Это компания, базирующаяся в Керчи по адресу Свердлова, 49. Этот же владелец указан и во всех международных базах данных и справочниках по судоходству. uvas-trans.com это его сайт, где даются в все данные по танкеру-снабженцу. Автоматическая система идентификации AIS танкера отключена приблизительно с конца ноября 2013 года. Танкер работал и работает на керченскую компанию. Скорее всего, он часто заходит в украинские порты, и вся эта возня с AIS и документами устроена для того, чтобы не быть арестованным, и даже возможно, конфискованным, в портах Украины, как того требует украинское законодательство. Заявление пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Республике Крым с начала года порядка семи раз нарушал законодательство о государственной границе, без разрешения российских пограничников выходя в территориальные воды России для ведения своей деятельности иначе, как идиотским, не назовешь – что за «выход в терводы» судна, которое базируется на Керчь? Какими водами кроме крымских может пользоваться базирующееся на Крым судно-снабженец, главная задача которого – снабжение судов, заходящих в крымские порты?

В работе танкера и его оператора наверное, были нарушения, но вместо четкого объяснения кто есть кто и почему танкер постоянно околачивается в крымских водах, решили сделать откровенную провокацию, основанную на полуправде, полу-лжи.

Судно зарегистрировано под флагом Украины задолго до приватизации Крыма Россией, и оно такое не одно, многие крымские судовладельцы не меняют регистрацию, и на то есть целый ряд причин. Время от времени в крымские порты заходят грузовые суда украинских компаний под украинским флагом, на время захода отключая AIS, чтобы не вычислили и потом не наказали. Отключают AIS и другие суда, среди них турецкие, греческие и т.д. Никому не хочется попасть под раздачу, если поймают.

Сколько же их, извращенцев этих!

В Сингапуре в настоящее время проходят какие-то там по счету Морские Игры, Sea Games, в которых участвуют страны Южно-Китайского моря (за исключением Китая). Таиланд вроде как побеждает по медалям, в стране восторг и ликование, но не о том речь, спорт лично мне неинтересен. Тут о другом. Художественная гимнастка из Малайзии завоевала на этих играх очередную медаль, шестую по счету. Она звезда художественной гимнастики Малайзии. И вот после этой своей очередной победы она получила от родины горячий привет в виде осуждения ее поведения, оскорбляющего религию и верующих. Малайзия почти полностью мусульманская страна. Оскорбились конечно, мусульмане. Отдадим должное Малайзии, в защиту гимнастки выступили очень много малайцев, таких же верующих, как те, кто оскорбился внешним видом девушки. Чем же они оскорбились? Они усмотрели на фото и видео ее выступления, что ее купальник в известном месте принял очертания одной ее интимной части тела.

Это каким надо быть извращенцем, чтобы в лупу или телескоп рассматривать фото и видео, и искать между ног девушки, в складках ее купальника, отпечатки преступных частей тела?

А в России запретят на профессиональном ринге девушек в бикини, объявляющих следующий раунд. Тоже оскорбление чувств и веры.
Меня от одного слова «религия» уже пучит, как от слов «депутат» или «Госдума». Потому что непременно ждешь какой-нибудь очередной гнусной гадости, очередного запрета. Ваши, запретители, хари, это одно сплошное оскорбление человека, человечности и тех религий, которые вы типа как защищаете. Так ведь не только верующие оскорбляются! Крайне обидчивыми стали розовые, красные, коричневые и черные расцветки политического спектра. Люди доброй воли, те, которые за все хорошее против всего плохого, тоже распихивая других, лезут в очередь торопящихся на что-нибудь обидеться и ужасно оскорбиться.

Сколько же их, извращенцев этих! Стремящихся под прикрытием демагогии, крикливых лозунгов и совершенно мракобесных постулатов каких-то там вер запретить нам говорить и думать что хотим, смотреть что хотим, читать что хотим, жить как хотим. И как им рады государства и всякие «лидеры нации»! Быдло в стойле – вот их мечта. Лучшие помощники – вот те самые, кого выше перечислил. Ищущие между ног запретное.

На фото эта девушка, Фарах Анн Абдул Хади (Farah Ann Abdul Hadi).

2325436

Круизный речной пассажирский лайнер «Звезда Востока» опрокинулся около 21:28 (пекинское время) 1 июня на реке Янцзы в районе Хубей, следуя из Нанкин вверх по реке в город Чунцин. На борту судна находились 458 человек, в том числе 405 туристов, 5 сотрудников туркомпании и 47 членов экипажа.

Само судно современное, длина 76.5 метра, ширина 11 метров, максимальная вместимость 534 пассажира, в 1-но, 2-х и 3-х местных каютах. Большинство туристов — пожилые китайцы.

2319442

На 08:00 (московское время) 2 июня, по разным данным, спасено от 13 до 20 человек, и судя по обрывочным сообщениям с места события, внутри судна есть еще живые. Речь идет о максимум десятках тех, кто пока жив благодаря воздушным мешках в помещениях, находящихся под водой. Не существует таких средств, которые смогли бы выдернуть судно из воды или поставить его на ровный киль. Спасательные возможности крайне ограничены – или пытаться извлечь пока еще живых с помощью водолазов, что крайне тяжело и опасно, в том числе для водолазов, или, если помещению какой-то частью выступает над водой, вырезать отверстия. Спасут, если спасут, единицы. Опрокидывание — это самое страшное, что может произойти с судном, особенно пассажирским. Шансы на спасение минимальны.

Судно опрокинулось вверх днищем, днище выступает на поверхности. Скорее всего, надстройка судна опирается на грунт, глубина слишком маленькая (до 15 метров), чтобы судно полностью затонуло. Но не исключено, что судно после опрокидывания осталось на плаву вверх днищем, и было отбуксировано на мелководье, если судить по фотографиям с места трагедии.
Капитан и старший механик лайнера спаслись, и согласно показаниям капитана, причиной опрокидывания стал сильный ветер, который в СМИ называют то циклоном, то ураганом, то торнадо.

Налицо прямая аналогия с трагедией российского речного круизного лайнера «Булгария». Причины трагедии «Звезды Востока», скорее всего, те же, что и причины трагедии «Булгарии». Недостаточная остойчивость и маневрирование в плохих погодных условиях без учета недостаточной остойчивости. Капитан и старший механик, вне всяких сомнений, ответственны за то, что случилось. Даже если остойчивость была недостаточной не по их вине, даже если, предположим, она была недостаточной изначально, конструктивно, они все равно обязаны были об этом знать и действовать соответственно.

Новость о захвате стражами Исламской революции Ирана контейнеровоза Maersk Tigris в Ормузском проливе стала одной из главных мировых новостей, захват уже вызвал рост стоимости нефти, хотя и не столь резкий, как некоторым хотелось бы.

Судно было перехвачено военно-морскими силами доблестного Корпуса около 09:00 Гринвич 28 апреля, между островами Qeshm и Hormuz. Контейнеровоз успел сообщить, чтобы он был остановлен предупредительным огнем впереди по курсу, и его заставили следовать в иранские воды. Контейнеровоз направили в Бандар-Аббас. Он следовал из Джедда, Саудовская Аравия, в Джебель-Али, ОАЭ. Экипаж 24 человека, по состоянию на конец марта в составе экипажа числились 13 бирманцев, 6 румын, 1 гражданин РФ и 1 Украины.

Контейнеровоз поставили на якорь на рейде Бандар-Аббас, на 0600 Московское время 30 апреля он находился в прежнем положении.

Проход судами Ормузского пролива регулируется международным морским правом, Maersk Tigris не нарушал каких-либо правил или требований. Иран поспешил объяснить захват судна, с немотивированным применением силы, какими-то коммерческими претензиями к владельцу или оператору – тут есть неясности. Судном владеет сингапурское отделение известной немецкой компании Rickmers, оно находится в чартере у еще более известной компании, крупнейшего в мире контейнерного перевозчика, датской Maersk. В Тегеране суд вынес решение, и этого, по мнению Ирана, достаточно. У частной иранской компании есть претензии к… кому, какой именно компании? Maersk или Rickmers? И что это за решение такое?

Международная практика решения коммерческих споров в судоходстве разработана давным-давно. Судно компании, признанной виновной, может быть арестовано в порту страны, где было вынесено такое решение, или в портах других стран, соблюдающих соответствующие соглашения, по запросу. Необязательно, чтобы судно было именно тем, которое фигурировало в деле, можно арестовать и равноценное. Бывает, ВМС или Береговая Охрана перехватывают судно, сбежавшее из-под уже наложенного ареста, бывает даже, что его перехватывают уже в международных водах (как недавно произошло в Индии), хотя последнее и весьма спорно с точки зрения международного права. Но вот перехвата судна, мирно идущего водами с правом свободного прохода, по какому-то загадочному иску, вообще-то не бывает. Иран создал прецедент. Захват Maersk Tigris откровенно похож на пиратский акт, или провокацию, он был противозаконным.

Спрашивается, зачем?

Возможно, это личная инициатива Корпуса, решившего таким образом напомнить о себе не то миру, не то кому-то в Тегеране. Возможно, впрочем, что это провокация Тегерана, а Корпус стал исполнителем. Провокация в отместку за события в Йемене. Судно, не забудем, шло из Саудовской Аравии в ОАЭ. Чего именно Тегеран желает этой провокацией добиться, шайтан его знает. Больше похоже на инициативу Корпуса, а Тегерану остается теперь лишь пытаться сохранить лицо и что-то такое членораздельное придумать.

Не знаю, как в чем другом, а вот в части судоходства и событий вокруг него у Ирана есть любопытные особенности. Мировым СМИ хорошо известны иранские официальные или полуофициальные СМИ вроде Fars. Я с их продукцией применительно к судоходству знаком, и не перестаю ей удивляться. Даже в случае с Maersk Tigris иранские СМИ ухитрились многое переврать. Они обозвали Maersk Tigris американским, и посадили на его борт экипаж из аж 34 человек, против реальных 24-х.

Но я знаю Fars и другие иранские СМИ и по другим примерам, которые лично мне совершенно непонятны. Вот уже скоро три года, как сомалийские пираты ушли так сказать, с горизонта. Их нет. Попыток захватов судов не фиксируется. Но это во всем мире. А вот иранские СМИ регулярно сообщают о неутихающей активности сомалийских пиратов. Интересно при этом, что пираты нападают исключительно на иранские торговые суда, и только тогда, когда рядом присутствуют корабли героического ВМФ Ирана. Корабли спасают торговые суда, пираты после жестокого боя, отстреливаясь из крупнокалиберных АК-47 с подствольными торпедометателями, позорно бегут, иранский флаг гордо реет в дыму и визге шальных снарядов, утверждая славу иранского оружия. Вот зачем так врать? Выдумывать то, чего не было вовсе? Не знаю. Это надо спросить у специалистов по распятым славянским мальчикам и польской Катыни, до сих пор считавшейся российской.

Мне кажется, история замнется, особого шума не будет. Контейнеровоз тихо отпустят. С Ормузским проливом не шутят. Если Иран войдет во вкус и начнет регулярно захватывать суда по решению тегеранского суда, то на него ведь может наехать азиатский паровой каток. 30 процентов мировой нефти, перевозимой судами, идет Ормузским проливом, и большая ее часть плывет в Китай, Корею и Японию. Корабли этих стран давно уже пасутся в водах Аравийского моря и Персидского залива. Официальная цель их присутствия, это борьба с пиратством. Реальная цель – военное присутствие в жизненно важном для физического существования этих стран регионе, то есть обеспечение беспрепятственного судоходства.

Повторяю, я не в силах понять Иран и некоторые родственные ему по силе духа и прочности духовных скреп страны. Я как многие, дурил в молодости так, что утром было мучительно стыдно за вечернее или ночное. Но с годами прошло. Не нравится мне превращаться в дурака и искателя дешевых приключений. А вот некоторым странам с годами это нравится все больше. Маразм, что ли, старческий? Впадение в детство? Кому территорию чужую оттяпать, по своему хотению, кому суда захватывать, кому выигрывать чемпионат мира по футболу в порыве сумасшедшей фантазии и безудержного вранья. Не понимаю.

Разгадка катастрофы БАТМ Дальний Восток доблестным Следственным Комитетом в изложении ТАСС уже пошла гулять по всему миру под одним и тем же хлестким заголовком: «Причины крушения траулера — жадность владельца и коррумпированность чиновников». СМИ всего мира на всех языках вопят слово в слово: «Причины крушения траулера — жадность владельца и коррумпированность чиновников». Мне тоже хочется вопить, но не от жадности владельца и коррумпированности чиновников, а от обреченности, от полного бессилия.

Что нам наговорил Маркин? Он еще раз, крайне ярко и убедительно, продемонстрировал полнейшую безграмотность Следственного Комитета. Именно СК выдвинул первоначально идею о столкновении с льдиной как главной причине гибели БАТМ. Эта версия была с ходу отвергнута всеми специалистами, там и льдов-то не было. Но СК держался за льдину до последнего. Затем резко сменил курс и взял за основу факты и версию профессионалов – судно опрокинулось, потому что остойчивость была недостаточной. СК не был бы СК, если бы не ухитрился извратить даже очевидное и не поставить все с ног на голову. СК, короче говоря, сообщил нам, что ему все ясно, и что нет в мире следствия, кроме следствия СК. То есть профессионального расследования ЧП категорически не будет.

Поясняю, почему заявление г-на Маркова с профессиональной точки зрения является полнейшим бредом, почему весь этот следственный шабаш делает выяснение истины невозможным.

Начну с мелочи: «И хозяин этого судна, судовладелец, и капитан знали, что в баках минимальное количество топлива, нарушена остойчивость траулера». Это та мелочь, которая профессионалам как железо по стеклу. Топливные баки есть в автомобилях г-н Маркина и следователей СК, а на судах топливные танки.

Мне писали и пишут рыбаки, в том числе люди, имевшие непосредственное отношение к БАТМ «Дальний Восток» и однотипным судам. Вырисовывается следующая картина – неприем забортной воды в топливные танки, из которых было израсходовано топливо, является распространенной практикой, вызванной дороговизной и трудностями сдачи замазученных вод на специальные танкеры или в специальные емкости на берегу. Это отрицательно сказывается на остойчивости, но при соблюдении определенных мер предосторожности не ведет к катастрофе.

Что-то есть, необходимо сделать, что должно выяснить расследование? Оно должно выяснить самое главное – была ли катастрофа неизбежностью вследствие порочной практики судовладельца и капитана, или это все-таки случайность, сочетание ряда неконтролируемых факторов? Работа в море — это риск. Работа рыбака – риск втройне. Аварии и катастрофы статистически неизбежны. Степень вины капитана и владельца может быть выяснена только по результатам профессионального расследования, а не по результатам заявлений СК и его «следствия». Был риск приемлем, или нет? Подробнее для интересующихся здесь:
«Катастрофа БАТМ Дальний Восток. Предварительный приговор».

СК уже заявил нам, что ему все ясно. Виновны жадность и коррумпированность. Тем самым он грубейшим образом исказил само понятие профессионального расследования, сделав невозможным главное, что требуется – установление истины и меры вины прежде всего капитана, потому что только капитан за все в ответе. Никто не имеет права ему приказывать, когда речь идет о безопасности.

Практика СК заниматься расследованиями сугубо техногенных катастроф, трудных для понимания даже профессионалам, та легкость, с которой СК находит виновных, уже исключает из расследования тех людей и те компании, чьи показания крайне важны. Я говорю о распространенной практике не заполнения порожних топливных танков. Необходимо собрать данные об этой практике, но кто, какой безумец, будет давать правдивые показания СК, зная, что за правду можно будет запросто угодить в тюрьму?

Г-н Маркин с праведным гневом говорит, что «Мы сегодня знаем, что на борту было большое количество иностранцев, что они работали там нелегально. Знаем, кто их привез и по каким каналам. Спасательных плавсредств на траулере было на 110 человек, а на борту было 132 человека. То есть, 22 человека были обречены».

Вместо истины или поисков истины нам выставляют обманку. Дело в том, что на этом судне могло быть шлюпок на 1100 человек, или не быть их вовсе, к спасению людей это не имело никакого отношения просто потому, что судно опрокинулось, то есть шлюпки нельзя было спустить на воду. СК спутал БАТМ Дальний Восток с Титаником, затонувшим из-за столкновения со столь полюбившейся СК льдиной. Титаник тонул на ровном киле, с достаточным запасом времени для спуска на воду шлюпок и посадкой в них людей. У судов, погибающих вследствие опрокидывания, нет возможности спустить шлюпки – физической возможности. Это даже первоклассник может понять, если нарисовать ему на бумаге. Кто-нибудь, нарисуйте г-ну Маркину на бумаге, что такое судно, лежащее на боку, где там шлюпки и как они выглядят.

Какая разница, было ли количество людей на борту штатным или превышало штатное расписание? Какое это имеет отношение к причинам катастрофы? Какая разница, была ли часть экипажа нелегалами или легалами? Нелегальный статус работника отрицательно влияет на остойчивость?

А вот что имеет отношение к рыбакам, и что действительно важно, так это причины, по которым суда имеют сложности со сдачей замазученных вод в портах РФ, славящихся на весь мир своей дороговизной и общим крайним безобразием, следствием огромного количества проверяющих инстанций и контролеров. Точно так же и проблема нелегалов – просто я смотрю на эту проблему с другой стороны, с прямо противоположной. Мне не интересен факт наличия нелегалов, мне интересно, почему они нелегалы. Может быть, дело не в жадности, а в законах?

Но все-таки, самое главное в том, что все эти ужасы про нехватку мест в шлюпках, про нелегалов и про жадность с коррупцией, не имеют никакого отношения к истине – к конкретным причинам гибели судна. Между прочим, жертвы Титаника не были напрасными. Его гибель произвела буквально революцию в безопасности мореплавания. А вот катастрофа БАТМ Дальний Восток, похоже, приведет к совершенно обратным результатам. Истины мы не узнаем, СК об этом уже позаботился. Говорится только об ужесточении правил, законов и контроля – а куда их больше ужесточать? Куда их больше увеличивать? Любое судно, грузовое или рыболовное, любой судовладелец в России нарушают законы, правила, наставления, инструкции и прочее – не могут не нарушать, ибо не только их количество превзошло всякие разумные пределы, но и сами они путаются между собой и противоречат друг другу. Если судовладелец перестанет работать и займется исключительно соответствием всем этим требованиям и законам, он все равно не сможет им соответствовать. Все равно приди к нему СК или что другое с «углубленной» проверкой, они найдут огрехи и скелеты в шкафу, и запросто смогут его посадить.

Новые ужесточения в связи с катастрофой Дальнего Востока не улучшат безопасность мореплавания и судов, они ее только ухудшат, потому что проверяемые и вечно виноватые рыбаки – те то есть, кто занят реальным делом, на чьи деньги существуют проверяющие, вынуждены будут как-то эти требования избегать и обходить, или уходить из отрасли. Чем больше обманов и самообманов, тем хуже безопасности. Тем хуже всем – вы что думаете, эти все проверки и контроли бесплатны и не сказываются на стоимости конечного продукта, рыбы? Это только СК у нас такой доблестный, не замеченный ни в жадности, ни в коррупции, ну вот ни разу ни замеченный. Все прочие замечены.

Боже, упаси от борьбы с коррупцией и жадностью методами СК. Не борьба нужна, а разумные законы. Не новые ужесточения, а отмена старых. Честная и прозрачная работа людей, которые производят ценности, а не потребляют их, сидя на шее у государства, должна быть выгодной. Выгодной, а не наказуемой.

Как же все это дешево и гнусно — жадность с коррупцией, проклятый капиталист, скрывающий тело жирное в утесах не то Кореи, не то Японии. Вся эта популистская, играющая на низменных инстинктах практика, вместо поисков истины и разумных законов. Кричи, бейся головой об стену – это Россия, брат. Когда-нибудь будет этому безумию конец, или нет?

P.S. Специально для тех комментаторов, кто бросится поливать меня грязью и защищать родной СК от происков пятой колонны — очень желаю вам попасть в жернова того монстра, который вы защищаете. И предсказываю ваши действия – вы, в безнадежности попыток найти правду и защиту, обратитесь за помощью к таким, как я. Я это уже не раз проходил, знаю. Анонимно меня поливает, а попадает в беду, и приходит ко мне. Здравствуй, родина.

В первые часы после известий о гибели траулера Дальний Восток я опубликовал у себя на Морском Бюллетене следующую новость:

«Гибель БАТМ Дальний Восток в Охотском море

МЧС Сахалин получил сообщение о гибели большого морозильного рыболовного траулера БАТМ Дальний Восток в 2339 мск 1 апреля в Охотском море. Судя по сообщениям, судно не успело подать сигнал бедствия, и возможно, сработали аварийные радиобуи. Последнее известное место по AIS на 1700 мск 1 апреля в точке 56 55N 150 26E (155 миль почти строго к югу от Магадана), с отметкой «прекратил движение». На борту находилось 130 человек, на 0600 мск 2 апреля нашли и подняли из воды 106 человек, из них 63 выживших и 43 погибших. В поисково-спасательной операции принимают участие все суда в районе, более 20-ти, а также вертолет Камчатской МЧС.

Внезапная гибель БАТМ объясняется в СМИ опрокидыванием или ударом о льдину. Последнее – удар о льдину – представляется крайне маловероятным, так как судно успело бы подать сигнал бедствия, да и айсбергов там нет, это Охотское море, а не Антарктида. Скорее всего, это опрокидывание, вызванное возможно, несколькими факторами, среди них наиболее вероятные неправильная балластировка и подъем трала.

БАТМ Дальний Восток, IMO 8730429, водоизмещение 5720 тонн, постройки флаг Россия, владелец ООО Магеллан, Южно-Сахалинск. Предыдущее имя Stende (переименован в Дальний Восток в 2014-м), на фото под предыдущим именем)».

2287324

Все последующие публикуемые СМИ новости, а также пресс-релизы МЧС, в общем, не изменили моего мнения по поводу причины катастрофы. Причиной стала, скорее всего, потеря остойчивости судна, а вот спусковым крючком стала выборка трала. Судно могло потерять остойчивость в результате каких-то обычных, рутинных действий экипажа, например перекачки топлива или балластных вод. Возможно, мостик (капитан) был о том предупрежден, но в горячке и азарте позабыл. Выборка тяжелого трала стала последней соломинкой, сломавшей спину верблюда – добавила то небольшое усилие, которое требовалось для полной потери остойчивости и опрокидывания.

Сама гибель судна говорит именно об опрокидывании – с судна даже не успел дать сигнал бедствия, в 99.9 из 100 это происходит именно из-за потери остойчивости. А опрокидывание судна в море (или на реке – вспомним Булгарию), это, пожалуй, самое страшное, что может произойти, т. к. у людей не остается ни времени, ни возможностей для спуска шлюпок или сбрасывания плотов, для одевания спасательных гидротермических костюмов, часто даже для того, чтобы выбраться из помещений на открытую палубу.

Самой невероятной версией считаю версию Следственного Комитета — о столкновении с льдиной. Столкновение — это пробоина, пробоина — это относительно медленное затопление помещений и самого судна, дающее достаточно времени для спасения. Крайне маловероятной представляется также версия о тяжелом трале, ставшем причиной опрокидывания – это не тот случай и не то судно. БАТМ Дальний Восток проектировался и строился в СССР для океанического рыболовства, то есть для максимально неблагоприятный условий. «Завалить» такое судно тяжелым тралом, даже если он был нештатно большим, невозможно, если не было сопутствующих обстоятельств, изначально малой остойчивости.

По-видимому, в непосредственной близости от БАТМ Дальний Восток находилось другие суда, занятые ловом или проходившие, чем и можно объяснить столь большое количество извлеченных из воды людей в столь короткий промежуток времени. При температуре воды, близкой к нулевой, у людей, оказавшихся в воде в обычной одежде (рабочей для верхней палубы или того, что было на человеке, находившемся в помещении), были считанные минуты на спасение. Переохлаждение в таких случаях становится самым страшным врагом. Если бы судов поблизости не оказалось, могли бы погибнуть все.

Погибший капитан в любом случае ответственен за катастрофу, на то он и капитан. Но обвинять, как уже пытаются, капитана в том, что его «неправильные действия» уже в ходе катастрофы привели к большому числу жертв, совершенно неверно и недопустимо. При опрокидывании, как при падении самолета с отвалившимся крылом, капитан или пилот уже бессильны.

Цена на нефть резко пошла вверх, вызвав здоровое оживление в российских СМИ. Рост стоимости нефти объясняется последними событиями в Йемене, поставившими страну на грань гражданской войны, и угрозой дестабилизации в регионе. Вот с этой угрозой как раз и не очень понятно. То есть с тем главными фактором или факторами, которые погнали вверх стоимость нефти. Как известно, Йемен добывает слишком мало нефти, чтобы оказывать какое-то заметное влияние на ее стоимость. О причине роста стоимости нефти взялись рассуждать ведущие нефтяные и политические аналитики. Гражданская война в Йемене не сможет серьезно, или вообще как-либо, угрожать добыче нефти в странах Персидского залива, на то она, в конце-концов, и гражданская. Ну да, не очень приятно иметь под боком соседа с гражданской войной внутри, но такому соседу не до агрессий и не до нападений на нефтяные промыслы. Йемен, собственно, и в мирном своем состоянии не радовал соседей процветанием и спокойствием, то есть ничего такого сокрушительного и обвального для нефти в факте беспорядков в Йемене нет. Тогда что именно столь негативно сказалось на ее стоимости?

Аналитики взялись придумывать причину, и наконец, придумали. Причина в том, что, как пишут Ведомости: «Участие стран Персидского залива в операции против повстанцев-хуситов, активизация военных действий вызывают опасения в безопасности каналов поставки ближневосточной нефти, сообщает Reuters.»

Bloomberg углубился в тему, и пояснил, что беспорядки в Йемене ставят под угрозу один из главных путей перевозок нефти Персидского залива, Баб-эль-Мандебский пролив (основной путь поставок нефти из стран Персидского залива в Европу). Мол, Хуситы начнут топить суда. Хорошо бы углубиться еще больше, и ответить на вопрос, зачем Хуситам это надо, и что им даст. А следом можно задать еще один вопрос — как именно они собираются это делать. Иран в свое время попытался перекрыть Ормузский пролив, и даже спалил ракетами пару танкеров, но пролив от того не закрылся. Йемен все-таки, не Иран. А Хуситы уже успели заявить, что препятствовать судоходству в Баб-эль-Мандебском проливе они никоим образом не собираются.

Bloomberg видимо, и сам почувствовал шаткость хуситской угрозы, и поэтому предложил еще одну — доброе старое пиратство. Мол, йеменцы займутся пиратством, а порты, находящиеся под контролем Хуситов, станут для них базой.

Тут можно только хихикнуть. Дело в том, что пиратство, аналогичные сомалийскому (захват судов и удержание их в плену до выплаты выкупа), не так просто, как кажется. Сомалийцы начали пошаливать еще в 90-х, а первые суда захватили в 2004-м. Пика сомалийское пиратство достигло в 2008-2010 годах, после чего резко пошло на спад. Не время и не место углубляться в детали, но захват крупнотоннажного судна и удержание его в плену далеко не такое простое технически дело, как кажется.

Есть несколько причин, по которым надежды на пиратов кажутся призрачными (почему «надежды» — ниже). Даже если предположить, что Хуситы охотно займутся пиратством, то результаты вряд ли окажутся хотя бы на уровне сомалийских, уж не говоря про что-то большее, способное реально помешать судоходство в проливе. Пролив небольшой, его куда легче контролировать, чем гигантскую территорию по сути, всей северной части Индийского океана. Военных в регионе пруд пруди, потому что операция НАТО и ЕС «Аталанта», направленная против уже несуществующих сомалийских пиратов, все еще действует. Аденский залив как селедкой, набит кораблями НАТО, ЕС, Индии, Китая и многих других стран. Они там уже озверели от скуки и безделья. Какие-то опасные шевеления в проливе, от кого бы они ни исходили, очень военных обрадуют, придав смысл их бродилкам по водам региона. А торговое судоходство, тем временем, прекрасно научилось защищаться от пиратов и без военных, нанимая частную вооруженную охрану. Именно эта охрана и защитила, в конечном счете, судоходство от сомалийских пиратов — то есть частная инициатива, а вовсе не военные.

То есть, судоходство есть, кому защищать, и повторяю, в Баб-эль-Мандебском проливе это куда проще, несравнимо проще сделать, чем на просторах океана.

Необходимо пояснить про реальный ущерб от сомалийского пиратства — он и в пиковые годы был минимальным, максимум пара судов в месяц. Это не тот уровень угрозы, который может привести к изменению традиционных маршрутов (и соответственно, росту стоимости и нефти, и фрахтовых ставок), если учесть, что в сутки проливом проходят десятки судов.
Теперь про то, почему я написал о «надежде на пиратов». Да потому, что рост стоимости нефти очень выгоден многим людям (биржевым спекулянтам), организациям, и наконец, целым странам. Вот потому-то мировые СМИ и бросились сразу соображать за йеменцев, каким образом они, йеменцы, смогут перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив. Люди доброй воли и прогрессивное человечество, возглавляемое такими странами, как Россия, Венесуэла и Нигерия, обратили свои полные надежды взоры на Йемен — а вдруг это оно самое и есть, и нефть вскорости опять улетит в столь полюбившиеся прогрессивному человечеству 100 и более долларов за баррель. Боюсь, напрасно они размечтались.

Вообще забавно как-то. Великая и могучая держава затаив дыхание, следит за ценами на нефть, которые от державы этой никак не зависят. Держава и ее величие возлагают надежды на каких-то где-то оборванцев, передравшихся между собой. У меня несколько иные понятия о величии страны, но что с меня взять, предателя и любимца иллюминатов. Пули на меня, и то жалко.

Да кстати, чуть не забыл. Любопытную новость опубликовал я на своем сайте Морской Бюллетень еще 17 февраля, см. ниже. Без России и Украины в Йемене, похоже, не обошлось, и возможно, не обходится и сейчас.

Т/х Sharmin доставил мятежникам Йемена российское оружие из украинского порта
Tuesday, February 17, 2015

Турецкий сухогруз Sharmin со смешанным турецко-грузинско-украинским экипажем 13 февраля пришел в порт Ходейда, Йемен, находящийся под контролем мятежников, шиитов Хуси (Houthi). Согласно сообщениям СМИ региона, судно имело на борту партию ракет и боеприпасов, которые могут быть использованы в горной местности с самолетов и вертолетов, причем у ВВС Йемена такого оружия нет. Это серьезно усилит повстанцев-хуситов в военном отношении, считают специалисты. Сообщается, что оружие было погружено в Украине (согласно AIS, в Ильичевске), однако сама поставка связывается с Россией.
General cargo vessel Sharmin, IMO 9114347, dwt 8973, built 1996, flag Panama, manager OKYANUS EGE DENIZCILIK TICARET, Turkey.

Контейнеровоз MSC Belle и LPG танкер Gaz Energy приняли участие в операции по массовому спасению мигрантов в Средиземном море 13 февраля. По данным IHS Maritime, MSC Belle поднял на борт с трех резиновых лодок около 300 мигрантов, Gaz Energy поднял около 100 мигрантов. MSC Belle (IMO 9203904) — это небольшой контейнеровоз дедвейтом 14065 тонн, Gaz Energy (IMO 9458169) — также небольшой танкер-газовоз дедвейтом 17674 тонны. Я не смог найти подробностей касательно того, было дальше, где и куда эти два торговых судна выгрузили этих мигрантов. Были ли они пересажены на корабли, занятые в Операции Тритон Евросоюза (многомесячной операции судов и кораблей Береговой Охраны и ВМС стран ЕС, призванной как-то решить проблему нелегалов), или же суда проследовали в ближайшие порты с мигрантами на борту. Контейнеровоз пришел в Триполи, Ливия, газовоз в Захрани, Ливан.

Тем временем, как сообщает IHS Maritime, министр иностранных дел Италии запросил у ЕС увеличение бюджета на операцию Тритон, нынешних 4-х миллионов евро в месяц явно не хватает. О резком увеличении масштабов операции и следовательно, выделяемых средств, кричат естественно, и ООН с Международной Организацией по делам Мигрантов (International Organization for Migration IOM), причем последняя базируется на острове Лампедуза, куда всех этих мигрантов в основном и свозят.

Посмотрите на фото. Эти фотографии были сделаны 15 февраля на борту корабля Береговой Охраны Исландии Tyr, принимающего участие в операции Тритон. Он поднял на борт 184 мигранта. Обратите внимание на экипировку членов экипажа Tyr. Полный комплект бойца противохимической обороны, или ученого, работающего в зоне эпидемии Эбола.

2132686

2132688

2132690

Задействованные в операции Тритон корабли просто по определению своему, будучи кораблями ВМС и Береговой Охраны, готовы к рискам, связанным со спасением и принятием на борту огромного числа нелегальных беженцев. Крохотные экипажи гражданских судов к этим рискам совершенно не готовы. У гражданских судов нет ни припасов, ни помещений для питания и размещения сотен людей. Мигранты могут быть больны черт знает, чем, от туберкулеза до Эболы. Мигранты могут взбунтоваться и захватить судно, что не раз уже происходило. Владелец судна несет очень большие убытки. Почему и с какой стати рискуют торговые моряки? Кто за все это будет платить, ООН? ООН скорее удавится в полном своем составе, чем расстанется со своими деньгами.

ООН и IOM требуют больше средств на спасение, требуют спасти каждого мигранта (против самого характера этих операций возражает только Англия, совершенно справедливо указывая на то, что стремление спасать, а не пресекать, вызовет лишь рост нелегальной миграции и криминального бизнеса по их перевозке).

Что это означает на самом деле? Это означает, что при расширении масштабов спасения мигрантов поток мигрантов будет только расти. Это в свою очередь, приведет к неизбежному росту числа погибших. А это вызовет к жизни новые требования ООН и IOM, о еще большем увеличении выделяемых на спасение средств. Собственно, так оно и происходит. На наших глазах создается очередная машинка по печатанию денег, выкачиваемых из международного сообщества. Это не просто машинка по печатанию денег, это, применительно к мигрантам, готовый и уже по сути, действующий, конвейер смерти. Чем больше смертей, тем больше денег на спасение. Чем больше денег на спасение, тем больше поток мигрантов, и их смертей.

Положить конец этому безумию может только решительная и бескомпромиссная борьба с собственно миграцией. То есть все останавливаемые в море суда с мигрантами должны заворачиваться обратно и эскортироваться в страны, откуда они прибыли. Если судно терпит бедствие, спасенные мигранты должны быть высажены не на острове Лампедуза, а в порту той страны, откуда вышло их судно. Нескольких месяцев хватит, чтобы мигранты и контрабандисты живого товара поняли, что этот путь для них закрыт. Главными выигравшими будут сами мигранты, они перестанут тысячами гибнуть в море. Главными проигравшими будут ООН и связанные с нею конторы, беспрерывно сосущие деньги из человечества для борьбы со всем плохим за все хорошее.

Но ни ведущие мировые СМИ, ни политики и табуны экспертов ничего этого в упор не видят. Эта слепота политически корректна и восхитительно толерантна.

Хочется матами, но нельзя. Но очень хочется – ххх, ххх, ххх!

Весь мир облетела новость о жестокой атаке нигерийских пиратов на греческий супертанкер Kalamos в водах Нигерии, в ходе которой один моряк был убит и трое взяты в заложники. Сама атака вызывает ряд вопросов. Каким образом пираты смогли взобраться на борт супертанкера в балласте, с высотой борта 20-26 метров? Это не всякому спецназу под силу. Где были власти Нигерии, ведь танкер стоял на вроде бы безопасном рейде в заливе Бонни, в ожидании постановку под погрузку? Подробности смотрите здесь.

Но умиляет вот что – буквально за день до этого нападения нигерийские СМИ опубликовали крайне интересное заявление NIMASA (Морской Администрации и Агентства Морской Безопасности Нигерии), в котором говорится, что NIMASA задержала в водах Нигерии три крупнотоннажных танкера (греческий, индийский и арабский) за то, что на их борту были англичане – охранники, невооруженные охранники, задачей которых было защитить суда и экипажа голыми руками в случае нападения пиратов (а нигерийские пираты нападают только будучи вооруженными до зубов, вплоть до пулеметов). NIMASA заявила буквально следующее:

«Наши воды мирные и спокойные, мы делаем все возможное, чтобы они таковыми и оставались. Но появилась новая угроза, охранники-иностранцы на борту торговых судов, находящихся в наших водах. Они говорят, что они безоружны, но так ли это? Не спрятано ли оружие, и не попадет ли оно в руки нежелательных элементов в нашей стране, не вызовет ли тем самым всплеск насилия?»

Мир и спокойствие в водах Нигерии в полной мере оценены после нападения на супертанкер, но оно ведь далеко не одно. Нападают регулярно. Грабят, захватывают заложников, убивают. Схема нигерийского пиратства проста, как табуретка. Это бизнес, в котором пираты делают свое дело, власти Нигерии свое, а судоходство свое. Пираты грабят и убивают, власти защищают от пиратов на коммерческой основе и свирепо отгоняют от своих вод любых иностранных охранников, даже уже и невооруженных, ну а судоходство платит – деньгами, кровью и жизнями.

Что можно сделать? Да ответ очевиден любому, кто, так сказать, в теме. В воды Нигерии можно и нужно направить ВМС заинтересованных стран, безотносительно от позиции Нигерии по этому вопросу. Нигерия по факту сделала из своего пиратства бизнес в государственном масштабе. Самый эффективный способ покончить с нигерийским пиратством, и пиратством вообще, заключается в разработке и принятии международной конвенции, легализующей вооруженную частную охрану на судах, работающих в опасных от пиратства водах (а самыми опасными на сегодня как раз и являются воды Нигерии). Но этому способу изо всех сил противодействуют прежде всего ООН и аффилированные с ней структуры, и ряд стран Запада и третьего мира. Надеяться на то, что такая конвенция будет принята, что даже вопрос о ней будет поднят, не приходится.

В последние месяцы я, постоянно отслеживая мировые новости, связанные с судоходством, заметил резко возросшую активность российских новостных агентств в освещении перемещений кораблей ВМФ России по миру. Самые активные — Раша Тудей и это новое произведение агитпропа, «Спутник» (мне особенно нравится испанский вариант Sputnik Mundo). Российские Мундо каждый день сообщают миру, куда какой корабль ВМФ России следует, какой он доблестный и практически непотопляемый. Зачем они таскаются по миру, непонятно. Понятно только, что озверелый враг получит достойный отпор, стоит ему только сунуть свое свиное рыло в наш совет…, пардон, российский, огород. Тем самым, уж не говоря про Крым и Донбасс, утверждаются слава и мощь российского оружия. Судя по санкциям и реакции мирового сообщества, у него несколько иные понятия о славе и мощи оружия и страны, им лязгающей.

Я могу дать совет, каким образом Россия действительно могла бы очень сильно изменить мировое общественное мнение в свою пользу. Россия могла бы направить свои корабли в воды Нигерии и навести там какой-то элементарный порядок, причем чем наглее она бы это сделала, тем больше были бы восторг и одобрение. При чем тут Россия? Да хотя бы при том, что в водах Нигерии работает немалое количество российских судов, и еще больше – российских моряков.

Запад слишком неповоротлив и нерешителен, чтобы пойти на такой шаг, да и, к огромному несчастью, слишком велико ядовитое влияние ООН и имеющих на нее сильнейшее влияние стран третьего мира. Но такие действия России он бы стопроцентно молча приветствовал, как приветствовал недавно укорот Гринпис в Арктике. Россия однако, на такие шаги неспособна. Тут требуются дела не гопника, но мужа. Гопник есть, мужа не видно.

Экспорт нефти из США в Азию практически прекратился через 4 месяца после того, как он начался, вследствие агрессивной политики стран Персидского залива – иными словами, снижения цен на нефть и отказа ОПЕК от уменьшения объемов добычи. Нефти на рынке настолько много, что экспортировать ее из США стало экономически нецелесообразным, то есть образно говоря, первая атака американской сланцевой нефти на азиатские рынки отбита. На долю ближневосточной нефти приходится около двух третей всего азиатского импорта.

Фрахтовые ставки перевозок нефти из США на Азию, тем временем, выросли на 50 процентов, что окончательно сделало американскую нефть не конкурентной по сравнению с ближневосточной. Американские поставщики нефти обратили свои взоры на Европу, полагая, что в настоящее время этот рынок для них наиболее благоприятен.

США отменили длившийся сорок лет запрет на экспорт сырой нефти на волне бума сланцевой нефти. Экспорт легкой нефти в Азию начался в августе, уже в октябре он удвоился, однако в настоящее время практически остановился. Но ближневосточной нефти рано праздновать победу, так как, считают например, в Morgan Stanley, борьба за рынки сбыта нефти станет мощным стимулом для дальнейшего развития технологий добычи сланцевой нефти и снижения ее стоимости, и вновь сделает ее конкурентной на азиатском рынке.

Сланцевая нефть США стала для мирового рынка нефти двойным ударом. Производство сланцевой нефти для внутреннего рынка резко снизило ее импорт, что понятно, увеличило предложение нефти на мировом рынке. Но сланцевая нефть не ограничилась только внутренним рынком США, и вышла на мировой. Ближневосточные страны, входящие в ОПЕК, прежде всего это Саудовская Аравия, Катар, и ОАЭ, и рады бы снизить объемы добычи, но в настоящее время вряд ли смогут себе это позволить. Неожиданно для себя, традиционные поставщики нефти оказались включенными в гонки за долю на мировом рынке. Главное оружие США в этой гонке интеллектуальное, это дальнейшее развитие технологий добычи сланцевой нефти. У стран ОПЕК кроме ценового, другого оружия нет. Снижение объемов добычи означает в перспективе не рост цен, а потерю доли на мировом рынке.

Привыкшие к вольготной жизни традиционные производители нефти внезапно лишились своей монополии и оказались в положении ездовых собак в упряжке – надо бежать в полную силу, иначе загрызут соседи. Все против всех и каждый сам за себя, иначе лишишься своей доли, вот что такое сейчас ОПЕК. Выживут сильнейшие – те, кто сможет пережить необходимые для сохранения рынка сбыта падение цен и падение доходов. Россия, как и следовало ожидать, оказалась в самом тяжелом, кажущимся безвыходным, положении. Причин много, но достаточно назвать одну – Россия решила, что счастье высоких цен и монополизма вечно, и поэтому можно беззаботно транжирить халявные деньги, не думая о будущем.

Имперские стратеги, естественно, видят в падении цен на нефть происки врагов, а как иначе? Обычного человеческого прогресса, восстающего против диктата монополистов на что бы то ни было, в том числе энергоносители, наши стратеги не видят и увидеть не могут, не дано. Ну, с наших имперцев чего взять, с ними все понятно. Были отдельно созданы мир, и отдельно Россия. Россия вроде бы часть мира, но на самом деле это не так – мир был создан исключительно для того, чтобы гадить России на ее пути к величию. Как только с миром будет покончено, так сразу Россия займет свое подобающее место. В пустоте.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире