shohin

Александр Шохин, президент Российского Союза промышленников и предпринимателей

27 марта 2014

F
26 марта на совместном заседании Совета по открытым данным и Общественного совета при Минэкономразвития презентован портал открытых данных России — data.gov.ru.

В условиях, когда технология открытых данных только формируется, наличие единого портала, который за пользователя выполнит некую функцию консолидации открытых данных, безусловно, очень важно. В том числе для представителей бизнеса, поскольку бизнес может привлечь разработчиков, будет разрабатывать программные продукты. Поэтому для бизнеса это очень важный проект: как само функционирование портала, так и его будущая доработка. Безусловно, нам очень важно, чтобы сами открытые данные, поставляемые ведомствами, регионами, другими собственниками информационных ресурсов, в максимальной степени отвечали интересам бизнеса, интересам гражданского общества, хотя мы понимаем, что обычному гражданину не так просто пользоваться единым порталом открытых данных. Тем не менее и здесь мы должны иметь некую навигацию и маршрутизаторы, которые позволят выйти на более удобный для рядового пользователя информационный ресурс — приложения уже конкретных регионов, ведомств, сетей социальных учреждений, торговых точек и так далее.

Мне кажется, что здесь не только дань моде, что открытые данные — это требование современное, глобальное. Мы здесь не просто готовились отчитаться по Хартии открытых данных, безусловно, это потребность. Реальная потребность и бизнеса, и граждан. И здесь очень важно оценить эффективность портала, самого механизма открытых данных. Если окажется, что есть резервы повышения эффективности и с точки зрения массивов открытых данных, и технологий доступа к ним, то, безусловно, это повод развивать портал в дальнейшем. Поэтому я думаю, что состоявшееся заинтересованное обсуждение и с точки зрения контента, и с точки зрения технологий портала — хороший толчок, чтобы продвинуться дальше в интересах пользователей, а не только разработчиков.

Что касается востребованности открытых данных бизнесом, то она, конечно, есть, сейчас об этом тоже говорят в разных странах. Прежде всего, речь идет о доступе к финансовым данным — «открытому бюджету» — и самим технологиям доступа к информации, на основе которых строится бюджет, будь то налоговая система, система тарифов и так далее. Безусловно, понимание процесса построения бюджета одновременно облегчает возможность среднесрочного планирования бизнеса компаний, принятия тех или иных решений — инвестиционных или просто касающихся операционной деятельности. Второе — информация об инфраструктурных ограничениях или возможностях регионов, наличии там рабочей силы, о нормативно-правовой базе, которая необходима бизнесу при принятии решений — идти ли в тот или иной регион с тем или иным проектом. Это в равной степени интересно и иностранному бизнесу, и российскому. Кроме того, важно иметь информацию о всех планируемых проверках и о всех внеплановых, в том числе, например, о наличии согласования с прокурором внеплановой проверки. Бизнес часто сталкивается с тем, что внеплановая проверка происходит, и, как положено, проверяющие ссылаются на согласие прокурора, а подтверждения этому нет. Поэтому единый ресурс типа портала по проверкам и включение его и в общий портал открытых данных — это инструмент для бизнеса, чтобы отстаивать свои права в общении с надзорно-контрольными органами. Если одновременно информация о результатах таких проверок будет тоже доступна в режиме открытых данных, это резко сократит давление на бизнес. Это еще и другая тема — снятия административных барьеров и препятствий для ведения бизнеса.

Поэтому достаточно много запросов от бизнеса есть уже сейчас, и они могут появиться в будущем. Но это одновременно и требование к универсальному порталу открытых данных и к порталам регионов, федеральных министерств, ведомств или к другим единым госпорталам. Мы работу в области открытых данных начали не так давно, но ее постоянно нужно расширять, равно как расширять наборы открытых данных и технологии их использования.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) с большой заинтересованностью относится к  нарабатываемой практике функционирования системы «Открытое правительство». Сегодня мы располагаем серьезным опытом эффективного взаимодействия с Правительством РФ — нас приглашают, нас слушают. Однако в некоторых ситуациях существовавшие формальные механизмы иногда давали сбой.

Рассмотренная 16 октября этого года в системе «Открытое правительство» тема промышленной безопасности для РСПП является весьма актуальной. Действующее в данной сфере законодательство, как и сами принципы осуществления государственного регулирования и надзора за промышленной безопасностью, по нашему мнению, являются архаичными, так как формировались они еще до рыночных отношений в России. Необходимость серьезного реформирования данной сферы неоднократно отмечалась экспертами созданного в 2010 г. Комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности (Сопредседатель Комитета Андрей Анатольевич Козицын). Как, впрочем, и другими промышленными комитетами и комиссиями РСПП.

Указанные рабочие органы РСПП предоставили для участия в работе над изменениями в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» необходимых экспертов, которые, хоть формально и не входят в Экспертный совет при Правительстве России, обладают необходимыми компетенциями и опытом.

Оценивая итоги проделанной работы, можно отметить, что достигнут консенсус. Во-первых, это свидетельствует о том, что экспертный потенциал РСПП был востребован, а во-вторых, о том, что мы можем двигаться дальше, вместе с Открытым правительством ставить и решать другие важные для бизнеса и отечественной экономики задачи.

Сегодня затраты на обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, которые основаны на уставших технологиях, обходятся промышленности России очень дорого. Новые технологии формально применять нельзя. Если есть противоречие со старыми нормами, то неизбежен запрет на эксплуатацию. Изменения, согласованные в рамках совместной работы с Ростехнадзором под эгидой Открытого правительства и предлагаемые в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривают при строительстве новых объектов возможность отступления от устаревших требований документов Ростехнадзора в целях применения современных методов проектирования, строительства и эксплуатации опасных производственных объектов. В частности, в проектную документацию включается обоснование безопасности объекта, с оценкой риска, пределами и условиями его эксплуатации. Этот документ становится единственным источником требований для данного предприятия, в том числе при принятии в эксплуатацию и проведении мероприятий по надзору.

Таким образом, признаётся презумпция добросовестности бизнеса – если компания инвестирует миллиарды в новое производство, то она больше всех заинтересована в его безопасном функционировании. Вместе с тем, практическая реализация этих положений потребует дальнейшей серьезной работы над федеральными нормами и правилами, устанавливающими требования безопасности и параметры допустимого риска для отдельных отраслей.

Кроме того, исключается обязанность компаний проводить экспертизу промышленной безопасности документации на капитальный ремонт. Практически капитальный ремонт – это приведение объекта в соответствие проектным параметрам и предмет для экспертизы отсутствует. Экспертиза в данном случае является серьезным административным барьером, существенным образом увеличивающим временные затраты, одновременно являясь источником коррупционных рисков и дополнительных финансовых затрат.

Данная новация сократит объём экспертиз примерно на 25%, позволит уменьшить количество согласований и документации при капитальных ремонтах.

В связи с этим хотел бы ещё раз подчеркнуть ожидаемую совокупную экономию. Без снижения безопасности, используя передовые решения можно, по экспертным оценкам, только в переработке нефти и газа экономить около ста миллиардов рублей в год. Другие крупные промышленные проекты – шельфовые разработки, развитие металлургических производств, химии и нефтехимии,  — средний и  малый бизнес будут ориентировочно способны сберечь до 1 триллиона рублей в год. Это существенно повышает конкурентоспособность российских производителей, позволяет им расширять инвестиционные программы и создает базу для реализации социальной ответственности бизнеса.

Следует отметить тот факт, что принятие изменений принесет не только прямой эффект для бизнеса, который осуществляет программу модернизации своих производств. Прежде всего, изменения станут стимулом развития смежных отраслей. Отечественный бизнес при модернизации производств сможет заменять неэффективные ресурсоемкие технические решения на соответствующие компенсирующие инженерные решения.

Одновременно бизнес будет формировать спрос на высокотехнологичную продукцию, в том числе отечественных машиностроения и приборостроения, электронной промышленности.

По мнению РСПП, еще одной важной темой, которая достойна обсуждения в рамках открытого правительства, является обязательное страхование опасных объектов. По экспертной оценке из  8 млрд. руб., собранных страховыми компаниями в качестве страховых премий, выплачено в возмещение вреда только  70 млн. руб. В этих условиях надо либо срочно пересматривать страховые тарифы, либо оставить обязательность страхования, а тариф отдать на регулирование рынку. Тогда интересы граждан будут защищены, а расходы промышленности отрегулирует рынок – опасные производства будут платить больше, современные (модернизированные) меньше (не на 20— 30-40%, а в разы). Это – дополнительный стимул к модернизации и современный инструмент регулирования.

Кроме того, необходимо продолжить совместную работу с законопроектом об экологическом нормировании. На днях его должны представить в Правительство РФ  в редакции ко второму чтению в Госдуме РФ. Но бизнес пока против, хотя общее понимание, как и в случае с промышленной безопасностью, есть – все признают, что негативное воздействие надо снижать, что инструменты экономического стимулирования надо применять и что технологическое нормирование необходимо развивать.

РСПП готов к продолжению диалога для поиска взаимоприемлемых решений по столь чувствительным для бизнес-сообщества темам.
Активизировались разговоры о том, как не допустить такого рода технологических аварий…
Мы, как бизнес-сообщество, активно участвуем в этих консультациях…
Бизнес заинтересован в том, чтобы точно знать как повлияет единое таможенное пространство на положение отраслей и ситуацию на рынках…
Об инновационном форуме малого и среднего бизнеса.
О тарифах на жилищно-коммунальные услуги.
Последнее время участились разговоры о том, какой обменный курс рубля способствует росту Российской экономики.
И здесь сложилось две партии: партия сильного рубля и партия слабого рубля…

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире