16:18 , 13 мая 2017

Сила и бессилие судьбы. За что Дж. Верди получил орден от русского императора.

Мировые премьеры все чаще становятся поводом для сенсаций. А те, что происходят на Ближнем Востоке вызывают особый ажиотаж, проходят при полных аншлагах и сборе всего бомонда и местных элит. Еще бы это было бы не так, ведь на сцене происходит тоже, что за стенами театра — кровавые войны, борьба за власть, предательство и крушение человеческих судеб. 

В мае в Тель-Авивской опере дают «Силу Судьбы» Джузеппе Верди.  Дирижер – музыкальный руководитель Израильской Оперы, маэстро Даниэль Орен. Постановка — знаменитого итальянского постановщика Пьера Франческо Маэстрини.

«Сила судьбы» — это трагедия мести, доведенная до абсурда. Единственная опера Верди, написанная в 1861 году специально для русского театра, по заказу Санкт-Петербургской дирекции императорских театров на либретто Франческо Марии Пьяве по драме «Дон Альваро, или Сила судьбы» Анхеля Сааведры и по сценам из трилогии Фридриха Шиллера «Валленштейн» — музыкальная драма, полная страстей, где чувствуется мрачное дыхание судьбы.

В 1861 году Верди прибыл в Петербург для разучивания с итальянской оперной труппой партий «Силы судьбы», но из-за болезни знаменитой сопрано Эммы Лагруа, которая должна была исполнять партию Леоноры, Верди отложил постановку до осени 1862 года. Великий композитор просил ангажировать в Петербург молодую одаренную певицу Каролину Барбо. В итоге, премьера состоялась 10 ноября 1862 года в Большом Каменном (Мариинском) театре столицы Российской империи. В спектакле, роскошно оформленном А.Роллером, пели солисты итальянской оперы. А  император пожаловал композитору орден Св. Станислава 2-й степени.

Хотя русская критика была весьма сурова. Русскую общественность возмутил сам факт заказа оперы иностранному композитору при полном пренебрежении отечественной музыкой, тем более что на постановку была израсходована огромная сумма. «Journal de St.-Petersbourg» писали: «Композитор хотел, чтобы во всей его опере чувствовалось властное дыхание судьбы… Основная мелодия — короткая и мрачная; она развивается таким образом, что заставляет вздрагивать от волнения, словно тень простерлась от крыльев ангела смерти, ожидающего на дороге вечности». Из-за мрачности сюжета и сложности музыки опера выдержала в Санкт-Петербурге только 19 представлений.

Композитор отнесся к этому критически: последующие постановки в Риме и Мадриде убедили его в необходимости внесения изменений в партитуру. Через семь лет была создана новая редакция музыки и либретто.


Желая разрядить атмосферу мрака и отчаяния, Верди изменил развязку, написал новую увертюру, перестроил массовые сцены, заново сочинил часть финала. Премьера новой «Силы судьбы» состоялась 20 февраля 1869 года в Милане в театре «Ла Скала». Именно этот вариант пьесы стал наиболее распространенным в мировом оперном репертуаре и с тех пор опера не сходит с театральных сцен мира. В этой версии «Сила судьбы» прозвучит и в Тель-Авиве.


Кстати говоря, «Сила судьбы» долгое время оставалась не самой популярной оперой Верди. Возрождение ее наступило в XX веке — может потому, что в ее сюжете сильна роль фатума, мистическая составляющая. Разгадать, в чем именно заключался тайный замысел Верди, оказалось непростой задачей «Сила судьбы» – одна из самых сложных опер Верди, как для исполнителей, так и для постановщиков. Судьба властвует над людьми, и мы всегда бессильны перед ней.

При этом «Сила судьбы» – одна из самых пафосных, драматически насыщенных, кровавых и страстных опер в творческом наследии Верди. Непредвиденные стечения обстоятельств, острые конфликты и неимоверная череда смертей сопровождают оперу на всем ее протяжении. Сам композитор не раз признавался: «Я мечтаю о новых больших, красивых, разнообразных, смелых сюжетах, причем предельно смелых». В «Силе судьбы» накал страстей зашкаливает за все мыслимые пределы, рискуя обернуться тотальным крахом по неумолимой воле рока, когда шальная пуля приводит в движение череду убийств.


Итальянский постановщик Пьер Франческо Маэстрини уже сотрудничал с Израильской оперой: в 2003-м году он поставил в Тель-Авиве «Набукко» Верди. Он автор многих оперных постановок в Италии и в мире – в основном опер итальянских композиторов, в том числе практически всех опер Верди.


Маэстро Даниэль Орен безусловный авторитет в мире оперного искусства не только на Ближнем Востоке.

Обладая природным талантом, Даниэль Орен развил свой особый интерес к опере, благодаря великому Леонарду Бернстайну. В тринадцатилетнем возрасте он солировал «Чичестерских Псалмах», исполнявшихся в честь открытия Израильского телевидения в 1968.

Свое музыкальное образование Даниэль начал еще в раннем возрасте, обучившись не только игре на фортепиано и виолончели, но и пению и гармонии. Затем Маэстро Орен совершенствовал свое дирижерское образование в Европе. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна.

После дебюта в США, его репутация утвердилась и в Италии. Он стал постоянным дирижером в Риме, в театрах Сан-Карло в Неаполе и в Карло Феличе в Генуе, а затем музыкальным руководителем в Театре Верди в Триесте. Продолжая успешные выступления в итальянских театрах, он тесно сотрудничает с влиятельными театрами мира, в том числе Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, с Венской государственной оперой, театром Колон в Буэнос-Айресе, с Токийской Оперой, с Оперой Бастилии в Париже… Помимо своей любви к опере, Орен посвятил себя симфонической музыке, дирижируя с огромным успехом оркестром Академии Санта Чечилия в Риме, Флорентийским Оркестром Маджио Музикале, Израильским Филармоническим, Берлинским Филармоническим и оркестрами радиовещания Монако, Кельна. Его участие в постановке оперы Дж. Верди «Набукко» по случаю открытия сезона Новой Израильской оперы в декабре 1994 года представляет поворотный момент в его карьере. Орен как музыкант считает, что музыка является лучшим средством для достижения мира, терпимости и единственным языком, который объединяет всех. Он является художественным руководителем театра Верди в Салерно.

 

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире