14:01 , 15 апреля 2013

Экспертный анализ выступления сектоведа Дворкина по поводу ислама

Некоторое время назад в отношении антиисламской лекции, прочитанной сектоведом А.Л. Дворкиным в Архангельске, мною был проведен небольшой опрос среди религиоведов, которых я просил прокомментировать ее содержание. Было интересно получить независимые экспертные мнения по этому поводу по причине того, что Дворкин в ответ на поднявшуюся волну недовольства и критики в свой адрес со стороны представителей мусульман попытался свалить ответственность за конфликт на других, хотя недовольство было вызвано именно содержанием его лекции.

Я просил ученых дать ответы примерно на один и тот же список вопросов:

1. насколько содержание лекции соответствует официальной версии истории возникновения Ислама?

2. насколько исторически достоверно и объективно изложены лектором факты и насколько они могут быть подтверждены документально?

3. насколько корректно преподнесены данные лектором с учетом того, что лекция носит публичный характер и ориентирована на, возможно, мультиконфессиональную аудиторию?

4. насколько оправданным с Вашей точки зрения является скрупулезное детальное изложение фактов возникновения той или иной религии во внеакадемической среде (для широкой аудитории)?

5. какой эффект могло бы произвести прочтение данной лекции перед мусульманской аудиторией?


Пару дней назад мне пришел очередной развернутый ответ по этому поводу от Алексея Васильевича Журавского, к.и.н., доцента Свято-Филаретовского православно-христианского института и ведущего научного сотрудника Института восточных культур и античности РГГУ.

Вот текст этого отзыва:

«О лекции А.Л. Дворкина в Архангельске

Свой краткий отзыв на открытую лекцию А.Л. Дворкина об исламе я бы начал с ответа на 4-й вопрос А. Степанова: «Насколько оправданным с Вашей точки зрения является скрупулезное детальное изложение фактов возникновения той или иной религии во внеакадемической среде (для широкой аудитории)?»

Я считаю такое изложение возможным и даже желательным, однако при одном условии: это должен делать специалист по той или иной религии. О буддизме должен рассказывать профессиональный буддолог, об индуизме – индолог, об исламе – исламовед. Исламоведом А.Л. Дворкин ни в коем случае не является. О чем свидетельствует и путаница в ударениях, когда он приводит арабские реалии. И неспособность вспомнить автора первого русского перевода Корана непосредственно с арабского языка (Г.С. Саблуков). И именование первого омейядского халифа Марваном (вместо Муавия). И утверждение, что Ясриб, затем Медина, находится менее чем в 100 км от Мекки (тогда как расстояние между этими двумя городами 430 км). И утверждение, что в 10 веке существовало 7 версий Корана (тогда как в то время было принято равно допустимыми 7 способов чтения Коран, которые признаются и сегодня). И утверждение, что единая версия Корана была принята только в Каире в 20 веке (каирское издание Корана 1924 г. всего лишь зафиксировало единую нумерацию айатов, во многом корректирующую нотацию, которую предложил в 19 в. немецкий ученый Г. Флюгель). И заявление, что о существовании Мекки никто ничего не знал вплоть до Ибн Хишама (а Мекку упоминает уже Птолемей). И отождествление коранических «мушрикун» (многобожников) с христианами, которые в Коране именуются «насара». И утверждение, что Иоанн Дамаскин ссылается на несуществующие суры Корана (все ссылки, как это показано специалистами, совершенно четко идентифицируются с определенными кораническими пассажами). И утверждение, что ислам – это плагиат из иудаизма, зороастризма и христианства. Любая религия есть во многом синтез предшествующих духовных традиций, и в то же время новое слово. И классическая мусульманская культура явила собой уникальный синтез многочисленных, включенных в ее орбиту этнических, культурных и религиозных традиций. Перечислять «ляпы» можно еще долго.

Главное. Становление ислама в первые полтора века его существования, и кодификация коранического текста – это действительно серьезные проблемы, которые сегодня обсуждают и о которых спорят серьезные исследователи. Существует много точек зрения и гипотез. По ходу замечу, а что в раннем христианстве не существовало проблемы канонизации новозаветных текстов? Серьезный специалист нашел бы нужные слова, чтобы познакомить неподготовленную аудиторию с этой проблематикой. А.Л. Дворкин этого не сделал. Единственное имя, которое он упоминает – английский писатель Том Холланд, не имеющий, как и А.Л. Дворкин, к исламоведению никакого отношения. Его книга «Под сенью меча» («In the Shadow of the Sword») была оценена «безответственной и ненадежной» даже большинством СМИ.

Резюме: Лекция А.Л. Дворкина не выдерживает никакой критики.

Алексей Васильевич Журавский, кандидат исторических наук, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института и доцент Института восточных культур и античности РГГУ»


Лаконичный и в то же время объемный отзыв А.В. Журавского подтверждает некомпетентность Дворкина в вопросах истории ислама и несостоятельность его «сектоведческого» подхода к вопросу религии. Подобные лекции, на которых он «блещет» своей эрудицией, ведут только к обострению межрелигиозных отношений, как мы успели в этом убедиться.

Видеозапись самой лекции периодически то появляется, то снова исчезает из интернета. Сейчас, например, ее можно посмотреть здесь.

Комментарии

16

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


15 апреля 2013 | 14:45

Мне на выбрыки Дворкина начхать, но если его начнут мочить по новому выхлопу госдуры за оскорбление релчувств - будет совсем хреново!


15 апреля 2013 | 14:59

А. Л. Дворкиным получены степени бакалавра по специальности «русская литература» Хантер-Колледжа (англ.)русск. (Городского университета Нью-Йорка (англ.)русск.) (1980), степень Master of Divinity (магистра (кандидата) богословия) от Свято-Владимирской православной духовной семинарии Американской православной церкви в Нью-Йорке (1983).
В то же время учёных степеней и званий, предусмотренных российской государственной системой аттестации у Дворкина нет, потому что нострификация дипломов о полученном в США образовании не проводилась.
И на кого трудится сей антисектант, читающий лекции о мусульманстве? Он что намекает, что мировая религия Ислам - секта? Ему наверное "лавры" Салмана Рушди покоя не дают.


romantic_cinick Романтичный Циник 15 апреля 2013 | 15:11

В стране дорог нормальных нет, дома рассыпаются, деньги чуть не вагонами воруются, зато самой насущной проблемой становится выяснение, какой бог круче и авторитетней...


cuin88 15 апреля 2013 | 16:06

Может быть Дворкин и засранец. Фамилия зачастую о многом говорит. Но ислам, поверьте мне, защиты не заслуживает.


xlm 15 апреля 2013 | 17:13

Ничего, что в нашей стране проживает 20 млн коренных мусульман? Ничего что они работают, платят налоги и считают Россию своей Родиной? Ничего что их предки-мусульмане столетиями проливали кровь за эту страну?


privetius 15 апреля 2013 | 17:14

Не важно заслуживают защиты ислам или православие или не заслуживают, но когда из-за действий таких криворуких "сектоведов" в стране начинаются конфликты - это уже касается нас всех, граждан РФ.


yangpike 15 апреля 2013 | 17:48

Я думаю, долг сектоведа перед обществом прежде всего в том, чтобы выделить, с каким течением ислама можно сосуществовать, и, соответственно, признать именно его истинным исламом, а какие следует объявить богомерзкими сектами, и преследовать всеми официальными и не официальными силами средствами .


15 апреля 2013 | 17:03

/1. насколько содержание лекции соответствует официальной версии истории возникновения Ислама?/
-----------
Стыдно признаться...не знаком с творчеством (кроме пары доносов на этом сайте) Александра Степанова.
Может быть целый пласт культуры пропустил?
Г-н преподаватель? Вы не путаете Параллельные миры с правилами дорожного движения, или законами Ньютона? Напоминаю, это в средневековье, теология считалась такой же наукой, как и прочие.
Это что еще за "официальная версия истории возникновения Ислама?" Печать какой канцелярии там стоит? Неужели Небесной? А подпись чья? Если Пророка Мухаммада, то заверил ли её ангел Джибриль? Кто утвердил, «Сын Человеческий» или «Отец Небесный»?
Может быть, Вы распологаете и «официальной версией» возникновения Мира? Было бы интересно ознакомиться.

Чем более человек цивилизован, чем более эрудирован и информирован, тем менее склонен к демонстрации собственной недоразвитости.

P/S/ Надеюсь, Вы тов. Степанов, не забыли в своем Вузе поменять тему«Тотального диктанта» и, вместе с Союзом офицеров, воронежскими казаками и др. крупными учеными, заклеймить некомпетентность профессора Стернина?


15 апреля 2013 | 17:50

Попробовал бы он эту лекцию перед мусульманами прочитать.... тогда бы и разрешился весь конфликт.


privetius 15 апреля 2013 | 18:06

И все будущие конфликты тоже... :)))


nch_2012 15 апреля 2013 | 17:51

Спасибо большое и искреннее за проведенное исследование данной лекции Дворкина. Надо показывать людям какой он на самом деле "специалист", только вражду сеет и больше ничего.


curhatuy6 15 апреля 2013 | 18:51

Простите xlm. Только в России, сидя по пояс в дерьме, возможно рассуждать возвышенном духовном.


pravoved888 28 мая 2013 | 11:58

дворкин - лже пророк и лже-профессор. у него соответствующего образования для того чтобы выносить какие-то заключения о религиях. в религиях он разбирается не больше, чем свинья в апельсинах. это просто разжигатель вражды между людьми по религиозному признаку. преступление, осуществляемое открыто, на глазах у изумленной публики. он преступник. Статья 29 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ


xlm 15 апреля 2013 | 17:20

Александр, огромное Вам СПАСИБО! Только усилиями таких людей как Вы, раскрывающих сущность разного рода ксенофобов, у России еще есть шанс сохраниться как многоконфессиональное и многонациональное государство, каковым оно изначально и являлось.


pravoved888 28 мая 2013 | 11:58

Статья 29 Конституции Российской Федерации[1] гласит, что
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.


pravoved888 28 мая 2013 | 11:59

Согласно части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ[2],
Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире