07:53 , 19 апреля 2017

Турция и Россия идеологически и внутриполитически идут параллельными курсами

Разбирая свои материалы,  наткнулся на свою небольшую статью «Господский идеал власти». Когда я ее писал в 2013 году, то не думал, что ее актуальность со временем будет только увеличиваться, но кажется, так оно и есть. Особенно неожиданно, что события и вызовы гражданскому обществу в России развиваются в последний год как бы в параллель событиям последнего года в Турции, где Эрдогану  только что удалось победить на референдуме, чтобы наконец «снизить» роль гражданского общества и парламентских институтов в Турции и увеличить роль президентской власти и полиции, что происходит и в современной России. Интересно также, что победить на референдуме об увеличении своих властных полномочий Эрдогану удалось в опоре на поднявшееся в Турции после попытки его военного свержения массовое, антизападное неиндиивидуализированное и инспирированное властями движение, апеллирующее к необходимости противостояния западу, укрепления государства и роли лидера государства, к возрастанию роли религии в общественной жизни . Все это очень сходно по-моему с событиями в России после российской агрессии против Украины, присоединения Крыма и участия российских военных в войне в Сирии на стороне Асада .

Как мне кажется, процессы укрепления личной власти президентов России и Турции, опирающиеся и находящие поддержку в неиндивидуализированных, массовых, псевдопартиотических , псевдонациональных и даже формально-религиозных потребностях и настроениях людей — очень схожи в России и Турции и противостоять этому «Господскому идеалу» властвования должна и может идейно прежде всего интеллигенция и что этот господский идеал власти и есть сегодня главный вызов для российской интеллигенции (для части ее) .

Об этом и была написана в 2013 году моя статья «Господский идеал» . 
Вот ее текст : 

«08 февраля 2013

Господский идеал

Недавно московский патриарх и российский президент почти одновременно высказались по идеологическим вопросам. Направленность их высказываний определенно совпадает, и говорили они об одном и том же идеале.

Патриарх 24 января 2013 г. на открытии Рождественских чтений в Кремлевском дворце съездов сказал: …. «За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых классах, родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России.

Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий «светскости» государства, а также оказания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».
 См. http://mroc.otdelro.ru/content/618.html

Президент 1 февраля 2013 года на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ в Храме Христа Спасителя сказал: «…РПЦ и другие религии должны получить право больше участвовать в общественной жизни, это позволит сохранить светский характер государства, не допуская вульгарного понимания этого понятия. ….Религиозные деятели должны стать духовными наставниками в таких сферах, как «поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил». http://www.polit.ru/news/2013/02/01/religion 
Хочется все-таки понять — к чему устремлена и что предлагает обществу и людям идеология, логика и перспектива настойчиво развиваемых президентом и патриархом церковно-государственных отношений? Откровенно, подробно и интересно прописанный идеал и картина будущего (будущей) России на базе национально-государственно-религиозной «симфонии» и тесных церковно-государственных отношений уже разработан, с ним может познакомится каждый желающий. Чтобы понять и узнать, в чем заключается этот идеал достаточно открыть в Интернете и почитать «Букварь Городской Руси» . Этот «Букварь» был создан Институтом национальной модели экономики под руководством Виталия Найшуля и опубликован на сайте портала Полит руhttp://www.polit.ru/article/2006/02/02/bukvar . 
Уважаемые читатели, знакомство с моделью будущей (будущего) России займет у Вас по «Букварю Городской Руси» 10-15 минут, но содержание «Букваря» того стоит! За недостатком места могу привести здесь только перечень разделов: «Царь», «Русские люди. Околоток. Благолепие», «Земля. Единство», «Отечество.Слава», «Русь.Благоденствие», «Суд. Правда», «Церковь. Благочестие», «Держава. Добродетели», «Царство. Мир», «Русский человек», «Другие люди». В этом тексте квинтэссенция всего, что уже сказали и чего пока не говорят, но чего нам в будущем, по всей видимости, непременно скажут и патриарх и президент. Авторам «Букваря Городской Руси» удалось создать яркую, логически довольно полную и выстроенную, целостную картину всего комплекса общественных отношений, норм поведения, государственного порядка наступления которого в России они сами и, думаю, патриарх и президент хотят и желают. Описанные в «Букваре» общественные отношения, общественная мораль, государственный порядок поразительно созвучны идеологии и идеалу будущей (будущего) России, который президент и патриарх настойчиво реализуют и пропагандируют и куда тихой сапой постепенно вписывают и загоняют каждого жителя страны независимо от его желания.

Где найти и как воспользоваться «стоп-краном», с чем и с какими словами интеллигенции (диссидентской, неконформистской) следует обратиться к людям, к народу, к обществу, чтобы освободить себя, Россию, каждого человека от морока национально-государственно-религиозной идеологии, а заодно и от президента и патриарха, проповедующих и исповедующих господские идеалы?

Самый лучший ответ на этот вопрос (из известных мне) дает в своих «Мемуарах» Салман Рушди. Позволю себе привести этот ответ (читатель может прочесть его полностью на стр.492-493 упомянутой книги мемуаров изданной на русском языке в 2012 г. ). Прошу прощения за размер цитируемого отрывка. Этот выстраданный Рушди простой, благородный и умный ответ стоит того. Убедитесь в этом сами:

«В сердцевине спора по поводу «Шайтанских аятов» стоит вопрос чрезвычайной глубины и важности: кому должна принадлежать власть над повествованием? Кто имеет – кто должен иметь право — не только рассказывать истории, с которыми и в которых мы все живем, но и определять, как – эти истории можно рассказывать? Ибо рядом с этими с этими историями — с так называемыми великими повествованиями – и внутри них живет каждый из нас. Нация – одна история, семья – другая, религия – третья. ..Есть единственно верный ответ на этот вопрос: такое право имеют — или должны иметь – все без исключения. Мы все должны иметь возможность требовать великие повествования к ответу, спорить с ними, высмеивать их, настаивать, чтобы они изменялись, отражая меняющееся время. Мы должны быть вольны говорить о них почтительно, непочтительно, страстно, язвительно – как угодно. Это наше право как членов открытого общества. …..В свободном обществе дискуссия по поводу великих повествований не утихает никогда. Дискуссия и есть свобода. А вот в закрытом обществе те, кому принадлежит политическая или идеологическая власть, неизменно стремятся пресечь эти споры. Мы расскажем вам всю историю, говорят они, и мы вам объясним, что она означает. Мы вам объясним, как эту историю надлежит рассказывать, и вам запрещается рассказывать ее по-другому. Если вам не нравится, как мы ее рассказываем, вы – враги государства или верооступники. У вас нет никаких прав. Горе вам! Мы явимся по вашу душу, и вы узнаете, какова цена вашего отщепенства».

Поскольку власть над тем, как и кто имеет право рассказывать великие повествования о православной религии и церкви , о их роли в жизни нации и государства, о том, какую роль религия и церковь играла прежде и играет сегодня в России «нахрапом» присвоили себе Путин (правящая государством верхушка) и Кирилл (верхушка РПЦ), то чтобы освободить себя, общество и народ от идеологического (а затем и политического подчинения) господским , корыстным интересам нечестных правителей, интеллигенции — учителям, преподавателям ВУЗов и т.д. — необходимо и достаточно подвергать сомнению, и свободно, честно и нелицеприятно обсуждать все, что говорится в школах и публикуется в СМИ по поводу основ православной культуры, роли православия в российской истории, роли православия в формировании национального характера и т.п.. Этого будет ДОСТАТОЧНО.»

Юрий Самодуров, 4-6 февраля 2013 года.»

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


danko_ 19 апреля 2017 | 08:26

Как рассказывал Пугачев, впервые уже в статусе президента приведшего Путина в храм, тот узнав сколько в России православных и что через РПЦ на них можно влиять.
Алексий, правда, отказался принять Путина. И вскоре после его внезапной смерти у Гундяева возникло полное взаимопонимание со своим гэбэшным коллегой.
И РПЦ, объявившая своей главной задачей воспитание рабского сознания населения, выполняет задачу ту в духе Кремля.


aleks50 Алексей Клубников 19 апреля 2017 | 08:27

В московском округе только 23,4% родителей выбрали Основы православной культуры. Оно и понятно. В Москве выше уровень образованности , чем в деревне Гадюкино. Меньше затхлости средних веков с их маразмом и мракобесием, странно , что там нашлись и эти то проценты. Хотя если учителей , этих безропотных рабов власти обязали считать, то они как и на выборах могли накрутить цифирку в сторону какую им указали.


wowagera 19 апреля 2017 | 16:33

Гундяев старается..Скоро ему должны присвоить звание генерал-майора фСБ.. Вот он и роет землю..

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире