Эту выставку ждали, и  ждали долго. По каким-то дипломатическим и межгосударственным проблемам она в  последние почти десять лет то планировалась, то срывалась. Однако свершилось. Выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея Республики Каракалпакстан» открылась в ГМИИ им. Пушкина.

Музей в Каракалпакии носит имя Игоря Савицкого, и это практически так же оправдано, как название «Третьяковская галерея».

 

Основатель музея и собиратель: в такой роли Савицкий – сам художник, выпускник Суриковского – выступал на  протяжении нескольких десятилетий. Попал при этом на территорию Узбекистана в  качестве… художника археологической экспедиции. И несколько его экспедиционных работ на московской выставке тоже представлены.

 

И вот представьте – вместо того, чтобы отработать честно сезон, уехать и все забыть, сохранив только воспоминания об азиатской экзотике, Савицкий увлекся настолько, что переехал в Каракалпакию и занялся формированием там сначала археологической, а  потом и художественной коллекции.

Художественная – это был сначала знаменитый «туркестанский авангард» 20-х – 30-х годов. И конечно, Александр Волков (на выставке в ГМИИ его работ, пожалуй, больше, чем в  постоянной экспозиции Третьяковской галереи). И это работы разных времен, что позволяет проследить эволюцию стиля.

 

Алексей (или Алессио) Исупов, ученик в МУЖВЗ Архипова и Аполлинария Васнецова, посещавший также мастерскую Коровина и Серова, в 1919 году сам преподавал в Ташкентской художественной школе. А «Алессио» – это потому, что в конце концов в середине 20-х годов эмигрировал и приземлился в Италии. Но здесь его «восточная» работа.

 

А вот Николай Карахан – как раз ученик Исупова по Ташкенту (потом был близок к «бригаде Волкова»).

 

Оганес Татевосян, еще один в этом ряду ученик Васнецова и Коровина в МУЖВЗ, преподавал в дальнейшем живопись в Самарканде и Ташкенте. Был главным художником павильона Узбекистана на ВСХВ в Москве. А работа эта называется «Комсомольская бригада».

 

Виктор Уфимцев, уроженец Урала, после многочисленных поездок по Средней Азии обосновался в Ташкенте. Где стал главным художником Узбекского театра имени Хамзы. Неправильность формы показанной ниже работы – это не ляп фотографа ( :) ), а авторское решение.

 

Но рядом с приезжими постепенно вырастали и свои художники. Среди которых заметен Урал Тансыкбаев (в 50-х годах уже он выполнит несколько десятков панно для узбекского павильона на  ВСХВ). А вот его ранние работы позже критиковали за «формализм».

 

А вот Усто Мумин – это на  самом деле Александр Николаев (выпускник кадетского корпуса и ученик Малевича). Восток увлек его настолько, что художник взял себе псевдоним.

 

Среди членов группы «Мастера нового Востока» был Михаил Курзин (еще один ученик МУЖВЗ и Константина Коровина). Дважды – в 30-х и 40-х годах – арестовывался и попадал в лагеря. После окончательного освобождения в 1954 году все равно вернулся в Узбекистан.

 

Жена Курзина Елена Коровай работала художником во многих театрах Узбекистана. После второго ареста мужа перешла на изготовление игрушек.

 

Попадали в Каракалпакский музей и работы художников, проведших на Востоке лишь недолгое время. Вот, например, полотна Роберта Фалька 1943 года – художник находился в Ташкенте в  эвакуации.

 

Тут стоит задаться вопросом: а как вообще директору музея в далеком Нукусе Игорю Савицкому удавалось, начиная с 60-х годов, собирать работы, которые вовсе не  экспонировались тогда в больших музеях? Тут стоит, в том числе, вспомнить сакраментальное «…лучше жить в глухой провинции у моря». Действительно, за  музеями отдаленными, так сказать, «провинциальными», пригляд был меньше. И  Савицкий работает: ездит в Москву – да и по всему Союзу, – разыскивает художников (зачастую уже очень немолодых), их вдов, наследников. И приобретает произведения (опять-таки у отдаленных музеев было в этом чуть больше свободы). Плюс добывает, выпрашивает и свозит в Нукус сваленное без толку в  государственном музейном фонде.

В результате мы входим в  зал «бубновалетовцев» – и ах!

Василий Рождественский.

 

Александр Куприн.

 

Александр Осмеркин.

 

Еще Роберт Фальк, но  ранний.

 

Алексей Моргунов, близкий к кругу Ларионова.

 

Николай Григорьев (ученик Фешина, Архипова, Коровина, Леонида Пастернака).

 

Александр Шевченко – в  том числе несколько его работ из путешествий по Кавказу.

 

Константин Истомин.

 

Николай Тарасов учился во  ВХУТЕМАСе у Павла Кузнецова. После того, как его работы сняли с выставки, больше при жизни не выставлялся.

 

Алексей Рыбников учился у  Михаила Ларионова. А вот впоследствии ему пришлось стать музейным работником – сначала хранителем, потом реставратором в Третьяковке.

 

Михаил Ксенофонтович Соколов, как многие, отбывал срок в лагерях. «Долагерных» его работ, до 1938 года, не так много – а здесь представлены.

 

Антонина Софронова – в  юности «Бубновый валет», позже «Группа 13-ти».

 

Закончу, пожалуй, Борисом Рыбченковым – это пример того, что «жить в России надобно долго». Среди его учителей – Альтман, Древин, Шевченко, Любовь Попова. В общем, формалист на  формалисте. Но Рыбченков дожил до звания народного художника РФ. Правда, было это уже в 90-х годах, когда и самому художнику было за 90.

 

Это – лишь небольшая часть представленного: из Нукуса в Москву привезли две с половиной сотни работ. Не менее интересен, кстати, раздел графики.

 

Есть также археологические и этнографические материалы.

 

В общем, вряд ли можно ошибиться, сказав, что это одно из самых значительных событий выставочного сезона. Если не самое значительное.

Правда, не очень длинное – только по 10 мая, то есть практически месяц.

И внимание: экспозицию разнесли по двум зданиям. Немножко (один зал, № 16) в главном здании, а все остальное – в здании Музея личных коллекций.

 

 

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


marfa_1953 08 апреля 2017 | 00:59

Замечательно! Спасибо.


wowagera 08 апреля 2017 | 08:08

Хорошо! Спасибо! Интересно Танечка,а реалисты есть среди азиатских художников? Представляете,азиатский базар в реалистичной манере,красочный..


pilot1202 15 апреля 2017 | 01:21

Спасибо!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире