starikov_i

Иван Стариков

22 мая 2016

F

Прозвучала финальная сирена в полуфинальном матче Чемпионата Мира по Хоккею 2016. Сборная России, едва дослушав гимн Финляндии, обречённо побрела в раздевалку.

На огромном сундукообразном табло, под самой крышей ледового дворца, со всех четырёх сторон светился неутешительный приговор —  РОССИЯ:1, ФИНЛЯНДИЯ:3. Все! В решающем матче мы  не играем. 

Проклятые цепкие, вязкие, упрямые финны, опять, как и на Олимпиаде в Сочи, не пустили нас в финал на домашнем, теперь уже московском льду.

Как так получилось, что этот семнадцатилетний пацан Себастиан Ахо нащелкал по носу нашим легендарным Овечкину с Дацюком, оформив двумя шайбами безоговорочную победу маленькой Финляндии над великой Россией?

Сначала без политики. 

Мировое хоккейное первенство невозможно выиграть одной, ну, двумя пятерками, пусть и составленными из выдающихся мастеров. Хоккей, при всех прочих, все-таки игра командная. Все остальное — от лукавого.
Необходимо с детского возраста формировать национальную хоккейную школу. 

Вчерашние триумфаторы полуфинала последовательно выиграли сначала юношеский, потом молодежный Чемпионаты Мира, и близки к уникальному хет-трику в истории мирового хоккея.

Подобно родникам, питающим тысячи озёр на их родине, финны создали уникальную систему отбора хоккейных талантов по всей стране. Тысячи тренеров ищут и находят этих самородков, таких, как Ахо.

Честная спортивная конкуренция создает родники, подпирает и  дышит в затылок заслуженным чемпионам, непрерывно подпитывая национальную сборную команду Суоми.

Вот такая система, во многом позаимствованная из опыта создания непобедимой советской хоккейной машины, оправдала все надежды и  вложения, как общества, так и власти.

Теперь пару слов о политике.
В современном спорте помимо мастерства, денег, тренерских методик для стабильных побед, нужна ещё одна неуловимая, но крайне важная субстанция ЕДИНСТВО СУДЕБ.
Да, да не смейтесь,

ЕДИНСТВО ТВОЕЙ ЛИЧНОЙ СУДЬБЫ И СУДЬБЫ ТВОЕЙ СТРАНЫ.

Вот этого главного компонента и не было вчера у нашей звездной команды.

Ну, не мог Олег Знарок перед третьим периодом, когда мы  горели двумя шайбами финнам, подобно Великому Анатолию Тарасову, зайти в  раздевалку и, вместо установки на последнюю, решающую двадцатиминутку, спеть интернационал, или, хотя бы, гимн России.
Его подопечные подумали бы, что главный тренер сборной просто сошёл с ума.

Потому и проиграли.

А обещанные премиальные, конечно важны, но люди, особенно Русские люди, идут не за большими деньгами, а за большими идеями. 
И вот с этим настоящим, не казенным единством судеб общества и власти, и состоит главная проблема и не только в спорте.

Тут, вот какая история.

Так сложилось само собой, повстречался по своим, совсем не  политическим делам, с парой видных единоросов. Независимо друг от друга, практически в одних выражениях обсценной лексики, они клеймили их  внутрипартийный праймериз, назначенный на 22 мая.

Аргументы представителей партии конституционного большинства показались мне убедительны. Бесспорно, предварительный отбор кандидатов в ходе публичных дебатов — вещь хорошая и вполне демократичная.  Однако, что хорошо европейским или американским политикам, для наших просто карачун.

И вот почему.

Сами участники такого квалификационного заплыва ни на минуту не верят в объективность, как самих процедур праймериз, так и в определение результатов. А что вы хотели? Если чемпионов-лидеров региональных списков определяют в Администрации Президента.

В итоге:

 во-первых: никто всерьёз их не воспринимает, и  не будет вкладывать в кампанию своей партии серьёзные деньги до подведения итогов праймериз;

во-вторых: это породит атмосферу тотального недоверия, склок, скандалов и подозрительности внутри самой партии, именно на региональном уровне.

Лучшего подарка КПРФ, как впрочем и другим системным думцам, которые решили не играть в демократию, трудно представить.

В-третьих: в отсутствии политической культуры и настоящей идеологии, многие проигравшие, в первую очередь, действующие депутаты Госдумы, и не только, начнут выдвигаться от  других партий, которым не надо собирать подписи. А поскольку таких ещё семнадцать, кроме «Единой России», то лучше заплатить немного каким-нибудь пенсионерам. Пойти от них, потратить свои деньги более рационально, и  нахлобучить своих недавних соратников.

Тем не менее, как человек демократических убеждений, в этом «Единую Россию» и Сергея Неверова, как главного идеолога, я поддерживаю.

Есть вероятность, что среди заскорузлых медвежьих лап, примеряющих хрустальные туфельки внутрипартийных праймериз «Единой России», найдётся несколько золушек — перспективных молодых политиков, особенно в регионах. А это уже, согласитесь, исторический шанс для партии — не закончить свой век на политическом кладбище.

Эту прекрасную метафору придумал Андрей Мовчан. Именно так он охарактеризовал антикризисный план Правительства РФ, принятый совсем недавно.

Действительно, примерно одиннадцать лет, с небольшим перерывом на глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов, продолжался нефтяной запой России. Шальные нефтегазовые деньжата позволяли кутить и в экономике, и в политике, особо не беспокоясь о серьёзных и трудных решениях и  программах.

Единственным рациональным решением власти стала стерилизация в суверенных национальных фондах, примерно 20% от всей углеводородной халявы, на  которые сейчас мы и живём.

Многолетние мантры и заклинания о поддержке малого и среднего бизнеса на самом высоком уровне заканчиваются его немедленным разгромом. И дело не в том, что где-то засели враги, просто совместить сырьевую модель экономики с многочисленным ершистым и независимым классом предпринимателе невозможно, как лить воду в  масло.

В этом смысле расширять налогооблагаемую базу за счёт малого и среднего бизнеса вроде бы надо, да вот это затруднит контроль, в том числе, и  политический.

Согласитесь, присматривать и рулить парой десятков сырьевых монстров проще, чем договариваться с субъектами малого предпринимательства, от  которых всегда шерсти мало, а визгу много.

Однако, как поёт мой друг Олег Митяев: «все сроки когда-то кончаются».  Вот и время экономического роста за счёт благоприятной конъюнктуры цен на энергоносители безвозвратно прошло.

Предстоящие выборы в Госдуму покажут, а есть ли у власти понимание, что только возврат реальной конкурентной политики и появление здоровой парламентской оппозиции может выступить эффективным «наркологом» для архаичной и стратегически бесперспективной привычки правительства к длительным нефтяным запоям.

Убеждён, по другому помочь тоталитарной секте свидетелей отскока нефтяных цен не получится, и очередная версия антикризисного плана тому неопровержимое свидетельство.

Отсюда: либо опять конституционное большинство дрессированных депутатов будет «помогать» правительству лечить абстиненцию бутылкой пива через инерционное сохранение нынешней политико-экономической модели, тогда у нас остаётся один шанс — проснуться под забором стран третьего мира (а вот этого очень бы не хотелось), либо начать застрявшие в зубах структурные реформы.

Да и мужики знают — голову ведь пивом не обманешь.

Памяти Бориса Немцова.
Близкими друзьями мы с Немцовым не были.
Единомышленниками-да. Людьми, имеющими одинаковое представление о Европейском выборе России-без сомнения.
Наконец соратниками по Союзу Правых Сил-исторический факт.
Близкими друзьями-нет.
Я просто не попадал в скорость света его жизни.
В тот абсолютный Эйнштеновский предел, выше которого уже ничего быть не может.
Сегодня стало понятно.
Борис и был той самой верхней константой человеческих качеств и поступков политика, в нынешней расчеловеченой жизни.
Не знаю когда и где он дал себе эту клятву.
Но обстоятельство быть искренним он ставил выше всех иных и побеждал.
Сегодня спустя год с его смерти, это оформилось очевидной истиной.
Во всех его цветах и портретах.
Да, да тех знаках народного признания и подлинного уважения , которые все никак не могут вытравить из памяти настоящих граждан, как не стараются.
Все коммунальные службы мэра ковшеносца, уже год ведут войну с мертвым Борисом Немцовым на мосту его имени,и раз за разом терпят поражение.
И нет у них ни одного шанса на реванш, ни од-но-го.
Мы соседствовали. 
Был пароль позывной в СМСках.
«Топлю баню, ловлю карасей»
И если Боря был в Москве и не занят, следовал ответ" Буду, только дым свой проветри. Банщик"
Потом для меня наступал ритуал топки бани по черному. 
Все, как у Шукшина в рассказе" Алеша Бесконвойный".
Обычно приезжал с Ириной и дочкой Соней. Этот нахальный ребенок не оставлял мне шансов за шахматной доской.
Борис хохотал и подначивал по поводу моего неправильного еврейства.
Мою маму тоже звали Дина.
Позже хлестали друг друга вениками, на верхнем полке.
Слушал, мои байки, что после канонически протопленной бани по черному воздух насыщен атомарным углеродом, практически дышишь активированным углем.
Выводит все токсины начисто, убеждал я своего гостя.
«Заметно Ваня, заметно. Как ты говоришь народные традиции и привычки оставляют только самое ценное проверенное временем»
молвил Боря,протирая слезящиеся от сизого угара глаза.
Просветленые сидели в сумерках на террасе,вели обычный мужской треп. Пресекал мои попытки налить дорогой Chivas Regal.
«Кощунник ты Стариков, только холодную водку после бани по черному. Теряешь национальную идентичность и русский архетип»
Потом вдруг посерьезнел.
«Все у нас Ваня вроде чистое и духовное, вон баня твоя, люди прекрасные, а живем плохо. Без радости и света живем.
А все потому, что вся наша русская история, это история борьбы правительства со своим народом
Причем победивших нет, вот и получается из века в век-Россия богатая страна, населенная бедными людьми»
Сегодня эти его слова, сказанные на тех банных посиделках жгут мою душу.
Проводили Немцовых к машине, дети и жены лопотали, что то свое, а мы задумчиво молчали.
Дописывал эту заметку вспомнились строчки Олега Митяева «Разомлевший от пара и водки,
и пойдет потихонечку к лодке,
и домой между звезд поплывет»
Год назад он поплыл от нас к звездам в вечность.
Светлой тебе памяти мой близкий друг Борис Ефимович.

Вчера, на радио обсуждали тему создания межведомственной группы. Она должна подготовить предложения для эмиссионного финансирования экономического роста.

Действительно, Премьер Дмитрий Медведев издал такое распоряжение. Инициаторами этой вечно «новой» панацеи выхода из нашей рукотворной рецессии выступил Столыпинский Клуб.

Судя по всему, его председатель и обдусмен Борис Титов поведет в Думу очередную вечно «новую» партию бизнеса. Признаться, здесь нас не балуют разнообразием сюжетов, и  новыми избирательными технологиями.
Аксиома, что электорат это одноразовый народ в  понимании современной политической элиты, не требует доказательств.

Очевидно, что тема денег, у которых есть все шансы быстро стать горой резаной бумаги, займет достойное место в предвыборной программе этой политической силы. На ее знаменах будет начертано: «МЫ НЕ ОППОЗИЦИЯ — МЫ АЛЬТЕРНАТИВА!», это к бабке не ходи.

Вместе с тем портрет Петра Аркадьевича Столыпина, Великого Русского Реформатора, неизбывно висит в моем кабинете лет тридцать и  всегда только он один.

Теорема влечет, а постулат требует, думаю, следует поговорить серьезно.

Как известно, умные учатся на чужих ошибках, дураки предпочитают свои. Однако свой собственный опыт приобретает экзистенциальный характер, поэтому всегда ценнее.

Вот и я начал приобретать его в марте 1994 года. Ваш покорный слуга был тогда в Государственной Думе заместителем председателя Комитета по аграрным вопросам.

Понятно, что парламент тогда был местом для дискуссий. Коммунисты, вместе со своим сателлитом «Аграрной Партией», заставили Правительство напечатать 700 млрд., тех еще рублей, под весенний сев.

Немного позже Виктор Степанович Черномырдин пригласил меня на должность заместителем министра экономики. Вскоре, работая уже в  исполнительной власти, пришлось мне испытать все прелести того нашего очень простого и эффектного решения, финансирования реального сектора за счет эмиссии.

А что случилось, спросите вы? И я отвечу. 

С временным лагом в шесть месяцев случился ЧЕРНЫЙ ВТОРНИК — 11 октября 1994 года. 

В этот день произошел эпический обвал рубля, сразу на  27%, или примерно по нынешнему курсу на 25 рублей.

Представили? Вышли на улицу, и наблюдаете, сегодня вечером на обменниках горят гордые 100 руб. за бакс, а еще утром было 75 целковых за зеленый. Это воплощение симфонии обеих ветвей власти, 22 года назад, вызвало панику и инфляционное пике.

Бойкие журналисты позже назвали этот день ШРАМОМ НА  ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.

Запомните эту дефиницию.

Справедливости ради хочу сказать, что легендарный премьер Черномырдин быстро обучался и больше не повторял таких экспериментов с  макроэкономикой, как на него не давили. Свидетельствую, то, что наше Правительство работало в несравнимо более сложных условиях, чем нынешнее.

Впрочем, вернемся к самой этой идее.

На самом деле экономическая теория вполне допускает возможность стимулирования экономического роста за счет управляемой эмиссии. Нобелевская премия тому подтверждение.

Однако абсолютными условиями успеха в этом безнадежном деле будут наличие высокоэффективных проектов и качественных государственных институтов. Только так, свеженапечатанные деньги строго по целевым направлениям придут в такие проекты, а не окажутся на финансовом рынке, став очередным кошмаром главы Центрального Банка.

И вот здесь и с тем, и с тем у нас большие проблемы.

Спору нет, отраслевые лоббисты привезут воз и  маленькую тележку своих проектов, и каждый будет судьбоносен для России. Не  сомневайтесь!

Отделить агнцев от козлищ, в наших условиях больших транзакционных издержек (взяток), будет решительно невозможно.
При этом не сомневаюсь, сепараторы в министерствах и ведомствах будут писать на  ресторанных салфетках счета за свои услуги, исключительно в бивалютных номиналах.

Итак, перефразируя Ильфа и Петрова: " Утром деньги, вечером стулья", скажу, вечером стулья (проекты), утром деньги.

В моем понимании осмысленный проект национально-государственного будущего, под который можно напечатать деньги, должен отвечать главному критерию — возможности использования главного монопольного ресурса нашей страны — ее территории. Этого огромного пространства Евразии, раскинувшегося 17,3 млн. квадратных километров и девятью часовыми поясами, между Восточной Азией и Европой.
Между мировой сборочной фабрикой и 850 миллионами обеспеченных потребителей.

Россия может предложить реализовать этот крупнейший в  мировой истории ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ.

Что же касается институтов, то понятно, быстро изменить существующую политико-экономическую модель не удастся.

Однако, поделиться частью суверенитета в рамках создания международного консорциума, с их аудитом и конкурсными процедурами можно, обеспечив выход из нашего институционального проклятия. Уверен, в такой парадигме мы, печатая деньги, не причиним несовместимых с жизнью увечий экономике страны.

Вообщем,"НАМ НЕ НУЖНЫ ВЕЛИКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ, НАМ НУЖНА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ".

 

22 января 2016

ДАВОС ВОЗБУДИЛ!

……. Старт этому осмысленному проекту национально-государственного будущего России необходимо дать 31 мая 2016 года, в 125-летие начала строительства Транссиба, объединив вокруг него все политические силы думской избирательной кампании. А 16 октября 2016 года, в  100-летний юбилей открытия сквозного движения по главной магистрали страны, объявить о создании международного транспортного консорциума и начать президентскую кампанию при поддержке нового состава депутатов 7-ой Государственной Думы.

 Друзья!

Прочитал текст выступления Президента Всемирного экономического Форума в Давосе Клауса Мартина Шваба.

Нет сомнения, что это новый капиталистический манифест, и  посвящен он 4-ой промышленной революции. Если в области цифровых технологий у  нас мало шансов, то по другим направлениям есть неоспоримые конкурентные преимущества.

Цитирую: «В будущем технологические новации приведут к  эволюционному прорыву в области предложения с долгосрочными плюсами в  эффективности и производительности труда. Стоимость транспорта и коммуникаций упадут; эффективность логистики и глобальных сетей предложения повысится; стоимость торговли уменьшится; все это откроет новые рынки и подстегнет рост экономики».

Россия, которая своими 17 млн. кв. км и 9-тю часовыми поясами уникально расположилась между Восточной Азией и Европой, имеет все основания предложить свой транспортный коридор, позволяющий открыть новые рынки для Востока и Запада, и дать новый старт росту мировой экономики.

Это стало особенно актуально после создания Транс-тихоокеанского партнерства (TPP), куда вошли, помимо США, еще 11 стран, от Японии с Австралией до Канады. А это 40% глобального ВВП и 30% мировой торговли.

Читайте «Пространственная экономика, как ответ на вызов истории».

  

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА,

КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ИСТОРИИ

Конец XX – начало XXI веков поставили перед Россией как государством и  цивилизацией ряд драматических вызовов – геополитических, политических, геоэкономических, экономических, социальных. 

К числу основных таких вызовов можно отнести следующие.

1.     Эрозия / ослабление контроля центральной российской власти (Москвы) над территорией страны, занимающей большую часть евразийского хартленда (EurasianHeartland).

2.     Формирование и  закрепление архаичной и стратегически бесперспективной экономической модели, предполагающей опору на безраздельную эксплуатацию сырьевого комплекса и  экспорт сырой нефти / природного газа («сырьевая модель») при одновременном установлении критической зависимости от импорта потребительских товаров, технологий, а отчасти и кадров.

3.     Закономерно и  неизбежно сопутствующий сырьевой модели распад научно-технологического потенциала, унаследованного Россией от СССР.

4.     Критический износ национальной инфраструктуры, обусловленный исчерпанием инфраструктурного задела, созданного во времена СССР, и отсутствием ощутимых инвестиций (как государственных, так и частных, за исключением трубопроводного транспорта) в  инфраструктуру в постсоветский период российской истории.

5.     Смена экономической парадигмы утилизации советского наследствана созидательную стратегическую программу национально-государственного будущего.

6.     Падение ниже определенного критического уровня политического и культурного влияния России на  пространстве ее бывшей (Российско-Советской) империи, которое по своим контурам и границам примерно совпадает с евразийским хартлендом.

7.     Качественное усиление влияния на евразийском хартленде новых геополитических игроков – региональных модераторов, альтернативных России, в первую очередь: Китая на  Дальнем Востоке и в Центральной Азии; Турции на Кавказе.

8.     Критическое нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии различных регионов России. В первую очередь – формирование и развитие у ряда регионов Сибири и  Дальнего Востока «комплекса колонии». Возникновение первичных сепаратистских тенденций в азиатской части России. Начало переориентации ряда регионов РФ на внешние – находящиеся за пределами страны — центры влияния и силы; в частности, Дальнего Востока и Восточной Сибири – на Китай; Северного Кавказа – на Турцию и  арабский мир.

9.     Критическое снижение уровня экономической, социальной, отчасти – ментальной связности территории России. Формирование на российской территории первичных субцивилизационных разломов между европейской и азиатской частями РФ, между собственно Россией и Северным Кавказом.

10.            Взрыв коррупции, которая на протяжении постсоветского периода российской истории стала необходимым условием осуществления управленческих функций на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

Отдельно следует выделить также проблему геополитического одиночества России. Вчерашние союзники страны по социалистическому лагерю, включая республики экс-СССР, в  значительной мере сегодня являются оппонентами и даже (по ряду вопросов) противниками РФ, так как антироссийский вектор есть важный рычаг и приводной механизм формирования, становления и развития их национально-государственных идентичностей (в особенности это относится к новым постсоветским государствам). В то же время, России не удалось создать прочных стратегических альянсов с  крупнейшими мировыми геополитическими / геоэкономическими игроками: США, Евросоюзом, Китаем, Японией, Индией. Это обусловлено, в первую очередь, следующими факторами: 

— отсутствием у России масштабного исторического проекта (развития), который мог бы заинтересовать потенциальных партнеров возможностями его совместной и взаимовыгодной реализации;

— остаточным предубеждением против России как наследницы СССР, которое сохраняется в элитах вышеозначенных стран; 

— стремлением крупнейших геополитических игроков современности вытеснить Россию из занимаемых ею ниш / сфер влияния и занять эти ниши самим.

Инерционное развитие России в рамках ныне существующей политико-экономической модели, сложившихся за постсоветский период разрушительных тенденций, на фоне и в условиях действия вышеперечисленных вызовов с высокой вероятностью ведет к фактическому распаду и прекращению существования России как единой историко-политической сущности в перспективе 5-7 лет. 

Чтобы нейтрализовать негативные тенденции и  предотвратить реализацию катастрофического исторического сценария, необходима модернизация политико-экономической модели.

Она должна стать осмысленным и содержательным ответом российского государства и общества на 10 исторических вызовов, перечисленных выше, а также вывести страну из состояния геополитического одиночества. Согласно теории историко-цивилизационного развития Арнольда Тойнби, только  эффективный ответ на концентрированный исторический вызов может гарантировать дальнейшее выживание, развитие и процветание любой целостной и  государственно-политически оформленной цивилизации.

Модернизация России предполагает и подразумевает, в  первую очередь:

— создание социально-политических институтов, которые смогут обеспечить ротацию / модернизацию элит и взять на себя ответственность за обеспечение эффективного ответа на комплексный исторический вызов;

— формирование и реализация пула экономических / инфраструктурных мегапроектов, которые содержат в себе – полностью или частично  — ответы на ряд вышеперечисленных (1-10) исторических вызовов для России;

— создание предпосылок к формированию новой всемирной геополитической конфигурации, в которой у России будет свое постоянное место, обеспечивающее, в свою очередь, стабильное долгосрочное партнерство с рядом других мировых игроков / ведущих субъектов мировой политики.

Сконцентрируемся на проекте — на отдельных аспектах его геополитической и геоэкономической конфигурации.


ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА 

Каковы базовые критерии отбора таких проектов в рамках модернизационной стратегии в рамках изменения политико-экономической модели? 

1.     Проект должен способствовать формированию эффективного ответа на максимальное число исторических вызовов, в частности:

·        способствовать преодолению субцивилизационных разломов на российской территории и, тем самым, повышению / восстановлению управляемости политического пространства современной России;

·        стимулировать преодоление социально-экономических диспропорций между различными регионами и  макрорегионами РФ, а также развитие межрегиональных горизонтальных связей;

·        создавать предпосылки для качественного ограничения / снижения зависимости российских регионов / макрорегионов от внешних центров влияния и силы;

·        создавать стимулы к формированию / возрождению национального научно-технологического потенциала России;

·        ограничивать амбиции наиболее крупных геополитических игроков, вторгшихся в традиционные исторические ниши России, в первую очередь, Китая (КНР).

2.     Проект должен предполагать масштабное привлечение в страну иностранных инвестиций и новейших (передовых, а не морально устаревших) технологий.

3.     Проект должен стимулировать реиндустриализацию России, в частности, посредством:

         ·        максимально возможного задействования / использования существующего (неразрушенного) индустриального потенциала РФ;

·        создания качественно новых производств и даже целых отраслей национальной индустрии РФ.

4.     Проект должен в  максимальной степени использовать естественные и неотчуждаемые преимущества России, в первую очередь:

·        лежащую в  международно-признанных границах РФ территорию евразийского хартленда, позволяющую эффективно обеспечивать и контролировать грузопотоки между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Единой Европой (Евросоюзом);

·        наличие значительных запасов собственных энергоносителей.

5.     Реализация проекта должна способствовать восстановлению политико-экономического влияния России в  ключевых регионах Земли, в частности, в Западной / Центральной Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Итак, мы исходим из того, что любой проект, который подлежит рассмотрению в соответствии с философией и подразумеваемой стратегией российской модернизации, должен отвечать новым пяти экономическим и внешнеполитическим обстоятельствам:

1.     Ситуация в экономике стремительно ухудшается. Это заставит искать новую внешнеполитическую парадигму.

Из сирийской кампании необходим достойный выход без потери репутации России.

2.     После пяти лет сложнейших переговоров, по инициативе США создано Тихоокеанское Партнерство, куда вошло еще 11 стран, от Японии с Австралией до  Канады. А это 40% глобального ВВП и 30% мировой торговли.

Очевидно, новый союз создан в противовес динамично развивающемуся Китаю.

Его участникам понадобится новый маршрут глобальной логистики между Востоком и Западом.

3.     В свою очередь Китай, две недели назад, заявил о создании международного транспортного консорциума с участием Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.

Предлагается реализовать проект транспортного коридора из Китая к Босфору, ему можно дать название «Обойдем Россию с Юга».

4.     В 2015 году по маршруту Восточная Азия – Европа проследует более 40 млн. контейнеров весом нетто около 1 млрд. тонн. Более 90% всего объема этого грузопотока — через Суэцкий канал, который находится на территории исламского мира, в зоне серьезных военных и политических рисков.

5.     В этих условиях Россия может предложить проект глобального экономического значения: «Обойдем Китай с Севера» в реализации и поддержании которого, будут заинтересованы ведущие развитые страны мира.

Он обеспечит формирование нового партнерства с Евросоюзом на более прочной основе взаимовыгодного совместного транспортного проекта.

Создаст условия для качественно нового сотрудничества со странами лидерами АТР. 

Выводы.

 В нынешних условиях, нарастающего геополитического одиночества России, мы можем предложить Западу, в обмен на  отмену экономических санкций, страновых и персональных, создание глобального транспортного коридора, который пройдет по территории России (9 тыс. км) через 25 субъектов РФ.

Он обеспечит транспортное стяжение территории страны, будет способствовать формированию единого экономического пространства, выравниванию уровня жизни в  различных регионах, и как следствие приведет к укреплению политической лояльности населения.

Создаст 7 млн. новых рабочих мест, позволит диверсифицировать сырьевую модель российской экономики на частично транзитную.

Сформирует новые центры притяжения капитала, труда, услуг, запустит механизм рационального расселения новой урбанизации, индустриализации страны, особенно в азиатской ее части.

Предложит условия для проведения эффективной налоговой амнистии, репатриации капиталов российского происхождения из офшоров, предложив деловому сообществу масштабный проект, окупаемый в течении 10-15 лет.

Заставит кардинально улучшить государственные институты (в первую очередь такие как суд, полицию и таможню).

Старт этому осмысленному проекту национально-государственного будущего России необходимо дать 31 мая 2016 года, в 125-летие начала строительства Транссиба, объединив вокруг него все политические силы думской избирательной кампании. А 16 октября 2016 года, в  100-летний юбилей открытия сквозного движения по главной магистрали страны, объявить о создании международного транспортного консорциума и начать президентскую кампанию при поддержке нового состава депутатов 7-ой Государственной Думы.

 

Иван Стариков

 

 

 

Тоталитарная секта свидетелей отскока нефтяных цен продолжает держать членов Правительства в  своих заложниках, хотя отдельные ее представители готовы организовать бунт, поскольку предлагают не уповать на милость матушки-улеводородицы, и подумать о  других источниках преодоления рецессии и начале экономического роста.

Очевидно, что вожделенную мечту руководства страны, выйти из под секторальных и  персональных санкций, будут претворять в жизнь инсургенты из финансово-экономического блока кабинета министров.

По  риторике выступающих стало заметно, что старая установка: «правда – это то, что сейчас во благо королю… все остальное ложь и преступление», вот-вот поменяется.

России остро понадобятся люди невосторженного образа мыслей. Они смогут предложить новую повестку структурных реформ, от земельно-аграрной, пенсионной, до  осмысленного проекта национально-государственного будущего.

Времени почти не осталось. Базовые расчеты и постановка проблемы по такому проекту сделаны.

Старт ему необходимо дать 31 мая 2016 года, в 125-летие начала строительства Транссиба, в самом начале думской кампании, предложив объединить вокруг него различные политические силы. А 16 октября, в 100-летний Юбилей открытия сквозного движения по главной магистрали страны, объявить о создании международного консорциума для строительства транспортного коридора от Тихого океана до  Атлантики.

Это позволит:

·        выйти не только из под международных санкций, но и преодолеть морок апатии, безысходности, депрессии, который повис над всей Россией;

·        быстро диверсифицировать стратегически бесперспективную, архаичную сырьевую модель экономики;

·        использовать главный монопольный, но  крайне плохо используемый ресурс страны, территорию Евразийского Хартленда, который раскинулся 17 миллионами квадратных километров и 9 часовыми поясами между Восточной Азией и Европой, между мировой сборочной фабрикой и почти миллиардом потребителей Восточной и Западной Европы;

·        преодолеть нарастающее геополитическое одиночество России, выйти из институционального проклятия и сохранить страну, как единую историко-политическую сущность.

Предложить такой проект, сделать необходимые расчеты, провести сложнейшие дипломатические переговоры с пятью десятками не последних стран на земном шаре, смогут люди, которым пока не «назначили пять розог без целования» (по рекомендациям Р.А. Кадырова) за невосторженный образ мыслей.

 

Спустя два с половиной месяца после начала нашего участия в  антитеррористической операции на территории Сирии, стало окончательно ясно, что все попытки наладить отношения с Западом, провалились. 

Действительно, настойчивые призывы России создать коалицию для борьбы с ИГИЛ в Сирии, сохранив при этом режим Башара Асада, оказались абсолютно неприемлемы для стран-ключевых политических и военных игроков на  Ближнем Востоке.

В их понимании, это невозможно при сохранении нынешнего сирийского режима.У них несопоставимо больше аргументов в пользу защиты своих жизненно-важных интересов в этом регионе, чем у России.

Кроме того, после сделанных громких заявлений политических лидеров и с нашей стороны, и со стороны большой Западной коалиции, возник очевидный репутационный тупик, причем, для всех.

Инцидент со сбитым Турцией российским бомбардировщиком был лишь удобным предлогом, чтобы закрыть для России все возможности к дальнейшему диалогу.

В результате мы балансируем на грани полного разрыва дипломатических отношений с Турецкой Республикой, со всеми вытекающими последствиями и в экономике, и в политике.

У меня нет сомнений, что солидарная антироссийская позиция стран, входящих в большую антиасадовскую коалицию, выразится в продлении экономических санкций на очередные шесть месяцев.

Вместе с тем, на фоне быстро дешевеющей нефти, увеличения дефицита федерального бюджета, падения ВВП, снижения реально располагаемых доходов населения, эти полгода могут привести к необратимым последствиям для экономики России.

А после недавнего заявления Саудовской Аравии о создании коалиции из 34 стран умеренного ислама для борьбы со всеми видами терроризма, в  которой, очевидно, России не будет места, ситуация становится совсем печальной.

Мы становимся свидетелями возникновения двух концентрированных исторических вызовов, на которые предстоит дать эффективный ответ.

Вот эти вызовы.

СТРЕМИТЕЛЬНО НАРАСТАЮЩЕЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО РОССИИ.

Оно впервые в постсоветской истории стало реальным фактором, угрожающим суверенитету нашей страны.

Судите сами.

Наши главные партнеры по Таможенному Союзу, Казахстан и  Белоруссия, занимают нейтральную, а порой и позицию молчаливого осуждения действий Россиии в Украине, и в Сирии.

В августе 2014 года РФ ввела эмбарго на ввоз целого ряда продуктов и продовольственного сырья.

В отличии от 28-и стран Евросоюза, которые выступают против России единым фронтом, ни Белоруссия, ни Казахстан нас не поддержали.

На многочисленных форумах, протокольных мероприятиях, от СНГ с ОДКБ до ШОС, много говорится о приверженности общим целям, ценностям и  интересам.Однако реальные действия со стороны наших друзей по Евразийскому Союзу,скорее говорят об обратном.

В итоге, в краткосрочной перспективе белорусские креветки стали ироничным мемом в публичном пространстве. Казахстан в долгосрочном инфраструктурном проекте тихой сапой дружит против нас с Китаем, но об этом я  скажу чуть позже.

Дело в том, что вчерашние союзники — страны по социалистическому лагерю, включая республики экс-СССР, в значительной мере сегодня являются оппонентами и  даже (по ряду вопросов) противниками РФ.Антироссийский вектор стал важным рычагом и приводным механизмом формирования, становления и развития их  национально-государственных идентичностей (в особенности это относится к новым постсоветским государствам).

Не надо иллюзий, такова объективная реальность, которую нужно учитывать после распада СССР.

Теперь поговорим о втором концентрированном историческом вызове, который лежит прежде всего в экономической плоскости.

СОХРАНЕНИЕ РОССИИ, КАК ЕДИНОЙ ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ.

Исчерпанность сырьевого типа экономики России стала очевидна еще в 2013 году.

Напомню, тогда, задолго до всех Западных санкций, при среднегодовой цене 106$ за баррель, рост ВВП составил всего 1,3%. Мы наблюдали постепенное затухание нашей экономики еще с 2011года.

И, даже если чаяния, и молитвы тоталитарной секты свидетелей отскока нефтяных цен из Правительства РФ будут услышаны матушкой углеводородицей, это ненадолго продлит существование единого государства.Хотя особых надежд на это чудо не остается даже у самых отчаянных и лояльных оптимистов.

В этих условиях не за горами нас ждет подзабытый парад суверенитетов субъектов РФ, из которого мы с таким трудом вышли двадцать лет назад.

Безусловно, главным фактором сохранения страны, в условиях тотального безденежья в те годы, была живая и гибкая политическая система.

Президент России Борис Николаевич Ельцин инстинктивно понял, что необходимо в отсутствии денег у Федерального Центра делегировать экономические и политические полномочия регионам, впрочем, в этом и состоит искусство государственного управления.

Спору нет, можно устами премьера Дмитрия Анатольевича Медведева призывать губернаторов больше не занимать.Можно банковские кредиты переоформлять в бюджетные, приводя в замешательство Министра финансов Антона Силуанова, но к сожалению, нельзя отменить предстоящие дефолты регионов со  всеми вытекающими тяжелыми последствиями.

Ситуация усугубляется еще и тем, что уже давно нарастает эрозия центральной московской власти на огромных просторах Евразийской территории.Происходит и продолжает усиливаться чудовищное расслоение регионов по уровню социально-экономического развития.

У ряда территорий Сибири и Дальнего Востока развивается комплекс колонии. Они медленно, но последовательно ориентируются на другие центры влияния, притяжения и силы, и прежде всего, на Китай.

Возникли первичные субцивилизационные разломы между Европейской и Азиатской частями России. Северный Кавказ и прилегающие к нему южные регионы нашей страны, рассматривают в качестве своих ключевых интересов Турция и Арабский мир.

Огромные пространства евразийского хартленда (EurasianHeartland) — 17, 3 млн. квадратных километров, с девятью часовыми поясами,раскинувшегося между Восточной Азией и Европой — наш главный монопольный ресурс.
Ресурс, крайне плохо используемый.Он — наше главное достояние и главная угроза сохранению территориальной целостности страны.

На политической карте мира есть несколько государств с  большой территорией, например, Австралия или Канада. Обратите внимание, Россия расположена между главной сборочной фабрикой планеты — Восточной Азией и 850 миллионами достаточно обеспеченных потребителей Восточной и Западной Европы.

В конце концов к 2008 году Пол Кругман не зря получил Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика», где описал закономерности отношений центров производства и потребления, выделив особую значимость транзитных территорий, расположенных между ними.

Транспортный поток из центра производства в центр потребления составит в 2015 году более 40 млн. контейнеров, нетто весом около миллиарда тонн, из них 40-45 тысяч (или 0,1%) по ТРАНСИБУ, со средней скоростью 10,5 км. в час.Увы, но такова скорость движения грузов в системе российских железных дорог.Остальное морем мимо нас, в основном через Суэцкий канал. Обычно такой путь занимает от 30до 40 дней.

Для 21 века, с его ритмом жизни и темпами развития, согласитесь, многовато.

Думаю, что фактор времени в ближайшие 10-15 лет станет ключевым конкурентным преимуществом и особенно в глобальной логистике.

Нет сомнений, что сегодня эта тоненькая ниточка, определяющая всю глобальную логистику между Западом и Востоком, находится на территории исламского мира, в зоне огромных военных и политических рисков, и может быть перерезана в случае развития серьезного цивилизационного конфликта.

Даже поверхностный анализ показывает, что за последние полвека морские перевозки претерпели кардинальную модернизацию от строительства огромных, вместимостью 20 тыс. новых судов, контейнеровозов, до всей портовой инфраструктуры.

Сектор железнодорожных перевозок в России претерпел скорее косметические изменения, здесь не было впечатляющих технологических прорывов. Более того, сплошная электрификация ТРАНСИБА была завершена лишь в 2010 году.

Главная магистраль страны работает сегодня на пределе своих технологических возможностей и требований безопасности. Его пропускная способность исчерпывается на рубеже 120-130 млн. тонн.

Между тем, в последние месяцы уходящего года произошли два знаковых события. Они, на фоне страшных терактов, войны с ИГИЛ, очередного охлаждения отношений России и Запада, остались в информационной тени.

А напрасно!

Поскольку, без сомнения, будут влиять на мировую политику и  экономику в ближайшие десятилетия.

После пяти лет сложных переговоров, по инициативе, прежде всего, США, создано «ТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО». В него вошли еще одиннадцать государств, от Японии до Австралии. А это,  между прочим, 40% глобального ВВП и 30% мировой торговли.

Такое вот, еще одно ВТО с ориентацией на Восточную Азию.
И что-то мне подсказывает, его создатели и  участники будут совместно дружить против Китая, и обойтись без собственного транспортного коридора в Европу им будет очень сложно.

Китай нашел чем достойно ответить. Он объявил о создании крупнейшего международного консорциума. В него дали согласие войти: Турция, Азербайджан, Грузия, и вы не поверите, наш братский Казахстан. Его участники намерены реализовать проект строительства глобального транспортного коридора из  Китая, с выходом к Босфору.

Этому инфраструктурному исполину, уже на его старте, можно дать название: ОБОЙДЕМ РОССИЮ С ЮГА.

Считаю, у нас появился уникальный шанс предложить Западу, в  лице Тихоокеанского Партнерства, российский транспортный коридор глобальной логистики, с выходом к портам Атлантического океана.Условно, от Владивостока до  Роттердама.

Реализация такого проекта позволит решить ряд важнейших задач.

В политической сфере:

— транспортное стяжение территории России, создание прочной связи между западными и восточными регионами страны, разрушение экономических основ сепаратизма;

— реальное формирование единого экономического пространства на территории России и приграничных стран, выравнивание уровня жизни и, как следствие, укрепление политической лояльности населения;

— формирование проекта глобального экономического значения, в поддержании и  развитии которого будут заинтересованы ведущие развитые страны в мире;

— формирование партнерства с Евросоюзом на новой и более прочной основе – совместного транспортного проекта;

— выход на качественно новый уровень сотрудничества с лидерами развития АТР.

В экономической и социальной:

— быстро диверсифицировать ущербную и стратегически бесперспективную сырьевую модель на частично транзитную;

— создать 5,5-6млн. новых рабочих мест в  национальной экономике;

— обеспечить новые центры притяжения капитала, труда, услуг, запустить механизмы рационального расселения, новой урбанизации и  индустриализации страны особенно азиатской ее части;

— провести эффективную налоговую амнистию для репатриации капитала российского происхождения из оффшоров, предложив деловому сообществу масштабный проект, окупаемый в течении 10-15 лет.

Четверть века русская цивилизация живет в комплексе национального поражения и углубляющейся депрессии.

Стране жизненно необходим осмысленный проект национально-государственного будущего в качестве компенсации нашего унижения в текущей повседневности.

Ресентимент имперских комплексов необходимо перевести на  мирные рельсы. Из Сирии надо уходить с гордо поднятой головой.

«Грядущий обвал экономики не восполнить подъемом духа». Сегодня России критически важно выйти из международной политической и экономической изоляции.

Считаю, что такая возможность есть.

Необходимо перевернуть доску политических шахмат. «Конечно, для таких реформ фон хуже некуда по условиям, но по мотивам лучше не бывает (если понимать, к чему все идет).

Согласно теории историко-цивилизационного развития Арнольда Тойнби, только эффективный ответ на концентрированный исторический вызов позволяет обеспечить сохранение, развитие и процветание сложившемуся государству, цивилизации.

Россия, без сомнений, и есть такое исторически сложившееся государство — русская цивилизация.И ей предстоит либо дать свой эффективный ответ: «ОБОЙДЕМ КИТАЙ С СЕВЕРА», либо уйти в исторический расплав, как уходили другие государства, цивилизации от инков до римлян.

Для русского человека очень важна конкретная дата. Если бы не было 7 февраля 2014 года, дня открытия Олимпийских игр, они бы не состоялись.

18 октября 2016 года исполняется 100 лет со дня открытия сквозного движения по ТРАНСИБУ. Именно в  этот день необходимо дать старт этому глобальному инфраструктурному проекту, объединив вокруг него различные политические силы на думских и президентских выборах.

А без этого писать очередную «Стратегию 20-30» бессмысленно, страны может просто не быть в нынешних территориальных границах.

 

Меня с Эльдаром Александровичем познакомил Олег Митяев. Было несколько встреч, посиделок в стенах клуба «Эльдар».

Он  смотрел на собеседника из-под своих чуть насупленных бровей иронично, но всегда очень заинтересовано. И ты вдруг отчетливо понимал, что перед этим великим режиссером не стоит претворяться, нужно быть просто самим собой, играть ту  самую, написанную Богом и судьбой, роль.

И, как только ты попадал в камертон души Эльдара Александровича, его взгляд теплел и лучился.

Помнится, на новосибирском радио был цикл передач, куда приглашались известные люди разных взглядов, убеждений, биографий.

Они должны были дать ответ на вопрос: какой бы фильм хотели взять с собой, если бы  остаток жизни им пришлось провести на необитаемом острове. И правые, и левые, и  либералы, и патриоты называли «Иронию судьбы».

Вот уже в который раз, 31 декабря, но уже без него, мы соберемся за новогодним столом и под гитарные переборы Жени Лукашина вновь станем одним народом – народом, объединенным рязановским гимном любви, искренности и человеческому достоинству.

В  больнице он написал свое последнее стихотворение:

 «В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные, простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.

А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.

Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться…

Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса…».

Вспоминая тот давний вопрос, я бы взял с собой и это его прощание с нами.

Светлая Вам память, Эльдар Александрович

«Что есть государство без справедливости?

 Шайка разбойников!»

(Августин Блаженный)

 

Скажу сразу, вопрос о  расширении зоны платной парковки на окраины Москвы не обсуждаю, хотя вчерашний митинг в Лефортово уже отчетливый звоночек для городских властей.

Давайте восстановим хронологию событий.

Сначала для москвичей предполагалась оплата парковки внутри, потом Бульварного, Садового кольца далее Третьего транспортного, теперь добрались и до спальных районов, но и это еще не  предел.

Думаю, если ближайшие 3-5 лет не будет предложена новая политико-экономическая модель, то экспансия взимания оплаты продлится и на территорию Московской области.

Столичная агломерация словно чудовищный насос втягивает в себя трудовые и материальные ресурсы, обескровливая другие регионы России.

Наиболее активные и  предприимчивые люди из провинции понимают, что реальных перспектив для развития и жизни на их малой Родине нет.  Поэтому правдами и неправдами стремятся осесть в Москве.

Приведу простой пример.

Плотность населения на  один квадратный километр в Московской области уже почти 200 человек, и это без учета нелегалов. А в моей родной Новосибирской области, кстати, не самой отсталой, — 16 человек на квадратный километр. Чувствуете разницу?

Стране жизненно необходим осмысленный проект национально-государственного будущего, который предложил бы  новые центры притяжения труда, капитала, услуг. Необходима программа рационального расселения на нашей огромной территории.

Но это уже тема другого серьезного разговора.

Остается добавить, что никакие титанические усилия мэрии Москвы, ни огромные деньги, ни строительство все новых и новых вылетных магистралей, развязок, не решат кардинально не одной транспортной проблемы, несмотря на бодрые рапорты Сергея Собянина и Максима Ликсутова.

Слегка перефразируя Августина Блаженного («Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников!»), могу сказать, что мэрия без справедливости — шайка разбойников. 

Давайте это обсудим.

Действительно, наш народ прощает власти все, кроме несправедливости. Он эгалитарист (от французского égalité-справедливость).

Внедрение платных парковок, с точки зрения экономической теории клубов, исключительно верное решение. Его суть — повысить стоимость владения автомобилем.

Однако необходим главный критерий — понимание справедливости. Есть золотое правило Линдаля: «Кому больше надо, тот больше платит». Если эту максиму применить к решению задач с платными парковками, то необходимо обыденное понимание социальной справедливости синхронизировать с экономической справедливостью.

Надо ранжировать цену часа парковки по цене автомобиля: BMW седьмой модели, допустим, — 200 руб., а  маленькой Nissan Micra — 30 руб.

Эта разница в цене соответствует:

а) разнице в цене автомобиля;

в) разнице в доходах владельцев;

с) разнице в самом владении автомобилем: мощности, цене на топливо, транспортном налоге, страховке, обслуживании и т.д., что подразумевалось при его покупке, и фатально нарушается в принципах уравниловки парковочного пространства;

д) рынку, который нащупал этот подход у дорогих торговых центров и ночных клубов;

е) монетизации, эффектов демонстративного поведения богатых автовладельцев.

С точки зрения разработки софта, все решаемо. Вводя номер авто для оплаты парковки, автоматически идет запрос в регистрационную базу ГИБДД.

Самое главное то, что, с  учетом исторического архетипа нашего народа, владелец маленькой бюджетной машинки будет знать, что его сосед по парковке, богатый буратино, платит намного больше. И он с полным осознанием справедливости отдаст свои 30 рублей.

Я не придумал ничего нового, такие подходы к организации парковочного пространства обсуждались три года назад при разработке Стратегии развития Москвы до 2025 года.

В связи с этим у меня возникает вопрос:

Почему мэр Москвы С. Собянин и его заместитель по транспорту М. Ликсутов не прислушались к заповедям Августина Блаженного и предпочли остаться шайкой разбойников?

Хотелось бы им напомнить, что наш народ прощает власти все, кроме несправедливости.

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире