snikitsky

Сергей Никитский

22 мая 2017

F


Решил подробно рассказать про трехдневный международный урбанистический форум «Среда для жизни: квартира и город», который проходил с 13 по 15 мая в Саратове. Форум призван привлечь внимание российской, международной общественности и региональных властей к проблематике развития городской среды в России. Ключевые темы – доступность жилья и комфортная городская среда.



Сейчас в России идет разработка программы «Стандарты комплексного развития территорий». Внедрение программы в практику градостроительных работ и благоустройства городов Российской Федерации — важный этап реализации государственного приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Форум крайне необходим нашей стране, поэтому меня радует, что он стал ежегодным. 



Первый форум «Среда для жизни: новые стандарты» прошел в Иннополисе (Республика Татарстан) осенью прошлого года. Тогда форум собрал порядка 350 российских и зарубежных экспертов, в их числе представители более 40 регионов страны. Я был на первом, и на втором форуме, поэтому есть с чем сравнивать. 



Стоит отметить, форум в Саратове собрал больше участников, так в деловой программе приняли участие более 700 делегатов из 76 регионов России. 



В Саратов съехались руководители федеральных и региональных органов власти, мэры крупных городов, главные архитекторы, инвесторы, девелоперские компании, консалтинговые агентства, архитектурные бюро из России и из-за рубежа, отечественные и международные эксперты.



Делегаты форума обсуждали выработку предложений по развитию законодательства, способствующих повышению качества жилья и городской среды, обменивались передовыми практиками в области создания качественного и доступного жилья, рассматривали продвижение современных подходов по развитию комфортной городской среды в городах России. 



Было особенно интересно и полезно послушать опыт решения городских проблем в других государствах — Франции, США, Нидерландах.



Понравилось мне выступление председателя Попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александра Мамута, который отметил, как важно для современного общества развитие городов, отметив, что термин город упоминается в интернете в 14 раз чаще, чем страна. «Человеческий капитал в ближайшем будущем будет концентрироваться в городах. И чем город благоустроенней, чем он комфортней для жизни, тем комфортнее будет чувствовать себя человеческий капитал в этом городе», — сказал Александр Мамут.



Кстати, Саратов выбрали пилотной территорией, ролевой моделью развития для других городов России и примером создания комфортной среды в короткие сроки. В 2016 году в Саратове начали масштабный ремонт дорог, тротуаров. По инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина стартовали проекты по установке детских площадок, ремонту дворов, созданию пешеходной зоны. Врио Губернатора Валерий Радаев заявил на церемонии открытия, что для региона большая честь принимать столь внушительный форум. 



Финалом деловой программы форума стала церемония награждения победителей первого открытого национального архитектурного конкурса на разработку дизайн-проектов для ключевых общественных пространств, который проходил в 15 городах России.



Программа «Среда для жизни: квартира и город» была очень насыщенной, я не успевал менять локации, так в рамках форума прошли «Дни городских экскурсий», открытые лекции для городских предпринимателей, кинопоказы под открытым небом и фестиваль еды. 





Свыше тысячи человек, в том числе организаторы форума (АИЖК) приняли участие в 5-километровом забеге по центральной исторической части города.







В рамках «Городских выходных», состоялось включение исторической подсветки уникального автодорожного моста, соединяющего столицу Саратовской области с городом-спутником Энгельсом.



В честь такого важного события для города состоялся праздничный концерт, который посетили более 35 тысяч человек! В концерте приняли участие певица Манижа и группа «Градусы».



Включение подсветки моста завершил праздничный салют. 





Очень скоро в нашей стране будет строится более 100 млн квадратных метров жилья в год, и у покупателей будут совершенно другие запросы. Поэтому хочется отметить команду АИЖК , которая уверенно реализует такой важный и необходимый проект для страны, где обсуждают и решают, как будет формироваться комфортная городская среда России. Конечная цель форума — сделать города России достойными для жизни.

Как редактор Губернаторы.Ру хорошо помню, как в феврале этого года все эксперты в один голос позитивно оценили решение Владимира Путина отправить в Пермский край в качестве врио губернатора московского министра Максима Решетникова. Прошло 100 дней и уже можно подводить первые итоги…

С Максимом Геннадьевичем я познакомился в период, когда он возглавлял департамент экономической политики Москвы. Должность сложная, требует большой отдачи, а ведь столь высокий пост Решетников занял в  32 года! Знаете почему? Максим Решетников  –  живет работой, он любит работу, работу любит его. Поэтому лично мне нисколько было не удивительно, что Владимир Путин доверил 37-летнему хозяйственнику  стратегически важный для страны регион.

Уверен,  Решетников справится со всеми поставленными перед ним задачами. Ведь у нового главы Пермского края достаточно компетенции, чтобы решать сложные задачи и разрешить непростую ситуацию, в которой оказался Пермский край. Врио губернатора – уроженец Перми и выходец из региональной элиты (с 2000 по 2009г. работал в  краевой администрации), который получил опыт достаточно серьезной работы в  Москве и на федеральном уровне. 

За прошедшие сто дней новый губернатор объехал большинство территорий, побывал в больницах, на стройках и крупных предприятиях, погрузился в проблемы медицины, сельского хозяйства и строительства. Глава края встречался с журналистами, чиновниками, учителями, бизнесменами, простыми жителями и даже  с блогерами!

Кстати, по информационной открытости в числе лидеров среди глав субъектов, ведь он не боится выходить к народу, отвечает на любые вопросы, со всеми находит общий язык и работает в каждодневном режиме с 8 утра до  поздней ночи. 

За 100 дней новый глава Пермского Края нашел деньги в  федеральном бюджете для решения многолетних проблем с переселением Березников, держит на контроле ситуацию с обманутыми дольщиками, начал масштабную программу ремонта сельских дорог, консолидировал вокруг себя пермские элиты. 

Пермскому краю давно нужен был хороший администратор и  рачительный хозяйственник, и он его получил! 

Дьявол кроется в мелочах, — гласит итальянская поговорка. Она применима в любом деле и к любой ситуации. Сейчас у всех на слуху иск Рoснефти к АФК Системе. Иск очень крупный, на более чем сотню миллиардов рублей. Но меня заинтересовала одна маленькая деталь. 

Почему истцы поспешили с публичным заявлением о подаче иска до того, как отметка об этом появилась на сайте самого суда в Уфе? Напомню, 10 мая московский Арбитраж отклонил иск Рoснефти, сообщив, что разбирательство должно проходить по месту прописки «Башнефти», т.е. в Уфе. Немедленно официальный представитель Рoснефти Лeoнтьeв сообщил, что иск в Арбитражный суд Башкирии уже подан, причём ещё 3 мая, а на руках у него есть даже некая «отметка о получении иска».

Заявление это было сделано 10 мая, но только 15 мая башкирский суд подтвердил поступление иска в суд, причем исковое заявление также было датировано 15 мая. Для тех, кто не знает, в России уже давно вся информация по арбитражным делам доступна в режиме он-лайн.

Казалось бы: ерунда, не стоит обращать внимания. Да, если не знать предысторию иска по делу «Башнефти». Как пишет РБК, все дело в трехлетнем сроке исковой давности. Реорганизация «Башнефти» завершилась 5 мая 2017 года, соответственно, 5 мая 2017-го года закончился этот срок. Интересно, что при этом сами истцы считают, что датой отсчета нужно считать 8 декабря того же 2014-го года (дата вступления в силу решения Московского Арбитража о возвращении акций в пользу государства). 

Но если они так уверены в этом, для чего эта суматоха с датами? Возможно, не все так гладко с датировкой, и кто-то просто поспешил подстраховаться в последний момент? В любом случае подобные заявления, которые сделаны официальным представителем компании, но при этом расходятся с легко проверяемыми данными, выглядят странно..


Вернулся с форума «Среда для жизни. Квартира и город», который проходил с 13 по 15 мая в Саратове. Власть, бизнес, эксперты обменивались передовыми практиками по созданию качественной жилой среды в России. О самом форуме будет подробный пост чуть позже, а меня удивило другое. Как вы думаете, инициативы какого известного российского политика чаще всего цитировали на форуме? 



Активней других вспоминали первого вице-премьера Игоря Шувалова. К сожалению, первый вице-премьер РФ не смог посетить форум лично, т.к. был с рабочим визитом в Китае вместе с президентом Владимиром Путиным. Тем не менее, инициатива по созданию в нашей стране системного и целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях принадлежит Игорю Шувалову. Благодаря этому в российском обществе появилось само фундаментальное понимание, что современная и комфортная среда – это то, что нам нужно перенимать из лучших зарубежных опытов. Кстати, стоит отдать должное организаторам форума «Среда для жизни» — компании АИЖК, которая привозит в Россию выдающихся международных экспертов. 

 

Оказалось, то, что сначала у нас в стране воспринимается с долей юмора, как например небольшие квартиры площадью 20 метров, востребовано во всех мегаполисах мира! Шувалов, как раз выступает за то, чтобы на одном этаже соседствовали абсолютно разные по метражу квартиры — от 20 до 100 метров. При этом, вице-премьер предлагает делать стеклянными входные двери в подъездах многоквартирных домов в России, а также принять стандарт о проектировании входа в подъезд «с земли», а не плодить пандусы, которые неудобны для граждан, особенно с ограниченными возможностями. Надеюсь, все эти инициативы будут внедрены в жизнь. 



Комфортная среда не ограничивается домом или квартирой, это и улицы. Преобразовывать, нужны и их, делая безопасным и удобным передвижение по городам России. Поэтому скоро могут внести коррективы в Правила дорожного движения, приближающие их к общеевропейским стандартам. Кстати проработать изменения в законодательство поручил опять же первый вице-премьер Игорь Шувалов! Об этом, мне рассказал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, ведь общественников не «боятся» и активно привлекают к обсуждению инициатив правительства. 



— Например, водители путаются из-за знаков. Знаки часто дублируются. Можно и нужно уменьшить те из них, которые не участвуют в движении. Мы считаем, что на этом можно сэкономить до 1 млн рублей на километре дороги, — поведал Шумский. 



Общественники обсуждают идеи, а первый вице-премьер уже дал поручение обратить особое внимание на то, из чего делаются знаки, а также использовать при изготовлении автомобильных номеров не алюминий, как сейчас, а более дешевые композитные материалы, которые позволят сэкономить в пять раз расходы государства при обустройстве дорог.



Простому обывателю, конечно кажется, что все легко и просто, но к сожалению, чтобы вносить качественные изменения в нашу жизнь, надо менять законы, госты, проводить общественную экспертизу и многое другое. Но самое главное, процесс глобального преобразования российских городов пошел…


Решил прогуляться по Москве и воочию посмотреть на злосчастные пятиэтажки, ведь сегодня очень много говорят и пишут о реновации, есть как противники, так и защитники программы. Доводы и тех, и других вполне понятны…



Защитники говорят о том, что люди привыкли к району, их все устраивает, в этих домах росли и воспитывались не только они сами, но и их родители. 



Противники уповают на то, что московская пятиэтажка – это не шотландский замок середины какого-нибудь 16-17 века, никакой архитектурной ценности не представляет, а уж по поводу комфортности так и вовсе помолчим. 



Чтобы понять, что такое московская пятиэтажка, нужно, во-первых, знать историю ее создания и представлять условия, в которых было принято решение о возведении типовых кварталов, состоящих из типовых домов. Послевоенное тяжелое время, люди ютятся в бараках. Квартирный вопрос стоит не просто остро, а очень остро, его нужно срочно решать, но жилого фонда не хватает, а тот, который есть, находится в плачевном состоянии (в основном это бараки и старые коммуналки, частично поврежденные во время бомбежек, восстановленные с помощью подручных материалов).



На все это накладывается нехватка средств (страна только-только приходит в себя после войны). Было принято решение создать типовые проекты домов, которые можно было бы строить быстро, при этом в производстве чтобы они обходились недорого. 



Так на свет появилась московская пятиэтажка. О комфорте тогда думали мало, людям, которые жили до того в бараках, отдельное жилье пусть и с крошечной, но зато своей собственной кухней и собственным санузлом представлялись пределом мечтаний. Сегодня условия жизни в пятиэтажках не дотягивают ни до каких современных представлений об удобстве и комфорте. Мир изменился, перерос сначала бараки, потом пятиэтажки, и странно видеть, что кто-то этого до сих пор не понимает.



Можно очень долго рассуждать теоретически, но гораздо правильнее сходить и посмотреть, что же представляет из себя московская пятиэтажка, за что ведут борьбу противники реновации. Вот так выглядят типовые пятиэтажки, коих по Москве еще очень много.



Швы между панелями, которые старательные коммунальщики, как видно из фото, неоднократно пытались как-то заделать, но получалось, судя по серому налету (похоже на лишайники или плесень), плохо. Слишком старый дом. 



На тех зданиях, которые были облицованы, часть фасада просто обвалилась. 
Кое-как налепленные балкончики. Явная самоделка, при которой никто не даст гарантии, что часть такого балкона не упадет вниз, на голову какому-нибудь зазевавшемуся прохожему. 



Узкие лестницы, неудобный вход. Лифты здесь не предусмотрены. Древний мусоропровод. Не удивлюсь, если в этом доме постоянно появляются нежданные гости в виде крыс, мышей, тараканов или клопов. Странно, но даже в таких домах живут люди, хотя лично я не понимаю их. 



На окнах некоторых домов размещены плакаты с призывом к Собянину и Путину сохранить пятиэтажки. Непонятно только, для чего им это. Кто-то может объяснить?
10 мая 2017

Голос России



Не представляю себе свою любимую страну без ее символа, без ее голоса, свидетеля нашей истории — колокольного звона. Согласитесь, душа русского человека – такая же открытая и громогласная, а судьбы русских колоколов сходны с судьбой нашего народа – за призывы к бунту у них вырывали язык, закапывали в землю, за непослушание наказывали плетьми и даже отправляли в ссылку. А лично мне, колокола всегда напоминают, что нельзя забыть и о чем надо помнить…



Русский колокольный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня.



Даже наш советский народ в самые «безбожные» коммунистические десятилетия просыпался и засыпал под колокольный звон – под бой курантов Кремля. Не многие тогда осознавали, что страна Советов «живет» по колокольному звону курантов. 



Впрочем, колокольный звон не всегда служил призывом к богослужению, били в колокола, когда случался пожар или другие бедствия, а исторически звоны были также связаны с событиями государственного значения: например, возвещали важные моменты в жизни царской семьи, а также военные победы. Сегодня возрождается традиция викториальных звонов — в 12 часов дня 9 мая Москву озаряет получасовой звон, в честь Дня Победы. 



И хотя Китаю колокола известны с глубокой древности, в Западной Европе они появились еще в раннем Средневековье, нам 500 лет назад итальянцы помогли наладить свое колокольное производство, но стоит заметить — нигде нет такого смыслового внимания к звону колоколов, как в России. 



В секреты колокольного звона меня посветил настоящий мастер своего дела Игорь Васильевич Коновалов — старший звонарь Московской Патриархии, который возглавляет ансамбли звонарей Кремля и храма Христа Спасителя.



Игорь Васильевич подтверждает правило, что в колокольне все должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и звонарь!



Он мне рассказал, что колокола в старину служили системой оповещения для людей: по тому, каким образом звонили, москвичи знали, что и где происходит.



Например, церковь-колокольня «Иван Великий», расположенная на Соборной площади Московского Кремля, была специально так построена, что ее звон слышала вся столица: колокола первого яруса поставлены в специальные акустические раковины, так что удар колокола «пушкой» выстреливает в определенном направлении.



Кстати, в этом году исполняется 25 лет возрожденным звонам Московского Кремля: в 92-ом, после долгого перерыва, впервые ударили колокола «Ивана Великого».



Давайте поднимемся по древним истертым ступеням колокольни. Когда-то сюда поднимались русские цари, Иван IV Грозный, Николай II. Отсюда Наполеон с маршалами осматривал якобы покоренную Москву. Вот такой вид с колокольни открывался на Садовники и Котельники в 1850 году. 



Вид спустя почти 170 лет…



На четырех колокольнях главного собора страны Храма Христа Спасителя сегодня звучат 16 колоколов. Плюс один-два наблюдателя внизу. Крупнейший из них — Торжественный большой колокол, звонящий только четыре раза в год: в дни самых важных православных праздников. Его вес составляет 29,8 тонны. 



Звонарь может одновременно звонить в несколько колоколов. На звон Храма Христа Спасителя, чтобы все колокола были задействованы, нужно шесть человек. Каждый колокол выдает до сорока различных частот, то есть высота звука тоже меняется. Звонарь умеет «слушать» колокол, слышать его и звонит так, чтобы дать жизнь его голосу.



Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения.



В одни колокола звонарь звонит вручную за веревки, в другой — нажимая ногой на специальную педаль.



Вот так выглядит крепление колоколов, а языки колоколов в ХХС висят на подшипниках. 



Устройство колокола



В основе православного звона лежит ритм и характер. Колокола в православных храмах напоминают верующим о присутствии церкви и ее влиянии на повседневную жизнь. 



Бывает несколько видов церковного звона: Благовест – звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола. Трезвон – звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трех раз. Перезвон – поочередно перебираются все колокола друг за другом. Этот звон – символ печали, употребляется при похоронах, а так же в праздники Св. Креста, на страстной неделе.



В заключение хочу заметить, что для русского народа колокола опять становятся частью национального самосознания, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства... 



В традиционной экономической теории обычно считается, что строительная отрасль есть ни что иное, как локомотив любой экономики: в кризис она первая встает, однако при выходе из оного также первая приходит в себя, начинает работать, «вытаскивая» за собой кучу смежных отраслей (грузоперевозки и транспорт, производителей строительных материалов и т.д.). Стоит наверно признать, то, что мы видим сейчас в Москве с проектом реновации, несет достаточно серьезные риски для застройщиков и девелоперов, и в итоге неизменно негативно отразится на всем рынке…

Проведя небольшой опрос среди знакомых, связанных со строительным рынком, погуглив отзывы в социальных сетях, никакого позитива по поводу предстоящего проекта реновации я не увидел. Более того, столичный рынок недвижимости находится практически в состоянии оцепенения: во-первых, дефицита готового жилья нет (на рынке в свободной продаже находятся 7,5 млн. кв. м жилья) и не предвидится, во-вторых, к вводу на рынок уже практически готово 2,3 млн. кв. метров. Учитывая объем вводимого жилья по проекту реновации (порядка 35 млн. кв. м, а, по другим оценкам, и все 50 млн.кв.м), это если не обрушит рынок, то серьезно подорвет позиции строительных компаний. Кстати, я об этом писал уже ранее

Здесь можно было бы сказать, что проект реновации открывает огромные возможности для застройщиков. Но по факту все они от него только проигрывают. Любому, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в строительстве, понятно, что строить отдельные дома для любого застройщика будет гораздо выгодней, чем участие в программах поквартальной застройки, которые предполагают возведение социальных объектов, благоустройство территории, организацию межквартальных проездов и т.д. При этом после публикации перечня из 4,5 тыс. домов, которые могут войти в программу реновации, стало понятно, что никаких «лакомых» кусков в плане застройки там нет, большая часть участков имеет среднюю или низкую стоимость, плюс предполагает еще и дополнительные траты на полную замену инженерных сетей, не рассчитанных на резко возросшую нагрузку из-за роста этажности строений и количества жителей, проживающих на этой территории. 

Серьезно выиграть от продажи квартир, которые останутся после переселения в новых домах, тоже не получится: в законе прописано, что квартиры должны быть точно такой же площади, как и те, из которых переселяют. Это значит, что застройщики вынуждены будут использовать проекты серий, которые пользуются на коммерческом рынке невысоким спросом, продать такое жилье будет крайне сложно, даже несмотря на то, что они будут располагаться в более дорогих монолитных домах (еще один минус для застройщиков — не удастся сэкономить на стройматериалах, использовав более дешевые панели). 

Анализируя сопутствующие факторы (рост стоимости стройматериалов, необходимость использовать в монолитном домостроении более дорогой рабочей силы и т.д.), можно прийти к выводу о том, что реальность для застройщиков в Москве действительно далеко не радужная. С рынка уходит огромное количество потенциальных покупателей (по некоторым оценкам, порядка 20 тыс. семей), которые в обозримом будущем могли приобрести новое жилье. К ним добавляются также те, кто хотел купить недвижимость впрок (например, для детей) или использовать ее как средство сохранения капитала. В условиях, когда рынок столь нестабилен, они либо вовсе откажутся от этой идеи, либо отложат ее реализацию. 

Получается, никаких выгод для застройщиков от программы реновации нет. Есть риски для всей отрасли, и они огромны…

Столичные пятиэтажки в последнее время стали одной из самых обсуждаемых тем. Мнения разделились кардинально: пока одни тихо радуются появившейся возможности сменить старое, неудобное, давно не соответствующее современным нормам жилье на современное, другие активно критикуют программу реновации, апеллируя  к понятиям частной собственности и свободе личности.

Чтобы разобраться в вопросе, нужно проанализировать все за и против, выслушать аргументы обеих сторон и уже потом принять взвешенное решение.

Аргументы тех, кто против программы реновации, на самом деле достаточно просты. Их основа понятна -это страх за непонятное будущее. Страхи усиливаются и нагнетаются разного рода политическими активистами, которые рьяно бросились поддерживать данную тему. Многие из них, к слову сказать, живут в  домах совершенно другой этажности, но так же активно выступают против сноса. Не  «за компанию», а потому что в Сети активно циркулируют слухи о том, что потом снесут и 9-этажки, и 16-тиэтажки, и «вообще все снесут».

Аргументы тех, кто за программу, на днях озвучил в эфире передачи «Эха Москвы» главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. В его доводах, в отличие от тех, кто выступает с резкой критикой программы, гораздо больше логики и фактов, чем эмоций, что, на мой взгляд, и  должно быть основной для принятия столь важных решений.

В свое время строительство пятиэтажек (например, на Беговой их возводили кварталами) стало решением одной из главных проблем Москвы: население росло, жилья не хватало категорически. Переезд из барака или из  коммуналки в собственную квартиру в пятиэтажке воспринимался как нечто фантастическое, как главная радость в жизни советского человека. По сравнению с  условиями, когда все удобства на улице, ванная отсутствует, кухня общая и т.д. – это был действительно предел мечтаний. На тонкие стены, повышенную слышимость, маленькие кухни и неудобные санузлы просто не обращали внимания, да  и сравнивать было не с чем. Государству от возведения типовых домов также был существенный плюс: во-первых, решалась острая проблема с жильем, во-вторых, приводились в порядок города, в-третьих, пятиэтажки были стандартными и  дешевыми в производстве. Говорить о том, что это жилье может иметь какую-то ценность сейчас просто смешно, и те 1,6 млн. человек, которые подпадают под программу переселения, уверен, в большинстве своем за подобное «родовое имение» вряд ли будут сильно держаться (данные соцопросов, которые показывают стабильно 75-80% поддержки, это подтверждают).

Впрочем, никто никого принуждать не будет: на «Активном гражданине» планируют запустить голосование по поводу переселения, если жители дома проголосуют против, никто никуда их расселять не будет, они останутся в  своей пятиэтажке жить дальше. После того, как ввели трехуровневую верификацию на портале (теперь нужно вводить ФИО, паспортные данные, СНИЛС) и открыли доступ к статистике, не верить данным, полученным таким образом, оснований нет. Сам метод является современным: подобным образом было организовано голосование по городским проектам в Лондоне, в Париже, Барселоне и в ряде других крупных городов мира. Кроме того, проголосовать можно будет и в центрах госуслуг «Мои документы».

Экономически проект реновации городу  выгоден, в первую очередь, благодаря эффекту мультипликации, который будет продолжаться, по оценкам специалистов, до 20 лет. Строительство – это вообще локомотив экономики, о чем написано в любом вузовском учебнике по данной дисциплине. Жаль, что противники реновации учебников по экономике в основной своей массе не читали!

Летом Москву ждет грандиозная реконструкция дорог. Стоять будет весь город. Понимаю, что это необходимо, но пробки от моего понимания никуда не денутся, поэтому, чтобы объезжать их хотя бы в теплое время года, подумываю о мотоцикле. Но и тут есть подводные камни.

Мое желание приобрести стального двухколёсного друга сталкивается с непреодолимой стеной в виде запрета ездить между рядами. Согласитесь, ездить в одном ряду с автомобилями, нивелирует все преимущества владения мотоциклом…

За право передвигаться между рядами мотоциклисты воюют не первый год. Однако, согласно вступившим в силу поправкам в ПДД об опасном вождении, такое движение как раз приравнивается именно к нарушению этого пункта: несоблюдение бокового интервала. Если же мотоциклист двигается непосредственно по прерывистой полосе, то он нарушает пункт правил 9.7 — расположение транспортных средств на проезжей части. Хотя даже эксперты признают, что у байкеров очень узкая полоса движения, поэтому «с физической точки зрения мотоцикл никогда не едет по полосе». Есть и противники такой инициативы, например, в ГИБДД считают, что разрешать движение мотоциклистам между рядами — не лучший способ улучшить безопасность на дорогах… Полоса скользкая, можно не справиться с управлением. И это правда.

Но судя по всему, скоро может наступить праздник и у ребят в шлемах, т.к. российским мотоциклистам могут разрешить ездить между рядами! Спросите, чему обязана эта инициатива? Безопасностью дорожного движения! Инициатором данного обсуждения стал глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Игорь Шувалов. 

А чтобы мотоциклисты могли спокойно выезжать впереди автомобилей – предлагают ввести отдельные стоп-линий для мотоциклистов. Так, в Москве даже должен пройти эксперимент по применению на улицах двойной стоп-линии: первая — для автомобилей, вторая с интервалом 3–5 м — для мотоциклистов. Хотя по действующим правилам велосипедисты и мотоциклисты ждут зеленый свет, стоя у одной стоп-линии с машинами, что как раз создает опасную ситуацию при старте, а не наоборот. 

Впрочем, пока поручение властей направлено лишь на проработку ситуации, и требует не внесения поправок в правила дорожного движения, а только изучения необходимости и возможности таких корректировок. Главное, что за этот вопрос таки взялись. Пока мотопарк в стране не очень велик, есть время упорядочить передвижение этой техники по дорогам общего пользования…


Краудсорсинг — это социальная технология, с помощью которой происходит мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. Звучит немного сложно, но на самом деле все очень просто. По всему миру для задач краудсорсинга работает сотни успешных интернет-сервисов и Россия не исключение…

Сегодня краудсорсинг-проекты эффективно работают на благо Москвы и позволяют привлечь москвичей к принятию решений по ключевым вопросам развития столицы. Так, на краудсорсинг-платформе Правительства Москвы  http://crowd.mos.ru/ реализовано уже 12 проектов, участие в которых приняли более 125 тысяч горожан, подавших более 80 000 идей, которые помогли повысить качество обслуживания в поликлиниках, разработать стандарт детского отдыха, создать новые маршруты наземного транспорта и многое другое. 

То, что в городе есть полезные информационные проекты, знаю давно и не понаслышке, т.к. принимаю в них самое непосредственное участие. Например, портал «Наш город» (который, кстати, уже улучшался благодаря успешно проведенному краудсорсинг-проекту в 2014 году), с помощью которого можно весьма эффективно решить целый ряд местных проблем в своем районе, воздействуя на чиновников, коммунальщиков и дорожников, или приложение для тех, кому не всё равно, что происходит и будет происходить в Москве — «Активный гражданин, где всегда можно обсудить важные для города вопросы. 

А сегодня на crowd.mos.ru стартует новый краудсорсинг-проект «Мой Mos.ru». На этот раз, москвичей призывают поделиться идеями по улучшению еще одного очень полезного городского портала mos.ru, обратите внимание.
Mos.ru — это официальный сайт Мэра Москвы. Ежедневно сотни тысяч жителей мегаполиса пользуются им, чтобы узнать новости, получить государственные услуги или посмотреть афишу культурных и спортивных мероприятий. Да что тут говорить, сам им пользуюсь и обязательно внесу ряд своих рациональных предложений.

Лично я подобные форматы общения между властью и горожанами крайне поддерживаю: чем меньше посредников в этом деле, чем больше внимания к реально важным для жителей проблемам, тем только лучше. А вы как относитесь к подобным проектам, уже подали заявку на участие? 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире