sonus

Татьяна Аристова, учитель, Омск

05 октября 2010

F
Трудно найти педагога, равнодушного к сегодняшним реформам образования. Пусть тебя не сокращают, не вынуждают идти на курсы повышения квалификации (пока бесплатные), или получать второе высшее — именно педагогическое, эта пресловутая реформа отразится на твоей зарплате, на условиях твоей работы, на условиях аттестации. И как-то уже обреченно смиренно выслушиваешь эти ноу-хау на августовском педсовете. Со снисходительной усмешкой, принимаешь новости, от которых зависит сколько ты получишь уже в сентябре, сколько тебе придется впахивать в этом учебном году, чтобы обеспечить себе удовлетворительный заработок. И если хотите, я даже могу сказать сколько и за сколько. Ставка учителя в моем лицее (18 часов в неделю) оплачивается в размере 3600. Впрочем, я хотела рассказать совсем не о деньгах (хотя об этом тоже будет).

Наверное, я счастливый учитель, потому что сокращения меня никак не затронули, да и мой лицей тоже. Сегодня, у нас кардинально противоположенная ситуация – у нас серьезный дефицит учителей начальных классов. Настолько серьезный, что троим учителям пришлось взять вторую смену. Таким образом, учитель сначала преподает в первой смене до 12 часов, после приходит на вторую смену . Наверное, посторонний человек подумает – «ну ничего страшного» и пожмет плечами. Да, действительно ничего страшного. Но если учесть, сколько работы у педагога кроме этих уроков, то становится ясно, почему эти несчастные учителя работают по 9-10 часов в день. И хотя я точно знаю, что это очень хорошие учителя, но какой бы ты не был распрекрасный педагог, при таком темпе работы качество неизбежно будет снижаться. Потому что физически это тяжело. Молодых учителей начальных классов мы не смогли заманить в лицей (не смотря на то, что оплата в лицее выше, чем в обычной школе, или гимназии). Просто потому что никто не хочет идти работать в школу. Что ж, я их прекрасно понимаю.

Среди моих знакомых учителей, могу сказать — сокращения коснулись почти всех образовательных учреждений. Это была еще первая волна реформ, что прокатилась в прошлом учебном году. Тогда начали сокращать социальных педагогов, психологов, административных работников. Моя подруга психолог осталась без работы. И в ее школе теперь оставили одну ставку (т.к., ставка декретная, а сократить человека в декрете, как вы понимаете невозможно). Зато ее теперь по братски делят директор и завуч. Впрочем, избавиться от декретной ставки при желании тоже можно. Например, так. Не называя имен и адресов, расскажу вам короткую и поучительную историю. Преподавателя вызывают из декрета «потому что работать некому», преподаватель принимает решение выйти, «потому что денег нет». А через 2 месяца преподавателю сообщают о сокращении. И вроде бы все законно, и как бы не совсем. В общем сейчас, отношения о законности выясняются в судебном порядке.

Но это, конечно прецедент. И я не хочу сказать, что увольнения посыпались со всех сторон. При сокращении одних работников, наблюдается нехватка других. Я, допустим, знаю, по крайней мере, 4 школы, где не хватает учителей истории. И понятно, почему мои коллеги в дефиците. С историческим образованием гораздо легче найти работу в бизнесе. Кроме того, можно устроиться чиновником, милиционером, в конце концов, пойти по партийной линии. Как показывает практика моего однокашника весьма успешный путь!

Меня лично в этой реформе образования больше всего волнует система оплаты труда. Этот меркантильный вопрос не дает мне покоя. Как вы знаете, кроме ставки, мы учителя получаем премии, которые зависят от нашей внеклассной деятельности. Но с другой стороны премии зависят от того, сколько у меня часов. И вот тут получается замкнутый круг. Получается мне нужно взять достаточное количество часов, чтобы выходил нормальный процент на премию, но с большим количеством часов, у меня просто не остается времени и сил заниматься этим. В прошлом году у меня был 31 час в неделю, и я старалась, как могла участвовать во всевозможных конкурсах, чтобы наработать на эту самую премию. Но, больше 8 300 я не получала. (без премии моя зарплата составляла 7000). К сожалению, у нас в лицее, просто участие не котируется, нужно занять призовое место, тогда премия будет начислена. В противном случае, тебе просто скажут «спасибо». Кроме того, особо меня порадовала последняя реформа оплаты труда работников образования, которая сейчас будут вводить. По новым условиям, моя зарплата будет зависеть не только от меня одной, а от всего коллектива. Если весь коллектив в целом покажет хорошие результаты участия детей в олимпиадах, высокий процент успеваемости, качества сдачи ЕГЭ, призеров регионального и всероссийского уровня, много всяких остальных достижений, за нами останется система оплаты лицея. А если нет, если кто-то в коллективе, не успевает/не хочет/не может участвовать в конкурсах, дети у него ЕГЭ сдали посредственно или плохо, он наставил двойки, то это снизит общий показатель образовательного учреждения и моя зарплата будет считаться как в обычной школе. И ведь не важно, почему учитель мало участвует в конкурсах (а может у него большая нагрузка?), почему у него показатель сдачи ЕГЭ низкий ( в этом году несколько выпускников написали, что будут сдавать английский просто от балды, пришли, увидели, что ничего не понимают и сдали пустые бланки, но они уже засчитаны в базе как сдавшие на ноль – всё, у учителя самый низкий показатель, хотя те кого он действительно готовил, кто заранее знал куда идет – сдали хорошо). Все это вкупе отразится на мне лично. В частности, моя зарплата после всех реформ снизилась на 3 тыс. рублей.

Да… День учителя это хорошо. Год учителя. Так громко сказано. Я понимаю, какими мотивами руководствуется наше многоуважаемое правительство, но оно лишнего не заплатит это точно. Так что, с праздником, господа! Дальше нас ждет еще немало прекрасных реформ образования!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире