suholuckiy

Аркадий Сухолуцкий

13 сентября 2017

F
13 сентября 2017

А зори здесь тихие

....Когда часто переезжаешь, многое уходит, что-то неизменно теряешь в пути — записные книжки, фотографии, письма, любимые безделушки, сам тоже меняешься, постепенно. Хотя может в этом и есть смысл всех переездов? Трудно сказать. 

Впрочем, есть вещи которые хранятся особо. В моём скромном багаже, среди таких вещей, старая театральная программка. На титульном листе, рядом с известным логотипом, размашистым почерком написано: «Алик, приходи в наш театр. Юрий Любимов». Надо повестить такую фоточку в Инстаграмм, никто ж не поверит. 

Тут самое время сказать, что Аркадий мое «взрослое» имя, раньше меня звали совсем по-другому. 

30 сентября исполняется 100 со дня рождения Юрия Петровича, легендарного режиссёра, легендарной Таганки. Издали наблюдаю как отмечают юбилей этой осенью и захотелось написать самому. А может рассказать то, о чем говорить как-то не принято.

Впрочем обо всем по порядку. 

Первый раз в театр на Таганке я пришёл в 14 лет; 84 год — один из самых тяжёлых в истории театра — главный режиссёр и основатель Юрий Петрович Любимов лишён советского гражданства, остался работать в Европе. Коллектив в отчаянии, продолжает надеятся на воссоединение в Москве. Но это мечты, а в реальности все понимают — при советском режиме никакого воссоединения быть не может. Тогда как жить и работать дальше? Любимов, как раз из тех, кого заменить невозможно. Это стало очевидно ещё тогда — Таганка очень «режиссёрский театр» — без отца-основателя существовать ещё можно, но блистать, и быть «местом силы» уже нет.

На Таганку приходит Анатолий Эфрос. В театральной среде и сегодня — спустя много лет, Эфрос почитаем, любим очень многими. И наверное нельзя сравнивать, но я помню как на одной сцене и в одном театре шли спектакли Эфроса и Любимова, это, конечно, очень разные величины. Извините.

 Эфрос поставил «У войны не женское лицо» по книге Алексеевич, ещё что-то. Возможно хорошие спектакли, но всё это было «не то», без лихости, смелости, гениальных режиссёрских находок, всего того к чему привыкли в этом театре и актёры и зрители. Сейчас бы я сказал: «не цепляет». Другой режиссёр и театр другой. Иной почерк. Труппе этого принимать не хотелось. Начался театральный конфликт. Не сразу, но постепенно, Таганку стали покидать ведущие актёры — Филатов, Смехов, Хмельницкий ушли в «Современник», Демидова просто «в никуда»...

Тем не мене, шли все знаменитые (кроме запрещённых, разумеется) спектакли — аншлаг в зале, атмосфера потери и безысходности за кулисами. Для Таганки наступили тяжёлые времена — четыре года назад умер Высоцкий, а теперь остались без своего режиссёра, на спектакли которого стремилась попасть вся страна, когда каждая постановка отдельное произведение искусства, многие из которых помнятся лично мне до сих пор. 

Кроме гениального режиссёра, сильного актёрского состава, это был ещё и театр Давида Боровского — главного художника всех постановок Любимова. В каждом спектакле, полностью отбрасывая идею классических декораций, Боровский придумывал такую концепцию, что просто дух захватывало — как он это всё делает, как? 

В спектакле «Высоцкий» на сцену был поставлен обычный партер и теперь это и крышка гроба и самолёт и вообще что угодно. В спектакле «Час пик» главный герой в исполнении Смехова буквально летал на огромном маятнике от настенных часов.  В спектакле «Послушайте» (по стихам Маяковского) кубики с буквами превращались в слова и даже постаменты. Так была сделана знаменитая сцена спектакля, когда памятники Пушкину и Маяковскому, стоящие на Тверской, разговаривают по ночам друг с другом. И это был разговор двух эпох, двух поэтов, двух времён, перед зрителями. 

Это нельзя рассказать — это надо видеть и пережить, сидя в зале. Помню как в те тяжёлые времена «без Любимова», на скромной вечеринке всей труппы (отмечали юбилей Таганки), в верхнем фойе, после спектакля, Боровский у нас на глазах, из красных кирпичей,  сложил огромный торт и зажег свечи. Во истину, всё гениальное — просто. 

Мне повезло — многие спектакли видел по несколько раз, когда Любимов вернулся на родину, бывал на репетициях, генеральных прогонах. 

Почему-то так принято, что если человек гениален, если мировая величина и звезда (настоящая, без кавычек) то он просто совершенен во всем, прекрасен во всем, и ему прощается всё — за талант, за успех, за вклад в мировую культуру. 

Отлично помню одно из первых интервью Любимова после возвращения в СССР. Журнал «Огонёк», 88 год, флагман Перестройки, который читали, в тот год просто «все». Это же тогда началось — актёры не дисциплинированы, ленивы, форму не держат, бегают по халтурам. И пошло и поехало. Потом было ещё миллион выступлений, интервью и везде та же тема. Никто никогда не сказал ни слова. Не попытался возразить, напомнить о чувстве долга, преданности и любви которых у актеров по отношению к Мастеру, всегда было в избытке. 

Вот и о последнем скандале, когда Любимов ушёл из театра, в общественном сознании сложилось мнение, мол это вина коллектива, актёров вина, что, конечно, далеко от истины… Уверен, ещё наступят времена, когда это несправедливое отношение будет пересмотрено, потому что гениальный режиссёр и хороший руководитель не всегда совпадающие величины, образно говоря. 

В 87 году, по редакционным делам, мне нужно было сгонять на дачу к Евтушенко, в Переделкино. В назначенное время стою у калитки, звоню, никто не открывает. Вдруг, в сопровождении красивой собаки Евгений Александрович возвращается с пробежки. Извиняется. Запыхавшись открывает дверь дома, мы заходим на кухню, он быстро пробегает глазами рукопись. 

А я понимаю, что у меня есть 2 минуты для одного вопроса, максимум для двух. Спрашиваю его о Любимове. Евтушенко говорит, что режиссёр обязательно вернётся и в страну и на родную Таганку. В принципе, все так и произошло. 

Впрочем нет — прежней страны скоро не стало, а «золотое время» Таганки не вернулось уже никогда.

Сегодня в День Европы, когда в Брюсселе открыты для широкой публики все главные Институты Евросоюза (Европарламент, Еврокомиссия, Совет ЕС) снова стал свидетелем картины, которую наблюдаю из года в год. Здесь необходимо отметить, хорошим тоном, особенно в последнее время, стало говорить: «проект ЕС идёт ко дну», «идея Евросоюза оказалось несостоятельной», «скоро всё развалится, как когда-то развалился СССР, вот увидите». 

Всё возможно. Строить прогнозы дело неблагодарное и «опасное», как всегда. Но то что вижу в День Европы в Брюсселе, так это реальный интерес граждан (в свой выходной, а сегодня ещё редкий день, когда отличная погода и солнце) познакомиться с тем как работают Институты ЕС как можно ближе. Изучить, как говорят, «изнутри». 

Весь Европейский квартал переполнен людьми с флагами, брошюрами, рекламными проспектами партий и союзов. Чтобы попасть, к примеру в здание Европарламента или Совет ЕС, многие стоят в огромных очередях, а потом идут на экскурсии, знакомятся с работой комиссий и комитетов, принимают участие в заседании (в Европарламенте), которое проводят специально для них. 

Когда людей «сгоняют для галочки», это же видно всегда. И это совсем не тот случай, что не может не радовать и вселяет надежду, что у европейского проекта есть достойное будущее. По крайне мере, пока.

2733660

2733662

2733664
22 марта 2017

Годовщина

Со стороны может показаться, что я постоянно ворчу и гоню на Бельгию, в частности на Брюссель. На самом деле, родную страну я очень люблю за…. постоянство, за предсказуемость. 

Памятные мероприятия жертв прошлогоднего теракта в Брюсселе должны были состоятся в разных частях города — возле Биржи (где после терактов спонтанно образовался народный мемориал), в соборе Святых Михаилы и Гудулы, в квартале Моленбек итд. Однако два наиболее значимые точки, там где прошлым мартом прогремели взрывы, погибли и были ранены сотни людей — аэропорт и станция метро Мальбек в Европейском квартале. Ещё раз напомню, в чем уже нет сомнений ни у кого — стойка американской авиакомпании в международном аэропорту и станция метро возле квартала, где находятся все самые важные Институты Евросоюза были выбраны, отнюдь, не случайно.

 Извините, отвлёкся. 

В аэропорт я не поехал, там должна была быть королевская чета, много официальных лиц и можно было представить уровень мер безопасности из-за этого. Хотя относительно недавно встретил королеву Матильду, делающую шопинг у нас на районе (в компании всего двух охранников в штатском) и небо не упало на землю. Ничего, всё спокойно прошло. Кажется кроме меня и ещё одной старушки никто на королеву с дочкой вообще внимания не обратил.

В общем, сегодня, с утра пораньше отправился к станции метро Мальбек. Тем более, что местная пресса писала — граждане приглашаются принять участие в Минуте молчания и встретить её аплодисментами. В знак того, что мы не только помним погибших, но не сдались, не испугались угроз террористов. 

Предположим, не испугались. Хотя меры безопастности такие, что в слова мэра города Ивана Майора (встретил его дающего интервью местной прессе) о том, что нас не запугать, не сломить — вертится как-то с трудом. 

На станцию метро Мальбек не зайти — только по спец. пропускам, все телевизионные бригады работают перед входом, на улице. К монументу, который тоже торжественно открыли сегодня, подойти тоже нельзя — оцепление из солдат и полиции. Все огорожено, не дать не взять, не монумент, а военный объект в центре столицы Евросоюза.

 У блок-поста, на большом расстоянии от монумента, стоят полицеские, проверяют документы. Передо мной большая группа работников Скорой помощи, пришли с цветами. Пропуск каждого осматривается  очень внимательно. Доходит очередь до меня. Пресс-карта, бельгийский ID? «Нет, пройти вы не можете. Почему? Да потому что я так сказал. При чем два раза» — оказывается бельгийская полиция может быть настойчива, уверена в себе и очень решительна. То есть можем когда захотим. Впрочем повод нашей утренней встречи говорит несколько о другом. 

Память людей живёт там, где к ней имеют отношения все. А не только официальные лица в хороших костюмах. Это я по личному и увы, очень большому, израильскому опыту знаю. Надеюсь бельгийцев эти открытия обойдут стороной, потому что с такой проблемой как терроризм справляться они не умеют и боюсь, что не скоро научаться.
Весна 2017 — необычное время для российско-бельгиских отношений. Ровно 300 лет назад, в апреле 1717 Петр I, во время продолжительного путешествия по Европе, посетил Антверпен, Льеж, Спа и Брюссель. В начале этого года, в интервью РИА Новости посол России в Бельгии Александр Токовинин заявил, что российская сторона работает «над составлением программы, которая позволила бы отметить в 2017 году 300-летие визита сюда Петра Великого». Эта круглая дата, и мероприятия с ней связанные — отличный повод напомнить и о бронзовом бюсте Петра I, который установлен в самом сердце Брюсселя, в Королевском парке, буквально в 100 метрах от официальной резиденции бельгийского короля. Бюст Петра Великого (работа немецкого скульптора Даниэля Рауха) был подарен городу в 1856 году российским промышленником Анатолием Демидовым. Русского царя скульптор изобразил с орденом Святого Андрея Первозванного и с орденской лентой.  На постаменте надписи на нидерландском и французском языках: «Воздвигнут в честь Петра Великого в память о его пребывании в Брюсселе в 1717 году».

Последнее время территория этой части парка выглядит несколько ухоженней прежнего. И все же довольно странно, что за эти годы Россия не смогла добиться от городских властей особого, более внимательного отношения — чтобы у тропинки которая ведет к Петру I от главной аллеи, был установлен соотвествующий указатель, чтобы за бюстом и постаментом был постоянный уход, как за остальными памятниками в бельгийской столице. И главное, чтобы имеющий историческое значение и находящийся в плачевном состоянии (расположенный рядом) источник тоже был бы почищен, ухожен, облагорожен. На каменном бортике источника выбит латинский текст: «Петр Алексеевич, царь и великий князь Московии, сидя на краю этого источника,  воду его облагородил, совершив возлияние вином, в третьем часу полудни 16 апреля 1717 года». О точном смысле данной фразы до сих пор идут споры. Впрочем,  скорей всего, во время праздника устроенного городскими властями в честь приезда русского царя, виновник торжества сидел здесь, пил вино и вылил его остатки в источник. Сейчас каменный бортик с находящимся внутри источника мусором, прошлогодними листьями, грязной водой — скорее символизируют состояние заброшенности и запустения, чем важное для нашей страны место на карте Европы. 

Не удивительно, что русские туристы бывающие в этой части Королевского парка, зачастую поражены состоянием исторических мест связанных с Россией. И кажется Бельгия бы отнеслась с пониманием, если бы эта тема российской стороной была поднята. Благо повод весьма актуальный.   

2703192

2703198

2703194

2703196

2703200

2703202

Фестиваль «Русские дни» открылся в пятницу, в Брюсселе. На протяжении трех дней бельгийская публика будет знакомится с современным русским кино (зрители увидят картины Андрея Звягинцева, Сергея Лозницы, Никиты Михалкова), участвовать в дебатах о литературе (поэтесса Ольга Седакова, писатели Михаил Шишкин и Михаил Зыгарь), посещать концерты классической музыки (в исполнении оркестра брюссельской филармонии прозвучат произведения Сергея Прокофьева)

В первый день фестиваля состоялся концерт произведений композитора Эдуарда Артемьева из фильмов Никиты Михалкова. Господин Артемьев, присутствовавший на вечере, обращаясь к залу сказал, что очень тронут таким приемом и особенно тем фактом, что это первый зарубежный концерт состоящий только из его музыки.

В то же время, в интервью «Эхо Москвы» композитор заявил, что подобные культурные инициативы не могут повлиять на охлаждение отношений между Россией и Европой. «Музыка, это отдельная, богом данная некая субстанция, я даже не знаю как её назвать, которая воздействует на меня и на других людей. Музыка это волновая история, (если говорить как неудавшийся физик), которая проникает, находит резонанс… может в людях, может в космосе. И более того, я считаю, что музыка это единственный шанс встретиться с богом, для обычных людей, не служителей культа. Таким обывателем я себя и считаю. Господь дал мне возможность почувствовать что-то такое, чего бы я, не будь музыки, не почувствовал».

2648608

2648610

2648612

2648614

2648616

2648620

Это очень известный эпизод. Послевоенное время, СССР, голод, разруха. Где-то в сельской местности идут съёмки фильма «Кубанские казаки». В кадре — сытая, счастливая, прекрасная жизнь.

Знаменитый режиссёр Юрий Любимов, игравший в той картине, потом вспоминал, что первые сомнения в адекватности советской власти у него возникли после того как на съёмочной площадке к нему подошла местная бабушка и спорила: «Мил человек, а из какой жизни вы кино то снимаете?...»

Это я к тому, что пару лет назад в центре Брюсселя проходила очередная многочисленная демонстрация. В этот раз то ли фермеры (приехавшие со всей Европы), то ли представители другого сектора экономики, финальной точкой своей манифестации выбрали площадку перед штаб-квартирой Европейской комиссии.

Демонстранты пришли поговорить и послушать тех, от кого зависит их ежедневная жизнь, материальный достаток, будущее и настоящее. Для тех, кто не в курсе — Европейская комиссия — один из важнейших Институтов ЕС, который следит за соблюдением законов, обязательных к выполнению странами-членами Евросоюза.

Ну так вот, чиновники и официальные лица просто не вышли к людям. Были не готовы — послушать, поговорить. Причина: «Мы не вступаем в прямой контакт, если в манифестации не принимают участие представители профсоюзов». В тот раз их, действительно, не было.

И тут я задумался: «А на фига вы нужны такие, если не хотите посмотреть в глаза тем, чьей жизнью рулите?». Может Институтам Евросоюза необходима срочная реформа и сегодняшний Брекзит просто первый звонок? Услышат ли его? Готовы ли быстро меняться? Актуальные вопросы, на самом деле.

Каждый год, в мае, Институты Евросоюза в Брюсселе устраивают День открытых дверей. В минувшую субботу, на территории Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС прошло более ста мероприятий — мастер-классы, экскурсии, многочисленные викторины, лекции — отличная возможность для граждан ЕС узнать подробно как, к примеру, функционирует Комитет по бюджету или что нужно делать, если ваш сын или дочь решили стать синхронными переводчиками и работать в Европарламенте. Людей, особенно приехавших из стран, где учреждения такого уровня не балуют граждан открытостью и прозрачностью, День открытых в Брюсселе поражает и восхищает одновременно.

Впрочем, как у постоянного посетителя этих Дней, наряду с восхищением, появляются вопросы. К примеру, странно что ни на одном из стендов не затрагивалась тема возможного выхода Великобритании из ЕС. А ведь это один из главных и ключевых моментов, который сейчас обсуждается в связи с будущим Евросоюза. Понимая, что после терактов 22 марта подход к вопросом безопасности в Бельгии изменился, не перестаешь удивляться количеству охранников, которые были задействованы на этих Днях открытых дверей. Удивило и то, что из года в год характер мероприятия не меняется.

Дни открытых дверей ЕС выглядят как большая, интерактивная (с призами и викторинами) презентация в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза». Хотя всем известно, и очевидно давно — нет, далеко не все хорошо. Поэтому с такой тревогой ждут многие результата референдума о выходе Великобритании из ЕС, поэтому Франция, а по её стопам идет та же Бельгия, живет в постоянных забастовках и демонстрациях.

2490624

2490626

2490628

2490630

2490632

2490634

2490636

2490638

2490640

2490642

2490644

2490646

2490648

2490650

2490652

2490654

2490656

2490658

2490660

Сегодня в Брюсселе прошёл Марш против террора и ненависти. В нем приняли участие представители 150 общественных организаций и всех религиозных конфессий. По словам мэра города Ивана Майера, по центру бельгийской столицы, прошли более 7 тысяч человек — в два раза меньше из заявленных организаторами. Такие цифры, возможно, связаны с тем, что спустя три недели после терактов, в Брюсселе сохраняется напряжённая обстановка. Власти не исключают повторения подобных атак и в будущем.

По замыслу организаторов, в первых колоннах марша шли работники служб спасения, члены семей чьи родные пострадали во время терактов 22 марта. Многие их тяжелораненых (44 человека) находятся в больницах до сих пор. Во время двух взрывов, утром 22 марта, в брюссельском аэропорту и на станции метро Мальбек, погибло 32 человека, ранены более 300.

2469292

2469294

2469296

2469298

2469300

2469302

Сегодня в Европарламенте, партия «Альянс либералов и демократов за Европу» (ALDE) отмечая годовщину убийства Бориса Немцова, проводят конференцию «Укрепляя Европейские ценности в России». Жанне Немцовой, была вручена премия Жана Рея, которой посмертно был удостоен её отец.

Выступая перед собравшимися, Жанна рассказывала о недавно основанном «Фонде Бориса Немцова» о проектах, которые он намерен осуществлять. И о том, что Борис Немцов предавал особое значение науке и образованию. Проекты именно в этих сферах (политики, социологии, экономики) сфокусированные на России и станут основными задачами фонда.

В рамках конференции в Брюсселе, Илья Яшин презентовал свой доклад о Рамзане Кадырове.

2448406

2448408

2448410

2448412

2448414

2448416

Неприятный инцидент произошел на прошлой неделе с бельгийскими туристами, которые возвращались из Египта домой. Двум гражданам России, давно проживающим в Бельгии и имеющим здесь легальный статус, было отказано вернуться из отпуска в Шарм-эль-Шейхе с той же авиакомпанией на которой они прилетели в Египет. Несмотря на наличие билетов, маме и двенадцатилетней дочери не дали подняться на борт. Работники авиакомпании Jetair связались с пассажирами ещё в четверг, 5 ноября, сообщив, что их полет в Брюссель отменяется. Сотрудники лоукостера предложили приехать в аэропорт Шарм-эль-Шейха в пятницу, где без объяснения причин заявили — компания отказывается брать на борт своих пассажиров, готова возместить убытки за билет, а в Брюссель им придётся добираться «своими силами».

В репортаже телеканала RTBF, супруг туристки из Бельгии, в присутствии корреспондента, звонил в центр по обслуживанию клиентов Jetair, где комментируя ситуацию сотрудница авиакомпании сообщила о том, что решение было принято «из соображений безопасности». И по словам тур-оператора объясняется авиакатастрофой российского лайнера, летевшего на днях из Египта в Россию. В тоже время, более конкретных причин — на каком основании двум пассажирам было отказано вернуться в Бельгию любым другим рейсом Jetair, авиакомпанией, представлено не было.

Министерство иностранных дел Бельгии заявило, что не в курсе произошедшего. Россияне купили билеты Аэрофлота и через Москву, спустя три дня, вернулись в Брюссель.

В интервью корреспонденту «Эхо Москвы» наша соотечественница рассказала, что у них с дочкой не было багажа (только ручная кладь) и причины отказа авиакомпании, конечно, не в этом. По её словам, в такой же ситуации оказалась и другая семья. Обладателям бельгийского паспорта так же, не особо церемонясь, не дали вернуться домой. Можно только предположить, что фамилии пассажиров вызвали у сотрудников авиакомпании какие-то подозрения. «Вместе с нами была семья из Брюсселя с двумя маленькими детьми. Взрослые, уроженцы Турции и Пакистана были гражданами Бельгии, как и их дети — двух и пяти лет.» — поясняет Альбина.

«Очень обидно, что никто из официальных лиц не присутствовал в аэропорту — тогда бы нас так просто, с посадочным талоном, и без объяснения причин никуда бы не вышвырнули. Возмутило и то, что посадочные талоны у нас забрали, отказавшись их возвращать. Работники авиакомпании показали какую-то бумагу с нашими фамилиями, которую мне даже не дали сфотографировать!»

Вместе с тем, судиться с авиаперевозчиком моя собеседница не собирается. «Думаю смысла нет — напишем претензию в Jetair, а там посмотрим. Скорей всего, покажут правила, где мелким шрифтом будет написано про чрезвычайные ситуации, которыми оправдывают такие случаи, вот и все. Нет особого желания что-то доказывать. Если компания посчитала нас угрозой другим пассажирам — пусть объяснит в чем угроза была. В наш отель приезжали представители англичан и рекомендовали воспользоваться бесплатным самолетом домой. О нас же никто особо там не заботился. Билет в Москву я брала по самой дорогой цене.»

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире