«Так сейчас больше не коллекционируют», сказал кто-то на вернисаже в Царицыне. И это оказалось очень точно. Действительно, это не инвестиционная коллекция, каких сейчас становится немало, и не собрание искусствоведческого типа, когда собиратель намеренно концентрируется на определенном круге авторов, эпохе или стиле. Нет, коллекция Сергея Григорьянца – из тех, какие только и могли складываться за несколько поколений, соединением интересов разных членов семьи, включая и случайность, и каприз, и приключение.

Хотя приключений этой коллекции тоже хватило. Ее обладатель, Сергей Григорьянц, больше известен как диссидент и правозащитник. В советское время сидел по известной статье – и многое из семейного собрания при этом изымалось. Коллекционер, однако, сумел добиться не только собственной реабилитации, но и возвращения большей части коллекций.

 

Экспозиция очень удачна в том смысле, что не делится до педантичной четкости по эпохам и стилям. Здесь на каждом углу поджидают неожиданности – как, собственно, и  в домашних условиях.  Так что и пробежим мы по ней тоже без внешней логики – логика тут другая, внутренняя.

Вот это, например, предметы из масонского сервиза. Франция, середина XVIII века.

 

А вот большая живописная карикатура на судебную систему. Картину приписывают Петру Боклевскому – но вообще-то он был более известен как книжный иллюстратор и рисовальщик-карикатурист, так что полной уверенности тут нет.

 

Рукописный армянский гимнарий (сборник церковных песнопений) XIII века.

 

Галицийская народная икона XVII века.

 

А вот эти миниатюрные портреты Моцарта и Сальери считаются прижизненными. Автор неизвестен.

 

Обратим немного внимания на многообразную живопись.

 

Ранний Кандинский.

 

Один из французских видов Коровина.

 

И один из замечательных ларионовских бурьянов.

 

А вот неожиданность. Пузырьки для одеколона вроде бы узнаваемы – это советское «Северное сияние». Но нет – во-первых, их проект исполнен еще в начале ХХ века и для фабрики «Брокар» (выглядят не вполне одинаково, поскольку заказывались на разных стекольных фабриках). А во-вторых, их автор… Казимир Малевич!

 

К изобразительному искусству иной раз прикладывали руку люди вроде бы из иных сфер.

Вот «Бог танца», нарисованный Вацлавом Нижинским. А далее – его же автопортрет.

 

Автошарж Федора Шаляпина.

 

Сын певца, Борис Шаляпин, был, напротив, профессиональным художником. Вот его работы портрет Марины Цветаевой (на обороте – портрет Сергея Эфрона, но, к сожалению, придумать, как экспонировать оба, кураторы не сумели).

Рядом – женский портрет работы Василия Шухаева, датированный 1912 годом. Некоторые видят в нем молодую Ахматову. Ну, не знаю, не знаю…

 

И тут же – набор крошечных аптечных пузырьков. Между прочим, голландские – приглашенные на работу в Россию еще при Петре голландские мастера добились разрешения организовать аптеку.

А это уже, конечно, не аптечный пузырек, а садовый светильник. XVIII век.

Стеклянная кружка XII века найдена при археологических раскопках в Киеве.

А вот еще одна – французская. Х век. 

 

Известные живописцы предстают иной раз в непривычном виде. Вот Айвазовский – а работа именуется «Купание императрицы».

 

Владимир Боровиковский в свои поздние годы сблизился с религиозной сектой, близкой к хлыстовству. Его «Плащаница» представляет собой одно из редких «хлыстовских знамен» (редких, поскольку секту запретили, а ее атрибуты большей частью изъяли). Эта сохранилась в частной коллекции.

 

Николай Аргунов (это сын знаменитого Ивана Аргунова), «Портрет жены тверского губернатора». Губернаторы там менялись довольно часто, так что вычислить личность дамы не удается.

 

Простите за плохое качество снимка, но не могу не показать. Это рисованный протрет Павла I, исполненный предположительно его дочерью Александрой Павловной. Есть инициал А и дата – 1799.  

 

Знаменитый анималист Николай Сверчков с работой, которую я могу назвать только «портрет собаки». Но о ее породе добрый час спорил весь вернисаж. Написано «английская борзая», но такого не может быть никогда. :) Гончая уж – и то довольно мастифообразная. Но хороша.

 

И за поворотом анфилады – попадаем в эпоху Возрождения.

Вот гарда копья – часть доспеха, защита руки на турнире. Интересна отделка – среди четырех гравюр есть воспроизведение «Адама и Евы» Дюрера.

 

Рисунок итальянской школы – предположительно Пармиджанино.

 

Рафаэллино дель Гарбо.

 

Есть в собрании и керамические раритеты.

Не удивляйтесь примитивизированному виду следующей работы – ее автор не скульптор, а химик. Дмитрий Виноградов, друг и соученик Ломоносова по Академии наук и Университету Марбурга, разгадал секрет фарфора и создал под Петербургом Порцелиновую мануфактуру (в дальнейшем – Императорский фарфоровый завод). Так что неважно, как выглядит его «Наяда на льве» — зато это первый эксперимент, первая русская фарфоровая скульптура.

А вот конфетница с вензелем Марии-Антуанетты. Это уже Франция и Севр.

 

Мари-Анн Колло, ученица Фальконе. Именно она выполнила портрет Петра, использованный в дальнейшем для работы над «Медным всадником». За что была награждена Екатериной II.

 

Ах, какой зимний пейзаж с охотниками! Круг Гесбрейхта Лейтенса (а вдруг и сам?). Раннее барокко.

 

 

Еще несколько живописцев. Раиса Котович-Борисяк, рано ушедшая из жизни ученица Петрова-Водкина.

 

Андре Дерен.

 

Пал Синьеи-Мерше, основоположник венгерского импрессионизма.

 

Словом, чего тут только нет. В это собрание различные любопытности попадали иной раз без всякой атрибуции и из самых невероятных мест – и только потом приятель-археолог или заезжий искусствовед, ахая и хватаясь за голову, определяли, что это такое.

 

Более 400 предметов из собрания Сергея Григорьянца выставлены сейчас в залах Большого дворца в Царицыне. Будет открыто до марта.

 

 

 

 

 

Комментарии

20

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


23 декабря 2012 | 08:55

Круто! Настоящее частное собрание таким эклектичным и должно быть, по-моему. Сразу видно, что собиратель человек неравнодушный и ему есть дело до всего в искусстве. Ведь это же здОрово, когда у человека такой широкий кругозор.
Спасибо, Татьяна. Особенно радуют мама с сыном. Значит, людям и правда интересно!


snowdrop1988 23 декабря 2012 | 09:22

Спасибо!!! Красной линией проходит через всю коллекцию. Безупречный вкус, все интересно, тепло , наполнено глубочайшим смыслом и исполнено прелестью. Собачка -английский пойнтер, по-моему. Но вообще выражение идеи собаки ______друг, ласковый.


wowagera 23 декабря 2012 | 09:55

Очень интересно! Спасибо!


carabass 23 декабря 2012 | 10:03

Замечательно !


ludafo 23 декабря 2012 | 12:13

Дааааа. Поражает разноголосица коллекционных интересов и, конечно, сами раритеты. Такое, действительно, могли собирать только представители разных поколений этой удивительной семьи. А вообще и здесь чувствуется, что коллекционирование это неодолимая страсть. И, естественно, собирая подобное не обойтись без наличия хороших финансов :) Такие картины и предметы обихода по-любому стоят немало.

На мой вкус, прежде всего картины обращают на себя внимание – Кандинский, Коровин, Ларионов. Но почему-то особенно заинтересовал и задел автопортрет Вацлава Нежинского и его «Бог танца». Это изысканно, красиво и оригинально. На женском портрете Василия Шухаева явно не Ахматова. Ничего в лице этой милой женщины нет от Ахматовой. Анна Андреевна была совсем другой. И по виду, и по взгляду, и по стати. Она даже голову иначе держала и в молодые и в преклонные свои годы )

А вот портрет Марины Цветаевой Бориса Шапяпина очень интересен. На первый взгляд, казалось бы, женщина, на нем изображенная, не слишком похожа на фотографии Марины Ивановны данного возрастного периода. И все-таки этот облик, в отличие от предполагаемой Ахматовой, лично в моем сознании не отторгается от поэта. Поэтессой Цветаеву называть как-то язык не поворачивается :) Смотрю на этот портрет и думаю, да, наверное, Цветаева могла быть такой.

Спасибо, уважаемая Татьяна. Интересная выставка и редкая по своей направленности и содержанию. И, конечно, благодарность коллекционерам, которые позволяют нам увидеть свои коллекции.


irene 23 декабря 2012 | 13:30

_ Очень интересная экспозиция столь богатой коллекции .
Некоторые коллекционеры - настоящие подвижники.
Спасибо !


tat_korsh 23 декабря 2012 | 15:33

Спасибо, тёзка


pevl1 23 декабря 2012 | 17:01

Очень вкусно. Спасибо. Успехов, здоровья, новых наслаждений.


23 декабря 2012 | 17:12

Да уж чего тут только нет, много интересного, глаза разбегаются.
Трудно что-либо одно выделить, а карикатура судебной системы - наша вертикаль власти.


al_kol 23 декабря 2012 | 17:44

браво, Татьяна, Ваше мастерство показчицы-рассказчицы продолжает расти!..
моё предложение музейщикам про двойной портрет с лица и с оборота: выделить ему стеклянную витрину в середине зала и подвесить на леске к её крышке --- для экспозиции доступны обе стороны; как Вам?


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 23 декабря 2012 | 19:33

Так о чем и речь. Так часто делают.


al_kol 23 декабря 2012 | 19:42

т.е. муза-убийцу Цветаевой, Вы считаете, музейщики, пустив игровые детские слюни, специально приткнули к стене, чтоб никто не видал?


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 23 декабря 2012 | 19:49

Вряд ли. Скоре поленились делать специальный перпендикулярный к стене кронштейн с рамой.


al_kol 23 декабря 2012 | 20:33

ясно: облентяились((


vlaantvomulg 23 декабря 2012 | 18:16

Мдя... Недурно для диссидента и правозащитника...


tatiana_pelipeiko Татьяна Пелипейко 23 декабря 2012 | 19:35

Ну, раз эту коллекцию конфисковывали в 70-х годах, можно представить, сколько ей лет.


vlaantvomulg 24 декабря 2012 | 06:50

Я не об этом. Просто я подумал: если человек мог коллекционировать прижизненные портреты Моцарта и раннего Кандинского, то на кой чёрт ему понадобилось становиться диссидентом? Собака с жиру бесится? Или обиды из-за конфискаций возникли? Ведь в те годы люди больше были озабочены проблемой отоваривания талонов на колбасу.


shtain45 24 декабря 2012 | 01:54

Большое спасибо, Татьяна! Двойная благодарность - необыкновенная коллекция - не могла оторваться! Столько прекрасной живописи, совершенно неожиданные рисунки Нижинского. У меня есть книга о нем, написанная его женой. Там приведены рисунки Нижинского, чем-то похожие на рисунок из коллекции - "Бог танца". Только они уже абсолютно беспредметные - концентрические круги в различных пересечениях и соприкосновениях. По этим рисункам врач-психиатр и заподозрил шизофрению у Нижинского. А здесь удивительный автопортрет. Необыкновенно интересно и изящно все, что вы сфотографировали! Жаль, что не смогу увидеть все это своими глазами. А еще я очень благодарна Вам за то, что узнала - Сергей Григорьянц жив и здоров! Я очень давно ничего не знала о нем, а помню его еще с самого начала перестройки. Он мне очень запомнился как смелый и честный человек без червоточины. Очень рада, что у него все хорошо(только облысел, но говорят, что это признак ума).


24 декабря 2012 | 04:56

Здравствуйте дорогая Татьяна и уважаемые форумчане! С большим интересом посмотрел коллекции, которые Вы выбрали. Очень понравились, душу радуют. Спасибо.
С пожеланиями всего самого наилучшего - elektro_nik.


24 декабря 2012 | 10:18

Спасибо ОГРОМАДНОЕ НЕУТОМИМАЯ(я конечно не Пушкин) ТАТЬЯНА.
Прошу прощения, если Вы не правильно истолковывайте мир вокруг Вас по отношению ко мне !Примите пожалуйста как данное(да это восхищение) - , но не в коем разе просьба или что-то в этом роде .
Я НИ В ЧЁМ НЕ НУЖДАЮСЬ !

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире