....Когда часто переезжаешь, многое уходит, что-то неизменно теряешь в пути — записные книжки, фотографии, письма, любимые безделушки, сам тоже меняешься, постепенно. Хотя может в этом и есть смысл всех переездов? Трудно сказать. 

Впрочем, есть вещи которые хранятся особо. В моём скромном багаже, среди таких вещей, старая театральная программка. На титульном листе, рядом с известным логотипом, размашистым почерком написано: «Алик, приходи в наш театр. Юрий Любимов». Надо повестить такую фоточку в Инстаграмм, никто ж не поверит. 

Тут самое время сказать, что Аркадий мое «взрослое» имя, раньше меня звали совсем по-другому. 

30 сентября исполняется 100 со дня рождения Юрия Петровича, легендарного режиссёра, легендарной Таганки. Издали наблюдаю как отмечают юбилей этой осенью и захотелось написать самому. А может рассказать то, о чем говорить как-то не принято.

Впрочем обо всем по порядку. 

Первый раз в театр на Таганке я пришёл в 14 лет; 84 год — один из самых тяжёлых в истории театра — главный режиссёр и основатель Юрий Петрович Любимов лишён советского гражданства, остался работать в Европе. Коллектив в отчаянии, продолжает надеятся на воссоединение в Москве. Но это мечты, а в реальности все понимают — при советском режиме никакого воссоединения быть не может. Тогда как жить и работать дальше? Любимов, как раз из тех, кого заменить невозможно. Это стало очевидно ещё тогда — Таганка очень «режиссёрский театр» — без отца-основателя существовать ещё можно, но блистать, и быть «местом силы» уже нет.

На Таганку приходит Анатолий Эфрос. В театральной среде и сегодня — спустя много лет, Эфрос почитаем, любим очень многими. И наверное нельзя сравнивать, но я помню как на одной сцене и в одном театре шли спектакли Эфроса и Любимова, это, конечно, очень разные величины. Извините.

 Эфрос поставил «У войны не женское лицо» по книге Алексеевич, ещё что-то. Возможно хорошие спектакли, но всё это было «не то», без лихости, смелости, гениальных режиссёрских находок, всего того к чему привыкли в этом театре и актёры и зрители. Сейчас бы я сказал: «не цепляет». Другой режиссёр и театр другой. Иной почерк. Труппе этого принимать не хотелось. Начался театральный конфликт. Не сразу, но постепенно, Таганку стали покидать ведущие актёры — Филатов, Смехов, Хмельницкий ушли в «Современник», Демидова просто «в никуда»...

Тем не мене, шли все знаменитые (кроме запрещённых, разумеется) спектакли — аншлаг в зале, атмосфера потери и безысходности за кулисами. Для Таганки наступили тяжёлые времена — четыре года назад умер Высоцкий, а теперь остались без своего режиссёра, на спектакли которого стремилась попасть вся страна, когда каждая постановка отдельное произведение искусства, многие из которых помнятся лично мне до сих пор. 

Кроме гениального режиссёра, сильного актёрского состава, это был ещё и театр Давида Боровского — главного художника всех постановок Любимова. В каждом спектакле, полностью отбрасывая идею классических декораций, Боровский придумывал такую концепцию, что просто дух захватывало — как он это всё делает, как? 

В спектакле «Высоцкий» на сцену был поставлен обычный партер и теперь это и крышка гроба и самолёт и вообще что угодно. В спектакле «Час пик» главный герой в исполнении Смехова буквально летал на огромном маятнике от настенных часов.  В спектакле «Послушайте» (по стихам Маяковского) кубики с буквами превращались в слова и даже постаменты. Так была сделана знаменитая сцена спектакля, когда памятники Пушкину и Маяковскому, стоящие на Тверской, разговаривают по ночам друг с другом. И это был разговор двух эпох, двух поэтов, двух времён, перед зрителями. 

Это нельзя рассказать — это надо видеть и пережить, сидя в зале. Помню как в те тяжёлые времена «без Любимова», на скромной вечеринке всей труппы (отмечали юбилей Таганки), в верхнем фойе, после спектакля, Боровский у нас на глазах, из красных кирпичей,  сложил огромный торт и зажег свечи. Во истину, всё гениальное — просто. 

Мне повезло — многие спектакли видел по несколько раз, когда Любимов вернулся на родину, бывал на репетициях, генеральных прогонах. 

Почему-то так принято, что если человек гениален, если мировая величина и звезда (настоящая, без кавычек) то он просто совершенен во всем, прекрасен во всем, и ему прощается всё — за талант, за успех, за вклад в мировую культуру. 

Отлично помню одно из первых интервью Любимова после возвращения в СССР. Журнал «Огонёк», 88 год, флагман Перестройки, который читали, в тот год просто «все». Это же тогда началось — актёры не дисциплинированы, ленивы, форму не держат, бегают по халтурам. И пошло и поехало. Потом было ещё миллион выступлений, интервью и везде та же тема. Никто никогда не сказал ни слова. Не попытался возразить, напомнить о чувстве долга, преданности и любви которых у актеров по отношению к Мастеру, всегда было в избытке. 

Вот и о последнем скандале, когда Любимов ушёл из театра, в общественном сознании сложилось мнение, мол это вина коллектива, актёров вина, что, конечно, далеко от истины… Уверен, ещё наступят времена, когда это несправедливое отношение будет пересмотрено, потому что гениальный режиссёр и хороший руководитель не всегда совпадающие величины, образно говоря. 

В 87 году, по редакционным делам, мне нужно было сгонять на дачу к Евтушенко, в Переделкино. В назначенное время стою у калитки, звоню, никто не открывает. Вдруг, в сопровождении красивой собаки Евгений Александрович возвращается с пробежки. Извиняется. Запыхавшись открывает дверь дома, мы заходим на кухню, он быстро пробегает глазами рукопись. 

А я понимаю, что у меня есть 2 минуты для одного вопроса, максимум для двух. Спрашиваю его о Любимове. Евтушенко говорит, что режиссёр обязательно вернётся и в страну и на родную Таганку. В принципе, все так и произошло. 

Впрочем нет — прежней страны скоро не стало, а «золотое время» Таганки не вернулось уже никогда.

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


wowagera 13 сентября 2017 | 16:09

А я в 74-м смотрел в Набережных Челнах Доброго человека.. и Антимиры..Потом был на концерте Высоцкого там же..Такая прелесть..

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире