На Крайнем севере в Мурманской области в горах Хибинах идет спор о месте прокладки дороги. Дорога эта непростая. Если ее построят, то о Хибинах – уникальном природном объекте, можно будет забыть навсегда.

Хибины – небольшой горный массив на Кольском полуострове. Они известны многими вещами: единственной в своем роде геологией и рельефом, кристально чистыми реками, большим количеством редких «краснокнижных» растений.

Но самое главное, чем знамениты Хибины — это туризм. Без преувеличения можно сказать, что Хибины – это туристическая и альпинистская мекка Европейской части России. Хибины легкодоступны (у подножия – города Кировск и Апатиты), невелики, невысоки, и от этого относительно легко проходимы. Все это очень удобно для детского туризма. По разным оценкам Хибины с туристической целью посещает 40000-50000 человек в год.

Природа и туризм делают Хибины УНИКАЛЬНЫМ, не имеющим аналогов местом.

Из грустного: Хибины – место добычи апатита (сырье для производства фосфорных удобрений). С начала ХХ века апатит добывают в юго-восточной части Хибин, которая благодаря этому уже давно утратила свой первоначальный внешний облик. Добываемый здесь апатит идет на экспорт, российским аграриям остается лишь небольшая часть, которая остается.

Идея о том, что Хибины должны быть охраняемой территорией, возникла аж в 1917 году, всего за пару дней до Октябрьской революции (или переворота – кому как). Ее высказал на заседании Русского географического общества Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шаньский. Он назвал в своем докладе 45 территорий Российской Империи, и все они в разные годы стали национальными парками и заповедниками. Все, кроме Хибин.

Только в 2000 году, подготовленное энтузиастами эколого-экономическое обоснование национального парка «Хибины» было одобрено соответствующими инстанциями.

Однако на этом история активного участия органов государственной власти в процессе создания парка «Хибины» и заканчивается. Последовавшие за этим годы непрерывной административной реформы полностью развалили, в том числе и систему управления охраняемыми природными территориями. В течение всего этого времени попытки дальнейшего продвижения парка наталкивались на неспособность государственных структур добиваться выполнения принятых решений.

Поэтому вся инициатива в работе над его созданием перешла к неправительственным организациям и заинтересованным людям из научных организаций и туристического сообщества. Для координации действий был создан Общественный совет.

В последние годы удалось добиться значительно прогресса: национальный парк «Хибины» перестал быть идеей отдельных энтузиастов, и включен Министерством природных ресурсов и экологии РФ в проект Схемы территориального планирования РФ и вставлено в план работ министерства. А декабре 2011 года распоряжением Правительства РФ создание национального парка назначено на 2015 год и включено в Концепцию развития ООПТ федерального значения.

Сейчас мы (общественный совет) сосредоточили наши усилия на скорейшем создании национального парка. Однако федеральные ведомства работают очень медленно, склонны забывать свои же решения и обещания, поэтому включение парка «Хибины» в официальные документы еще не гарантирует его создания.

На фоне деятельности общественного совета по созданию национального парка в 2005 году, как черт из табакерки, появляется компания СЗФК – дочернее предприятие компании «Акрон». Новообразованная компания моментально получила лицензии на разработку двух месторождений апатита в Хибинах – Олений ручей и Партомчорр. Ведь это создание национального парка длится годами. А начать курочить недра – плевое дело. Раз и начал.

Одно из полученных СЗФК месторождений — Партомчорр — находится в северной части нетронутых гор, где еще текут чистые реки и растут единственные в своем роде лютики. Это самое сердце Хибин. Здесь сходятся все туристические маршруты. И если учесть масштабы Хибин, то разработка этого месторождения нанесет непоправимый урон всей экологии гор.

Месторождение Партомчорр – бедное, находится далеко от всей промышленной инфраструктуры. Все решили, что СЗФК просто застолбили место на случай ядерной войны. Ведь на разработку Партомчорра в дремучих лесах потребуется такое финансирование, что проще привезти апатит из Канады. Им бы с Оленьим ручьем управиться. Так думали все – разработка Партомчорра нецелесообразна ни с какой стороны. Но для СЗФК нашлось финансирование даже в разгар экономического кризиса. На север Хибин пришли бульдозеры, чтобы валить деревья.

Попытки остановить начало освоения данного месторождения ни к чему не привели. Но это еще полбеды. К месту разработки надо будет как-то доставлять рабочих и увозить руду огромными БЕЛАЗами. Для этих целей СЗФК планирует начать строительство дороги. Вариантов несколько, но компания остановилась на самом простом и выгодном. Проложить дорогу через всю восточную часть Хибин, тем самым пересечь их по диагонали.

На днях начинается рубка леса на территории более 100 га под строительство рудника. Одновременно Мурманская фирма ТИСИЗ, как подрядчик СЗФК, взяла в лесхозе участок под проектирование строительства дороги по самым нетронутым местам. Это тоже, оказывается, можно сделать за один день.

На данном этапе общественный совет пытается добиться переноса планируемой дороги на север Хибин, чтобы она шла вокруг гор по подножью, с запада, от Октябрьской железной дороги, а не прорезать их насквозь.

Если эта дорога будет построена – это будет конец всем Хибинам. Хибины – это не Кавказ и не Урал. Они ведь очень маленькие. Уничтожить их можно одним росчерком пера. После прокладки данной дороги Хибины просто перестанут существовать. И создание национального парка при таком раскладе становится бессмысленным.

И весь этот разговор был бы сплошными эмоциями недобитых экологов, если бы все дело с Партомчоррским месторождением не было завязано на сиюминутной прибыли. Партомчорр важен для СЗФК только и исключительно из-за того, что с ним акции СЗФК дороже стоят: сырьевая база – целых два месторождения! А с рудником еще дороже! Это единственная причина для разработки месторождения – сам «Акрон» признается на своем сайте, что экономическая эффективность Партомчорра невысока, так как слишком мало в этой руде полезного компонента – пятиокиси фосфора, из-за чего никто, кроме новоявленной СЗФК, и не хотел его разрабатывать. Поэтому, если сырье и будет добываться, то уйдет в Китай или еще куда (НО НЕ В РОССИЮ), а быстро добытые и забытые деньги пойдут в карман олигархов.

Все остальные получат проблемы, и обезображенные Хибины.

Хибины – после начала разработки Партомчорра – это полутруп. При строительстве дороги через восточную часть Хибин – расчлененный труп.

797100
797101
Место расположения месторождения Партамчорр. Фото Т. Холиной

797103
Место расположения месторождения Партамчорр. Фото Г.Касьянова

797105
Во что все это превратится

797104
797102

Комментарии

49

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


evgeniy83 20 июля 2012 | 16:50

Вот вы тут все боритесь за туризм в наших горах. А вы думаете ваши туристы меньше загадят природу. Вы попробуйте пройдитесь по туристическим маршрутам, там ступить не куда. И по сравнению с этим строительство подземного (а именно таким способом собирается СЗФК разрабатывать месторождение) рудника это цветочки.
К тому же на сегодня, по заявлению руководителей, СЗФК обеспечивает работой порядка 2000 человек, а еще подрядчики. Да и оборудование которое устанавливается, кто-то же производит, вот тоже занятость работников. К тому же основное оборудование российского производства. Выше высказывалось мнение о том, чтобы перебраться на Юг или за «бугор», (и так уже вся молодежь туда рвется) и необходимо появление новых рабочих мест, а то основной работодатель это ОАО «Апатит» а туда без «блата» не устроишься.
Поэтому разработку месторождения необходимо продолжать, и выходить на контакт с руководством СЗФК (тем более по их заявлениям) они не против, чтобы максимально снизить влияние строящегося производства на окружающую среду.


(комментарий скрыт)

mpuzachenko 13 июля 2012 | 18:53

Мля, пока у каждого под носам "асфальтовый завод" не воткнут - анчоусы не зашевелятся, а многие так и будут петь про рабочие места и всякие выгоды. А что дети уроды рождаются, а их родители до пенсии не доживают из-за загрязнения воздуха, воды и почв, так пох, зато как жили.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире